Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?

В дискуссии о передаче Исаакиевского собора в пользование Церкви часто звучит такой тезис: Исаакий и до революции никогда не принадлежал Церкви, но был в собственности государства. А раз так, то нечего и огород городить. Если в царской православной России этот храм не принадлежал Церкви, то сейчас и подавно. Так ли это? Давайте разбираться.

    

Во-первых, независимо от того, в чьей собственности находился Исаакиевский собор до событий 1917 года, это был храм. Храм, а не музей. А именно этот момент является и сегодня принципиальным. Так что если указывать на дореволюционную практику как на образец, то, опять-таки, надо поддержать превращение музея — в храм. Храм должен быть храмом – то есть, в первую очередь, местом для богослужения. Но с активной и масштабной музейной и экскурсионной работой.

Во-вторых, до революции Церковь не была отделена от государства. Напротив, Церковь была государственной. Более того, Ведомство православного вероисповедания, то есть Святейший правительствующий синод, было фактически одним из государственных министерств – таково было тяжелое наследие Петровских реформ, устранивших Патриаршество.

Наконец, в-третьих, кому же фактически принадлежал Исаакиевский собор? Действительно, до 1871 года — Министерству путей сообщения и публичных зданий. В 1871 году храм передали в ведение МВД. Кстати, никаких дискуссий о передаче его Церкви в тот момент не было.

А вот через пару лет ситуация еще раз изменилась. После освящения московского Храма Христа Спасителя специальное Особое Совещание разработало порядок управления обоими кафедральными соборами. Порядок был такой: "в хозяйственном отношении" соборы подчинялись Ведомству Православного Вероисповедания, а "в техническо-художественном" – МВД.

А вот уже в 1883 году, действительно, была сделана попытка передать собор полностью в ведение Церкви, но она не была поддержана. После Особой Комиссии порядок управления был рассмотрен Государственным Советом. А 25 мая 1883 года «мнение Государственного Совета» было утверждено уже самим императором Александром III.

Иными словами, как точно заметил недавно один из петербуржских журналистов, сегодня речь фактически идет о той же форме управления собором, какая была установлена в конце XIX столетия. Церковь планирует получить храм в пользование, а собственником его было и останется государство. Так стоит ли копья ломать?

Владимир Легойда

Источник: Телеканал «Царьград»

25 января 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Julia 7 июля 2017, 11:07
Раиса, дорогая! Прежде, чем бросать в других сапоги, взгляните на себя, православных, приходящих на Святую Мессу в храмы Римско-Католической Цекви. Хочу обратить Ваше внимание, что они не являются музеямм таковыми. Да, проводятся экскурсии, но только по договору с настоятелем.
Но и условие - вести себя тихо- никто не отменял.
А вот вошедшие православные еще и на Святую Мессу позволяют себе мало того, что разговаривать, так делать это еще и в полный голос в первых рядах, что, мало сказать, очень сильно мешает прихожанам. И еще ладно что-то бубнеть во время пений. Большинство пытается на это закрыть глаза. Но вот разговаривать во время исповедания веры, проповеди или присуществления...
М Половцев 1 февраля 2017, 02:55
Скажите, Владимир, а во что обходится РПЦ использование храма (Исаакиевского собора) в настоящее время? Оплачивает ли РПЦ собственнику (государству) расходы на обеспечение своей (РПЦ) деятельности в Исаакии? Если "нет", то в чем смысл перехода к системе "РПЦ - пользуется, государство - владеет"? Если "да", то такая система вполне оправдана (церковь пользуется, государство платит). Тогда понятно, зачем начали городить огород, не продумав, к каким результатам этот проект может привести.
Валерий28 января 2017, 23:19
Проблема, по-видимому, есть, хотя она для большинства россиян, не очевидна. К тому же, против передачи, в основном выступает, народ не связанный с православной культурой.
Алексей Н.27 января 2017, 12:23
Подписуюсь! Спасибо
Денис Бойко26 января 2017, 01:47
господам сионистам и мусульманам, если у них есть несогласие с передачей собора РПЦ, следует поступить мудро - если 100 лет собор был музеем, на следующие сто лет для этого музея предоставить мечеть или синагогу, слава Богу в СПб имеется и то и другое. Все остальные несогласные, в т.ч. ученые и артисты, должны пойти на х.., простите меня грешнаго
раиса25 января 2017, 17:48
Как православный человек не могу согласиться с тем, что собственником Исаакиевского собора останется государство. Дело в том, что государство уже не то, то есть государство светское, не православное. Кроме того, думаю мы православные не хотели бы ,чтобы в дом Божий приходили все кому угодно для удовлетворения своих потребностей эстетического наслаждения и развлечения. Вы только представьте себе;перед Литургией верных идет возглас:"... изыидите оглашенные... Двери, двери...",а в храме полно иноверцев, атеистов и прочих ходят по храму, громко разговаривают, обмениваются мнениями и вообще ведут себя мягко говоря не благочестиво. Нельзя совместить храм и музей.
татиана25 января 2017, 17:34
странно,но почему то создается впечатлние,что нашу Патриархию волнует количество царственных древних Храмов,чем качество жизни и культуры российского народа.Вы проводите семинары,пишите толмуды о культуре,но втолпе ,на улицах мы не увидем священослужителя в рясе!!!А вот в Мюнхене,городе немецком,где Католики живут в своей вере тысячу лет,монаха встречаешь на улице И тогда утверждаешься,что это как кожа а не облачение культа.Сколько кни г написано сейчас,араторий,но ничего нового вы не дадите,если не придете в народ!!не в митре,а в простом священническом облачении.Вы должны стать своими среди нас,норода!!!Мир хижинам,война дворцам!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×