Скадарский бастион Православия

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 9 ноября 2010 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/42662.htm
С игуменом Петром (Драгойловичем) беседовал иеромонах Игнатий (Шестаков)

Скадарское озеро. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)
Скадарское озеро. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)
На юге современной Черногории расположен уникальный регион. По берегам и на островах крупнейшего на Балканах Скадарского озера действуют многочисленные православные монастыри. О сегодняшнем дне Зетской Святой горы нам рассказывает выпускник Московской духовной академии настоятель монастыря Враньина игумен Петр (Драгойлович).

***

– Отец Петр, расскажите немного об истории вашего монастыря?

– Монастырь святителя Николая на полуострове Враньина был основан в 1223 году по благословению первого Архиепископа Сербского Саввы (Неманича). Вернее, в те годы завершилось его строительство, начатое около 1217 года. По преданию, и место для обители выбрал сам святитель Савва. Однажды, когда он проходил этими землями, лежавшими на юге средневековой сербской державы, то встретил юношу пастуха. Прозрев в юноше будущего монаха и епископа, Савва позвал его стать пастырем словесных овец. Пастух, подобно святым апостолам, послушался гласа Божия, вышедшего из уст святого, оставил свое бессловесное стадо и последовал за учителем, определившим ему место для подвига. Это и была Враньина – тихое и благодатное место на берегах реки Морачи и Скадарского озера. По благословению святого Саввы и с помощью богатых пожертвований его брата святого сербского короля Стефана Первовенчанного монастырь быстро начал строиться. Святой Савва постриг подвижника, дав ему монашеское имя Иларион. Молодой монах был поставлен первым настоятелем Враньинской обители, посвященной переносу мощей святителя Николая.

Вскоре после начала строительства обители, в 1219 году, Сербская Церковь обрела самостоятельность и стала автокефальной, а святитель Савва стал первым Сербским Архиепископом. Одной из восьми епархий, основанных им, была Зетская, на трон которой был поставлен настоятель Враньины Иларион. Он переселился в монастырь архангела Михаила на полуострове Михольска Превлака под Тиватом, но никогда не переставал заботиться о Враньине.

На протяжении более двух столетий, с 1223 по 1479 годы, обитель получала богатые дары от сербских королей и князей, владевших Зетой вплоть до завоевания ее турками. В середине XIV века, в период расцвета сербской государственности, обитель стала метохом сербского монастыря архангела Михаила в Иерусалиме. В этот период в ней было около 500 насельников. Это был единственный ставропигиальный монастырь в Зете, располагавший большой автономией в отношении церковных и государственных властей.

Монастырь Враньина.
Монастырь Враньина.
Во время турецкого владычества монастырь сильно страдал, особенно в 1714 году, когда был буквально стерт с лица земли Нуман-пашой Чуприличем, и в 1843 году, когда был снова полностью разрушен Осман-пашой Скопляком.

Монастырь пережил ужасы Первой и Второй мировых войн, а после 1945 года, с установлением новой системы власти под руководством антихристиански настроенного Иосифа Броза Тито, пережил великие страдания, отнятие земли и гонения на ее игумена Романа (Вукмановича). В тяжелые времена богоборческой атеизации народа монастырь после упокоения отца Романа в начале 1960-х годов остался без монахов и опустел. В начале 1970-х годов опустевшую обитель постигло еще одно несчастье: в пожаре погиб большой монастырский корпус.

Только в 1998 году монастырь снова начал оживать и восстанавливаться. Работы еще много, и мы находимся в начальной стадии обновления обители. Особое значение для нас имеют частые визиты русских паломников, священников и монахов. Их помощь и поддержка, как духовные, так и материальные, очень важны.

– Мы знаем, что в истории вашей обители прослеживается определенная связь с Россией…

Внутреннее убранство монастырского храма
Внутреннее убранство монастырского храма
– Да, эта связь с Россией занимает особое место в истории нашего монастыря. Спустя 40 лет после полного разрушения в 1843 году обитель была восстановлена именно благодаря России – защитнице всех православных христиан. Россия не забыла свою маленькую православную сестру на Балканах – Черногорию. В 1886 году при князе Черногории Николе I Петровиче на средства, посланные российским императором Александром III, большим другом сербского народа, монастырь был снова восстановлен. Из России были присланы и все необходимые богослужебные книги, множество икон и богослужебные сосуды. Воскрешение обители произошло благодаря любви к этой земле русского императора, называвшего княжество Черногорию «самым верным союзником России».

Сегодня духовный покой, возвышенная красота природы, богатая церковная история этих мест, их связь с Россией привлекают сюда русских паломников. Стало уже традицией, что русские священники не только посещают наш монастырь, но и остаются в нем на несколько дней. Здесь они находят отдохновение своей душе и, служа с нами Божественную литургию на церковнославянском языке, ощущают, что гостят у самых близких и родных братьев.

Многие из наших русских друзей, пожив здесь, со слезами на глазах и великой благодарностью уезжают назад в Москву, Петербург, Ярославль, Лесосибирск или Киев, но потом опять возвращаются. Это место манит как сильный духовный магнит. Кто однажды посетит Враньину, тому трудно снова сюда не вернуться.

Древняя традиция помощи нашей обители от матери-России и русских христиан продолжается. Недавно мы получили в подарок из России икону священноисповедника и архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей его мощей, частицы мощей святителей Димитрия Ростовского и Тихона Задонского, позолоченный мощевик, множество прекрасных икон, священнических одежд, стихарей, паникадил, церковных книг.

Русские братья во многом помогли нам украсить сильно обветшавший монастырский храм, расширить и отремонтировать монастырский корпус, приобрести необходимую сельскохозяйственную технику, купить несколько ульев пчел.

Мы воздаем им открытым сердцем, христианской любовью и гостеприимством, духовным теплом нашего монастыря. Во Враньине развевается не только флаг Сербской Церкви, но и российский государственный триколор. Наш монастырь не только сербский, но в той же степени и русский. Когда русские паломники видят много икон русских святых в нашем храме и российский флаг, гордо развевающийся в тысячах километров к югу от Москвы, многие просто сияют от радости. Часто я говорю русским: «Добро пожаловать в ваш русский монастырь». Сначала они не понимают и смотрят на меня с удивлением. Но когда они видят, насколько сербы и сербские монахи любят русских и Россию, то все им становится намного понятней.

– На берегах и островах Скадарского озера и возле него сейчас действуют несколько монастырей. Что представляют собой эти обители? И можно ли говорить о каких-то особенностях монашеской жизни здесь?

– Возле крупнейшего на Балканах Скадарского озера еще с начала IV века, после Миланского эдикта императора Константина Великого 313 года, начали появляться многочисленные храмы, а уже в начале V века и первые монастыри. Монастыри возникали как на самом берегу озера, так и в его окрестностях и в городе Скадаре. Самым известным был монастырь мучеников Сергия и Вакха на берегах реки Бояны. В средние века сербский князь Иоанн-Владимир построил около озера монастырь Успения Пресвятой Богородицы, в народе известный как Пречиста Краинска. Сербские средневековые правители из династий Неманичей, Мрнявчевичей, Балшичей и Црноевичей с начала XIII и до середины XV веков построили на Скадарском озере десять монастырей. Здесь были и десятки малых монастырских келий, в которых жили пустынножители, бежавшие перед арабским нашествием из Иерусалима, с Синая и Ближнего Востока. В конце XIV и первой половине XV веков здешние монастыри и кельи были населены в основном так называемыми исихастами-синаитами, принесшими с собой знаменитый Синайский пустынножительный устав.

Монастырь Бешка. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)
Монастырь Бешка. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)
Пустынножители раз в неделю собирались в монастыре Враньина на всенощное бдение, которое заканчивалось рано утром Божественной литургией. После исповеди и принятия святого причастия они удалялись в свои небольшие монастыри и кельи, где жили неделю в полном безмолвии и непрестанной Иисусовой молитве, занимаясь при этом каким-нибудь рукоделием.

С того времени вся область Скадарского озера стала называться Зетской Святой горой. В XV веке настоятелем Враньины был знаменитый исихаст и церковный писатель Никон Иерусалимлянин, автор двух знаменитых трудов: Шестоднева (1439) и Горицкого сборника (1440–1441). Никон был духовником игуменьи Благовещенского монастыря на острове Бешка благоверной Елены (Балшич-Хлебельянович), дочери святого князя Лазаря Косовского. Их духовная переписка стала значительным явлением сербской православной духовности XV века и европейской средневековой церковной литературы.

После турецкого порабощения в конце XV века, последующего многовекового притеснения от турецких завоевателей практически все монастыри частично или полностью были разорены и запустели. Хотя процесс их обновления начался еще в конце XIX и начале XX веков, но из-за общего упадка духовной жизни он шел довольно медленно. Особенно тяжелым было положение после Второй мировой войны, во время владычества безбожного коммунизма.

Монастырь Морачник. Фото: иером Игнатий (Шестаков)
Монастырь Морачник. Фото: иером Игнатий (Шестаков)
Последние 15 лет идет интенсивный процесс обновления монастырей и монашеской жизни. Восстановлены монастыри Враньина, Орахово, Горни Брчели, Старчева Горица, Бешка, Морачник, Ком, Риека Црноевича, в процессе обновления монастырь Космач. Особая заслуга в обновлении нескольких обителей принадлежит великому строителю и молитвеннику архимандриту Хризостому (Нешичу), настоятелю Успенского монастыря на острове Ком.

Монастырь Старчева Горица. Фото: иером.Игнатий (Шетстаков)
Монастырь Старчева Горица. Фото: иером.Игнатий (Шетстаков)
Особенности монастырской жизни на Скадарском озере заметны и сегодня. Монастыри примечательны не только своим расположением (на островах или полуостровах), но и особым образом жизни в тишине и ритме, схожем со средневековым. До сих пор здесь есть обители, где нет электричества и постоянного источника питьевой воды. У многих монахов нет желания пользоваться некоторыми техническими средствами и плодами современной цивилизации. Время здесь как будто остановилось и течет немного медленнее, а жизнь проходит в мире, Божественной литургии, Иисусовой молитве и духовной радости, часто совершенно незаметной для внешнего мира, безумно бегущего по дебрям современной эпохи.

– Отец Петр, спасибо за интересный рассказ о прошлом и настоящем обителей. Хотелось бы задать и вопрос, напрямую связанный с будущим монастырей в Скадарском регионе. Сейчас озеро является естественной границей между Черногорией и Албанией. Когда-то по всему периметру его берегов жили православные сербы: здесь было множество сербских сел, крепостей, стоял древний христианский город Скадар. Сейчас ситуация иная: вокруг озера практически повсеместно расселились албанцы. На черногорском берегу расположены албанские деревни. Албанцы населяют районы, непосредственно примыкающие к столице Черногории Подгорице. И албанское население неуклонно растет. А мы хорошо знаем, к чему это привело в соседних Косово и Метохии, что наводит на определенные тревожные мысли о будущем Скадарского региона. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Прежде чем ответить на вопрос о будущем, я хотел бы вновь вспомнить о прошлом нашего края.

Город Скадар был под этим именем основан императором Константином Великим. До того он носил иллирийское название Розафа. Покоренные римлянами иллирийские племена были постепенно ассимилированы и практически исчезли. После святого Константина город активно развивался и стал большим торговым и культурным центром с множеством христианских святынь, самой известной из которых является древний монастырь мучеников Сергия и Вакха – его остатки и сейчас видны у реки Бояны около Скадара. Монастырь обновляла святая Елена Неманич Анжуйская.

В ходе переселения славянских племен в VI–VII веках сюда добрались и сербы. С VII по XII века Скадар в основном находился под властью Византийской империи, но сербские правители с переменным успехом боролись за самостоятельность. В эту борьбу включалось и сербское княжество Зета. Хорошо известен первый святой сербский князь Иоанн-Владимир, современник равноапостольного русского князя Владимира Киевского.

На Скадарском озере. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)
На Скадарском озере. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)
С конца XII и до конца XIV века Скадар находился в руках сербских правителей и был одним из духовных и экономических центров сербского государства. С конца XIV до конца XV века за него боролись турки и венецианцы. С конца XV и до начала XX века, то есть до Балканских войн 1912–1913 годов, он входил в Османскую империю.

В 1913 году, благодаря упорным стараниям Австро-Венгрии, Германии и Италии и дипломатической помощи Великобритании, было образовано государство Албания, на территории которого в тот момент проживало более 30 процентов неалбанского населения. Наиболее многочисленными были греки на юге и сербы на севере, особенно в Скадарском регионе. Фактически Албания была образована в тот момент, когда православные народы после 500 лет рабства уже освободили Балканы от турецких завоевателей. Опасаясь распространения православного влияния на юг, а особенно русско-сербской дружбы и естественного русского влияния на единоверную Сербию, европейские страны сошлись около одной, в сущности антиправославной, идеи образования нового государства в Европе, которое будет вне сербского и, таким образом, вне русского влияния.

Так Скадарский регион по воле европейских держав был фактически разделен на две части. Одна треть Скадарского озера с тех пор принадлежит Албании, а две трети – Черногории. Сейчас в приграничной зоне около Скадарского озера с черногорской стороны живет частично и албанское национальное меньшинство, исповедующее в основном ислам и частично католичество. С албанской стороны границы проживает и древняя сербская популяция в Албании (сербы живут в основном в самом Скадаре и его окрестностях).

Под давлением турок (особенно в XVII–XIX веках) и албанских властей с начала 20-х годов XX века сербы из преобладающего и автохтонного населения края превратились в национальное меньшинство. Жестоко притесняемые, они или постепенно были изгнаны или перешли в ислам, а частично и в католичество. Следующим этапом стала ассимиляция сербского населения и превращение сербов в албанцев. Открыто преследовал сербов в Албании и коммунистический диктатор Энвер Ходжа. Их насильно вынуждали менять имена и фамилии, лишали собственности. Была запрещена какая бы то ни было религиозная и культурная жизнь. Некогда преобладавший в Скадаре и Северной Албании сербский народ сейчас лишь меньшинство, борющееся за свои элементарные права. Я хотел бы обратить внимание на то, что сербы в регионе являются автохтонным населением.

Однако и это, и то, что именно Зета с городом Скадар и Скадарским озером – колыбель известных сербских средневековых династий Неманичей, Воисавлевичей, Балшичей и Черноевичей, не мешает некоторым современным албанским политикам в Черногории присваивать сербские православные монастыри (например Старчеву Горицу, Бешку, Морачик). Албанцы присваивают себе развалины древнейшего монастыря Пречиста Краинска, построенного в конце X – начале XI века святым князем Иоанном-Владимиром. Вдохновляемые проалбанскими политическими настроениями на Западе представители албанских партий в Черногории не перестают угрожать монашествующим и верующим Православной Церкви. Сами албанцы признают, что ктиторами всех монастырей на озере были сербские средневековые правители, однако, несмотря на это, провокации со стороны албанцев каждый год повторяются.

Нередко на фундаменте Пречистой Краинской можно увидеть кучу мусора, намеренно оставленную албанцами. Этот монастырь до сих пор не восстановлен, потому что находится вблизи албанского села Острос, жители которого противятся его восстановлению.

Особо бесстыдные и провокационные заявления делает в последнее время Мехмет Барди, руководитель одной из влиятельных албанских национальных партий в Черногории. Недавно он потребовал от черногорского парламента и государственных органов убрать православный храм Святой Троицы на горе Румия над Баром. Этот храм был разрушен в XVI веке турками, а несколько лет назад восстановлен.

Опираясь на некоторые сомнительные турецкие документы времен Османской империи и исходя из логики голого албанского национал-шовинизма, который поддерживается Западом, эти албанские политические лидеры Черногории стараются добиться того, чтобы православное монашество выселилось с островов Старчева Горица, Бешка и Морачик, а монастыри были переданы в управление албанцам. Как албанцы их «охраняли» и ими «управляли» при Османской империи и при коммунистической диктатуре, свидетельствует то, что монастырские храмы были превращены ими в стойла для скота, полные козьего помета.

С приходом митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия на кафедру Цетинской митрополии положение дел значительно улучшилось: все монастыри освящены и сейчас вновь ожили. Весь регион Скадарского озера с девятью действующими православными монастырями Зетской Святой горы представляет собой первый бастион Православия, выдвинутые вперед духовные сторожевые башни и живые светильники непобедимости истинного христианства. Это чувствуют и все враги Богочеловека Христа, и прежде всего отец всякой лжи сатана. Поэтому молитвенная и всякая иная поддержка Православию в Черногории, и прежде всего православному монашеству обителей Зетской Святой горы, находящейся на границе миров и цивилизаций, – святой долг всякого христианина.

Мы, православные сербы, с вами, православными братьями русскими, по словам величайшего серба из Черногории святителя Петра Цетинского, «единоверный, единородный и единокровный народ». Дай Бог, чтобы святая Русь возрастала в наших сердцах и небесная Сербия – в ваших. Поэтому мы должны молиться друг за друга, посещать друг друга и друг другу помогать.