Бурши, фуксы и филистеры

О христианских студенческих корпорациях в Германии

История студенческих религиозных корпораций сообществ молодых людей, учащихся в вузах и объединенных чаще всего по вероисповедному признаку, насчитывает в странах Запада уже несколько столетий. До революции они были и в России, однако сегодня их в нашей стране нет, хотя этот опыт наверняка был бы нам крайне полезен. О том, что такое студенческие христианские корпорации в Германии, мы разговариваем с членом студенческой католической корпорации Unitas Максимом Грачевым, выпускником философского факультета Фрайбургского университета.

Расскажите, пожалуйста, о корпорации, членом которой вы являетесь. Для чего и когда она была создана?

– Я живу в городе Фрайбург и учился здесь в университете на философском факультете, по направлениям филология-лингвистика. Окончил я университет в 2014 году, но до сих пор являюсь членом общины, так как один из главных принципов этой общины – это пожизненный союз, или, другими словами, пожизненный принцип членства. То есть из нее нельзя взять и выйти, один раз и на всю жизнь ты становишься корпорантом общины. Наша община называется полностью «Студенческая католическая община “Unitas”», и это самая старая студенческая католическая корпорация в Германии. Она была основана в 1847 году в Бонне, а потом началось ее шествие по другим студенческим городам: Тюбинген, Фрайбург, Мюнхен и др. Я в нее вступил в 2009 году, когда приехал на обучение, и меня с радостью в нее приняли.

Чем католические общины отличаются от других студенческих общин или корпораций?

– Студенческие католические общины отделились от немецких общин или землячеств. Это произошло в середине XIX века и было связано прежде всего с конфронтацией с протестантской Пруссией и нежеланием студентов-католиков мириться с мензурным фехтованием, злоупотреблением алкоголем и другими проявлениями корпоративного кодекса правил. Католические общины основывались прежде всего студентами-теологами, которые затем становились монахами, но затем, с волной либерализации, в эти общины стали принимать абсолютно всех студентов мужского пола.

Сколько членов в вашей корпорации?

– На данный момент по всей Германии примерно 1000 студентов-членов Unitas и примерно 7000 бывших студентов, которые тем не менее являются активными членами данной общины. Есть еще члены нашей корпорации в Австрии.

Но 1000 человек это, в принципе, не так много на всю Германию.

– Да, немного, но это те студенты, которые уже отучились 3 года в университетах, прошли проверку и сдали экзамен на то, чтобы иметь право называться «буршем». То есть в нашей общине тоже есть своя иерархия. Молодые студенты, первокурсники, которые только вступают в общину, называются Fuchs, фуксы (лисички по-русски). Для того чтобы стать буршами, они должны пройти определенный путь: отучиться несколько семестров и показать, что они достойны того, чтобы стать полноценными членами корпорации.

Я сам сейчас бурш и нахожусь на такой продвинутой ступени. И наступит, надеюсь, момент, когда я стану «филистером». Филистер – это третья ступень в иерархии студенческих корпораций, в буквальном переводе «старый господин». То есть это бывший студент, начавший профессиональную карьеру. Он должен, например, спонсировать общину какими-то минимальными денежными взносами.

По моим подсчетам, количество студентов-католиков в нашей корпорации на самом деле гораздо больше. Около тысячи человек – это бурши, устоявшиеся и показавшие себя члены корпорации. Фуксов, я думаю, 2-3 тысячи.

В чем заключается деятельность корпорации и какие обязанности участие в ней накладывает на студентов?

– Наша община живет по трем принципам – virtus, scientia, amicitia. Первый переводится с латинского языка как «добродетель», которую мы расшифровываем как активное участие в общественной христианской жизни.

Второй принцип переводится как «знание», что говорит о том, что наша община носит академический характер. Студенты-корпоранты принимают активное участие в научной деятельности.

Дружба, которая началась в студенческой общине, часто остается на всю жизнь

И третий принцип – это в переводе с латинского «дружба», что подчеркивает пожизненный характер нашей общины и то, что мы должны помогать друг другу в каких-то сложных ситуациях. И на самом деле это так и есть: дружба, которая началась в студенческой общине, очень часто остается на всю жизнь. Также филистеры, или «старые господа», которые давно закончили обучение, помогают в карьере студентам-фуксам и буршам из их общины, просто по старой памяти, потому что их объединяет участие в этой корпорации.

То есть если сейчас посмотреть на бывших студентов из нашей корпорации, которые сейчас занимают высокие должности, то среди них есть, например, даже епископы или известные адвокаты. И они часто помогают своим младшим товарищам по корпорации. Такая помощь, хотя она негласна, приветствуется корпорацией.

В чем заключается непосредственная деятельность членов общины? Вы регулярно встречаетесь, устраиваете какие-то совместные акции?

– Мы не просто регулярно встречаемся, мы даже живем в студенческий период на одной территории. Во Фрайбурге есть вилла, которая была куплена когда-то членами нашей общины. Она представляет собою мужское общежитие, в ней не имеют права проживать женщины, а их присутствие там ограничивается официальными мероприятиями. Мы живем там вместе, вместе готовим, вместе кушаем и ведем беседы на социальные и политические темы. Какова наша деятельность? Например, мы принимаем участие в программах, которые мы составляем на каникулах. Каждую неделю у нас крайне желательно совместное посещение мессы, а еще по пятницам мы принимаем участие в «научных заседаниях». Каждый студент-корпорант обязан минимум дважды в семестр делать доклад по теме, которая его интересует. Чаще всего эта тема как-то пересекается с направлением его учебы. Я, допустим, делал доклады на литературоведческие темы, сравнивал, например, творчество Достоевского и Кафки. Соответственно, другие студенты делают доклады по своим направлениям.

Никогда ни один корпорант не откажет другому, если у того будет какая-то просьба

Также мы группами по 20–40 человек организуем образовательные поездки. Например, мы ездили в Рим, ходили на службу Папы Римского. Ну, и еще регулярно проходят какие-то внутренние корпоративные мероприятия, например, празднование начала или окончания семестра в непринужденной дружественной обстановке. Таким образом мы сближаемся и учимся помогать друг другу. Никогда ни один корпорант не откажет другому, если у того будет какая-то просьба.

Для вас важно, что вы являетесь членом такой корпорации? Что это дает лично вам?

– Я на самом деле горжусь, что являюсь корпорантом Unitas. В 2009 году, когда я приехал во Фрайбург с двумя чемоданами, у меня не было ни друзей, ни знакомых. Но уже через два дня меня приняли как брата, выделили комнату, какой-то период времени с меня вообще не брали денег за проживание. Я пользовался всеми благами, жил в самом центре города. При этом, если ты что-то получаешь, то что-то надо и отдавать, но я это отдаю не через силу. Я, например, помогаю в силу своих возможностей другим своим товарищам по корпорации.

И я понимаю, что, пока я жил и учился в России, я не мог настолько окунуться в христианство, если так можно выразиться. Я сам из Тулы, учился в Тульском педагогическом университете. И я видел, что тема Православия и христианства по большому счету чужда тамошней молодежи. Об этом чаще всего неловко и даже стыдно говорить. Если, например, пойти в храм на Причастие и сказать об этом своим сверстникам, то на тебя будут очень странно смотреть.

А как смотрят на религиозных студентов в Германии?

– Сегодня, когда общество в Европе является «постхристианским», немецкие католические и другие христианские общины испытывают давление как со стороны общества, так и со стороны государства. То есть можно сказать, что те христианские подходы и та христианская жизнь, которой мы сейчас живем в Германии, не устраивает ни государство, ни университет, ни остальное общество.

В чем именно выражается это давление?

– Я не могу сказать, что это абсолютный запрет на любую деятельность, как во времена нацистов. Но те принципы, которые мы исповедуем, не принимаются обществом. У нас, в Unitas, очень строгое отношение к таким вещам, как гомосексуализм и прочее. Но в данный момент быть христианином и говорить об этом публично как в университете, так и в других общественных местах, мягко говоря, неловко и не принято. То есть общество навязывает какие-то стандарты студентам, которые молодой человек, хочет он того или нет, но должен принимать, чтобы не испытывать давление, например, со стороны университетского начальства.

В современном немецком обществе часто используется поговорка, которая по-русски звучит примерно так: «Все яркое – это хорошо», то есть «Все, что отличается от нормы, хорошо». Если человек, например, является гомосексуалистом, то это считается модным, это в тренде и т.д. И наоборот, если человек говорит, что он христианин, ходит в церковь и старается жить по заветам Господа Бога, то это в глазах людей выглядит странно и скорее не принимается ими.

Вы имеете в виду то, что принято называть «террором общественного мнения»? Или это имеет последствия, например, для будущего и карьеры человека?

– Это давление идет сразу с двух сторон. С одной стороны – общественное: стоит сказать, что нам несколько раз били стекла, закидывали фасад банками с краской, а подвал соседней общины вообще подожгли, – а с другой стороны, такое отношение влияет на будущую карьеру и трудоустройство. Например, если, допустим, студент, который пять лет отучился в университете, скажет своему будущему работодателю, что пять лет был членом католической общины, то работодатель (не все, конечно, но, я думаю, значительное количество) очень странно посмотрит на него, и, весьма вероятно, могут возникнуть проблемы при приеме на работу.

Для многих работодателей это является отрицательным фактором

То есть в этом случае труднее найти хорошую работу с хорошей зарплатой?

– Естественно. Конечно, это неполный «бан» или запрет, но если человек заявит о том, что он был и остается членом студенческой католической общины, то это будет минусом при приеме на работу. Для многих работодателей это является отрицательным фактором.

На ваш взгляд, насколько такой опыт студенческих христианских корпораций желателен и вообще возможен в России?

– Я думаю, что этот опыт очень желателен сегодня в России. Сейчас настало время, когда молодых людей подстерегает большое количество искушений, причем не только криминального или потребительского характера. Я имею в виду и ситуации, когда молодежь под разными предлогами вызывают на улицу, на митинги, и используют как пешек. Это возможно потому, что сейчас у молодых людей в России, по большому счету, нет идеи, внутреннего стержня. И их головы заполняют каким-то мусором. Когда я учился в России, то видел, что молодежь предоставлена самой себе. Не было никаких мероприятий для нас, молодые люди были разобщены и предоставлены самим себе.

У молодых людей в России нет идеи, внутреннего стержня

Создание же таких корпораций может помочь заполнить этот вакуум. Кроме того, идея подобного пожизненного союза привлекательна сама по себе. Человек является членом общины, и потом у него остаются друзья на всю жизнь. Мне кажется, такие тесные человеческие отношения – это именно то, чего не хватает в России сегодня.

Можно и нужно создавать такие формы самоорганизации студентов, при которых их можно будет воспитывать в христианском духе. Могу привести такой пример. Когда в середине XIX века создавались студенческие католические корпорации, они полностью отказались от фехтования и дуэлей. То есть они отказались от сатисфакции и защиты своей чести, потому что считали, что существует только честь Господа. И я думаю, что в России внедрение подобного образа жизни по христианским заповедям тоже очень желательно и важно.

Опять-таки, если посмотреть на последние события, на ту молодежь, которая устраивала митинги, в том числе и несанкционированные, то можно видеть, что это люди ведомые. У них нет внутреннего стержня, благодаря которому они могли бы противостоять манипуляциям. Мне кажется, создание студенческих христианских корпораций дало бы хороший инструмент воспитания молодежи в правильном русле.

С Максимом Грачёвым
беседовал Юрий Пущаев

26 июня 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Настоящая Германия: как мы «в Сигор угонзали» Настоящая Германия: как мы «в Сигор угонзали»
Петр Давыдов
Настоящая Германия: как мы «в Сигор угонзали» Настоящая Германия: как мы «в Сигор угонзали»
Петр Давыдов
Свято-Георгиевский монастырь в немецкой деревне Гётшендорф живет и помогает жить тем, кто задыхается в мире обезумевшей толерантности. Об одном дне обители наш рассказ.
Схиархим. Гавриил (Бунге): «Нам надо возвращаться к своим корням» Схиархим. Гавриил (Бунге): «Нам надо возвращаться к своим корням»
мон. Корнилия (Рис)
Схиархим. Гавриил (Бунге): «Нам надо возвращаться к своим корням» «Нам надо возвращаться к своим корням»
Беседа со схиархимандритом Гавриилом (Бунге)
Беспрецедентным чудом Господним будет приход всех к византийскому Православию, потому что есть целая культура, которая этому противостоит. Люди должны вернуться к своему собственному Православию, к своим исконным традициям.
Свящ. Фома Диц: Обретение истинной веры Свящ. Фома Диц: Обретение истинной веры Свящ. Фома Диц: Обретение истинной веры Поиск истины,
или Обретение истинной веры

Беседа со священником Фомой Диц
Людмила Болотнова
Важно понять, что Зарубежная Церковь всегда воздерживалась от всякой экуменической настроенности, и вследствие этого она утверждала не только, что Католическая Церковь исторически отпала от Православия, но и то, что ее вероучительные отступления вели в ересь. Такое я тогда впервые слышал.
Комментарии
Людмила29 июня 2017, 21:55
Наталья,тоже такая мысль возникла. Автору-Не понравилась статья.
Наталья29 июня 2017, 14:36
Данные студенческие корпорации в большинстве своем создаются на деньги масонских структур, самые успешные и талантливые студенты вербуются затем на службу. Не удивительно, что такие студенческие общины были в России до революции. И благо, что их сейчас нет. Пока нет...
Юлия28 июня 2017, 16:56
Дмитрий (28 июня), Вами всё сказано верно и предельно ясно. Поддерживаю полностью!
Дмитрий28 июня 2017, 11:19
Есть настоящие, естественные структуры: семья, род, Церковь, приходская община, епархия - их и надо поддерживать, на них и надо бросать силы. Любые другие установления, не берущие начало и благословение от Господа - обречены на стагнацию и исчезновение. Всевозможные кружки и клубы (пусть и православные по названию) разъединили Россию перед 1917 годом, они разъединяют её и теперь. Попытки создавать "свою церковь внутри Церкви", только если это не семья (малая церковь) и не церковный приход, обречены на провал. Не надо тратить силы и время молодёжи на призраки благочестивых проектов, когда всё есть - надо только воспользоваться тем, что уже реально существует.
Валера Огурцов28 июня 2017, 00:08
Екатерина27 июня 2017, 20:34 Неужели в Нашей большой России нет православных студенческих сообществ. почему нам в пример ставят католиков? Такова политика сайта. Ничего не поделаешь. Смиритесь.
Elesaveta27 июня 2017, 23:54
Настораживает утонченное навязывание католического латинянского опыта. Зачем? У нас, православных свой опыт и практика. В приходах действуют молодежные клубы/секции и т.д. Предполагаю, что делается это для того, чтобы католиков к себе в гости позвать или к ним поехать для обмена опытом. Для конечной экуменической цели - объединиться с латинянами.
Наталья27 июня 2017, 22:36
для Марии 27 июня 2017, 13:20 "сейчас мы станем свидетелями того, как рейтинг статьи с без малого "6" еще ранним утром подтягивается к "10".... Да, я поставила 10 и думаю другие тоже. Очень разумные мысли у этого бывшего студента. жаль что он "корпорант" католиков, такой молодой человек и в православии очень бы пригодился. сейчас у православной молодежи на мой взгляд, особенно в крупных городах (увы, мой не том числе) есть много шансов основать такие "заделы" на будущее.
Екатерина27 июня 2017, 20:34
Неужели в Нашей большой России нет православных студенческих сообществ. почему нам в пример ставят католиков?
Гость27 июня 2017, 19:56
Дело не в рейтинге, он может быть случайным. Дело в том, что в Европе христианские ценности находятся под большим давлением. В России нет, но у нас другие минусы, о чем и речь в статье.
Юлия27 июня 2017, 19:46
Пожизненный принцип членства, обязательные взносы, иерархия... Всё это очень напоминает масонский камуфляж. С учётом духовного состояния современной молодежи и современного католичества... В лучшем случае - палка о двух концах. В худшем - благими намерениями дорога в ад будет вымощена. Пора молиться митрополиту Иоанну (Снычёву).
Анна27 июня 2017, 15:47
И в чем выгода для Макса? В России твоему работодателю плевать, куда ты ходишь и где причащаешься. Волонтерские православные молодежные движения существуют зачастую за свой счет и на редкую спонсорскую помощь, а не на регулярные пожертвования от епископов и других почетных членов братства. ПОка учился в Германии, нужно было подешевле жить и кушать, вот и "переметнулся". Мало просто указывать на недостатки общества и молодежи. Пусть каждый себя спросит, а что лично он сделал для изменения ситуации?Хорошо рассуждать, чего нам не хватает (лично по твоему мнению), сидя за бугром и получая зарплату (стипендию) в евро.
Анна27 июня 2017, 15:38
Не могу промолчать.К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ СТАТЬЯ, В ЧЕМ ЕЁ СМЫСЛ, особенно выделенных "цитат"?О том, что у российской молодежи нет стержня?Или экскурс в исторические термины?Знаю Максима лично по институту,сам высмеивал меня за походы в храм и на Причастие, частенько бывал на службах своей одногруппницы-иеговистки.Сам признавался, что вступил в это братство, потому что у них можно бесплатно жить.А вуз-то, по-моему, так и не закончил.Поражает, как человек, с легкостью перешедший в католичество,рассуждает об отсутствии православ.объединений для молодежи. Если ты о них не знаешь, это не значит, что их нет.У нас ведется разносторонняя миссионерская работа,не то что ваша пресловутая помощь друг другу.
Мария27 июня 2017, 13:20
сейчас мы станем свидетелями того, как рейтинг статьи с без малого "6" еще ранним утром подтягивается к "10"..
Вячеслав27 июня 2017, 12:46
У нас это тоже надо популизировать.Игнатий Брянчининов начинал с подобного кружка
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×