Святой благоверный и равноапостольный царь Борис, во святом крещении Михаил, Болгарский

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 15 мая 2012 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/53528.htm

Память 2 / 15 мая

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Славный царь Борис родился в IX веке и был воспитан в язычестве. Христианской вере его научили сестра и дядя по имени Энработ (Боян). Энработ принял мученическую смерть во время гонения, начатого Маломиром, предшественником Бориса.

Придя к власти в 852 году, Борис вначале обратился к латинским миссионерам, поскольку в то время Болгария заключила военный союз с франками против моравского князя. Но вскоре Борис осознал религиозное и культурное превосходство Византии. Он попросил императора Михаила III крестить его самого и весь его народ.

Князя крестили с великим торжеством в 864 году в городе Плиске – древней столице Дунайской Болгарии. Для этого события специально приехал епископ из Византии. Борис был наречен Михаилом – по имени своего крестного отца императора Михаила. Вслед за ним обратилась большая часть народа – бояре и люди всех сословий. Патриарх Константинопольский святой Фотий (память 6 февраля) направил князю письмо, в котором разъяснял обязанности христианского государя. Затем он послал в Болгарию миссионеров.

Борис стремился устроить юную Церковь по примеру Византийской и надеялся добиться ее самостоятельности. Константинополь отнесся к этому неблагосклонно, и Борис обратился к папе Римскому. Тот послал в Болгарию миссионеров для распространения литургической практики латинской Церкви и ее ложного учения об исхождении Святого Духа и от Сына. Однако царь очень скоро понял, как опасно зависеть от Запада не только с церковной, но и с политической точки зрения, и изгнал из Болгарии латинских миссионеров.

В марте 870 года Собор подчинил Болгарскую Церковь Константинополю. Из Византии прибыл архиепископ в сопровождении десяти епископов. Он обосновался в Преславе, откуда руководил юной Церковью. Впоследствии патриарх Игнатий послал в Болгарию клириков возглавить местное духовенство. В 885 году пять учеников святых Кирилла и Мефодия – Климент, Наум, Ангеляр, Горазд и Савва, так называемая Охридская пятерица, – взяли на себя выполнение миссионерской задачи. Они проповедовали веру на славянском языке и постепенно крестили весь народ. Скоро благодаря поддержке царя Болгарская земля процвела храмами, в которых воздавали хвалу Господу Богу на славянском языке.

В 888 году царь Борис-Михаил отрекся от престола и ушел в монастырь. Но когда его сын Владимир (888–893) начал разрушать все созданное отцом и поощрять язычество[1], Михаил сменил монашескую одежду на военную. Он лишил Владимира трона и посадил вместо него младшего сына Симеона. Восстановив порядок, Михаил вернулся в монастырь и всю оставшуюся жизнь провел в подвиге, молчании и молитве. Он упокоился в мире 2 мая 907 года[2].


Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря


[1] По другим свидетельствам, он обратился к франкам и преследовал византийских священников.
[2] Его почитание было признано патриархом Николаем Мистиком (память 16 мая) в письме, адресованном царю Симеону.