«Нет такого места, где нельзя проповедовать»

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 26 июля 2010 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41659.htm

/p>

Что такое миссия? Насколько важной частью Православия она является? Мы привыкли, что лишь сектанты подходят на улице к людям, чтобы заговорить с ними о религии. Должно ли Православие быть ограниченным только храмом? На эти и другие вопросы корреспондента сербского журнала «Православие» отвечает настоятель сербского храма во имя апостола Фомы в Йоханнесбурге (ЮАР) архимандрит Пантелеимон Йованович.

– Отец Пантелеимон, возможно ли православное миссионерство и в далеких странах?

– Думаю, что миссионерство является составной и органичной частью Православия. Существует два вида миссионерской деятельности. Один – когда проповедь ведется в своем окружении, среди своего народа, а второй подразумевается чаще, когда произносят слово «миссия»: речь идет о проповеди за рубежом, в иноязычной среде, с постоянным осознанием того, что первое условие для миссионера – личный труд в духовной жизни и личное совершенствование с Божией помощью. Те, кто трудятся в вере с благословения Церкви, церковных властей и духовника (священство, монашество или миряне), те, кто занимаются миссионерской деятельностью и в храме, и вне храма (я бы даже сказал, что нет такого места, где нельзя миссионерствовать), подают добрый пример сильной веры и любви к Богу и ближним. Это должно стать императивом для всех.

– Чем отличается православная миссия от, например, протестантской? Кто-то скажет, что обе свидетельствуют о Христе.

– По моему опыту работы в Африке главное отличие состоит в том, что для протестантской и других миссий основное – гуманитарная деятельность (эта работа дала результат, когда осуществлялась помощь бедным, делались попытки помочь преодолеть низкий уровень жизни местных африканских сообществ), а православная миссия, в первую очередь, проповедует Слово Божие и знакомит членов африканских сообществ с верой, любовью Божией, откровениями Православной Церкви и ее учением о жизни вечной, со святыми тайнами, судом Божиим, мытарствами, нашей греховностью, искупительным подвигом Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, обетованием будущих благ… Однажды со мной произошел такой случай: я хотел обеспечить новообращенных представителей местного африканского сообщества транспортом, чтобы им было легче добираться до нашей церкви. Но получил совет от отца Стивена (ответственного за миссию в нашей митрополии) не делать этого: верующим надо самим захотеть и потрудиться, чтобы приехать. Конечно, это не правило, и мы по возможности помогаем материально одному православному детскому дому и школе. Но я привел этот пример для того, чтобы хотя бы приблизительно представить подход православного священства к миссии, исключительно важной здесь, в Африке. Мы хотим, чтобы люди становились православными христианами сознательно, искренне и без каких бы то ни было мирских интересов. Так новообращенные будут более тверды в своем выборе, а у нас не возникнет ситуации (которая нередка здесь), когда люди каждые несколько месяцев переходят из одной веры в другую.

– Многие видят в миссии только внешнюю составляющую. Насколько важно и внутреннее делание? Как человеку влить силу в свое слово?

– Я уже говорил, что для миссии важнее всего личный труд в вере и исправлении себя с Божией помощью. Когда миссионер трудится в молитве, посте, ревности к богослужениям, любви к Богу и ближним, добрых делах, тогда Господь дает силу словам такого миссионера. Также истинное и искреннее ощущение собственной недостойности и греховности на этом пути дает человеку духовную силу, рассудительность, смиренномудрие, необходимые всем нам, в особенности тем, кого благословили на миссионерство.

– Как миссионеру уравновесить внешнее и внутреннее? Бывает, что люди, начиная проповедовать, пропускали, например, воскресные богослужения в храме.

– Просто необходимо осознание и чувство того, что без внутренней духовной жизни и труда, труда в приобретении внутренних и внешних достоинств с Божией помощью миссионерство не только не принесет плода, но даже породит опасности, так как враг нашего спасения не дремлет, а лишь смотрит, кого бы погубить. Опасность кроется в гордости, суете, злонамеренности, осуждении, ругани и во многих других духовно вредных привычках и чувствах, а самая большая опасность, на мой взгляд, – это леность, непослушание Церкви и прелесть (самообман). Уверенность и безопасность миссионеру приносят достоинства, противоположные перечисленным грехам: осознание своей греховности и недостойности, послушание Церкви, ежедневное исправление самого себя, смиренномыслие о себе, труд в каждом духовном и добром деле.

– Если нет миссионерской школы, что делать тем, кто хочет стать миссионером? Насколько важна личная инициатива? Допускается ли это?

– Личная инициатива исключительно важна, и я полностью убежден, что ее всегда поддержат, когда намерения искренни и благословенны: когда инициатива от Бога и по Богу. Нужно, чтобы люди советовались с духовником, организовывались (с благословением епископа, который бы заранее был ознакомлен через духовника с намерениями, планами и программой), проводили семинары и встречи, определяли цели, составляли план и программу, вырабатывали способ деятельности, писали отчеты, дискутировали о новых предложениях и идеях.

Из личного опыта знаю, что легче нечто подобное организовать в Сербии, чем в Африке, где полностью доминирует «западный» образ жизни, при котором у людей не хватает времени даже для близких, а что уж говорить о других. Все же с доброй волей и искренней отдачей везде можно внести свою помощь. По моей инициативе и при поддержке нескольких священников и диаконов в Йоханнесбурге мы недавно провели встречу, на которой рассматривали способы улучшения миссионерской работы в нашей митрополии, работы, немного затихшей за последний год. Мы говорили о конкретных вещах и составили предложения для нашего митрополита Серафима. Надеемся, что часть, если не все, наших самых искренних и добронамеренных предложений будет принята и что митрополит поддержит нас, как это было до сих пор, в соответствии со своими возможностями и по своему рассуждению, оценив, что хорошо и полезно, что поможет улучшить миссионерскую работу в нашей митрополии.

– Как приобрести опыт миссионерства? С чего начать?

– Это от Бога, и думаю, что человек не должен это благое дело долго планировать, но приступать к этому, если получит призыв к чему-то подобному и благословение, в зависимости от потребностей и возможностей. Это одному Богу известно: Он готовит людей разными способами, неведомыми людям, для столь богоугодного дела. В каждом из нас произрастает духовный человек по мере личного труда в духовной жизни. Конечно, нет ничего плохого в том, если монах, священник или верующий захочет заниматься миссионерством и полюбит его, даже неким образом станет изучать это поле духовной жизни и духовных дел. Но в то же время я осмелюсь сказать, что надо смиренно отдавать себя воле Божией, но ни в коем случае не предаваться пассивности, а, напротив, активно трудиться.

– Какой подход должен быть к людям? Как узнать, какой и когда применить? Когда быть прямым, хотя бы и незаметно для собеседника?

– Это все очень деликатные духовные темы. Преподобный Иустин (Попович) говорил, что ко всякой людской душе надо подходить очень осторожно и внимательно, так сказать, на цыпочках. Я далек от того, чтобы говорить об этом. Единственно, я верю в молитвы Господу, чтобы Он нас научил и дал нам рассуждение в отношениях с ближними. Рассуждение – большой дар от Бога, и лишь святые удостаивались его. И мы, грешные, можем получить иногда некую кроху (или столько, сколько нам необходимо и сколько можем принять) этого великого дара Божия, в зависимости от отношения к ближним, совершения добрых дел, отрицания эгоизма, гордости и суеты, удаления от греха и порока – в зависимости от нашего искреннего труда в вере, жизни в Церкви.

– Насколько важно знание греческого языка? В книгах, описывающих встречи и полемику православных миссионеров с инославными и сектантами, часто встает вопрос, правильно ли переведен тот или иной стих с греческого языка. Например, в полемике со свидетелями Иеговы как показать, что перевод Нового Завета неправилен, если нет знания греческого языка?

– Думаю, что миссионеру очень важно знать как можно больше иностранных языков, в том числе и древних – библейских (греческий, еврейский). Это имеет большое значение, когда миссионеры оказываются за границей. Для меня очень важно знание английского языка (пусть скромное), но и это крайне необходимо в том государстве и на том континенте, где мы живем.

– Как африканцы реагируют на благую весть о Христе? Как реагируют на Православие?

– Африканцы, как и все люди любого континента, – и это характерно для нашего времени – жаждут правды, истины, смысла и слова Божия. Здесь те же вызовы и искушения, что и в любом другом месте: привлекательность ложных удовольствий и наслаждений, недостаток любви и смысла жизни. На этом континенте очень распространена бедность, а вместе с ней и преступность; СПИД, этот бич современности, здесь, где налицо недостаток образования, безнравственный образ жизни без семейных ценностей и верности, распространяется с такой быстротой, что приобретает масштабы эпидемии. В такой атмосфере благая евангельская весть жизненно необходима. Лишь она может решить накопившиеся в обществе проблемы и предотвратить опасности, которые грозят ухудшить еще больше положение в будущем. Господь – единственный истинный Исцелитель людских душ. Православие само по себе специфично, это неизменная, чистая, первичная, исконная христианская вера и верный охранитель слова Божия и апостольских преданий, а в повседневной жизни узнается легко по ненавязчивости, благости, святости и глубокой терпимости к каждой личности и свободной воле любого человека. Люди все больше это узнают (особенно в сравнении с другими христианскими и нехристианскими конфессиями). Вот почему я вижу будущее у Православия на Африканском континенте.

– В своих письмах отец Серафим (Роуз) с большой похвалой отзывался о православных христианах Африки, писал об их простоте, смирении, терпении, об уважении к иерархии – обо всем том, чего так не хватает здесь, в Европе. Что вы можете сказать о наших братьях по вере в Африке?

– Я, недостойный, могу сказать, что полностью согласен с наблюдениями отца Серафима (Роуза). Абсолютно верно (по причине ли тяжелых условий жизни или по каким иным – Бог знает), что африканцы в большинстве и впрямь очень простодушны, сердечны, искренни, смиренны, терпеливы, очень уважительно относятся не только к церковной иерархии, но и ко всем людям. Умеют радоваться и довольствоваться малым. И все это очень помогает каждому, кто принимает такой способ отношения к жизни. И думаю, что местные белые люди могут многому поучиться у африканцев в их повседневной жизни.

Но у африканцев есть и плохие качества: леность (которую многие связывают с африканской культурой, благоприятным климатом, изобилием плодов, урожай которых собирают несколько раз в году) и жизнь «от сегодня до завтра» без стремления к совершенствованию и творчеству. Хотя, на мой взгляд, по открытости, искренности, сердечности, эмоциям и общественной жизни африканцы намного ближе нам, православным сербам, нежели «западному» человеку, которого искушают эгоизм, лицемерие, гедонизм. Лично я бы хотел, чтобы местные африканцы-аборигены переняли от белых людей хорошие качества. А нам надо усвоить хорошие качества других и сохранить собственные достоинства, предложить их тем, у кого их нет. Во всяком случае, именно из-за схожести, связывающей православные народы с африканскими аборигенами, существует большая перспектива у православной веры в Африке. Надо молиться Богу, чтобы местные африканцы как можно больше открывали для себя чистоту православной веры и присоединялись к ней искренне, с открытыми сердцем и душой.

– Каковы их искушения? Можем ли мы как-то помочь?

– Надо молиться Богу за Церковь и народ в Африке, а если у кого-то есть конкретные возможности помочь Православной Церкви и миссии в Африке, то никоим образом нельзя отказываться от этого. Слово Божие и наука Божия в будущем смогут принести только мир, радость и любовь на Африканский континент всем народам, населяющим его. Поэтому я думаю, что правительства всех стран мира, желающих лучшего будущего своим гражданам, должны всеми возможными способами поддерживать Церковь, церковные миссии и преподавание закона Божия в школах (это относится и ко всем родителям – а нет родителя, который не желал бы своему ребенку счастья). Лишь Господь может принести спасение, гармонию, смысл и истинное счастье на любой континент и всем народам. Господь Бог нам всем дал свободную волю, и единственно от нас зависит, как употребить ее на свою пользу или, не дай Бог, во вред себе.

Перевела с сербского Анна Травкина