Куда ушло «поколение дворников и сторожей»?

Фото: Алексей Абакумов Фото: Алексей Абакумов
    

«Поколение дворников и сторожей», – пел Борис Гребенщиков в конце 1980-х. Эта песня звучала тогда как манифест. Ее герои (целое поколение!), дескать, молчали, «пока шла торговля всем», а еще «стоят как ступени, пока горящая нефть хлещет с этажа на этаж». Заключительные строки: «И будь я проклят, если это мираж».

Пафос бескорыстного творчества был социально обусловлен Советской властью

Но ведь это и был мираж. Прежний пафос бескорыстного творчества, как оказалось, был социально обусловлен пресловутой Советской властью, которая давала возможность получать гарантированные 70-80 р. за совершенно необременительный труд и посвящать оставшееся время высокому искусству. А как наступила наконец-то свобода, про которую Виктор Цой пел, что «дальше действовать будем мы», то бывшие кочегары, дворники и сторожа в подавляющем своем большинстве ушли в банковские и пиар-менеджеры, предприниматели и журналисты. Для былых романтиков наступило тяжкое похмелье после эпохи личных и коллективных культурных иллюзий, а места дворников и сторожей спешно заняли гастарбайтеры из Средней Азии.

Впрочем, похмелье тут же начали «лечить». Пациент принял новую дозу, причем ее размеры были уже просто неимоверны, и началась эпоха других иллюзий, в целом менее культурных и изящных, а местами просто тошнотворных. Но и это время полускотского, но довольно живого еще цинизма (см. фильмы Балабанова) быстро кончилось.

Впрочем, была еще одна эпоха (или полуэпоха) культурных и прочих иллюзий, у которой были свои культуртрегеры и носители нового пафоса. Вероятно, для будущих историков культуры немалый интерес будет представлять, например, феномен журнала «Афиша» конца 1990-х – начала «нулевых» годов как предвестник хипстерства. Они были не единственные на этой ниве, но очень заметные и успешные, целый коллектив единомышленников, т.е. людей, работавших в едином ключе. Они тогда попытались сказать и утвердить действительно новое слово в нашей культуре: дескать, можно одновременно быть активным потребителем и человеком с высокими культурными интересами и запросами. Что регулярное посещение фитнес-центра вполне можно совмещать с не менее регулярным посещением выставок и даже, возможно, библиотеки. Что деньги и идеалы прекрасно могут сочетаться друг с другом. «Афиша» и была активным проводником такой идеологии, предлагая модные тренды, клубы, фильмы и книги столичным жителям с деньгами.

Где правят бал деньги, рынок и спрос, там нет места творчеству

Наверно, многое «Афише» удалось, многих она воспитала в духе культурного потребления. Однако из этого движения не родилось главного, на что само ее существование, вероятно, претендовало: новых культурных течений, заметных событий и имен.

Последнему советскому поколению, точнее, его наиболее продвинутой части, в этом отношении бумерангом вернулось то, чего оно так жаждало в конце 1980-х. Вы, творцы, хотели капиталистической свободы и рынка? Получайте. Но где правят бал деньги, рынок и спрос, там нет места творчеству. «Потный вал потребления» затягивает человека и целые общества в свой убаюкивающий и очень комфортный омут, неуклонно и незаметно. Уже сейчас нужно совершать очень большие усилия, чтобы хотя бы в отдельных вещах противостоять этому все сметающему на своем пути движению денег и «налаженной жизни».

Наступило время проектов, а не идей, форматов, а не произведений

К тому же на затягивающую паутину рыночных отношений наложилось пришествие новых информационных технологий. Они нанесли дополнительный удар по творческому началу в человеке и иерархии культурных смыслов. Зачем над чем-то долго думать и молчать, копить впечатления и переваривать их в себе, если это можно сразу выплеснуть? Причем высказываться теперь может каждый, вне зависимости от наличия ума и нажитого опыта. Жизнь, без сомнения, стала более удобной, но трескучей и гораздо менее глубокой. Наступило время проектов, а не идей, коммуникаций, а не мыслей, форматов, а не произведений.

И что же теперь, после «лихих 1990-х»? По-моему, просто какой-то анабиоз. Словно общество закрыло глаза, погрузилось в сон и отказалось что-либо чувствовать и о чем-либо думать. Это можно было бы назвать благословенным застоем, в глубине которого зреют новые творческие силы и смыслы, но, похоже, ничего там не зреет. Люди в основном либо гоняются за деньгами и высоким уровнем жизни, либо уютно и безболезненно для себя «борются» с властью, но категория поколения как чего-то культуросозидающего, похоже, прочно ушла в прошлое. Интересно, что против «системы» активнее всего выступают те, кто ею вскормлен и выпестован и кто потеряет в результате очередных «мы ждем перемен» то, что очень ценит – свой высокий уровень жизни.

Категория поколения как чего-то культуросозидающего ушла в прошлое

Была робкая надежда, что война на Украине разбудит народ, но текущая политика и уже сложившаяся привычка к более или менее сытой жизни снова все затягивают в огромную болотную воронку имени ничего и никого. В целом, мне кажется, ситуацию могло бы исправить активное возвращение (настоящее, а не имитационное и не на основе «эффективного менеджмента») государства в культуру, но при условии, что новые поколения, вскормленные им, не будут грызть кормящую их руку и снова не убьют породившего их. То есть окажутся не столь наивны и прекраснодушны, будут умнее и мудрее, чем советская интеллигенция, а также творцы и любители «русского рока». Творцы, впрочем, неплохо коммерциализировались и устроились в постсоветской ситуации, но (неизбежное следствие рынка и тотальной власти денег в культуре) перестали быть «властителями дум». Они сделали свое дело, и им, уже шестидесятилетним, уже давно пора на покой.

Юрий Пущаев

27 июня 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Христиане комфорта Христиане комфорта
Архим. Андрей (Конанос)
Христиане комфорта Христиане комфорта
Архимандрит Андрей (Конанос)
Старец Тихон погружал рыбью кость в кастрюлю с водой и говорил: «Слава Богу, вот мы и наелись рыбного супа». Он жил в радости и любви к Господу. А мы, когда ведем борьбу, задаемся вопросом: а воздаст ли нам Бог за наши усилия?
Митр. Лонгин: «Каждый разоренный храм был моей болью» Митр. Лонгин: «Каждый разоренный храм был моей болью» Митр. Лонгин: «Каждый разоренный храм был моей болью» Митрополит Лонгин: «Каждый разоренный храм был моей болью»
Сегодняшние прихожане часто не догадываются, какой ценой совершалось церковное возрождение в 1990-е, каких усилий требовало от духовенства и мирян.
Миссия в обществе потребления Миссия в обществе потребления
Игум. Нектарий (Морозов)
Миссия в обществе потребления Миссия в обществе потребления
Игумен Нектарий (Морозов)
«В чем же тогда счастье, да и есть ли оно? И ради чего вообще жить?». Этот вопрос — и есть та цель, с которой мы затевали весь разговор о «недостижимости» счастья. Потому что у нас есть что на него ответить. Потому что счастье — Бог, и разговор о счастье был ничем иным, как необходимым предисловием к разговору о Нем.
Комментарии
Михаил27 апреля 2018, 17:45
Интересная тема дворников и культуры!!
Иван11 июля 2017, 23:37
Автор жалуется на православном сайте на рок-певцов, которые "накликали" "проклятую" перестройку. Может быть, он не помнит, в каком положении было Православие в нашей стране до перестройки, а в каком - после? А если помнит, то так ли уж правильно считать перестройку безусловным злом? Да, с одной стороны, за ней последовало много зла. Но с другой - только ли зло? И стоит ли поэтому винить кого-то в том, что он что-то накликал? Тем более - разве только рок-певцы восприняли перестройку с энтузиазмом? А народ? А духовные лица? Певцы просто выразили в искусстве настроение своего времени. А что до государственного руководства культурой, то ни Пушкиным, ни Достоевским государство не руководило.
чтец Дмитрий 7 июля 2017, 11:26
Совершенно солидарен с Павлом, Станиславом и, конечно Мариной. Непонятна цель написания этого материала. Безответственная и безобразная статья. Капитан очевидность)
Андрей29 июня 2017, 15:45
Справедливость есть только в Царствии Божьем, у Бога. В действительности, за всеми попытками сделать мир лучше, сами знаете, кто стоит. Посмотрите на Украину, вспомните путчи 90-х, революции и бунты - везде хотели сделать мир лучше. А что касается творческих личностей 90-х, то прежде чем все "сваливать" на них, давайте посмотрим на себя. Творчество можно понимать как отражение духовных запросов общества. Проще говоря какие у общества душевные поиски, такое и творчество. Автор, напишите-ка нам ваши мысли про современное творчество, про современных, молодых героев музыкантов с высокими исканиями. К своему стыду не помню их имен.
Погорелов Юрий29 июня 2017, 10:14
Вот ответ Сукачева на вопрос статьи:
"Тогда было такое время — по сути, первый российский Майдан. К счастью, последний. Правда, за ним последовали ужас 90-х, расстрел парламента в 1993 году и чеченская война. Конечно, не за это в 1991 году вокруг Белого дома стояли люди (и я в том числе) и готовы были жертвовать жизни. Кто выиграл? По сути, те, кто там были, проиграли.
Они-то стояли за другое — за ту пресловутую справедливость, которую в роковые моменты все начинают понимать одинаково, а когда опасность уходит, приходят другие ребята и начинают все организовывать по-своему, эта справедливость почему-то становится их собственностью. И этот перевертыш происходит довольно быстро.."
Анна28 июня 2017, 20:49
Мне статья очень понравилась, спасибо. Какие выводы вы ищете? Все так понятно написано: "За что боролись, на то и напоролись".
Петр28 июня 2017, 20:13
Ну, отчасти автор прав. Но всё тоже самое можно сказать и про жизнь Церкви, сравнивая "тогда" и "сейчас". Ведь тогда (в 70-е, 80-е) и в Церкви было своё поколение "дворников и сторожей". Та церковная и околоцерковная интеллигенция, что перебиваясь с хлеба на воду, беззаветно искала Бога, не задумываясь о материальном. А теперь эти бывшие правдоискатели, бывшие "дворники и сторожа", обрели статус, ведут колонки на православных сайтах, издают православные книги, дают интервью, получают гонорары, в общем округлились и привыкли к комфорту.
Станислав28 июня 2017, 20:03
Считаю что автор не прав. Достоевский писал не на рынок, не на спрос, не за деньги? А " золотой" век русской литературы? Когда он возник?
Петр28 июня 2017, 16:42
Куда ушли они - это понятно, все там будем. А вот с чем ушли и что успели накопить душевного? Сеяли ли эти "сторожа и дворники" на духовной ниве для вечности? Сомневаюсь. Были они, как сказал Булат Окуджава - у каждой эпохи свои подрастают леса.
Арина28 июня 2017, 15:44
Евтушенковское "поэт в России больше, чем поэт" вместе с "дай" (только уже не к Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Блоку, Пастернаку) новое поколение подхватило, а мусор за собой убирать не научилось. Ждут гастарбайтеров.
Александр28 июня 2017, 12:57
Вывода в статье не увидел. Вывод: на смену должны прийти более уживчивые и хитрые люди молодого поколения 25-45-летних? Которые не будут бухтеть, не сбросят власть? Будут использовать рычаги власти и не забывать про "народ"? Так это уже давно есть, от номенклатуры мы никуда не делись. Она лишь стала называться по-другому. А рок? Он стал одним из медиа-форматов, MP3-файлом в интернете. А пришедшая элита дискредитировала понятие личности. Вместо этого сейчас есть "ресурсы". Человеческие, финансовые и т.п. Человек - набор циферок в системе ЕГАИС (Госуслуги), который всё еще пытается кому-то что-то доказать.
Дима28 июня 2017, 10:56
Павел, прочтите статью еще разок ))) Говорят что Будда по три раза повторял свои сентенции по три раза. Оказывается, что он проповедовал любителям рока )))
Мария 28 июня 2017, 10:14
А что значит "разбудить" народ?.. украина проснулась... кому то стало лучше?
S.28 июня 2017, 10:03
Павел! Речь идет о "властителях дум", которые перестали быть таковыми. Я сам (мне 45 лет) знаю только первые четыре фамилии, из тех, кого Вы упомянули, а более молодое поколение (я со студентами работаю) либо всего лишь что-то слышало о них, либо даже не слышало. Песни рок-классиков стали нишевым продуктом, а не голосом общества, как это было в 80-х.
Марина28 июня 2017, 09:03
Без Бога все пусто, "дом на песке".
Павел28 июня 2017, 07:24
Статья очень мелкая, не раскрыта ее тема, вытекающая из названия. Я большой любитель рок-музыки, и когда прочитал название, был заинтригован им, но прочитав испытал неприятные чувства. Нам снова пытаются врать! Автор пишет, что рок-герои 80-х стали "жирными" капиталистами! Кто? Назовите имена! БГ, Шевчук, Кинчев, Бутусов, Кипелов, Варшавский, Чернецкий, Ревякин, Федоров, Гаина и т.д. как прежде стоят на рубежах борьбы за души человеческие!
Чтобы писать подобные статьи, надо знать то, о чем собираетесь писать! В противном случае, это выглядит как "работа" некого Кокосова в журнале "Смена", опубликованная в 80-х.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×