Григорий Палама о настоящей смерти и истинной жизни

    

<…> И у души есть смерть, хотя она бессмертна по естеству. Так и возлюбленный Богослов говорит: «есть грех к смерти: и есть грех не к смерти» (Ин. 5:16. 17), разумея здесь, конечно, смерть души, и великий Павел говорит: «сего мiра печаль смерть содевает» (2 Кор. 7:10), конечно смерть души.

***

<…> Господь мертвыми назвал живых по духу мiра сего суетного, когда одному из учеников Своих, просившему пойти погрести отца своего не дал на то позволения, но повелел за Собою следовать, оставив мертвым погребать своих мертвецов. Мертвыми назвал Господь тех еще живущих, конечно, как умерших душой.

***

Ибо как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. И это есть главным образом смерть, смерть души. На нее указывал Бог, и когда, давая заповедь в раю, сказал Адаму: «в какой день вкусишь от запрещенного древа, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Ибо тогда умерла душа его, чрез преступление отделившись от Бога; по телу же он продолжал жить с того часа и далее до девяти сот тридцати лет. Но смерть, прибывшая чрез преступление, не душу только сделала непотребной и человека подклятвенным, а и тело, сделав многоболезненным и многострастным, предала наконец смерти <…>

***

Если в будущем оном пакибытии, с воскресением праведных воскреснут телеса и беззаконных и грешников, то лишь для того, чтоб быть преданными второй смерти, – муке оной вечной, червю неумирающему, скрежету зубов, тьме кромешной, мрачной геенне огненной неугасимой, по слову Пророка, который говорит: «сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе, и не будет угашаяй» (Ис.1:31). Ибо это есть вторая смерть, как научил нас св. Иоанн чрез откровение.

***

Послушай и великого Павла, который говорит: «аще по плоти живете, имате умрети: аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете» (Рим. 8:13). О жизни и смерти говорит он тех, кои будут в будущем веке, жизнью называя наслаждение вечного царства, а смертью – вечнующую оную муку. Таким образом преступление заповеди Божией является причиной всякой смерти и для души и для тела, и той, которая бывает в сем веке, и той, которую составит нескончаемая оная мука.

***

И вот настоящая смерть, когда душа разъединяется с божественной благодатью и сочетается с грехом. Имеющие ум должны избегать такой смерти и страшиться.

***

Ее и мы всеусильно избегать будем. Все бросим, все оставим, от всего отречемся и во взаимных отношениях, и в делах, и в желаниях, что отвлекает и отделяет нас от Бога и такую причиняет смерть. Кто будет бояться сей смерти и беречься от нее, тот не убоится приближения смерти телесной, имея обитающей в себе истинную жизнь, которая наипаче смертью приобретает неотъемлемость.

***

Ибо как смерть души есть настоящая смерть, так и жизнь души есть настоящая жизнь. Жизнь же души есть единение с Богом, как жизнь тела – единение его с душой. Ибо как чрез преступление заповеди, отделившись от Бога, душа умертвилась, так чрез послушание заповеди, соединившись опять с Богом, она оживотворяется.

***

Жизнь сия опять есть жизнь не души только, но и тела: ибо она обессмертвляет и его чрез воскресение, не только от смертности избавляя, но и от никогда не престающей смерти, будущей оной адской муки. Она и ему дает вечную во Христе жизнь, беструдную, безболезненную и беспечальную, воистину бессмертную.

***

Как Сын Божий, человеколюбия ради сделавшийся человеком, умер плотью, чрез отделение души Его от тела, без отделения однако же от Него Божества, почему и, воскресив тело Свое, Он взял его на небо во славе: так и пожившие здесь по Богу, при отделении от тела не отделяющиеся от Бога, в воскресение возьмут и тело к Богу, входя вместе с Ним в радости неизреченной туда, куда «предтечею о нас вниде Иисус» (Евр. 6:20), чтоб вместе с Ним наслаждаться и имеющей во Христе открыться славою.

***

Где же начало имела истинная смерть, породительница и виновница временной и вечной смерти и для души и для тела? Не в области ли жизни? – Почему, увы, человек тотчас и изгнан был из рая Божия за пределы его, как смертоносную и божественному раю не соответствующую стяжавший жизнь. Таким же образом и истинная жизнь, виновница истинной и вечной жизни и для души и для тела, должна получить начало в сей области смерти. И не ревнующий стяжать ее по душе здесь да не обольщает себя пустыми надеждами получить ее там или как-нибудь сподобиться человеколюбия Божия во время оно. Ибо тогда будет время праведного воздаяния, а не милования и щадения, «время гнева и откровения праведного суда Божия» (Рим. 2:5), время показания «руки крепкой и высокой», ввергающей на муку в ад непокоривых (Пс. 135:12).

***

Горе имеющему «впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10:31). Горе имеющему там испытать гнев Господень, а не здесь от «страха Божия» познавшему «державу гнева Его» (Пс. 89:11), и делами не исходатайствовавшему себе человеколюбия Божия! – Это дело настоящего времени.

***

Для того и жизнь сию устроил нам Бог, чтоб дать место покаянию. Если б этого не было, то человек согрешивший тотчас лишался бы и жизни сей. Ибо какая была бы от ней польза, или какая в ней нужда? – Почему отчаянию совершенно никакого нет места в человеках; хотя лукавый многообразно покушается ввергать в него не только нерадиво живущих, но и добре подвизающихся.

***

Поелику таким образом время жизни есть время покаяния, то уже то самое, что согрешивший еще жив, служит для него, если он пожелает обратиться к Богу, ручательством, что будет Им милостиво принят. Ибо в настоящей жизни самовластие всегда в силе; самовластью же, как предмет, подлежит путь выше указанной жизни и смерти, из коих он может избрать или отвергнуть, какой хочет, как дело достижимое. Где же тут найти место отчаянию, когда всегда и все имеют возможность, если захотят, стяжать жизнь вечную?

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Молитвы святых и усилия человека Молитвы святых и усилия человека Молитвы святых и усилия человека Молитвы святых и усилия человека
Преподобные Варсонофий и Иоанн Пророк
Преподобные Варсонофий и Иоанн Пророк, подвижники VI века, оставили нам наследие в виде своих слов, в которых содержатся вопросы и ответы, посвященные подвижнической жизни, в первую очередь монашествующих.
Душа священника должна блистать красотою Душа священника должна блистать красотою
Три святителя о высоте священства
Душа священника должна блистать красотою Душа священника должна блистать красотою
Три святителя о высоте священства
Святитель Василий Великий, Святитель Иоанн Златоуст, Святитель Григорий Богослов
Душа священника должна со всех сторон блистать красотою, дабы она могла и радовать, и просвещать души взирающих на него. А мы должны священников почитать более отцев своих: они виновники нашего рождения от Бога.
Обними несчастного, как золото Обними несчастного, как золото
Свт. Григорий Нисский
Обними несчастного, как золото Обними несчастного, как золото
Святитель Григорий Нисский
Обними несчастного, как золото. Заключи в объятия потерпевшего несчастье, как твое здравие, как спасение жены, детей, домашних и всего дома.
Простые советы Простые советы
Прав. Алексий Мечев
Простые советы Простые советы праведного Алексия
Святой праведный Алексий (Мечев) Московский
Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз
Небесный соделал и нас небесными Небесный соделал и нас небесными
Свт. Григорий Нисский
Небесный соделал и нас небесными Небесный соделал и нас небесными
Слова на Святую Пасху
Святитель Григорий Нисский
Настоящий день заставил нас забыть первый, произнесенный на нас приговор, или лучше, не только заставил забыть, но и уничтожил его для нас, ибо совершенно изгладил всякое воспоминание о нашем осуждении.
О покаянии, отпущении грехов и о противнике О покаянии, отпущении грехов и о противнике
Святитель Кирилл Иерусалимский
О покаянии, отпущении грехов и о противнике О покаянии, отпущении грехов и о противнике
Святитель Кирилл Иерусалимский
Очисти сосуд твой, чтобы получить тебе бо&#769;льшую благодать. Ибо отпущение грехов равно дается всем, причастие же Святого Духа даруется по мере веры каждого.
О пастырях и духовных врачах О пастырях и духовных врачах
Прп. Иоанн Лествичник
О пастырях и духовных врачах Иоанн Лествичник о пастырях и духовных врачах
Преподобный Иоанн Лествичник
Истинный пастырь есть тот, кто может погибших словесных овец взыскать и исправить своим незлобием, тщанием и молитвою.
Вступим в предстоящее нам сражение Вступим в предстоящее нам сражение
Святитель Лев Великий
Вступим в предстоящее нам сражение Вступим в предстоящее нам сражение
О подвиге Великого поста
Святитель Лев Великий
Будем прощать, чтобы и нам прощали, не станем отказывать в милости, о которой просим, молясь об отпущении грехов, не будем стремиться к отмщению.
Тайна воспитания детей Тайна воспитания детей
Свт. Макарий (Невский)
Тайна воспитания детей Тайна воспитания детей
Святитель Макарий (Невский)
Кого мы не знаем, того не можем и любить. Поэтому дитя не может любить Бога, доколе не услышит о Нем и не узнает Его.
Комментарии
Людмила Егорова21 марта 2017, 23:27
Слава Богу за все.
Николай Латышев18 марта 2017, 14:27
Научи, меня, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, исполнять заповеди Твои, Волю Твою, и помилуй нас, грешных.
18 марта 2017, 10:32
Боже, будь милостив ко мне грешному!
евгений16 марта 2017, 17:01
Господи,Иисусе Христе,Сыне Божий,сподоби спастися нам,грешным+++++++++++++
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×