Духовник – лучший друг

«Прекраснее дружбы ничего нет на свете. Она служит утешением в настоящей жизни. Что может быть выше и драгоценнее того, как, когда у тебя есть кому открыть своё сердце, поделиться тайнами, поверить сокровенное?» Эти прекрасные слова о дружбе принадлежат перу великого отца Церкви – свт. Амвросия Медиоланского. В наше время говорить о дружбе более чем актуально. Сегодня, как никогда, люди сильно разобщены, мало доверяют друг другу, почти у всех катастрофически ни на что не хватает времени. Вот поэтому нам так нужно общение, в котором есть чистота, верность и, самое главное, любовь. Такое общение – услада для нашей жизни. Но нас спросят: «Где же обрести подобную дружбу?» Ответ на этот вопрос давно готов: обращайтесь к Церкви. В ней Вы найдёте всё лучшее, что когда-либо было создано Богом и людьми. До скончания века в Церкви сохранится любовь как источник подлинного добра и счастья… А значит, настоящего друга нужно тоже искать в Церкви, который не предаст и не отвернётся в трудную минуту жизни. Таким другом может стать для каждого человека приходской священник – чей-то будущий духовник. О том, как правильно начинать подобную дружбу, могущую принести огромную пользу для человека.

Давайте поговорим о добродетели послушания. Какие можно дать советы, чтобы общение со священником было плодотворным? Начнём с того, что настоящее христианство начинается с глубокого осознания собственной греховной повреждённости. Человек должен осознавать свою крайнюю духовную беспомощность, особую немощь в том, что он может сам себя исправить: «Действительно, я – ничтожество, и сам спастись не могу». Разочароваться в собственных силах – это совершенно нормально. Когда мы приходим на беседу со священником или на исповедь, перед этим необходимо уделить время молитве. Молитва способна открыть человеку волю Божию через его духовника. По Вашей вере и, самое главное, по решимости исполнить совет, который Вам будет преподан, Господь влагает нам, священникам, очень много полезных для Вас наставлений.

Нашему времени оставлено жительство по совету

Нашему времени оставлено жительство по совету. Ушло время решительных благословений и беспрекословного послушания. Бойтесь духовников командующих! Неисполнение совета, конечно, нас к Богу не приблизит, но это не повод для серьёзных переживаний. Жить – человеку, следовательно, и решать тоже ему. Духовный совет всегда учитывает свободу человека. Но, повторим, что в совете всегда содержится элемент нужного и полезного. Поэтому его нужно услышать и постараться исполнить. Исключения составляют ситуации, когда общаешься с человеком, живущим в явном грехе. Здесь – только строгое указание на несовместимость христианства с жизнью по страстям. Церковь всегда взывает: «Человек, перестань грешить».

К сожалению, многие люди приходят к нам, священникам, уже с готовым решением: у них, условно говоря, уже написан некий текст, а батюшке только нужно поставить печать. Не допускается редактирование, исправление и тем более переписывание. Нас, приходских пастырей, к этому фактически приучили. Лично я почти никому не препятствую. Но человек-то при этом многое теряет. Теряет потому, что фактически исключает Бога из того дела, которое он решил совершить. Перед тем, как предпринять какой-то важный шаг, почему бы не обсудить его с духовником?! Проговорить основные моменты, обязательно затронуть свои желания, цели, мотивацию. Священник – лицо незаинтересованное в Ваших внешних успехах, но он может увидеть многие духовные проблемы и от них предостеречь. Это может быть и вопрос брака, и выбор института, и новая работа, на которую человек хочет переходить. Что здесь тобою движет? Если благочестивое настроение, то почему же не дать на это благословение? А иногда мотивация бывает совсем не христианской, когда человеком управляет корысть или тонкое тщеславие. Часто мы поступаем прямо по своим страстям, которые ослепляют нас, и по гордости мы не хотим спрашивать об этом деле у своих духовников.

Кроме того, некоторые вопросы, например, создания семьи, касаются всей предстоящей жизни. И неужели можно быть уверенным, что сам знаешь, как правильно поступать? Я помню свой личный опыт. Я понимал, что в жизни не будет более важного вопроса, чем вступление в брак. Ошибиться можно в чём угодно, только не в этом. Я особо много молился накануне венчания и на самом Таинстве. Прекрасно понимал, что всё – от Бога: и нормальная супружеская жизнь, и воспитанные дети, и отношения с родственниками, и решение жилищных вопросов, и материальное обеспечение. Всё это и многое другое учесть нельзя, и только по милости Божией всё как-то хорошо складывается. Почему? Да потому, что Бог благословил! Об этом нужно всё время помнить!

Мы говорим об исповеди как об очень плодотворном средстве духовного возрастания. Сейчас я не могу сравнить её ни с каким другим видом христианских трудов. Но и она часто бывает лишённой главных качеств и свойств, поскольку подчас проходит очень поверхностно, с саможалением, с акцентом на других людей и на какие-то обстоятельства. Исповедь есть Страшный Суд, который ты предвосхищаешь у Бога! Стоя перед Крестом и Евангелием, человеку дана возможность пока еще изменить Божий Суд над своей вечной участью! Вот сейчас здесь ты можешь это поменять! Поменять решение Самого Бога! Потом это будет невозможно! После смерти раскаяние запоздалое и бесплодное. Человек! Думай об этом и не опоздай!!! Когда нераскаянные грешники увидят, что им грозит, то скажут горам и холмам: «Падите на нас и покройте нас от лица гнева Божия!» (Откр. 6, 16). Писание говорит про великий стыд, который ощутит в тот миг душа. Стыд и позор перед всем миром, когда откроется поднаготная грязь и та мерзость, которую человек сам в себе взрастил. Но это будет там. А здесь ещё дано время! Значит, каждую исповедь нужно воспринимать как благодатную возможность приклонить на милость праведный суд Божий над нашей грешной жизнью.

Иногда за многословием теряется тоже очень важное. По моему мнению, лучше, может быть, исповедоваться только в одном грехе, который тебя в данный момент больше всего беспокоит. С какой целью? Чтобы ты начал с ним бороться. Очень важно точно определить страсть, которая тебя сильнее других борет и, возможно, побеждает. Поцеловав Евангелие и Крест, нужно взять благословение на борьбу с этой страстью и начать свой, невидимый миру, подвиг над очищением души от греха.

Иногда за многословием теряется тоже очень важное.

Часто на исповедь приходят люди, у которых грехи записаны на 5 листах мелким почерком. Хочется спросить: «C какой же страстью тебе предстоит бороться? Ты назвал минимум 150 грехов, среди которых и осуждение, и чревоугодие, и многоспание, и лень, и гордость, и тщеславие, и уныние… Исповедь — это всегда разворот на 180 градусов и начало новой жизни. А как и с чего ее начинать в данном случае?» За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь; на два стула сядешь — упадешь. Делаем вывод: в длинном списке пользы мало. Гораздо важнее поставить себе точный духовный диагноз, выделить главные сиптомы своей духовной болезни. Бесы, как правило, борют человека какой-то одной страстью, но которая имеет многие ответвления. Вот ее то и нужно в себе увидеть. Сруби ствол, а ветки сами отвалятся. Все мы читали про Марию Египетскую, как она ушла в пустыню после своего чудесного обращения. Сказано, что она 18 лет была обуреваема сильнейшими блудными воспоминаниями. Ни гневом, ни завистью, ни унынием, а страшным разжением плоти. 18 лет подвижница боролась только с этим грехом и с Божьей помощью его победила. Когда был уврачеван этот недуг, Бог попустил ей другую борьбу, возможно, с унынием. В конце жизни она боролась исключительно с тщеславием и гордостью, потому что она сподобилась сверхестественных дарований. Например, знания Слова Божия, которое никогда не читала. Она могла ходить по воде, подниматься на воздух во время молитвы, питаться от Духа Святаго в пустыне и т. д. Еще раз напомним, что есть важная методика духовной борьбы, которая говорит, что главная страсть — это ствол, а остальные – ветки, ствол посекаем — дерево падает.

    

Правила поведения со священником зависят от того, насколько мы его воспринимаем как своего духовного руководителя… Часто бывает, что когда тебя везут на машине, или ты с кем-то идешь, то, конечно, разговор получается совсем не духовный, обсуждаем все подряд. А хорошо бы говорить со священником на тему, которую ни с кем больше не обсудишь. Духовная жизнь – вещь очень важная, в то время как политику, бизнес, погоду можно обсудить со всяким человеком.

Есть такие люди, к сожалению, которые напоминают духовных вампиров. Они понимают, что в Церкви присутствует благодать Божия, в том числе и на священниках как на служителях Христовых и врачах духовных… Такие люди отнимают у нас кучу времени, в основном через праздные, пустые разговоры. Склонить их на покаяние очень трудно. После такой беседы чувствуешь себя вымотанным, будто у тебя кровь высосали, но им от этого удается как-то подпитаться. Таким говоришь слова, которые они не слышат, и твой совет не выполнят. Человек напоминает стену, от которой все доброе отскакивает как горох, его сердце не готово для принятия сказанного.

Есть еще серьезная проблема, когда человек, пропитанный лукавством, совершенно не искренний, ищет подтверждение своим планам, настроению или задачам у разных священников. Этот не благословит, пойду ко второму, потом к третьему, пока не найду желаемого. Мне мой батюшка говорил такие слова: «Если ты окормляешься у своего духовника не один год и совершаешь какой-нибудь грех, то тебе стыдно идти к своему духовнику в этом исповедоваться. Движимый ложным стыдом, идешь к другому незнакомому священнику, открываешься ему, получаешь прощение, а потом опять возвращаешься к своему наставнику. Строго говоря, этот грех не прощается, потому что ты допускаешь в душе лицемерие и обман». Какой он для тебя духовный отец, когда ты скрываешь от него свою жизнь? На то он и отец, чтобы знать все, что в тебе плохого. Это очень хорошее слово — отец. Отцы знают о детях все, начиная с рождения. В хорошей, доброй семье помощь родителя бывает только тогда плодотворной и полезной, когда не разорвана ниточка доверия, уважения и послушания. Я сам как родитель сильно дорожу этим, и мне очень страшно подумать, что я со своими детьми могу потерять этот контакт.

Отношение в семье нужно переносить на пасторское служение, на приходскую жизнь, потому что приход — это тоже семья. До тех пор, пока у меня с человеком отношения теплые, искренние и доверительные, я могу как священник во многом быть полезным. Но если начинается в поведении лукавство и двойная игра, то душа такого человека становится закрытой, и помочь ему практически невозможно. Подводя итог сказанному, сделаем вывод о необходимости иметь рассудительность и детское доверие духовнику, чтобы отношения с ним помогали делу спасения души.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Прот. Георгий Бреев: «Не заслонять собой Христа, но вести к Нему» (+ВИДЕО) Прот. Георгий Бреев: «Не заслонять собой Христа, но вести к Нему» (+ВИДЕО) Прот. Георгий Бреев: «Не заслонять собой Христа, но вести к Нему» (+ВИДЕО) «Не заслонять собой Христа, но вести к Нему» (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Георгием Бреевым о духовничестве и о том, каким должен быть духовник
Какими качествами должен обладать духовный наставник? Какой должна быть его роль в жизни христианина? Как настроить себя на духовное окормление? И как выстроить правильные отношения пастырю с пасомыми и духовных чад со своим духовником?
Как найти духовного руководителя? Как найти духовного руководителя?
Ответы пастырей
Как найти духовного руководителя? Как найти духовного руководителя?
Ответы пастырей
Надо ли активно и целенаправленно искать себе духовного наставника, ездить по обителям, ходить от одного батюшки к другому?.. Как понять, что вот этот батюшка – твой духовник? И каким должно быть его руководство?
«Мы виноваты в том, что есть люди, не знающие Христа» «Мы виноваты в том, что есть люди, не знающие Христа»
Митр. Афанасий Лимасольский
«Мы виноваты в том, что есть люди, не знающие Христа» «Мы виноваты в том, что есть люди, не знающие Христа»
Беседа с митрополитом Афанасием Лимасольским о последних временах, доверии Богу и церковной миссии
Как преодолеть период духовной расслабленности, что делать, если рядом нет опытного духовника, как молиться и выстраивать церковную миссию, почему семьянину нужно читать патерики...
Комментарии
Сергей23 апреля 2017, 16:07
Готов подписаться под каждым словом! Духовное руководство отца Андрея ощутил на собственном опыте, вот уже почти шесть лет живем в браке, который благословил в самом начале отец Андрей. А ведь были сомнения и долгие размышления, но отец Андрей помог нам соориентироваться, все взвесить и самим принять единственно решение, правильность которого подкрепляется до сего дня нашей счастливой жизнью!
Наталья 4 апреля 2017, 13:42
Содержательная статья, всем рекомендую
Иоанна_24 февраля 2017, 16:46
Радуюсь вместе с вами, Ангелина!
angelina23 февраля 2017, 10:02
иоанне
делюсь радостью! сподобилась исповедаться у своего по духу священника из советского союза(узбекистана) и скажу нет, ничего радостнее встретить родного своего человека Правду говорит а.осипов (профссор духовной академии) нельзя смешивать духи-называет это блуд!так легко прельститься благообразием и красотой за которой стоит все чуждое не родное-- ЯЗЫК великое дело!
Анатолий12 февраля 2017, 21:01
спасибо отцу Андрею за содержательную статью.
Иоанна_10 февраля 2017, 09:44
Ангелина, да, бывает такое фундаментальное несовпадение со священником. И что теперь - вообще оставлять духовную жизнь? Ни в коем случае! Даже в монашестве сначала рекомендуется испытать своего будущего духовного наставника, тщательно рассмотреть, ТВОЙ ли это авва? И только тогда поступать в безусловное послушание к нему. Если позволите дать вам совет, то вот он: надо решить технический вопрос: как я могу попасть на исповедь к другому батюшке? Поехать в другой город? В паломничество? Если нет совсем никакой возможности это сделать, тогда можно описать свою ситуацию и задать вопрос по интернету иеромонаху Макарию (Маркишу). Не унывайте! Ищите с молитвой того, кто вам поможет, и обрящите.
агелина 8 февраля 2017, 06:45
иоанне
...я уже исповедовала ему(духонику)свою обиду(у нас одна русская прав. церковь в городе),знаете он сказал " ну ты же все время исповедовала свою гордость."- и?!...Моему возмущению не было края...:).

У св. Василия или у Аввы Дорофея сказано...когда вскрываешь сердечные болезни они очень болезнены и не каждый может вынести их, посмотри и смажь их маслом или поставь пластырь после..( не помню дословно).. Знаете я окунулась в такую мрачную тину в своей душе и ад на земле..Жалею о том что вообще пыталась быть хорошей послушницей в приходе...сильно повредилась и молю чтоб Господь отвел от меня всю мою злобу и водворил мир
Елена31 января 2017, 02:24
Спасибо, дорогой батюшка, за полезную статью! Как верно Вы отметили наши греховные немощи, мешающие правильному духовному устроению! Низкий Вам поклон и благодатной помощи Божией!
(Для Любови: Дорогая сестра, тебе сейчас тяжело, утрата невосполнима. Но наш Отец Небесный ЛЮБИТ нас больше самых близких нам людей, и родителей в том числе. А Дом Божий - это храм, где еще и наша Заступница Усердная - Царица Небесная,и ангельский чин, и все святые покровители наши, а также и твои:Вера, Надежда, Любовь и матерь их София!Иди в храм, дорогая, не теряй Веры и Надежды, и обретешь ЛЮБОВЬ!
(Для Димы: "Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах" (Святитель Филарет Московский).Помоги, Господи!
владимир30 января 2017, 13:03
Духовник прежде всего отец, а не просто друг. Статья странная, хоть многие мысли правильные
Светлана30 января 2017, 10:56
""Часто бывает, что когда тебя везут на машине, или ты с кем-то идешь, то, конечно, разговор получается совсем не духовный, обсуждаем все подряд. А хорошо бы говорить со священником на тему, которую ни с кем больше не обсудишь. ""


Эх, а что делать, если часто приходится со священником ездить на машине, общаться по каким-то светским делам, и при этом священник сам ведет в основном обычные светские разговоры. Конечно, он устал от пастырства, и ему хочется просто по-житейски поговорить. А мне по-человечески даже обидно бывает немного, так близко духовный человек, а на духовные темы поговорить не получается...
Александр Алексеевич29 января 2017, 21:27
Какая талантливая, жизненно необходимая, духовно очень нужная статья!
Иоанна_29 января 2017, 14:56
Angelina, мы не настолько духовно опытны, чтобы решать по своему усмотрению, кто прав, а кто нет. Ситуации бывают такими сложными, запутанными, страсти действуют и в нас самих, и в других людях настолько причудливым образом, что часто разобраться в этом стоит большого труда. Здесь нужен совет другого, стороннего человека, иногда и не одного. Того, кто, по слову преп. Макария Оптинского, не болеет нашими духовными болезнями и не чувствует сладость наших страстей. Сходите в другой храм и задайте ваш вопрос совершенно постороннему батюшке, но духовно опытному. Молитесь, ищите ответ у святых отцов. Не торопитесь. И постепенно поймёте, к чему склоняется ваше сердце. Да поможет вам Господь!
Павел О.29 января 2017, 12:55
Хотел бы тоже отметить такую деталь, что сейчас в большом городе не представляю, как священник может глубоко вникнуть в духовную жизнь каждого прихожанина, тем более если все захожане (к которым отношу все-таки, увы, и себя) станут прихожанами и регулярно будут серьезно исповедоваться и беседовать с батюшкой. Может быть я чего-то не понимаю, но в монастыре и в районном храме, куда я хожу, примерно около 95% исповедующихся священники просто не знают по имени. Возможно, некоторых помнят в лицо. Есть некоторая часть прихожан, очень маленькая, которые действительно общаются близко. Но вообще, в массе, мне кажется, в большом городе духовничество для большинства просто "технически" невозможно.(
Нина28 января 2017, 20:40
Если бы мы остались жить в поселке-батюшка был бы лучшим другом. А в городах? Да они все заняты по самое не могу! Стыдно подходить! У меня за лет 15 стажа среди коллег был только один близкий друг. я ей звоню иногда, когда невмоготу. И даст совет хороший, и утешит, слова Писания приведет, почище матери (у той только упреки, хотя сама...).
Людмила28 января 2017, 18:23
angelina28 января 2017, 09:00 Дорогая Ангелина, в случае конфликта с духовником необходимо сверить свои поступки с Евангелием, и если то, что произошло не идет в разрез с евангельским учением, а является искушением, то идите с покаянием к батюшке и, поверьте, он с радостью примет Вас.
Дмитрий28 января 2017, 15:19
Из статьи А.И. Осипова "Учение св. Игнатия Брянчанинова о духовной жизни": "...одной из самых насущных проблем, с которой сталкивается практически каждый верующий человек, это поиск духовного руководителя. У святителя Игнатия эта проблема рассматривается с самых разных сторон: 1. Прежде всего — кто может именоваться духовным наставником.2. Оскудение в последние времена таких духоносных наставников, которые бы видели души людей и потому могли дать спасительные советы. 3. Необходимость большой осторожности в выборе духовного руководителя и огромной опасности принять бездуховного «старца» за старца. 4. Характер правильных взаимоотношениях между духовником и пасомым: о жизни в послушании..."

angelina28 января 2017, 09:26
а как быть если после 10 лет общения с одним и темже священиком которого считал своим духовником произошел конфликт.... духовный! что делать?как вернуть прежнии открытые отношения
Павел З.27 января 2017, 20:39
Отличная статья, доброго здравия отцу Андрею! Вот и разрешился мой давний вопрос об исповедях, записанных на листочках! И об исповедании одного-единственного наиболее беспокоящего греха тоже.
Светлана27 января 2017, 20:33
Ничего в нашей жизни не бывает без трудов. Любые отношения выстроить трудно. Хорошие - на порядок сложнее. Духовые особенно. Короткая исповедь. Редкое посещение храма. Желание возложить ответственность на священника за построение таких отношений - не лучшие помощники в этом деле. Не скоро приведут к желаемому. А вот, если ты регулярно в Храме, на занятия Воскресной школы к своему духовному наставнику приходишь,читаешь его труды, бываешь искренним на исповеди, наставления его принимаешь, молитву возносишь об отце духовном...И имеешь цель одну - построить лестницу к горнему, то Господь тебе дарует желаемое - духовного наставника и хорошие отношения с ним. Спасибо,о.Андрей
Анна27 января 2017, 17:13
а еще в мегаполисах жизнь вносит такие коррективы: церковь в спальном районе, у батюшки столько "лучших друзей", что видно, что он измотан до крайности! и стесняешься загрузить его своей дружбой, его, и так загруженного сверх меры! Спасибо, отец Андрей, очень хорошая статья, правда, есть ощущение, что не договорили, быстро свернули в конце...
Елена Богданова27 января 2017, 15:05
Я уже много лет окормляюсь у отца Андрея и могу подтвердить, что жизнь подтверждает правильность его слов, нужно только приложить усилия, чтобы реализовать его советы в своей жизни. А все наши беды от нашего маловерия и недостатка любви ко Господу и ближним.Слава Богу за все!
Людмила 27 января 2017, 14:19
Вышел сеятель сеять(Лк.8.4:8)Как это про нас и про наше время.Люди,пришедшие в храм это те,кто уверовал,но сердца их либо окаменели и семя слова Божия иссохло,либо терния(заботы,суета,наслаждения)заглушили доброе семя И вот появляются комментарии,что человек ранее ходивший в церковь 15!лет больше ТАМ быть не может. Братья,сестры,наша с вами задача с помощью таинств и работы над собой сделать сердца мягкими и плодородными,чтобы принести плод духовный: любовь вместо озлобления,радость вместо уныния,мир вместо распрей и сплетен,долготерпение вместо раздражительности,благость вместо зависти, милосердие вместо самолюбия,веру(мы маловерны)кротость вместо гордости,воздержание вместо чревоугодия..
В27 января 2017, 12:59
Сначала я тоже считала, что в храме все святые, все правильные, добрые и любвеобильные.Но это не так!Полно горделивых, заносчивых, грубых и злобных, болтливых и сплетников - все как в любом коллективе.В нашем храме, как в плохом классе, где есть сильный и тщеславный ученик, которого боятся и слабые дружат, а тех, кто не хочет подчиняться этому "сильному", тот и не входит в общину и ходит сам по себе, что вполне нормально. Одно отличие от любого коллектива - мы идем не к людям, а к Богу, и угождать надо Богу.
Духовного отца найти очень трудно.Он должен быть старше меня, а священники все молодые.Исповедь быстра-слишком много исповедников!Проблем полно и в Церкви, но все же есть возможность
Дима( Каменец-Подольская епархия УПЦ)27 января 2017, 12:50
Спаси Вас Господь,батюшка!Всё верно и доступно.Если сподобит Господь, напишите как спасаться тяжело больным, но подвижным пока людям-сердечникам, почечникам.С отёками, одышкой, негнущимися от артроза коленями...Хочется быть исправным, но не всегда получается.Мне всего 44 и стыдно перед бабушками 70-80 лет сидеть в церкви или не становиться на колени когда батюшка призывает "преклоньше колена Господу помолимся".Приходит уныние и саможаление а то и похуже...Дайте совет батюшка!
Виктория27 января 2017, 12:38
Священники тоже люди и иногда , приходя на исповедь видишь, что его тоже может что-то беспокоит. В конце концов, может голова болит.И ты понимаешь, что надо быстрее покаяться и идти,может даже серьезный грех оставив на потом.Постоянно критикуют прихожан, но они и не шли в священники, потому что нет смирения и сил нет служит Богу через людей. И тогда люди идут на исповедь к монашествующему батюшке, но придя к монаху тоже начинаешь читать- молодая, то не ходи к монаху, нечего его искушать, или к старому, к старому пойдешь, он скажет иди к молодому,- я старый.Утрирую, конечно.Может стоит и священникам подумать, а видят ли они этих людей в упор или только критика как они мелко пишут и.т.д.
Сергей27 января 2017, 12:29
Bсё сказано правильно, умный и рассудительный батюшка. В жизни только бывает по другому. Священник примет исповедь у юноши и даст такой совет, что он потом в храм не будет ходить. Настолько не православный совет, что потом уйдут годы, чтобы объяснить , что батюшка не прав. Святые Отцы в этом случае дают совершенно другие советы. Годы трудов родителей можно зачеркнуть несколькими словами у аналоя.Очень сложное время. Дай Бог всем священникам такой рассудительности.
Евгений27 января 2017, 10:46
"Молитва способна открыть человеку волю Божию через его духовника. По Вашей вере и, самое главное, по решимости исполнить совет, который Вам будет преподан, Господь влагает нам, священникам, очень много полезных для Вас наставлений."
"Очень много"?! Но не ВСЕ! Значит могут быть и бесполезные наставления и даже вредные!
Любовь27 января 2017, 10:44
Я ходила в церковь 15 лет.Сейчас умер отец последний человек который меня любил.В церкви я видела добро,но уж слишком я все там понимала буквально.Сейчас не могу там быть.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×