Бесскорбная жизнь

    

О духовном значении скорбей много писали отцы Церкви. То, что они говорили, так тяжело понять и принять нам, привыкшим стремиться к благополучию. В «Завещании духовным детям» преподобного Никона Оптинского есть такие слова: «Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен. Искушения и скорби обнаруживают состояние души человека, выражаясь языком современным, они являются как бы неким экзаменом. Скорби предохраняют от превозношения». И православные христиане веками в соответствии с таким взглядом на скорби воспитывали своих детей. Стоит лишь вспомнить, как император Николай II и Александра Федоровна, боясь развращающего влияния роскоши, воспитывали в детях аскетизм: они спали на походных кроватях, донашивали одежду старших, умели готовить, шить. И юные княжны, в период Первой мировой войны будучи сестрами милосердия, ассистируя на операциях, перевязывая раны, видя как выздоровление, так и смерть больных, не только не тяготились своим долгом – они с ностальгией вспоминали потом в ссылке об этом времени.

Разруху 1990-х можно сравнить с последствиями войны. Многие – наверное, миллионы – выкручивались как могли: работали и подрабатывали, экономили и голодали. И чувствовали свою вину – за то, что, как им казалось, они недодают детям чего-то. К середине 2000-х у них начали появляться кое-какие деньги и, соответственно, возможности изменить жизнь к лучшему. И с неуемной славянской любовью они обрушили все блага на неокрепшие плечи и головы своих детей. Им хотелось дать все, что невозможно было купить раньше. Родители хотели как лучше. Они хотели, чтобы детям не пришлось терпеть всего, что пришлось вынести им самим. И перед юными умами предстал целый мир возможностей. Дети получили доступ в интернет и увидели, как живут их сверстники на Западе, как они выглядят, что их интересует, какие у них ценности. Это был уютный мирок красивых людей, одежда, квартира и весь материальный быт которых был продуман до мелочей.

И вдруг стерлись, пусть даже условные, границы – стало уже почти неважно, какую музыку ты слушаешь, что читаешь, какие фильмы смотришь. Все смотрят, читают и слушают одно и то же. Важно лишь только, ходишь ли ты в модное кафе, есть ли у тебя дорогая одежда, которую теперь так легко купить, выкладываешь ли красивые фото себя во всевозможные социальные сети. Так внешне изменилась жизнь поколения 90-х в Москве буквально за пару лет. И не стоит говорить лишь о самых богатых. От количества денег зависит только стиль, а цели оказываются схожими. Эти молодые люди, столь погруженные в успокаивающий мир комфорта и жаждущие наслаждений, и есть Москва, которая не только за тонированными стеклами, но и в подземке.

Добродетель терпения была основой национальной духовной жизни. И как потом она мешала провозвестникам революции

Добродетель терпения была основой национальной духовной жизни. И как потом она мешала провозвестникам революции. Максим Горький в одной своей статье с презрением отмечал: «Деревня не любит людей беспокойных, даже и тогда, когда это беспокойство выражено в стремлении к лучшей жизни. Мы все – очень восточные люди, мы любим покой, неподвижность, и бунтарь, даже если это Иов, восхищает нас только отвлеченно. Люди шестимесячной зимы, туманных мечтаний, мы любим красивые сказки, но желание красивой жизни не развито у нас». Желание красивой жизни (пусть даже в случае Горького понятое как цветистая героика) посюсторонне, не предполагает обращенности к Богу. И, как точно отмечает Горький, есть связь между бунтом и этим желанием. Перевирая Священное Писание, он пытается превратить Иова в революционера. Но вот, через сто лет после написания этих слов, русский Иов наконец изменяет самому себе, своему высокому призванию, и устремляется к красивой жизни и – мятежу, если не может в эту жизнь окунуться. Как получилось, что родители боятся того, что их дети, подобно героям американских сериалов, никогда не простят им отсутствия комфорта? И в данном случае разговор об обществе потребления – лишь отдельный эпизод в общей духовной картине. Речь идет об устремленности к материальному: горе имеем сердца или долу. Эта материальная установка боролась (и продолжает бороться) с православными представлениями о цели существования. Народное сознание хранило высокие устремления Православия еще долго после революции (то есть после прихода современности с ее тотальным материализмом), что проявилось в годы Великой Отечественной. Но материалистические установки подтачивали нравственный идеал. И вторая тенденция восторжествовала даже не тогда, когда рухнули все квазиидеалы коммунизма. Поколение, оказавшееся на границе между СССР и Россией, еще жаждало понять, зачем им жить и где сокровенный смысл. Кто-то погиб, так и не дойдя до Чаши, но кто-то сумел выжить. Победа материального над духовным же совершилась, когда перед людьми открылись невиданные перспективы благополучия. А ведь о том, что богатство – огромное искушение, и, пройдя многие испытания, можно сорваться именно на нем, мы знаем из Евангелия, где Сам Господь говорит: «Упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк 8, 14).

Но возразят, ведь не вся Россия – это Москва. Еще в советские времена говорили о том, что все деньги уходят в столицу, она живет своей отдельной роскошной жизнь, своими непонятными проблемами. Это ведь в конечном счете одна точка на необъятной карте. Но в XIX веке Ф.М. Достоевский написал о другой, столь же чужой и непонятной для России столице: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге <…> Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем».

Анна Ведяева

9 марта 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Евгений Ненашев26 марта 2017, 23:20
Здравствуйте. Нищий и самой хвалится. Трудно богатому войти в Царствие Небесное. Не сказано же, что невозможно. Прп. Серафим Вырицкий был очень богат. В день мог перераспределить десятки миллионов. Прав. Иоанн Кронштадский тоже был очень богат. Никому из них это не помешало стать святым. Класть душу за богатство - вот это неправильно.
Алла15 марта 2017, 18:27
раиса, да, конечно я хочу богатства для себя и своей семьи, что же тут плохого? А кто не может заработать, тому только и остается осуждать тех, кто хочет и может.
15 марта 2017, 10:26
Все это веяние современности: стремление к комфорту любой ценой, общение через социальные сети и так далее развито не только в Москве и Питере, а по всему миру. В стремлении к благополучию и комфорту вижу только положительные стороны, единственное но..., не любой ценой, а честным трудом. А общение в интернете лишь показывает насколько люди одиноко живут, жаждут общения друг с другом. Но в виртуальном мире проще начать беседу с незнакомцем, чем завести разговор на улице. В Москве разные абсолютно люди живут, все так же как и в других городах, только уровень доходов существенно повыше. Москва духовный город, портят в основном картину те, кто "понаехали и понааставались" с недобрыми намерениями
Иулиания12 марта 2017, 21:30
В статье все верно подмечено. Походишь по некоторым профилям на f и складывается впечатление, что людей кроме вкусной еды, красивой одежды и собственного тела, больше не интересует ничего. В 99% случаях человек начинает осмысливать собственную жизнь и отношение к другим через жизненные скорби, в которых человека посещает Сам Господь. Правда, есть соляные столбы, по батюшке Амвросию Оптинскому, которых даже такие болезни, как рак, не поворачивают к Богу. Сегодня читали Евангелие о расслабленном. Про нас сегодняшних.
Ольга12 марта 2017, 12:39
"Еще в советские времена говорили о том, что все деньги уходят в столицу, она живет...роскошной жизнью...". Я москвичка, родилась и живу на рабочей окраине. В своем советском детстве я не видела ни особого достатка, ни тем более роскоши. Родители, родственники, соседи работали на заводах, фабриках, в НИИ, на железной дороге. Люди жили от зарплаты до зарплаты, очень скромно, в "хрущовках", в коммуналках. Поэтому кому в карманы текли упомянутые в статье деньги - непонятно.Может, партийной верхушке или творческой и научной элите? Так это 1 процент населения. Вообще, создается впечатление, что обычных москвичей часто путают с обитателями деревень Рублевка и Жуковка. Простите.
Иоанна_11 марта 2017, 11:57
Иван 10 марта 2017, 22:00 /"Это изобилие материального неизбежно приводит его к утрате духовного." О каком "материальном изобилии" можно говорить применительно к нашей стране???// Согласна с Иваном. В нашей стране реальность такова, что просто квартира, машина (такая, чтобы ездить нормально, а не ремонтировать каждые 3 дня) и полный холодильник считаются богатством. Но это никакое не богатство, это всего лишь достаток. Стремление создать нормальные условия жизни для своих детей - это забота о ближних, о своих домашних. А насчёт "утраты духовного", которое якобы является неизбежным следствием достатка, так сперва надо узнать, БЫЛО ЛИ это духовное? Может, и НЕЧЕГО было "утрачивать"?
Наталия11 марта 2017, 10:17
Елена, 10.03.2017, 22:00. Спаси Господи за цитату из свт. Феофана Затворника! Очень многое проясняет.
Господь создал безгрешными Адама и Еву, мы-то уже рождаемся не такими.
раиса11 марта 2017, 08:57
Читая некоторые отзывы,удивляюсь, что люди делают на православном сайте? Ну, ничего православного в них нет. Можно, конечно, списать все на молодость и непонимание,но четко прослеживается одно: страстное желание богатой жизни для себя и своих детей. Там,где человеку необходимы деньги для "уверенности" в земной жизни и чтобы ходить с гордо "поднятой головой," не может поселиться вера православная. Нельзя одновременно служить Богу и мамоне. Внимательно читайте Святое Писание, посещайте и молитесь о вразумлении на богослужениях в православной церкви.
елена10 марта 2017, 22:27
Наталия,человек был создан безгрешным. «Откуда страсти? Ни один человек не рождается со страстию определенною. Каждый из нас приходит в свет сей только с семенем всех страстей — самолюбием. Сие семя потом жизнию и свободною деятельностию развивается, растет и раскрывается в большое дерево, которое ветвями своими покрывает всю греховность нашу, или всю область грехов, потому что всякий грех непременно уже укрывается под ним или висит на какой-нибудь его ветке. Главнейшие ветви самолюбия суть гордость, лихоимание, сластолюбие. От сих отрождаются уже все другие страсти. Никак не должно думать, что страсти образуются естественно, сами собою. Всякая страсть есть дело наше(Св. Феофан Затворник).
Иван10 марта 2017, 22:14
Нина 9 марта 2017, 22:00 "Это изобилие материального неизбежно приводит его к утрате духовного." О каком "материальном изобилии" можно говорить применительно к нашей стране??? И о какой утрате духовного? Вы заблуждаетесь дважды. Нет у нас ни материального изобилия ни духовных сокровищ. Основная масса населения хоть и нищая, но абсолютно бездуховная. Денег нет, и не надо - будем водку пить или сериалы смотреть. И откуда вообще взялась эта мифологема - богатые-бездуховные, нищие - духовные? Это не христианство, а манихейство чистой воды.
Димитрий .Сибиряк10 марта 2017, 18:20
В книге "Премудрости Иисуса, сына Сирахова", которую святой Иоанн Дамаскин называет "прекрасной и очень полезной" сказано:"Сын мой! не живи жизнью нищенскою: лучше умереть, нежели просить милостыни.Кто засматривается на чужой стол, того жизнь - не жизнь: он унижает душу свою чужими яствами; но человек разумный и благовоспитанный предостережет себя от того. В устах бесстыдного сладким покажется прошение милостыни, но в утробе его огонь возгорится." (Глава 40, 29-32). Стоит задуматься.
Любовь10 марта 2017, 16:44
А я имею зарплату 4300 руб.Стараюсь не прилепляться к материальному,но иногда поднимается паника.У нас в стране голод?
Алла10 марта 2017, 15:35
И тем не менее, нет ничего плохого в том, чтобы жить хорошо. Нищета, нужда, бедность - отвратительны. У меня был такой период в жизни. Я чувствовала себя полным ничтожеством, мне было стыдно даже с моими знакомыми общаться. Никогда не хотела бы повторения таких унижений, и никому не желаю этого. Деньги важны, чтобы чувствовать себя уверенно, не ходить, опустив голову.
вячеслав10 марта 2017, 14:58
Спасибо автору, все правильно. Тема затронутая в статье нужная и своевременная. К сожалению, подавляющее большинство наших людей живет исключительно для удовлетворения материальных потребностей, о Боге если и думают, то в минуты скорбей. В храм Божий ходят для того, чтобы как бы отдать некую дань, поставить свечечку, заказать молебен (при этом даже не удосуживаясь на нем присутствовать), попросить у Бога помощь в приобретении чего-либо, но не духовного богатства. Скорбями и смирением стяжается дух Святый, а материальные заботы, что у богатых, что у бедных затмевают разум и не ведут к познанию истинного смысла жизни.
Ольга10 марта 2017, 14:14
Да, это одна из серьезнейших задач сегодня. Это действительно духовный выбор. Т.е., речь идет о том, чтобы питаться Святым Духом (безо всякой иронии!). А это так трудно!!!!! Для детей - многократно трудней. Нам остается только проповедь жизнью, потому, что от слов все уже оглохли.Давайте вместе помолимся......
Арина10 марта 2017, 13:41
У Иова было главное "непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла". Изобилие или отсутствие материальных благ внешние факторы, две стороны одной медали. Нищий может отойти простыми заботами о пропитании так же, как богатый наслаждениями житейскими. Почему-то никто не призывает поскорбеть с достоинством от богатства и уповать на Бога при этом. История Иова показывает, что все от Бога, богатство или нищета, а непорочным, справедливым, богобоязненным и удаляющимся от зла возможно оставаться в любых условиях. В СССР меж тем было СОтрудничество, теперь голая конкуренция во всех сферах, даже в духовной умудряются измерять успешность количеством, а не качеством.
Екатерина10 марта 2017, 10:05
Не стоит думать, что дело в москвичах. Я недавно была на встрече с однокурсниками, человек 10, все они были немосквичи, остались в Москве и сейчас снимают жилье. Через какое-то время кто-то завел речь о том, что нужна революция, что живем мы, ребят, просто ужасно (а сидели мы в ресторане в 300 метрах от Кремля, официанты не успевали обслуживать) И вдруг мои однокурсники, которые так на лекциях горячо спорили о Родине - они абсолютно все буквально хором поддержали "оратора". Мне стало так тяжело, что еда перестала казаться вкусной, посидев для приличия еще минуты три, расплатилась, ушла, т.к. темы пошли о глумящихся над православием "узниках совести" и т.д.
К10 марта 2017, 07:28
У Иова богатство было и потеря всего была и обратное обретение. И как учат нас Святые Отцы - обратное обретение было наградой Божьей за смирение при потери всего, а потеря - проверкой. Стада Авраама не поддавались учету. Иосиф "был человеком богатым" и многие женщины служили при жизни Иисусу своим имением.
У Св. царевича Алексия был фотоаппарат. По тем временам - передовой гаджет. Принцессы вряд- ли играли в соломенных кукол и не ходили в поле собирать кизяк. Так чего ж Вы хотите, уважаемая Анна? Чтоб дети не хотели быть как все их сверстники? Чтоб люди мечтали о нищете? А Вы желаете детям нищеты? Нищета=праведность? Хотя, бесспорно, мера и скромность не помешает всем.
Наталия10 марта 2017, 01:07
" ...но когда придет скорбь, тогда восстают и открываются неведанные им страсти: гнев, уныние, гордость, неверие."
Вот всегда было интересно: а откуда у нас берутся эти страсти? Ведь мы порой даже не знаем об их наличии. Они врожденно вложены в человека? Если да, то не его вина, что они в нем есть. Не он же их в себя вложил. Никто не виновен в том, что родился уже грешным. И зачем провоцировать "выползание" этих страстей скорбями? Чтобы их обнаружить и начать бороться с ними? Пожалуй, только так.
И все-таки: откуда изначально появляются страсти в человеке? Он с ними уже рождается или нет?
елена 9 марта 2017, 23:07
"Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую"(Откр.св.Иоанна Богослова).Наставляемые этими свидетельствами Св.Духа и многими другими, которыми усеяны страницы Св.Писания, мы с дерзновением утверждаем: скорби, посылаемые человеку Промыслом Божиим, суть верный признак избрания человека Богом.Всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение. До скорби человек представляется сам себе спокойным и мирным; но когда придет скорбь, тогда восстают и открываются неведанные им страсти: гнев, уныние, гордость, неверие. Скорби, принимаемые и переносимые как должно, усиливают веру; они показывают человеку его немощь и доставляют смирение, низлагая самомнение.(Св.Игн.Брянчанинов)
Нина 9 марта 2017, 22:21
Полностью согласна с автором статьи. Стремление к изобилию материальных благ расслабляет человека, отвлекает его от борьбы со со своими страстями.Это изобилие материального неизбежно приводит его к утрате духовного.Человек часто (не всегда, конечно) не выдерживает испытания богатством: становится сластолюбив, сребролюбив, славолюбив. Отсюда - тщеславие,гордыня и прочие страсти. Бывает,конечно, что и при изобилии материальных благ человек ведёт аскетический образ жизни, скромен, великодушен, готов всем жертвовать по имя блага ближнего.И все же смирение - необходимое условие для искреннего покаяния, без которого человеку не победить своих страстей, а следовательно, спастись
Елена 9 марта 2017, 20:52
Дело не в хорошем доме. Можно быть богатым, но не привязываться к богатству сердцем. Но это мало кому удаётся! Очень мало. Плохо когда стремление жить лучше превращается в гонку. Сколько лет жизни отмеряно каждому из нас? Всё нажитое с собою унесём ?? Духовное - да, материальное - нет!
Александр 9 марта 2017, 19:51
На сколько я успел заметить, в акафистах мы просим святых избавить нас от скорбей, бед, болезней душевных и телесных, и прочих обстояний, и это естественно и нормально, у автора, как-то наоборот. Но любой человек естественно выбирает изобилие, а не голод, желает хорошо и модно одеваться, иметь машину бизнес-класса, большую квартиру или хороший дом и прочее. Как-то даже странно что кто-то считает это неправильным и пытается запретить людям жить хорошо.
Нина Ф. 9 марта 2017, 18:23
Спаси Господи! Только вот грустно от всего этого. Хотя понимаешь, что если терпишь лишения, то так нужно. Смиряться трудно. Но с возрастом и болезнями приходит смирение.
Ольга 9 марта 2017, 16:42
Спасибо за статью!!!
Света 9 марта 2017, 16:31
Уважаемый автор, спасибо! Согласна. Старец Паисий предлагал верующим упрощать свою жизнь. С возрастом всё же приходит понимание истины.
прот. Борис Прокофьев 9 марта 2017, 13:13
Хорошая трезвомысленная статья.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×