Русская традиция: православие или язычество?

    

«Славянам нужна новая религия. В марксизме слишком много модернизма и цивилизации. Можно скрасить эту сторону марксизма, возвратившись к нашим славянским богам, которых христианство лишило их свойств и их силы, но которые они вновь приобретут»[1], – это не строки из фантастического романа, это реальные размышления маршала Советского Союза М.Н. Тухачевского. Им же была направлена в Совнарком записка с предложением объявить язычество государственной религией РСФСР… Советские вожди с интересом изучили предложение красного командира, на столь радикальный шаг было решено не идти, однако идея противопоставления язычества ненавистному для большевиков Православию, судя по всему, понравилась. Действительно, формально атеистическое советское государство на протяжении всей своей семидесятилетней истории делало недвусмысленные реверансы древнему язычеству.

Исторически сложилось так, что русская нация была сформирована Православием, а русская народная культура была глубоко христианская по своей сути. Однако советские вожди рассматривали Россию лишь как плацдарм для последующей мировой революции, а русский народ как субстрат для нового вненационального «советского общества».

Русская народная культура была глубоко христианская по своей сути

Православие и национальная культура мешали этим глобальным планам, а, следовательно, были приговорены. Поэтому понятен интерес к язычеству со стороны советских руководителей, которое рассматривалось как естественный союзник в борьбе с Православием. Грубая атеистическая пропаганда в духе газет типа «Безбожник» подходила лишь для совсем примитивной публики, основная часть населения, большую часть которого составляло крестьянство, была достаточно религиозна и слабо реагировала на стандартную атеистическую пропаганду. Именно крестьянству как основному носителю традиционного народного уклада был нанесен главный удар. Помимо раскулачивания, колхозов и иных экономических мер порабощения, были предприняты шаги по изменению народной культуры. Стало активно внедряться такое явление, как «самодеятельное народное творчество», которое по сути своей представляло авторскую переработку народного фольклора, осуществленную советскими специалистами. Повсеместной унификации подвергались народные песни и танцы. Был по сути уничтожен самобытный народный костюм, на смену которому пришли атласные сарафаны с вульгарным орнаментом кричащих расцветок и несуразные кокошники. Современные этнографы по крупицам восстанавливающие утраченное, неспроста называют этот синтез русско-советского фольклора «развесистой марсианской клюквой».

Однако основной целью советской идеологической машины, призванной перемолоть русскую культуру, стали народные праздники. По мнению известного религиоведа Мирча Элиаде, «праздник — это период непосредственного контакта сакральной и мирской сторон существования человека. Праздник является универсальной и важнейшей чертой цивилизации, в то же время особенности праздников отражают различия между цивилизациями»[2]. Поэтому праздники очень важны для народного самосознания. Русская культура обладала богатой традицией праздников, которые были наполнены образами и иносказательным символизмом, отлично понятным народу. Основу череды праздников составляли церковные памятные даты. Конечно же, с таким вопиющим клерикализмом советское правительство мириться не хотело и изобретало всякого рода подмены. Так, Рождество стало Новым годом, Успение – днем урожая, Масленица – праздником проводов зимы и т.п. Как правило, из основы праздника удалялось все, связанное с христианством, но оставался народный символизм – лишенный своей сути, он уже не воспринимался в качестве христианского, а, напротив, казался неким языческим отголоском, дожившим до наших дней. Именно эти проявления изучают светские специалисты, основывающиеся на материалистическом мировоззрении, при этом, как правило, очень слабо разбирающиеся в христианстве, находя язычество там, где его просто никогда не было. Больше всего в этом преуспел советский академик Б.А. Рыбаков, который ничтоже сумняшеся просто взял и приписал всю народную культуру к язычеству. Тогда никто не смел возразить маститому академику, но в наши дни его работы подвергаются аргументированной и объективной критике и расцениваются как очень слабые.

Стоит заметить, что наши предки отнюдь не были невеждами в религиозных вопросах и отлично понимали, что нельзя одновременно славить Христа и языческих богов. Рассмотрим, к примеру, столь любимую нашим народом Масленицу.

Наши предки отлично понимали, что нельзя одновременно славить Христа и языческих богов

Масленица – последняя неделя перед Великим, сорокадневным, постом. С одной стороны, это праздничный, разгульный период, когда еще можно и даже нужно петь, плясать, веселиться, с другой – подготовка к посту, и на богослужении уже звучат покаянные песнопения. Светские ученые видят здесь только языческие гульбища, приуроченные к весеннему равноденствию, однако объективный подход способен выявить совсем иной смысл Масленицы. В работе «Что скрывает народная культура? Смыслы и символы Масленицы» доцента ТГУ к.ф.н. Д.Е. Крапчунова приводится подробнейший анализ масленичной атрибутики и обрядности и делается следующий вывод: «Анализ масленичной обрядности, выявление мифологемы праздника через фольклорные тексты и его календарная привязка к Пасхе не подтверждают распространенное представление о Масленице как об исключительно языческом наследии. Несмотря на то, что в традициях Масленицы прослеживается общеиндоевропейское прошлое, есть все основания видеть в этом празднике глубокие христианские смыслы, раскрываемые через различные вербальные, визуальные и драматургические образы»[3].

Масленица, появившись на Руси с принятием христианства, получила свое название – «белая», «сырная» или «масленая неделя». Однако суть иносказательных символов масленицы сугубо христианская. Масленичное чучело в Христианской культуре – это символ человеческой «ветхости», греховности, которая сгорает, «как сено, прикоснувшееся к огню». «Огнь сый Владыко, не смею, сено, прикоснуться огню, да не опалиши мене сено суща!» – абсолютно понятный христианский образ, взятый из службы Собора Иоанна Предтечи. Греховность сгорает, человек погружается во дни Великого Поста и возрождается к новой вечной жизни с победным возгласом «Христос Воскресе!» в день светлого праздника Пасхи! Сама традиция сжигания чучела не является уникальной для христианского мира, к примеру, в Греции есть традиция сжигать чучело Иуды.

Сейчас, когда советские эксперименты уже в прошлом, набирает популярность неоязыческое перетолковывание христианских праздников. Неоязычество — это достаточно молодое псевдорелигиозное движение. К историческому язычеству данное явление отношения не имеет. У славянских народов в дохристианский период не было письменности, к тому же религиозная традиция индоевропейских народов традиционно передавалось устным способом. Поэтому сведения о славянском язычестве дошли до наших дней только в виде апологетических заметок христианских летописцев и миссионеров, а также мусульманских путешественников, то есть аутентичных источников просто нет, и сама идея реконструкции этой давно ушедшей религиозной традиции звучит абсурдно. Характерной особенностью неоязычества является его ярко выраженное антихристианство, а в связи с прерванной традицией – поверхностность и примитивизм. Для неоязычников основной задачей является очернение Православного христианства, которое они представляют чуждым для Руси явлением, так и не укоренившимся в народном сознании. Неоязычники активно эксплуатируют фольклорное наследие, ими публикуется масса дилетантских статей, в которых делаются попытки найти в русских праздниках языческие следы, а то и просто объявить их языческими. К сожалению, даже воцерковленные люди, а порой и духовенство принимают за истину подобные агитки. Однако не стоит бояться народной культуры и не доверять ей.

Христианство никогда не подстраивалось под культуру, не боролось и не уничтожало традиции народов, оно постепенно преображало сознание людей, а те в свою очередь творили новую, пронизанную истинной верой, одухотворенную культуру. И нет совершенно ничего плохого, что в традиции православных японцев принято снимать обувь перед входом в храм, в традиции православных сербов – приносить из леса дубовое полено, которое должно гореть в домашнем очаге все Рождественские праздники, а в традиции православных русских – плести березовые венки на Троицу или сжигать соломенное чучело на Масленицу. В этих столь различных культурных особенностях прослеживается одинаковое уважение и благодарность ко Творцу, который дал возможность спастись людям всех народов. Важно знать и понимать истинный смысл народных традиций и постараться при необходимости объяснить его заблуждающимся.   

Максим Кузнецов

31 января 2017 г.

[1] Юлия Кантор, «Тухачевский», серия ЖЗЛ, 2014

[2] Праздник как историко-культурный феномен: мир идеала и реальность власти / https://mipt.ru/education/chair/liberal_arts/courses/history/shemyakin_new.php

[3] ЧТО СКРЫВАЕТ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА? СМЫСЛЫ И СИМВОЛЫ МАСЛЕНИЦЫ http://www.culturalnet.ru/main/person/1350

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Традиционная культура, народное христианство и оккультный нью-эйдж Традиционная культура, народное христианство и оккультный нью-эйдж
Иером. Игнатий (Шестаков)
Традиционная культура, народное христианство и оккультный нью-эйдж Традиционная культура, народное христианство и оккультный нью-эйдж
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Специалисты Государственного центра русского фольклора о том, где найти подлинную народную культуру, надо ли православным сторониться фольклора, совместимы ли церковные и народные традиции и как нам остаться русскими.
Духовное рождение русского народа Духовное рождение русского народа
Виктор Аксючиц
Духовное рождение русского народа Духовное рождение русского народа
Виктор Аксючиц
Органично ли христианское мировоззрение русской душе?
Душевный труд Душевный труд
Протоиерей Андрей Ткачев
Человека заставляют думать книги, музеи, музыка, живопись. Вообще искусство есть не что иное, как в концентрированном виде сформулированный опыт веков. Быть глухим к этому опыту, считать, что «меня или нас он совсем не касается», есть некое новейшее варварство. Нельзя спасаться в невежестве. Нужно спасаться в простоте. А простота и невежество вовсе не синонимы.
Комментарии
Максим Кузнецов 3 февраля 2017, 23:54
Елена, появление упорядоченной письменности у славян и официальная наука и церковная традиция связывает с миссионерской деятельностью св. Кирилла и Мефодия и их учеников на территории населенной западными и южными славянами. Однако кириллические надписи находят и на территориях восточных славян еще до принятия христианства кн. Владимиром. Скорее всего на кириллице и были составлены переводы этих договоров. Но сложно сказать однозначно, тексты дошли лишь в наших летописных сводах.
Елена 3 февраля 2017, 20:23
Если у славян до христианства не было письменности, то как их князья договоры с Византией подписывали? Не иначе крестик ставили.
Инна 3 февраля 2017, 11:35
Абсолютно согласна с Артуром. Особенно если посмотреть, в какой атмосфере сжигается чучело - нетрезвые люди, смех, непристойность, игрища... О каких грехах и покаянии может идти речь? Участие в таких праздниках недопустимы для православного. У нас один ориентир - Святые Отцы. А так можно далеко зайти.
Сергей 2 февраля 2017, 11:38
Мир всем!!! Ох, ребята, согласен с Вами, жечь чучел всяких-это точно не христианство!!! Берегитесь, сатана он хитрый!!! Храни всех Бог!
Иулиания 1 февраля 2017, 20:05
Согласна с Артуром - от статьи двойственное впечатление. Конечно, в любое действие можно вкладывать совершенно различный смысл, даже Причащаться можно не с целью соединения со Христом, а чтобы "всё было хорошо" и тогда это тоже становится в некотором роде язычеством - скушал волшебную пилюлю и все проблемы исчезли. Но чтобы в сжигание чучела вкладывался именно смысл христианский, надо говорить об этом, менять сознание людей, потому что сейчас это всё представлено, как сжигание зимы, чтобы быстрей пришла весна, а это действительно самое настоящее языческое понимание.
Илья 1 февраля 2017, 10:09
"Народное" - не всегда синоним язычества, но очень часто. Вряд ли нам стоит равнять и называть безвредными все "народные традиции", среди них немело неприемлемого для христианина. И вот еще что важно помнить и понимать: в наши дни нам очевидно, что неоязычество - чуждая России идеология, рожденная на Западе и направленная на решение его задач. Но на расстоянии двух веков нам сложнее заметить, что идеология почитания "народа" и "народности", превозношение фольклора, выискивание всего племенного - пришло к нам оттуда же, и активно применялось в 19 веке для формирования в Европе идентичностей, альтернативных христианским, для разложения государств и создания новых, и т.п.
Вячеслав Камальдинов31 января 2017, 20:05
Артур31 января 2017, 13:00
Постарайтесь ко всему подходить с рассуждением.
Если: "Масленичное чучело в Христианской культуре – это символ человеческой «ветхости», греховности, которая сгорает, «как сено, прикоснувшееся к огню». То можно увидеть стремление человека к Богу.
Вот курение ладана, на богослужениях, символизирует возношение молитв ко Творцу, а в древнем Риме кому его курили? Лучше не вспоминать! Апостол Павел учит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» Вот по плодам и проверяйте, точно не ошибётесь ;-)
Артур31 января 2017, 13:52
" ...сжигать соломенное чучело на Масленицу." Что то не помню ,чтобы святые сжигали соломенное чучело на Масленицу или учили этому. Двойственное чувство от этой статьи мирянина Максима Кузнецова. Тем более, что идет возрождение язычества и суеверия куда ни глянь. Народное это фактически синоним язычества,за редким исключением. Любой народный обычай или обряд основан на суеверии,которое происходит от язычества. В этих обрядах и обычаях нет Христа,всё(здоровье,благосостояние и т.д.) зависит не от Христа,а от того или иного действия,ритуала. Как проверить,как не ошибиться? Очень просто,где нет Христа,там нет христианства и участвовать христианам в таких действиях,обрядах и т.д не надо.
Павелъ31 января 2017, 13:25
Ивану:
"Балаганы на Масленицу" Борис Кустодиев
Татьяна31 января 2017, 12:49
Это картина Бориса Кустодиева "Масленица". Написана в 1920 году.
Иван Снетков31 января 2017, 11:45
Кто знает,что за полотно?Подскажите пожалуйста?Спасибо за всё.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×