Америка смягчает свои позиции в вопросе Косово

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 25 сентября 2006 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41273.htm

- Наш визит в Америку в июле этого года, по сравнению с нашими предыдущими поездками в США, был более успешным. Показателем явились и реакция прессы, которая освещали наш визит, и то, что после этого посещения ощутимо изменилась общая атмосфера, и ветер из Атлантики сейчас «дует» в нашу сторону. Надеемся, что и запланированная в ближайшее время поездка будет продолжением нашей июльской миссии, поскольку мы снова будем говорить о том, что независимость Косово, полученная под давлением, будет иметь крайне отрицательные последствия. Мы снова и снова будем повторять, что Косово- это сердце Сербии. Мы встретимся с людьми, входящими в администрацию американского президента, с представителями различных институтов, правительственных и неправительственных организаций, которые тем или иным способом формируют американскую политику – говорит епископ Рашко-Призренский для нашей газеты, накануне своего, третьего в этом году, визита в Вашингтон.

Епископ Рашко-Призренский Артемий
Епископ Рашко-Призренский Артемий
/p>

- Начала ли Америка менять свой курс по отношению к косовским сербам?

- Курс становится более мягким.... Хотя вряд ли можно говорить о радикальных изменениях. Но, в любом случае, они начинают иначе думать. Хотя, конечно, нельзя ожидать, что курс такой большой страны может резко измениться, поскольку резкое изменение означало бы публичное признание предыдущей ошибочной политики. А это не так легко. Хотя они уже не так настойчивы в мнении, что вопрос любой ценой нужно решить до конца этого года. А это - уже достижение. Посмотрим, что будет дальше... надеемся, что этот наш визит в Америку будет более успешным и плодотворным, чем июльский и с этой надеждой пускаемся в дорогу.

- Насколько Вы верите в слова Путина о возможном вето в СБ ООН, если решение о статусе Косово появится на повестке дня?

- В любом случае, это сильное обещание из такой сильной страны как Россия. Думаю, что функционеры на Западе, которые так или иначе связаны с решением данного вопроса, должны прислушиваться к тому, что говорит Москва. Верю, а Путин именно так и сказал, что если решение косовской проблемы будет неприемлемо, не сколько для Сербии, сколько для России, то тогда и будет сделан решающий шаг.

- Могут ли угрозы албанцев, которые шантажируют Запад предполагаемыми беспорядками, если Космет не получит независимость, «испугать» западных политиков?

- Это сигнал Западу, что у албанцев других аргументов независимости Косово нет, а только насилие и шантаж. Но можно ли получить государство при помощи шантажа? Об этом на Западе должны хорошенько подумать, прежде чем принять окончательное решение.

- Насколько сербы на Космете могут верить в обещания албанских политиков, говорящих о «лучшей жизни» для сербов?

- Не могут. И не потому, что сербы недоверчивы, а просто всем давно известно, чего албанцы хотят и какую жизнь они нам готовят. Их цель далека от интеграции сербов, а, наоборот - в окончательном изгнании и в полной албанизации Косово. Все их призывы к возвращению - всего лишь маска, которая нужна для роста престижа со стороны западной прессы и для получения похвал со стороны западных менторов, которые управляют албанскими политиками. Западу необходимо, чтобы сербы были включены в работу косовских институций, поскольку тогда они бы всему миру показали, что решения косовского правительства, как правило антисербские – действительны на всех уровнях. Поэтому хорошо, что сербы не участвуют в работе косовского правительства. Хотя мы вначале были готовы к сотрудничеству, участвовали в выборах и в работе парламента, но не смогли решить ни одну жизненно важную проблему. Вместо этого пришел март 2004 и страшный погром, открывший нам глаза на то, что в таком правительстве сербам делать нечего.

- Насколько мы опаздываем, когда речь идет об ангажировании фирмы за лоббистику из США и как на это реагировали албанские лобби?

- К сожалению, мы ожидали от нашего правительства, что оно сделает это намного раньше, но не дождались и вместо правительства это вынужден был сделать СНВ. Последствия уже видны, прежде всего, в Америке. Раньше в Вашингтоне о Косово разговоры шли только во время наших визитов, а как только сербские делегации уезжали, то все покрывалось тиной. Сейчас, когда на нашей стороне наш лобби, то Косово постоянно в центре внимания и лобби работает на нас и когда нас нет. Албанское лобби реагировало болезненно и это знак того, что мы делаем правильные вещи.

- Считаете ли Вы, что народ в Сербии осознает, что действительно происходит в Косово?

- Кажется, что благодаря СМИ, которые освещают переговоры и дают картину событий в крае, народ полностью осознает ту опасность, которая ему грозит, но я все же не уверен, насколько люди ( или хотя бы большинство из них) осознают тот убыток, который грозит Сербии, если Косово будет потеряно для сербов. Часто встречается и мнение, что вопрос Косово все равно будет решен отрицательно и, по сути, Косово Сербия уже потеряла. Но мы не имеем права так думать и размышлять. Надеюсь, что Косово никогда не перестанет быть сербским, и сербский народ знает и чувствует, что без Косово - нет ни Сербии, ни сербов. Только если значимость Косово для сербского народа исчезнет, если сознание о его ценности изменится, то тогда мы действительно потеряем Косово.

- Как Вы прокомментируете некоторые высказывания в Белграде, что Церковь чересчур активно вмешивается в вопросы, которые должно решать государство, когда речь идет о Косово?

- Тоже самое мы слышали и во времена Тито, и во времена Милошевича. Особенно я был неугоден, хотя я всегда говорю, что то, чем я занимаюсь – не политика, поскольку я не преследую политические цели: не выдвигаю свою кандидатуру на выборах, не стремлюсь к власти. То, что я делаю - это духовный и национальный вклад ради биологического и духовного спасения сербского народа и наших святынь на Косово и Метохии. Церковь не вмешивается в политику, а живет со своей паствой и своим народом, ведь 90% сербов исповедуют православие и являются верующими Сербской Православной Церкви.