Плоть от плоти, кровь от крови своего народа

К 10-летию со дня кончины протоиерея Василия Ермакова

Там, где льются слезы при мысли об Отечестве, – там еще не все потеряно, там еще есть у народа место для святых героических подвигов во имя своей Родины.

Протоиерей Василий Ермаков

«Русский народ весь в Православии и в идее его. Более в нем ничего нет – да и не надо, потому что в Православии всё… Кто не понимает Православия, тот никогда и ничего не поймет в народе. Мало того: тот не может и любить русского народа, а будет любить его таким, каким бы желал его видеть. Обратно, и народ не примет такого человека как своего…»[1]. Эта запись из тетради студента Ленинградских духовных школ Василия Ермакова, как и слова из его выпускной диссертации[2], вынесенные в эпиграф, говорят о зрелости тогда еще совсем молодого человека, которому было немногим больше 25 лет. Испытаний, перенесенных Василием в юности, хватило бы на целую жизнь. Он неоднократно подвергался смертельной опасности: раскулачивание, жизнь в землянке в голоде и холоде, война, оккупация, работы под немецким конвоем. Фронт проходил рядом с его родным городом Болховом: танки, самолеты, артобстрелы. Потом немецкий концлагерь в Эстонии. Василий был свидетелем огромных жертв и страданий русского народа, он впитал войну всем своим сознанием и сердцем, хотя к 1941 году успел закончить всего семь классов.

После освобождения из немецкого лагеря и до конца войны Василий жил в Таллине. Благодаря семье Ридигеров – Михаилу Александровичу и Елене Иосифовне – он получил возможность читать духовную литературу. Особенно его интересовало будущее России. В Таллине завязалась и его дружба с Алексеем Ридигером, будущим Патриархом Алексием II. Тогда Алексей и Василий были совсем юными, но Русская Православная Церковь знает много подвижников, которые имели сильную веру и любовь к Родине уже в юном возрасте.

Василий всегда чувствовал Покров Божией Матери над своей головой, ведь и из лагеря он был освобожден в 1943 году именно 14 октября – в день Покрова Пресвятой Богородицы. Домой вернулся летом 1945 года с твердым намерением посвятить себя священническому служению. Замечательно и то, что после окончания Ленинградской духовной семинарии он, по настоянию митрополита Ленинградского Григория (Чукова), продолжил обучение в духовной академии, хотя многие студенты распределились по приходам. Владыка Григорий, будучи не только выдающимся церковным деятелем, но и государственником, видел в студенте Василии Ермакове незаурядные способности.

Уроки Смутного времени

Прекрасное образование в сочетании с высокой духовностью и блестящим умом позволили Василию уже в своей выпускной диссертации «Национально-государственные заслуги и защита Православия русским духовенством в эпоху польско-шведской интервенции»[3] показать на примере Смутного времени значение Православной Церкви для Российского государства. В диссертации изложены основные положения, исходя из которых отец Василий подходил к оценке и современной отечественной истории.

    

Начало XVII века, Смутное время – это одна из тяжелейших страниц в русской истории, когда польско-шведские интервенты хотели физически и духовно уничтожить Россию, захватить земли и насильно обратить русский народ в католическую веру. Тогда страшная угроза нависла над истерзанной самозванцами Отчизной. Москва осталась без правительства, народ – без руководителя, а сознание государственного и народного единства было уничтожено. Причиной, ослабившей государство, явилась политика Иоанна Грозного, которая привела к неслыханному предательству бояр и великой смуте в народе. Боярская знать, преклоняясь перед Западом, хотела посадить на Московский престол польского правителя – королевича Владислава – и тем самым уничтожить русскую самобытность и православную веру. Как писал Василий Ермаков в диссертации, враги государства именно тем и воспользовались, что они были сильны главным образом «греховною, нравственною и политическою распущенностью, объявшею народ русский»[4]. Враг захватывал русские земли практически без сопротивления со стороны народа, поляки вступили в Москву и заняли Кремль. Наступило лютое время, лихолетье, когда никто уже не чаял спасения: по всей русской земле глады, трусы, моры…

В это страшное время, когда государственный механизм оказался уже полностью расстроенным, новым объединяющим началом и явилась Церковь, которая выступила на помощь государству во главе с первосвятителем – патриархом Гермогеном. Многочисленные грамоты и призывы патриарха имели действие: русские люди теперь видели в том, что Отечество гибнет, «гнев Божий», что они переполнили чашу долготерпения Божиего. Василий Ермаков пишет: «По-иному наши предки не могли думать», – и приводит слова историка В.И. Фаминского: «…ибо русский человек издавна уже и самой своей историей и своей литературой приучен был смотреть на мир и жизнь и оценивать происходящие в них явления с точки зрения идеи Божественного Провидения»[5].

Польша имела мощную армию, которой можно было противопоставить только патриотизм и глубокую веру: «Расстроенный государственный организм первосвятитель Российский обновляет новым патриотическим выступлением – устройством всеобщего народного покаяния в Московском Успенском соборе… Подъем религиозных и патриотических чувств народа от этого действия был громадный. Вопль покаяния потрясал своды и обильные народные слезы орошали плиты Успенского собора»[6].

Василий Ермаков приходит к заключению, что строжайший пост и горячая молитва, соединенная с крепкой верой в Бога и надеждой на Его милосердие, – «вот что требуется от русского народа, чтобы получить помощь от Бога и вернуть былое могущество страждущему Отечеству. К этому испытанному и освященному историей средству в годы лихолетья и прибегает русский народ»[7].

Начало XVII века было не только годами тяжелейших бедствий, но в то же время, как подчеркивается в диссертации, и особой мощи, «когда во всей полноте показались самые важные и святые качества русского народа – это его религиозность и искренний патриотизм». Таким образом, во «время всеобщей розни и взаимного недоверия осталась на Руси единственная объединяющая сила – Православие… и оно одно может спасти государство от окончательного уничтожения»[8].

В ответ на призывы патриарха Гермогена Минин и Пожарский подняли народное ополчение. Все понимали, что речь идет уже о спасении Отчизны. Так была восстановлена государственность и преодолена смута. В этом великая заслуга русского духовенства. Василий Ермаков писал: оно «всегда принимало самоотверженное участие в исторических судьбах русского народа. Особенно ярко обнаруживалась их патриотическая деятельность, когда нормальная государственная жизнь нарушалась какими-либо обстоятельствами, разлагающими организм Отечества»[9].

    

«Мы останемся в своей семье – с Христом, Божией Матерью и святыми»

XXI век еще до его наступления отец Василий также называл смутным временем. Только методы стали другими – как он говорил, более изощренными: физически нас уже не уничтожат, а вот духовная борьба будет очень сильной. Он говорил об этом и перед своей кончиной, и в 1990-е годы, предвидя наше время, когда многое из предсказанного им уже стало явным.

«Люди России, вернитесь к Богу, станьте ближе к Богу!»

Отец Василий гордился русским народом, его одаренностью, талантами, чрезвычайной доблестью воинов: «Что надо для того, чтобы Мать-Россия была той Святой Русью, уделом Богоматери? Чтобы каждый знал, какие громадные духовные силы хранятся на сегодня среди православных людей, кто хочет быть с Богом, кто желает быть со Христом. Люди России, вернитесь к Богу, станьте ближе к Богу! В этом заключается великая духовная мощь нашей Отчизны»[10]. Но в то же время батюшка глубоко скорбел, что такой великий народ – народ-богоносец – так низко пал, предав в XX веке Православие. Вот тогда и проснулся в душе человека зверь. Отказались от Бога – получили лагеря, расстрелы, слезы, страдания, войну. Господь за веру горстки людей даровал нашему народу Победу в Великой Отечественной войне и сверг коммунистический режим. Отец Василий повторял, что ценой неимоверных жертв Россия искупила грех богоотступничества, но, пока все русские люди с покаянием не вернутся в лоно Церкви, нас будут посещать неурядицы, мешающие подняться России во всей мощи.

Церковь всегда была с народом. Как говорил отец Василий, «мы плоть от плоти, кровь от крови своего народа»[11]. Дело духовного просвещения людей он считал необходимым во имя будущего России, ведь во времена коммунистического правления оно было под запретом и выдавалось за мракобесие, а в обществе стали преобладать гуманистические знания: политические, психологические, санитарные, педагогические и т.д. В то время как термин «просвещение» происходит от слова «свет». В Ветхом Завете и в Евангелии говорится о просвещении человечества именно светом учения Христа.

Отец Василий упорно предостерегал от влияния Запада. Именно с Европы началось господство просвещения человека светом своего собственного разума как единственного критерия познания, когда человек сам определяет смысл и форму своей жизни. Европейская культура, наука, философия упростила человеческое сознание, внушив, что нет бессмертия и вечности. А если нет вечной жизни, то, как говорил отец Василий, живем по закону: «ешь, пей, веселись, завтра сдохнем, а не умрем» – ср.: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15: 32). Он часто употреблял это евангельское выражение как имеющее в наше время особое значение. Духовное состояние человечества отец Василий характеризовал несколькими словами, говоря, что сейчас оно кричит: «Отойди от нас, Господи, Ты нам не нужен!»[12]. Отец Василий говорил о такой «самости» человека как об основном источнике его бед.

Проповеди отца Василия самобытные, сильные, откровенные. Это слово священника, наделенного необыкновенной смелостью, знаниями и талантом нести людям правду о России и Православии, которая очень долго скрывалась. Мы знаем великих миссионеров – просветителя Сибири и Америки митрополита Московского и Коломенского Иннокентия, просветителя Японии архиепископа Николая, преподобного Макария, миссионера Алтайского, и многих других выдающихся подвижников. Логично предположить, что время великих миссионеров давно прошло, что уже не осталось мест для их деятельности. К сожалению, Россия, имея тысячелетнюю православную историю, все еще именно такое место. Поэтому сейчас особенно необходимо духовное просвещение и просветители, такие как протоиерей Василий. Он говорил, что «время не ждет, время на нас не работает», что во всем мире остался только русский народ, который может сохранить православную веру.

Отец Василий с уважением относился к людям разных вероисповеданий, культур и традиций. Но он был категорически против вмешательства во внутренние дела России. Обращаясь к истории, в том числе и к большевизму, он говорил, что Запад излил нам сюда учение о «светлом» будущем, но оно жестко обернулось гибелью лучшей, трудовой части крестьянства и лучших представителей интеллигенции. «Пусть Запад сам разбирается в своей вере. А мы останемся в своей семье, с Христом, Божией Матерью, святыми угодниками, Православием»[13].

«Он был образцом проповедника еще в то, советское время»

Отец Василий передавал свой жизненный опыт людям, чтобы они дальше несли свет любви к Отечеству и к православной вере. Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов) пишет в воспоминаниях об отце Василии: «Есть в этом стремлении что-то от традиций славного русского воинства. Великие победы одерживались на Руси, когда солдаты были полностью преданы и доверяли своему генералу, который умел не столько командовать, сколько объединить. Народ, спаянный единством мироощущения, живущий “единым сердцем”, – неодолим. Протоиерей Василий Ермаков очень переживал за свою любимую Родину, которая имеет богатейший опыт противостояния врагу и достижения победы в любой войне. Этот опыт исследовал отец Василий много лет назад в своей кандидатской диссертации… Молодому священнику хотелось узнать и разъяснить, что же делали православные священники в тяжелые для России времена. Как был убежден сам отец Василий Ермаков, эта тема была им выбрана не случайно, а “по воле Божией”, и потому, наверное, сочинение, написанное в 1953 году, читается с особым интересом сегодня…»[14]. Владыка Константин писал: «Отец Василий видел свое служение в неколебимой вере в Бога, вере в Его всесильную помощь и в глубокой молитве за народ, который батюшка любил великой любовью своей души»[15].

Епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин) вспоминал, что общение с отцом Василием давало ему «необыкновенное ощущение причастности к удивительному миру, миру старчества, духовничества, миру, в который можно было погрузиться, вдохнуть душой и напитаться мудростью даже не прямыми какими-то советами». Владыка пишет: «Я соприкоснулся с людьми той эпохи, священниками времени тяжелейших гонений, кто выдержал тот страшный период, кто не сломался, кто на своих плечах удержал Церковь. Для меня это был очень важный опыт. Одно дело – мы читаем абстрактно жития [новомучеников], к сожалению, печально однообразные. Протоколы допросов. “Расстрелян”. “Прославлен”. А другое дело – человек, который в течение долгих десятилетий нес эту страшную тяжесть борьбы с тоталитарным режимом и остался при этом светел, бодр, оптимистичен, не подавлен. Не стал духовным инвалидом, а, наоборот, стал воином Христовым»[16].

Митрополит Петрозаводский и Карельский Мануил (Павлов) знал отца Василия еще по Николо-Богоявленскому Морскому собору Петербурга. Это был 1976 год, тогда власти следили за тем, что говорят священники, в частности ленинградский уполномоченный требовал, чтобы они говорили так, чтобы никто их не понимал, то есть толковали Евангелие – и всё. «А отец Василий, наоборот, – как вспоминал владыка, – очень доходчиво произносил хорошие яркие проповеди, причем они были понятны и близки каждому человеку, который его слушал. Говорил замечательно. Он был образцом проповедника еще в то, советское время, в середине семидесятых годов»[17].

Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев) рассказывал об отце Василии: «Вот как говорил Амвросий Оптинский, который тоже жил недалеко от тех мест, где мы с ним родились: “Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного”. Отец Василий был простым человеком, хотя он прожил большую жизнь, тяжелую, сложную, красивую. Он получил духовное образование в одной из лучших духовных школ – в Санкт-Петербурге. Служил в великолепных соборах – Никольском соборе и других ленинградских соборах того времени, которые были открыты. Конечно, он был человеком высокой культуры, но вести предпочитал себя просто и порой даже как-то юродствовал, демонстрируя эту простоту в противоположность величавости»[18].

Митрополит Орловский и Болховский Антоний (Черемисов) считал отца Василия «выдающейся, ярчайшей личностью на фоне жизни нашей Святой Церкви и нашего народа»[19]. Историк протоиерей Александр Берташ вспоминал, что от общения с батюшкой Василием оставалось два основных впечатления: «Первое – это его любовь, которая обнимала собой всех людей, приходивших к нему, независимо от их положения, возраста и так далее. И второе – это уверенное чувство духовного трезвения, которому всегда, мне кажется, батюшка учил всех окружающих… Мне кажется, что батюшке было особенно трудно, наверное, потому что жизнь его так или иначе проходила в соприкосновении с коммунистической действительностью, которая даже многих священнослужителей сумела заразить. Но отец Василий смог это молитвенно преодолеть в себе и, начиная от Смутного времени, от XVII столетия, которым он занимался и оставил прекрасную работу об этом времени, и до смуты уже ХХ столетия, представлял себе крестный путь России очень ясно и трезво и этому всегда нас учил. Я, как историк церковный, могу сказать, что мы в качестве ориентира видели подход батюшки к отечественной истории и трагедии ХХ столетия, и это позволяло не испытывать никаких иллюзий относительно того страшного времени, которое было у нас и которое и до сегодняшнего дня, к сожалению, не закончилось. Духовное здравомыслие батюшки проявлялось начиная от сферы глобальной, исторической и заканчивая любой житейской ситуацией»[20].

***

Батюшка был наделен даром исцеляющей любви к людям. В памяти петербуржцев и всех тех, кто приезжал к отцу Василию, навсегда останутся встречи с ним, та великая тайна обновления и исцеления души, которую Господь посылал людям через Своего верного служителя.

Какие еще слова можно добавить к тем, что сказаны выше о протоиерее Василии Ермакове?! Многие архиереи и пастыри Русской Церкви высоко ценили патриотическое служение протоиерея Василия Ермакова. Среди них Патриарх Алексий II, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), настоятельница Пюхтицкого монастыря схиигумения Варвара, настоятельница Горненского монастыря игумения Георгия, протоиерей Иоанн Миронов – выдающиеся деятели Русской Православной Церкви: они были его духовными соратниками и друзьями. Когда думаешь об отце Василии, то в первую очередь в памяти начинают звучать его слова о России, о Православии. Он прожил 80 лет, оставив после себя бесценное духовное наследие и благодарную память в сердцах людей.

Ирина Корнилова

31 января 2017 г.

[1] Цит. по: Журнал «Отдых христианина».

[2] Ермаков В. Национально-государственные заслуги и защита Православия русским духовенством в эпоху польско-шведской интервенции. СПб., 2002. C. 64.

[3] См.: Ермаков В. Национально-государственные заслуги и защита Православия русским духовенством в эпоху польско-шведской интервенции.

[4] Там же. С. 64.

[5] Там же. С. 23.

[6] Там же. С. 64.

[7] Там же. С. 120.

[8] Там же. С. 85.

[9] Там же. С. 8.

[10] Вестник Православия. Православная студия Петербурга. 2012.

[11] Ермаков В., протоиерей. Проповедь в День всех святых, в земле Российской просиявших, 22 июля 2001 г.

[12] Ермаков В., протоиерей. Проповедь от 18 ноября 2001 г.

[13] Ермаков В., протоиерей. Во имя спасения России. М., 1994. С. 57.

[14] Константин (Горянов), митрополит. Облеченный величайшим полномочием. Путь и место служения священника // Родная Ладога. 2015. № 1 (31). С. 51–71.

[15] Там же.

[16] Митрофан (Баданин), епископ. Отец Василий являл нам пример любви // Православная Русь. 2015. № 6. С. 2–3.

[17] Мануил (Павлов), митрополит. Люби меня, как я тебя // Православная Русь. 2014. № 5. С. 2.

[18] Исидор (Минаев), архимандрит. Ему всегда было дело до людей // Православная Русь. 2014. № 5. С. 2.

[19] Антоний (Черемисов), архиепископ. Возвращение к духовным истокам // Победитель. 2013. С. 1.

[20] Берташ А., протоиерей. А Дай Бог, чтобы этот пример оказался для нас востребованным… // Православная Русь. 2012. № 3. С. 2.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Мы мало прочли книг и мало съели соли» «Мы мало прочли книг и мало съели соли»
Свящ. Георгий Осипов
«Мы мало прочли книг и мало съели соли» «Мы мало прочли книг и мало съели соли»
Священник Георгий Осипов о трудностях современной церковной жизни
О том, как за отчетами и пиаром не потерять любви Христовой, о желании «исправлять» и «бороться», «детском возрасте» и «детских болезнях» и о том, как христианам оставаться… христианами.
«Он умел слышать и слушать» «Он умел слышать и слушать»
Памяти схиархим. Гавриила (Стародуба)
«Он умел слышать и слушать» «Он умел слышать и слушать»
Памяти схиархимандрита Гавриила (Стародуба)
Дмитрий Трибушный
Чудаковатый учитель музыки и – тайный монах, духовное чадо святителя Зиновия и старца Виталия; скромный сельский батюшка и – опытный духовник-прозорливец, последними словами которого стало наставление: «Не вините друг друга».
Попробуй, но знай... Попробуй, но знай...
Владимир Щербинин
Попробуй, но знай... Попробуй, но знай...
Об отце Василии Ермакове
Владимир Щербинин
«Люди жалуются, потому что считают, что должны быть довольны и счастливы здесь, на этой земле. Они не верят в вечную жизнь, в вечное блаженство, а поэтому хотят насытиться счастьем здесь».
Комментарии
Иван 3 февраля 2017, 01:00
Со Святыми упокой.Вечная память.Любим.Помним.
евдокия 2 февраля 2017, 07:00
Самое страшное, что приходят такие личности, полагая все силы свои на предупреждение людей.. Таким же был и отец Иоанн Крондштадский, но ничего не меняется в людях, и свинство продолжается, безверие в стране тотальное, в наказание идет захват нас амаликитянами и ханааанами, бездушный бизнес, бесправие масс-жутко.
Сергей 1 февраля 2017, 00:00
Батюшка дорогой! Помним, любим, молимся за тебя и чувствуем, что и ты нас не оставляешь. Слушаешь батюшкины проповеди-и все так же актуальны они, как и 10 лет назад! Будем до смерти благодарить Бога за встречу с тобой!
Илона Галкина31 января 2017, 21:00
Спасибо большое!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700