«Кто постиг, как вознесся Господь Бог наш?»

Перевод древнейшей службы Вознесению

Сегодня, в день отдания праздника Вознесения Господня, портал Православие.Ru публикует перевод службы Вознесения, находящейся в древнегрузинском сборнике Иадгари.

    

Эта древнейшая служба отражает иерусалимское богослужение V–VIII века. Если говорить о целых службах, у нас нет ничего боле древнего. Она подтверждает древность ряда стихир, используемых в современном богослужении, например, «Восшед на небеса, отонудуже и восшел еси», «На горах святых» (см. ниже).

В текстах службы содержится глубокое богословие, говорящее о том, что Вознесение Христово является завершением всего дела спасения — воплощения, крестных страданий, Воскресения:

Ангельский собор
узрел Тебя,
незримого, плотию
вознесшегося на небо,
и радостно возопили Тебе
силы небесные:
«Возьмите, врата, князи ваша
и возьмитеся врата вечная,
и внидет Царь славы»,
первый от века Бог,
Крестом ад сокрушивший
и даровавший верным
жизнь вечную.

(стихира на Господи воззвах)

В этой стихире многое значимо.

Во-первых, само начало «Ангельский собор». Здесь мы видим истоки знакомого нам и родного воскресного песнопения «Ангельский собор удивися, зря Тебя в мертвых вменишася» (тропари по «Непорочных»).

Здесь говорится о парадоксе богочеловечества Христа: незримый Бог виден во плоти

Во-вторых, здесь говорится о парадоксе богочеловечества Христа: незримый Бог виден во плоти и с плотию возносится на небо. Победный призыв, взятый из 23 псалма: «Возьмите, врата, князи (т.е. верхи) ваши» первоначально относился к воскресению и ниспровержению адских врат и лишь затем был перенесен на Вознесение. В древности для почетных гостей специально поднимали верхи ворот, чтобы они могли проехать верхом. В контексте Вознесения эти слова псалма осмысляются, как исповедание неизмеримости и бесконечности Бога, Которого не вмещают небеса и небеса небес. Однако это победное восхождение на небеса оказалось бы невозможным без Креста, сошествия во ад и победы над дьяволом, грехом и смертью:

Лютого нашего врага
крестом, Христе,
Ты разрушил,
и вознесением Твоим
мир просветил.

(3 песнь. 1 тропарь).

В службе присутствует удивительное чувство радости, ибо Христос не разлучается с учениками, но, напротив, укрепляет их обещанием Утешителя, Святого Духа:

Как изрек Спаситель наш,
«Я взойду на небеса
и пошлю Духа Святаго,
Он приидет и напомнит
все, что Я говорил вам».
Возрадуйтесь и возвеселитесь со Мною
о жизни вечной».

Вознесение – не праздник расставания, но – праздник присутствия

И действительно, Вознесение — не праздник расставания, но — праздник присутствия. Если бы Христос не вознесся, Его пребывание ограничилось бы только Святой Землей, а благодаря Его вознесению и прославлению Он невидимо присутствует везде, где только есть двое или трое, собранных во имя Его (Мф. 18, 20), на престоле каждого православного храма во время литургии. И этот день действительно день радости всех о жизни вечной.

В-третьих, в службе присутствует чувство неизреченности Вознесения и единой хвалы сил небесных и земных соборов возносящемуся во славе Христу, пославшему учеников для проповеди по всей вселенной:

«Кто постиг,
как вознесся Господь Бог наш?
Он послал Духа Святаго,
и просветил концы земные,
возрадовались силы небесные,
воскликнули Херувимы и Серафимы,
непрестанно благословят и глаголют:
«Возьмите врата князи ваши,
да войдет Царь славы Христос».

Вознесение есть прославление человечества Христа, Его вхождение во славу Святой Троицы

И действительно, Вознесение Господа нашего Иисуса Христа в конечном счете неизреченно и неописуемо. Глубокой ошибкой было бы представить его только как левитацию, своеобразный полет в космос. Вознесение есть прославление человечества Христа, Его вхождение во славу Святой Троицы. Очам апостолов это событие было явлено как восхождение на небо. Однако его суть остается сокровенной для нас. Согласно стихире, Вознесение становится началом Пятидесятницы и, таким образом, хвала херувимов и серафимов относится не только к Вознесению, но и к Сошествию Святаго Духа и апостольской проповеди.

Кроме того, в стихирах на «Господи, воззвах» содержится учение о молитве и о песнопении как о духовной жертве:

«Вечернюю жертву
приносим Тебе, Христе,
вознесшемуся на небо плотию,
и грядущему снова
во славе Божества,
Царю славы,
приими похвалу нашу
и спаси нас».

Молитва, в особенности соборная, действительно становится духовной жертвой

С одной стороны, здесь вроде бы нет ничего нового. Еще в 140 псалме «Господи, воззвах» есть слова: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя». Однако, то, что в Ветхом Завете было лишь пожеланием, становится реальностью в Новом Завете: наша молитва, в особенности соборная, действительно становится духовной жертвой, которую Бог принимает «в запах благоухания духовного» и в ответ посылает нам благодать Святаго Духа. Христос сходит с небес для спасения рода человеческого, «возносится на небо плотию», чтобы вновь вернуться «во славе Божества» для Страшного Суда. Таким образом, здесь присутствует идея восхождения-снисхождения, исхода и возвращения, весьма важная для православного богословия. И, наконец, здесь присутствует важная для всех нас мысль: Вознесение — пролог Второго и Славного, и Страшного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. В этот день все мы должны вспоминать о Страшном Суде.

Наконец, с точки зрения богословия и иконографии весьма важна следующая стихира:

Радуйся, Дево Мария,
Богородице Матерь,
явившаяся как храм и кивот
Ветхого и Нового Завета,
сосуд золотой,
исполненный манной,
моли от Тебя Рожденного
избавить души наши.

Уже на древних изображениях Вознесения, например, на миниатюре из Евангелия Раббулы (VI в.), Пресвятая Богородица предстает посреди апостолов и взирает на возносящегося Христа, хотя в Священном Писании и не сообщается прямо о Ее присутствии во время Вознесения. Сравнения ее с Ветхозаветным Храмом, Ковчегом Завета, златым сосудом, исполненным манной, говорят о богатстве обожения, которое даровал Христос Своим спасительным делом, завершившимся Вознесением и Пятидесятницей.

Перевод с древнегрузинского сделан диаконом Владимиром Василиком по изданию. Древний Иадгари. Тбилиси: Мецниереба, 1980. С. 238–241.


СЛУЖБА ВОЗНЕСЕНИЮ ГОСПОДНЮ
ИЗ ИАДГАРИ

СТИХИРЫ НА ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ:

Вечернюю жертву
приносим Тебе, Христе,
ибо вознесся Ты на небеса
плотию Твоею
во спасение душ наших.

К Тебе, Господи, Господи, очи мои,
на Тебя они зрят,
Духом Святым утверди нас,
и сподоби нас Царствия Твоего
достигнути
ибо Един еси, многомилостиве.

К Тебе вопием, Содетелю,
Христе Боже,
не отвергни нас
от Твоего лица,
но, как Благой и Человеколюбец,
сподоби нас Царствия Твоего.

Придите, все верные,
воспоем Единого Человеколюбца, Христа
Собезначального Отцу
и соприсносущного Духу,
Он избавил природу нашу
от греха и тления.

ИНЫЕ СТИХИРЫ.

Вечернюю жертву
приносим Тебе, Христе,
вознесшемуся на небо плотию,
и грядущему снова
во славе Божества,
Царю славы,
приими похвалу нашу
и спаси нас.

Ангельский собор
узрел Тебя,
незримого плотию,
вознесшегося на небо,
и радостно возопили Тебе
силы небесные:
«Возьмите, врата, князи ваша
и возьмитеся врата вечная
и внидет Царь славы,
первый от века Бог,
Крестом ад сокрушивший
и даровавший верным
жизнь вечную.

Радуйся, Дево Мария,
Богородице Матерь,
явившаяся как храм и кивот
Ветхого и Нового Завета,
сосуд золотой,
исполненный манной,
моли от Тебя Рожденного
избавить души наши.

ИНЫЕ.


Ты вознесся на небеса
откуда и сошел еси,
не оставь нас сирыми, Господи,
но да приидет Дух Твой Святый,
подающий мир миру,
покажи сынам человеческим
дела силы Твоей,
Человеколюбче.

Кто постиг,
как вознесся Господь Бог наш?
Он послал Духа Святаго,
и просветил концы земные,
возрадовались силы небесные,
воскликнули херувимы и серафимы,
непрестанно благословят и глаголют:
«Возьмите врата князи ваши,
да войдет Царь славы Христос».

Как изрек Спаситель наш,
«Я взойду на небеса
и пошлю Духа Святаго,
Он приидет и напомнит,
все, что Я говорил вам».
Возрадуйтесь и возвеселитесь со мною
о жизни вечной».

На горах святых
видели апостолы
Тебя   возносящимся
в сияющем образе
славы Твоея,
Поклоняемся видению
света лица Твоего
И воспеваем Тебя вознесшегося,
И славим Духа Твоего Святаго:
«Помилуй нас».

Канон. Глас 4.
Песнь 1.

Воспоим.

Возведшего нас
от врат смертных
воспоим Христа,
ибо славно прославился во веки.

Вознесение
пред учениками.
Воспоим Христа,
ибо славно прославился во веки.

Молитвами
святых апостолов Твоих, Спасе,
сподоби нас петь Тебя,
как Благой и Человеколюбец.

Песнь 2.

Вонми, небо.

Воздайте, люди,
славу Христу Богу нашему,
вознесшемуся плотию
со славой на небеса.

Даруй нам, Христе,
Твои милости,
и Царствия Твоего
нас сподоби.

Истинен и свят
есть Господь Бог наш
вознесшийся со славою на небеса,
и исполнивший мир хвалением.

Слава Тебе, Слава Тебе,
славный Царю,
явившийся нам
воистину плотию,
слава Тебе, Боже.

Видите, видите,
ибо Бог и человек
вознесся на небеса
и исполнил мир.

Песнь 3.

Утвердилось.

От Господа Бога моего
утвердилось сердце мое,
ибо вознесением Его
Царствия мы сподобились.

Лютого нашего врага
крестом, Христе,
Ты разрушил,
и Вознесением Твоим
мир просветил.

Апостолы, Христе,
Вознесением Твоим
утвердились просветить
все концы богомудрием,
Человеколюбче.

Песнь 4.

Услышал я...

Услышал я слух Твой, Господи,
ибо Ты вознесся на небо,
и прославил я силу Твою.

От ангелов укрепились
апостолы Твои, Господи,
в Вознесении,
в восхождении силы Твоея.

Просветивший апостолов
Вознесением Твоим, Господи,
просвети и нас
благодатию Силы Твоея.

Песнь 5.

От нощи...

Воссиявший свет миру
Вознесением Твоим, Спасе,
спаси души наши,
Иисусе, Сыне Божий.

Даровавший познать,
Христе, Царство Твое,
святым апостолам
Ты вознеслся во славе,
Иисусе, Сыне Божий.

Обещавший Духа Святаго
И обрадовавший апостолов
Ты вознеслся во славе,
Иисусе, Сыне Божий.

Песнь 6.

Возопих..

Грехами потопляем
и возопил я к Тебе:
«Господи, Господи,
избавь меня».

Вознесшийся плотию,
и верующих искупивший
молитвами святых апостолов Твоих
даруй мир миру,
Господи, и спаси нас.

Песнь 7.

Благословен.

На горе учеников наставивший
и с плотию на небеса вознесшийся
благословен еси, Господи,
Боже отцов наших.

Просветивший учеников Твоих
восхождением на небеса,
благословен еси, Господи,
Боже отцов наших.

Молитвами святых апостолов
мир подай поющим Тебя,
Господи, Боже отцов наших.

Троице поклонимся, верные,
Единому Божеству,
в славословиях возопиим:
благословен еси, Господи,
Боже отцов наших.

Царя Христа,
уснувшего сном смерти,
но с собою воскресившего
от гробов мертвых,
все дела Господни
пойте и превозносите
Его во веки.

Вознесению Христову
поклонились святые апостолы,
гласом великим восклицали
и говорили:
«все дела Господни
пойте и превозносите
Его во веки».

Троице Святая,
Ее же исповедали
преподобные отроки, в печи
гласом великим восклицали
и говорили:
«все дела Господни
пойте и превозносите
Его во веки».

Песнь 9.

Величит

Тебя, Матерь Света
и Деву, Богородице,
непрестанно величаем.

От Тебя родился Христос,
Богородице,
непрестанно величаем.

Силою Креста Твоего,
Христе, Ты попрал смерть,
вознесение Твое,
Господи, величаем.

Прославляемого со Отцем
и Святым Духом
непрестанно Тебя, Христе,
величаем.

Плотию вознесшегося,
славою мир просветившего,
непрестанно Тебя, Христе,
величаем.

СТИХИРЫ НА ХВАЛИТЕХ.

От горы Елеонской
Вознесение Христа Царя
ныне хвалим,
ибо весь мир спас Он.

Апостолов просветивший
обетованием Святаго Духа,
Ты вознесся во славе,
Христе, Спасе мира,
славим и благословляем Тебя.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Вознесение Господне (+ВИДЕО) Вознесение Господне (+ВИДЕО)
Прот. Артемий Владимиров
Вознесение Господне (+ВИДЕО) Вознесение Господне (+ВИДЕО)
Великие праздники
Протоиерей Артемий Владимиров
Вознесение Господне указывает нам наш собственный путь. Ведь отныне отечеством нашим уже будет не земля, но Небо.
Богослужебные слова Богослужебные слова
Прот. Андрей Ткачев
Богослужебные слова Богослужебные слова
Протоиерей Андрей Ткачев
Надо быть внимательней. Надо вместить сердце в краткие, но великие слова. Пусть ты лично сегодня не чувствуешь ни скорбей, ни нужд, ни гнева. Но ты понимать обязан, что в нуждах и скорбях тонет всё человечество и молнии справедливого гнева блестят над ним.
Вознесение Господне Вознесение Господне
Свт. Николай (Велимирович)
Вознесение Господне Вознесение Господне
Святитель Николай (Велимирович)
Так вознесся на небо Тот, Который вмещал небо в Себе. Тот, кто носил в себе ад, в ад и попадет, но тот, кто носил в душе своей небо, на небо вознесется. И действительно, никто не сможет вознестись на небеса, кроме тех, в ком есть небо; и никто не попадет в ад, кроме тех, в ком есть ад. Родственное тянется к родственному и соединяется с родственным; а не родственное отвергает.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×