Слово Патриарха

Неделя 13-я по Пятидесятнице

Подвиг

Подвиг вообще — это поступок не во имя себя, а во имя чего-то иного — во имя идеи, во имя Родины, во имя ближних своих. Подвиг — это всякое деяние, которое сопровождается рисками для того, кто его совершает, вплоть до положения жизни своей. Тем не менее люди совершают подвиги, и если вдуматься в то, что собой представляет подвижничество, нельзя не задаться вопросом: а есть ли место для подвига в материалистической концепции человеческой личности, никак не учитывающей высшее начало или Божественное присутствие? Ответ однозначен: нет! Ведь материалистический подход предполагает, что главной задачей человека является сохранение собственной жизни. Именно так обстоит дело в животном мире, где главная задача — выжить самому. Правда, и в животном мире встречаются удивительные примеры самоотдачи — чаще всего это действия самки, защищающей своих детей. Но когда период материнства проходит, самка может и сама растерзать собственного детеныша. Не потому, что звери жестокие, а потому что таковы условия выживания: хочешь выжить — употребляй для этого все силы.

    

Именно так следовало бы развиваться и роду человеческому, если бы происхождение человека имело не Божественное, а животное начало. Откуда же еще у человека совершенно иная система ценностей? Откуда способность не просто ограничить себя, но и жизнь свою отдать во имя другого, будь то человек или великая идея? Сам феномен подвига есть свидетельство о Божественном происхождении человека и о присутствии Бога в человеческой жизни.

Подвиг — это всегда средство

Если инок совершает подвиг ради подвига, если его подвижничество не ведет к реальным переменам в духовной жизни, то это не подвиг, а искушение. Подвиг — это всегда средство, и святые преподобные отцы прибыли сюда не ради испытания самих себя, не ради победы над тяжелыми внешними условиями, но для того чтобы погрузиться в атмосферу, наиболее благоприятную для приближения к Богу, потому что отказ от своего «я» — это и есть путь к Богу.

Экстрим не является подвигом

Современные люди порой совершают поразительные дела. Существуют экстремальные виды спорта, где очень высока опасность погибнуть или покалечиться. Занимаясь такими видами спорта, человек невероятно себя ограничивает, идет на колоссальные риски, но все это — только ради самого себя. Он либо самоутверждается в собственных глазах, либо мечтает о славе, о золотых медалях, о денежном вознаграждении. Экстрим не является подвигом. А вот те, кто умирал за Родину, не были экстремалами, — они и слова такого не знали. Они шли и умирали не за себя, а за Родину. И когда христианские мученики — не только в первые века, но и в новейшее время, как те, кто томился в Соловецком лагере, — умирали за веру, это не был экстрим, это был подвиг. Не ради себя — ради Христа они умирали.

Нет подвига — нет приобщения к Божественному свету

У святого Симеона Нового Богослова мы находим следующие слова: как свеча приобщается к свету, так и человек через подвиг приобщается к Божественному свету. Нет подвига — нет приобщения к Божественному свету. Всему этому учат нас святые преподобные отцы Зосима, Савватий и Герман. Всякий раз, посещая Соловки, я вижу, что братия здесь живет не в легких условиях, не в бархате и шелке ходит. Здесь трудные условия жизни. но именно благодаря этим условиям, добровольно выбранным вами, дорогие мои братья, в ваших сердцах может возгореться Божественный свет. Никогда не ропщите, никогда не уклоняйтесь от трудностей, потому что уклонение от трудностей, поиск легких послушаний входит в противоречие с самим фактом вашего появления на Соловках.

Но то же самое я могу сказать каждому монашествующему в любом монастыре. Без подвига для монаха нет спасения. Именно поэтому люди и устремляются в монастыри к монашествующим духовникам, желая почерпнуть часть их мудрости, их опыта. А какая же мудрость, если сам опыта не имеешь? Поэтому величайшая ответственность лежит на монастырской братии, чтобы через подвиг приблизиться к Господу и тем самым исполнить свое призвание, ведь и Господь Иисус Христос через подвиг вышел на общественное служение. Сорок дней и ночей Он провел в пустыне без пищи и воды, и не потому что имел Божественную природу, — ведь Его человеческая природа хотела и есть, и пить, — а потому что Он понимал необходимость пройти через это испытание, чтобы выйти на общественное служение как Сын Божий и Сын Человеческий.

Из слова в день памяти перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого монастыр, 21 августа 2017 года

Духовная слепота

А что такое духовная слепота? Это неспособность людей прозревать суть того, что происходит вокруг них. Это неспособность видеть добро и зло, отличать правду от лжи. Духовно слепой человек — как судно в океане без всякой навигации. Если у капитана нет понятия о том, где находится судно, куда нужно идти, где рифы, а где тихая вода, где мель, а где достаточная глубина, то такое судно наверняка разобьется. Так и в жизни нашей — если у человека нет духовного зрения, он очень рискует. Он может избрать неправильный образ жизни, неправильный жизненный путь. Он может соединить свою судьбу с человеком, в котором не увидел, не отличил зло от добра или добро от зла. И ведь как часто это случается! Как много человеческих трагедий происходит только потому, что молодой человек и девушка, полюбив друг друга и пожелав соединить свои судьбы, не сумели распознать подлинное внутреннее состояние друг друга! За внешней приветливостью, ласковым обхождением может скрываться человек очень опасный, и мы знаем, что много браков распадается именно поэтому. Нередко приходится слышать: «Как же я не смог или не смогла разобраться! Почему же это произошло?» Да потому, что не было духовного зрения.

    

Но ведь так происходит не только в нашей личной жизни — так происходит в жизни общества, государства. В этом году мы вспоминаем 100-летие кровавой революции. Ведь тогда тоже не смогли разобраться, тогда тоже у очень многих не было духовного зрения. Люди называли себя верующими, но не могли красивые слова отличить от подлинной сути того, что предлагалось, а предлагалось насилие — через смерть, через страдания поменять жизнь в стране под предлогом, что жить станет лучше…

Да что говорить о прошлом! А разве в настоящем мы не делаем ошибок? Разве в настоящем нас не увлекают красивые слова, разного рода обещания? Это бывает и в политике, и в информационном пространстве, когда люди увлекаются некими ложными идеалами. Они создают себе кумиров, они готовы слушаться их и поступать так, как кумиры их учат. А в результате — человеческие трагедии, конфликты, разочарование; я уж не говорю о таких страшных последствиях, как полная жизненная катастрофа, когда у людей уже не хватает сил жить и, не имея веры в сердце, они на себя накладывают руки.

Отсутствие духовного зрения — это катастрофа

Отсутствие духовного зрения — это катастрофа, это опасность огромного масштаба для личности, для общества, для народа. Кто же нам может дать это зрение? Никто, кроме Бога. Очень часто, приходя к старцу, человеку святой жизни, на исповедь, не понимаешь, каким чутьем он все это чувствует, каким образом он понимает твою внутреннюю жизнь. Вроде ничего особенного ты ему не сказал, а человек, только взглянув на тебя, видит, понимает и чувствует. Это нельзя назвать просто интуицией, потому что видение такого человека строго привязано к его образу жизни, к его вере, к его близости к Богу. Когда мы с вами возрастаем в вере, когда у нас появляется навык молитвы, когда мы умеем с Богом разговаривать, когда мы Ему поверяем свои сокровенные мысли и чувства, когда мы раскаиваемся перед Ним, как не можем раскаяться даже перед духовником, когда мы не чувствуем средостение между собой и Богом, — тогда Господь открывает нам это внутреннее духовное зрение, каждому в меру его веры и его близости к Богу.

    

Трудно достичь тех духовных прозрений, которыми обладают святые люди. Но даже простой человек, никак не претендующий на святость, через свой личный духовный опыт способен приблизиться к Богу так, чтобы открылись его внутренние духовные очи. Чтобы он вдруг многое увидел с иной точки зрения, чтобы у него выработалось устойчивое критическое отношение к той информации, которая в огромном объеме обрушивается сегодня на человека, к тем словам, которые иногда увлекают, но ведут не к свету, не к правде, не к счастливой жизни, а к духовной погибели. Духовное зрение — это верный навигатор к тому, чтобы жить полной жизнью, не впадая в крайности и не ставя свою жизнь под угрозу.

Из слова в день отдания праздника Преображения Господня в Александро-Невском кафедральном соборе г. Кургана, 26 августа 2017 года.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 13-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 13-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если строить без Бога, то ничего не получится – ни в личной жизни, ни в жизни семейной, общественной, государственной, планетарной. Потому что краеугольный камень выбран не тот, потому что в основе – человеческий грех, который разрушает и личную, и общественную, и планетарную жизнь.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 11-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 11-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Наша душа — это и есть маленькое окошко в вечность. Когда мы сердцем воспринимаем красоту мира, красоту человеческого творения, прекрасные произведения музыки или живописи, чувствуя, что Богом вложенный в человеческое и космическое бытие закон гармонии приносит свои плоды, — всякий раз, когда мы встречаемся с этой гармоничной, Богом учрежденной красотою, — мы словно заглядываем через окно в вечность.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 8-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 8-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Глубоко убежден: священникам нельзя терять достоинство сана, пытаясь завоевать доверие молодых. У пастыря не должно быть никакой развязности ни в интернет-общении, ни при непосредственных контактах. Мы должны быть самими собой.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 7-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 7-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Настоящий монах — это тот, кто сохраняет критический взгляд на окружающий мир. Критический — не значит отрицательный. Он предполагает способность оценивать происходящее в мире, исходя из того, что нам вручено Самим Господом, то есть нашего церковного Предания, идущего от святых апостолов.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Сейчас много расслабленных — не физически, но духовно расслабленных. Огромная часть народа расслаблена — нет духовной силы, нет искренней веры, нет собственной молитвы. Что же этим людям, погибать?
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Сегодня множество людей лишены религиозного опыта, а значит, представляют собой потенциальных жертв воздействия темной силы. И потому задача Церкви – напоминать, что эта сила реальна и что жертвой ее воздействия может быть каждый, кто лишен опыта молитвы и кто сам себя отделил от Бога.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 2-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 2-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Удивительный пример мученичества – это то, что сегодня наша молодежь должна знать, и на этом фоне мы должны говорить о наших сегодняшних надеждах, о наших мечтаниях, о нашем пастырском уповании, о целях нашего церковного служения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 1-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 1-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Удивительное русское слово – «подвиг». Корень у него тот же, что и у слова «движение». Подвижник – это тот, кто двигается навстречу Богу. И если современные люди, динамичные и целеустремленные, ставят иные цели, то они напрасно суетятся.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если мы хотим быть свободными людьми, если мы хотим строить реально свободное общество, мы никогда не должны разрывать свободу и нравственную ответственность. Это касается и личной жизни человека, и семейной, общественной, государственной жизни.
Комментарии
Алексей Каржавин 3 сентября 2017, 13:12
Спасибо ,Ваше Святейшество. Дай Бог здоровья. С уважением, Алексей.
Аня29 августа 2017, 13:47
Спасибо большое ,Ваше Святейшество ,за ваши проповеди,мне они очень помогают в жизни. Многая Вам и благая лета!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×