Кто написал «Войну и мир»? (+ВИДЕО)

Колонка главного редактора

Прежде чем Вы прочтете этот очерк, пожалуйста, посмотрите подготовленный нами видеосюжет:

Вроде бы, как говорится, «и смех, и слезы»… Но, отсмеявшись, те, кому мне довелось показать эти интервью, обычно заметно грустнели. И правда: если повсеместно дело обстоит именно так, смеяться нечему: «Порвалась связь времен», ни больше ни меньше как шекспировская тема.

Каждый год мы принимаем новых студентов в Сретенскую духовную семинарию. Больше половины это вчерашние школьники, остальные — молодые люди с высшим образованием. Уровень их гуманитарной подготовки просто ужасает. Хотя многие закончили школу с прекрасными оценками. То же я слышу от ректоров и преподавателей светских высших учебных заведений.

Чтобы выправить ситуацию, мы на бакалавриате три года читаем курс русской литературы, что называется с нуля, и четыре года — историю. Справедливости ради следует сказать, что на каждом курсе есть один-два неплохо подготовленных студента, но таких — единицы. Советский выпускник-середнячок образца каких-нибудь 1975–1980 годов — корифей по сравнению с отличниками ЕГЭ-2016.

Интервью, которые вы видели, по нашей просьбе провели две известные телекомпании «Красный квадрат» и «Мастерская», чьи корреспонденты опрашивали студентов вузов и молодежь с высшим образованием. Многие молодые люди отказывались, говоря, что не готовы отвечать на вопросы гуманитарного характера. Представленное — отнюдь не выборка худших ответов: таково было наше условие, об исполнении которого нас заверили работники телекомпаний.

Готовя к публикации этот ролик, мы вначале хотели скрыть лица молодых людей. Но потом решили оставить все как есть. Во-первых, молодые люди, отвечающие на наши вопросы, — на удивление живые, симпатичные, находчивые и умные (это не ирония). А во-вторых, по моему убеждению, не они виноваты в том, что практически даже не знакомы с литературой, искусством и культурой России — великим наследием не только нашей страны, но и всего человечества. А ведь это достояние принадлежит в первую очередь именно этим молодым людям — по праву рождения, по праву родного языка. В создавшейся ситуации виноваты действительно не они, а те, кто не передал им их законное духовное наследство. Это не кто иные, как мы — люди среднего и старшего поколений. Мы и виноваты.

Наши родители и деды в непростых, мягко говоря, условиях XX века смогли передать нам бесценное сокровище — великую русскую культуру: литературу и искусство, привить вкус и любовь к ним. Мы, в свою очередь, должны были сделать то же для следующих поколений. Но исполнить свой долг не сумели.

Происшедшему можно найти множество причин — от влияния интернета, непрофессионализма и нерадения чиновников-реформаторов до козней либералов и происков Запада. Можно очень убедительно разъяснить, почему все именно так произошло. Но суть дела от этого не изменится: наше поколение, совершенно очевидно, не исполнило своего долга по отношению к тем, кому мы передадим Россию, вот к этим ребятам с экрана.

Разобравшись с нашим первым традиционным и сакраментальным вопросом «Кто виноват?», перейдем ко второму традиционному вопросу: «Что делать?»

В прошлом году было образовано Общество русской словесности, его возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Одним из проектов общества станет объединение «Пушкинский союз», задача которого, если можно так сказать, возвращение русской классики и — шире — отечественной культуры, литературы и искусства в поле духовной и интеллектуальной жизни молодого поколения. Члены Общества русской словесности, министры культуры и образования В. Р. Мединский и О. Ю. Васильева, ректор МГУ В. А. Садовничий, ректоры многих других вузов, руководители творческих союзов, деятели культуры уже дважды собирались для обсуждения и выработки программы действий.

Всем было очевидно: худшее, что можно предпринять в сложившейся ситуации – начать насильно и назойливо всей мощью государства, Церкви и общества заставлять любить классику. На самом деле реальное и главное - донести до молодежи, уже ушедшей из школы, хотя бы основы нашего культурного наследия, с которым их не сумели познакомить ни школа, ни семья. Привить вкус к русской литературе и искусству. Для нынешних и будущих школьников и студентов общими усилиями вместо нынешнего симулякра гуманитарного образования нужно создать эффективную и целостную образовательную систему с живыми методиками преподавания. Этим и занимаются сейчас многие ведомства и общественные объединения при общей координации Общества русской словесности. Кстати подобный и позитивный опыт уже имеется: деятельность Российского исторического общества.

Чем была велика советская система образования, если оставить в стороне ее идеологическую составляющую? Ведь уже к середине 1970-х годов коммунистическая идеология и без всяких перестроек осталась за скобками уроков большинства думающих учителей. Феномен советского образования зиждился на двух незаурядных и блистательных достижениях. Первое — это Учитель. Второе — уникальная система школьного обучения и воспитания.

Хороший и даже выдающийся учитель был не исключением, а прекрасной, но и привычной нормой. Я вспоминаю свою обычную московскую школу. Все наши учителя с человеческой точки зрения были необычайно интересными личностями. С точки зрения специальности — выдающимися профессионалами.

О том, как обстоят дела сейчас, не мне судить. Но глядя на бытующую ныне в педагогических вузах систему так называемого практико-ориентированного образования, как минимум поражаешься смелости ее создателей. Вспоминается советское пятилетнее педагогическое образование тогдашних студентов. Подготовленные к вузу той школой на том уровне, студенты допускались к практике в классе, начиная лишь с предпоследнего курса. Сейчас же студентов бакалавриата (четыре года обучения) снимают с лекций и направляют для практической работы в школы уже с первого курса. Учителя, с которыми мне доводилось общаться на эту тему, в ужасе от этой системы.

А теперь о системе. Советское образование было выстроено и отлажено так, что даже учитель средних способностей заинтересовывал учеников гуманитарным предметом, доносил и делал понятными и близкими ценности, которые несла наша великая литература. К тому же бесконечные сочинения (напомню: школьные сочинения, отмененные нашими реформаторами, возвращены в школы лишь прямым указанием Президента всего три года назад), опросы, контроль РОНО, подчинявшегося Министерству образования, исключали для большинства культурную амнезию и масштабную безграмотность как явление.

Сегодня школы не подчиняются Министерству образования. Их начальство — региональные и муниципальные органы. Это все равно, как если бы в армии гарнизоны на местах подчинялись не Министерству обороны, а губернаторам.

Сравнение образовательной сферы с армией не случайно. На памяти знаменательные слова лейпцигского профессора географии Оскара Пешеля, сказанные им после победы прусской армии над австрийцами в 1866 году: «Народное образование играет решающую роль в войне. Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Слова эти настолько попали в точку, что их авторство до сих пор приписывается непоколебимому авторитету в государственном и национальном строительстве Отто фон Бисмарку.

Нынешняя система образования, ее реформы и программы настолько часто подвергались критике, что нет смысла вновь приниматься за это дело. На первом съезде Общества русской словесности Президент В. В. Путин поставил совершенно определенные задачи, главные из которых — формирование государственной языковой политики и «золотого» списка произведений, обязательных для изучения в школах. Напомню, сегодня от учителя (одноклассника тех ребят, которых мы только что видели на экране) зависит, будет ли его класс изучать такие шедевры, как «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина, «Родина», «Выхожу один я на дорогу…» М. Ю. Лермонтова. Или педагог заменит их на значительно более «совершенные» с его точки зрения произведения. Это — право сегодняшнего учителя.

«Альтернативным», то есть по сути не обязательным для изучения является, кроме приведенных уже произведений, также, например, «Война и мир». В школе мы полностью этот роман тоже не читали, пропуская историософские размышления автора, но доступная для подростка большая часть толстовского шедевра формировала мировоззрение поколений. «Преступление и наказание» тоже из списка вариативных, читай, необязательных для изучения произведений. Даже «Муму», на котором мы учились состраданию и милосердию, — из той же группы. «Молодежь не будет это читать!» С энергией, достойной лучшего применения, нас убеждают и принуждают принять эту «продвинутую» точку зрения.

Но, во-первых, молодые люди, если их по-настоящему ввести в мир отечественной и мировой литературы и искусства, обнаруживают к ним поразительный интерес. И только недоумевают, почему до сих они были отлучены от всего этого сокровища. А во-вторых, альтернатива обращения к лучшим образцам культуры, созданным предшествующими поколениями, совершенно очевидна. О том, к чему приводит нарочитое и снобистское пренебрежение классикой, ясно напоминает нам А. С. Пушкин: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».

Конечно, пусть окончательно обо всем этом судят профессионалы. Но мы, скромные получатели их выучеников и воспитанников в обществе в целом и в высшей школе в частности, не можем не задавать вопросы.

Собственно, Общество русской словесности и создано как площадка для подобных дискуссий. Разумеется, никто не собирается заставлять молодежь углубляться лишь в классику и принуждать напрочь забыть о современной культуре. Так интерпретировать общественную обеспокоенность упадком гуманитарного образования можно только, если смотреть на проблему взглядом недоброжелательного пристрастия. Пишу это потому, что охотников дискредитировать дело возвращения русской классики немало.

Приведу последний, но показательный пример. Недавно министр культуры В. Р. Мединский собрал у себя наиболее популярных видеоблогеров для обсуждения как раз тех вопросов, о которых мы говорим сегодня. Аудитория этих блогеров — миллионы подписчиков, представители как раз того поколения, о котором мы говорим. Общеизвестный факт: многие из молодых почти не читают. Они не смотрят телевизор. Поэтому, даже если будут осуществлены планы новых постановок классики в сериалах, эти молодые люди такие фильмы попросту не увидят. Они, за редким исключением, не ходят на популярные, тем более научные, лекции. Любимые старшими поколениями деятели культуры для них не убедительны и абсолютно не интересны. Новое поколение значительную часть жизни проводит в сети. Представители их культуры, имеющие на них громадное влияние, совершенно неизвестны нам. Либо вызывают у нас примерно такое же отторжение, какое испытывает нынешний студент с серьгой в носу к людям искусства прошлого века, значимым для нас. Порой создается впечатление, что мы все больше становимся друг для друга инопланетянами.

Блогеры оказались весьма интересными собеседниками, думающими людьми. На совещании у министра они сделали несколько важных предложений, среди которых была идея о том, чтобы привлекать внимание молодежи к классике через тех, кого сама молодежь готова услышать. Мы предложили подумать, возможно ли современным исполнителям, собирающим громадные молодежные аудитории, объединиться для проведения особых концертов по лучшим произведениям отечественной поэзии и музыки. Такие исполнители как никто другой в нашей ситуации могли бы помочь общему делу. Эту идею, как мне показалось, дружно поддержали все наши молодые собеседники.

А если, добавляли они, эти певцы еще и прочтут отрывки из своих любимых стихотворных и прозаических произведений классики и призовут слушателей искать и находить красоту лучших творений русских поэтов, то, без сомнения, они будут услышаны. Тем более что некоторые из самых популярных сегодня исполнителей читают видеолекции, например, по вопросам культуры и искусства начала ХХ века. Все это были рабочие моменты дискуссии. Все понимали, что до окончательных решений еще далеко.

Блогеры, несмотря на свою юность, оказались профессиональными и — главное — благородными собеседниками: ничего из предварительной дискуссии ими не было «вброшено» в сеть. Но присутствующая на встрече корреспондент одного из ведущих информационных агентств преподала им урок «профессионализма»: вырвав из контекста дискуссии несколько фраз и не поясняя никаких подробностей, она опубликовала в своем агентстве сенсационную новость о том, что Патриарший совет по культуре выступил с предложением популяризировать классику с помощью матершинника Шнура и рэпера Тимати. Это было, конечно, довольно странно, но для меня в этой истории наиболее важными оказались порядочность и профессионализм наших молодых собеседников. А желающих дискредитировать намеченную работу еще будет предостаточно. Порой из самых неожидаемых сфер. И к этому надо быть готовым.

«А причем здесь Церковь?» — обратят к нам вопрос из церковной среды. (От среды светской нас ждут более жесткие вопрошания, но пока оставим их в стороне.) Итак, какой смысл для Церкви участвовать в решении, конечно же, важной, но чисто светской проблемы? Наилучшим образом интерес Церкви к гуманитарному образованию выразил один из самых известных старцев ХХ века — преподобный Силуан Афонский: «В последние времена путь ко спасению будут находить люди образованные».

У меня нет сомнений, что, несмотря на всю сложность, поднятая нами сегодня проблема будет решена. Залог тому — общая озабоченность родителей и педагогов, светских и церковных людей, государственных лиц и деятелей культуры. Потерь не избежать, но в целом намечены многие реальные шаги и нашими министерствами, и творческими и общественными сообществами.

Но есть и еще один фактор, вселяющий надежду.

«Дядюшка, ни на кого не глядя, сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и, подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню “По у-ли-и-ице мостовой”. Враз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало все существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и, закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты…

— Прелесть, прелесть, дядюшка! еще, еще! — закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. — Николенька, Николенька! — говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?

…Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». — Л. Н. Толстой «Война и мир».

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов),
ответственный секретарь Общества русской словесности

17 марта 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Если новый стандарт образования будет реализован, мы получим нигилистов нового времени» «Если новый стандарт образования будет реализован, мы получим нигилистов нового времени»
Алексей Федоров
«Если новый стандарт образования будет реализован, мы получим нигилистов нового времени» «Если новый стандарт образования будет реализован, мы получим нигилистов нового времени»
Беседа с учителем литературы Алексеем Владимировичем Федоровым
Говорят: дети не доросли до классики, она трудна для их понимания. Да, до классики можно дорастать всю жизнь, но надо с ней в школе хотя бы встретиться, чтобы было потом «куда расти».
Александр Привалов: «То, что происходит, – ужасно. Но это легко прекратить» Александр Привалов: «То, что происходит, – ужасно. Но это легко прекратить» Александр Привалов: «То, что происходит, – ужасно. Но это легко прекратить» Александр Привалов: «То, что происходит, – ужасно. Но это легко прекратить»
Выступление на Съезде Общества русской словесности
Я бы предложил потребовать больше часов на словесность, а также немедленного уничтожения 99 процентов бюрократических требований и проверок.
Плоды просвещения. XXI век (ВИДЕО) Плоды просвещения. XXI век (ВИДЕО) Плоды просвещения. XXI век (ВИДЕО) Плоды просвещения. XXI век (ВИДЕО)
К Съезду Общества русской словесности
Кто спроектировал Эйфелеву башню и написал «Капитал» Маркса, почему Наташа Ростова не вышла замуж за Пушкина... Отвечают молодые люди.
Комментарии
Алла Ретушер15 апреля 2017, 23:03
Состояние образования в России - просто ужасное!Мы сейчас рассматриваем в основном большие города.. А что происходит на периферии?
И мне совсем непонятно, почему мы пытаемся эту проблему решить сами, через блогеров, которые может быть и поддержат этот проект, но вперемешку с другим, менее полезным контентом..
У нас есть Министерство Культуры, Образования.. что делают они? Как они предлагают решить эту проблему?
Недавно вот обращалась по другому вопросу в министерство здравоохранения.. толку вообще не было. Как будто мне отвечали роботы..
Ответ на все один - у нас есть правила, закон, постановление.. и мы это исполняем.
Какой тогда толк в этих министерствах? Деньги воровать?
Владимир_8115 апреля 2017, 15:26
Пока люди русские православные сокрушаются по поводу не знания молодёжью русской классики и оторванностью от русской культуры происходят следующие события: 1. Миграция в Россию из Средней Азии – огромное преимущество для развития 2. Китай прирастает землями Сибири (1млн гектаров), которые ему сданы РФ в аренду на 50 лет.

Это похоже на то, как если бы люди плывущие на корабле сетовали на то, что на бортах облупилась краска, а тем временем в трюме во всю хлещет вода - корабль тонет.
6 апреля 2017, 02:03
1.При всем уважении к авторам этой революционной объединенной синергетической концептуальной модели гуманитарного образования, поп-звезды так же годятся для исполнения классической музыки, как популярные блогеры для преподавания предметов искусства.

2.Продвигать проект, выставляя на всеобщее обозрение конкретных людей в качестве живых наглядных пособий для демонстрации "культурной амнезии и масштабной безграмотности как явления" оскорбительно и этически недопустимо.
Со святоотеческой традицией и духовным тактом, о котором говорил прп. Амвросий Оптинский,
подобные приемы тем более не имеют ничего общего.
Елена 4 апреля 2017, 15:09
О. Тихон, «диагноз» верный. Родители взрослеющих детей вынесли из «советской» школы заблуждение, что и теперь школа «всему научит».
А «лечение» - пустое… Простите корреспондента. В иронии он прав: не помогут тут блогеры, чинуши и «общества словоблудия». Чтобы к 20-ти человек потянулся к хорошим книгам, научился различать добро/зло, нравственное/аморальное, - надо начинать раньше. Надо, чтобы 2-хлетнего малыша обняла мама и прочла ему сказку… про Колобка. Потом стала расспрашивать, побуждая маленького ЧЕЛОВЕКА думать. «Тебе жалко Колобка?.. Почему лиса его съела?.. Он хорошо сделал, когда убежал из дома?.. А ты вчера хорошо сделал, что от дедушки бегал?..» Шаг за шагом, сказка за сказкой…
Вадим Степанов23 марта 2017, 02:18
А что тут удивительного? Национальной идеи нет. Всё испорчено капитализмом, деньгами, жаждой обогащения и пропитано прозападными шаблонами. Сплошное лицемерие. Тлетворное влияние западной англо-саксонской идеологии... Чиновникам, в том числе и от образования, глубоко безразличен уровень образования простых людей. Они озабочены своим собственным благосостоянием. Коррупция добивает последние ростки просвещения... Печально всё. 30 лет назад такого не было...
Людмила21 марта 2017, 09:10
Хочу ответить Анне 20марта 2017, 16:00
Православные монахи знали все Священное Писание наизусть- Ветхий и Новый Завет. Особенно Псалтирь. А это история и культура мировой цивилизации.А наши дети не знают кто их прадед не говоря уж о Сувррове
Кутузове
Жукове.
Да и родители сами не знают своих великих поэтов и писателей художников зато в сериалах все знакомы
Нина Лапина21 марта 2017, 01:06
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий,могучий,правдивый и свободный русский язык!Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того,что совершается дома...Но нельзя верить,чтобы такой язык не был дан великому народу!
Олег Вячеславович20 марта 2017, 22:32
Алле. Вы, как то горячитесь. Мой дед и бабушка не читали войну и мир. Не читали Пушкина, Лермонтова. Они быдло??? По вашему прочтение сих писателей-угодно Богу? Рассмотрите сию мысль и вы поймете, что прожить без этих сочинений вполне можно. А вот без Слова, человек мертв. Иисус Христос-Святых Апостолов даже грамоте не учил. Миф о том что человек должен быть образован прочно сидит в мирских головах. Ибо служат они мiру. Человеку нужно ремесло, что бы он мог прокормить себя и семью, с Божией помощью. Исполнить Заповеди Христовы и почить с миром, желательно причастившись Святых Христовых Таинств. С любовью, напомню батюшке Тихону об одном иноке, который делал аналои в монастыре.Это из его книг
ТАТИАНА 1720 марта 2017, 22:26
Удручающее впечатление...Хотя,особенно не удивлена.К такому результату все эти снобистские эксперименты в образовании и должны были привести...Хотел Фурсенко "идеального потребителя"--мечта его стала явью. Чего удивляться? Господи,ПРОСТИ !
евдокия20 марта 2017, 19:39
Объясните мне ,пожалуйста, компетентные люди, на кого рассчитано столь серьезное исследование уровня знания классической РУССКОЙ литературы населения?
Ни для кого не секрет, что в последние годы национальный состав контингента центральной России меняется в сторону азиатских и кавказских национальностей.
Это программа правительства.
Я живу на злополучном юге Москвы и КАЖДЫЙ день вижу целые семьи с маленькими детьми, которые ходят в НАШИ детские сады, школы. Сады и школы государственные, хочу заметить.
Программа , которую хочет разрабатывает Общество русской словесности, рассчитана не на годы, на десятки лет?
Кому она будет нужна лет через 10? азиатам и кавказцам , которых будет 50% ???
крымчанин20 марта 2017, 17:43
Промелькнул помысел, что новое поколение называется медиарасса. Беда не только нашей стрны. Спасёт чтение обчных хороших бумажных книг.
Спаси всех Господи!
Анна20 марта 2017, 16:45
Полностью согласна с "раба Божия Ирина" 19 марта 2017, 22:00
Читал ли он всю классику? Знал ли великих русских композиторов и художников? Мы не знаем. А знаем лишь одно, что этот мальчик не предал свою веру и не снял Креста с себя! Это главное. Спаси всех Господь!
- - - - -
Некоторые монахи кроме Иисусовой молитвы не знали ничего, однако вели абсолютно христианский образ жизни. Некоторые из таких - великие подвижники!
Ситуация не очень хорошая со знаниями нашей молодежи, но пусть хоть он будет стопроцентным отличником, а в сердце злоба..какая в том польза?
Валерий Ивкин20 марта 2017, 16:31
Как говорят соцработники, специализирующиеся на проблемах подросткового возраста, "наша задача - вернуть детей с улицы домой". Если расширить эту задачу и глубже посмотреть на данную проблему, пора возвратить весь народ, а образование тем более, с улицы - домой. К истокам - к русской классической литературе, отечественной истории, музыке, добрых традиций (не всех) последнего периода советской власти в этих сферах. Что и было отражено отцом Тихоном. Иногда сам провожу такие микроопросы на своей работе, так, как-бы между прочим, не среди коллег... КАТАСТРОФА! Только это слово подходит для этого. Только не надо говорить, что это результат "ошибок", как у Сталина с репрессиями... ПРЕСТУПЛЕНИЕ!
Ангелина20 марта 2017, 13:12
1. Есть такой зонт: во время солнечной погоды он пурпурного цвета. И только во время продолжительного нахождения под ливнем на нем проявляются серебристого цвета розы. Культура русского человека проявляется не на фоне небоскребов, фонтанов и в условиях, когда «все оплачено родителями, все включено, молодо и здорОво». Культура – это прежде проявление состояния души человека, его личность (совестливость) или запущенная греховность. Конечно, Св. Иовом может быть не всякий. Но Бог не дает человеку крест, превышающий его (человека) силы. Об этом пишут многие святые православные отцы. Общие знания о русской литературе, живописи и музыке должны быть у человека с разносторонними знаниями. Но любовь к Родине – наследнице Святой Руси невозможна без любви к Богу в православном осмыслении этого глубочайшего понятия, без воспитания милосердия к людям и правильных выводов из уроков истории нашего государства с сохранением любви к своей многострадальной Отчизне.
2. И перечень дисциплины, порядка тогда в светской (от слова – Свет, просвещение, освящение Божьей Правдой) школе такой: 1.Духовная жизнь, Бог. Посещение воскресной школы и церкви РПЦ. 2. Изучение богословия (и теологии) с философией. 3. Науки, изучающие человека-духовно-душевно-телесное существо (православная психология, православная антропология, анатомия); наше общество граждан государства (обществословие, а не нынешнюю социологию) и гостей нашего государства, наше государство, где и его история, и основание, развитие, другие вехи культуры, русский язык, и устройство государства сейчас. 4. Наука, изучающая другие государства, другие государственные системы мира, общества граждан других государств (и жизнь, труд наших соотечественников, пребывающих в условиях культуры и языка других государств). 5. Науки, изучающие окружающую человека среду – космос, планету Земля, животных, растительность (астрономия, геология, агрономия и ботаника, биология, др., изучение которых невозможно без таких средств, как изучение точных наук: математики, физики, химии). Практические занятия на земле родной с помощью селу российскому, лесу, рекам. 6. Науки, изучающие технику, созданную и создаваемую человеком. *И градацию эту менять из-за моды и революций в государстве не надо.
Н.С.20 марта 2017, 11:42
Может быть стоит организовать проект по русской литературе, аналогичный просветительским курсам для мирян "Православие"? Пусть даже только в интернет-версии. Потребность в просвещении ведь не только для юного поколения. Так, есть немало взрослых, кого школьная литература, как предмет, по разным причинам в свое время "не зацепила", хотя когда появилась возможность, они с большим желанием стали изучать духовных авторов. А представление о светской классике в итоге сложилось как о вещи, от которой практической пользы мало, а вреда для души достаточно. Может быть тогда стоит помочь извлечь ценности из этих книг на свет Божий?
Елена Родинская20 марта 2017, 10:42
Грустно очень! Но надеюсь, что ученики нашей гимназии смогут легко ответить на эти вопросы. Сейчас пойду спрашивать...
Юлия20 марта 2017, 06:54
Как ни странно, но много отрицательных отзывов от людей старшего поколения. Мой сын учится в 5 классе и с удовольствием прочитал "Муму", хотя от компьютера за уши не оттащить. В воскресную школу он тоже ходит. Русская литература дает возможность грамотно излагать свои мысли и вслух, и на бумаге. А вот сотовый телефон проблема номер один повальная у всех.
раба Божия Ирина20 марта 2017, 06:44
Хорошая альтернатива государственному образованию:
https://lenta.ru/articles/2017/03/20/home/
Когда родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
Татьяна20 марта 2017, 02:40
Дорогой отец Тихон! Многая вам лета и духовных сил !
Готовясь к школьному периоду жизни нашей семьи, знакомились с программами обучения в школах Москвы. Узнали о программе, которая почти не используется в Московских школах , не аккредитованна Министерством образования- "Русская классическая школа". Вот их сайт https://russianclassicalschool.ru/
Своего опыта изучения этой программы пока нет, но авторы утверждают, что именно эта система воспитания и образования использовалась в школах до 70-х гг, Ее основоположник Ушинский К.Д. ( автор научной педагогики).
Иулия20 марта 2017, 01:07
Очень хорошая статья! И как хорошо, что начали заниматься нашим образованием! Я бы с удовольствием,все свои пробелы заполнила знаниями!
Елена20 марта 2017, 00:22
Я в легком шоке. Дочь подросток почти 16-ти лет из заданных вопросов знакома только с творчеством А.С. Пушкина. Безусловно сказывается отсутствие любви к чтению. И возникает закономерный вопрос, чему учат в школе? Проверяя электронный дневник, я наивно полагала, что проблем по крайней мере по литературе нет. Пугает то, что это носители русского языка и нашей культуры. Вспоминаю свои чувства при открытии Олимпиады в Сочи, я была счастлива, что родилась и воспитывалась в нашей стране. Господи, помилуй!
Светлана Ф.19 марта 2017, 22:53
А ребята, кстати, хорошие) Живые, с хорошей реакцией, открытые.
Светлана Ф.19 марта 2017, 22:40
Гиляровский однажды сказал, что москвич, это тот, кто знает и любит Москву. Самое страшное, когда человек не хочет знать, это же требует усилий, и говорит: "Да я вообще не люблю русскую классику". Это очень хорошее оправдание своей безграмотности. И вот, эта воинствующее незнание опасно и настораживает. Буквально недавно был разговор с неоязычником,как выяснилось. Предметом разговора была федоскинская миниатюра. Ответ был точно таким же. ("Православие меня угнетает"). Но, ведь, это не столько православная традиция, это русская культура. И нежелание знать что-либо, кроме готовых "пирожков", в которых можно положить любую фальшивую начинку, делает их и нас уязвимыми. Ведь, это наше будущее.
раба Божия Ирина19 марта 2017, 22:21
36Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
----
Евгений Родионов. Читал ли он всю классику? Знал ли великих русских композиторов и художников? Мы не знаем. А знаем лишь одно, что этот мальчик не предал свою веру и не снял Креста с себя! Это главное. Спаси всех Господь!
Вячеслав Тило19 марта 2017, 21:18
Вероятность ситуации, в которой студенты консерватории не смогут назвать 3х русских композиторов равна нулю. По этому возникает большой вопрос - "до конца ли честный монтаж"? :) По остальным вопросам не буду судить, но ситуация наводит на некоторые сомнения...
К19 марта 2017, 21:10
Приближаемся к закономерному финалу. Так всегда бывает, когда директором театра по глупому недоразумению назначают незатейливого, но обидчивого человечка с маузером. Подождём ещё - будет и хуже.
Наталия19 марта 2017, 20:27
Очень удивлена! Почему дети не знают элементарных фактов своей родной литературы? Это даже не глубинка, а столица. Я живу в другой стране, но показала это видео своей дочке-студентке и она смогла ответить на несколько вопросов. Русскую литературу они изучали в рамках зарубежной литературы. Она была шокирована.
Вэл19 марта 2017, 20:07
Парадоксальная ситуация не только с образованием, но и в искусстве, в других сферах социума: большая часть людей - адекватны, умны, рассуждают здраво и ратуют за хорошее. Но кто тогда эти мифические - а главное - конкретные по фамилиям! - люди, вбрасывающие законодательно в нашу жизнь заведомо нелепые и абсурдные, вредные законы, указы? Внедряющие суррогат искусства, вместо оригинала, разваливающие систему образования. Словно они в другом мире, из которого пытаются управлять нашим. Если нам не нужны вредные и деструктивные законы, то почему они принимаются? Почему всегда мы говорим об абстрактных вещах, когда за каждым вредительским в отношении общества действием стоят конкретные люди?
Нина Ф.19 марта 2017, 18:07
Это всё не просто грустно: это - шок. Кстати, молодым людям ничуть не стыдно, даже смешно. Но как же они поступили, это же невероятно! Наверное, дело не только в реформе образования: просто в наше время было огромное уважение к науке, знаниям, а сейчас - культ денег. И ещё: можно ли передать любовь, если сам этого чувства не имеешь? Ничего нельзя навязать насильно. Многие из нас на уроки ходили как на праздник, в предвкушении радости. А как стихи любили учить! Зададут одно, а выучишь гораздо больше. А легко давалось, так потому что всё сквозь сердце пропускали, так пробивало, что мурашки по коже. Помню папины добрые глаза в лучиках морщинок: "Нинушка, ты почувствуй, представь..."
Сергий. Кострома.19 марта 2017, 17:39
От всех книг богохульника Толстого и нытика Чехова я давно избавился.......А знать число голоногих балерин в балете - замусоривание разума (с)
******************************************************************************
Борис, а ведь это он, Толстой: "на сцену выбежали женщины с голыми ногами и стали
прыгать по ней, потом выбежали мужчины с голыми ногами и тоже стали прыгать". Лучше о балете и не напишешь. Толстой. Вот только какая вещь, забыл :))
Может, "Воскресение", может, "Анна Каренина".
Сергий. Кострома.19 марта 2017, 17:26
Илья18 марта 2017, 23:00 ,,, уже в финале про Федора Раскольникова (с)
**************************************************************************
Про Родиона, Илья :))
Darina19 марта 2017, 16:35
Анекдот-быль из 90-х: Режиссер Соловьев спрашивает у музыканта Гребенщикова, куда делась протестная музыка. А БГ отвечает, что протестная музыка сейчас в филармониях. Ничего не могу сказать про творческий путь Шнура и Тимати (оба имени в данном очерке, конечно, нарицательные) - не интересовалась, но те, кто их творчеством интересуется (не в художественном плане, а в плане социологическом), возможно, заметили их тоску по классике. Почему бы представителям Патриаршего совета по культуре не встретиться с ними и не обсудить национальную проблему?
раба Божия Ирина19 марта 2017, 16:27
За все СЛАВА БОГУ! И за этих деток тоже!
Ведь именно им выпала доля защищать в будущем землю русскую!
Нам ли осуждать их? Своих грехов тьма!
Защита своей Родины и смерть за нее - выше творений масонских классиков!
Спаси Вас всех Господь!
Елена19 марта 2017, 16:11
На мой взгляд, главная беда молодого поколения – это замена мозгов. Ценности, которые они проповедуют, значительно отличаются от так называемых традиционных, которых придерживаемся мы. Но виноватым назначим учителя. Это особенно свойственно людям, называющим себя православными. Именно они знают, как учить (хотя высказывают только лозунги – ничего конкретного), такого недоверия к учителю и не-прощения нет даже у неверующих. Но не об этом речь. Я буду защищать себя. Закончила филфак пединститута в 1991 году. Считаю себя верной лучшим традициям старой школы, очень ценю тех учителей, с кем на своем пути мне довелось встретиться. Хорошо понимая, что нынешнее время все же отличается от советск
Сергей19 марта 2017, 15:49
Хочу ответить Иоанне. Такие, как Вы всегда в ногу со временем: при царе пели "Боже, царя храни!", при коммунистах иконы жгли и храмы разрушали, сейчас в храмы пошли причащаться, а если к власти придут уголовник, будете "по фене" учиться. Вера и культура - это внутренне человека, они от эпохи не зависят. Прости, Господи!
Анна19 марта 2017, 15:26
Божией помощи, о. Тихон, в благих начинаниях! Гениальное решение : Действовать через блоггеров!
Татиана19 марта 2017, 13:26
Жить в современном мире и быть от него свободным полностью для светских людей - недостижимая мечта.А поэтому говорить о том,что важно,чтобы дети читали Закон Божий и Евангелие,а не "Войну и мир" - это утопия.Мы живем среди Наташ и Пьеров,а больше даже среди "разудалых" Анатолей и углубленных в себя Печериных,а не в окружении добрых старцев и мудрых нянюшек.Поэтому, как мне кажется, говорить о вере, о Боге, о добре и зле, читать жития святых, волшебные сказки, поэтов золотого и серебряного веков,Достоевского и Тургенева надо параллельно, желательно вместе с чадами (вначале), обсуждая, сравнивая,делая выводы.Но читать - обязательно.Чтение научит детей думать и двигаться дальше самостоятельно.
Татиана19 марта 2017, 13:07
...Оправив детей в школу 1 сентября, мы думаем иногда: вот она долгожданная свобода - ребенок наконец-то стал самостоятельным, ну, или почти. По прошествии многих лет после этого события в моей жизни и глядя на ситуацию с внуками, воспитание которых уже не входит в мою компетенцию, могу твердо сказать:от собственных детей и их ошибок на жизненном пути мы не будем свободны никогда и всегда (и на этом свете, и на том)будем за них отвечать. Конечно, сравнивать ситуацию с чтением и образованием вообще сегодняшнюю с древневековой или средневековой и даже с ситуацией прошлого века не слишком корректно,но влияние опыта предков (устно или письменно изложенную)на нашу жизнь остается определяющим...
Татиана19 марта 2017, 12:50
Добрый день, дорогие друзья сайта Православие.ру. С праздником вас - Крестопоклонная неделя наступила!Совпадает она с обретением древ Честнаго Животворящего Креста Господня царицей Еленой. Половина поприща поста пройдена. Возложим на себя каждый свой крест и, с помощью Божией - дальше, к Воскресению Христову, а значит, и к нашему с вами Воскресению. Воспитание детей - тоже, часть креста, для родителей - самая тяжелая его часть. Вот мы, чтобы по немощи своей облегчить несение его, просим какого-нибудь малознакомого или совсем незнакомого "симона" помочь нам и взваливаем на него как раз воспитание наших детей. Иногда это оборачивается катастрофой...(продолжу ниже, если позволите)
Читатель19 марта 2017, 11:15
Ответил на все, кроме пары цитат, которые очень давно учил в школе почти 20 лет прошло. В целом вопросы были не сложные, но и правильные ответы мы видим. Я бы не стал тут советскую модель как-то выносить вперед, я образование получал в "лихие 90-е", и могу сказать, что я точно знаю из своих бывших одноклассников тех, кто ответил бы на это легко, а кто не ответил бы даже на то, чем знаменит Ломоносов.
Александр19 марта 2017, 10:39
Не так давно мы смеялись с американцев, а теперь ужасаемся знаниями соотечественников. Я аплодирую стоя!
Николай19 марта 2017, 10:26
Абсолютно согласен с отцом Тихоном (Шевкуновым) во всём за исключением его ответа на вопрос: "Кто виноват?" Батюшка считает - виноваты мы. Хотелось бы спросить его: "Кто это - мы?"
Я член Союза писателей СССР с 1984 года. Тридцать три года прошло. И не было ни одного из них, чтобы я не выступал перед студентами вузов. учащимися школ, читая не только свои стихи. но и рассказывая о своём понимании творчества Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Бунина, Блока, Есенина, Рубцова, Кузнецова (Юрия).
Не хвалюсь. Не во мне совсем дело. Так поступали и продолжают поступать все литераторы из числа тех, кто любит Россию. Беда в том, что нас не любит власть, испохабившая наше образование.
19 марта 2017, 01:17
Илье. Конечно, [изучивший] не тот, кто не прольет, а тот, кто не заметит, но Раскольникова звали Родионом Романовичем.
Екатерина19 марта 2017, 00:03
Мне бы хотелось, чтобы был создан портал, на котором бы публиковались рецензии различных специалистов на произведения, биографии авторов, очерки по истории,в которой они жили и творили. Публиковались бы видео и аудио театральные постановки, экранизации. Это бы бесконечно помогало людям, в том числе и тем кто уже окончил школу или заинтересовался классикой только после школы продолжать самообразование. И тогда, думаю, похабные интерпретации классики не прикрывались бы столь успешно фиговым листочком привлечения молодежи. Люди бы гораздо лучше могли бы понимать классику. Мне кажется, государство моглр бы спонсировать такой проект, а гуманитарные ВУЗы просто обязать публиковать материалы.
Елена18 марта 2017, 23:54
Хочу поддержать многих, кто подчеркнул роль своих родителей в своем образовании. Именно они привили и мне огромную любовь ко всему русскому и не только, классике, искусству. Особенно отец, который сам много читал и увлекательно рассказывал о любых, прочитанных им произведениях. Он говорил с нами, детьми, во время ремонта машины, работы в саду, ремонта в квартире... У него за плечами сельскохозяйственная академия,но любовь к искусству , истории привил именно он, а не учителя литературы и истории.
Поэтому, уверена, что главная роль в воспитатии и образовании наших детей принадлежит нам, родителям!
Илья18 марта 2017, 23:52
Когда-то я преподавал литературу в школе. Но я не хотел четко следовать всем инструкциям и потому решился немного переделать программу. Сделал я это, памятуя о том, как моих одноклассников бросало в холодный пот после объявления учителя о том, что "сегодня мы приступаем к изучению произведения Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
Я спрашивал во многих классах. Изучение романа шло, мягко говоря не на "ура".
Поэтому у меня изначально школьники читали "Бедных людей", потом "Униженные и оскорбленные" и уже в финале про Федора Раскольникова.
Читали именно произведения, а не критику!
Но это произошло только потому что я сам изучал все эти произведения. А нынешние учителя к этому готовы?
Ирина18 марта 2017, 23:42
Спасибо, дорогой отец Тихон! Всё правильно. Русская классика учит думать, будит совесть, ставит вопрос выбора между добром и злом. Мои дети "Войну и мир" в школе не осилили, но потом, после фильма Бондарчука-таки захотели прочитать. Надо им хотя бы хорошие экранизации для начала показывать, потому что сейчас они привыкли всё воспринимать через экран.
А какого размера был Ноев ковчег - это вопрос скорее из разряда ЭГЭ.
Борис18 марта 2017, 23:27
Видимо в русской литературе отразился Свет Христова учения, но отразился в замутненных страстями зеркалах писательских душ. Советская школа не могла учить христианской морали, Священному Писанию, Святоотеческим творениям, Житиям Святых, в том числе русских. Она воспитывала людей христианской моралью отраженной русскими писателями. Как марксы, ленины, сталины должны были заменить собой Святую Троицу, Христа и Апостолов, так Толстой, Чехов, Лермонтов должны были заменить Евангелие, Псалтырь, писания Святых Отцов. Выдуманные жизни страстных печориных должны были воспитывать вместо Житий Святых. Представление о русской литературе хорошо иметь, но зачем по спискам советских "пастырей".

Нина18 марта 2017, 23:15
Тема преподавания физикам Толстого и Достоевского поднималась ещё 50 лет назад в фильме"Расписание на послезавтра". Чему тут удивляться? Хочу поделится своим опытом - хорошим! Мои старшие дети учатся в 9-м и 11-м в физико-математическом лицее(так получилось что в нач.классах это был просто лицей и мы уже не стали переводить ребят в другую школу) причём старший собирается поступать в медвуз,а младший в педколледж на физрука.Учителя - молодцы по всем предметам!Низкий им поклон!Ребята не отличники,я бы сказала что где-то выкручиваются как могут.Серьёзно занимаются только с репетиторами.Специально показала им ролик.И ОНИ НЕ ПОВЕРИЛИ ЧТО СТУДЕНТЫ НЕ МОГУТ ОТВЕТИТЬ НА ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ!!!
Александр18 марта 2017, 21:44
??! Это, что? Результат диверсии? ...Страшно смотреть ... Все это хуже, чем наши дураки и дороги.
anonym18 марта 2017, 21:41
"Ключи могу передать Швондеру. Пусть он оперирует"
NN NN18 марта 2017, 21:15
А вот интересно, сильно бы сокрушался Златоуст о том, что дети Константинополя не знают любовной лирики Пушкина, сколько лошадей участвуют в императорском забеге, где находится храм Афродите и в каком веке умер Марк Порций Катон Старший?
18 марта 2017, 20:28
Неплохо. Однако у Толстого роман начинается не со слов "все семьи счастливы одинаково", а прилагательное "философский" пишется без буквы "в". Создателям ролика на заметку.
NN NN18 марта 2017, 20:22
Во многом соглашусь с Борисом. Это - земная премудрость, да и такая ли полезная? Как если бы в 1912 году кто-нибудь стал сокрушаться, что дети не читают Вергилия, Плутарха и "Жизнь 12 цезарей". А горевать надо о том, что они Евангелие и святых отцов не читают и в церковь не ходят...
Андрей, Чебоксары18 марта 2017, 19:58
Не надо ни смеяться, ни грубо ругаться. Представьте: первый век христианской эры, например - Греция (или любая страна культурного античного мира). Гражданин Афин останавливает двух "молодых особ", спрашивает о Троянской войне, к примеру. И что бы он мог услышать в ответ?..
Одна из причин сказочного возрождения России - наличие интернета и свободной воли у использующих его людей. Поэтому, правит сейчас - и уже давно, несколько десятилетий - свободная воля людей, стремящихся к самообразованию. Христианство "поселилось" в интернете навсегда. Культура также доступна в части текстов произведений.И эти обстоятельства дают - и дадут еще в будущем - неожиданные плоды.
..
А школярство? Ничего не дает
Людмила Селенская18 марта 2017, 17:09
Опыт русских и русскоязычных семей, проживающих на Западе, четко показывает связь между сохранением русского языка и сохранением Православия. Т.е. ребенку, говорящему по-русски легче, естественней прийти в Церковь, чем не говорящему на русском языке ребенку, хотя бы и оба родители были русскими. Я так радовалась, что у старших прекрасный русский, что Достоевского и Гончарова читают, но никак не могла предположить, что в России такая ситуация с родной литературой. По крайней мере, если я внушаю детям читать по-русски, чтобы сохранить свою национальную идентичность, им это понятно. Получается, они в меньшинстве не только на Западе, но и в России?
Darina18 марта 2017, 16:59
Олег Вячеславович: "Мирские науки-ложь. Человеку нужно ремесло". Ну арифметика-то ремесленнику все же нужна. Я вот слышала мнение, что у детей неуспехи в математике еще и потому, что у них не развита речь: не знают многих слов, не понимают значения предлогов и приставок. И поэтому они не могут понять смысла мат.задачи. / Кто будет обслуживать АЭС и др. ядерные объекты? ЦЕПНАЯ реакция там уже запущена. Человечеству уже просто необходимо уметь управлять цепной реакцией. И страшных примеров, подобных ЦР, масса!
Татьяна18 марта 2017, 16:47
Дописываю:
Очень рада, что Вы и церковь беретесь за эту сложную проблему, думайте над ее решением. Не представляю что и как много надо менять, чтобы нация стала доброй, культурной, духовной и радостной. Это задача на стратегическом уровне только для очень умных, духовных, знающих и ответственных людей, таких как Вы.
Вопрос очень сложный, не представляю какую позицию займу, став родителем.
Татьяна18 марта 2017, 16:36
Отец Тихон, благодарю Вас за статью!
Ролик с тел.не открылся, но могу сказать о себе. Мне 32, закончила "элитную" гум.гимназию в центре Петербурга, потом гум.выс.обр, 12 пиар-специалистом.
За эти года ни разу не перечитывала, кроме Чехова в пути, классику. Наша "одна из лучших учительниц" города привила такое подсознательное отвращение к ней. Сейчас мне проще почитать духовную литературу чем томик классика, хотя папа супер эрудит по классике, а мама детская учительница.
Мне ближе всего комментарий с вопросом "об'яснить детям для чего нужно им образование, .., жизнь за эти 20 лет сама это демонстрирует" и тезис что нас слишком "пичкали" в школе, прививая неприязнь к перечитыванию классики.
Арина18 марта 2017, 15:57
Олег Вячеславович, классика затрагивает, как минимум, нравственное начало в человеке. На ее фоне труднее превращать человека в программируемое приложение к его мобильному телефону и банковской карте, бездумно скачущее за покимонами по окрестностям. Классика в любой сфере может стать первой ступенью на пути к вере. Сколько русские художники (не названные молодыми людьми) создали картин на Библейские сюжеты?! Человек ходит в храм, в том числе, чтобы иметь силы преображать повседневность вокруг себя доступными ему конкретными способами сообразно имеющемуся таланту. Одна такая картина приносит больше пользы душе, чем тысяча упреков во всеобщем безверии. Извините.
Игорь18 марта 2017, 15:39
Моя бабушка и дудушка! Простые необразованные люди, жившие в деревне глухой, куда привозили хлеб раз в день, а школа была за 10 км до дома, вот у этих стариков, да подаст им Бог Царствие Небесное, в избе были крестиком вышиты картины Серова, Паленова, речь их была мудрой и без лишних слов. Я научный сотрудник не достигший меры их мудрости, когда показал своему младшему коллеге, к.т.н. 27 лет, он мне ответил - зачем это знать, если это тебе в жизни никак не помогает! Мне стало больно и обидно, и даже во рту пересохло и я сказал, если мы себя не уважаем, то кто нас тогда будет уважать! Над нами будут смеяться с Запада и тыкать пальцем -это те, которые не знают своих корней, им можно лапшу веша
Анастасия Владимировна18 марта 2017, 13:57
Подпись "студентка филосовского факультета" как бы намекает: а судьи кто?
Иоанна_18 марта 2017, 13:00
Результаты опроса были предсказуемы, незачем было тратить время. И мои дети на большинство вопросов не ответили бы, хотя они далеко не глупые. Но я не делаю из этого трагедию, потому что мой девиз - ИСХОДИТЬ ИЗ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ! А есть совсем другое время с совершенно другими параметрами, поймите вы это! Советское гуманитарное образование, - в том числе и ВГИК, и Литинститут, я уже молчу про филосоФский факультет, - имело цель: ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ обеспечение всех сторон общественной жизни. Сейчас эта цель, слава Богу, отпала. Так будем радоваться тому, что мы можем беспрепятственно водить своих детей в храм, учить их основам веры, причащать. Я не лью слёзы по советским временам. И вам не советую.
Darina18 марта 2017, 11:54
Татьяне (17.03.17, 17:00). Шарж не в одном ряду с карикатурой, эпиграммой, пародией. Вообще уместность жанра определяется вкусом вообще. Очерк, в частности, и об этом. А этим шаржем, по-моему, без слов сказано об особенностях того видеоряда, который в ходу у современной молодежи. Кстати, в этом ряду встречаются вещи совершенно талантливые.
Алла18 марта 2017, 11:53
Олег Вячеславович, Толстой, Пушкин, Лермонтов - золотая классика, и читать их необходимо, чтобы не быть неграмотным быдлом.
Любовь Малышева18 марта 2017, 11:27
!
Миленко Глишич18 марта 2017, 10:13
То же самое в Сербии. За последние 20 лет различны реформы (например, Болонья) разрушили образование. Эти реформы создали новый тип населения (homo consumer ) чувствительных только для маркетинговых сообщений. Простите меня за мой плохой русский язык.
Владислав18 марта 2017, 10:03
Идет оглупление населения, особенно тех, за кем будущее. Духа нет, нет горения духовного. К сожалению, это не русские люди и дети не русских людей.
Михаил18 марта 2017, 10:00
Друзья, а как же физика и математика? На литературе научно-технического развития не будет. И если снять видео, где прохожих будут спрашивать про эффект Доплера или четыре типа фундаментальных взаимодействий, то результат будет еще плачевный. Отсюда все мракобесие: гороскопы, битвы экстрасенсов (народ смотрит и верит) и абсолютное непонимание сути вещей, с физической точки зркния, чего уже говорить о критическом мышлении.
Не стоит забывать про физику и математику, отец Тихон!
Владимир18 марта 2017, 09:57
Штука в том, что Саша и Володя Ульяновы, Софа Перовская, Надя Крупская и их менее известные соратники прекрасно знали ответы на подобные вопросы. Так что, возможно, та часть молодежи, которая не заботится о спасении души, пусть уж лучше в меру повесничает, чем начинает задумываться о "вечном"? Ибо без руководства Матери-Церкви такие раздумья могут привести к откровенной бесовщине.
Николай18 марта 2017, 09:29
Светлана 17 марта 2017, 22:00 Извините радость моя Фотиния , но у нас говорят Вам нада шашечки или ехать?
Владимир18 марта 2017, 09:00
очень,очень обидно за наших студентов,и вообще за молодёжь нашу,з литературу а школу,за учителей наших.Иностранную литературу заставляем знать,а свою,основную,азы нет.А жаль.Направь Господи на
путь истинный ...
Надежда18 марта 2017, 07:51
Низкий поклон Вам, Отец Тихон!Мы смотрели видеоролик вместе с мужем.Я сначала начала хохотать,оглянулась, а у мужа - слезы на глазах.Скажу, что он далеко не сентиментальный человек. Мы с ним - преподаватели русского языка иностранным студентам.И, надо заметить, они бы ответили на большую часть заданных вопросов. Мы учились в 70-е. Отец Тихон, согласны с Вами, что наши родители сумели передать нам любовь и интерес к русской истории и культуре. Мои родители были простыми рабочими,они всегда разговаривали со мной обо всем, рассказывали о своем прошлом (они -дети войны), делились воспоминаниями, интересовались литературой, искусством,любили читать,ходить в театры,музеи, путешествовать.

Ирина18 марта 2017, 04:47
Хочется обратить внимание критиков статьи, которые считают, что светскую литературу лучше и не знать вообще, так как многие люди не зают Писания и религиозной истории и прочего, на то, что все вопросы в видео были про РУССКУЮ культуру. И вера наша Православная так же неотъемлемая часть этой культуры. Как молодежь будет серьезно интересоваться Православием, если им русская культура не интересна и не нужна? Либо интерес убит, либо замещен чем-то еще, а может память плохая у сегодняшних детей. Но если не читать с пониманием, что происходило в России во времена Достоевского, Пушкина, Толстого, то как бы не проморгать еще одну революцию.
Елена18 марта 2017, 03:09
Стало страшно, гадко и противно от результатов всех этих ''реформ'' в образовании. Кому мешала советская система образования? Почему выросло такое ужасное поколение глупых и самовлюбленных людей? Как теперь все это можно исправить? Да НИКАК!!!
Елена 18 марта 2017, 01:12
Думается, что семейное образование, которое активно сейчас пропагандирует отец Димитрий Смирнов, сможет значительно улучшить ситуацию. Ещё бы побольше людей эту инициативу поддержали. Жаль только, что оно не сможет стать альтернативой школьному образованию для большинства. Но надежда есть.
Николай18 марта 2017, 00:19
Здравствуйте. Могу предположить,произведения которые изучают в школе, упомянутые в вопросах,"классика", попросту не запомнились большинству учеников по тем же причинаам - Евангелье: «Вышел сеятель сеять ....» (Лук.8:5).
Анна18 марта 2017, 00:00
Только вот корень проблемы как раз в советской системе образования. Конечно, ГИТИС, ВГИК, филологические факультеты давали какое-то гуманитарное образование. Но если русский дореволюционный университет, как и современные западные, славился разносторонним образованием, когда студенты-технари изучали и богословие, и философию, и культуру, то именно советская система сузила специальное образование. Поэтому и появились у нас не то что безкультурные студенты -но и академики, которые далеки от Культуры. Вся эта безграмотность не с неба свалилась, это минимум два поколения должно было пройти, чтобы все стало настолько глухо.
Александр17 марта 2017, 22:50
протоиерей Иоанн Кронштадтский (1902):

«
Поднялась же рука Толстого написать такую гнусную клевету на Россию, на её правительство!.. Дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю… Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения… Невоспитанность Толстого с юности и его рассеянная, праздная с похождениями жизнь в лета юности, как это видно из собственного его описания своей жизни, были главной причиной его радикального безбожия; знакомство с западными безбожниками ещё более помогло ему стать на этот страшный путь, а отлучение его от Церкви Святейшим Синодом озлобило его до крайней степени, оскорбив его графское писательское самолюбие...
Катя17 марта 2017, 22:36
Продолжение. А все перечисленные в статье странные предложения по использованию ресурсов блогеров, каких-то очередных и не очень собраний и объединений (обществ) никаким образом на ситуацию не повлияет. Это лишь шумиху создаст, видимость. Очень полезной была бы аттестация, тотальная аттестация, с присвоением баллов (классов), например, по 10-балльной шкале любому специалисту, а учителям и медработникам в 1 очередь. Сейчас в любой ситуации, связанной с серьезным лечением и/или относительно дорогостоящим приобретением, как на минное поле вступаешь: приходится разбираться досконально в каждом вопросе (а это трудоемко, затратно по времени и усилиям), но, к сожалению, это уже условие выживания.
Светлана 17 марта 2017, 22:23
Жалко,что Николай не своим именем подписывается!Оно у него совсем другое!!!
Олег Вячеславович17 марта 2017, 22:19
Давайте спросим себя а помогают ли эти знания спасаться? И ответим, что нет, не помогают. Отец Тихон, может лучше начнем ужасаться от тог что не читают Библию, не ходят в храм, не знают христианства! Мирские науки-ложь. Человеку нужно ремесло. Неужели вас, христиан, еще умиляет читать Толстого?? Что там? Страсти! Безбожие! А у Лермонтова? А у Пушкина? Батюшка, если бы на этом сайте ужасались тому, что эти ребята не причащаются Святых Тела и Крови, было бы понятно. Все такие статейки и материалы-соблазн. Соблазн спорить, чего то доказывать, высокоумничать! Дух статейки нечист. Конечно, отец Тихон, лучше знает, и я прошу прощения, но не я сказал «Знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор. 8:1
Андрей17 марта 2017, 22:11
"рыночная" экономика пожирает наших детей. Поколение ввп (не пугайтесь:внутр.вал.продукта!)Целью жизни для молодых стало выживание. Никто не гарантирует ни стабильной работы, ни своего жилья. При этом наши школы успешно прививают детям идеологию "лидерства", готовят настоящих бойцов: чтобы "добиться успеха" нужно быть первым! А если в первые хотят сразу все? Правильно - победит сильнейший!На войне, как на войне.
И если продвинутые учителя к тому же внушают подросткам, что жизнь заканчивается крышкой гроба, а всякие поповские проповеди - лишь немодные пережитки прошлого, не трудно догадаться, какой может быть "оптимальный набор" действий в борьбе за успех. Стишки настоящим лидерам не в кассу!
Арина17 марта 2017, 22:11
Правильно, они не смотрят ТВ, что там увидеть можно? склоки, травлю одних другими? сериалы с кровавыми мордобоями? все худшее и низменное, на что способно человечество? Иногда диву даешься, узнав ЧТО снимается "при поддержке Министерства культуры". Телевидение и радио раньше были частью образовательного пространства (литература, искусство, научно-популярные программы, детские специализированные) и поднимали планку "культурного человека". А теперь на что тратится мощнейший потенциал этих ресурсов? Говорят-говорят об этом, а воз и ныне там. В "случайности" уже не верится. Может задать вопрос не "кто написал "Войну и мир"", а кто (ФИО) опускает наше ТВ и радио ниже плинтуса?
Роман17 марта 2017, 21:39
В Минобразования, Минкультуры, в пединституты разослать этот ролик. Поблагодарить всех их за неустанный и целененаправленный труд! Низкий им всем поклон - уж "поработали" - дак "поработали"! Единственно непонятно, почему рпц это волнует, а чиновников от образования - как-то не очень.. Хотя понятно, конечно... XXI век - из одной пучины безграмотности - в другую, мракобесия и рабства "божественности"...
Светлана17 марта 2017, 21:23
Как ни грустно это осознать, но поколение, незнающее родства вырастили те, кто закончил школу в 80-х, кого учили и патриотизму, и любви к классике. Так почему же эти бывшие школьники не сумели заинтересовать теперешних? Не потому ли, что их научили многому, кроме одного - быть личностью? Учителя советского времени были интересны в первую очередь своей духовной силой, своей харизмой. Но их воспитанники, нивелированные под общий уровень, выросли серыми, скучными людьми. И поэтому не сумели заинтересовать своим предметом учеников.
Сергей17 марта 2017, 21:10
Отец Тихон, виноваты спору нет. А успеем ли возродиться? Для этого требуется время, а поколение то уже взрослое, полноправно вступает в свои права, во все области жизни. Кого оно воспитает? Да и захочет ли, что то менять? Как поменять уже приобретенною шкалу ценностей, что мы можем предложить - мы инопланетяне. Идея с блогерами и популярными в их среде лицами, интересна, но мало вероятна. Весьма интеллигентные звезды медиапространства говорят, что негатив более популярен, рады выставить что нибудь достойное, но это не продержится и пяти минут. Это к вопросу о решающей роли интеллигенции. Или опять, как всегда, радикально, через страдания и ужасы.
А.В.17 марта 2017, 21:05
Конечно укорененность в лучших традициях жизненно необходима любому человеку, чтобы не превратиться в игрушку различных нечистоплотных манипуляторов сознания. Лучше бы конечно иметь церковную зрелость, но и национальная, семейная и культурная общность тоже важны.Ведь если человек не имеет истинных ценностей, то он не имеет и правильных ориентиров,а в худшем случае и ничего святого.И печальных примеров этого сколько угодно. Однако же и далеко не все высокообразованные люди высоко культурны и достойны подражания."По плодам их узнаете их"(Мф.7,20).
Ольга17 марта 2017, 20:41
Создатели видеоролика в титрах пишут слово философский с ошибкой (филосовский) - это тоже показатель уровня грамотности молодых журналистов.
танюша17 марта 2017, 20:25
Просто ужас...Самые отстающие двоечники средней школы семидесятых годов показались бы интеллектуалами в сравнении с представителями этой современной молодежи. Если ничего не изменится, Россия просто изчезнет
Анна17 марта 2017, 20:18
Смею надеяться, что у нас культурная семья, стремящаяся дать детям образование, воспитать в духе патриотизма. Всегда читали детям классику. В 11 лет дочь два раза прочла Евгений Онегин, Руслан и Людмила. Нашла фильм, экранизацию оперы. Читали и Гоголя. Смотрели экранизации Достоевского, беседовали. Пушкина как любила читать. Станционного смотрителя так рассказала, что я чуть не плакала. Но что за два года сделал с ней мобильный телефон! Читать перестала. Отец пытается её заинтересовать.Интересны только блогеры. Какая то Саша Спилберг и иже с нею. Листает и листает свой телефон. Живет в другом мире. Ежедневные перепалки на этой почве. Я согласна с Анной (учителем в школе).
Наталия17 марта 2017, 20:02
Есть ещё одна проблема, возможно, значительная: сейчас в школе учатся все, кто хочет, и кто не хочет, в вузах учатся те, у кого есть средства получить образование. Ныне каждый второй молодой человек имеет высшее образование. Чем больше образованных, тем больше необразованных -вот такой парадокс. Раньше школа давала необходимые знания до 8 класса тем, кто не хотел или не мог учиться дальше. Среднее образование получали те, кто хотел остаться со средним образованием, или получать высшее. Был отбор. Теперь такого нет. Повальная неграмотность. А специалистов, рабочих, умеющих работать,людей, умеющих правильно думать - нет.
Любовь Н.17 марта 2017, 19:33
Спасибо, отец Тихон! Очень важную тему вы подняли. После введения ЕГЭ и корретировки под него всего учебного процесса мы получили полностью безграмотное поколение, они не знают литературу, а так же и математику, и историю и т.д.,молодые специалисты, которые закончили ВУЗы, пишут безграмотно, с ужасающими ошибками. Конечно, необходимо вернуть старую экзаменационную систему, в том числе и по литературе - сочинение, изложение, диктант. Об этом много говорят, но практически ничего не делается.
Станислав17 марта 2017, 19:22
Жертвы ЕГЭ(( Чтобы молодёжь знала кого свергли большевики. Нужно об этом в школе говорить. И экзамен провести по этой БОЛЬНОЙ теме!
Дианова Галина Альбертовна 17 марта 2017, 19:03
Спасибо Вам за ролик и за статью. Полностью разделяю Ваше беспокойство. Очень хочется, чтобы созданное Общество оказалось действующим и деятельным.
виталий17 марта 2017, 18:54
Выключите телевизор, возьмите давно забытые сказки. Соберите вокруг себя детей или внуков. Почитайте. Давайте начнем с малого, а там, глядишь, и "Войну и мир" прочтем....
Любовь Глебова17 марта 2017, 18:10
Ответ на (Анна 17 марта 2017, 13:00)."я - учитель обыкновенной школы.Сейчас полное ощущение, что головы учеников забиты под завязку. Их надо учить как-то принципиально иначе..." Самое лучшее изолировать детей от родителей и от общества. Но это - фантастика. "Аэлита" Алексея Толстого (если я не ошибаюсь) - похоже на наше лучшее будущее.
Людмила 17 марта 2017, 18:01
Вот оно компьютерное поколение...
Мы все гордились нашим образованием,кивая с улыбкой на западную молодежь.
А, у нас то ужас ,что творится.И смех ,и грех:(
Дмитрий Собриевский17 марта 2017, 17:48
Очень повлияла на результат ответов обстановка, в которой они были заданы. Многие вопросы требовали сосредоточенности. Не натужности памяти, а именно сосредоточенности и погружения в предмет разговора. На видео результат раскрепощенного (поверхностного) общения.
Советский человек17 марта 2017, 17:40
Ну и какого рожна этот церковник сопли и слюни размазывает? Не эта ли кодла слилась в экстазе с антинародной властью, которой грамотные и мыслящие люди не нужны?
Татьяна17 марта 2017, 17:24
Статья интересная. Только зачем вы шарж на Льва Николаевича разместили. Не хорошо это. Отвратительная картинка.
natalja17 марта 2017, 17:15
Спросите у молодежи о западных популярных актерах , так без запиночки всех назовут. Виноваты все: родители, школа и конечно же государственная власть. Когда я училась в школе у нас даже двоечники знали в сто раз больше!!!!,
Лариса Ром17 марта 2017, 16:54
Складывается такое впечатление, что в ВУЗах учатся большинство блатных. Ну не может такого быть, чтобы намертво забыть школьную программу. Мне под 60 , память деградирует, но я ответила сразу на все вопросы .А тут молодые мозги юристов, артистов и прочих истов в состоянии застоя. Простите за то, что осуждаю этих людей, но я была в шоке от увиденного.
Борис17 марта 2017, 16:46
На большую часть спрошенных вопросов если не знать ответов то только лучше будет. Русская литература привела к революции. От всез книг богохульника Толстого и нытика Чехова я давно избавился. Кто такие были передвиженики - подрыватели устоев царской властьи и православия, такие как Репин. Не знать русских композиторов стыдно. А знать число голоногих балерин в балете - замусоривание разума.
Вот если бы их спрашивали, кто Бог христиан, кто написал Псалтырь, кто изображен на иконах Богородицы - многие даже не знают. Как зовут князя который крестил Русь и когда это было. Как имя и фамилия царя-мученика.
НН17 марта 2017, 16:37
Анна:/я - учитель обыкновенной школы... Нам, можно сказать, ещё не хватало информации, и наши головы радостно её впитывали на уроках. . Их надо учить как-то принципиально иначе/ - А мне в советской школе давали ЗНАНИЯ и учили ЗАКРЕПЛЯТЬ их, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ДУМАТЬ и ВСЕСТОРОННЕ ВОСПИТЫВАЛИ. В этом и разница, что сейчас вы (соврем. педагоги) оказываете образовательные услуги и даёте информацию. По государственной программе. То, что сейчас делается на Украине, с Россией проделали в 90-х. Бандеровцы чётко знают, что делают. Как и наши чубайсы-гайдары в своё время. Бедными полуголодными неучами легко управлять:"На дурака не нужен нож: ему с три короба наврёшь-и делай с ним что хошь!"Госзаказ.
Любовь Глебова17 марта 2017, 16:36
Что касается мамы с папой Иоанна Крестителя, то это вопрос не по теме. Не надо путать Божий дар с яичницей. Это ответ Николаю (Николай 17 марта 2017, 08:00). Закон Божий и даже основы Православия в средней школе не преподаются. Все это надо изучать самостоятельно. Наша молодежь сетует на то, что они не понимают богослужений. Старославянский язык им непонятен, а вот на английском, или другом иностранном языке, они готовы говорить как на родном.
А по сути: чему детей научили, то и получили. Каковы учителя, таковы и ученики. Надеюсь, что не все учителя следовали глупым предписаниям сверху, особенно в Москве. Глубинка - это несколько иное.
Владимир17 марта 2017, 16:25
Огромное спасибо отец Тихон за данную статью. Я окончил с отличием в 1985 году среднюю школу, затем с красным дипломом МФТИ и мне особенно больно и обидно за ту катастрофу , которая произошла с нашим образованием в 90-е и 2000-е годы. Могу только предположить , что столь разрушительные реформы сродни бесовским переворотам 1917 года. Причем заказчиком ,как всегда , являлись и являются профессионалы с Запада. Причем "одебиливание" нашей молодежи имеет еще и экономическую подоплеку. Ведь если у людей оставить только рефлексы "собаки Павлова" то таким народом легче управлять .
Но по моему глубокому убеждению надежда на спасение все таки есть пока стоит в России православная вера.
Ольга17 марта 2017, 16:18
Детям нужен внятный ответ на вопрос:"зачем мне образование". И ответ честный. Дети впитывают тот ответ, который дала жизнь последнего двадцатилетия. Очень жесткий и совершенно однозначный. Меня другое изумляет. Почему, несмотря ни на что, мой ребенок с интересом учится на истфаке и потом не исключает возможности работы в науке (МГУ или РАН). И она там такая не одна. Будет ли у них возможность работать?
Любовь17 марта 2017, 16:03
Большое спасибо всем.
Проблема болезненная и закономерная. Я окончила школу в конце 60-х,отличницей не была. Наше образование было разносторонним, оно дало мне возможность закончить технический ВУЗ и сейчас работать в гуманитарной професси на равне со специалистами. Современным детям не хватает эрудиции, её заменяет интернет. Это поверхностные знания, они не долговечны. И это,к сожалению, касается и профессиональных навыков. Надо учить детей получать(добывать) знания, а не зазубривать для тестов. Спасибо
Олег17 марта 2017, 15:41
https://3dnews.ru/598326

Результаты шокировали исследователей, они ожидали, что «многозадачные» люди будут иметь какие-то преимущества. Но хуже всего то, что люди, привыкшее заниматься сразу несколькими задачами за компьютером, в среднем хуже во всём. Даже в той самой многозадачности: их отвлекает всё подряд и в результате они хуже справляются с необходимой работой.
Важно и то, что компьютеры и мобильные телефоны изменяют наш мозг, усиливая одни его участки и гася иные. Таким образом, просто выключая компьютер или телефон, человек уже не может перестроиться на нормальный ритм работы мозга. Долговременные изменения качества интеллектуальной жизни имеет гибельные послед
Εвгений Μамонтов17 марта 2017, 15:34
Давно и безуспешно интересуюсь списком "минимума обязательных книг" с 1 по 11 класс для мальчиков и девочек. Подготовленных православными литературоведами и педагогами. Что бы эти книги являлись "компасом" в развитии ребёнка.
Николай17 марта 2017, 15:32
Татьяна 17 марта 2017, 10:00 Вы меня извините Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков .А по поводу овец это не ко мне. Иисус говорит ему: паси овец Моих.От Иоанна святое благовествование ГЛАВА 21.
Андрей17 марта 2017, 15:31
Спасибо за статью и видеоролик!
А создатели этого видеоопроса тоже "хороши".... Предлагая очередное задание,они просят продолжить известную цитату!( Цитата,я напомню, это точная дословная выдержка из какого-либо текста или высказывания.) А они вместо цитаты предлагают какую-то интерпретацию,набор слов...."Все семьи счастливы одинаково..."
Цитата Л.Н.Толстого из романа "Анна Каренина" звучит следующим образом : "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему."
Наталья17 марта 2017, 15:21
Обычно ничего не комментирую, но тут просто не могу смолчать. Когда-то, еще в школе, готовили вечер к 40-летию Победы. И начинали с интервью, взятого на улицах Нью-Йорка. Молодых людей спрашивали о войне: с кем, когда, и кто победил. Ответы представляли такую-же печальную картину. Никогда бы не подумала, что подобное может произойти в России. Мы так гордились своей культурой и образованностью по отношению к "загнивающему" капитализму. И что мы получили? Это не смешно даже на первых секундах. А самое страшное даже не "густопсовое" невежество, а надпись "студент" рядом с опрашиваемыми. Как такое могло произойти?
17 марта 2017, 15:20
В школе я учился плохо (мне 45). Ни одно из классических произведений школьной программы не дочитал до конца (кроме "Герой нашего времени"), хотя читать очень любил, но только фантастику (и советскую и зарубежную). Тем не менее ответил почти на все вопросы этого опроса.
Макаров17 марта 2017, 15:08
И, кстати говоря, карикатура на Толстого, помещённая в качестве приманки для этой статьи на заглавной странице вашего сайта, тоже "льёт воду на мельницу" дискредитаторов нашего культурного наследия.

А ещё я не мог не заметить, что у большинства "умных и продвинутых" участников опроса нахальные, если не сказать развратные, глаза. Может в этом искать корень наших бед ? Глаза ведь зеркало души. "И если ваш свет тьма, то какова же тьма" ?
Макаров17 марта 2017, 14:57
"через тех, кого сама молодежь готова услышать" ?!
Если человек приходит в школу и не "готов услышать" учителя, надо гнать его из школы. Хочет оставаться дураком -- его дело.
А "блогерам" и так уделяют столько внимания, что они вполне заслуживают на звание "альтернативной власти" в стране при абсолютном отсутствии контроля за содержанием (а не "контентом") их иногда весьма пространных писаний. Если отдать им ещё и образование, тогда детей будут обучать не сами блогеры, а их закулисные хозяева. И это будет окончательная катастрофа нашей цивилизации.
танюша17 марта 2017, 14:56
Какой ужас... Если срочно не будет принято мер в области образования, Россию мы потеряем быстро...
Михаил17 марта 2017, 14:25
Душа тоскует!!!
Людмила17 марта 2017, 14:16
Печально. А я вспомнила, как на эксурсии к гробнице Свт.Николая турок-экскурсовод рассказывал православным о таких общеизвестных (как мне казалось) фактах, как звали родителей Пресвятой Богородицы, рассказывал о житии Святителя и постоянно обращался к паломникам с вопросами, просил хором повторять, как звали родителей Николая и т.д. Он так интересно, так "вкусно" рассказывал, что многие подумали, что он православный. Нет, мусульманином оказался. Просто любил свою работу и живо интересовался православной культурой.
Ольга17 марта 2017, 13:53
Спасибо огромное о . Тихон за статью! Проверила себя ( образование средне -специальное воспитатель, школу закончила в 1997) . результат 1 ошибка Бесы я не читала! За нынешнее молодое поколение страшно ....
Анна17 марта 2017, 13:34
я - учитель обыкновенной школы. И на мой взгляд, пробелы в образовании нынешних детей не из-за того, что как-то испорчена советская система образования (сама в ней училась), а в том, что её подходы и способы до сих пор в основе своей сохранились неизменными. В то время, как мир изменился кардинально. Мне за 40, и я считаю, что люди в лучшем случае моложе меня на 10 лет - последнее образованное поколение. Успевшее отучиться до массового распространения Интернет и мобильных телефонов. Нам, можно сказать, ещё не хватало информации, и наши головы радостно её впитывали на уроках. Сейчас полное ощущение, что головы учеников забиты под завязку. Их надо учить как-то принципиально иначе...
Елена17 марта 2017, 13:06
Самый любимый сайт "Православие"! Можно быть только студенткой философского факультета,нет науки "филосовия".Не обижайтесь за замечание,пожалуйста.Поднятая тема одна из самых важных. Спасибо
Антонина Михайловна17 марта 2017, 13:05
Это беда всей России. Не буду разглагольствовать, но большое внимание образованию и воспитанию надо уделять и на телевидении. Включая телевизор, что мы видим - реклама- сплошная аптека, мультики- абсолютно бессмысленные. Нет ни литературных передач. ни хороших музыкальных. А познавательные передачи, что мы смотрели в 70-х и 60-х годах, так совсем канули в...Это государственная проблема. Вот что надо обсуждать. А от Васильевой и Мединского ничего не зависит
ольга17 марта 2017, 13:05
Отец Тихон четко уловил опасную тенденцию на обезкультуривание нашей молодежи, которая стала жертвой той "бомбы" замедленного действия, что представляет из себя реформа образования.Но если духовные ценности возобладают (в чем и Церковь прилагает усилия) то все исправимо с Божией помощью.
17 марта 2017, 13:04
Я 72года рождения, помню как пьяницы на улице читали наизусть "Евгения Онегина".
Мои дети растут в англоязычной стране. Здесь только Шекспира в последних классах изучают. А больше никакой классической литературы. Так что это общемировая болезнь, увы.
Ира17 марта 2017, 12:04
Первые пять минут было смешно...
Елена17 марта 2017, 11:58
Здесь вопрос не в памяти совершенно. Все эти произведения и события в мое время (сейчас мне 39) изучались, а не просто "прочитывались". И уж тем более не было возможности прочитать в интернете сокращенную версию произведения, чем пользуется подавляющее большинство школьников.
Ирина Харламова17 марта 2017, 10:54
Обидно за поколение!!!
Андрей17 марта 2017, 10:51
Здравствуйте! Существует ли сейчас возможность ознакомиться с «золотым» списком произведений, обязательных для изучения в школах?
Татьяна17 марта 2017, 10:39
Николай, а чем вы отличаетесь от "овец" православных ? Чем вы лучше ? Тем , что вы судите людей ,которых совсем не знаете ?
Наталья17 марта 2017, 10:39
Знаете, а я на многие вопросы не смогла ответить.... Хотя многое читала и читала с удовольствием, и каждое произведение оставило след во мне. Но моя помять такова, что на поверхности лежит то , чем я живу сегодня, а в тестовом режиме у меня не получается отвечать на подобные вопросы...
Михаил17 марта 2017, 10:34
Может это уже возраст, сентиментальность, читаешь и слезы в глазах. На память приходит стих А. Ахматовой "Мужество"
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Александр17 марта 2017, 10:26
кошмар сколько дэбилов
Марина17 марта 2017, 10:22
Спасибо большое, о. Тихон! Молодёжь читает и будет читать добрые и искренние рассказы. Многие мои знакомые на православие.ру заглядывают именно для того, чтобы увидеть доброе и светлое, что трогает душу и сердце. На сайтах психологов множество воодушевляющих статей, авторам которых явно не хватает знания классических произведений, но и эти работы пользуются популярностью. А посмотрите на каталог городских библиотек: в моей - половина полок заставлена новомодными книгами, не несущими никакого доброго и полезного знания. "Классика" стоит на полках для детей. А взрослым, пожалуйте, уже предлагают новомодный ширпотреб. Так, значит, не только в детях проблема, но и в их родителях.Спасибо ещё раз!
ishimb insto.ru17 марта 2017, 10:06
Покажу это видео своим детям на слабо!
Мы стараемся ходить в театры и на концерты классики, но этого очень мало, потому что отсутствует система, которая была в моей обычной провинциальной школе!
Ольга17 марта 2017, 09:54
Очень нужная статья
Алла17 марта 2017, 09:26
Это видео нужно передать министру образования,Медведеву и Путину.Пусть посмотрят до чего доводят непродуманные,пафосные реформы образования-до полного развала образования,а ведь когда-то у нас оно было лучшим.Но,зато мы к "западу"подстраиваемся с ЕГ и ему подобным.Очень печально все,обидно за молодежь.
Николай17 марта 2017, 08:43
Губоко уважаемый Георгий Александрович я старше Вас на два годика т.е. жили мы и учились в одно время.Тема затронутая Вами это бич последних десятилетий.И что характерно причины Вы пытаетесь найти в системе образования.Это отрадно. Вы попросите этих ребят «Красный квадрат» и «Мастерская»,пусть они сделают еще один ролик только при выходе овец из храмов по всей РПЦ начиная с Москвы и до самых до окраин.И не надо задавать каверзных вопросов.Пусть спросят как звали папу и маму Иоанна Крестителя, или как звали папу и маму матери Божией,какие размеры Ноевого ковчега и т. п. И я уверяю Вас , что картина будет еще более удрученной.Пусть Ваш земной путь будет светел и Богу угоден.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×