Митрополит Онуфрий: Смерть — самый важный духовный экзамен для человека

Киев, 11 февраля 2017 г.

    

Смысл жизни человека — подготовка к вечности, встрече с Богом, а смерть — самый важный духовный экзамен. Об этом сказал Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в интервью, опубликованном в «Церковной православной газете». В нем Первосвятитель рассказал об отношении Церкви к смерти, эвтаназии, кремации и заочному отпеванию, о том, как пережить смерть близкого человека.

Митрополит Онуфрий отметил, что смерть — не столько наказание, сколько необходимое врачевание.

«Ведь если бы человечество, находясь в падшем состоянии, оставалось бессмертным, то оно бы все более и более духовно деградировало. И, как результат, превратилось бы в общество бесоподобных существ. По­этому милосердный Господь ограничил время нашей жизни, давая каждому возможность проявить свою волю в условиях внутренней борьбы между добром и злом. А когда наступит всеобщее воскресение, каждой душе будет дано новое тело, не подверженное греху, тлению и смерти. С этим бессмертным телом праведники войдут в рай, а грешники попадут в ад. В таком состоянии человек и будет пребывать в вечности», — сказал Блаженнейший.

На вопрос почему мы молимся за литургией о безболезненной, непостыдной, мирной кончине, Предстоятель отметил, что: «Смерть — самый важный духовный экзамен для человека. Ведь мы знаем случаи, когда праведный человек в последний момент жизни, чаще всего по малодушию, отпадал от Бога, и наоборот — грешник, предельно глубоко осознав свое греховное состояние, приносил покаяние и сподоблялся великой милости от Бога. В качестве примера можно привести подвиги 40-ка Севастийских мучеников или покаяние благоразумного разбойника. Молясь о непостыдной кончине, мы просим Бога дать возможность приготовиться к смерти и духовно укрепить нас в этот последний и важнейший момент земной жизни, чтобы перейти в вечность в мире с Богом и ближними».

Чтобы утешить человека обремененного потерей близкого, Первосвятитель посоветовал приводить на память слова апостола Павла: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:13).

«Конечно, мы скорбим о наших близких, когда они уходят в вечность. Но такая скорбь не должна быть отчаянной (как о безвозвратной потере). Смерть — всего лишь временное расставание с нашими близкими. И если мы сподобимся быть в Царствии Небесном, то там мы все встретимся. И тогда уже никто и ничто нас не сможет разлучить. Поэтому наша боль о расставании должна вылиться в ревностный духовный труд: нужно усердно подготовить душу к Царствию Небесному и сотворить крепкую молитву о прощении грехов усопшего, чтобы он был принят Богом», — сказал Митрополит Онуфрий.

Говоря об эвтаназии Блаженнейший заметил, что: «Только Господь может распоряжаться жизнью и смертью человека (Иов. 12:10). Так называемая «эвтаназия» — не что иное, как нарушение заповеди Божией «не убивай» (Исх. 20:13). Что же касается просьбы больного (об ускорении смерти), то она зачастую вызвана болезненным состоянием его сознания, малодушием, маловерием или неверием. Если мы действительно желаем блага такому человеку, то необходимо убедить его в том, чтобы по-христиански закончить свой земной путь. В таких случаях Церковь может обратиться к Богу с особой молитвой о страждущем: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси...». Важно помнить, что продолжительная болезнь умирающего — духовный крест для его родственников. Они призваны ухаживать за больным с терпением, смирением и любовью. Эти труды нужно рассматривать как духовные по слову Спасителя: «так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40)».

Что касается кремации, митрополит Онуфрий сказал: «Мы не признаем кремацию, поскольку она не одобряется Священным Писанием. Издревле святая Церковь с молитвой совершала погребение тел усопших христиан в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах. Христиане знают, что в день всеобщего воскресения «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и посеянное в тлении восстанет в нетлении (1 Кор. 15:42). Мы имеем надежду на то, что в день всеобщего воскресения Господь Бог воскресит и нас для жизни вечной. Кроме того, Церковь относится к телу христианина как к храму Божию (1 Кор. 3:16). Поэтому погребение совершается с подобающим молитвенным почитанием усопшего. Вместе с тем Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения тех христиан, которые по различным причинам оказались погребены в водной стихии, остались лежать на поле брани, сгорели в огне, стали пищей животных, без вести пропали (в результате землетрясений или иных катастроф). Мы веруем, что Бог может воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20:13)».

Полный текст интервью с Предстоятелем Украинской Православной Церкви вы можете прочитать перейдя по ссылке.

11 февраля 2017 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
×