Проповеди должно быть много

В евангельской притче о Сеятеле (см. Мф. 13, 3–23) есть одна интересная деталь, на которую довольно редко обращают внимание. Сеятель (Христос) бросает семя (слово Божие) в землю (человеческое сердце), но только один тип почвы из четырех оказывается благоприятным для созревания семени. Неужели Господь не знает, что земля затоптанная, каменистая, засеянная тернием не принесет плода? Знает. Но все равно сеет, так как проповедь должны услышать все, а не только избранные. Бог желает, чтобы евангельское благовестие достигло ушей всякого человека, хотя личный религиозный выбор у каждого будет разный.

    

Отсюда напрашивается простой вывод: проповеди должно быть много. Согласно притче, и количество обратившихся должно быть куда больше, чем 1–5 процентов населения, стоящих в наших храмах в воскресенье. Если следовать логике притчи, как минимум четвертая часть общества способна воспринять Евангелие, что называется, с лету – им лишь нужно его адекватно донести. Мы и близко не имеем таких цифр, и это значит, что большинство наших людей еще не услышали полноценного евангельского благовестия на современном, понятном им языке.

Кто они, наши соотечественники, до сих пор не пришедшие в храмы? Безнадежные грешники, отъявленные беззаконники, злые еретики, упорные противники Православия? Конечно, нет. Это наши люди, крещеные, во всем такие же, как и мы. И мне не верится в то, что мы такие чуткие в восприятии истины, и поэтому пришли в Церковь, а они такие грешные и бесчувственные, и потому вне Церкви. Скорее всего, их и наша ситуация различается только тем, что с нами кто-то побеседовал, порекомендовал нужную книгу, позвал, объяснил, а с ними этого не случилось. Нас кто-то ввел в Церковь, а их кто-то оттолкнул от Церкви или привел в секту – вот и все отличие.

Поэтому проповеди нужно больше, и служение проповедника сегодня должно стать одним из самых важных церковных послушаний. Более того, нам необходимо во многом изменить устоявшийся взгляд на участие мирян в евангельском благовестии.

* * *

Проповедуй слово, настой во время и не во время (2 Тим 4, 2), – писал апостол Павел Тимофею. «Не жди времени, но, коль скоро видишь, что проповедь нужна и может принесть пользу, проповедуй, в каких бы обстоятельствах ты ни находился»[1], – комментирует слова апостола святитель Феофан (Затворник). Да, заповедь здесь адресована епископу, но не есть ли это общий для всех христиан принцип действия? Если видишь, что дается возможность сказать о Христе, говори. Посодействуй Богу в спасении драгоценной человеческой души.

Если видишь, что дается возможность сказать о Христе, говори

Мы почему-то забываем о том, насколько ценнее всего в мире даже одна-единственная душа, насколько она дорога для Господа. Это ведь та самая потерявшаяся овечка, ради которой Сам Спаситель готов оставить 99 овец незаблудших. Та, о которой говорит и апостол Иаков: Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5,19–20). О ней же пишет и великий Златоуст: «Ничто не может сравниться с душой, даже целый мир. Хотя бы ты раздал бедным бесчисленные богатства, ты не сделаешь столько, сколько обративший одну душу»[2].

Но нас не только не интересует спасение хотя бы одной души – мы почему-то совсем не озабочены тем, что миллионы наших соотечественников не знают Бога, не ходят в храм, становятся сектантами. Такое равнодушие обличает поверхностность нашей веры, отсутствие любви и плохое понимание христианства вообще.

Веровать во Христа – значит возвещать о Нем всему миру

Например, мы бываем уверены, что это не наше дело, что их «Бог приведет». Мы не хотим понять, что Бог приводит человека в Церковь через человека же – иначе Христу не нужны были бы апостолы. Господу необходимы проповедники, говорящие о Нем и живущие по Его заповедям, приводящие других к истине. Поэтому Церковь Христова изначально рождается как Церковь благовествующая, причем на разных языках. Веровать во Христа – значит возвещать о Нем всему миру. Веруем, потому и говорим (2 Кор. 4, 13), – писал апостол Павел.

А бывает, мы считаем, что проповедью обязано заниматься исключительно духовенство. Дескать, это их работа. И вновь ошибка, потому что к благовестию призвана вся Церковь, а она состоит не только из епископов, священников, монахов, но также из мирян. Да, духовенство должно быть в авангарде, но без нас оно ничего не сделает, как и генералы не смогут воевать без армии. Генерал силен армией, а армия сильна генералом. Причем практика показывает, что духовенство часто зажигается и подталкивается к проповеди именно мирянами. А миряне, в свою очередь, берут пример с духовенства. Так и должно двигаться дело вселенской проповеди, получая приращение то с одной, то с другой стороны.

Есть еще распространенный тезис, часто ставящий преграду к развитию миссионерства. «Не спеши учить других, научи прежде самого себя», – говорят нам многие духовники, старцы, подвижники. Безусловно, они правы. Но ведь речь не идет об учительстве, а о том, чтобы поделиться с другими людьми главной радостью жизни. Борьба со своими грехами и свидетельство о Христе Воскресшем должны осуществляться параллельно. «Я знаю, что я плохой христианин, но все, что я говорю о Христе – правда», – сказал, кажется, митрополит Антоний Сурожский. Проповедь о Христе – это когда один нищий рассказывает другому, где найти кусок хлеба. Учить дано не всем, но свидетельствовать о Господе словом и делом необходимо каждому.

Да, проповеднику придется бороться со своим тщеславием и превозношением, впрочем, как и всякому христианину, пытающемуся сделать что-то хорошее. Гордость может испортить любое доброе дело, но это не значит, что добродетели нужно опасаться. Что лучше – не делать ничего доброго, чтоб не возгордиться, или все же творить добродетель, по возможности избегая превозношения, каясь в малейших его проявлениях?

* * *

Бывает, кто-то пытался рассказать родственнику или знакомому о радости христианства, но встретил непонимание. Провал возможен как в первый, так и во второй, и в третий раз. Что делать? Молиться Богу о себе и о тех, кто нас слушает. Учиться на своих ошибках, повышать уровень своей религиозной образованности. Так и выковывается проповедник, проходя через опыт неудач и ошибок. Необходимо трудиться дальше и не унывать. Златоуст пишет: «Если ты не убедишь сегодня, убедишь завтра: если и никогда не убедишь, получишь полную награду; если не убедишь всех, то, может быть, из многих – некоторых; ведь и апостолы убедили не всех людей, но ко всем простирали свое слово и получили награду за всех. Бог обыкновенно назначает венцы, взирая не на конец подвигов, а на расположение подвизающихся»[3].

Бог часто скрывает от нас плоды нашей проповеди, чтобы мы не возгордились

Добавим к слову святителя еще и то, что Бог часто скрывает от нас плоды нашей проповеди, чтобы мы не возгордились. Например, мы сказали о Христе в компании друзей и не увидели никакого отклика. Но кому-то семя попало в сердце, и возрастет оно через многие годы, когда, возможно, наше общение с данным человеком прервется. Таких случаев немало.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...[4]

* * *

Проповеди должно быть много. Пока время благоприятствует, мир необходимо наполнять словесным исповеданием христианства. Да, жизнь по Евангелию – на первом месте, но вместе с жизнью по вере необходимо и слово веры. Вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим.10, 17), – и это слово нужно произнести. Кому? Нам, церковным людям. И оно вовсе не обязательно должно прозвучать на многолюдном стадионе или в какой-то другой значимой аудитории и длиться час или два. Нет, оно может быть малым и скромным и направленным к одному, двум, трем людям, к которым мы не имеем права быть равнодушными и которые готовы нас слушать. Если мы за всю свою жизнь приобретем для Господа хоть одну душу, наша награда не отнимется от нас.

Размышляя об этом, давайте еще раз прислушаемся к человеку, приведшему к вере тысячи и несомненно получившему великую награду от Бога. К человеку, толкования которого легли в основу православной экзегезы Священного Писания. Обратимся к тому, кто не позволял себе быть равнодушным к спасению ближних и не пропустил ни одного случая для проповеди Евангелия. Послушаем святого Златоуста.

«Из-за того, что ты не можешь спасти всю вселенную, не пренебрегай немногими, и, устремляясь к великому, не лишай себя малого. Если ты не можешь обратить ста человек, постарайся обратить десять; если не можешь десяти, не пренебрегай пятью; если не можешь и пяти, не пренебрегай одним; если не можешь и одного, и тогда не унывай и не оставляй делать то, что можешь. Не видишь ли, как в торговле занимающиеся ею заключают сделки не только на золото, но и на серебро? Если мы не будем пренебрегать малым, то получим и многое; а если пренебрежем малым, то нелегко получим и многое. Богатыми делаются, собирая и малое и многое. Так будем поступать и мы»[5].

Сергей Комаров

26 июня 2017 г.

[1] Феофан Затворник, святитель. Толкование на 2-е послание к Тимофею, 4 глава, 3 стих. Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-vtoroe-poslanie-timofeju/2

[2] Толкование святителя Иоанна Златоуста на 1-е послание к Коринфянам, 1 глава, беседа 3. Эл. ресурс: http://bible.by/zlatoust/read-com/53/01/

[3] Там же

[4] Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать...»

[5] Толкования святителя Иоанна Златоуста на 1-е послание Коринфянам, 1 глава, беседа 3. Эл. ресурс: http://bible.by/zlatoust/read-com/53/01/

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Идите ко Христу! Идите ко Христу!
Митрополит Никопольский Мелетий
Идите ко Христу! Идите ко Христу!
Беседа в Неделю по Богоявлении
Митрополит Никопольский Мелетий
Близко к нам Царство Небесное. Должно быть душевно близко к нам! Но нам надо понять: а близки ли мы ко Христу душевно или далеки от Него?
Как испортить хорошую проповедь. Вредные советы Как испортить хорошую проповедь. Вредные советы
Свящ. Леонид Кудрячов
Как испортить хорошую проповедь. Вредные советы Как испортить хорошую проповедь
Вредные советы
Священник Леонид Кудрячов
Начнем с самого очевидного: проповедь не нужно слушать. Проповедник выходит на амвон, а ты иди на паперть подышать свежим воздухом.
Проповедь о проповеди Проповедь о проповеди
Прот. Андрей Ткачев
Проповедь о проповеди Проповедь о проповеди
Протоиерей Андрей Ткачев
Писание привычно умножает слова для усиления смысла и словно возводит их для этого в квадрат. Есть небеса, а есть небеса небес. Есть смерть, а есть «смертью умрешь». Есть Святое, и есть Святое Святых. Есть еще «проклятием ты проклят», «умножая, умножу» и многое другое. В мире бизнеса есть подобное удвоение. Есть не только продажи, но и «продажи продаж», т.н. «франчайзинг». У нас назрела необходимость в проповеди о проповеди. Она должна быть направлена на самих проповедников, чтобы разбудить, взбодрить и научить.
Комментарии
Юлия15 июля 2017, 20:55
Всё верно и, главное, своевременно!!!
Сергей Федько28 июня 2017, 21:23
Да! Да! И ещё раз да!!!!!!! Именно этого не хватает в слюовременном православии и церкви. Очень не хватает!!!!!!! Многие православные даже не понимают во что верят! Очень не хватает грамотной современной проповеди.... люди не понимают во что они верят...! Побольше нужно в храмах образованных и любящих своё дело священнослужителей, их очень не хватает... от этого во многом и как автор пишет низкая посещаемость церквей.... там зачастую молодым людям слушать некого....... !!!
Системщик28 июня 2017, 20:25
СпасиБо,Сергей, за доходчивое объяснение. Когда-то, в 1996 году, меня привела в Церковь Христову р.Б.София - побеседовала, объяснила, подарила нужную книгу (о подготовке к Исповеди). Затем 16 лет мою душу штормило. Потом пришло осознание, что нужно меняться. Через полгода, милостию Божией, пришла необходимость говорить о Слове Божием ("Проповедуй слово, настой во время и не во время") и о спасении души. Обычно, это катехизаторская деятельность с нашими невоцерковленными христианами, но иногда, как несравненный и бесценный подарок от Бога, удается и миссионерствовать. Так вот, если человек не отвергает слово о Боге, то тоже дарю книжечку из Почаева "Об Исповеди и Святом Причастии". Както так
Ivan Ignatev27 июня 2017, 14:58
Не ужели человек прочитавший, что-то из писания св.Отцов полезное для души своей, не имеет право поделиться этим прочитанным в кругу друзей, семьи,или коллектива и при том ни коем случае не ставя цели кого-то учить, а просто поделиться, узнать мнение других;-что в этом плохого? В Евангелии, апостолы нам тоже напоминают, что мы все должны быть немного апостолами, но почему-то многие церковные служители не очень то желают, чтобы паства делилась полученным духовным багажом, никто из них после окончания службы в церквях,не говорит своей пастве о том, что мы,после службы должны нести своим близким дух церкви, дух Евангелия,любви и это несли и Апостолы!!!
Виктор27 июня 2017, 08:12
Знаете, ув. Автор, если Вашу статью рассматривать как отдельную работу, то она "так себе"... Иное дело, если эта работа является введением в следующую за ней публикацию, что-то вроде: - "Проповедь и пропаганда. Сходство и различие". Тогда она становится вполне логичной... Есть же проблемы в этом - верно? Нет?
Галина Игл.-я26 июня 2017, 14:31
Благодать Литургии непременна, но если есть пренебрежение силой проповеди и не знается Евангелие, то как бы мы не перешли к "иному благовествованию", извращенному (Гал. 1,6-7). Сколько честных православных верующих просто поражены ужасом предстоящего Страшного суда! Сколько пастырей боятся сказать что-то народу от всего сердца, в любви! Не надо нивелировать всех пастырей, каждый из них- личность! И упаси Господь от гримировки всех "под святых Отцов".Больше любить друг друга и доверять! А наше внешнее благочестие и порядки могут скрывать застывшее младенческое состояние Церкви, когда всё исповедуемся об одном и том же, каемся да каемся, просим все и просим у Бога, как грудные младенцы.
Галина Игл.26 июня 2017, 14:00
Ув. Сергей, спасибо Вам. Вы абсолютно правы, т.к. проповедь Слова Божьего, Евангелия - это важнейшая задача Церкви, данная апостолам Господом Иисусом Христом перед Его вознесением (Мф.28:19-20).Слово Божие - это Животворящий Дух, сама вечная жизнь, Бог в Своем действии."Слова, которые Я вам говорю, суть дух и жизнь" (Ин. 6,63).Об этом говорили все Святые Отцы, и каждый из них проповедовал Евангелие своими особенными дарами, полученными от Святого Духа (1 Кор. 12,28).Главное здесь - не повреждать это Слово,как многие, а проповедовать искренно, в Святом Духе (2Кор. 2, 17). И слава Богу, если один пастырь говорит негромко, но убедительно, а другой- вдохновенно и горячо ("как с броневика").
Стас Баранов26 июня 2017, 12:54
Красава Сергей. Очень понравилась твоя статья. так же считаю как и ее автор. был тут в великорецком ходе, как люди нуждаются в слове Божьем в слове пастыря. а весь мир в слове благовестника. Чтобы не получилось по слову Исайи: пастыри пасли сами себя!
Александр26 июня 2017, 12:20
преп. Антоний Велиий: Никому не предлагай того и не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×