121-й митрополит Киевский

Памяти владыки Владимира (Сабодана; † 5.07.2014)

Митрополит Владимир (Сабодан) Митрополит Владимир (Сабодан)

На территории Дальних пещер Киево-Печерской Лавры – старинное монастырское кладбище. Здесь покоятся лаврские подвижники разных эпох: архимандриты, игумены и простые монахи, а также выдающиеся киевляне минувших веков: губернаторы и генералы, защитники Отечества. Между двумя надгробиями героев Отечественной войны 1812 года – генералов Паисия Кайсарова (1783–1844) и Афанасия Красовского (1781–1843), – напротив храма Рождества Богородицы нашел упокоение 121-й митрополит Киевский Владимир (Сабодан), 22 года возглавлявший Украинскую Православную Церковь.

Здесь ежедневно братией Лавры и учащимися духовных школ служатся заупокойные литии, среди молящихся узнаю многих из духовенства и мирян, кто знал Предстоятеля, учился у него, получал духовные советы, с благодарностью принимал слова утешения и любви.

Автору этих строк довелось хорошо знать приснопамятного владыку, общаться с ним. И сейчас я часто прихожу к его могиле, испрашиваю благословение на труды и всякое жизненное начинание. Эти краткие записки посвящены памяти митрополита Владимира.

«Я верил, что в Лавре снова засияют лампады»

Иеромонах Владимир. Одесса, 1962 г. Иеромонах Владимир. Одесса, 1962 г.
С самого прибытия в Киев 20 июня 1992 года в качестве Предстоятеля Украинской Православной Церкви и до последних дней земного существования владыка проживал, трудился, молился в Киево-Печерской Лавре. Митрополит Владимир любил эту древнюю обитель, где мощами почивает более 150 угодников Божиих, «монашеского жития на Руси первоучители и наставницы». Еще до закрытия Лавры Хрущевым в марте 1961 года он часто приезжал сюда, будучи учащимся Одесской духовной семинарии, затем – студентом Санкт-Петербургской академии. И после принятия священнического сана в 1962 году, и в последующие годы архиерейского служения за границей этот третий удел Пресвятой Богородицы оставался его возлюбленным местом паломничества.

При каждой киевской поездке прямо с железнодорожного вокзала или из аэропорта он первым делом спешил к угодникам Киево-Печерским, 27 лет пребывавшим в атеистическом плену. «Я пристраивался к какой-нибудь группе экскурсантов, гид которой, как правило, вещал что-то о религиозных предрассудках, – делился воспоминаниями владыка. – Тихонько прикладывался к мощам преподобных и всегда молился о том, чтобы нашу великую святыню вернули Церкви. Доживу ли до этого времени или нет, думал я, но верил, что в Лавре вновь засияют лампады и монашеская братия вернется сюда. И еще думалось мне во время посещения пещер: если бы произошло чудо и Господь допустил меня, грешного, хотя бы раз в жизни отслужить здесь Божественную литургию…»

Конечно же, не ведал тогда молодой паломник, что Господь благословит ему не только служить Литургии в возрожденной обители, но и жить в ней до конца дней своих, быть ее священноархимандритом. На протяжении многих лет митрополит часто служил ранние Литургии священническим чином в одном из подземных пещерных храмов. Прикладываясь к мощам преподобных, останавливался, молясь у раки своего тезоименитого предшественника священномученика Владимира (Богоявленского) – митрополита Киевского, первого русского архиерея, принявшего смерть за Христа, – у стен Лавры в январе 1918 года.

В лаврском саду В лаврском саду

По вечерам, когда иссякал поток посетителей и завершался рабочий день, владыка выходил на вечернюю прогулку. Идя вдоль лаврских стен, любил заходить на лаврское кладбище, а иногда спускался по склонам в сторону Днепра к подножию обители, к источникам преподобных Антония и Феодосия. По пути останавливался у цветников: его любимыми были полевые цветы и розы. У 49-го корпуса, где он проживал в келье мансарды более 10 лет, и сейчас цветут кусты вьющихся красных роз, за которыми любил сам ухаживать. Блаженнейший с юности писал стихи, один из которых посвятил полевой ромашке. Стих был положен на музыку и стал народным шлягером. Лаврский садовник Александр вспоминает, как митрополит часто интересовался садовыми премудростями. Может, поэтому сегодня на территории Лавры такое изобилие роз удивительной красоты.

«Я еду к людям, которые меня ждут»

Ночью вооруженные боевики, десантировавшись через лаврскую стену, выбили входные двери, обрезали телефонную связь

В июне 1992 года в Лавре было неспокойно. Накануне приезда митрополита в Киев было совершено нападение на 49-й корпус, где предполагалось разместить резиденцию нового Предстоятеля. Бывшая митрополия на Пушкинской, 36, как и кафедральный Владимирский собор, были захвачены раскольником Филаретом. Ночью вооруженные боевики УНА-УНСО (ныне партия «Правый сектор»), десантировавшись через пятиметровую лаврскую стену, выбили входные двери корпуса, обрезали телефонную связь, изолировали наместника Лавры архимандрита Питирима (Старинского; ныне митрополит Николаевский и Очаковский), объявив ему, что Лавра переходит в распоряжение Филарета. Лаврской братии удалось вызвать милицию, сообщить о нападении. В обитель прибыло подразделение ОМОН, которому удалось нейтрализовать и разоружить захватчиков, доставить их в РОВД Печерского района. Как выяснилось позже, по неизвестной команде «сверху» боевики были отпущены. Уголовное дело не было открыто.

Киево-Печерская лавра Киево-Печерская лавра

На подъезде к Киеву в вагон Предстоятеля Украинской Церкви вошли люди «в штатском»…

Избрание митрополита Владимира на Харьковском Соборе в мае 1992 года, его приезд в Киев, запрещение в служении бывшего митрополита Филарета, а затем и лишение его сана не входили в планы властей предержащих новообразованного государства Украина. Первый президент – бывший идеологический работник Компартии, член Политбюро УССР – и его соратники видели в Православной Церкви Украины новый политический инструмент и управляемое электоральное поле. Даже в Верховной Раде было объявлено (вопреки Конституции и всяким правовым нормам), что Харьковский Собор «является незаконным» и УПЦ должна подчиняться Филарету. Неслучайно на протяжении нескольких последующих лет каноническая Церковь на Украине пребывала в полной информационной блокаде. Предстоятель долгое время оставался в числе «непринимаемых» в администрации президента, пока многочисленные крестные ходы к правительственным зданиям Киева с требованиями остановить произвол раскольников и прекратить дискриминацию, а более всего – признание УПЦ всеми православными Церквями мира не заставили власти изменить отношение к канонической Церкви. Это уже потом украинские президенты и другие политические лидеры стремились попасть на прием в Лавру к митрополиту Владимиру, имевшему международный авторитет и мировую известность, заручиться его поддержкой и благословением. Блаженнейший не делил людей по их политическим взглядам, рангам, должностям, национальности. Все для него были чадами Божиими, всех он призывал к миру и взаимоуважению, всячески обличал ересь этнофилетизма и национального превосходства. Выходец из западноукраинского села, несший служение на Украине, в России, на Ближнем Востоке и в Западной Европе, он оставался патриотом Украины, любившим одинаково все народы во Христе Иисусе. И эта пастырская мудрость помогала ему сохранять единство Церкви, несмотря на все политические разделения и потрясения.

На подъезде к Киеву. 20 июня 1992 г. На подъезде к Киеву. 20 июня 1992 г.
А тогда, 20 июня 1992 года, на перроне Киевского вокзала, в оцеплении милицейских кордонов, собрались тысячи православных, встречавших митрополита Владимира. Иерарху было известно о ночном налете на Лавру, о политической напряженности в Киеве в связи с его приездом.

На подъезде к городу в вагон поезда вошли люди «в штатском» и предложили митрополиту «во избежание нарушений правопорядка» пересесть в Дарнице в автотранспорт и, минуя вокзал, приехать в Лавру. Митрополит отказался, ответив: «Я еду к людям, которые меня ждут…» Когда поезд остановился у первого перрона, паства встретила его цветами и пасхальным песнопением. Каждый из встречавших радовался тому, что Украинская Церковь преодолела навязываемый раскол и искусственное разъединение с Русской Православной Церковью и всем православным миром. Первыми словами владыки Владимира были: «Я вернулся на родную землю Украины, чтобы служить Богу и украинскому народу».

Село на берегу Южного Буга – любимое место на земле

Спешит мать в обитель узнать, будет ли сын священником, – и слышит женский голос: «Утешься: уже священник»

Будущий митрополит родился 23 ноября 1935 года в селе Марковцы Хмельницкой области в благочестивой верующей семье Маркиана и Феодосии Сабодан. Он был младшим четвертым ребенком и наречен при крещении Виктором. Из своего детства митрополит Владимир вынес наилучшие воспоминания о живописной природе родного края.

В родительском доме В родительском доме

Родительский дом находился на краю села, за садом открывалась удивительная панорама на Южный Буг. Приезжая сюда уже в преклонном возрасте, владыка любил приходить в старый сад и подолгу стоять, опершись на деревянную жердь изгороди, смотреть на вечернюю гладь реки. На противоположном берегу расположен Головчинецкий женский монастырь в честь Преображения Господня. Здесь крестили будущего святителя, его мать Феодосия Ивановна молилась и хранила надежду, что ее младший Виктор станет священником. И однажды, когда он уже учился в Одесской семинарии, ей приснился сон, будто спешит она в обитель с желанием узнать, будет ли он священником. И женский голос ей ответил: «Утешься: уже священник».

Служение

Виктор Сабодан был рукоположен во иереи 15 июня 1962 года митрополитом Херсонским и Одесским Борисом (Виком; † 1965), а в августе того же года принял монашество с именем Владимира, Крестителя Руси. Рассказывали его однокурсники, что в Одессе Виктор встречался с девушкой, с которой намеревался соединить свою жизнь, но невеста неожиданно заболела и скоропостижно умерла. Блаженнейший обходил эту жизненную страницу молчанием. Вообще по природе своей он был немногословен, всегда сосредоточен и спокоен. Никогда не повышал голос, но если принимал решение, не менял его. Любил пошутить, рассказать что-нибудь из далекого прошлого. Например, как в Женеве учился варить украинский борщ, чтоб угостить высокопоставленных гостей. Будучи ректором Московских школ, на Рождество вместе со студентами пел колядки, неизменно интересовался личной жизнью учащихся, их семейным и материальным положением. Двери его кабинета всегда были открыты. Как-то прогуливаясь вечером перед сном, он увидел, как через забор перелезает опоздавший отпускник. Тот приземлился прямо под ноги ректору. «Что, опоздал, братец?» – участливо спросил студента ректор. «Опоздал, владыка, только инспектору не говорите…» – услышал в ответ.

За девять лет ректорства, рассказывал митрополит, он рукоположил для украинских приходов более 500 священников, а для всей Церкви – более 1500.

Блаженнейший был блестящим богословом, писателем и журналистом. Автору этих строк запомнилось: когда готовился очередной номер «Церковной православной газеты», митрополит с ручкой вычитывал все публикации, вносил правки, давал рекомендации и сам подбирал статьи. Как-то передал стихи одной пожилой женщины, жившей за границей, со словами: «Опубликуйте. Эта раба Божия прекрасно пишет. Живет в Париже и никогда не была в России, совсем старенькая…»

Блаженнейший вел обширнейшую переписку, в числе его адресатов были выдающиеся люди – зарубежные иерархи, члены королевских семей – и простые крестьяне.

Владыка рассказывал, что в отрочестве, прислуживая в алтаре батюшке, он жил мечтой непременно стать сельским священником, трудиться на земле, а в часы отдохновений удить рыбу. Рыбалку он любил с детства, как и хождение за грибами. Господь судил иначе. Уже через четыре года после рукоположения иеромонаха Владимира назначили заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.

А вскоре 31-летнего архимандрита возвели в сан епископа Звенигородского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен – будущий патриарх. Молодого епископа направили в Женеву представителем РПЦ при Всемирном Совете Церквей. Здесь он познакомился с крупнейшими христианскими богословами и церковными деятелями. Там же состоялись незабываемые встречи с представителями русской послереволюционной эмиграции.

Следующие пять лет прошли на Черниговской и Сумской кафедрах Украины, затем – девять лет ректорства в Московских духовных школах и почти десятилетие – на древней Ростовской кафедре. Параллельно владыка исполнял обязанности Патриаршего экзарха Западной Европы.

Перед избранием митрополитом Киевским и всея Украины владыка нес послушание управляющего делами Московской Патриархии, с 1987 года он – постоянный член Священного Синода РПЦ.

Это лишь хронологические вехи жизненного пути архиерея, умещающиеся в несколько абзацев текста. Но за ними – исполненная огромных трудов, испытаний, молитв благодатная жизнь последователя Христова. Уже на Киевской кафедре в 1993 году владыка запишет в своем дневнике: «Моя награда будет в том, чтобы обо мне могли когда-нибудь сказать, как жители Самарии о женщине, беседовавшей с Христом: “Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос” (Ин. 4: 42)».

***

Могила Блаженнейшего митрополита Владимира на братском кладбище Киево-Печерской лавры Могила Блаженнейшего митрополита Владимира на братском кладбище Киево-Печерской лавры

5 июля на монастырском кладбище боголюбивая паства будет молиться о своем иерархе. И с фотографии на мраморном кресте тот будет взирать на свое стадо, за которое он многие годы полагал жизнь. И эпитафия на кресте – слова святителя Иоанна Златоуста, которые митрополит любил повторять, – как бы резюмирует всю его яркую христианскую жизнь: «Слава Богу за всё».

Сергей Герук

4 июля 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Верный кормчий Церкви Верный кормчий Церкви
Сергей Герук
Верный кормчий Церкви Верный кормчий Церкви
Сергей Герук
Когда в июне 1992 года митрополит Владимир (Сабодан), новый предстоятель Украинской Православной Церкви, ступил на бурлящий людьми перрон киевского вокзала, то сказал толпившимся вокруг него журналистам: «Я вернулся на родную землю, чтобы служить Богу и людям». С того дня прошло более 17 лет. Позади остались многие трудные испытания, выпавшие православным Украины и их предстоятелю. И всегда и во всем митрополит Владимир оставался истинным сыном украинской державы, авторитет которого признан всеми, и верным Церкви.
Украина и Россия – Гоголь и Пушкин Украина и Россия – Гоголь и Пушкин
Владимир Казарин
Украина и Россия – Гоголь и Пушкин Украина и Россия – Гоголь и Пушкин
Владимир Казарин
Литературные взаимоотношения Украины и России нуждаются в решительном переосмыслении. Неполнота традиционного понимания объединенных этой темой проблем отчетливо выявилась после распада СССР. Такое утверждение – не дань политической конъюнктуре, хотя именно современная политическая конъюнктура рельефно обозначила недостаточность традиционного подхода.
«В родительском доме всегда теплилась лампада…» «В родительском доме всегда теплилась лампада…»
Сергей Герук
«В родительском доме всегда теплилась лампада…» «В родительском доме всегда теплилась лампада…»
Беседа с митрополитом Киевским и всей Украины Владимиром
Сергей Герук
В нашей семье каждый день начинался с короткой молитвы у образов Божиих, и мы, дети, видя, как молятся родители, и сами прибегали к молитве перед началом каждого дня. Особенно дорог для меня был наш семейный образ Богородицы, к которому я обратился в молитве перед выходом «в свет», в большую жизнь. Это была Тихвинская икона Божией Матери.
Комментарии
Татьяна Константиновна (Киев Украина)14 июля 2017, 00:36
Любимый наш, незабвенный, родненький... Помним, любим, молимся. Со святыми упокой, Господи, отца нашего, владыку, Блаженнейшего Митрополита Владимира. Царствие Небесное. Предстоя перед Престолом Божьим молите Бога о нас и о мире в Украине.
6 июля 2017, 00:08
Спаси Господи, люди твоя, Царство Небесное даруй рабу твоему!
матушка Татьяна 5 июля 2017, 20:58
Мудрый, добрый, светлый... Владыка Владимир, ясное солнышко страждущей Украины, и сейчас молится, уже в Царствии Небесном, о спасении верных чад УПЦ МП. А может и за неверных тоже... Пока живём на земле никто не безнадёжен ко спасению. Господи, что с нами будет? Какими путями спасаешь нас?
кветкин андрей 5 июля 2017, 14:05
Вечная память блаженнейшему владыке! Помним,любим, молимся
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×