Из истории Элладской Церкви

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 30 октября 2006 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41286.htm

Церковь в Коринфе
Церковь в Коринфе
Достоверных сведений относительно церковного устройства первых христианских общин в Греции у нас нет. Известно, что, поскольку Коринф был главным городом римской провинции Ахайя, епископ Коринфа, постепенно возвышаясь над другими иерархами этой области, стал первым греческим митрополитом.

В IV в. император Константин Великий разделил Римскую империю на четыре префектуры: Восточную, Иллирийскую, Италийскую и Галльскую. Префектуры, в свою очередь, подразделялись на диоцезы, а последние — на провинции. Западная часть Балканского полуострова вошла в префектуру Иллирийскую, имевшую три диоцеза: Западный (Иллирия), Дакийский и Македонский. Греция с ближайшими островами составляла часть Македонского диоцеза, где главным городом был Солунь (Фессалоники).

При Константинопольском патриархе Фотии греческие епархии вошли в состав Константинопольской Церкви.

В первой половине XIII в., во времена крестовых походов, Православная Церковь в Греции подверглась тяжелым испытаниям. Крестоносцы захватили даже Константинополь (1204). Большинство православных епархий было закрыто. Их восстановление началось только в 1261 г., когда был отвоеван Константинополь.

Национально-освободительная борьба

Концентрация войск в 1452 г. перед решающей битвой. Зелёный цвет - территория Оттоманской Империи, фиолетовый - остатки Византийской Империи. Синими стрелками обозначены передвижения войск христиан, оранжевыми - передвижения и направления ударов турок. Схема из книги David Nicolle «Constantinople 1453: The end of Byzantium».
Концентрация войск в 1452 г. перед решающей битвой. Зелёный цвет - территория Оттоманской Империи, фиолетовый - остатки Византийской Империи. Синими стрелками обозначены передвижения войск христиан, оранжевыми - передвижения и направления ударов турок. Схема из книги David Nicolle «Constantinople 1453: The end of Byzantium».
После падения Византийской империи в 1453 г. греки, как и другие покоренные турками народы, испытывали от поработителей постоянные притеснения, но, не теряя надежды на освобождение, первыми из народов Балканского полуострова достигли политической и церковной самостоятельности. В XVIII в. единоверная грекам Россия, на которую они в течение многих лет смотрели с упованием как на свою единственную защитницу и освободительницу, заявила о себе как о сильной державе. К этому времени и сами греки накопили достаточные силы для того, чтобы начать открытую борьбу с турками. В конце XVIII в. Россия после ряда военных побед добилась от турок права покровительствовать православным христианам на Востоке.

В 1821 г. митрополит Патрский Герман поднял в Калаврите (Пелопоннес) знамя нового восстания и обратился к народу со следующим воззванием: «Героические сыны геройских отцов! Пусть препояшется каждый мечом своим, потому что лучше пасть с мечом в руках, нежели видеть бедствия отечества и оскверненные святыни! Разорвите оковы, сокрушите иго, которое возложили на вас, потому что мы — наследники Божии и сонаследники Христовы! Дело, которое вы призываетесь защитить, есть дело Самого Бога».

В том же году произошло большое восстание греков в Морее (Пелопоннес) и на Крите. «Не жить больше турку ни в Морее, ни на целом свете», — пели восставшие греки. Началась упорная и кровопролитная освободительная борьба. Турки усмиряли греков самыми жестокими мерами. Европейские правительства смотрели на происходящее в Морее как на внутреннее дело Османской империи, поэтому греки долгое время были предоставлены сами себе. Только под давлением России европейская политика бездействия закончилась. Россия, Англия и Франция, заключив между собой договор, потребовали от Махмуда II прекратить резню греков. Когда же он отказался выполнить это требование, союзники применили оружие.

Иван Айвазовский. Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года
Иван Айвазовский. Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года
В 1827 г. произошел Наваринский бой, в котором весь турецкий флот за несколько часов был истреблен союзным флотом России, Англии и Франции. В 1828 г. началась русско-турецкая война, которая победоносно окончилась для России. В 1829 г. Турция была вынуждена подписать мирный договор в Адрианополе, по которому, в частности, обязалась признать независимость Греции. Окончательно этот вопрос был решен в 1830 г. Восставшие греческие провинции были признаны самостоятельным государством, которому было присвоено название Греческого, или Эллинского. В состав нового государства вошли Морея, Средняя Греция и некоторые острова.

«Во время освободительной борьбы, — пишет профессор Салоникийского университета Э.-Д. Теодору, — Православная Церковь как любящая мать и как птица, собирающая “птенцов своих под крылья” (Мф. 23: 37), выступила в защиту порабощенного греческого народа и оказала огромную помощь в сохранении органической целостности греческой нации. Без поддержки своей Церкви греческий народ под гнетом турок оказался бы в очень серьезной опасности. Церковь поддерживала духовные силы народа и его национальные традиции, верной хранительницей которых она являлась, через посредство греческого языка и письменности и, особенно, церковных богослужений… С помощью Церкви было построено множество школ, библиотек, общественных столовых для студентов, типографий. Церковь предоставляла стипендии и осуществляла другую деятельность подобного рода. В период оттоманского владычества огромную деятельность осуществляли монастыри. Они являлись убежищем для всех угнетенных, укрепляли благочестие народа… Монахи-учителя преподавали или в самих монастырях, или же путешествуя по стране; проповедники и духовные исповедники воодушевляли людей, как в вере, так и в стойкости. Во многих монастырях регулярно работали школы, причем все они превращались в хранилища рукописей…

Элладская Церковь не только спасла греческую нацию, но и подготовила ее освобождение от турецкого ига, участвуя и словом и делом в борьбе за национальную независимость».

В ознаменование заслуг священнослужителей перед Церковью и Родиной в Афинах в 1974 г. был открыт памятник неизвестному священнику.

Провозглашение независимости

Естественным следствием политического возрождения Греции было возникновение самостоятельной Элладской Церкви.

Епархии, вошедшие в состав нового государства, до начала восстания греков в 1821 г. находились в ведении Константинопольского патриархата. Во время военных действий сношения епископов Эллады с Константинопольским патриархом, естественно, прекратились.

На созванном в городе Нафплионе соборе архиереев правительство в июле 1833 г. объявило Элладскую Церковь автокефальной. Провозглашение независимости Элладской Церкви состоялось 27 июля в торжественной обстановке при стечении многочисленной паствы, в присутствии короля Греции, министров, архиереев и послов некоторых христианских стран. Вот как описывалось это событие в газете «Афина»: «27-й день июля — достославный день в летописях Греции… день, в который совершился величайший народный праздник: в этот достославный день освящена священнодействием независимость нашей Церкви. Монарх наш в сопровождении членов регентства, министров, всех архиереев государства, находящихся в городе послов дружественных держав и всех гражданских и военных чинов пришел в двенадцатом часу в церковь св. Георгия, где воспето было славословие ко Всевышнему, вознесено моление за нашего монарха и освящена церковными молитвами независимость нашей Церкви. А после того почтенный иерокирикс Иосиф Византий произнес и слово, приличное настоящему предмету».

Отныне была провозглашена самостоятельность Элладской Церкви. Но еще во время ее провозглашения многие греческие епископы и миряне выразили свое сомнение в том, может ли быть законной автокефалия, полученная без благословения Матери-Церкви, в данном случае — Церкви Константинопольской. После провозглашения автокефалии верующие, недовольные действиями правительства, открыто выступили с протестами. Константинопольский престол также, совершенно справедливо, смотрел на провозглашение самостоятельности Элладской Церкви — части Константинопольского патриархата — без его согласия как на дело антиканоническое. Греческое правительство вначале пыталось смирить непокорных жесткими мерами, но, в конце концов, было вынуждено обратиться в Константинополь за разрешением вопроса. В 1850 г. оно направило патриарху Константинопольскому послание, в котором, извещая о провозглашении самостоятельности Элладской Церкви и учреждении синода, просило рассмотреть этот вопрос, признать синод братом во Христе и благословить дело благочестивого греческого народа.

Для решения церковных дел Эллады патриарх Константинопольский Анфим IV в том же году созвал собор, в деяниях которого, кроме постоянных членов Патриаршего синода, приняли также участие находившиеся на покое пять Константинопольских патриархов и пребывавший в Константинополе патриарх Иерусалимский Кирилл.

На соборе было подтверждено положение, по которому право давать самостоятельность Церкви принадлежит тому патриархату, в ведении которого находится новоучрежденная Поместная Церковь. Собор постановил, что элладские епархии, до сего времени подчинявшиеся Константинополю, освобождаются от всякой зависимости и Элладская Церковь провозглашается автокефальной.

О провозглашении автокефалии Элладской Церкви патриарх Анфим известил посланиями все Поместные Церкви. Правительство Греции составило новое положение о церковном управлении в духе соборного постановления и согласно церковным канонам.

Правительственные реформы Церкви

В 1852 г. был обнародован закон о разделении королевства Греция на 24 епархии, одна из которых — Афинская — была возведена в степень митрополии, девять — в степень архиепископий, а остальные — епископий. Кандидаты в епископы избирались синодом, но утверждались королем. Для духовного просвещения народа правительство назначило нескольких иерокириксов (проповедников), в обязанность которых входило посещение города и села своего округа и поучение всех слову Божию. Священники и диаконы избирались самими прихожанами и рукополагались архиереями после предварительного испытания.

Правительственные реформы коснулись и элладских монастырей. В результате Церковь лишилась 394 монастырей. В годы греческого восстания в Элладе насчитывалось 524 мужских монастыря и 18 женских. Они владели большим недвижимым имуществом, которое занимало почти четверть всей греческой территории. Общее число монахов было около 3000 человек. Монахи из них были перемещены в действующие монастыри.

В 1864 г. к Элладской Православной Церкви присоединилась паства Ионических островов. В конце XVIII в. эти острова у венецианцев отвоевал Наполеон. В 1799 г. они были объявлены самостоятельной республикой под покровительством русского императора и турецкого султана, причем господствующей религией была признана православная. В начале XIX в. эти острова перешли к англичанам, которые согласились признать здесь господствующей Православную Церковь. Каждый из островов имел своего архиерея, избираемого по закону 1839 г. тайной подачей голосов всего клира каждого острова. Новоизбранный архиерей утверждался местным управлением — герусией, которая испрашивала у Вселенского патриарха разрешение на его хиротонию. Подобное церковное устройство Ионических островов продолжалось до их политического присоединения к Греции в 1864 г. Вслед за политическим присоединением островов встал вопрос и о присоединении местной Церкви к Элладской. В результате переговоров по этому поводу между Ионической, Элладской и Вселенской Церквами в июле 1866 г. вопрос получил каноническое оформление.

В 1881 г., по Берлинскому трактату 1878 г., к Греции были присоединены Фессалия и часть Эпира (Арта). Девять местных епархий, после надлежащих сношений греческого синода с Константинопольским патриархом, также вошли в состав Элладской Церкви.

Элладская Церковь в XX веке

В 1922 г. все епархиальные архиереи получили титул митрополитов.

В 1923 г. был созван собор Греческой Церкви, который изменил ее устройство, издав основной закон Автокефальной Церкви Эллады. Церковь возглавил Архиерейский собор под председательством Афинского архиепископа с титулом «Блаженнейший» (до этого времени это был митрополит).

7 июня 1975 г. была принята новая конституция Греческой Республики, согласно которой «Церковь отделяется от государства и получает возможность свободно устраивать свою внутреннюю жизнь» (ст. 3).

Иерархи Греческой Церкви подразделяются на иерархов Элладской Церкви (митрополии в «Старой Греции») и иерархов Вселенского престола (на так называемых Новых территориях — Нэон Хорон).

Сегодня в ведении Элладской Православной Церкви насчитывается около 7500 храмов. Многие из них являются выдающимися памятниками истории и архитектуры.

В настоящее время в Греции насчитывается (не считая монастырей Афона) около 170 мужских и 130 женских монастырей, в которых подвизаются около 1250 монахов и 1750 монахинь. Развитая духовная жизнь и процветание наблюдается в основном в женских монастырях, где иноческий подвиг сопровождается каким-либо общественным занятием.

Сокровища монастырей имеют большую художественную и научную ценность. В монастырях находится много древних икон, фресок, рукописей, редких книг и т. п. В последнее время Элладская Церковь проявляет живейший интерес к сохранению и изучению этого духовного наследия.

Важное место в истории Элладской Православной Церкви занимает монастырь Пендели (близ Афин), основанный в 1578 г. В годы турецкого господства на Балканах монастырь предоставлял кров больным и приют нуждающимся жителям окрестностей Афин. Во время национально-освободительного восстания греков в 1821 г. он помогал борцам продуктами, одеждой и деньгами. В нем же действовала «Тайная школа», в которой иноки пробуждали и поддерживали у юношества стремление к свободе. В 1971 г. в монастыре открыт так называемый Межправославный афинский центр, целью которого является содействие укреплению взаимосвязей Православных Церквей через общее изучение проблем, встающих сегодня на их жизненном пути. Монастырь стал местом встреч и собеседований богословов, приезжающих в Грецию. В нем также проводятся и епархиальные собрания.