Православие.Ru
СОБЫТИЯ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU СИНОДАЛЬНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОМИССИЯ О ПРОБЛЕМЕ ИНН
   

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск

ОДНИ ИЩУТ СПАСЕНИЯ, ДРУГИЕ - ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ
ДОКЛАД АРХИМАНДРИТА ТИХОНА (ШЕВКУНОВА),
НАМЕСТНИКА МОСКОВСКОГО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви
Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г.

(Полный текст доклада. На конференции прочитан с сокращениями.)


Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимое собрание!

Мы сегодня собрались для того, чтобы говорить о болезни. О том, что обсуждаемый нами вопрос действительно стал предельно болезненным, свидетельствует крик боли, который раздается сегодня в церковном обществе. Вот посмотрите на этот огромный фолиант, который я держу в руках. Это обращение священников и мирян только одной, Ивановской епархии. Под обращением собрано девять тысяч подписей!

Это боль людей, которые убеждены, которых убедили, будто новая система налогообложения является отступлением от веры, попранием совести. И все мы, составляя единое Тело Христово, не можем не почувствовать эту боль как свою собственную. Даже если не разделяем данной позиции. Но понять наших братьев и сестер, сделать все от нас зависящее, чтобы помочь им, - наша задача.

В первую очередь, необходимо, конечно же, максимально объективно разобраться с этим вопросом. Тема моего доклада - предыстория нынешнего положения, связанного с проблемой индивидуального налогового номера и электронных документов, представление высокому собранию экспертных заключений и суждений самых разных лиц, мнения которых могут быть интересны и важны в ходе работы комиссии.

Вопрос, обсуждаемый нами сегодня, был поднят не православными. В середине 70-х годов об этом громко начали заявлять адвентисты, которые, как вы знаете, по учению своей религиозной организации, особо болезненно относятся к эсхатологическим проблемам. Именно они обнаружили в штрих-коде EAN-13/UРС, используемом для маркировки товаров (большая часть присутствующих знает, о чем идет речь) то апокалиптическое число, о котором потом заявлял и Синод Элладской Церкви, и Кипрская Церковь, и Украинская, и Русская Православная Церковь. Хотелось бы остановиться конкретно на этом вопросе, тем более что о числе 666 сегодня много говорилось в докладах. Действительно, для многих эта тема стоит в центре обсуждаемой проблемы.

В начале прошлого года на Интернет-сайте Сретенского монастыря была проведена открытая дискуссия, в результате которой мы получили решительное экспертное утверждение о том, что в штрих-коде EAN-13 хотя и не содержится в электронном виде числа 666, или, скажем по-другому, трех шестерок, машина не читает разделительных длинных полос как 666, однако визуально для человека, знающего машинный язык, эти параллельные полосы ассоциируются именно с цифрами 6. Физики "пошутили" - ввели в систему два одиозных числа 13 и 666, хотя никакой технической необходимости в этом не было. Лично я убежден, что это было сделано намерено, хотя вдаваться в рассмотрение возможных целей столь странного эпатажа сейчас, наверное, не время. Вот экспертное заключение, которое я представляю комиссии (www.pravoslavie.ru/shengen/soloviev.htm). Подобных заключений было несколько, в выводах все они ничем не отличаются друг от друга. Итак, в штрих-коде EAN-13 знакомый с данной системой человек (а число это оказывается адресованным именно человеку, а не машине), прочитывает число 666.

Хотелось бы остановиться на вопросе, что такое штрих-коды. Это изобретение еще позапрошлого XIX века. Изобрели этот способ записи чисел на американских железных дорогах, где было необходимо определять номера вагонов у быстро движущегося поезда. Американцы придумали систему штрих-кодов, только не таких маленьких, как у нас, а больших и толстых, которые наносились на стену вагона и по которым с помощью особых приборов определялись номера проходящих вагонов. Потом появилась система EAN-8, потом удвоенная система, названная EAN-13.

В православном мире первыми обратили на это внимание греки. Известно послание афонских монахов. Известно заявление Священного Синода Элладской Православной Церкви. В Греции проблема усугублялась тем, что в новых шенгенских паспортах упраздняется графа "вероисповедание" - та графа, которая была и в России до революции. Участие наиболее развитых стан Европы в Шенгенском альянсе вызывало, в первую очередь в Греции, серьезную обеспокоенность, поскольку объединительные тенденции неизбежно связаны с попытками нивелирования религиозных ценностей Православной Греции, ее национальной культуры и усиления контроля над личностью.

Затем одна за другой стали появляться публикации на эту тему на Украине. Синод Украинской Православной Церкви прининял специальное обращение.

В 1998 г. в журнале "Русский дом" мною была напечатана статья "Шенгенская зона". В ней, правда, речь об ИНН вообще не шла, но говорилось об исследованиях штрих-кода EAN-13, и на примере анализа ситуации в Греции, показывалось: эти вопросы и тенденции требуют трезвого и пристального внимания, хотя бы потому, что кощунства в отношении христианства и сатанинская символика все более внедряются в нашу повседневную жизнь. Затем в следующем номере журнала "Русский дом" были опубликованы послания Греческого и Украинского Синодов. Напомню, что в журнале "Русский дом" было высказано предупреждение, о том, что в самое ближайшее время проблемы, которые будоражат сейчас Украину, будут актуальны и в России. И закрывать на них глаза не только бессмысленно, но и опасно. Позиция Русской Православной Церкви была выражена в Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года под названием "Уважать чувства верующих. Хранить христианское трезвомыслие", Наконец письмо Мнение архимандрита Иоанна (Крестьянкина) об ИНН от 9 мая 2000 года, казалось, положило для многих конец дискуссии, во всяком случае в части, касающейся того, как практически следует поступать в данном вопросе.

Но монахи Афона заявляли также, что не только в штрих-кодах, но и в электронных документах, действующих совершенно по другим принципам, содержится то же апокалиптическое число. И когда в России стали вводить индивидуальные налоговые номера, активно стала внедряться мысль о том, что и в ИНН содержится то же самое число.

На самом деле в ИНН сочетание 666 может оказаться лишь случайно. При записи, кодировании, декодировании любого ИНН тоже не возникает этого числа. Я позволю себе не согласиться с выступавшим только что профессором Ивановым. Если бы число, символизирующее Антихриста, все же усваивалось в документах каждому человеку, это, конечно, вызвало бы совершенно определенное и оправданное, с моей точки зрения, смущение в христианской душе. Но повторюсь: ни при кодировании, ни при дешифровке в ИНН не обнаруживается числа 666. Те, кто до сих пор утверждает обратное, а таких, к несчастью, немало, говорят ложь.

Теперь о том, что касается собственно электронных документов. Именно об этом говорят сейчас многие, именно об этом предупреждают они вслед за греками: что все электронные документы также будут содержать число 666. Имеются в виду пластиковые карточки, на которых содержится магнитная линия, несущая информацию, - начиная от карточек метро, и кончая электронными документами, удостоверяющими личность, финансовыми документами. На запрос в одну очень серьезную организацию мы получили ответ, подписанный кандидатом технических наук А. Кораблевым. Эксперт утверждает, что в электронных документах, использующих системы, отличные от EAN-13/UРС, апокалиптическое число не содержится. А. Кораблев и другие специалисты готовы провести дискуссию, или организовать какую угодно повторную экспертизу. Те же результаты получены, насколько мне известно, и от нескольких экспертов в Белоруссии и опубликованы Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в церковных газетах Минска. Я позволю себе зачитать заключение эксперта о присутствии числа 666 в электронных документах.

"В ответ на Ваш запрос по поводу наличия в электронных документах и в электронных средствах расчета (смарт-картах, магнитных картах и т.д.) числа шестьсот шестьдесят шесть как постоянно присутствующего, могу сообщить следующее.

В электронных системах используется двоичная система счисления. Например, число 6 записывается в виде 110, число 7 - 111, число 2 - 010.

Таким образом, число 666 на компьютерном языке будет выглядеть как 1 010 011 010 (двоичная форма представления числа), или как принято в компьютерной индустрии 12328 (восьмеричная форма представления числа).

Ни о каком постоянном наличии указанной последовательности (то есть как такового числа 666) в вышеперечисленных документах не может идти и речи.

Откуда все же может возникнуть мнение о том, что упоминаемое число может присутствовать?

При распознавании электронной записи на магнитных или других носителях (в частности на магнитных или других картах) должна присутствовать постоянная неизменяемая последовательность чисел, которая необходима для обеспечения работы считывающего устройства. Обычно она представляет последовательность из 16 нулей.

Но в отдельных случаях разработчик устройств, где используются магнитные карты, может ввести другие группы чисел для улучшения работы устройства. Одним из многочисленных вариантов подобного рода ( но ни в коем случае не универсальным и не единственным) может быть и воспринимаемая как ряд шестерок следующая последовательность: 11011011011011011011.

При желании (подчеркиваю, при желании) часть этой последовательности может быть воспринята как группа шестерок (она же может быть воспринята как группа троек), причем этих шестерок будет не три, а четыре, пять либо значительно большее количество.

Вместе с тем последовательность даже из трех шестерок при переводе в обычную человеческую числовую форму является числом 438, что не имеет под собой, сколько я знаю, никакого сакрального значения.

На второй Ваш вопрос по поводу применения принципов кодирования или совпадения системы ЕАN-13 (товарные штрих-коды) и электронной передачи информации о которой шла речь выше, могу сообщить, что принципы кодирования информации (стандарты) для этих системах различны. ЕАN-13 - это очень старая, простая система учета, применимая в простых системах учета типа учета товаров. В современных сложных цифровых системах передачи информации используется соответственно более сложные и принципиально отличающиеся системы кодирования.

В связи со всем вышесказанным, хотелось бы особо подчеркнуть, что человеческие ценности и понятия не применимы к электронным вычислительным машинам. В настоящее время в связи с широчайшим развитием средств цифровой обработки информации поиск числа 666 как и любого другого в цифровых последовательностях потерял всякий здравый смысл, так как при колоссальных объемах передаваемой информации всегда есть вероятность выявления любого числа или последовательности чисел. Спекуляция на подобного рода занятиях не нова. С научной точки зрения она абсурдна, с точки зрения блага Отечества - несомненно, несет разрушительный потенциал.

С уважением,
кандидат технических наук А. Кораблев".

То есть мы можем сказать, что в этой части технических рассуждений афонских монахов ими была допущена ошибка.

Но при этом утверждения о наличии числа 666 и в электронных документах, и в ИНН не утихают. Передо мной многочисленные заявления архиереев, заявления наших духовников, заявления целых монастырских общин о присутствии апокалиптического числа в ИНН. С одной стороны, они совершенно обоснованно говорят о том, что принятие удостоверения с единым кодовым числом 666 недопустимо, поскольку при этом попирается христианская совесть. С другой стороны, поскольку в электронных удостоверениях числа 666 как кодового не содержится, то в данной части проблемы мы боремся с ветряными мельницами.

Следующий вопрос, несравненно более серьезный и актуальный, - это вопрос о так называемой глобализации. По этому поводу сегодня выступят специалисты, в частности Председатель комитета по экономической политике Государственной Думы С.Ю. Глазьев, которые расскажут нам о тех действительных опасностях, которые несет в себе эта общемировая тенденция. Что же мы можем ей противопоставить? Наверное, все-таки не демонстрации, не расшатывание церковного корабля, а в первую очередь личное исполнение заповедей Божиих, молитву, затем всемерное содействие хранению и утверждению православной веры, национальной культуры. На уровне государства - в первую очередь разрешение предельно обострившихся демографических проблем, борьбу с алкоголизмом и наркоманией, которые приводят к деградации народа, противостояние обезличиванию и растлению подрастающего поколения в средствах массовой информации. Укрепление обороноспособности и экономического могущества России. Наконец, хотелось бы повторить то, о чем уже не раз приходилось говорить: в России вот уже десяток лет ищут национальную идею. Если поиски ее будут продолжаться вне контекста национальной русской истории, вне духовных основ Православия, то искать можно бесконечно долго. Нам не найти ничего, кроме того, что дано России Богом. Необходима прочная государственная идеология, основанная на здравом мироощущении, крепкий духовный фундамент, способный выдержать такую громаду, как Россия со всеми ее проблемами, новыми и застаревшими болезнями, - нужна сила, могущая оградить человека от всего многоликого, беспощадного, лукавого зла, которое пока еще расползается сегодня по всей нашей земле.

Это и будет действенным и реальным противостоянием тем опасным для России тенденциям, которые несет с собой глобализация. Но ни в коей мере не призывы к деструктивным мерам, к разрушению церковной дисциплины, иерархического строя Церкви и, конечно же, не митинговщина и демонстрации. Смешно проводить демонстрации в Японии по поводу надвигающегося цунами, или по всему миру по поводу увеличивающийся озоновой дыры. Можно, конечно, и этим заниматься, но занятие это, очевидно, неблагодарное. Оно ставит нас только в ряды известных, и сознаюсь, не очень симпатичных мне борцов за права человека, которые по признанию самых честных из них "целились в коммунизм, а попали в Россию". Теперь в качестве мишени поставлена Церковь.

Я приведу лишь несколько примеров. Появилось целое богословие, которое тиражируется как в СМИ, так и в огромном количестве листовок, книг, брошюр, аудиокассет. Епископ Тульский Кирилл недавно рассказал мне, что во все храмы Тульской епархии пришло множество бесплатных бандеролей, полных листовок, брошюр, газет, аудиокассет, посвященных борьбе с ИНН. То же самое в Вологодской, в Марийской, во многих других, если не во всех епархиях. На это требуются огромные суммы денег. Как человек, занимающийся издательством, я могу это утверждать. И на печать всего этого, и на не менее дорогостоящую рассылку бандеролей тратятся очень и очень большие деньги. Кто-то крайне серьезно заинтересован в этом деле. Русская Православная Церковь единственная сегодня объединяет духовное пространство России. Присутствующим не надо напоминать известную догму Бжезинского о том, что единственным врагом на территории бывшего СССР осталась Православная Церковь. Известно и то, что основные усилия враждебных России сил направлены именно на расчленение тех объективно существующих структур, которые все еще являются скрепами всей страны. В экономике - это, к примеру, единые энергосистемы, в духовном пространстве - Церковь. Мы знаем о том, что сейчас пытаются сделать с РАО ЕЭС. Конечно, это, казалось бы, не дело церковных людей, но аналогии напрашиваются сами собой. Для РПЦ тоже нашли болевую точку. Это то, о чем мы сейчас говорим. Появилось даже целое богословие, которое заключается в том, что "принявший ИНН - не христианин".

Чтобы оценить масштаб компании, скажу лишь, что цитаты, которые я сейчас приведу взяты из газет и листовок, изданных многими сотнями тысяч экземпляров, а некоторые листовки и миллионными тиражами и донесены они практически до каждого верующего православного человека. "Принявший ИНН - не христианин", "принявший ИНН не спасется", "принять карточку - шаг к отречению от Христа", "принимая ИНН, знайте, что свое богоотступничество вы совершаете сознательно. Подпись под этим документом - это поклонение сатане". И наконец, как высшее проявление, следующая цитата: "Наступает такое удивительное время, когда люди и без иных заслуг перед Христом одним только отказом от номеров войдут в Царствие Небесное. И, напротив, принявшие печать с сатанинской символикой лишатся спасения, невзирая на все прошлые заслуги перед Церковью". Вы можете сказать, что это одиозные высказывания, но еще и еще раз повторю: все эти высказывания за последние несколько месяцев старательно донесены практически до каждого члена Русской Православной Церкви. Такой деятельности никакому Издательскому Отделу и не снилось.

И вот плоды. Не буду называть источники - поверьте, все это документировано и взято из прессы, радио и Интернета. "По предсказаниям старцев, со временем Патриарх Антихриста короновать будет, поэтому каждый христианин должен быть всегда готов к тому, что почти все Священноначалие будет состоять в ереси, а точнее в богоборчестве". Это постоянно муссируемая тема дискуссии. Один из ее участников говорит: "Еще раз призываю всех не относиться всерьез к частным высказываниям Патриарха, спровоцированным и разносимым по всему миру слугами тьмы, ибо если мы будем относиться к этому всерьез, как этого хотят ИНН-исты, то следует признать, что РПЦ ныне жива не Христом, а ИНН. Однако для людей, желающих остаться православными, отсюда следует совершенно не тот вывод, к которому нас подталкивают: не Дух Святой приспособился к современности, или подвигнулся, уступив место Церкви новой идеологии, а сама организация РПЦ утратила связь с Единой Соборной Апостольской Церковью Христовой, сами принявшие новую идеологию, изгнали из своего сборища неизменного и самотождественного Божественного Духа". И как реакция на все это из эфира "Народного радио" от 7-го февраля. Женщина с болью кричит в прямом эфире: "Зачем нам такой Патриарх, который благословляет принимать печать антихриста? Раньше он был Патриарх, теперь я его за Патриарха не признаю". О Священноначалии: "Этому вашему идолу Священноначалия я Божеские свойства приписывать не намерен и поклоняться не намерен". Хотя кто приписывает Священноначалию Божеские свойства? Никто не говорит и того, что Священноначалию надо поклоняться, - говорится о том, что надо внимать и слушать то, что говорит церковная иерархия, которой от Господа поручено попечение о благоустройстве церковном, поручен надзор за верой и порядком в Церкви. У них, епископов, послушание таково. А нам, священникам и мирянам, заповедано апостолами быть послушными чадами Церкви. Если эти простые вещи не воспринимаются, то можно говорить о том, что мы переживаем настоящий кризис церковного сознания.

К несчастью, даже слова отца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и слова протоиерея Николая Гурьянова тоже были извращены. Масса домыслов, когда про отца Иоанна дерзают утверждать, что написал то письмо, которое вы сегодня услышите, или архимандрит Тихон, или отец Андрей Кураев. А архимандрит Тихон чуть ли не под пистолетом заставил его это прочесть. Это про отца-то Иоанна, у которого в лагерях пальцы на руках переломали, заставляя изменить Христу и своей православной совести! Причем это не просто тетка какая-то говорит - это твердят маститые священноиноки, что особенно больно, а вслед за ними и их многочисленные чада. Доходит даже до того, что с амвона монастырского храма открыто предают анафеме (!) отца Иоанна лишь только за то, что Батюшка не потакает чуждому для него мнению. К великому сожалению и это - факт.

А отец Николай Гурьянов, который действительно не в курсе этой проблемы, действительно не знает ее… И когда он говорит: "Я об этом не знаю, но и не вижу в этом ничего плохого, ведь номер не заставляет нас воровать и убивать", - утверждают, что отец Николай юродствует. Но пусть подумают люди, которые произносят эти слова, что они говорят? Патриарх написал о. Николаю: " Это очень важный вопрос сегодня для всей Церкви. Скажите все то, что Вы считаете нужным, какое бы мнение у Вас ни было". И после этого кто-то считает, что отец Николай уклоняется от ответа? Да если бы он считал необходимым сказать нечто другое, для спасения тысяч слушающих его, то никто бы, никакой страх и человеческие соображения не заставили бы его скрыть волю Божию. Я сам был свидетелем того, как отец Николай одному епископу по совершенно другой проблеме прямо сказал: "Простите, Владыко святый, я грешный, недостойный священник, но мое мнение отличается от Вашего, и оно такое-то".

С вопросом об отношении к разного рода идентификационным номерам мы обратились к иерархам Русской Православной Зарубежной Церкви, в странах, где подобные номера давно приняты. Вопросы задавались по телефону.

Епископ Александр Буэнос-Айресский и Южноамериканский
12 февраля 2001 г. 8:35 по Москве
- Это совершенно не имеет никакого значения для духовной жизни. Только когда с присвоением числа будет совершаться отречение от веры или изменение идеологии, тогда это будет представлять опасность.

Архиепископ Алипий Чикагский и Детройтский
12 февраля 2001 г. 8:50 по Москве
- У нас такие номера есть в Америке, и мы не испытываем по этому поводу давления от власти. Этот номер очень помогает нам в социальном обеспечении. Поэтому я не вижу в нем никакой опасности.

Епископ Даниил Ирийский, викарий восточно-американской епархии, единоверческий епископ
12 февраля 2001 г. 18:00 по Москве
- Я считаю, это просто безответственно - представлять идентификационные номера как эсхатологическую опасность. Надо очень осторожно и ответственно относиться к апокалиптической тематике.

Архиепископ Марк Берлинско-Германский и Великобританский
12 февраля 2001 г. 18:25 по Москве
- Я знаю эту вашу проблему. Для чистого - это чисто, для нечистого - нечисто. Никакие волнения подобного рода нас в дебри не заведут.

Сейчас перед вами выступит представитель старообрядческой церкви со своим видением этого вопроса.

Что бы еще хотелось сказать? Во-первых, надо понять, что совершенно недопустимо никакое насилие в этом вопросе. Кто не хочет брать ИНН, категорически не должен понуждаться к этому ни светскими, ни тем более духовными властями. Дискуссию надо вывести из церковной ограды. Все, кто не является индивидуальным предпринимателем (а лишь им законом вменяется в непременную обязанность принятие ИНН) и испытывает дискриминацию со стороны налоговых органов и работодателей по поводу отказа от ИНН, должны обращаться в МНС и требовать восстановления законности. Официальные заявления министра РФ по налогам и сборам и отсутствие закона об обязательности получения ИНН для лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, служат основой для законного отказа от ИНН.

Те, кто не видит опасности в присвоении налоговых номеров, не должны никого агитировать к их принятию. Это не дело духовенства. Мы можем лишь изложить свою позицию, привести факты. И не более. Социальный выбор должен остаться за конкретным человеком.

Исповедуя веру Святой Церкви во второе и славное пришествие Господа и Бога нашего Иисуса Христа, надо все же призвать и идейных противников принятия ИНН серьезно подумать о последствиях привнесения в вопрос о налоговых номерах некоего духовного значения, а тем более столь яростного эсхатологического накала. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), читая сотни писем, ежедневно приходящих к нему, совсем не праздно говорит о возможности разделения в Церкви. Накануне Великого Поста, накануне дней покаяния будем смотреть правде в глаза: нас проверили на готовность к церковной смуте, и мы показали готовность №1. Впереди дни уврачевания греха.

Нам предстоит понять, кому нужна Православная Церковь, кому нужно спасение, а кому нужны великие потрясения.

 


editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU