О греховных помыслах

Вечером 28 февраля 2017 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    

Время поста — это время борьбы с нашими грехами. В круговерти повседневной жизни очень сложно сконцентрироваться на своих внутренних проблемах; иногда мы даже не успеваем подумать о том, что совершаем хорошего или плохого. Время Великого поста как раз предназначено для того, чтобы помочь нам вступить на путь борьбы с грехом. У этой борьбы есть свои правила и законы, есть своя логика. Святые отцы, подвижники и аскеты, на опыте своем познавшие, что такое преодоление греха, к великому для нас счастью оставили замечательные письменные свидетельства о внутренней духовной борьбе, и это не результат теоретических размышлений, а отображение реального духовного опыта. Хотя большинство этих писателей принадлежат глубокой древности, их творения актуальны и сейчас, потому что мир вокруг нас меняется, а природа человека неизменна. Люди сталкиваются с новыми проблемами и искушениями, но человеческая природа остается той же, что была создана по Божиему замыслу и в соответствии с Божественными законами.

Среди многих аскетов и подвижников прошлого особое место занимает преподобный Ефрем Сирин, который более тщательно, а лучше сказать, более систематично, чем другие, изложил этапы духовной борьбыв своих произведениях. Согласно церковному уставу, его труды полагается читать во время великопостных утренних богослужений — в монастырях часто так и делают, в приходской практике, ввиду ограничений по времени, эти чтения обычно опускают. Однако возможность ознакомиться с творениями святого преподобного Ефрема Сирина есть у каждого из нас.Хотел бы сегодня рассказать об основных мыслях преподобного Ефрема относительно законов и логики духовной борьбы с грехом.

Грех зарождается в мыслях, причем чаще всего это некая случайная мысль, некий эпизод, и уже от человека зависит, превратит ли он этот эпизод в часть своей жизни, будет ли он с такого рода мыслями жить и все глубже в них погружаться. Греховная мысль на языке святых отцов, в том числе преподобного Ефрема Сирина, именуется помыслом. Говоря о последствиях невнимательного отношения к помыслам, святой Ефрем предлагает очень точное и даже ироничное сравнение: человек, не справившийся с помыслами, погибает подобно кораблю, терпящему крушение у пристани. Действительно, должно произойти что-то невероятное, чтобы корабль потонул не в открытом море, среди волн, ветра и бури, а в тихой гавани, у пристани. Человек еще не совершил греха, но помысл овладел его сознанием. Природа человека, его душа уже заражены грехом, и он погибает от одной только мысли. Мы знаем о страшных последствиях помыслов, нередко не только разрушающих духовное состояние, но и угрожающих самой жизни человека. Подобное происходит с людьми, которые не изгоняют из своего сознания мысль о самоубийстве. Она может прийти случайно, под влиянием какой-то информации извне, но если человек начинает с этой мыслью жить, примеряя ее на себя, то, независимо от его желания, эта мысль способна привести его к самоубийству.

    

Существуют несколько помыслов, на которые обращает особое внимание святой Ефрем Сирин, в согласии со многими древними отцами. Последовательность этих помыслов такова: чревоугодие, когда человек губит себя чрезмерным потреблением пищи, и не потому, что голоден, а потому что помысл превратился в страсть; блуд; сребролюбие — не законное стремление иметь средства для обеспечения себя, своей семьи, для реализации жизненных планов, а любовь к деньгам ради денег. Все мы знаем, как люди теряют голову и живут только мыслью о том, чтобы получить как можно больше денег, даже не думая, как ими распорядиться. Следующий греховный помысл — это гнев, который способен довести человека до безумия; апогеем гнева является ярость, когда человек целиком превращается в носителя зла. Печаль — опасный помысл, дезориентирующий человека так же, как уныние ослабляет его силы, лишая ясного целеполагания, превращая жизнь во мрак. Тщеславие — помысл, возбуждающий в человеке особую чувствительность к тому, как его оценивают со стороны. Единственной целью в жизни становятся действия, рассчитанные на получение признания от окружающих. Как вы знаете, сегодня в социальных сетях встречается реальная болезнь: молодые люди готовы совершать самые страшные поступки, с риском для жизни, только чтобы сфотографироваться и получить в соцсети очередной так называемый «лайк». Некоторые молодые люди словно не видят в жизни иной цели, кроме собирания «лайков», а их отсутствие воспринимают как личную трагедию. И, наконец, гордость — наверное, самый опасный помысл, который приводит к исключению из жизни человека Божественного начала, ведь олицетворением и воплощением абсолютной гордости является диавол.

Существуют, конечно, и другие помыслы, но святой Ефрем подчеркивает особую опасность именно этих восьми. Ему принадлежат замечательные слова: «Не в нашей власти появление помыслов, но в нашей власти, чтобы помысл не превратился в страсть». Действительно, как уже было сказано, помысл может возникнуть случайно, благодаря стечению обстоятельств, как реакция на некие слова или видимые образы. К сожалению, подобными образами, возбуждающими греховные помыслы, изобилует наша современная культура. Так, что бы ни интересовало создателей современного кино — деньги или, может быть, более опасные цели, — но факт остается фактом: нет практически ни одного современного художественного фильма, в котором не было бы образов, способных возбуждать греховные помыслы. Возникает вопрос: что же происходит с культурой — той самой, что призвана возвышать личность, наделять ее способностью сопротивляться злу?

Мы живем в то время, когда внешние факторы максимально нагружают человеческую психику греховными помыслами. Чем же мы можем ответить? Обратимся вновь к святому преподобному Ефрему Сирину, который учит нас, что победу над грехом нужно одерживать именно тогда, когда помысл возникает. Если мы удерживаем помысл в себе и он становится постоянной мыслью, то побороть ее трудно, хотя чаще всего именно на этом этапе верующий начинает задаваться вопросом, правильно ли он живет и почему его постоянно преследует одна и та же мысль. Однако очень тяжело расстаться с мыслью, ставшей частью повседневной жизни. Самая легкая победа возможна на передней линии обороны, там, где возникает помысл, — с мыслью бороться гораздо труднее.

Что же происходит дальше? Если эта борьба завершается поражением человека, то у него возникает стремление осуществить свои греховные желания, и к мысли подключается воля. А следующим шагом является совершение греха — уже не в мыслях, а в реальной жизни. На этом этапе, уже почти безнадежном, борьба еще возможна, но если битва проиграна и здесь, то грех пленяет человека.

    

Вот такая будто бы простая тактика борьбы, но каждый ее этап — это серьезная внутренняя драма, это напряжение сил, мобилизация воли, чувств, разума. Наверное, ни на одном из этих рубежей обороны нельзя одержать победу над грехом, если действовать в одиночку. Но к счастью, в Церкви мы не одиноки. Во-первых, когда мы совместно возносим молитвы о себе, Бог нас слышит. В Церкви человек спасается силой Божественной благодати, и никакая сила воли неспособна победить грех, — только сила Божия. И если мы соединим свои человеческие усилия, свои мысли, свое понимание тактики противостояния греху с действием Божественной благодати, то мы обретем реальную возможность побеждать грех и устроять свою жизнь согласно Божиему закону. Пусть Господь будет с нами в этой нелегкой борьбе. Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Нам часто не хватает духовного зрения, чтобы видеть присутствие Божественной благодати, действие Святого Духа. А ведь присутствие Бога в человеческой истории и является самым существенным фактором, сохраняющим мир от самоуничтожения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 29-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 29-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Главное заблуждение современной цивилизации в том, что достоинство и права человека отрываются от его нравственной природы и нравственной ответственности. Предполагается, что каждый, обладая правами и достоинством, совсем не ответственен перед своей совестью.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Патриаршее служение, даже лишенное на десятилетия самого Патриарха, продолжало осуществлять великую миссию объединения нашего верующего народа и сохранения Церкви в тяжелейших исторических условиях.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 24-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 24-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если есть желание строить справедливое общество, то зачем уничтожать Церковь и веру в Бога? А только потому, что вера в Бога дает людям внутреннюю силу и автономию от внешних давлений.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 22-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 22-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Никаким средствами сегодня невозможно закрыть уста Церкви! Мы будем провозглашать Божию правду. Ведь если мы не достучимся до человеческих умов и сердец, то все может вновь кончиться катастрофой. А никаких смут, никаких революций, никаких конфликтов в России быть не должно.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Подлинная ценность закона раскрывается тогда, когда он опирается на нравственное чувство человека, когда требования права совпадают с голосом совести человека. Закон, теряющий связь с нравственной природой человека, становится даже вреден для человеческого общества.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Сила слова – это больше, чем сила денег или оружия. Все, что происходило в истории, все самые большие перемены начинались со слова. Слово несет в себе потенциал спасения и потенциал гибели, и минувший XX век силу слова поразительным образом иллюстрирует.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Крест, принятый сознанием и сердцем человека, делает его свободным и способным отвергать зло и устремляться к добру, даже если движение к добру связано с возложением на себя креста по образу и подобию креста Христова.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 14-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 14-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Христианское послание, обращаясь к человеческой душе, к разуму, к сердцу, требует перемены разума и сердца. Но очень многие неспособны принять это. Поэтому слово, обращенное с призывом к человеку изменить жизнь, возбуждает ненависть, агрессию.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×