Что для нас «превыше всего»

2/15 марта Церковь прославляет икону Божией Матери Державная. История этой иконы может показаться фантастической, но это не вымысел. В день отречения императора Николая II от престола чудесным образом, по откровению, данному крестьянке, обретается икона Божией Матери Державная, с символами царской власти в руках. Когда всероссийский самодержец выронил из своих рук эти символы, их в тот же день подняла Матерь Божия.

Державная икона Божией Матери Державная икона Божией Матери

Следовательно, власть земная и власть небесная, царство Божие и царство кесаря связаны между собой какой-то непостижимой для нас таинственной связью.

Я хотел бы начать свои размышления об этой связи с очень далекого библейского прошлого. Избранный народ вывел из Египта Сам Яхве. У них не было царя, и их история называется Священной, потому что писал ее не человек, а Бог руками человека. Осуществляет Яхве Свое правление с помощью Судей, избираемых Им Самим, и угодных Ему вождей.

Судьи были предводителями племен, и их власть не была обусловлена никакими жесткими человеческими факторами, династическим преемством и т.п. Это были харизматические лидеры, руководящие разрозненными еврейскими племенами. Но в стремлении сохраниться и получить какие-то гарантии безопасности Израиль пытается стать на путь устройства монархии.

Первой такой попыткой, хоть и неудачной, было царство Авимелеха, пытавшегося воцариться над несколькими центральными коленами. Книга Судей говорит о нем крайне неодобрительно, потому что он незаконно узурпировал власть, которую Бог осуществлял в Своем народе через Им Самим избранных судей.

Притча из книги Судей (9, 8–15) – самый антимонархический текст не только в Библии, но и во всей мировой литературе. Наконец в лице Саула идея центральной власти получает воплощение. Но династии Саула тоже не суждено было закрепиться в Израиле. На смену Саулу приходит династия Давида царя.

В политическом плане Израиль получает царя и такую же форму правления, «как прочие народы». Но в связи с этим с самого начала встает вопрос: а в чем же тогда проявляется Царство Яхве в Израиле? Монархия сменяет Теократию. Царь земной приходит на место Царя Небесного. Этот же вопрос встанет в самой трагической форме и в конце периода монархии – конце трагическом и бесславном. Вокруг вопроса, а где же место Бога в монархии Израиля, строится не только повествование книги Царств, но и всей Второзаконнической истории. Да, монархия дала Израилю власть, она принесла централизацию государству, но какой ценой? Ведь монархия входила в прямое противоречие с законами домонархического периода, которые были укоренены в Синайском законодательстве.

Законы, данные Яхве, пронизаны духом свободы – как для всего Израиля, так и для каждого его члена. Израиль как народ, освобожденный Богом от рабства, должен быть обществом, где рабство исключено как таковое. Равенство, точнее, социальная независимость – высшая социальная ценность. Поэтому и запрещаются такие вещи, как ростовщичество, то есть то, что увеличивает зависимость брата от брата.

Законы Бога переводят вопросы собственности из сферы имущественной в сферу духовную. Право настоящей собственности принадлежит только Богу, а все израильтяне равным образом получили его временно и не могут иметь с этого проценты.

Нельзя никого порабощать и эксплуатировать (Лев. 25, 39–40), потому что, говорит Бог, «они – Мои рабы» (Лев. 25, 42–43). Чтобы не увеличивать зависимость друг от друга, предписано прощать долги каждые семь лет. А взаймы нужно давать из сострадания, с чистым сердцем, независимо от того, сколько времени осталось до субботнего года.

В юбилейный 50-й год восстанавливается семейная и земельная собственность. Это не давало возможности прийти к власти семейным клановым монополиям на фоне обеднения всех остальных.

Отпуская раба в седьмой год, было необходимо снабдить его всем нужным для жизни. Все предписания говорили о том, что у Израиля в целом и у каждого израильтянина в отдельности должен быть только один Бог – Господь. Таково законодательное устройство государства, данное от Бога избранному народу. Прямой вывод из него один: не Израиль и не Царство «понад усе», а Бог!

Царская власть была прямой угрозой такому устройству. В 8-й главе 1-й книги Царств содержится глубочайшая критика царской власти. Монархия разрушила законы Яхве. Вместе с царем появился двор, появилась иерархия, началось расслоение на бедных и богатых, появился дорогостоящий административный аппарат с его постоянными интригами, классовое общество и прочее. Все это и привело сначала к разделению, а потом и краху Израиля.

Скипетр и державу в Свои руки взяла Богородица

Зачем все это я написал к празднованию Державной Иконы Божией Матери? Да все очень просто. Власть монарха, Всероссийского Самодержца, его отречение от трона – это логический конец государства, которое постепенно теряло Бога. История Израиля повторилась в истории России. И не нарушение соборной клятвы 1613 года привело к трагедии страну, а постепенное обмирщение в ней духовных ценностей и ориентиров жизни. Власть в стране захватил бич Божий – филистимляне, эта «Божья саранча», посланная за отречение от Него. И так будет каждый раз. Если не одна, так другая саранча будет меняться у руля власти, пока народ не начнет каяться и искать Бога, как это было в Израиле.

Скипетр и державу в Свои руки взяла Богородица, но эта власть – духовная. Мы должны определиться с тем, кому мы подчиняемся. Кесарю с его государственной символикой, гербом, флагом, законами и прочим. Или же Богу, согласуя жизнь с Его повелениями и указами. Да, мы, конечно же, будем платить кесарю то, что он хочет, но нельзя отдавать ему свое сердце. «Превыше всего» для православного христианина должен быть только Бог, а все остальное намного ниже.

Протоиерей Игорь Рябко

15 марта 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Государство и Церковь: врозь или вместе? Государство и Церковь: врозь или вместе?
Михаил Шахов
Государство и Церковь: врозь или вместе? Государство и Церковь: врозь или вместе?
Михаил Шахов
Какое правовое наполнение имеет положение об отделении Церкви от государства? Нарушает ли принцип светскости сотрудничество государства и Церкви? Каков опыт иных стран и применим ли он в России?
Размышления о «политическом» Православии Размышления о «политическом» Православии
Свящ. Димитрий Фетисов
Размышления о «политическом» Православии Размышления о «политическом» Православии
Священник Димитрий Фетисов
Раз уж у пивной промышленности есть свое лобби в Госдуме, то почему же православные должны от него отказываться?
Макиавелли и святой Государь Николай II Макиавелли и святой Государь Николай II
Протоиерей Александр Шаргунов
Не каждый знает, что Макиавелли — итальянский политический мыслитель начала XVI века, с его знаменитой книгой «Государь» — сыграл роковую роль в гибели нашего святого Государя Николая II и в уничтожении православной монархии в России. Какова логика этого странного совпадения? Почему до сегодняшнего дня идеи Макиавелли и его последователей продолжают способствовать переориентации всей мировой политики?
Комментарии
а.с. 4 апреля 2017, 10:35
"Кто всего мне дороже, // Всех желаннее мне, // В эту ночь от кого же // Я отрекся во сне?" (Арс.Тарковский). Ночь - это наша жизнь, к-рую надо пройти. "Настоящего жития ночь" - это 6-я молитва утреннего правила. И вот в эту самую ночь от Кого мы отрекаемся? О царе земном что ж помнить. Ну, почитаем, порадуемся святому концу его. А думать нужно о духовном, а не земном.
Евгений20 марта 2017, 20:57
В Царстве Небесном кстати говоря монархия. И все жители довольны.
Евгений20 марта 2017, 20:26
Царь наш то все таки был помазаником Господа! Избран самим Богом, а не народом! Подобно царю Давиду и другим. Моисей предводитель исхода был так же помазан Господом, а не народом. Господь конечно превыше всего и не прикасайтесь к помазаникам Его!
Лариса Ром20 марта 2017, 19:26
В России в принципе можно восстановить монархию?
священник Алексий17 марта 2017, 13:19
Надо же, оказывается монархия и царство вина всему?! Бедные Святые Отцы, че ж это они так в корень не смотрели, когда приветствовали обращение в христианство святого Константина Великого? Видать мало Ветхий Завет в отличие от отца Игоря читали. Да и преступным скудоумием согрешили святители Димитрий Ростовский, Игнатий (Брянчинов), Филарет (Дроздов), Феофан Затворник и пр., проповедуя народу матерый монархизм. Надо было о Боге говорить, а они верноподданство в народе воспитывали. Вот, согласно автору, и довоспитывались до революции.
Вячеслав17 марта 2017, 11:22
Бога бойтеся, Царя чтите 1Петр.2:17 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал.1:8) Итак тому кто вопреки апостольскому благовествованию не чтит Царскую власть – анафема Всего за 4 дня до начала революции, в Неделю Торжества Православия (19 февраля 1917 года), во всех кафедральных Соборах России архипастыри возгласили: «Помышляющим, яко Православнии Государи возводятся на Престолы не по особливому о Них Божию Благоволению, и при Помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в Них не изливаются; и тако дерзающим противу Них на бунт и измену, анафема». 11 анафематизм. Эта анафема пала и на их главу
Александр16 марта 2017, 07:14
Спасибо! Если можно - хотелось бы узнать на эту тему больше и подробнее.
Елена15 марта 2017, 23:50
Спасибо огромное, наконец-то! Храни Вас Господь!
Лариса Ром15 марта 2017, 21:49
Согласно законодательству того времени Николай 2 не имел права отказываться от престола , давление на него было велико . Неужели не сохранились никакие архивы отречения? Прости нас ,Государь, и наших предков за все прегрешения.А Вам спасибо за статью.
АлександрГ. 15 марта 2017, 19:34
Продолжение 2: Одновременно, эхо этого мы видим и читаем в боязни монархии восстановления Патриаршества, и попытке полного подчинения Церкви государству, что и явилось одной из причин падения монархии в Российской империи. Ибо, начиналось все с духовного одичания аристократии и дворянства, устроивших в 18-м веке серию дворцовых переворотов с убийствами монархов. И закончилось полным одичанием элиты, с верчением столов на сеансах спиритизма и вызовом духов зла и с параллельным разложением народа идеями прогресса. Получилось, "прогресс" явился и глянул лицом осатаневшего народа, начавшего резать всех без разбора и правых и виноватых. Актуально ли это сейчас? Безусловно, актуально. Запад ведь не случайно, как с писанной торбой носится по всему миру со своими "европейскими ценностями", самоназванными им "универсальными", навязывая их до оскомины всему миру. Ибо, Запад очень хорошо понимает, что духовные ценности господствуют над материальным миром. И тот, кто определяет и диктует систему ценностных координат, тот и властвует. И ирония состоит в том, что современный Запад, отринув в сторону Христианское наследие, прекрасно усвоил именно этот урок Ватикана.
АлександрГ. 15 марта 2017, 19:26
Продолжение 1: Третье: мы увидим и приоритетность во взаимоотношениях властей. Приоритетность, в том смысле, что вопросами периода засева семян заниматься должен не райком партии, а крестьянин, а вот вопросами определения, что есть зло, а что добро равно, как и указанием Духовного пути заниматься должно священство. Четвертое: мы увидим то, что говоря современным языком называется критериями отбора элиты. Каковы эти критерии? Способности, страх Божий, правдивость, ненависть к корысти (и не только к своей). Ибо, "тысяченачальник", лишенный страха Божьего, уподобляется оружию массового поражения. А уж на что способен потомок шестидесятников - "пятидесятник" от культуры, не знакомый с чувством правды, но хорошо разбирающийся в деньгах, "творчестве", и в том, что проект окупается в момент получения денег, так это вообще тема для отдельного большого разговора. Пятое: самое главное. Мы видим, что законы по которым судят тысяченачальники, должны идти в русле и соответствовать законам Божьим. ........Знакомо ли нам это из нашей истории? Безусловно. Эхо этого мы слышим в споре патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. В споре о том, чья власть на земле выше Духовная или светская. А спор этот, как известно предшествовал расколу.
АлександрГ. 15 марта 2017, 19:19
Мне очень понравилась статья. Но хотелось бы внести уточнения. Строго говоря, вопрос о централизации власти был решен значительно раньше. "........будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями]; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: Продолжение 1: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя; если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром." (Исход 18, 19-23) Что мы поймем внимательно прочитав эти слова? А поймем мы, как минимум несколько вещей. Первое: мы увидим то, что в последующем ученые мужи назовут разделением власти на Духовную и земную. Ибо, тысяченачальники, стоначальники, пятидесятники, это ведь ничто иное, как зачатки административного аппарата судебной системы. И не только судебной. Второе: мы увидим механизм взаимодействия Духовной и земной власти, его в последующем назовут симфонией властей.
Любовь Н.15 марта 2017, 16:57
Спасибо, отец Игорь! Читая Ветхий Завет, можно понять, что происходило и происходит с Россией. Оскудение веры в XIX веке привело страну к революции со всеми ее жестокими событиями. Только с Богом Россия возрождается.
Елена Киев15 марта 2017, 13:42
20И отвечал Самуил народу: не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа и служите Господу всем сердцем вашим 21и не обращайтесь вслед ничтожных богов, которые не принесут пользы и не избавят; ибо они - ничто; 22Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего, ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим; 23и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой; 24только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего, ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами; 25если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете. (Первая книга Царств 12,20-25)
Виктор15 марта 2017, 12:19
Отец Игорь спасибо вам огромное за такую статью я узнал много нового и статья написана просто кратко талантливо если не сказать большего как говорится не в бровь а в глаз ЭТО МНЕ поучение я вот грешник бывает ругаю власть а кто её выберал И Я В ТОМ ЧИСЛЕ так и ругать надо себя а я вот всё ищу виноватых да и что греха таить все мы к сожалению больше думаем о земном и только иногда вспоминаем про БОГА да чего то ещё осмеливаюсь просить.
Дионисий15 марта 2017, 10:59
Да, с одно поправкой, что нет свидетельств, чтобы Николай Второй отрекался от престола. И власть у Матери Божьей полная в России, и вся власть в ее руках. Это так к размышлению.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×