Павел – Давид – Моисей. И наоборот

    

Книги Нового Завета расположены в порядке усложнения. Самая сложная и с трудом поддающаяся толкованию книга Откровения завершает Библию. А непосредственно идущая перед ней едва уступает Откровению в сложности. Это Послание к Евреям. Оно читается постом на литургиях, и нужно думать потому, что пост очищает ум, бодрит душу и делает ее более способной к постижению смыслов Писания. Послание к Евреям говорит о Христе как о Царе и Боге, как о Первосвященнике, при этом используя богатый материал Ветхого завета. Читая это послание, то и дело стоит по ссылкам уходить в текст закона и пророков, без знакомства с которыми послание будет для читателя не более чем «китайская грамота». Мне хочется предложить пример такого чтения на нескольких цитатах из Послания к Евреям.

Вот автор Послания в 3-й главе убеждает читателей быть внимательными, чтобы не отпасть от Бога живого. Для этого он просит, чтобы верующие наставляли друга, пока есть время. «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр. 3:12-13). Для убедительности он цитирует слова, хорошо известные среди евреев. А именно – Псалмы. Вот 94-й псалом обращается к людям со словами: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». И возникает вопрос: какого ропота? О чем речь?

Для ответа на этот вопрос и для складывания целостной картины придется совершить путешествие в Книгу Исхода, в 17-ю главу. Там рассказывается о ропоте евреев на Моисея и требовании воды. Тем жезлом, которым Моисей разделил море, Бог повелел пророку ударить в скалу. В месте удара скала треснула, и потекло столько воды, что весь народ напился. Место получило имя Масса и Мерива, то есть «ропот и искушение». Об этом событии напоминает псалом и это цитирует Павел: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его: “не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем, они не познали путей Моих”» (Пс. 94:8-10).

Надеюсь, что читатель не устал. Потому что если устал, то с какими мыслями он тогда стоит на службе и о чем вообще думает, когда чтецы, диаконы и священники читают вечные слова? А мы между тем приблизились к некоей закономерности. Вонмем! Павел говорит нечто актуальное и злободневное для христианской общины – раз! Подтверждает свои слова он цитатой из любимейшей и известнейшей книги псалмов – два! Но сами псалмы отсылают читателя уже к воспоминанию событий более древних, как то: Исхода, или плена, или творения мира, проч. Это три! Получается цепочка: Павел – Давид – Моисей. Можно идти и в обратном направлении, то есть по линейной хронологии: Моисей – Давид – Павел. Моисей говорит о событиях древних, псалмы напоминают и истолковывают, Новый Завет связывает то и другое с Христовым учением. Не знаю, как вам, а мне такие золотые смысловые нити, которыми прошито Писание обоих Заветов, очень веселят душу.

Закрепим эту схему (одну из многих) еще одним примером. Послание к Евреям впервые называет Иисуса Христа Первосвященником и говорит об этом пространно. До этого Он именовался и Светом, и Путем, и Пастырем, и Агнцем… Теперь – Первосвященником. «Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего». И еще: «Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». И далее об этом подробно.

Не общий грех, как у нас, заставляет Иисуса жалеть людей, а безгрешие!

Павел напоминает, что по закону первосвященниками становятся люди, имеющие слабости, немощи. И они, естественно, молятся вначале о себе как о грешнике, а потом – о людях. Таково и нынешнее духовенство. Личная слабость ведет к тому, что священство не осуждает народ, но сострадает ему. Священник должен «снисходить невежествующим и заблуждающимся, потому что и сам обложен немощью». Но Иисус иной! У Него нет грехов! То-то и удивительно, что не общий грех, как у нас, заставляет Иисуса жалеть людей, а безгрешие! Оно не к превозношению ведет, но к истинному состраданию. Все это глава 5-я. И предметы эти настолько непривычны для бытового слуха, что сам автор послания говорит читателям: «О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать» (Евр. 5:11). Но тем не менее продолжил речь он, продолжим и мы.

Павел называет Иисуса не просто Первосвященником, но таковым по чину Мелхиседека (Евр. 5:4,10). Тут нам придется поднапрячься. Слова эти встречаются в псалме 109-м. Возвышенный мессианский псалом! Его незадолго до Страдания цитировал Иисус в беседе с фарисеями, когда говорил о Своем Богосыновстве и Господстве (См. Мф. 22:44). Приведем его полностью, ибо он невелик.

Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной. Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу.

Переход от Павла к Давиду, от Нового завета к псалмам уже совершился. Только поймем кое-что. Священство Старого завета было в одном колене – Левия. Так они и назывались – левитами. Больше никто из колен к священству и жертвеннику приступать не имел права. Господь наш воссиял из колена, не приступавшего к священству, – колена Иудина. Первым священником был брат Моисея – Аарон. И если бы речь шла о том, древнем священстве, то было бы сказано: «ты священник по чину Аарона» или «ты священник по чину Левия». Но сказано о каком-то другом чине, по сути, о замене священства, о чине Мелхиседека. И пора уже от псалмов нырять к Моисею, то есть идти глубже. Наберитесь терпения. Это важно.

14-я глава книги Бытия рассказывает, как Авраам разбил соединенные силы содомских князей и освободил Лота. Добычи он не взял, чтобы никто не сказал: «Содом обогатил Авраама». И на обратном пути его встретил и благословил (!) некто Мелхиседек, бывший одновременно и царем, и священником. Авраам принял это благословение, что говорило о признании Авраамом первенства за Мелхиседеком. Ибо «без всякого прекословия меньший благословляется большим» (Евр. 7:7). При этом Мелхиседек вынес с собою хлеб и вино, что уже совсем прозрачно говорит нашему сердцу о Христе и о Таинстве Причащения. После этого таинственного появления Мелхиседек исчезает со страниц Писания, чтобы только в псалме 109-м опять появиться. Он выше Авраама! Он царь и священник! В его руках хлеб и вино! Не ярчайший ли это пророческий образ Иисуса в Ветхом завете?! Павел не говорит, поет о нем: «Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр.7:3). Вот что значит – чин Мелхиседека, и кто, как не Иисус Христос, полностью ему соответствует!

Пройдемся теперь по нашей цепочке взад-вперед. Павел говорит о Христе как о Первосвященнике по новому чину. Цитирует для этого мессианский псалом. Знакомство с псалмом требует от нас чтения книги Бытия. Или наоборот. Мы читаем про Авраама и сталкиваемся с таинственным персонажем по имени Мелхиседек. Ищем его далее и находим в псалме 109-м. Но, чтобы понять, кто он и что означает, изучаем 7-ю главу послания к евреям.

Уф! Не знаю, как вы, но я тоже несколько изнемог. А сколько еще нам событий чудных готовит просвещенья Дух! Имею в виду Святого Духа и просвещение от Божественных Писаний!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Искажена ли Библия? (ВИДЕО) Искажена ли Библия? (ВИДЕО)
Свящ. Георгий Максимов
Искажена ли Библия? (ВИДЕО) Искажена ли Библия? (ВИДЕО)
Священник Георгий Максимов
Некоторые говорят, что Библия множество раз переписывалась на протяжении 2000 лет и потому является чудовищно искаженной.
Как читать Священное Писание Как читать Священное Писание
Прот. Олег Стеняев
Как читать Священное Писание Как читать Священное Писание
Протоиерей Олег Стеняев
Почему так важно постоянно читать Священное Писание? Как правильно заниматься изучением Библии? Как приучить к чтению слова Божия детей?
Имя Христа Имя Христа
Протоиерей Андрей Ткачев
Нам подарено имя Спасителя и через имя подарена возможность обретать благодать. Мы можем назвать день Обрезания днем Молитвы Иисусовой, и это будет истинный новый год, если с призыванием имени Христа будет умирать в нас ветхое, будет усиливаться в нас новое. А как много в Священном Писании тайн, связанных с именем Спасителя!
Комментарии
Любовь21 марта 2017, 15:00
Как воды - жаждем понять книги Писания. Отец Андрей! Пожалуйста, помогите! Как не хватает передачи "На сон грядущим", с Вашим толкованием Писания!
Наталья Богоявленская20 марта 2017, 23:00
Браво, отец Андрей! (Простите за это театральное междометие.) Как всегда, потрясающе: всё ясно, точно, каждое слово на своей полке. Не устаю благодарить Бога за то, что послал нам такого проповедника.
Галина Ц.20 марта 2017, 22:00
Про Мелхиседека более-менее разобрались. А как понять дальнейшее из того же псалма:"совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной. Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу"? А по какому чину современные священники? Отец Андрей, объясните, пожалуйста.
Лариса Ром20 марта 2017, 18:00
Я не стараюсь вникать во все подробности, просто слушаю Ветхий завет на Азбуке веры. Читая книгу, я забываю и путаюсь в некоторых вещах.А также обратила на странное, непонятно откуда пришедшее имя Мелхиседек. Но тут и Вы с объяснением. Спасибо Отец Андрей . Хочу все книги перечитать или прослушать. Бог был очень суров с евреями ,кроме заповедей ,он дал им еще множество наставлений, которые глубоко отличаются от учений Христа. Объясните почему?
АлександрГ. 20 марта 2017, 18:00
Замечательно, отец Андрей. Нет слов, чтобы сказать, как хорошо Вы все разложили. Спасибо. Храни, вас Бог.
ishimb insto.ru20 марта 2017, 18:00
У меня тоже всегда камнем преткновения был Мелхисидек, этот таинственный первосвященник. Если он был человек, должен еще где- то его след быть в истории? Может в апокрифах, пожалуйста, дайте еще материал на эту тему, который был бы одобрен церковью! Благодарю сердечно за статю!
Наталия Ободовская20 марта 2017, 17:00
Как всегда потрясающе .Прекрасный язык и исчерпывающие обьяснения .Низкий поклон Вам батюшка.Всегда стараюсь смотреть и слушать Вас.
Елена20 марта 2017, 15:00
Отец Андрей! Пожалуйста, давайте продолжим! Понятно, что должны сами, мы постараемся,но... у Вас так чудесно получается!
20 марта 2017, 14:00
Как интересно! Батюшка, а царем чего был Мелхиседек? Где он царствовал?
Погорелов Юрий20 марта 2017, 14:00
Наталия, Мелхиседек был человек. Праобраз Христа. Вот беседа свт. Иоанна Златоуста на эту тему https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_melhisedeke/
Ольга20 марта 2017, 14:00
О.Андрей! Большое спасибо за статью! Как нужны нам Ваши статьи, проповеди! У меня есть Библия с комментариями, но всё равно так много непонятного! Низкий Вам поклон! Будьте здоровы!
Надежда20 марта 2017, 10:00
Так интересно, потрясающе!
р.Б.Алла20 марта 2017, 10:00
Спаси Бог,о.Андрей!Читаю давно и Псалтирь и Послания,и Новый Завет,но вопрос о" иерее Мелхиседеке",постоянно возникал-откуда он появился?почему более не говорится о нем,как только в 109 псалме?Вот и прояснили Вы.Как было бы славно находить подобные толкования Библии.
Наталия20 марта 2017, 10:00
Простите, все никак не могу понять. Загадочный царь и священник Мелхиседек это был Христос? Он явился Аврааму в образе Мелхиседека?
enya20 марта 2017, 09:00
Спаси Вас Господи, отец Андрей за труд! С таким разъяснением становится все более осмысленно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

×