Профессор Любен Пражков: "Каждый новый раскрытый фрагмент сулил нам новое маленькое чудо"

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 13 января 2004 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40536.htm

/p>

ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ ЛЮБЕНОМ ПРАЖКОВЫМ, ОСНОВАТЕЛЕМ ШКОЛЫ ЦЕРКОВНОЙ РЕСТАВРАЦИИ В БОЛГАРИИ

В далеком 1968 г. начинающий реставратор Любен Пражков работал в Рильском монастыре. Как-то к нему подошел священник из города Рила и сказал: "Давай к нам, Любчо! У нас церковь тоже старинная!" Пражков приехал, осмотрел храм, ковырнул штукатурку на стене и обомлел - нижний слой, по-видимому, довольно древний. С этого момента и до начала финансирования реставрации, раскрывшей фрески XI-XII вв., в 1995 г. прошло 27 лет.

За последниие три-четыре десетилетия реставраторы открыли несколько уникальных средневековых памятников на территории современной Болгарии. В научный обиход были введены ротонда св. Георгия в Софии (Х,ХІІ,XIV вв.), церкви св. мч. Дмитрия в с. Паталеница (ХІІ в.), св. Иоанна Богослова Земенского монастыря (ХІІ в.), в Колуше (ХІІ в.), базилика свт. Николая в Мелнике (ХІІ-ХІІІ в.), раскрыты фрески в храме Севастийских мучеников в Велико Тырново (1230 г.), фрагменты живописи в Боянской церкви (1259 г.), росписи в соборной церкви в с. Иваново (ХІІІ-ХІV в.), в часовне Хрелевой кулы Рильского монастыря (1335 г.) и многие другие. В результате продолжительных и сложных реставрационных работ были обнаружены неизвестные части ансамблей Драгалевского (1476 г.), Кремиковского (1493 г) и Илиянского (1550 г., ХVІІ в.) монастырей, храмов св. Петки в Несебре, св. Дмитрия в Арбанаси (оба ХVІІ в.).

 Михаило-Архангельская кладбищенская церковь в Риле
Михаило-Архангельская кладбищенская церковь в Риле
Самым потрясающим открытием последнего десятилетия стала живопись кладбищенской церкви арх. Михаила в г. Риле, в 20 км юго-западнее Рильского монастыря. В плане это крестово-купольный храм типа вписанного креста, типичный для Балкан в ХІІ-ХІV в. В ХVІІІ-ХІХ вв. церковь перестраивалась (тогда уничтожили западную стену, а интерьер покрыли изображениями в стиле эпохи Возрождения). При обследовании и зондаже выяснилось - на северной стене под поздней живописью скрывается слой более ранних фресок. Это открытие посчастливилось сделать профессору Любену Пражкову - основателю школы реставрации в Болгарии.

Любен Пражков родился в 18 июля 1931 года в с. Полски Сеновец Великотырновского района. В 1957 г. завершил факультет живописи в Художественной Академии в Софии.

- В школе я и не думал о живописи и реставрации. Мечтал учиться литературе, но плохо было с математикой, и я не получил аттестата о среднем образовании. Единственное место, куда я мог поступить без аттестата - Художественная Академия.

С 1959 г. и до 1962 г. Л. Пражков работал в Народном Институте Памятников Культуры (НИПК) по теме реставрации и консервации средневековой живописи.

Там я прошел хорошую школу - учился по книгам и, главное, из бесед с приезжавшими в Болгарию иностранными учеными. В мои обязанности входило сопровождать их при осмотре наших памятников. Я помню, как повез Х.Плендерлейта, открывшего гробницу Тутанхамона, в Казанлык (IV в до н.э.), на фракийскую гробницу. Зайдя внутрь, он улегся на пол прямо в роскошном костюме. Я ему говорю: "Сэр, возьмите мой мантель" -"Молодой человек, мой костюм не стоит ничего перед этим чудом".

Аспирантуру окончил в Москве (1962-1965) и в 1967 г. защитил диссертацию под руководством всемирно известного историка искусства В.Н. Лазарева.

Наше знакомство с В.Н. Лазаревым состоялось так. Я тогда работал в НИПКе. Незадолго до византийского конгресса в Охриде (1962), уже знаменитый византинист В.Н.Лазарев во всеуслышание объявил болгарское искусство провинциальным и не особо интересным. При этом он опирался на снимки фресок Боянской и Земенской церквей, имевших в то время действительно не лучший вид вот по какой причине. Византийский конгресс в Охриде в 1934 г. проходил под покровительством болгарского царя Бориса, отца нынешнего царя Симеона. Вышло распоряжение подготовить два этих памятника для показа иностранным делегациям. Реставрации тогда в Болгарии не знали. К.Цонев, которому было поручено подготовить храмы для посещения византологов со всего мира, взял книгу проф. Максдернера и прочитал рецепт: "Если хотите освежить и законсервировать фрески разогрейте на огне пчелинный воск, скипидар, лак и нанесите на поверхность." Так живопись была испорчена. Так вот, в 1961 г. В.Н.Лазарев приехал к нам, чтобы de visu обследовать памятники. Когда мы пришли в Бояну, я включил ультрафиолетовую лампу, подаренную мне поляками, и тут Лазарев ахнул, увидев, как разделились границы подлинной живописи и наносного слоя. На следующий день раздался звонок моего начальника: "Любо, гости без тебя и без твоей лампы никуда не хотят". При расставании В.Н.Лазарев оставил свой московский телефон. А я, приехав в Москву с направлением в аспирантуру, первым делом набрал его номер: "Я приехал в аспирантуру" - "Я Вас беру!" Экзамен принимали М.А.Ильин, В.Н.Лазарев и В.В.Филатов. После моего ответа М.А.Ильин перекрестился: "40 лет экзаменую людей, которые рассказывают о том, чего никогда не видели, впервые вижу человека, который всюду уже побывал."

Большая часть творческой биографии Л.Пражкова связана с Художественной Академией и преподаванием дисциплин техники живописи и реставрации, истории византийского и староболгарского искусства, иконографии. В 1974 г. он возглавил кафедру "Консервации и реставрации", которой руководил на протяжении 20 лет. В 1982-85 гг. был деканом факультета прикладных искусств. В 1992 г. ввел практическую специальность "Иконография" (икона, стенная живопись, мозаика) на богословском факультете в Тырново, которым руководит и по сей день.

 Святой Дамиан
Святой Дамиан
- Каким главным принципам реставрации Вы учите своих учеников?

- Первое, это невмешательство и сохранение автентичности. Ретушировать и тонировать нельзя ни в коем случае! Ведь взгляды людей на памятники и художественные вкусы изменяются. Мы должны оставить памятник в его первозданном виде. Самая большая ошибка, когда художников, у котрых руки чешутся что-нибудь добавить от себя, допускают к реставрации. Второе, я всегда говорю, если нет возможности довести дела до конца - не берись. Сотни лет лежало и еще несколько десятилетий пролежит.

Л.Пражков проходил стажировки в России (реставрационные мастерские Эрмитажа, Русского музея), Польше (консервационные мастерские Кракова и Варшавы), Франции (Лувр), Италии (Международный центр по консервации), Испании (Прадо) и других странах. С 1960 г. участвовал в качестве реставратора и руководителя работ в ротонде св. Георгия в Софии, в церквях Кремиковского и Земенского монастырей, Хрелевой кулы (1965-71), фракийской гробницы в Казанлыке (1972-73), церквей Рождества Христова в Арбанаси (1977-80) и арх. Михаила в Риле (1994-2001), реставрировал многие средневековые иконы из Рильского монастыря, В.Тырнова, Русе и др., произведения масляной живописи более позднего периода болгарских и иностранных художников.

Организатор и участник международных конференций в Софии и разных городах мира, автор многих научных монографий (Хрельовата кула, 1978; Църквата Рождество Христово из Арбанаси, 1979; Български икони, 1985; Български манастири [в соавт. С Е.Бакалова, Ст. Бояджиев], 1992, 1997) и статей, редактор сборников и каталогов, сценарист для многих научно-популярных и документальных фильмов по средневековому искусству Болгарии и Св. Горы Афон - и все это один человек Любен Пражков!

С 1997 г. - пенсионер, однако продолжает преподавать теорию искусства в Академии Художеств, и объявил новые курсы "Балканские маршруты" и "Средневековые болгарские монастыри" на факультете туризма Нового Болгарского Университета; по-прежнему руководит реставрационными работами в Риле, готовит монографию, посвященную рильской церкви; возглавляет отделение "Иконографии" на богословском факультете в В.Тырново. Является заслуженным профессором, доктором, заместителем председателя Национального Совета по охране памятников культуры в Болгарии.

Однажды вечером, гуляя с моей подругой Моккой Бойкикевой по Софии, мы зашли к ее другу - Любену Пражкову, увлеченно проговорили около часа о "рильском чуде" и условились отправиться Рилу вместе. В один из августовских дней состялось наше путешествие.

- Профессор Пражков, сохранились ли письменные свидетельства о церкви архангела Михаила?

- Источников крайне мало. Наиболее раннее упоминание встречается в грамоте царя Ивана Шишмана (1378 г.), где перечислены владения Рильского монастыря. Однако очевидно, что храм построен гораздо раньше.

По дороге останавливаемся в Орлице, на подворье святых Петра и Павла (1491 г.), расположенном неподалеку от Рилы. Фрески открытого нартекса повествуют о жизни и успении прп. Иоанна Рильского. Одна сцена иллюстрирует сюжет из Жития святого, когда царь Петр, сын Симеона, в 30-е гг. X в. хотел встретиться с прп. Иоанном и направил ему чашу, наполненную золотыми монетами. Иоанн золото вернул, сказав, что золото пригодится ему для войска и устроения гражданских дел, а чашу оставил себе на молитвенную память. Другой цикл изображает процессию с мощами святого, останавливавшуюся здесь в 1862 г. на несколько дней по дороге из Софии в Рильскую обитель.

 Неизвестный преподобный
Неизвестный преподобный
- Мощи Ивана Рильского находились в Рильском монастыре не всегда. Источники довольно противоречиво представляют картину перенесения мощей. В прологе Драгановской Минеи, написанной при царе Иване-Асене (1218-1241), сообщается, что вскоре после успения (пам. А. 18/1) Иоанна его мощи были положены в Рильском монастыре, а затем царь Петр (927-969) отправил их с почестями и похвалами в Средец (совр. София -А.Н.), где положил в новоотстроенный храм. В Хронике византийского историка Скилицы сообщается о многих исцелениях и чудесах от мощей святого. При византийском императоре Андронике І Комнине, правившем Болгарией, венгерский царь Белла ІІІ увез чудодейственные мощи в свою столицу Гран (совр. Естергом-А.Н.), где они находились до 1187 г., когда дипломатическим путем были заполучены обратно. В 1195 г. царь Иван-Асен І (1186-1196) после восстания и образования Второго Болгарского Царства перенес мощи святого в В.Тырново. Во второй половине XIV века, когда над Балканами вновь нависла турецкая угроза, мощи укрыло тырновское духовенство от поругания мусульманами. В 1469 г. при игумене Рильского монастыря иеромонахе Давиде в обитель приехал священник из Пловдива и сказал, что видел мощи в Тырново. Тогда братия монастыря обратилась за помощью к вдове султана Мурада ІІ - Марии, она вымолила у своего сына Мухамеда ІІ распоряжение о передаче святыни монахам. По дороге процессия останавливалась в г. Средец, где пять-шесть дней мощи пребывали в ротонде св. Георгия, а 29 и 30 июня оставались в Орлице. 1 июля 1469 г. рака преподобного прибыла в монастырь.

- Сохранились ли, какие-то следы почитания святого в годы его отсутствия в монастыре?

- Несмотря на то, что с XI по XV век мощей в монастыре не было, память святого чтилась - именно тогда составлено т. н. Народное Житие. К времени правления царя Ивана-Асена Второго (1218-1241) относится написание нового Проложного Жития и новой Службы. 1335 г. датируется его изображение в Хрелевой Куле. В XIV в. святой почитается повсеместно - появляются его изображения в Боянской церкви (XIII в.), в Земенском монастыре (1360 г.). Таким образом, как Вы видите, церковь арх. Михаила, стоявшая на паломническом пути в Рилу, сохраняла актуальность своего назначения, т.к. прп. Иоанна почитали и во времена отсутствия его мощей в Рильском монастыре.

- Профессор Пражков, что Вы испытали, когда первые фрагменты древней живописи стали показываться из-под верхнего слоя?

- Мы забыли о сне и о еде. Если начинали работать над одним образом, то уже не останавливались до тех пор, пока не открывался весь лик. Каждый новый фрагмент сулил нам новое маленькое чудо.

 Святитель Василий Великий
Святитель Василий Великий
- А что изображено на фресках?

- В алтаре - в апсиде святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, мелисмос (композиция, распространившаяся, по мнению Г.Бабич, в конце XII в.), или раздробление агнца, выше во втором регистре - убрус с Христом - Эммануилом (до пояса) с благословляющей десницей и св. апостолы Петр и Павел по сторонам от него в рамках, на своде Вознесение, в боковых алтарных компартиментах - свт. Николай, прп. Патапий, на предалтарних столбах - Благовещение, остатки Преображения, Лонгин воин из Снятия с креста, на стенах и колоннах - святые Феодор Стратилат, Димитрий, преподобные Антоний, Евфимий Великий, царь Константин

- Что Вы можете сказать о художественном стиле?

- Абсолютный аналог я нашел пока только для Иоанна Златоуста в ц. Георгия Хостос в Линдосе на о. Родос. Это византийский стиль, характерный монументальной живописи комниновского периода (XI-XII вв.).

- Когда же, по Вашему мнению, построена церковь и выполнены фрески?

- И по историческим, и по стилистическим соображениям, храм был построен и расписан в промежуток от 80-х гг. XI века до 80-х XII века, когда Болгария, как вы помните, входила в состав Византийской империи (1018-1195 гг. -А.Н.).

- Как складываются в Болгарии отношения между церковной и государственной музейной собственностью?

- Учитывайте, что таких проблем, как у вас здесь не было и нет. Монастыри всегда принадлежали Церкви. Раз государство дает деньги на реставрацию, Церковь обычно не препятствует проведению этих работ. Однако, реставраторам не всегда удается договориться с духовенством. Например, в Риле очень трудно - сменилось священноначалие, и реставраторов перестали допускать к работам, приходилось возвращать государству целевые деньги.

 Роспись Хрелевой Кулы
Роспись Хрелевой Кулы
- Почему в Болгарии памятники находятся в такой плохой сохранности, и почти у всех фресок повреждены глаза? Турки виноваты?

- За памятниками никто не следит. Церкви зимой не отапливаются, а летом не охлаждаются при довольно резких атмосферных перепадах температур: зимой -25 0С, летом на солнце +65 0С. Однажды я видел фрески Хрелевой Кулы, покрытые инеем и льдом. Что касается сколотых глаз, то здесь действительно видны следы турецких копий и мечей. Но есть в Болгарии еще и такое народное поверие. Пятнадцать лет тому назад я реставрировал росписи в церкви Рождества Христова в Арбанаси. Перед изданием книги я сидел в алтаре за иконостасом и проверял свои тексты, в храме - никого, тишина. Вдруг слышу шорох. Выглядываю в храм - бабушка на стульчике стоит и глаза у фрески ножом соскабливает. Я подскочил, накинулся на нее: "Что Вы делаете?" Она обомлела - подумала, что сам Бог спустился с небес, сразу на колени, заплакала: "Прости, милый, внучка моя болеет глазами, а мне сказали, то если от иконы взять краску, сделать отвар и приложить к больному месту, поправится".

Солнце жарит. Мы сидим на скамеечке возле входа в церковь и рассуждаем о местных болгарских православных традициях. Профессор вспоминает: "Я родился в Полском Сеновце неподалеку от Велико Тырново. Маленький был. На Крестовдень (14 сентября) в школе нас всегда отпускали на каникулы на две недели - время сбора винограда. Я помню, что первыми на поле всегда выходили женщины, они собирали гроздья. Приносили домой и высыпали их в чаны. Бабушка мыла ноги мужщинам трижды, и только после этого они начинали давить виноград. Перед этом дед впихивал меня в бочку на 1000 л. и давал молоточек для очищения винного камня со стенок. Хороший ли сок для вина, проверяли так: бросали яйцо - утонет - неважное вино будет, нет - хорошее. Недавно рассказал об этом способе своему другу-виноделу. "Так мы до сих пор так проверяем!" Затем на палочку насаживали орехи, погружали их в виноградный сок, а затем высушивали - так приготавливали лукум. С виноградом и виноделием у нас связаны несколько праздников - Преображенье, когда освящают плоды винограда, Трифоновден -впервые подрезают виноградные ветви и Никулден. В этот день открывают первую бочку вина.

- Когда Вы предполагаете завершить реставрацию?

- Несмотря на все препятствия, мы уже раскрыли практически все, что было возможно, сейчас финальный этап. Я работаю над монографией по итогам реставрационных работ.

1.Хрельовата кула. История, архитектура, живопис. С., 1973
2. Църквата "Рождество Христово" в Арбанаси. С., 1979.
3. Български икони. Развитие, технология, реставрация. С., 1985
4. Паметници на културата на Света гора-Атон. С., 1987.
5.Прашков Л., Бакалова Е., Бояджиев Ст. Манастирите в България. С., 1992
6. Прашков Л., Божилов Ив., Тулешков Н. Български манастири. С., 1997
7. Българската монаментална църковна живопис през 18-19 век. В.Т., 1998
8. Икони от България. IX-XV в. С., 2000

1.1000 години българска икона - Каталог на изложба. София (1976), Париж, Санкт-Петербург, Москва, Берлин, Виена, Варшава, Мюнхен, Брюксел, Лондон и Рим
2.Сокровищата на Рилският манастир. С., 1980
3. Schаtze des Rila-Klosters. Stuttgart, 1981
4. L'art bulgarie du IX-e au XIV-e s. - In: Tresors d'art medieval Bulgarie VII-e-XVIe siecle. Geneve, 1998.

1. Л. Прашков, Новооткрити стенописи от края на ХІІ - началото на ХІІІ век в гробищната църква в гр. Рила // Проблеми на изкуството.3(1998).3-7.
2. Л. Прашков, Нови открития в декорацията на средновековната църква "Св. Арх. Михаил" в гр. Рила // Проблеми на изкуството.1(2001).3-9.
3. Б. Пенкова, Образът на Св. Патапий в новооткритите стенописи от ХІІ в. в гробищната църква в гр. Рила // Проблеми на изкуството.1(2001).9-13.

1. Ив. Дуйчев Рилският светец. С., 1947.
2. П. Д. Пулос (архим.), Св.Иван Рилски. С., 1992.

Литература

Предварительные публикации церкви арх. Михаила в Риле

Избранная библиография Л.Пражкова. Каталоги

Избранная библиография Л.Пражкова. Книги

ПОЕЗДКА В ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В РИЛЕ