«Вредные советы» родителям,
или О философии Вовки в Тридевятом царстве

Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании

Продолжаем публикацию очерков Андрея Рогозянского на темы воспитания и воспитанности в современных условиях. На сей раз речь пойдет об «альтернативной педагогике», внедрении либерального стандарта и искусственном муссировании «ужасов родительского воспитания».

Фрагмент обложки книги Г. Остера «Вредные советы» Фрагмент обложки книги Г. Остера «Вредные советы»

Пришествие антивоспитания

Современный родитель боится воспитывать: его запугали. Запугали тем, что воспитание –это, мол, насилие, нанесение психических травм ребенку и как следствие – детский и подростковый бунт, депрессия, срывы. Споры о позволительности шлепков – арьергардные бои и способ давления на мамины-папины нервы.

Традиционно считалось, что детям невозможно нормально расти вне послушания старшим. В плане морального взросления ребенок несамостоятелен. Разрозненные способности человека приводит в порядок воспитанность, которой оканчивается процесс сотворения пришедшего в мир юного человека. Сказать «человек воспитан» по самому смыслу своему означает: «воспитан кем-то» – с прозрачным указанием на результат чьей-то работы, на то, что формирование данной личности не было стихийным.

«Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, – писал античный софист Лукиан, – мы заботимся об их воспитании и о6учении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим». Возможности посредством воспитания повлиять на будущий путь человека впечатляли: «Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим» (В. Г. Белинский). Равно и учителя Церкви и святые отцы указывали на ответственность перед Богом, которую несут отцы и матери, и о воздаянии при плохом воспитании и порочном образе жизни детей.

Теперь главным врагом ребенка считаются… родитель и учитель

В сравнении с этим современные представления о воспитании необычайно бедны и утрированы. Приблизительно со второй половины ХХ века начинают расти антипедагогические настроения, и теперь главным врагом ребенка считаются… родитель и учитель. По мнению идеологов личной свободы, именно воспитательное воздействие всё портит. Из воспитательных ошибок и неудач был сделан вывод о коренной неправильности, порочности традиционных практик: «Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью» (Ф. Раневская).

Общество прошлого не было, разумеется, поголовно воспитанным, и этикет не обязательно означает воспитанность, прикрывая порой неприглядное нутро. Стать воспитанным человеком непросто. Но посмотрите: всё здесь взамен ставится с ног на голову! Ругательство матом дается как бы в подтверждение честности и «хорошести» человека, в то время как тихому человеку без стеснения прилагают уничижительное «тварь».

С перестройкой и реформами воспитанность тем паче оказалась в опале. Скепсис, насмешка, буйство «капитализма периода начального накопления» произвели необычайный сумбур в головах, дали разительную перемену ориентиров. На знамени тех недалеких, во всех смыслах, лет гордо реет начертание Г.Б. Остера, корифея альтернативного воспитания и автора небезызвестных «Вредных советов»: «Нет ничего страшней общества послушных взрослых, выросшего из общества послушных детей».

Я-культура атакует не переставая. Принцип личной независимости, непослушания как некая универсальная мудрость, сверхценность предлагается раз за разом. Достоинство, успех, самоуважение, сопротивление тирании, права – множество лозунгов и событий последнего времени представляют знаки антивоспитанности, начертанные в пространстве я-культуры, олицетворяющие ее мятежный, горделивый дух.

Освобождение от воспитания

Православные редко ходят на митинги, не совершают революций, не борются за права меньшинств и вообще консервативны по своим воззрениям, как может показаться. Но философия личной свободы проникла глубоко внутрь, пропитала чувства, мысли, поступки. Свой маленький майдан каждый из нас носит в себе…

Говорят о развитии личности, о талантах, свободе, о любви к ребенку и о психологическом здоровье, но что «человек воспитан» или «кто-либо проявляет качества воспитанности» слышать почти не приходится.

Православный родитель сегодня, как и другие прочие, боится воспитывать. Мало того, неприемлемой для многих кажется сама идея об активном воздействии на ребенка. Родительская деспотия встает в центр обсуждений. Это при том, что субординация и родительская строгость в наше время встречаются реже и реже, дети же предъявляют амбиции, запросы и образ поведения, немыслимые два-три десятилетия назад!

Перед нами не что иное, как проникновения я-культуры внутрь Церкви, усилия по перевоспитанию нас, православных, в альтернативном ключе. Семейная педагогика, образование, работа учителя – традиционные практики и роли – уже длительное время находятся под обструкцией в обществе. Взрослый изображается властолюбивым, самодурствующим, ограниченным, а то и нездоровым душевно существом. Всюду мерещатся корысть и стремление старших к обладанию, подавлению и мучительству младших. Поиски авторитаризма, погоня с увеличительной лупой за посягательствами на личную свободу распространились в последнее время и на православных.

Родитель деморализован, он ощущает как бы внутренний барьер при указании своему чаду на должное и недолжное

Родитель деморализован, он ощущает как бы внутренний барьер при указании своему чаду на должное и недолжное. Всё ситуативно, запутано, общие ориентиры и правила отсутствуют, одни многочисленные личные мнения. Душа заражается сомнением, словно бы оцепеневает: «Откуда я знаю, что для него правильно?»

Не воспитывать в рамках я-культуры парадоксальным образом оказывается лучше и безопасней, чем воспитывать. По общему мнению, это менее предосудительно! Дети хотят делать всё по-своему и поперек старшим, настаивать бесполезно, разрыв рано или поздно наступит. Чтобы вырасти и «быть как все», никакого воспитания вовсе не требуется. Необходимые качества грубости, самоуверенности, настырности разовьются сами по себе – достаточно предоставить ребенку свободно вращаться в среде сверстников. Именно это понимают под «адаптацией к социуму» и «умением жить».

Отпуская ребенка на волю желаний, родитель разом разрешает для себя множество сложностей. В нем рождается иллюзия упрощения, высвобождения из-под морального прессинга, примирения и взаимопонимания с другими подобными. Так педагогика чахнет и умирает. Я-культура добивается своего и торжествует победу.

О воспитательном тесте

Удивительно, но публикации в православных СМИ зачастую сегодня также поддерживают философию личной независимости. Верующего родителя в них активно агитируют оставить педагогические действия – «сложить оружие и прекратить сопротивление». Не ответственность и опыт старшего, но свобода и собственный выбор ребенка в соответствии с актуальными общественными «трэндами» берутся за отправную точку. Дети на юру, предоставленные сами себе, мыслятся проблемой меньшей в сравнении с пресловутой угрозой репрессии, ограничения свободы.

Одного примера мало: не будучи приготовлен и подан, прямой пример жизни взрослого несварим для детей

Содержание выступлений сводится к двум тезисам: о необходимости любить ребенка и об убеждении детей своим положительным примером. Неплохо. Но мало. Родитель и учитель успели как-никак вырасти. Соответственно возрасту в жизни их отсутствует многое, что непосредственным образом касается детства. Не будучи приготовлен и подан, прямой пример жизни взрослого несварим для детей. Это как если бы хоккейный профи решил на своем примере обучить начинающего мальчишку технике передач и сложных бросков.

Педагогика всегда состояла не в одном лишь совместном проживании детства бок о бок воспитуемого с воспитателем, но выделялась в характерную, отдельную, узнаваемую отрасль и сферу деятельности. Для воспитания необходим поэтапный подход и особые навыки, напоминающие тренерские. В нем важны задаваемые векторы роста, предначертание – то, что называют словом «форсайт» (foresight). Ребенок пластичен, он заполняет собой ту форму, которая ему предоставлена. Будьте с ним, формируйте положительную среду интересов, занятий, общения, вносите закваску в виде соответствующих возможностей, знакомства с теми или иными предметами, и тесто взросления поднимется и заполнит приготовленный для него объем.

Громадную роль в детстве играет нужная встреча. Иной раз единственный взрослый, увлеченный, открытый, мастер своего дела или знаток своей профессии, коренным образом меняет всю логику интересов, развития, увлекая воспитанника за собой. Один известный педагог обещал как-то на спор, эксперимента ради взять группу детей и вырастить из них доктора, юриста, художника, торговца, руководителя, других обусловленных участником пари представителей разных сфер деятельности. И – о! – для человека опытного, знающего подходы к ребенку такой результат не является сверхъестественным, но вполне прогнозируемым, планомерно выстраиваемым. Всё искусство воспитания состоит в своеобразной медиации возможностей – умении правильно использовать ресурс времени и внимания воспитанника, своим волевым потенциалом восполнять недостаток детской воли, ассистировать первым нетвердым шагам и пробам ребенка.

Вовка в тридевятом царстве. Фрагмент мультфильма Вовка в тридевятом царстве. Фрагмент мультфильма

И возьмем противоположный случай: разомкнем воспитательный контур и предоставим росту ребенка форму стихийную – случайных сообществ, разноречивых посылов, образов и сентенций, выхваченных из СМИ, при эпизодическом и сокращающемся участии ответственного старшего. Мы закономерно получим при этом «тесто», ползущее в разные стороны, расплескивающееся, пристающее и мажущее – небезызвестную картину кулинарного фиаско Вовки в Тридевятом царстве.

Вовкина карикатурная присказка «Ничего, так сойдет!» в наши дни, к сожалению, перестала быть шуточной: она отображает грустную реальность. Среднему родителю предлагается привлекательная философия, продукт «2 в 1»: не воспитывая, не воспитывать из принципа.

«Вредные советы» делают свое дело. Мало что предпринимая и экономя усилия, родитель и педагог одновременно пребывают в высоком мнении о себе и своих педагогических воззрениях, считают попустительство в воспитании единственно правильным.

Андрей Рогозянский

29 мая 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Время Хлестаковых Время Хлестаковых
Андрей Рогозянский
Время Хлестаковых Время Хлестаковых
Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании
Андрей Рогозянский
Воспитанность – запрещенное понятие современности. Ее вытеснили установки я-культуры. Хлестаковщина сегодня именуется лидерскими качествами, коммуникабельностью, позитивной самооценкой.
«Родители не понимают, что дети – это дар Божий» (+ВИДЕО) «Родители не понимают, что дети – это дар Божий» (+ВИДЕО)
Прот. Димитрий Смирнов
«Родители не понимают, что дети – это дар Божий» (+ВИДЕО) «Родители не понимают, что дети – это дар Божий» (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Димитрием Смирновым об образовании и воспитании
Никита Филатов
В чем истинный смыл воспитания и образования? Почему современная школа в принципе плоха? Чем полезно домашнее образование? В чем причины конфликтов детей и родителей, учителей и учеников?
«А что мы? Они же просят…» «А что мы? Они же просят…»
Елена Фетисова
«А что мы? Они же просят…» «А что мы? Они же просят…»
Елена Фетисова
«Ну дети же просят…» – стандартное родительское оправдание. Почему родители так легко и бездумно подчиняются «детскому нажиму»? Откуда такое странное безволие?
Комментарии
1 июня 2017, 13:49
Дмитриев, я и не говорю здесь о поклонении, тем более о "поклонении" желаниям ребенка, вы сами это выдумали и преувеличили:). Я говорю здесь об отношении к ребенку, как к человеку с которым можно вести диалог, это же не бревно которое можно вертеть и обтесывать как хочешь. Все равно буратино не получиться, а получиться трагедия. Это как у аввы Дорофея, два монаха препираются, это он грубый, нет он непослушный. В итоге - кто должен смириться? Оба :) Так и здесь. Кто выше ребенок или родитель? Никто, оба смиряются :) Но при этом иерархия остается.
Марина 1 июня 2017, 12:13
Андрей, спасибо за статью! да, не воспитывать из принципа - это сейчас модно. Даже книги выпускают с названиями "Для ленивой мамы"! Т.е. даже родитель - как пример для ребёнка - нивелируется в его, родительском, сознании. Как же ребёнок будет уважать таких родителей? Или родители не воспитывают, потому как у них "не получается": легче дать ребёнку планшет и самим уткнуться в телефон. Или родитель не имеет собственных установок и морально-нравственных ориентиров, но при этом очень ответственен. такой родитель боится навредить ребёнку, ограничить его, и тоже избегает процесса воспитания.
Сергей 1 июня 2017, 00:03
Воспитание невозможно без послушания. Послушание – от слова «слышать». Как научить того, кто глух? Послушание это и пятая заповедь декалога: «Почитай отца твоего и мать твою», и путь Христов, Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной…», это монашеский обет, это «базовая» добродетель, без которой другие добродетели недостижимы, и это то, чего я почти не нахожу в себе, и вокруг себя. Непослушание насаждается мiром как орудие разрушения «территории любви» - семьи, последнего оплота человеческого богоподобия. Учить детей послушанию можно и сегодня, хотя и ох как непросто. Ведь не умеющий слушаться того, которого видит, как сможет послушаться Того, Которого не видит?
Петр31 мая 2017, 14:54
Мне кажется истина в золотой середине, а не в крайностях, а крайности при рассмотрении выглядят уродливо. Автор очень хорошо это проиллюстрировал для "либеральной" крайности, но мне кажется что сама статья очень близко подошла "анти-либеральной" крайности. Если слова майдан, критика, либерал, личность, интеллигенция, толерантность итд автоматически по определению получают черный ярлык (что весьма распространено) то это признак этой крайности. Это так просто, выкрасить мир в черное и белое, и гордо отрицать все черное. Именно этим и уродливы принципы современного антипедагогического подхода, как показано в этой статье, но и в другую крайность впадать ну ничколечки не лучше!
Александр31 мая 2017, 11:37
Не все так просто. Часто воспитание оборачивается семейной тиранией, которую мне пришлось на себе. В результате - сильнейший комплекс неполноценности. И со своими детьми я обходился похоже, хотя и мягче. Но и об этом безмерно жалею.
Арина31 мая 2017, 09:32
Плоское общество без иерархии по Остеру. А когда родители пытаются включить авторитет, ребенок не понимает, только что была демократия в песочнице и вдруг равный требует от равного подчинения. Родители не понимают откуда бунт, и во всеведающий интернет за консультацией, а там все тот же Остер.
Дмитриев31 мая 2017, 00:51
30 мая 2017, 19:09 "мы не говорим с детьми,нет честного диалога, а значит не признаем их право быть личностями, мы не смиряем себя". Не смиряем себя перед детьми??? Да уж... прав автор, уже и в православную среду проникает этот либеральный душок. Ребенок это "личность", а родитель должен перед ним "смиряться". Замечательно. А почему бы сразу не поклоняться? Смиряться ведь тоже надо с умом. А то будет как русской народной поговорке: "заставь, сами знаете кого, Богу молиться, он себе лоб расшибет"...
Иоанна_31 мая 2017, 00:44
/... О необходимости любить ребенка и об убеждении детей своим положительным примером. Неплохо. Но мало.// А по-моему - 99%. Вполне можно обойтись без "активного воздействия на ребёнка", если есть любовь, подлинный авторитет родителей, взаимопонимание, общий язык. Строгость должна обязательно идти вместе с лаской, а иначе - "туши свет"... Да и время нашей родительской власти недолгое, а когда ребёнок вырастет - захочет ли он быть там, где считают, что любовь - это всего лишь "НЕПЛОХО"?
Наталья30 мая 2017, 23:04
"В мире скорбни будите, но мужайтесь..." Любовь, терпение , милосердие к детям, а так же личный пример помогут всё преодолеть, мужайтесь!
Спасибо за статью!
Наталья Богоявленская30 мая 2017, 22:41
Воспитанность -- это некие рамки, определяющие уважение человека к окружающим. Воспитанный человек, например, не станет ругаться матом в общественном месте. У нас же сейчас матерятся все -- и взрослые, и дети, и мужчины, и женщины, матерятся в голос, невзирая на время и место. А сделаешь замечание -- в лучшем случае недоуменно пожмут плечами, а то и пошлют... Воспитанный уважает старших -- нынешним подросткам невозможно слово сказать, нахамят так, что потом весь вечер чувствуешь себя словно помоями облитой. Прав автор статьи: воспитанные люди перевелись.
30 мая 2017, 19:09
Я понимаю о чем речь идет в этой статье. Мы в свое время скинули ярмо послушания родителям, нашли способ, в итоге что вышло - хорошо если ни шатко ни валко :) Послушание к сожалению перестает быть ценностью - вопрос как это вернуть? Я вижу проблему в том что за непослушание ребенок получает гнев, крик, строгое наказание, хотя достаточно одного наказания. И это важно. Бешеный гнев неуместен. Если же он послушен то это само собой разумеется, отношение к нему не меняется, может быть даже пренебрежительным. Отсюда неприятие. Плюс мы не говорим с детьми,нет честного диалога, а значит не признаем их право быть личностями, мы не смиряем себя, а мним - раз я родитель то все знаю. Это тоже гордость.
Светлана30 мая 2017, 17:33
В память о н.п. рабе Божием Алексие. Он родился в семье, где мать, будучи на сносях, с дружками пила водку стаканами. Позже о том, что творилось у них в доме, говорил: "Там - ад!" Ни воспитания, ни добра он не видел. Но вырос Человеком. Не пил совсем и столько людям успел добра сделать, сколько некоторые от родных детей не видели.
Вот ведь как в жизни бывает!
К30 мая 2017, 16:17
Каждый родитель воспитывает детей как считает нужным: 1) чтоб был как я. 2) чтоб был лучше чем я /а дальше смотрим систему ценностей родителя/ 3) чтоб был таким, каким я хотел бы быть, но не могу 4) как нибудь да вырастет. Никакое общество не помешает настырному родителю воспитать (испортить) своих детей. Порой ( особенно по п3- самый опасный, когда родитель собой не вполне доволен) результат принимает удивительно безобразные формы. Качество родителей = 90% качества детей. Гены пальцем не раздавишь. Касательно статьи. Зачем она? Воспитывайте взрослых (учителей не исключая). Они у нас, порой, такие дикие (не только учителя:), делайте это с любовью и будет вам счастье.
Ольга30 мая 2017, 15:14
Наверное, будет лучше, если на тему воспитания напишет Екатерина Бурмистрова, например. А авторитарное воспитание опасно. Меня воспитывали сурово, как автор предлагает. И какое счастье, что родители не были православными: у меня было бы отторжение Церкви.
П.30 мая 2017, 14:03
Помню себя в 1980-е гг., в школе. Как же я тогда уставал от ханжества окружающих, в первую очередь части воспитателей! Мало кто из них мог служить мне примером. И я не один был таким. Дети же чувствительны к фальши и лицемерию, как никто... То, что, начиная с "перестроечных" лет, дети подростки всё дальше и дальше уходят от контроля родителей и воспитателей, увы, обусловлено тем, что делают сами родители и воспитатели. Но, с другой стороны, в моей жизни, к счастью, нашлись настоящие наставники и воспитатели, в том числе способные, как пишет автор, "коренным образом изменить всю логику" интересов воспитанника. Жаль, что таких людей я вижу всё меньше и меньше...
р.Б.Алла30 мая 2017, 10:51
Во времена моего детства мама подарила мне книгу Дорохова Алексея Алексеевича "Это стоит запомнить" 1961г.изд.Она и по настоящее время цела.Элементарные правила поведения в обществе в ней отражены.Кто-то скажет,что все изменилось за такой промежуток времени.Да,возможно,но основа осталась.Помню,что мама никогда не повышала на меня голоса,а сейчас с внуком родители разговаривают на повышенных тонах.И чтобы посмотреть телевизор или чем-то заняться,включают ему мультики постоянно(он уже подсел на них).Внук любил слушать,когда читали ему книги,а сейчас больше-мультики.Хотя многие из них несут агрессию.Родителям не хватает времени на воспитание детей и это печально.А живем мы не рядом,чтобы помочь
Екатерина30 мая 2017, 10:01
Очень точная и актуальная мысль о недостаточности собственного примера как воспитательного средства. Всё! Ушли те времена, когда "воспитывала полоска света, льющаяся из-под кабинета отца" (любимый аргумент многих современных педагогов). Если вы будете уповать на "полоску света", ваше чадо воспитает интернет! Андрей, пожалуйста, расскажите хоть немного, как воспитывать ребенка, если в семье всё против, если "враг" внутри - бабушки вкладывают в руки детей планшет, отец подает плохой пример... Только не забывайте и о нотках оптимизма, что не всё безнадежно... Пожалуйста!!!
Анна30 мая 2017, 06:21
Все так, все правильно. Но ведь это не ограничено только отношениями родители - дети, а отношениями людей друг с другом, общением и уважением только с нужными или "приятными" людьми на приходе, сколько такого в храмах. А дети только перенимаеют такое поведение. "Рыба гниет с головы".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×