Почему не стоит сомневаться в Церкви?

    

Жизнь святителя Афанасия Великого была нелегкой. Однако ее значение для Вселенского Православия не ограничивается лишь исповедническим подвигом Александрийского Патриарха. В житии именно этого святого на примере конкретных исторических обстоятельств слова Христа о непоколебимости Церкви даже перед вратами ада (см.: Мф. 16: 18) приобретают ясные очертания беспрекословной истины. И это очень важно. Ведь не секрет, что в определенные моменты истории сторонний наблюдатель может найти слишком много аргументов для критики как церковного устройства, так и ее способности оставаться «столпом и утверждением Истины» вопреки действиям конкретных личностей. Вопрос актуален всегда: где доказательства того, что Церковь действительно управляется Духом Святым?

Обратимся к фактам из жизни святителя Афанасия Великого. 9 июня 328 года в возрасте 28 лет святой был единодушно избран на Александрийскую кафедру. Однако его бескомпромиссная позиция в борьбе с арианской ересью сильно раздражала приверженцев этого учения, которые после поражения на І Вселенском Соборе все же сумели со временем приобрести значительное влияние в Римской империи. Они начали целую кампанию против святителя Афанасия. В 334 году был созван Кесарийский собор, на котором святителя осудили. Но вскоре ложь ариан стала явной, и святой был оправдан. Однако уже в следующем году Тирский собор по наветам противников низложил святого, а в 336 году он был осужден императором на изгнание в Трир. Через два года ему удалось все-таки вернуться из ссылки, но весной 340 года императорский наместник с помощью вооруженной силы поставил архиепископом Александрийским арианина Григория. Преследования и изгнания святителя продолжались практически всю его жизнь. В целом из 45 лет своего епископства в изгнании он провел около 20 лет. Как видим, с этим святым отцом боролись и с помощью силы, и с помощью чисто церковных инструментов – созывали против него соборы, низлагая «законным» путем. И все же не это было самым страшным для подвижника и для Церкви.

Трудно себе представить, но было время, когда один только святитель Афанасий Великий, скрываясь от преследований в египетской пустыни у преподобного Антония, поддерживал истину о «единосущии» Святой Троицы. Даже святитель Василий Великий не был тогда еще сторонником понятия «единосущный» (по-гречески «омоусиос»). И в конце концов понадобился долгий 50-летний путь борьбы, чтобы вся Церковь во главе со святыми братьями Василием Великим и Григорием Нисским вернулась к истинам, которые отстаивал святитель Афанасий и которые одни могли сохранить учение Христово в неповрежденном виде.

Здесь мы сталкиваемся с поразительным фактом. Оказывается, что принцип «соборности» в Церкви Христовой действует совсем не так, как это происходит в обществе. В Церкви правильный путь – это не тот путь, который избрало большинство. Здесь верная позиция может быть даже непопулярной среди абсолютного большинства иерархов. Однако Церковь не следует голосу большинства, ею руководит нечто иное – дыхание Святого Духа, Который действует в ней. В истории Церкви мы видим много примеров того, как рационализм уступал место мистическому вдохновению и даже самая непопулярная, но верная позиция непостижимым образом становилась общецерковной. Этот факт трудно объяснить. Ошибаться могут священники, иерархи, даже соборы, но Церковь всегда удивительным образом не сходит с истинного пути – и мы не имеем права сомневаться в ней! А причина в том, что ее истина – не в мертвой букве указов и постановлений, а в реальной жизни Святого Духа, неописуемой и невыразимой.

Святителя Афанасия не понимали его собратья-епископы, его преследовали противники, используя даже чисто церковные инструменты влияния. Однако истины, которые он в одиночку решительно отстаивал, не были отвергнуты исполняющим Церковь Духом, поэтому были непобедимы. Святитель Афанасий не был философом, он не имел блестящего образования и все же, несмотря на это, оставил удивительно точное и глубокое по своей сути выражение истины о единстве Пресвятой Троицы. И в этом ярко проявляется парадокс церковной жизни, который невозможно объяснить с точки зрения обычной человеческой логики. А значит, не стоит оценивать Церковь, ее жизнь в мире исходя пусть даже из самых очевидных фактов. Жив Господь и знает Он, как спасать любящих Его! Сила Церкви во всемогуществе Творца, а не в безукоризненности жизни или позиции тех, кто был призван пасти стадо Христово. И здесь никакие обстоятельства или факты не могут быть аргументами, потому что Господь сказал твердо и однозначно: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

Священник Роман Савчук

31 января 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом» «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом»
Свт. Афанасий Александрийский и его высказывания
«Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом» «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом»
Святитель Афанасий Александрийский о христианском учении и жизни с Богом
Каким образом Господь призвал бы нас к Отцу, если бы не распялся на Кресте? Ибо только на Кресте можно умереть с распростертыми руками.
Вопрос о консенсусе в Древней Церкви Вопрос о консенсусе в Древней Церкви
Диакон Владимир Василик
В настоящее время все более актуальными становятся дискуссии о нормах представительства и процедуре принятия решений на ожидаемом Всеправославном cоборе. Какое место должен занимать принцип консенсуса при принятии решений? Следует ли принимать во внимание взгляды меньшинства? Насколько определяющим должно считаться мнение большинства?
«В церкви нет хозяев, кроме Самого Бога» «В церкви нет хозяев, кроме Самого Бога»
Священник Михаил Богатырев
Была промозглая ранняя весна, я замерзла и автоматически спрятала руки в карманы куртки, чтобы немного согреться. Не успела я так простоять и пары минут, как ко мне подошла женщина в монашеском одеянии и сказала, а точнее, выкрикнула, что в святом месте православному человеку не положено держать руки в карманах. Сделано замечание было в довольно грубой форме, к ее критике охотно присоединились некоторые прихожане. От удивления я даже не смогла что-то ответить, а вместо этого стыдливо опустила голову. Было обидно до слез.
«Церковь учит любви и единству» «Церковь учит любви и единству»
Свт. Гавриил Имеретинский
«Церковь учит любви и единству» «Церковь учит любви и единству»
Из проповедей святителя Гавриила Имеретинского
Исполнение Христовых заповедей требует от нас неустанного труда и непоколебимой стойкости, ибо приходится противостоять не только внешним препятствиям, но и самому себе. Несложно представить, какие необходимы твердость и решимость для того, чтобы подавлять свои желания, отказываться от давно привычного и укоренившегося, постоянно, словно с врагом, бороться с самим собой и прокрадывающимися в душу пороками и страстями.
Комментарии
Павел З. 2 февраля 2017, 10:01
"Сила Церкви во всемогуществе Творца, а не в безукоризненности жизни или позиции тех, кто был призван пасти стадо Христово". Что еще сказать? Очень актуальные слова, особенно в свете некоторых других публикаций портала.
Ксюша 1 февраля 2017, 01:01
Простая такая и не большая статья в хорошем смысле этих слов.И важно' утверждение,что церковь дышит Духом Божиим,что промысел Божий есть во всём сущим. Только такое понимание поднимает над мелочным разбором событий: "от чего да почему".
Ольга31 января 2017, 19:50
Святы отче Афанасий Великий моли Бога о нас!
Владимир31 января 2017, 19:47
Спасибо за статью! В церкви конечно же сомнений нет, однако же больно смотреть как пытаются откусить от неё лакомые кусочки католики протестанты и разного рода раскольники
Слава Владимиров31 января 2017, 19:47
Полезная статья,спасибо,подсказывает как себя вести в наше время,когда почти вся Церковь погрязла в ереси экуменизма
МаринА31 января 2017, 17:21
Низкий поклон за статью! Очень кратко и очень во-время (лично для меня). "Жив Господь и знает Он, как спасать любящих Его!"
Дима( Каменец-Подольская епархия УПЦ)31 января 2017, 12:46
Сомневаться, конечно, не стоит-Церковь невеста Христова и она безпорочна.Но что делать с соблазнами?Для меня такой соблазн-украинствующие в УПЦ и пОздняя деятельность митр.Владимира(Сабодана) и его родственника Драбинки.Я уже и исповедывался в их осуждении но не помогает.Как быть?
31 января 2017, 12:31
Вот и надо нам изо всех "щенячьих" сил держаться в Церкви Господней, не обращать внимание на то,что "видится или кажется",а на вопросы родных и близких "Как быть,как жить?" отвечать одно-"Только с Богом,только в Церкви!". Татиана
Погорелов Юрий31 января 2017, 10:20
Спасибо за стаью! В свое время тоже поразило то, что почти вся цекровь была арианской. Жаль мало мы изучаем историю церкви. А то попроще бы относились к различным мнениям и критским соборам.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×