Вы верующий? Нет, я христианин

    

Вам, дорогой читатель, нравится слово «верующий»? Мне, если честно, не очень. Веет от него чем-то холодным и формальным. А еще газеты и ТВ употребляют его часто с сарказмом и иронией. Верующие для них – это не ядро и сердцевина общества, а его окраина и периферия. Некий фрагмент, сектор. А у сектора один корень с сектой.

Какую ассоциацию вызывает у вас фраза: «В соседнем подъезде нашего дома живет верующая женщина...»? Для большинства такая женщина – одинокая, неудачница в браке, как правило, не имеющая нормального контакта со своими детьми, носящая строгую, темного цвета одежду, замкнутая, неразговорчивая, невеселая... Одним словом, ее дух творит соответствующую форму, которой совсем не хочется подражать. Недаром наш религиозный фольклор породил точное, в стиле Грибоедова или Салтыкова-Щедрина, крылатое выражение: «Кто главный враг верующей женщины?» – «Другая верующая женщина».

Были времена, когда верующими женщинами восхищались, потому что эти женщины были настоящими христианками

А ведь были времена, когда верующими женщинами восхищались, потому что эти женщины были настоящими христианками. Сохранились воспоминания святителя Иоанна Златоуста о своей матери, которая в 20 лет осталась вдовой с двумя малыми детьми на руках. До конца жизни она не вступала во второй брак, живя в чистоте. Преподаватели философии и риторики, которые были тогда язычники, видя такую строгую и чистую жизнь, сказали ставшую крылатой фразу: «Посмотрите, какие у христиан женщины».

От своей мамы я слышал другой рассказ. У них в доме после войны жила монахиня. К ней мама с младшей сестрой, еще совсем маленькие девчушки, иногда заходили – просто так, проведать. Уходить им домой не хотелось – такая эта монахиня была добрая и ласковая. Всегда гладила по головке и никогда не отпускала девочек без конфеток или кусочков сахара...

Я помню свою первую встречу с большой дружной многодетной семьей. Это было 25 лет назад, в годы моего юношеского воцерковления, когда мне, молодому человеку, требовался живой пример настоящей христианской жизни. И я его там увидел, когда мы работали в огороде, обедали за большим столом, пили чай в саду из самовара, а вечером после молитв на сон грядущим все вместе пели – в этой семье был свой настоящий хор...

Мы постоянно слышим, что у верующих скоро начинается пост, а в пост верующим нельзя есть мясо и ходить в театр... Верующие по 5–7 часов стоят к мощам или иконе, верующие молятся, каются в грехах, помогают беженцам и заключенным. А теперь стоп! Прошу внести ясность в слова и понятия. Есть среди нас верующие, и есть еще христиане. В чем же между ними разница? Давайте разбираться.

По статистике в нашей стране 85% крещеных людей, которые в основной массе и называют себя верующими. Они признают бытие Божие, но совсем не хотят менять свою жизнь. Их вера не предполагает труда над собой в направлении, указанном Евангелием. Если это люди состоятельные, то в храме такие верующие часто занимают места в VIP-зоне, любят постоять в алтаре, не прочь пообщаться с архиереем. Для этого им не помеха третий брак или сомнительные с точки зрения совести бизнес или образ жизни. Не лучше обстоит дело и у простых людей – все силы и время отнимает работа, а свободное время часто заполняется известной и примитивной пустотой. Большинство людей перестали читать и размышлять о жизни. Вся информация человеком черпается из ТВ или интернета. А ведь христианство постоянно говорит людям о красоте, подвиге жизни, любви друг к другу... Верующими у нас стали почти все – эстрадные певцы и артисты театра, профессиональные боксеры, герои-победители боев без правил и цирковые клоуны, ведущие ток-шоу, спортсмены, банкиры, политики... От такого многообразия начинает рябить в глазах. Старец Моисей Святогорец, проживший на Афоне 35 лет, писал: «У христиан сегодня двойная жизнь, не всегда они обладают чистотой и цельностью личности. Это раздвоение – большое страдание. Христианин не должен казаться одним, а быть другим, говорить одно, а делать другое. Это притворство, хорошее или плохое, не может быть чертой христианина».

    

С годами все больше появляется вопросов, на которые все труднее находишь ответы. Да и ответы все какие-то с натяжкой. Можно ли таких людей назвать неверующими? Ни в коем случае, даже не пытайтесь. Они действительно верующие, но только по-своему, по-особенному. А вам известно, что даже бесы – это глубоко верующие существа? Их вера в Бога будет для многих из нас упреком на Страшном Суде. Не верите? Прочитайте об этом у апостола Иакова в его послании во 2 главе. Но бесы веруют в Бога и трепещут, а человек должен веровать и радоваться; они веруют и остаются бесами, такими же злыми, мерзкими, лживыми и коварными, а мы должны верить и приобретать ангельские качества и становиться похожими на святых. Довольно трудно ответить человеку, который спрашивает, насколько возможно совмещение веры и неподобающего для этой веры образа жизни и поведения. И вот здесь нам на помощь придет указание существенных отличий христианина от просто верующего человека, пусть и очень хорошего.

Все напрасно и бессмысленно, если наша вера не раскрывается в жизни

Одним из главных принципов христианства, наверное, будут слова апостола Иакова: Человек, покажи мне веру твою из дел твоих (см. Иак 2, 18). Все напрасно и бессмысленно, если наша вера не раскрывается в жизни. Тогда она мертва, как тело без души (см. Иак 2,26), а со временем такая вера станет все более похожей на бесовскую, ибо не совершает главного – изменения к лучшему и доброму самого человека. Замечено, что простые и добрые люди с чуткой совестью легко принимают истины православия и становятся христианами. Совсем другой путь у религиозного формалиста, который верит лишь рассудком, не включая сердце в восприятие духовной жизни. Не ожившее для новой жизни сердце будет причиной полного духовного бесплодия всех трудов и усилий. В христианстве всегда на первом месте была жизнь человеческого сердца. Именно в сердце фокусировался весь человек, здесь отражалась вся его жизнь. В Новом Завете с особой теплотой описана жизнь первых христиан. Сказано, что все они были вместе и имели все общее; продавали свои имения и земли, а полученные от продажи средства разделяли на всех, смотря по нужде каждого; каждый день единодушно пребывали в храме, совершая Евхаристию, и самое главное – находились в любви у всего народа (см. Деян 2, 44-47).

С особой тревогой и заботой апостолы следили за чистотой жизни своей паствы.

Только бы кто не пострадал из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, – обращается к первым христианам апостол Петр, – а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь (1 Петр 4 15,16).

Преподобный Иоанн Лествичник дает емкое и точное определение христианина: «Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу» (Леств. 1,4). Виден акцент, сделанный на труд и подвиг жизни. Очевидна связь веры – правой и непорочной – с чистотой жизни. Во Христе показан идеал, которому следует всеми силами подражать. Только так верующий человек может со временем стать христианином. Важно понять – христианином не рождаются, им становятся.

«Христианин призван прежде всего прислушиваться к голосу Евангелия, – учит старец Моисей Святогорец, – зовущему его к постоянному риску комфортом, который им обладает... Отвечать перед Богом мы будем не только за то, что не делали плохого, но и за то, что не делали хорошего, не возлюбили добродетель...»

Мне бы хотелось, чтобы чаще в нашей речи употреблялось слово христианин. Не бойтесь использовать его, особенно в разговорах с друзьями и родственниками, с родителями других детей и соседями по этажу. Говорите, что христианин не может блудить, воровать, обманывать, обижать, пьянствовать... Это не просто и не только верующий человек. Это ученик и последователь самого Христа, совершающий иногда, как человек, ошибки и падения, но всегда об этом скорбящий и переживающий. Вы – соль земли и свет мира, – эти слова сказаны про христиан и христианам. Я замечал, что слово христианин обладает особой притягательной силой. Также как герой или рыцарь. Христианином хочется стать, на него хочется быть похожим. А почему – ответ мы знаем. Он сокрыт в личности Христа – самого прекрасного из сынов человеческих. А Его благородные и лучшие качества призван развить в себе и раскрыть перед другими людьми именно христианин – подлинно верующий человек.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Как христиане становятся христианами? Как христиане становятся христианами?
Сергей Комаров
Как христиане становятся христианами? Как христиане становятся христианами?
Сергей Комаров
Огонь веры необходимо поддерживать, известное вспоминать, неизвестное узнавать, любовь возгревать. Иначе легко потухнуть, выгореть, ослабеть.
Братья и сестры Братья и сестры
Свящ. Сергий Бегиян
Братья и сестры Братья и сестры
Священник Сергий Бегиян
Наша беда заключается не в том, что мы живем далеко от святых, а в том, что мы их не видим.
Митрополит Даниил: «Христианин – всегда оптимист. Потому что знает: над нами Господь» Митрополит Даниил: «Христианин – всегда оптимист. Потому что знает: над нами Господь»
Анастасия Рахлина
Митрополит Даниил, Архангельский и Холмогорский, рассказал нам о правильных отношениях людей Церкви и общества, о том, что отвечать, когда осуждают священников, о современной миссии, долготерпении и о том, что нужно сделать, чтобы в деревнях перестали пить.
Комментарии
р.Б. Ольга13 июля 2017, 14:50
Батюшка, спасибо вам огромное за такие утешительные статьи! Спаси Господи! Слава Тебе Боже наш, слава Тебе!
27 июня 2017, 00:00
Комментарий №2. И по моему, термин "христианин" также не совсем точен в современных реалиях, ведь и католики, и сектанты, также считают себя христианами, но нам с ними точно не по пути... Например, в моей местности, сектантов всех мастей, называющих себя христианами, в разы больше чем православных, хотя большинство взрослых также крещены в Православии, но они точно "не наши". А вот "православный христианин", это наиболее близкое определение паствы Русской Православной Церкви, и для более успешного восприятия окружающими, стоит употреблять именно это словосочетание. Еще скажу, что ссылка на статью висела у меня неделю, но выключать я её не стал, пока не прочел, и, как оказалось, не зря.))
26 июня 2017, 23:48
На мой взгляд, это очень хорошая статья. Читается легко, с первых строк затягивает, повествование динамичное и резкое, твёрдое. Сегодня не многие так пишут на духовные темы, а если и пишут, то редко подобные работы пропускают редакторы. И у меня, как ни странно, с недавних пор слово "верующий" стало вызывать некоторое отторжение, поэтому я, в дискуссиях на тему Православия, в сети и реальной жизни, перешел на употребление словосочетания "православный христианин", либо просто христианин, если дискутирую с такими же православными как я, кем бы они ни были.
Сергей Т25 июня 2017, 01:30
Ещё один повод задуматься к какой категории отношусь я сам. Имею ли я право назвать себя христианином? Ведь это слово в своём корне имеет имя Того, Кто превыше всего и Кому мы должны стремиться подражать.
Иоанна_24 июня 2017, 00:25
Не пойму, чем не нравится дорогому отцу Андрею слово "верующий"? На мой взгляд носителя языка и филолога, это слово в русском языке, если оно употребляется без уточнений, имеет значение именно "православный христианин". "Набожный" - более узкое, здесь акцент делается на соблюдение обрядов, но и тут нет ничего сомнительного, сплошной позитив. "Верующий или набожный?" - неграмотная постановка вопроса, поскольку такой вопрос подразумевает противопоставление, а его здесь нет. Так что и "православный", и "набожный", и "верующий" - правильно. Но самое первое, что приходит на ум, самое употребительное - "верующий". Вспомним, как Господь сказал Фоме: "И не будь неверующим, но ВЕРУЮЩИМ" (Ин.20,27).
Георгий23 июня 2017, 09:05
Полезная статья. Но позволю одну ремарку, считаю, что когда христианами становятся бойцы_борцы _артисты и шоумены- это не плохо, гораздо хуже когда наоборот христиане( даже в сане и монахи) становятся шоуменами и попзвездами.
Александр Бутов, г. Москва23 июня 2017, 00:24
"Какая прекрасная статья". Странно, что батюшка не посоветовал говорить привычное всем нам слово "православный", а посоветовал говорить "христианин". Странно это по одной простой причине: в разговоре, если кто-то говорит о себе, что он христианин (как советует делать батюшка), у собеседника может невольно возникнуть вопрос, который он тут же может и озвучить: "А какой христианин - православный или католик?" Почему бы сразу не ответствовать так, как должно? Чего стесняться? Или я чего-то не понял?
Елена Богданова22 июня 2017, 23:17
Уважаемый отец Андрей, Ваша новая статья вызвала в моей душе такие отклики. Мы - верующие, потому что поверили в жизнь вечную, которую открыл для нас Иисус Христос. Мы - христиане, потому что пошли за Ним. Мы грешные, но мы приходим к покаянию. Мы живем в миру и мир занимает значительную часть жизни, но как этого избежать. И какая разница, как называют нас, и как называют себя другие. Главное - мы идем по выбранному нами пути, хотя и спотыкаемся и падаем на каждом шагу, но свернуть с этого пути нас уже никто не сможет заставить! Слава Богу за все!
Иоанна22 июня 2017, 20:47
Удивительно! Сегодня, видя как я перекрестилась, остановившись у Храма, мой инструктор по вождению спросил: "Вы веруюшая или набожная?". Я не дала ответа сразу и обещала подумать, так как слово "набожная" меня смутило. А тут ведь выбирать нужно. Позже посмотрела в И-нете значение обоих слов, и решила, что характеризовать себя этими прилагательными я не буду. Именно потому, что духовная жизнь это все таки глагол. Но как ответить невоцерковленному человеку на заданный вопрос, да еще и так, чтобы не возноситься, я так и не поняла... мой внутренний вопрос остался открытым. А диво в том, что сегодня же мне попадается именно эта статья,с исчерпывающим ответом на вопрос! Спасибо! Слава Богу!
Евгений22 июня 2017, 19:59
Есть люди "верУЮщие",т.е. те,которые исповедуют Веру Христову,а есть люди "верЯщие" в Бога. Такие есть даже среди атеистов,которые верят что "что-там есть". Многие верят в инопланетян,в снежного человека и пр.,дети верят в Деда Мороза и т.д. Нужно четко разделять Веру,как образ жизни и веру ,как уверенность в чем-то. Тогда и христиан можно будет разделить на верующих и крещеных более корректно.
22 июня 2017, 11:52
Какая прекрасная статья.
Григорий21 июня 2017, 23:44
Господи, помилуй! Всё очень верно! Только слова верующий, православный изрядно за последние годы поизносились, обесценились. Вера со временем превращается в некую формальность, обязанность, охладевает сердце, перегорает
Сергей21 июня 2017, 23:31
Ответ Людмиле:Проповедь с амвона касается всех, я не слышал проповедей, которые разделяют прихожан по половому признаку. Оглянитесь в храме, во время службы, много ли мужчин? И откуда в обиходном просторечии появился термин «православные ведьмы»? И правильно ли Вы себя ведете по отношению ко всем прихожанам в храме (не зависимо от пола) и к своим близким - дома? Если рядом с вами, в переполненном храме молится мужчина, то не нужно делать (как правило) неуместных замечаний и наставлений а лучше представьте, что рядом с вами ваш сын, муж или брат и тогда раздражение и желание «оттолкнуть» пройдут и мир воцарится в вашем сердце и тогда, промыслом Божьим, ваши родные будут молиться рядом
Марина21 июня 2017, 22:18
Прекрасное Слово! Преп. Гавриил Ургебадзе говорил, что "в последние времена людей спасёт любовь, смирение и доброта". Эти добродетели находятся только в сердце Богочеловека - Христа, соединить с Ним своё сердце и стать похожим на Господа - мыслить также как твой Создатель, творить также как твой Творец, любить также как Святая Любовь - истинное счастье не только для человека, но и для всей Вселенной! Потому что, по слову Отцов, мир Божий был создан ради святости человека. Большое Вам спасибо, дорогой отец Андрей, за вдохновение идти по этому пути с радостью! С интересом ждём Вашего Слова!
Р.21 июня 2017, 21:43
А как быть с католиками, протестантами? Это ведь тоже христиане,но с православной верой и учением у них большие расхождения. Сейчас и верующими, и христианами себя называют очень многие. Я уж не говорю про многочисленные расплодившиеся секты, в которых тоже считают себя христианами. Мне тоже кажется, что христианин - это очень высокая планка. Христианин - это человек, который поклоняется Богу в духе и истине.
Ирина21 июня 2017, 14:56
Большое спасибо, отец Андрей, за статью! Я-христианин! Какое святое звание! Святые великомученики, мученики и исповедники проливали свою мученическую кровь, терпели смертельные пытки и истязания, оставаясь непреклонными, непоколебимыми в святом звании "я-христианин!". Сам Господь незримо или зримо (совершением чудес), укреплял их в подвиге. Будем молить Господа Иисуса Христа укрепить, утвердить и нас в подвиге, твердо стоять на исполнении животворящих Евангельских заповедей. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою."
Сергей Рымарев21 июня 2017, 11:53
Добавить нечего. Превосходная статья, показывающая разницу между "просто" верующим и христианином. Христианство - это всегда подвиг и отречение своей самости во славу Божию и для пользы ближнего. И проявляется и проверяется оно только одним - ЛЮБОВЬЮ!!! ОНА и будет нас и судить, и награждать, и наказывать в этой и будущей жизни. Вразуми и спаси нас всех, Господи!
Alexej21 июня 2017, 11:18
Автор спрашивает: "Вам, дорогой читатель, нравится слово «верующий»? Мне, если честно, не очень. Веет от него чем-то холодным и формальным." Позволю себе ответить так: На каждой странице Евангелия сказано о Вере и о верующих. Словл "христианин" употребляется 1 раз, в Деяниях Апостолов. Теперь по сути: Мы, священники, вслед за св.ап.Павлом больше говорим о Вере, чем о делах. МИР НУЖДАЕТСЯ В ВЕРЕ. Истинной, конечно. Без Веры невозможно вообще ничего - она есть начало и конец человеку. Невозможен и разговор о добродетели, понимаете?
21 июня 2017, 10:51
Спасибо Отец Андрей за великолепную статью.Вы как всегда очень кратко и понятно для меня изложили суть веры и христиан.
Марина21 июня 2017, 10:50
Так хочется верить людям!!! Раньше, когда гонец приносил весть, его били палками. Мы верим сразу, особенно первому гонцу и даже тем, кого он берёт в свидетели. Но как бывает глубокое сожаление, когда гонец слукавил и свидетели его ложные. И мы стоим на другой стороне весов – весов лжи и лукавства. Господи сохрани нас и удержи к в вере, к людям. Удержи нас в любви...истинной, чистой и светлой.
Людмила21 июня 2017, 10:40
Хотелось бы слышать проповеди с амвона священнослужителей в адрес-мужчин,которые за все понесут ответственность.Изменение мировоззрения мужчины-только плюс,плюс,плюс-всем- Господу,семье,самому ему,обществу.Научить правильно жить мужчину-обьяснить ему-кто он и зачем родился,женился-задача-порой очень из не простых.Только умный и верный поймет все правильно и семья почувствует заботу и любовь,отношение и веру,присутствие ,наконец,Бога в доме и семье.Очень и очень многие так далеки от Истины,диву даешься,а ошибок уже совершено непоправимых-Господи,помилуй...
Наталья, Украина21 июня 2017, 09:37
Батюшка Андрей, спасибо огромное за статьи и лекции, и за Авву Дорофея, его душеполезные поучения - прочитав, слушаю почти каждый день с великим удовольствием, и цитирую близким по духу (по телефону, вайберу)
Антон21 июня 2017, 08:55
Мне кажется, со словом "христианин" надо быть поосторожнее. От слишком частого и небрежного употребления высокие слова как бы пачкаются и изнашиваются. Хороший пример: слово "любовь". Говорить о себе: "Я - христианин", значит претендовать на очень высокое звание. А насколько каждый из нас ему соответствует?
tgkaverina Ощановская21 июня 2017, 06:29
Спаси Господи. Какие правильные, емкие, а главное очень своевременные размышления. Очень кратко и понятно о главном. Низкий поклон.
Павел Ребровский21 июня 2017, 02:13
как правило "верующие" верят во всё сразу и становятся любимым материалом для нападок атеистов.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×