Власть и бездетность

Фото: Expressandstar.com Фото: Expressandstar.com
    

  

У евреев до разрушения второго Храма был Великий Синедрион или Сангедрин. Это высший судебный орган, решавший самые сложные вопросы жизни народа. Всю бесконечную житейскую мелочь решали малые суды на местах, по городам. До высшего суда доходили лишь вопросы войны и мира, календаря, богослужения, богохульства, смертной казни… Число членов суда было непарным – 71 – чтобы избежать полного равенства в случае решения неоднозначных проблем. И поскольку задачи Синедрион решал не бытовые, а жизненно важные, то и требования к его членам предъявлялись экстраординарные.

К примеру, нужно было знать все основные языки и диалекты региона, чтобы при допросах не требовать присутствие переводчиков. Был возрастной ценз, ценз по здоровью. Безусловно – доброе свидетельство от народа, начитанность в Писании, твердое следование Закону и проч. Получался собор неких крепких умом и богатых опытом старцев, не ослабевших в памяти и не утративших сил. Старцев, которым, по земному говоря, лично ничего уже не надо, а в сфере интересов - только справедливость в суде, исполнение Закона, благо народа и слава Божия.

Была еще одна необходимая черта, а именно: члены Синедриона не могли быть бездетны. Безбрачия в Израиле не было. За редчайшими исключениями все мужчины были женаты. Ну, а иметь детей или не иметь, это уже не только дело супругов, но и дело Того, Кто детей дает. Библейское сознание не могло родить ничего подобного современной фразе «завести детей». Дети принимались в дар, но никак не «заводились». Вот ярчайший пример отношения к этому щепетильному вопросу: «И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Быт. 30:1-2)

Итак, членом Синедриона не мог быть человек, которому Бог не дал детей. Он не виноват, но все же не может занять должность. И вот почему. «Бездетные жестоки». Бездетный человек, достигший заката жизни, но не встававший никогда к постели сына, не державший на руках внуков, не ведший дочку под свадебный балдахин, не может в принципе ассоциировать подсудимых с детьми или внуками. Они для него безнадежно далеки и чужды. Такова мысль.

Можно, конечно, спорить о логике подобного запрета, но спорить это единственное, что мы умеем во времена свободы слова. Лучше вдуматься, вслушаться в эту непривычную мысль. Человек всюду действует, исходя из опыта. И вряд ли в определенных ситуациях мы откажемся отличать, например, воевавшего человека от человека сугубо гражданского, новичка от бывалого. В этом смысле опыт бездетности действительно отличает человека от того, у кого дети есть. Отличает, скорее, невыгодно.

Если «бездетные жестоки» даже в случае желания, но рокового не имения детей, то, что же скажем о добровольной бездетности? Чем еще, кроме эгоизма, кроме желания «пожить для себя» объясняется бездетность тех, кто может рожать. Может, но не хочет. Бесчеловечие ведь фактаж свой представляет не только через криминальную хронику. Отвращение от округлившихся животиков, ненависть к пеленкам, к детскому плачу есть тоже современная форма басурманства и бесчеловечия. И если даже и можно спорить с бесчеловечием бездетных, то с бесчеловечием эгоистов спорить невозможно. Как сказал «апостол» эгоизма – Сартр – «другой это Ад». Необходимость подстраиваться под кого-то, учитывать чьи-то интересы, делиться комфортом и жизненным пространством для эгоизма невыносима. «Я», «мне», «мое», «у меня» - это исчерпывающий костяк эгоистического лексикона, следовательно – психологии.

Теперь вернемся к Синедриону. Можно ли судить кого-то, решать чужие судьбы, будучи полностью зацикленным на себе? Не смертельно ли это опасно? Не кажется ли, что движение мысли еврейских законоведов совершенно правильно? Это при том, что и слово «боги», именно во множественном числе, в Писании означает «судей», тех, кто решает чужие дела и влияет на судьбы. После Единого Бога, Чья власть не оспаривается, есть маленькие «боги», которых мы сегодня пишем с маленькой буквы (в древности строчных и прописных букв не было). Об этом говорит Псалом 81-й. Приведем, как цитату, его часть:

«Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых»

Как видим, речь о судьях, как о «богах» с маленькой буквы.

Синедриона у евреев сейчас нет. Но дело не в этом. Дело в том, приблизились ли мы к истине, коснулись ли одного из ее живых нервов? Если да, то у мысли будут неизбежные благие последствия. Уясненная правда всегда меняет жизнь, пусть и не так заметно, как хочется.

Как мостик от истории и теории к действительности отметим следующее: бездетность лидеров современной Европы. Эту тему, к моему личному удивлению и тихой радости, в последнее время поднимали неоднократно самые разные журналисты и блогеры. Радость я имею в виду не от самой бездетности, а оттого, что общественная мысль движется в русле здравой оценки действительности. Итак, смотрим: во главе Германии, Франции и Британии стоят Меркель, Макрон и Мэй соответственно. Все трое в браке, все трое бездетны. Бездетны премьеры Италии, Швеции и Голландии. Правда последний – Марк Рютте – холост. Бездетен, хотя и в браке глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. То есть на лицо не случай, а закономерность. Особенно яркая, если сравнить этих с галереей политиков еще недавнего прошлого. Закономерность, подмеченная большой группой независимых друг от друга аналитиков и журналистов.     

Дело, конечно, и в демографии, и не только в ней. Дело в глубинных сдвигах в мировоззрении современного человека. И дело в психологии бездетности, как в одной из разновидностей психологии эгоизма, этой мысленной раковой опухоли современного человечества. Дело может быть и в том, что для изменившегося человечества нужны изменившиеся вожди. Эгоистическим массам нужны, возможно, соответствующие эгоисты-вожди, чтобы понимать друг друга, пребывать в одних мысленных координатах. Не нужны отцы и матери, бабушки и дедушки. Нужны потребители товаров и услуг, индивидуумы с набором прав и обязанностей, правители без санкции Неба.

Я склонен думать, что бездетные (добровольные бездетные – особенно) могут быть склонны к жестокости, нравственной черствости более, чем те, кто знает крест и радость родительства. И мне глубоко близка мысль о том, что судьи это «боги» с маленькой буквы. Совмещая обе мысли, получаем формулу: бездетные судьи, а также правители, начальники высшего ранга, это «жестокие боги». Ну, а что такое быть под властью «жестоких богов», нам подробно может рассказать историй народов и цивилизаций. Да и само словосочетание «власть жестоких богов» говорит о себе достаточно ярко.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

2 июля 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Ирина18 июля 2017, 17:38
Я вижу ту же тенденцию и на локальном уровне - в своей компании, известной крупной международной компании. Руководят нашей компанией, в основном, бездетные женщины, среди которых затесались пара женатных мужчин с детьми. Да и среди коллег очень много бездетных, причем, в основном, женщин. Наверно, тоже какую-то важную миссию в этой жизни выполняют и чего-то там созидают.
Наталья Белоусова 5 июля 2017, 12:45
У нашей всенародно любимой святой великой княгине Елизаветы то же не было детей.Это пример для каждой бездетной женщины.Любовь и заботу можно отдавать нуждающимся, мне кажется, это выше и сложней, чем дарить их собственным детям.
Наталья 5 июля 2017, 11:25
Больно, но правдиво! Спасибо о.Андрей!
Нелли Вишнякова 4 июля 2017, 15:15
Та же Людмила Зыкина не имела детей, имела несколько мужей, за что её на одном православном сайте клеймят как поборницу разврата (она мол этим очень гордилась). Но она была настоящей матерью для многих советских людей, вот её всяко нельзя обвинить в жестокости. Многие известные женщины, всецело отдавшие себя искусству или ещё какой-то важной профессии не могли себе позволить роскошь иметь детей, потому, что они всецело отдали себя служению людям. Да, когда женатый мужчина в политике не желает иметь детей, это уже более непонятно. Тут сложнее объяснить. Но ещё раз хочу повторить, что женщина, отказавшаяся от материнства ради созидания, важнее многодетной матери, не сумевшей воспитать детей.
Александр 3 июля 2017, 18:11
Мощное слово. Храни Вас Господь!
Арина 3 июля 2017, 18:02
По-моему, такому правильному синедриону статус отцов не помешал вынести самое несправедливое решение в истории человечества, причиной которого было ожесточение.
Наталья 3 июля 2017, 16:59
Бездетность - не показатель, история знает множество примеров, когда любящие родители становились примером жестокости, и наоборот бездетные - образцом добродетели и милосердия.
Ольга 3 июля 2017, 16:53
А может быть бездетность не вина а боль бездетных семей. Люди итак страдают а им еще со всех сторон говорят об их бездетности. Да и с появлением детей можно ли определенно во всех случаях сказать, что человек стал сразу положительным, дети могут быть а воспитанием занимаются бабушки, дедушки или няни.
Ольга 3 июля 2017, 15:46
Браво о. Андрей! Прямо в яблочко! Это касается не только правителей, но и обывателей. Сколько сейчас черствых зрелых женщин "дам с веслом",которые абсолютно хладнокровно относятся к маленьким детям,к их слезам, к их радостям. Сколько выращено мужчин, которые стесняются или не умеют проявить свою любовь к семье. В следствие этого формируется общество и власть.
Виталий 3 июля 2017, 14:27
В Германии легализовали однополые браки . И произошло это не сразу , а в протяжение 20 лет .То что это сделано в том числе и для легализации усыновления этими парами детей ни для кого не секрет . Немецкое общество , немецкое руководство давно шло к этому .Семейная мораль , прежде носившая остатки христианской морали , полностью деградировала .Бездетные семьи , бездетная власть и этот закон тому следствие .Ребёнка можно заказать , вырастить в женщине-инкубаторе , купить семя - всё за ваши деньги .То что он уже с рождения стал для кого-то товаром, оторванным от родителей , сиротой - никого не волнует .
Armen Yeghikyan 3 июля 2017, 00:12
Дело деликатное, сугубо индивидуальное. Нельзя обобщать. Редкая женщина, пусть даже во власти, не захочет своих детей.
Ксения 2 июля 2017, 20:43
Всё так, отец Андрей,всё так! Эта опасная тенденция бездетности во власти начинает к сожалению складываться и у нас. Целая толпа депутатов моложе 30 лет (детишки депутатов проходят по спискам партий). И эти люди принимают решения и законы.
Иоанна_ 2 июля 2017, 18:40
А что у наших политиков - крепкие, многодетные семьи? Где же они? Хотя статья напрямую не об этом, но мне претит превозношение имеющих детей над бездетными. Никто не знает, почему у того или иного человека нет детей.
р.Б.Алла 2 июля 2017, 12:50
Как же все точно,о.Андрей!Очень жаль,что эти,так называемые боги никогда не прочитают Вами написанного.Психология этих"сильных мира сего"настолько изменена,что они не видят и не слышать тех,кто ниже их по рангу.
ОЛЬГА 2 июля 2017, 11:55
ЛЕНИН ЯРКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ БЕЗДЕТНЫХ ЖЕСТОКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ.ОН ПЕРВЫЙ В МИРЕ УЗАКОНИЛ УБИЙСТВО МЛАДЕНЦЕВ ВО ЧРЕВЕ МАТЕРИ.
Надежда Ганимедова 2 июля 2017, 11:36
Как всегда интересно и актуально!
ВЕКШИНА Людмила 2 июля 2017, 08:51
Яркая и убедительная статья. Благодарю автора и сайт за интересные и полезные духовные статьи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×