«В венчании созидается священная ячейка жизни»

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 24 января 2011 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/44258.htm
C архиепископом Кассианом Нижнедунайским беседовала Ралука Броднер
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

2011 год Священным Синодом Румынской Православной Церкви объявлен Годом крещения и венчания. О важности и святости этих таинств, их месте и роли в жизни сегодняшнего христианина – беседа с высокопреосвященным Кассианом, архиепископом Нижнедунайским.

***

– Владыка, с какой целью 2011 год объявлен Годом крещения и венчания в Румынской Патриархии?

– Наша Православная Церковь с каждым годом все более расширяет свою миссионерскую деятельность, так необходимую для укрепления веры в народе, и эта деятельность направлена на то, чтобы дать ответы на все более возрастающие запросы церковных общин. Несколько лет назад патриарх Даниил предложил Священному Синоду богословские темы, по которым были разработаны конкретные миссионерско-пастырские программы; они, после их одобрения, рассылаются во все епархии и приходы, монастыри, богословские школы и социально-благотворительные центры. Эти программы помогают и нам, священнослужителям, и верующим, так как подводят к осознанию – через конкретику нашей жизни и работы – благотворности глубокого изучения Православия, которое мы все исповедуем, в истине которого мы служим перед святым алтарем, на которое опираемся и в социальном служении, ибо между алтарем Господа и ближним, братом нашим, свершается всякое священное служение.

Так что 2011 год пройдет под благословением Божиим и в богословском, литургическом и практическом осмыслении двух святых таинств Церкви – крещения и венчания.

– Почему были выбраны именно эти таинства?

– Ввиду их важнейшего значения для нашего вхождения в Церковь. С них мы начинаем нашу духовную жизнь. В крещении мы становимся христианами, а в венчании создается священная ячейка жизни как дара Божиего и предпосылка создания христианской общины, на которой зиждется общественная жизнь, получающая таким образом вечный смысл и реальность. Крещение является той «дверью», которой входят в Церковь, а венчание – это видимое построение двуединств, из которых составляется видимая Церковь на земле. Без реальной связи между Богом Отцом Созидающим и человеком – творением Его любви, между Отцом Дарующим и человеком – сыном, принимающим здесь, на земле, небесные дары для своего обожения, совершенствования и спасения, – нет ничего прочного и полезного в жизни.

Известно, как сложны соотношения между идеалом и его нереализованностью в семейной жизни. Мы видим, сколько человеческого страдания продолжает приносить кризис современной семьи, особенно тогда, когда мы игнорируем ту сакральность, с какой Бог вызвал к жизни эту институцию. Отпадение от благодатного состояния и послушания Богу вследствие игнорирования заповедей Божиих, а следовательно, и церковных, привело к галопирующей секуляризации и вызывающей тревогу деградации отношений между супругами, родителями и детьми, семьей и обществом.

Поэтому без перестройки здания семьи с самого его фундамента на христианских принципах и учении не может идти речи ни о христианском сознании, ни об улучшении отношений между людьми. Без христианской семьи мы не можем надеяться ни на оздоровление и нормализацию климата между ближними, ни на укрепление роли Церкви в секулярном обществе. Но без осознания каждым христианином небесной благодати святых таинств – этих истинных оснований нашего возрастания во Христе и в Церкви для того, дабы «мир имел жизнь в изобилии», – мы не выйдем из печального состояния, вызванного отсутствием духовного понимания отношений между людьми внутри Церкви, без которого не существует благости.

– Какие напутствия вы даете молодым, желающим создать семью?

– Прежде чем создать семью, необходимо создать человеческую личность на вечных основаниях чистоты и христианской нравственности. Чтобы достичь этой цели, нужны катехизация и программы, посвященные святым таинствам и их роли в нашей жизни. Мы были крещены в младенчестве. Кем же мы стали? Сохраняем ли печать крещения – этот «краеугольный камень» нашего бытия? Почему же тогда некоторые из нас ни во что не ставят «печать дара Духа Святого»? Почему мы забываем о благодати святых имен? Почему даем нехристианские имена детям при крещении? Почему забываем о великой истине: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»? Все это станет темами катехизации на уровне семьи, прихода, церковных собраний в течение года.

Нас очень впечатляет, когда мы вновь открываем для себя ангельскую чистоту младенчества в святом крещении, сами уже будучи взрослыми. Задумаемся же тогда по-взрослому все мы, крестные и семья, о роли крещения, и не будем столько радеть о материальной стороне дела, внешней по отношению к сакральной цели и привязанной к потребительству грешному и разрушительному. Прежде чем говорить другим, напомним сами себе о той одежде крещения, преисполненной сияющей благодати, которую даровал нам Христос Господь, чтобы беречь ее в чистоте всю оставшуюся жизнь. Тогда мы поймем, что нужно делать для детей, крестя их!

– Сегодня, к сожалению, мы являемся свидетелями минимизации священнодействия в обрядах крещения и венчания.

– Пространство, отведенное для настоящей беседы, не позволяет нам даже слегка затронуть особенно тяжелые аспекты, касающиеся все большего обмирщения и секуляризации при преподании благодати Божией венчающимся. Таинство святого брака начинает включать, к сожалению, все больше аспектов слишком внешних, чересчур торжественных и чуждых здоровому духу и чистым проявлениям христианской души, какими они были в наших общинах в прошлом. Таинство венчания является и должно оставаться тем священным фундаментом, на котором строится семья и от которого зависит все общественное и церковное здание. Эти проблемы станут объектом внимательного анализа в каждом приходе в 2011 году.

Всем нам будет чему поучиться, когда перед нашими глазами будет реальный, точный, недвусмысленный и объективный анализ нашего отношения к причащению святости Божией, особенно на том этапе, когда мы отдаляемся от самого важного в христианской жизни. Мы поймем, что жизнь, проживаемая в христианском ритме, – это не просто один из многих других возможных выборов в мире. Мы постигнем, что, когда причащаемся небесных благословений и даров, их нельзя смешивать с миром материалистичным и эгоистичным, и попытаемся осуществить это на деле. Много вдохновляют нас те, чей путь к Богу ведет через Церковь.

Духовная польза от причащения Божественной благодати в этих двух таинствах безмерна. Здесь присутствует Сам Господь, как присутствовал Он на браке в Кане Галилейской, когда «явил славу Свою и положил начало Своим чудесам». Значит, на глазах и во всеуслышание Христос, Господь вечной жизни, обновляет, освящает и возводит нашу жизнь к ее первоначальной чистоте. Нужно бы вкусить и молодоженам в день венчания, да и после него, благостынь рая, куда вначале Бог вселил человека!

Без возвращения к глубокому осознанию прямого участия Бога в совершении этих таинств мы не сможем разрешить и тяжелые проблемы проявления секулярных, материальных и даже языческих тенденций, из-за которых мы отдаляемся от глубоких смыслов и того духовного состояния, в котором нам передается благодать Божия. Минимизация священнодействий в рамках чинопоследования как при крещении, так и при венчании приводит к прискорбному редуцированию самой цели установления святых таинств.

Только в состоянии таинственности, духовного разумения и ответственной религиозности, которая проявляется в принятии и исповедании правой веры, мы понимаем действие Бога в Церкви, и только так могут исчезнуть побочные интерпретации и бесплодные эксплуатации этих важнейших событий в жизни теми, кто стремится только к человеческим ошибкам и никогда – к небесному благословению.

– В чем состоит великий риск для всех нас, если мы отдаляемся от святых таинств?

– Насколько мы принимаем мирские способы совершения святых таинств, настолько мы все отдаляемся от Христа и Его Церкви. Только в присутствии Спасителя, как в Кане Галилейской, создается священная атмосфера во время принятия святых таинств, и таким образом все обращаются к божественным смыслам, вместо того чтобы минимизировать священнодействие и уделять слишком большое внимание временному и эфемерному. Только так станет меньше разводов, и так, в состоянии таинственности, новой семье даны будут от Бога хорошие и здоровые младенцы, на благо Церкви и рода нашего.

Итак, нужно принимать учение о правой и неискаженной вере, которую только Церковь предлагает нам через своих служителей – достойных, честных, подготовленных, жертвенных и духовных. Будем принимать его и проводить в жизнь. Необходимо обязательное участие в катехизации перед принятием святых таинств.

Нам следует постигать, углублять и увековечивать здоровую церковную и национальную традицию, связанную со святыми таинствами, без заимствований неуместных, чересчур мирских и даже бросающих вызов той строгости и простоте, с какой мы принимаем благодать Божию. Всем вместе, в единстве и правой вере, нам нужно изживать секулярные, материальные и никчемные тенденции в принятии святых таинств.

Поставим себя в зависимость, прежде всего, от Бога и Его Церкви, а затем от ресторана и свадебной программы и будем советоваться в первую очередь со священником, строго соблюдая церковные даты, в которые не надо и ненормально проводить свадьбы.

Духовный подъем до реальных, священных и божественных смыслов святых таинств, какими их неумолчно предлагает нам Спаситель в Церкви Своей, ревность о претворении буквы в жизнь и радость быть участниками освящения человека и твари покажут нам, как важно духовное обновление всех сынов и дщерей Церкви.

Только так – мудростью, долготерпением и в особенности бескрайней любовью к Богу и людям – будут вытеснены со временем секулярные аспекты принятия святых таинств.