БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ВЫСТУПАЕТ ПРОТИВ ЛЕГАЛИЗАЦИИ «ГРАЖДАНСКИХ БРАКОВ»

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 29 июня 2008 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41457.htm

25 июня 2008 г.

Священный Синод Болгарской Православной Церкви принял специальное заявление по поводу нового проекта Семейного кодекса, внесенного на рассмотрение Народного собрания. В документе в частности, говорится:

Болгарская Православная Церковь не может считать нормальным юридическое признание фактических сожительств - так называемых "гражданских браков"… Брак нельзя рассматривать ни как только юридический конструкт, основанный на совокупности имущественных отношений, ни как всего лишь сожительство мужчины и женщины, зависящее от их капризов и временных интересов. Брак - один из институтов, на которых стоят моральные устои общества, и которые обеспечивают его стабильность и благополучие. Наряду с юридической, брак имеет и не менее важную моральную сторону. Именно поэтому Церковь благословляет брак - причем сегодня, когда венчание само по себе не имеет юридической силы, благословляет лишь зарегистрированный государством брак.

Мы прекрасно сознаем, что задача государства - упорядочивать общественные отношения, и нам известно, что многие молодые болгары живут в незаконном сожительстве, - но вместе с тем мы сознает, что юридическое признание фактических сожительств не только не даст того результата, на который рассчитывают законодатели, но лишь усугубит проблему, которую они пытаются разрешить.

Святейший синод считает необходимым заявить, что с нашей точки зрения фактическое сожительство лишено одного из основных элементов брака: твердая и ясно выраженная готовность пары посвятить себя друг другу в нерасторжимом союзе, чья цель, выраженная в святом венчании, - единение в Господе. Такое сознательно принятое решение человек стремится в меру своих сил исполнить, а если оно закреплено и венчанием в церкви, то к этому добавляется и упование на укрепляющую благодать Божию. В фактическом же сожительстве, даже если ему придать юридический статус, такой ответственности нет. Каждый из партнеров чувствует себя вправе уйти, если почувствует, что ему трудно, неприятно или просто скучно. Как показывают исследования, фактические сожительства недолговечны и домашнее насилие в них распространено гораздо больше, чем в парах, состоящих в браке.

Государство, помимо прочих своих обязанностей, должно вместе с Церковью радеть о морали и поддерживать в болгарском народе добрые нравы. Поэтому мы не можем согласиться со сведением семейных отношений, гарантируемых браком, к обыкновенной регистрации фактических сожительств, которые любая сторона единоличным решением может разорвать в любой момент.

Неприемлемо для нас и введение брачных договоров, которые, оговаривая лишь имущественные отношения между супругами, дополнительно облегчают им решение расторгнуть брак, таким образом лишая ценности брак как таковой и ведя к деградации этого священного института. Мы не можем согласиться с превращением союза любви в сделку.

Мы не можем согласиться с тем, что эти новые институты, чуждые нашему правосознанию, обеспечат равенство между законными и внебрачными детьми, поскольку это равенство и без того закреплено в действующем законодательстве, и поскольку считаем, что нет более подходящей среды для нормального и полноценного воспитания детей, чем здоровая и сплоченная узами любви семья.

Основываясь на всем, изложенном выше, Святейший синод БПЦ считает необходимым заявить, что согласно воззрениям Святой Православной Церкви фактическое сожительство неприемлемо, что оно противоречит многовековой церковной и гражданской традиции и нравственным устоям христианского общества.
Святейший синод БПЦ с архипастырской заботой призывает законодательный орган, ответственный за утверждение этого кодекса, проявить мудрость и отвергнуть неприемлемые с точки зрения морали болгарского общества новые институты в семейном законодательстве.

В случае же, если Народное собрание не прислушается к тревожному голосу Святой Православной Церкви, мы будем вынуждены выразить свое недовольство и принять необходимые церквно-кнонические меры.

Мы также предлагаем придать законную силу церковному браку.