Грех

Семь смертных грехов (столешница) (1480-1485). Иероним Босх Семь смертных грехов (столешница) (1480-1485). Иероним Босх

Грех существует лишь как злая воля свободных существ

Псалом 103-й заканчивается такими словами: Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более (Пс. 103: 35). Это суровое пожелание, точнее молитвенное заклятие, связанное с концом истории, когда зло будет наказано окончательно. Хотя сам псалом есть всецело один непрерывный восторг перед красотой и гармоничной сложностью Богом сотворенного мира. Давид мыслит о пламенеющих ангелах, наблюдает за сменой солнца и луны, говорит о плодах земли и о глубине моря с его обитателями. Через всю песню молитвой проходит мысль о несамобытности мира, о его полной зависимости от Творца. Не сами собою летают птицы и не сами собою жуют траву животные в поле. Это: Ты поставил землю на твердых основах. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека. Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих, и так далее. И вот в конце этой длинной песни, сплетенной из созерцания мира и хвалы Творцу, оказывается, что греху в этой картине не должно быть места. Грех попросту в нее не вписывается. Бог не творил его, и если он существует, то существует парадоксально, в виде уродливого нароста на живом теле. Вечно так не будет. Грех должен исчезнуть, что важно – вместе с носителями, а не просто сам по себе. Да исчезнут грешники с земли. Самого по себе (без грешников) его и не существует. Грех существует лишь как злая воля свободных существ. Если он исчезнет, то только вместе с исправлением кающихся или с исчезновением или гибелью нераскаянных. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более.

***

В послании к Римлянам апостол Павел с уверенностью говорит о том, что ничто не может отлучить верующих людей от Христа и любви Божией. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8: 38–39). В число возможных, но бессильных преград попадает, как ни странно, все то, от чего очевидно зависит человек: пространство и время (настоящее и будущее, высота и глубина), ангельский мир и даже жизнь вкупе со смертью. Если человек ко Христу привязан любовью, то Павел уверен, что эта связь неразрывна. Только вот греха в перечне бессильных преград нет. Не сказано: грех не сможет нас отлучить от любви Божией. Во-первых, грех не есть тварь, он не в числе Божиих творений. И во-вторых, он-то как раз может отлучить человека от любви Божией во Христе Иисусе. Он один только и может.

Человек отпадает от одной любви – Божией, и ввязывается в другую – к греху

Греху, чтоб совершаться, нужно, чтобы его любили. Овладевая способностью человека любить, притягивая к своей мнимости эту способность, грех не позволяет уже любви человеческой действовать в нужном направлении – стремиться к Богу. Человек отпадает от одной любви – Божией, и ввязывается в другую – к греху. Так говорит об этом Иеремия: Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иерем. 2: 13). То есть ушли от Бога и полюбили ложь. Происходит духовное прелюбодеяние и разрыв с Источником Жизни. В этом вред греха и страх его. Он несет смерть и совершается прежде нее. Она (смерть) – лишь плод его (греха), его спутник и оруженосец.

***

Вся жизнь человека на последней и страшной глубине есть ответ на вопрос, кого человек любит. Кого он любит, тому и служит. Что любит, тем и занимается. Это верно и в мелочах, и в главном. В отношении греха слова эти тоже справедливы. Откровение говорит о тех, кто не достоин войти в Небесный Иерусалим воротами, что они не просто совершили нечто осудительное. О них собирательно сказано, что это всякий любящий и делающий неправду (Откр. 22: 15). Раз любящий, то, по неизбежности, и делающий. Со стороны лукавого врага победа над человеком достигается не столько открытой борьбой, сколько пленением сердца, стремлением влюбить человека в недозволенное.

Степени пленения различны. Есть те, кто различает ясно доброе и злое, знает смертную горечь греха, но почему-то утратил способность бороться. Ответ на вопрос «почему?» следует в каждом случае искать отдельно. Такие грешат таясь, а на словах хвалят добродетель. Гораздо хуже те, которые знают праведный суд Божий, что делающие такие дела (всякое злодейство и нечистоту) достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют (Рим. 1: 32). Усилиями вторых, особенно если они облечены властью и авторитетом, и бессилием первых слово их распространяется, как рак (См. 2 Тим. 2: 17).

***

У греха нет сущности, но есть начальник

У греха нет сущности, но есть начальник. Клеветником (диаволом), противником (сатаною), отцом лжи и прочими именами именует это существо Писание. С этим существом у христиан борьба, если только они не дезертиры или не имитаторы христианской жизни. Никакой духовной перспективы нет у человека, если короткие, словно воинские команды, призывы апостола Иакова не отразятся в душе. Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные (Иак 4: 7–8)

***

Греха быть не должно. Это говорит Бог, и это известно сердцу.

Греха не будет. Это обещано.

Но пока что греха много и будет, судя по всему, еще больше.

Собранные воедино, эти мысли мучают.

Но исход есть, и он не в философии. Исход в борьбе. В том противостании начальнику зла, в том очищении рук и исправлении сердца, о которых говорит апостол. Умножение греха есть плод отсутствия борьбы с ним, как и заросший травой участок земли – это знак лени хозяина.

Желающий жить должен биться за жизнь. Не с людьми, конечно, но биться. У каждого бьющегося будет свой судный день и свой малый Апокалипсис. Главное, чтобы бьющийся был зряч, то есть видел сердцем и понимал: с кем дерется, за что дерется, каков венец победившему и какой урон проигравшему. Во всех этих вопросах без опытности в опознании греха не обойтись.

Протоиерей Андрей Ткачев

23 августа 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Что бы ты ни сделал, не надо падать духом!» «Что бы ты ни сделал, не надо падать духом!»
Архимандрит Арсений (Папачок)
«Что бы ты ни сделал, не надо падать духом!» «Что бы ты ни сделал, не надо падать духом!»
Архимандрит Арсений (Папачок)
Как быть, когда охватывает отчаяние из-за сделанных грехов? Надо ли подавать милостыню, если у самого денег только на хлеб? Кого Бог любит больше? Когда очень занят по работе или учебе, как исполнять свое правило?
Церковь как врачебница Церковь как врачебница
Митр. Лимасольский Афанасий
Церковь как врачебница Церковь как врачебница
Митрополит Лимасольский Афанасий
Грех – самая серьезная и главная болезнь человека. В чем причина этой болезни? Где найти средства для ее уврачевания? И каким должно быть выздоровление?
Право на грех Право на грех
Игум. Нектарий (Морозов)
Право на грех Право на грех
Игумен Нектарий (Морозов)
Сначала мысль о том, что очень устал, что сил так жить, так работать больше нет, что надо наконец отдохнуть, расслабиться… Нет, не помолиться, не почитать, ведь это тоже труд, о котором даже думать не хочется...
Комментарии
Марија24 августа 2017, 20:59
Батюшка дорогой, это святоотеческий текст! Но, удивляет что Вы такой молодой, а размышляете и пишете как будто у вас многолетний опыт в борьбе с грехом. Ну, кажется что вероятно и есть так. Спаси Вас Господ! Спасибо что делитесь с нами Вашы просвещающие мысли.
Ольга Михайловская24 августа 2017, 20:54
Спаси Вас Бог, батюшка!
Andrei Sugak24 августа 2017, 12:47
Батюшка, Вы предлагаете первоклассникам решать задачи для академиков...
Лев Точилов24 августа 2017, 03:05
Спаси вас Бог отец Андрей!
Олег Пучков24 августа 2017, 00:15
Спасибо батюшка очень ёмко и точно. И коментарии отличные присоединяюсь. Надо бороться. Помоги Господи!
Светлана23 августа 2017, 14:05
"Есть те, кто различает ясно доброе и злое, знает смертную горечь греха, но почему-то утратил способность бороться. Ответ на вопрос «почему?» следует в каждом случае искать отдельно. Такие грешат таясь, а на словах хвалят добродетель." Пригвоздили вы батюшка меня этими словами... !!! Хочу бороться! Господи, помоги!
Alexander23 августа 2017, 12:48
Наталье: ...Я вас очень понимаю и сочувствую вам всей душой, потому что и у меня всё также, как и у вас... Постоянно прошу Господа избавить меня от "болезненной привязанности". от рабства греху, страсти, потому что сам не в силах бороться с ним и даже призывы к Божией помощи не всагда помогают. Но Вера и Надежда остаются... Спаси Вас Господи и Помилуй.
Людмила23 августа 2017, 12:34
Спаси, Господи, батюшка! Вы говорите и пишите жестко, емко, но точно в "десятку". Благодаря Вам все встает на свои места. Дай Бог Вам здоровья и сил!
Станислав23 августа 2017, 12:25
Мир во зле лежит, и мы тоже
Любовь23 августа 2017, 10:49
Спасибо,отче,статья помогла разобраться в себе.
Вячеслав23 августа 2017, 10:23
Спасибо.Серьезная статья,именно в помощь.Спаси Господи!
Татьяна23 августа 2017, 09:20
Спасибо за проповедь. Вот ещё один глоток чистой воды,дай Бог сил не оборачиваться назад. как бы вот грех возненавидеть!
Наталия23 августа 2017, 01:46
"Есть те, кто различает ясно доброе и злое, знает смертную горечь греха,но почему-то утратил способность бороться."Таких несчастных большинство. И я одна из них.Я не люблю грех, как пишется в статье, у меня к нему болезненная привязанность и ненависть одновременно.Это не любовь ко греху.Это,скорее, двоедушие и малодушие перед борьбой.Порой мне кажется, я даже уверена, что я обречена.Потому,что жить по заповедям очень и очень трудно,почти невозможно.Я так не живу, но и грех ненавижу. "Доброго,которого хочу,не делаю,а злое,которого не хочу,делаю. Если же делаю то', чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех."Вот так и у меня. Только апостол Павел спасен и в раю со Христом,а я...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×