Жизнь и труды протосингела Иоанникия (Мороя) из монастыря Сихастрия

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 11 февраля 2008 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41406.htm

Протосингел Иоанникий Морой
Протосингел Иоанникий Морой
/p>

Отец Иоанникий (Морой) был одним из знаменитых не только в Румынии, но и за ее пределами старцев ХХ века. Родился он в 1859 году в городе Зарнешти (округ Брашов), был женат и имел двоих детей. Позже, имея желание последовать за Господом, он, его жена и дети приняли монашество. С 1890 по 1900 годы инок Иоанникий жил в румынском скиту на Святой Горе Афон. Затем он вернулся на родину и прожил девять лет в Нямецком монастыре. В 1909 года о. Иоанникий был поставлен игуменом монастыря Сихастрия – послушание это он усердно исполнял в течение 35 лет.

Желая принять иго монашеской борьбы с собственной волей, молодой Иоанн Морой искал совета у своего учителя великого паломника Георга Лазара. Вот что было ему сказано: «Останься на год в послушании в пещерном скиту в Иаломичиорей и читай Псалтирь каждый день. Коли перенесешь искушения врага – сможешь стать монахом».

Много дней и месяцев был Иоанн в послушании, вечера и ночи проводя в бдениях.

Однажды вечером, когда он молился в келлии посреди густого леса, к нему пришел некий монах и сказал:
– Что ты здесь делаешь, брат Иоанн, и почему ты смиряешь себя?
– Отец, я хочу стать монахом!
– Ты обманываешь сам себя, потому что не сможешь остаться в монастыре. Вот сейчас твоя жена живет с другим и проматывает все твое имущество.
– Откуда ты это узнал? – спросил молодой послушник, опечалившись.
– Я прожил 40 лет в пустыне у Иордана и стяжал дар прозорливости. Вот почему я знаю это.
– Что же мне делать, отец?
– Вернись домой и будь хозяином своей жены и имущества.

Сказав это, этого странный монах исчез в языках пламени. Это был демон.

Мысли вихрем закружились в голове молодого Иоанна. Он покинул монастырь и отправился домой, претерпев многие искушения по дороге. Он встретил и Георга Лазара, и тот сказал: «Ты не можешь далее следовать иноческому пути, вернись на какое-то время к своей семье».

В 1890 году молодой Иоанн Морой совершил паломничество для поклонения Гробу Господню в Иерусалим. Он посетил и пещеру праведного монаха Ксенофонта. Святой отшельник сказал ему: «Брат Иоанн, ты пришел сюда, чтобы увидеть святого? Никогда в жизни не должно следовать человеку, каким бы святым он ни казался. Он сегодня завладеет твоей волей, а завтра ты сойдешь с ума. Если хочешь стать монахом, читай Священное Писание и труды святых отцов и следуй их советам: так ты никогда не впадешь в прелесть. Знай, что ты станешь монахом на Святой Горе Афон, через несколько лет вернешься на родину, станешь священником и начальником общины монахов, но в конце жизни ты много пострадаешь. Если ты будешь все терпеливо переносить, с помощью Божией все будет во благо, и ты получишь награду».

Это предсказание полностью исполнилось в жизни протосингела Иоанникия Морой.

В 1909 году, после принятия дражайшего дара священства, отец Иоанникий был назначен игуменом скита Сихастрия, который был подобен невозделанному полю. Его ученики рассказывают о 35 годах страданий и всяческих испытаний, нужды, нападений демонов, неприязни человеческой и других трудностей. Но, благодаря вере и долготерпению отца Иоанникия и братии, при заступничестве Матери Божией, безвестный скит стал одной из широко известных обителей в румынской земле.

С первого же дня настоятельства старца служение литургии стало частью повседневного молитвенного правила, вкупе с остальными семью службами по уставу Нямецкого монастыря. Отец Иоанникий никогда не благословлял начинать службу, пока все из братии не соберутся.

В течение Великого поста он ничего не вкушал, позволяя себе пищу только в субботу и воскресенье. В будние дни он подкреплял себя лишь причащением святых и животворящих Христовых таин.

Старец служил Божественную литургию ежедневно с великим благоговением и любовью ко Христу. Он был единственным священником и духовником скита в течение 20 лет.
Устав скита под управлением отца Иоанникия был следующий.

Ежедневное участие в богослужениях утрени и Божественной литургии. Отсутствующие по немощи должны были в качестве епитимии в течение двух дней поститься до вечера.
Каждую пятницу совершалась исповедь всей братии.

Схимники и болящие причастие принимали раз в неделю, в субботу; остальные – раз в три недели.

Полное общежитие. Никто не дерзал иметь личного имущества. Одежда, келлия и все необходимое предоставлялось монастырем.

Трапеза в понедельник, среду и пятницу была одна – в три часа пополудни, в остальные дни дважды, согласно типикону святого Саввы Освященного. Никто не имел еды в келлии, кроме больных.

Все находились в послушании у игумена, и у каждого было определенное послушание. Труд в безмолвии при творении сердечной Иисусовой молитвы.

Келейное правило включало чтение Псалтири, житий и творений святых отцов и семи славословий.

В 1925 году, когда был введен новый календарь, протосингел Иоанникий подвергся великому смущению. Он не знал, правильно ли переходить на новостильный календарь. Он затворился в келлии и стал молиться и поститься, собираясь пребывать в затворе до тех пор, пока не получит извещение от Бога, как поступить. После 20 дней пощения он сильно изнемог. Тогда он причастился святых таин и принял немного пищи, и еще через два дня он сказал отцам и братии:

«Много искушений претерпел я за эти дни от дьявола. На меня нападал даже помысел убить себя, и тогда я бил себя горящим хворостом. Потом я увидел перед собой легион демонов, которые говорили: “Пойдем прирежем старика, ибо он хочет стать святым”. Потом они возопили: “Кто сказал тебе, что ты можешь стать святым?” Я ответствовал: “А кто сказал вам, что человек не может стать святым?”

В другой раз они явились, говоря: “Ничего не значит то, что ты постишься: ты все равно в наших руках!”. Я им отвечал: “Я положусь во всем на Бога, чтобы избегнуть вас”.

После многих дней пощения я увидел трех святых в святительских ризах и понял, что это были три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они в один голос громко сказали: “Иоанникий, почему ты так борешься и не хочешь сотворить послушание? Разве ты не понимаешь, что послушание значительно выше жертвы? Так что будь послушен тем, кто поставлен над тобой, и не подвергай сомнению новый календарь”. Преподав мне благословение, они стали возноситься и скрылись».

После этого старец никогда не обсуждал календарный вопрос.

В одно лето пересох источник воды, и игумен объявил в церкви: «По нашим грехам Господь не дает воды для нашего колодца. Посему мы будем поститься и молиться в течение трех дней и ночей, пока Бог не даст воду».

Все в монастыре послушались игумена. И воистину как плод святых молитв отцов, на третий день колодец наполовину наполнился водой. С этого дня и далее по благословению старца никогда более не убывала вода в колодце.

Ученики, собиравшиеся принять монашество, прежде всего подвергались испытанию и проверке, смогут ли они стать хорошими монахами, полностью посвятившими жизнь Христу. Некоторым не разрешалось входить в монастырь, и они оставались в сторожке у главных ворот в течение трех дней и ночей в посте и молитве. Другим давались для чтения с земными поклонами каноны для воспитания смирения. Третьи посылались для сбора пожертвований на нужды обители, но при этом им запрещалось покидать пределы монастырских владений и они должны были все время повторять про себя Иисусову молитву.

Беседуя со своими учениками, старец говорил: «Братия, вот две вещи, над которыми вы будете трудиться всю свою жизнь – отсечение своей воли и блаженное рассуждение. Тот, кто не следует этим двум вещам, не может быть монахом и не может достичь добродетели. Мы должны быть делателями добра, а не беззакония».

Отец также поучал, что те, кто не прислушивается к совету праведного старца, встретятся со многими искушениями. Все надо делать с благословения. Однажды двое из братии решили молиться и поститься в келлии в тайне от всех. Через неделю они пришли и сказали старцу:

– Отче, мы просим тебя поисповедовать нас, так как мы хотим причаститься завтра.
– А где вы были до сего дня, – спросил старец.
– Мы молились и постились в келлии.
– И кто дал вам благословение на это?
– А разве нужно благословение, чтобы молиться и поститься?
– Я не причащу вас, пока вы не оставите свою волю к непослушанию, – сказал старец.
Через два дня оба брата сильно заболели, и отец Иоанникий благословил всю братию поститься и молиться об их выздоровлении и совершил таинство елеосвящения над ними, после чего братья поправились. Так ознаменовалось их избавление от непослушания.

В другой раз послушник просил пострижения в монашество. Но старец Иоанникий, зная его сердечное расположение, несколько раз откладывал его постриг.

В один день брат сказал старцу:

– Я собираюсь в Нямец, чтобы приобрести карандашей и бумаги, так как отцы просили меня об этом.
– Ты не поедешь сейчас, сейчас Великий пост, а мы не выходим в мир Великим постом, – ответствовал старец .

Брат тем не менее собрался и ушел. Не прошел он и одной мили, как на него напали семь злых духов в виде разбойников и начали бить его досками, приговаривая: «Давайте изловим этого, он вышел из монастыря без благословения старца». В страхе послушник убежал в лес. Вернувшись в монастырь, он начал плакать: «Не выгоняйте меня, семь воров напали на меня».

Отцы, увидев его в такой скорби и одержимого нечистым духом, отвели брата в его келлию, и пошли сказать старцу о том, что произошло. Старец прочитал молитву святителя Василия Великого и сказал:

– Отпустите его, пусть идет свободно.
– А что если снова прибежит?
– Господь, освободивший его, есть Господин и врага.

И так послушник был исцелен.

Однажды зимой брат забыл закрыть дверь кладовой, и картофель померз.

Двумя днями позже старец спросил во время трапезы:
«Кто оставил кладовку открытой? Я прошу его раскаяться сейчас, при всех». Никто не откликнулся. «Если виновный не выйдет сейчас, его накажет Господь». В тот же момент виновный брат бросился на колени и раскаялся.

Благодаря своему смирению и делам, отец Иоанникий стал широко известным духовником. Многие приходили к нему для исповеди и за духовным советом: старцы других монастырей, священники, епископы и миряне. Он назначал суровые епитимии и предлагал смягчающие слова духовного совета.

Наиболее важными для него были пощение, молитвы, чтение Псалтири, полное послушание. Многие недужные приходили к нему для совершения таинства елеосвящения и возвращались исцеленными.

Когда брат, одержимый гневом, пришел к нему, то старец сказал: «Ты не показываешь желания преуспеть в монашестве, потому что ты гневаешься. Ум, помраченный злобой, не способен на рассуждение и не способен следовать по пути Господню».

Братии и своим духовным чадам он говорил: «Помните о трех важнейших борениях: иметь страх Божий, держать ум чистым и никогда не оставлять Иисусову молитву».

Личные вещи духовника старца Клеопы — иеросхимонаха Иоанникия (Морой)
Личные вещи духовника старца Клеопы — иеросхимонаха Иоанникия (Морой)
Начиная с 1941 года, множество бед и зол обрушилось на монастырь. Сначала сгорел главный монастырский храм вместе со всей утварью. Потом наемные поджигатели вернулись на святое место, избили старца и ослепили его. Тогда отец Иоанникий вспомнил слова великого старца Георга Лазара, сказанныеему 30 лет назад: «Я не благословляю тебя идти туда, потому что до конца твоей жизни ты там будешь страдать».
Старец рассказывал ученикам, что однажды ночью, когда он лежал в болезни на своей постели, Некая Жена вошла в келлию, подошла к нему и сказала такие теплые слова: «Не скорби, отец Иоанникий, отныне Я буду заботиться об этом святом месте». Это была Матерь Божия, Покровительница сего смиренного обиталища монахов. И действительно, с того времени все было отдано под защиту и благословение Матери Божией.

Старец говорил братии: «Отцы, не печальтесь, что монастырь сожгли. Это произошло по нашим грехам и чтобы вернуть нам поддержку. Дорогие возлюбленные, переносите все испытания и не оставляйте этого святого места, благословленного и освященного молитвами и слезами всех, кто приходил сюда до нас. Ревностно храните здешний устав. Бесчестие падет на того, кто попытается изменить уклад жизни, принятый здесь. В 1909 году, когда я был рукоположен во священники, старый монах из Нямецкого монастыря пришел ко мне и сказал: “Запомни, отец Иоанникий, я только потому остаюсь здесь, в Сихастрии, что устав здесь сохраняется полностью, без каких-либо изменений, как в других монастырях. Этот устав, которому я научен, следующий: никто не должен иметь личного имущества, все общее; не предавайтесь плотским страстям; не разрешайте вкушать мясо здесь”. Если кто-то не может жить по этому уставу, тот должен покинуть монастырь. Потому что в этом месте никогда не менялся устав с тех пор, как здесь в 1655 году поселились семеро монахов из Нямецкого монастыря».

В конце старец добавил следующие слова: «Твердо держитесь монашеского образа жизни и всегда радейте, не пропуская ни единого дня, о молитве на Божественной литургии и семи вседневных службах. Если вы будете держаться этого порядка и стремиться к чистоте жизни, то будете иметь любовь между собой, и, будьте уверены: Матерь Божия воздвигнет это святое место из пепла и ниспошлет мир и любовь на окрестности. Итак, если вы будете подвизаться здесь, как подобает монахам, в трудах, молитве и посте, место это всегда будет оставаться приютом для ищущих монашеской жизни в безмолвии. Ибо Господь любит чистые и безмолвные монастыри, а не места, где живут недостойные монахи».

Однажды ночью отец Иоанникий обратился к ученику, отцу Иоилю, сказав: «В четверг я пойду к Отцу».

Действительно, в четверг, 5 сентября 1944 года, протосингел Иоанникий Морой предал свою душу в руки Господа, оставив общину из 40 монахов. Так окончилась земная жизнь одного из величайших старцев румынского монашества.

Преподобне отче Иоанникие, моли Бога о нас!


Перевод с английского Василия Томачинского