Урок

К годовщине прославления – 28 июля 2016 года – замечательного подвижника Православия преподобного Иоанна Вышенского – афонского монаха, духовного писателя, полемиста, обличителя униатства и ревнителя «единства многоименитого русского рода».

Ученики школы в Судовой Вишне Ученики школы в Судовой Вишне

– Следующий урок проводим на местности, – торжественно заявила в конце занятий Ольга Петровна и села за стол.

– На какой еще местности? – потянулись голоса нерадивых и всегда готовых «отскочить» с урока украинской литературы девятиклассников спецшколы, расположенной в здании Львовского театра Советской Армии.

– Едем в Судовую Вишню – на родину Ивана Вышенского, который сейчас у нас по программе. Без этой поездки вам, пожалуй, не понять глубины творчества и в целом мироощущения этого сложного, но очень светлого автора. Надо приблизиться к месту, в котором жил и творил подвижник. И такая возможность у нас есть. Так что берите с собой деньги на электричку, сухой паек – и в путь. Да, забыла главное: занятия в этот день отменяются, встреча на вокзале в 8:40.

Преподобный Иоанн Вышенский Преподобный Иоанн Вышенский

– Ольга Петровна, а учебники по литературе брать? – затянули свою вечную песню девчонки-отличницы. Но мы уже не слышали ответа: впереди дорога, новые впечатления, новые встречи. Школа оставалась позади.

В день поездки небо было хмурым, солнце неохотно пробивалось сквозь тучи. Мелкий дождик, суета обыденности, неустойчивость весенней погоды. Ребята разбились на компании и бурно обсуждали предстоящие экзамены и окончание учебного года. Ольга Петровна сидела одна. За окном мелькали зеленеющие поля, речушки и деревни Львовщины. Природа пробуждалась после зимней спячки и, позевывая, включалась в ритм осенне-летнего сезона 1975 года. Еще дремал развитой социализм, по-прежнему призывали к строительству новой жизни плакаты на небольших станциях… Ольга Петровна, как мне казалось, была не здесь. «Где же?» – подумал я и решил об этом ее спросить – прямо сейчас.

Пассажирская станция «Судовая Вишня» Пассажирская станция «Судовая Вишня»

– Вам близка Судовая Вишня или творчество Ивана Вышенского? – начал я, присаживаясь рядом с Ольгой Петровной, которая не сразу оторвалась от своих мыслей, чтобы поддержать разговор со мной.

– Мне близка ваша жизнь, ваши взгляды, ваша культура, – прямо ответила учительница. Поездка обещает быть интересной, и я чувствую это. Бывает так: делаешь что-то и чувствуешь, что делаешь правильно, как бы знаешь наперед. Хотя откуда это известно, непонятно. У меня последнее время так часто бывает. А Судовая Вишня – мой дом. Девочкой я любила бродить у реки, где мы жили. Думала, мечтала… Очень хотелось понять главное: зачем я живу, что за мир вокруг меня, откуда вся эта сказка. Мне хотелось встретить не любовь, о которой мечтают девушки, я не искала какого-то земного счастья – мне хотелось найти того, кто ответит на мои вопросы, насытит мой ум той единственной правдой, без которой так пусто на душе, так одиноко. Я очень этого хотела, и я встретила такого человека. В старших классах школы он преподавал у нас историю. К нему мы и едем в Судовую Вишню. С ним я хочу познакомить вас. Знаешь, он редко открывается посторонним: так уж устроен. Но ты постарайся найти время поговорить с ним: без свидетелей, наедине. И если тебе повезет, ты поймешь, о чем я.

Судовая Вишня Судовая Вишня

Мы подъезжали к нашей станции, Ольга Петровна поднялась и стала собирать ребят.

Городок, куда мы приехали, был совсем маленьким. Пара улиц, несколько старинных зданий, не везде асфальт. Это был райцентр, расположенный у подножия Карпат, километрах в 50 от областного центра Западной Украины. Но во всей простоватости этого городка чувствовалась самобытность и дух времени. Мы остановились у красивого здания местной школы, из которой нам навстречу вышел высокий подтянутый человек почтенного возраста. Он приблизился к нам и спросил, на каком языке нам удобнее с ним общаться, – на украинском, поскольку темой нашего посещения была украинская литература, или на русском, более понятном ученикам, в семьях которых говорили по-русски. Решили общаться на русском. И он заговорил. Много раз мне приходилось слышать хороший русский язык, но такого богатства я не слышал никогда. Это была образная речь, которая вела нас по древним городищам X–XI веков, по средневековым замкам и судьбам их хозяев, по Магдебургскому праву и другим королевским привилегиям старины, по тем временам, когда именно здесь был политический центр края: тут и рассматривались судебные дела, как об этом свидетельствует само название Судовая Вишня.

Все творчество преподобного Иоанна было направлено на сохранение русскости окраинных русско-княжеских земель

Говорили и об Иоанне Вышенском, православном монахе, все творчество которого было направлено на сохранение русскости в борьбе с вовлечением в западную жизнь окраинных русско-княжеских земель. Монах-афонит, он вел острую полемику со сторонниками насаждавшейся религиозной и политической унии Галиции с католической Европой.

Мы узнали о Львовском Успенском православном братстве, которое, начиная с середины XVI века и вплоть до века XX-го, боролось за сохранение того, что мы сейчас называем Русским миром. Видно было, что учителю приходилось подбирать слова: тема религиозно-политической полемики была далеко не в почете в годы социалистического строительства. Но и тут учитель оставался на высоте.

Преподобный Иоанн Вышенский Преподобный Иоанн Вышенский
Когда экскурсия закончилась, вопросов не задавали: всё было ясно, и можно возвращаться домой. Ребята потянулись к выходу. Выглянуло солнце, и всем захотелось скорее на воздух: у входа в школу накрывали столы с чаем. Те, кто был уже на улице, доставали свертки и готовились раскладывать съестное. Мне почему-то не хотелось есть. Я думал об учителе и о том, что говорила Ольга Петровна. Но повода остаться не находил. И тут ко мне подошел мальчик из нашей компании и предложил попросить у учителя что-нибудь историческое на память о поездке. Я согласился: появлялась надежда на разговор. Учитель сразу понял наш план и пригласил в свой кабинет, где у него было много интересных вещей.

– Вот, берите, – сказал он, протягивая коробочку, перетянутую лентой. – Здесь монеты и другие мелочи, которые не вошли в экспозицию музея. Берите, пусть они разойдутся по миру, и вам будет радость. Здесь они не нужны.

Мой товарищ подхватил коробку и выскользнул на улицу. А я остался в кабинете, не зная, с чего начать разговор.

Развитие для нас возможно только через Святую Русь. А иначе – гибель: распад, разобщение и смерть

– Ты хочешь спросить меня, зачем всё это: монах Иоанн, ставропигия, борьба за нашу выживаемость в лоне Святой Руси? Почему не склониться перед довлеющим гнетом обстоятельств, перед политическими и иными реалиями? В этой борьбе за православное единство – вся наша жизнь, будущее нашего народа. Когда я был молодым, мечтал лишь об одном: чтобы послужить людям, помочь им сохраниться в сложных условиях идеологического и политического противостояния, выжить в борьбе со злом, которое мы ассоциировали с приходом чужаков на наши земли, издревле терзаемые со всех сторон. Со времен князя Даниила Галицкого и его сына Льва мы не имели власти в своей стране, всегда были завоеваны, порабощены. И я думал, что выход из этого – борьба за нашу государственность, за нашу свободу. Когда пришли русские, мы не верили, что возможны перемены к лучшему. Хотя мой дед говорил, что Советы – это меньшее из всех зол. И тут я встретил человека, открывшего мне глаза на всё, что меня волновало. Это был старенький священник, который жил на покое в нашем городке. Он был русским и оказался в наших краях после событий 1917 года. Однажды он остановил меня у храма и задал вопрос: «Знаешь, чей это дом?» «Это дом Бога», – ответил я. «А знаешь, чего хочет от тебя Творец Вселенной?» – продолжал он. «Нет, – сказал я, – но хотел бы узнать». – «Тогда пойдем поговорим». Этот человек перевернул мою жизнь, научил меня Православию и через него – взгляду на мир. И я понял одно: что в основе спасения моего народа лежит теснейшая связь с православной жизнью, братская любовь к тем, кто укоренился в Православии, что развитие для нас возможно только через Святую Русь. А иначе – гибель: распад, разобщение и смерть. Священник научил меня всему, в том числе – и русскому языку.

– Ты сейчас не очень понимаешь, о чем я говорю, – продолжал учитель. – Но придет время, и ты вспомнишь наш разговор. Напиши тогда о нем. Напиши о нашей борьбе, о том, как трудно было нам ощущать себя чужими в своей стране, где далеко не все поддерживают и будут поддерживать идеи Святой Православной Руси. А о Вышенском ты еще услышишь. Он будет святым, как свято всё, через что и через кого говорит Господь.

Всю дорогу домой я думал о том, что слышал. В голове всё перемешалось: события, люди, имена. Но тогда же я твердо решил: если Иоанн Вышенский будет признан святым, я обязательно напишу об этом разговоре.

Канонизация преподобного Иоанна Святогорца (Вышенского) Канонизация преподобного Иоанна Святогорца (Вышенского)

28 июля 2016 года во время Литургии, посвященной празднованию памяти святого равноапостольного князя Владимира, в Киево-Печерской Лавре состоялась канонизация новопрославленного святого – известного украинского писателя-полемиста, афонского подвижника и поборника Православной веры преподобного Иоанна Святогорца (Вышенского).

Со времени того памятного для меня разговора прошло 40 с лишним лет.

Сергей Бедненко

28 июля 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Сергей Бедненко: «Я понял, что Бог следит за мной» (+ВИДЕО) Сергей Бедненко: «Я понял, что Бог следит за мной» (+ВИДЕО) Сергей Бедненко: «Я понял, что Бог следит за мной» (+ВИДЕО) Сергей Бедненко: «Я понял, что Бог следит за мной» (+ВИДЕО)
О своем пути к Богу рассказывает доцент лингвистического университета, в прошлом атеист и офицер военной разведки.
Божественный бессмертный полк Божественный бессмертный полк
Иеромонах Павел (Щербачев)
Божественный бессмертный полк Божественный бессмертный полк
Слово в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших
Иеромонах Павел (Щербачёв)
Что же это за Божественный полк? Это русские святые. Велико их число. Несокрушима их сила. Многообразен их подвиг.
Печерские отцы Печерские отцы
Протоиерей Андрей Ткачев
Печерские отцы Печерские отцы
Протоиерей Андрей Ткачев
Сказанное о святых, чья деятельность очевидно продолжается и после их телесной смерти, мы даже и на обычных усопших можем ее распространить. Делами своими все усопшие живы: мы ходим по улицам, проложенным ими, живем в домах и работаем на предприятиях, построенных ими. Цивилизация это и есть медленное накопление коллективных достижений, когда каждое поколение принимает эстафету и передает далее, являясь одним из звеньев длинной цепи.
Комментарии
григорий30 июля 2017, 11:26
Хороший рассказ, спасибо. и урок значит, был когда-то тоже очень хороший. вечная память тем учителям истории и литературы. святой Иоанн Святогорец, моли Бога о мире на земле Русской и о всех православных!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×