—ербска€

—кадарский бастион ѕравослави€

Ѕеседа с насто€телем монастыр€ ¬раньина игуменом ѕетром (ƒрагойловичем)

—кадарское озеро. ‘ото: иером.»гнатий (Ўестаков)
—кадарское озеро. ‘ото: иером.»гнатий (Ўестаков)
Ќа юге современной „ерногории расположен уникальный регион. ѕо берегам и на островах крупнейшего на Ѕалканах —кадарского озера действуют многочисленные православные монастыри. ќ сегодн€шнем дне «етской —в€той горы нам рассказывает выпускник ћосковской духовной академии насто€тель монастыр€ ¬раньина игумен ѕетр (ƒрагойлович).

***

Ц ќтец ѕетр, расскажите немного об истории вашего монастыр€?

Ц ћонастырь св€тител€ Ќикола€ на полуострове ¬раньина был основан в 1223 году по благословению первого јрхиепископа —ербского —аввы (Ќеманича). ¬ернее, в те годы завершилось его строительство, начатое около 1217 года. ѕо преданию, и место дл€ обители выбрал сам св€титель —авва. ќднажды, когда он проходил этими земл€ми, лежавшими на юге средневековой сербской державы, то встретил юношу пастуха. ѕрозрев в юноше будущего монаха и епископа, —авва позвал его стать пастырем словесных овец. ѕастух, подобно св€тым апостолам, послушалс€ гласа Ѕожи€, вышедшего из уст св€того, оставил свое бессловесное стадо и последовал за учителем, определившим ему место дл€ подвига. Ёто и была ¬раньина Ц тихое и благодатное место на берегах реки ћорачи и —кадарского озера. ѕо благословению св€того —аввы и с помощью богатых пожертвований его брата св€того сербского корол€ —тефана ѕервовенчанного монастырь быстро начал строитьс€. —в€той —авва постриг подвижника, дав ему монашеское им€ »ларион. ћолодой монах был поставлен первым насто€телем ¬раньинской обители, посв€щенной переносу мощей св€тител€ Ќикола€.

¬скоре после начала строительства обители, в 1219 году, —ербска€ ÷ерковь обрела самосто€тельность и стала автокефальной, а св€титель —авва стал первым —ербским јрхиепископом. ќдной из восьми епархий, основанных им, была «етска€, на трон которой был поставлен насто€тель ¬раньины »ларион. ќн переселилс€ в монастырь архангела ћихаила на полуострове ћихольска ѕревлака под “иватом, но никогда не переставал заботитьс€ о ¬раньине.

Ќа прот€жении более двух столетий, с 1223 по 1479 годы, обитель получала богатые дары от сербских королей и кн€зей, владевших «етой вплоть до завоевани€ ее турками. ¬ середине XIV века, в период расцвета сербской государственности, обитель стала метохом сербского монастыр€ архангела ћихаила в »ерусалиме. ¬ этот период в ней было около 500 насельников. Ёто был единственный ставропигиальный монастырь в «ете, располагавший большой автономией в отношении церковных и государственных властей.

ћонастырь ¬раньина.
ћонастырь ¬раньина.
¬о врем€ турецкого владычества монастырь сильно страдал, особенно в 1714 году, когда был буквально стерт с лица земли Ќуман-пашой „уприличем, и в 1843 году, когда был снова полностью разрушен ќсман-пашой —копл€ком.

ћонастырь пережил ужасы ѕервой и ¬торой мировых войн, а после 1945 года, с установлением новой системы власти под руководством антихристиански настроенного »осифа Ѕроза “ито, пережил великие страдани€, отн€тие земли и гонени€ на ее игумена –омана (¬укмановича). ¬ т€желые времена богоборческой атеизации народа монастырь после упокоени€ отца –омана в начале 1960-х годов осталс€ без монахов и опустел. ¬ начале 1970-х годов опустевшую обитель постигло еще одно несчастье: в пожаре погиб большой монастырский корпус.

“олько в 1998 году монастырь снова начал оживать и восстанавливатьс€. –аботы еще много, и мы находимс€ в начальной стадии обновлени€ обители. ќсобое значение дл€ нас имеют частые визиты русских паломников, св€щенников и монахов. »х помощь и поддержка, как духовные, так и материальные, очень важны.

Ц ћы знаем, что в истории вашей обители прослеживаетс€ определенна€ св€зь с –оссиейЕ

¬нутреннее убранство монастырского храма
¬нутреннее убранство монастырского храма
Ц ƒа, эта св€зь с –оссией занимает особое место в истории нашего монастыр€. —пуст€ 40 лет после полного разрушени€ в 1843 году обитель была восстановлена именно благодар€ –оссии Ц защитнице всех православных христиан. –осси€ не забыла свою маленькую православную сестру на Ѕалканах Ц „ерногорию. ¬ 1886 году при кн€зе „ерногории Ќиколе I ѕетровиче на средства, посланные российским императором јлександром III, большим другом сербского народа, монастырь был снова восстановлен. »з –оссии были присланы и все необходимые богослужебные книги, множество икон и богослужебные сосуды. ¬оскрешение обители произошло благодар€ любви к этой земле русского императора, называвшего кн€жество „ерногорию Ђсамым верным союзником –оссииї.

—егодн€ духовный покой, возвышенна€ красота природы, богата€ церковна€ истори€ этих мест, их св€зь с –оссией привлекают сюда русских паломников. —тало уже традицией, что русские св€щенники не только посещают наш монастырь, но и остаютс€ в нем на несколько дней. «десь они наход€т отдохновение своей душе и, служа с нами Ѕожественную литургию на церковнослав€нском €зыке, ощущают, что гост€т у самых близких и родных братьев.

ћногие из наших русских друзей, пожив здесь, со слезами на глазах и великой благодарностью уезжают назад в ћоскву, ѕетербург, ярославль, Ћесосибирск или  иев, но потом оп€ть возвращаютс€. Ёто место манит как сильный духовный магнит.  то однажды посетит ¬раньину, тому трудно снова сюда не вернутьс€.

ƒревн€€ традици€ помощи нашей обители от матери-–оссии и русских христиан продолжаетс€. Ќедавно мы получили в подарок из –оссии икону св€щенноисповедника и архиепископа Ћуки (¬ойно-ясенецкого) с частицей его мощей, частицы мощей св€тителей ƒимитри€ –остовского и “ихона «адонского, позолоченный мощевик, множество прекрасных икон, св€щеннических одежд, стихарей, паникадил, церковных книг.

–усские брать€ во многом помогли нам украсить сильно обветшавший монастырский храм, расширить и отремонтировать монастырский корпус, приобрести необходимую сельскохоз€йственную технику, купить несколько ульев пчел.

ћы воздаем им открытым сердцем, христианской любовью и гостеприимством, духовным теплом нашего монастыр€. ¬о ¬раньине развеваетс€ не только флаг —ербской ÷еркви, но и российский государственный триколор. Ќаш монастырь не только сербский, но в той же степени и русский.  огда русские паломники вид€т много икон русских св€тых в нашем храме и российский флаг, гордо развевающийс€ в тыс€чах километров к югу от ћосквы, многие просто си€ют от радости. „асто € говорю русским: Ђƒобро пожаловать в ваш русский монастырьї. —начала они не понимают и смотр€т на мен€ с удивлением. Ќо когда они вид€т, насколько сербы и сербские монахи люб€т русских и –оссию, то все им становитс€ намного пон€тней.

Ц Ќа берегах и островах —кадарского озера и возле него сейчас действуют несколько монастырей. „то представл€ют собой эти обители? » можно ли говорить о каких-то особенност€х монашеской жизни здесь?

Ц ¬озле крупнейшего на Ѕалканах —кадарского озера еще с начала IV века, после ћиланского эдикта императора  онстантина ¬еликого 313 года, начали по€вл€тьс€ многочисленные храмы, а уже в начале V века и первые монастыри. ћонастыри возникали как на самом берегу озера, так и в его окрестност€х и в городе —кадаре. —амым известным был монастырь мучеников —ерги€ и ¬акха на берегах реки Ѕо€ны. ¬ средние века сербский кн€зь »оанн-¬ладимир построил около озера монастырь ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы, в народе известный как ѕречиста  раинска. —ербские средневековые правители из династий Ќеманичей, ћрн€вчевичей, Ѕалшичей и ÷рноевичей с начала XIII и до середины XV веков построили на —кадарском озере дес€ть монастырей. «десь были и дес€тки малых монастырских келий, в которых жили пустынножители, бежавшие перед арабским нашествием из »ерусалима, с —ина€ и Ѕлижнего ¬остока. ¬ конце XIV и первой половине XV веков здешние монастыри и кельи были населены в основном так называемыми исихастами-синаитами, принесшими с собой знаменитый —инайский пустынножительный устав.

ћонастырь Ѕешка. ‘ото: иером.»гнатий (Ўестаков)
ћонастырь Ѕешка. ‘ото: иером.»гнатий (Ўестаков)
ѕустынножители раз в неделю собирались в монастыре ¬раньина на всенощное бдение, которое заканчивалось рано утром Ѕожественной литургией. ѕосле исповеди и прин€ти€ св€того причасти€ они удал€лись в свои небольшие монастыри и кельи, где жили неделю в полном безмолвии и непрестанной »исусовой молитве, занима€сь при этом каким-нибудь рукоделием.

— того времени вс€ область —кадарского озера стала называтьс€ «етской —в€той горой. ¬ XV веке насто€телем ¬раньины был знаменитый исихаст и церковный писатель Ќикон »ерусалимл€нин, автор двух знаменитых трудов: Ўестоднева (1439) и √орицкого сборника (1440Ц1441). Ќикон был духовником игуменьи Ѕлаговещенского монастыр€ на острове Ѕешка благоверной ≈лены (Ѕалшич-’лебель€нович), дочери св€того кн€з€ Ћазар€  осовского. »х духовна€ переписка стала значительным €влением сербской православной духовности XV века и европейской средневековой церковной литературы.

ѕосле турецкого порабощени€ в конце XV века, последующего многовекового притеснени€ от турецких завоевателей практически все монастыри частично или полностью были разорены и запустели. ’от€ процесс их обновлени€ началс€ еще в конце XIX и начале XX веков, но из-за общего упадка духовной жизни он шел довольно медленно. ќсобенно т€желым было положение после ¬торой мировой войны, во врем€ владычества безбожного коммунизма.

ћонастырь ћорачник. ‘ото: иером »гнатий (Ўестаков)
ћонастырь ћорачник. ‘ото: иером »гнатий (Ўестаков)
ѕоследние 15 лет идет интенсивный процесс обновлени€ монастырей и монашеской жизни. ¬осстановлены монастыри ¬раньина, ќрахово, √орни Ѕрчели, —тарчева √орица, Ѕешка, ћорачник,  ом, –иека ÷рноевича, в процессе обновлени€ монастырь  осмач. ќсоба€ заслуга в обновлении нескольких обителей принадлежит великому строителю и молитвеннику архимандриту ’ризостому (Ќешичу), насто€телю ”спенского монастыр€ на острове  ом.

ћонастырь —тарчева √орица. ‘ото: иером.»гнатий (Ўетстаков)
ћонастырь —тарчева √орица. ‘ото: иером.»гнатий (Ўетстаков)
ќсобенности монастырской жизни на —кадарском озере заметны и сегодн€. ћонастыри примечательны не только своим расположением (на островах или полуостровах), но и особым образом жизни в тишине и ритме, схожем со средневековым. ƒо сих пор здесь есть обители, где нет электричества и посто€нного источника питьевой воды. ” многих монахов нет желани€ пользоватьс€ некоторыми техническими средствами и плодами современной цивилизации. ¬рем€ здесь как будто остановилось и течет немного медленнее, а жизнь проходит в мире, Ѕожественной литургии, »исусовой молитве и духовной радости, часто совершенно незаметной дл€ внешнего мира, безумно бегущего по дебр€м современной эпохи.

Ц ќтец ѕетр, спасибо за интересный рассказ о прошлом и насто€щем обителей. ’отелось бы задать и вопрос, напр€мую св€занный с будущим монастырей в —кадарском регионе. —ейчас озеро €вл€етс€ естественной границей между „ерногорией и јлбанией.  огда-то по всему периметру его берегов жили православные сербы: здесь было множество сербских сел, крепостей, сто€л древний христианский город —кадар. —ейчас ситуаци€ ина€: вокруг озера практически повсеместно расселились албанцы. Ќа черногорском берегу расположены албанские деревни. јлбанцы насел€ют районы, непосредственно примыкающие к столице „ерногории ѕодгорице. » албанское население неуклонно растет. ј мы хорошо знаем, к чему это привело в соседних  осово и ћетохии, что наводит на определенные тревожные мысли о будущем —кадарского региона. „то вы можете сказать по этому поводу?

Ц ѕрежде чем ответить на вопрос о будущем, € хотел бы вновь вспомнить о прошлом нашего кра€.

√ород —кадар был под этим именем основан императором  онстантином ¬еликим. ƒо того он носил иллирийское название –озафа. ѕокоренные римл€нами иллирийские племена были постепенно ассимилированы и практически исчезли. ѕосле св€того  онстантина город активно развивалс€ и стал большим торговым и культурным центром с множеством христианских св€тынь, самой известной из которых €вл€етс€ древний монастырь мучеников —ерги€ и ¬акха Ц его остатки и сейчас видны у реки Ѕо€ны около —кадара. ћонастырь обновл€ла св€та€ ≈лена Ќеманич јнжуйска€.

¬ ходе переселени€ слав€нских племен в VIЦVII веках сюда добрались и сербы. — VII по XII века —кадар в основном находилс€ под властью ¬изантийской империи, но сербские правители с переменным успехом боролись за самосто€тельность. ¬ эту борьбу включалось и сербское кн€жество «ета. ’орошо известен первый св€той сербский кн€зь »оанн-¬ладимир, современник равноапостольного русского кн€з€ ¬ладимира  иевского.

Ќа —кадарском озере. ‘ото: иером.»гнатий (Ўестаков)
Ќа —кадарском озере. ‘ото: иером.»гнатий (Ўестаков)
— конца XII и до конца XIV века —кадар находилс€ в руках сербских правителей и был одним из духовных и экономических центров сербского государства. — конца XIV до конца XV века за него боролись турки и венецианцы. — конца XV и до начала XX века, то есть до Ѕалканских войн 1912Ц1913 годов, он входил в ќсманскую империю.

¬ 1913 году, благодар€ упорным старани€м јвстро-¬енгрии, √ермании и »талии и дипломатической помощи ¬еликобритании, было образовано государство јлбани€, на территории которого в тот момент проживало более 30 процентов неалбанского населени€. Ќаиболее многочисленными были греки на юге и сербы на севере, особенно в —кадарском регионе. ‘актически јлбани€ была образована в тот момент, когда православные народы после 500 лет рабства уже освободили Ѕалканы от турецких завоевателей. ќпаса€сь распространени€ православного вли€ни€ на юг, а особенно русско-сербской дружбы и естественного русского вли€ни€ на единоверную —ербию, европейские страны сошлись около одной, в сущности антиправославной, идеи образовани€ нового государства в ≈вропе, которое будет вне сербского и, таким образом, вне русского вли€ни€.

“ак —кадарский регион по воле европейских держав был фактически разделен на две части. ќдна треть —кадарского озера с тех пор принадлежит јлбании, а две трети Ц „ерногории. —ейчас в приграничной зоне около —кадарского озера с черногорской стороны живет частично и албанское национальное меньшинство, исповедующее в основном ислам и частично католичество. — албанской стороны границы проживает и древн€€ сербска€ попул€ци€ в јлбании (сербы живут в основном в самом —кадаре и его окрестност€х).

ѕод давлением турок (особенно в XVIIЦXIX веках) и албанских властей с начала 20-х годов XX века сербы из преобладающего и автохтонного населени€ кра€ превратились в национальное меньшинство. ∆естоко притесн€емые, они или постепенно были изгнаны или перешли в ислам, а частично и в католичество. —ледующим этапом стала ассимил€ци€ сербского населени€ и превращение сербов в албанцев. ќткрыто преследовал сербов в јлбании и коммунистический диктатор Ёнвер ’оджа. »х насильно вынуждали мен€ть имена и фамилии, лишали собственности. Ѕыла запрещена кака€ бы то ни было религиозна€ и культурна€ жизнь. Ќекогда преобладавший в —кадаре и —еверной јлбании сербский народ сейчас лишь меньшинство, борющеес€ за свои элементарные права. я хотел бы обратить внимание на то, что сербы в регионе €вл€ютс€ автохтонным населением.

ќднако и это, и то, что именно «ета с городом —кадар и —кадарским озером Ц колыбель известных сербских средневековых династий Ќеманичей, ¬оисавлевичей, Ѕалшичей и „ерноевичей, не мешает некоторым современным албанским политикам в „ерногории присваивать сербские православные монастыри (например —тарчеву √орицу, Ѕешку, ћорачик). јлбанцы присваивают себе развалины древнейшего монастыр€ ѕречиста  раинска, построенного в конце X Ц начале XI века св€тым кн€зем »оанном-¬ладимиром. ¬дохновл€емые проалбанскими политическими настроени€ми на «ападе представители албанских партий в „ерногории не перестают угрожать монашествующим и верующим ѕравославной ÷еркви. —ами албанцы признают, что ктиторами всех монастырей на озере были сербские средневековые правители, однако, несмотр€ на это, провокации со стороны албанцев каждый год повтор€ютс€.

Ќередко на фундаменте ѕречистой  раинской можно увидеть кучу мусора, намеренно оставленную албанцами. Ётот монастырь до сих пор не восстановлен, потому что находитс€ вблизи албанского села ќстрос, жители которого против€тс€ его восстановлению.

ќсобо бесстыдные и провокационные за€влени€ делает в последнее врем€ ћехмет Ѕарди, руководитель одной из вли€тельных албанских национальных партий в „ерногории. Ќедавно он потребовал от черногорского парламента и государственных органов убрать православный храм —в€той “роицы на горе –уми€ над Ѕаром. Ётот храм был разрушен в XVI веке турками, а несколько лет назад восстановлен.

ќпира€сь на некоторые сомнительные турецкие документы времен ќсманской империи и исход€ из логики голого албанского национал-шовинизма, который поддерживаетс€ «ападом, эти албанские политические лидеры „ерногории стараютс€ добитьс€ того, чтобы православное монашество выселилось с островов —тарчева √орица, Ѕешка и ћорачик, а монастыри были переданы в управление албанцам.  ак албанцы их Ђохран€лиї и ими Ђуправл€лиї при ќсманской империи и при коммунистической диктатуре, свидетельствует то, что монастырские храмы были превращены ими в стойла дл€ скота, полные козьего помета.

— приходом митрополита „ерногорско-ѕриморского јмфилохи€ на кафедру ÷етинской митрополии положение дел значительно улучшилось: все монастыри осв€щены и сейчас вновь ожили. ¬есь регион —кадарского озера с дев€тью действующими православными монастыр€ми «етской —в€той горы представл€ет собой первый бастион ѕравослави€, выдвинутые вперед духовные сторожевые башни и живые светильники непобедимости истинного христианства. Ёто чувствуют и все враги Ѕогочеловека ’риста, и прежде всего отец вс€кой лжи сатана. ѕоэтому молитвенна€ и вс€ка€ ина€ поддержка ѕравославию в „ерногории, и прежде всего православному монашеству обителей «етской —в€той горы, наход€щейс€ на границе миров и цивилизаций, Ц св€той долг вс€кого христианина.

ћы, православные сербы, с вами, православными брать€ми русскими, по словам величайшего серба из „ерногории св€тител€ ѕетра ÷етинского, Ђединоверный, единородный и единокровный народї. ƒай Ѕог, чтобы св€та€ –усь возрастала в наших сердцах и небесна€ —ерби€ Ц в ваших. ѕоэтому мы должны молитьс€ друг за друга, посещать друг друга и друг другу помогать.

С игуменом Петром (Драгойловичем) беседовал иеромонах Игнатий (Шестаков)

9 но€бр€ 2010 года

     омментарии читателей
    2012-02-03
    13:48
    јнтон:
    √осподи, помоги русскому народу не пускатьс€ в уныние, а пока€тьс€ в грехах прошлых и зажить обновлЄнной, счастливой, светлой жизнью, ид€ к —пасению и вед€ за собой остальной мир.
    2011-09-05
    09:37
    јлександр:
    –осси€ об€зана помнить о брать€х на Ѕалканах, да укрепит нас всех √осподь в нашей вере и единении.
    2011-02-03
    11:36
    јлександра:
    ѕомаже Ѕог,
    У ако дакле примисте ’риста »суса √оспода тако у Мему и живите, укориЉеЬени и назидани у Мему и утврРени у вЉери као што сте научени.Ф( ол 2,6)
    »дуЮи путем јпостолским наш брат у ’ристу,ќ.»гЬатиЉе Ўестаков боравеЮи на нашим просторима забиЪежио Ље своЉом камером дивне наше божанствене —ветиЬе и Ъуде коЉе ту живе,подвижничким и тиховатеЪским монашким ревноваЬем за ’риста,славеЮи заЉедно са свима нама,вЉерним народом »ме √осподЬе и сабируЮи свакодневно благодат и милост Ѕога ∆ивога,на путу £еванРеЪске »стине и живота у ’ристу.
    ” ’ристу,
    сестра јлександра.
    Ѕи’
    http://svetigora.wordpress.com/2010/12/14/%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82-%D0%B0%D0%BC%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%B8%D1%98%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BE-%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%9A-2/#comments
    2011-01-21
    12:16
    ЌебоЉша:
    ѕравдавсе что сказал отец ѕетр .Ќо и враг вселилсь€ между нас ищущи безмерно только «апад.Ќам нельз€ как сказал св. н€зь Ћазар  осовский:"ѕродать веру на обед" как часто бывало во врем€ ќсманского и коммунистического владичества.
    2010-11-23
    17:26
    ¬адим:
    —ербы - удивительный народ. » страна у них просто фантастическа€. ’от€ мы и слышали жалобы от сербов на "разобщенность", дл€ нас их "чувство локт€" - недостижимый идеал. Ќедостижимый, пока будут продолжатьс€ шатани€ в поисках "национальной идеи".
    ¬ —ербии это становитс€ очевидным: национальную идею невозможно придумать или изобрести.  огда мы спросили о. ѕетра, много ли у них сектантов, он вначале не пон€л, о чем мы говорим. ¬ы€снилось, что неправославных сербов вообще нет. „еловек, помен€вший веру, больше не принадлежит к своей нации. ѕожалуй, такое было только в ветхозаветном »зраиле.
    ¬ общем, сербам можно только позавидовать: повсюду видно, что народ живет своим трудом, а не спекул€цией отбросами ≈— и биржевыми махинаци€ми, в магазинах - сербские натуральные продукты и т.д. - в общем, обидно до слез, когда видишь, как у нас могло бы всЄ быть...
    ƒа и сам о. ѕетр - человек редкостный. ѕри общении с ним видишь реальные плоды духовной работы и начинаешь понимать что значит: "по плодам их узнаете их..."
     ому интересно, еще немного впечатлений о монастыре и об о. ѕетре - здесь: http://v2203.livejournal.com/63173.html
    2010-11-13
    15:47
    ќлег:
    ∆аль, что современна€ –осси€ увы не имперска€ –усь.  оммунистический режим рухнул, и современна€ –осси€ уже как 20 лет живет новой жизнью, да только своих верных собратьев она давно позабыла. —овременна€ –осси€ не будет »мперией до тех пор, пока не будет проводить здоровую имперскую политику, котора€ должна быть нацелена в первую очередь на поддержание исконно братских православных народов, а это в первую очередь —ерби€, затем Ѕолгари€, ”краина, Ѕелорусси€, ћолдави€, √рузи€ и т.д. ћы же все были свидетели совсем другого, когда русские фактически сдали ёгославию поганым американцам, и она продолжала молчать, когда у сербов отобрали наглым образом  осово. „то происходить с –оссией? ≈е сейчас больше интересуют отношени€ с мусульманами нежели отношени€ с православным. ≈сли так будет дальше продолжатьс€, то думаю в обозримом будущем –осси€ уже не будет —в€той, а будет мусульманской...как все это печально...√де ты —в€та€ –усь, где велика€ –оссийска€ »мпери€?!! а больше всего обидно за сербов, которые до сих пор люб€т и надеютс€ на –оссию, да только –осси€ давно уже "положила на них большие надежды"...
    2010-11-12
    17:08
    ћарина:
    —паси нас всех, √ќ—ѕќƒ№! ƒай ¬семилостивый √ќ—ѕќƒ№ всем православным славить им€ “вое —в€тое! Ѕуду молитьс€ о своих православных брать€х-сербах. ѕомогай вам √ќ—ѕќƒ№!!!
    2010-11-11
    12:58
    надежда:
    ѕомоги √осподи!
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: