Замечания к отзыву священника Георгия Максимова на проект катехизиса Русской Православной Церкви

Протоиерей Андрей Новиков Протоиерей Андрей Новиков
9 сентября 2017 года известный православный публицист и миссионер отец Георгий Максимов опубликовал отзыв на проект Катехизиса Русской Православной Церкви, размещенный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на официальном сайте Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ для общецерковного обсуждения. Зная отца Георгия достаточно давно как по совместной работе в Межсоборном присутствии, так и по его многочисленным трудам, я был весьма удивлен, если не сказать – шокирован, тональностью его отзыва. Вот лишь некоторые цитаты:

«Исправлять этот текст все равно что лечить покойника… попытка создания Нового катехизиса полностью провалилась… Это как если бы вы заказали написать естественнонаучную статью, а вам принесли стишок про Чижика-Пыжика… унести с глаз долой… разве это не полный провал?.. нечитаемый “кирпич”, один вид которого будет отпугивать целевую аудиторию… получилась просто грубо слепленная химера из посредственного справочника, недоделанной библейской симфонии и официозного доклада… издевательство над читателем… Помню, одна пожилая поэтесса уверяла меня, что пишет стихи исключительно по вдохновению от Бога: “Каждая строчка в них – от Него, не моя”. А стихи-то были дрянные-предрянные! Хотелось сказать ей, что у Господа получились бы точно лучше, но не стал, пожалел старушку. Авторов “проекта” жалеть не буду… текст всё равно останется бездарным…» и т.п. Священник Г. Максимов прямо признаёт, что один из абзацев его текста является шуткой (весьма неуместной и неприличной, отметим).

Грубый, подчас даже развязный тон отца Георгия указывает на то, что подготовленный им текст – вовсе не отзыв, а некая сумма накипевшего гнева, который он решил излить как на Синодальную библейско-богословскую комиссию, так и на священноначалие, участвовавшее в подготовке и публикации проекта Катехизиса РПЦ. Он рекомендует вообще не принимать текст нового Катехизиса, а проявить «смирение», признав, что «в нашей Церкви не осталось богословов».

В связи с этим хотелось бы указать на историю создания предложенного к общецерковному обсуждению проекта. Он является не прихотью Синодальной библейско-богословской комиссии или отдельных ее членов, а реализацией решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года и поручения Священного Синода, данного в 2009 году. Над текстом трудились как члены СББК, так и профессура духовных академий. И дело не в том, что кто-то из них якобы пытается «превзойти наших великих отцов прошлого», а в том, что Церковь посчитала необходимым поставить задачу создания вероучительного документа в данное время. И эта Церковь – та же самая Церковь Христова, Церковь великих отцов.

Благословив опубликовать проект Катехизиса для обсуждения, Его Святейшество ясно дал понять, что текст документа открыт для доработки и изменений. Насколько мне известно, отзывов, в том числе критических по отношению к различным разделам проекта, составлено уже немало. Являясь участником работы над ним в комиссии, могу с уверенностью предположить, что конструктивная озабоченность будет учтена. Однако отец Георгий проявляет не конструктивность. Он несдержанно оскорбляет членов СББК, многие из которых десятилетиями трудятся на богословской ниве и снискали заслуженное общецерковное уважение, обвиняя их не только в некомпетентности, но и в модернизме, обновленчестве, желании подогнать учение Церкви под мнение либеральной общественности. Раз за разом отец Георгий вкладывает в головы членов СББК какие-то странные мысли, буквально «цитируя» скрытые подтексты положений проекта Катехизиса РПЦ, которыми якобы руководствовались его авторы в стремлении то подстроиться под мнение иноверцев и либеральной интеллигенции, то обмануть неискушенного православного верующего. Вынужден констатировать: такой приём отца Георгия есть не что иное, как манипулирование своим читателем. Надеюсь, не сознательное.

Позволю себе вернуться к собственному опыту участия в дискуссии при написании проекта Катехизиса. Если принимать предложенную отцом Георгием дистинкцию либералов и консерваторов, я всегда стремлюсь отстаивать консервативную точку зрения, а точнее – считаю, что в богословии (и не только) необходимо любую позицию основывать на учении святых отцов Православной Церкви. Так вот, в процессе обсуждения проекта Катехизиса мною неоднократно вносились поправки, критические замечания, предложения. Подавляющее большинство из них были учтены. Кстати, считаю необходимым отметить, что со стороны председателя комиссии не оказывалось никакого давления, работа шла в максимально конструктивном ключе.

Теперь хотелось бы рассмотреть некоторые из критических замечаний отца Георгия к тексту обсуждаемого документа, отделив их от эмоциональной составляющей его отзыва.

Прежде всего считаю своим долгом остановиться на претензии к следующему предложению проекта Катехизиса: «Вероучительные сочинения XVII–XIX веков, иногда называемые “символическими книгами”, обладают авторитетом в той мере, в какой они соответствуют учению святых отцов и учителей Древней Церкви». Дело в том, что такая позиция, названная отцом Георгием «издевательством над читателем», была зафиксирована во многом в результате моих замечаний. Убежден, что при глубоко почтительном отношении к большинству символических книг, некоторые положения одной из них мы не можем признать соответствующими святоотеческому учению и рассматривать в качестве безусловного авторитета для православного христианина. Речь идет о Послании Восточных Патриархов 1723 года. В этом послании содержатся два весьма сомнительных тезиса, которые никак не могут быть приняты в качестве общецерковного учения: 1) о том, что не всем мирянам можно читать Священное Писание и 2) о том, что еретики «получили крещение совершенное». Так что ограничение авторитета вероучительных сочинений XVII–XIX веков их соответствием учению святых отцов имеет под собой отнюдь не либеральное или модернистское основание.

Что касается претензии отца Георгия к отходу от вопросо-ответной формы Катехизиса и выведения из этого конспирологической теории в отношении тайных намерений членов СББК, то могу сообщить, что одним из первых защитников такого отхода был Аркадий Маркович Малер, известный своей консервативной церковной позицией. Могу также напомнить, что такие святоотеческие вероучительные тексты, как «Огласительные и тайноводственные поучения» святителя Кирилла Иерусалимского и «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, имеют не вопросо-ответную форму, однако на этом основании вряд ли кто-то решится упрекнуть отцов в нежелании дать конкретное и ясное изложение догматического учения Святой Церкви.

Не могу обойти вниманием странного упрека отца Георгия к объему предполагаемого Катехизиса Русской Церкви. Считаю это чистой придиркой, к сожалению еще раз подтверждающей предвзятое отношение. Многие православные христиане как раз заинтересованы в фундаментальном вероучительном документе, к которому можно было бы в том числе прибегать за исчерпывающим церковным ответом по тому или иному богословскому вопросу.

Если отца Георгия беспокоит соответствие будущего Катехизиса учению святых отцов, то совершенно непонятны претензии к тому, что в критикуемом им тексте слишком много цитат святых отцов! Мне представляется, что не только существующие цитаты нужно сохранить, но еще и добавить там, где их мало или нет вообще.

Или такой пример. Размещение некоторых положений учения Церкви в более подобающих разделах, соединение в одном разделе учения о Богородице, действительно, может быть рациональным предложением. Но это сугубо технический момент, а не повод поглумиться над собратьями и показать свое «превосходство». Другая претензия: словосочетание «Церковь учит», «Церковь верит» звучит в документе очень часто. Можно согласиться с тем, что в некоторых местах возможно обойтись без него. Но вывод отца Георгия о том, что Синодальная библейско-богословская комиссия специально вставляла в текст эти слова, чтобы показать безбожникам и иноверцам, что ее члены таким образом лукаво отделяют себя от Церкви, что на самом деле мыслят совсем иначе, – ничем не обоснованное тяжкое обвинение и оскорбление. «Церковь учит» – значит, что не мы сами от себя учим, а свидетельствуем богодухновенное учение Святой Матери-Церкви. Между прочим, в принятых ранее соборно Церковью документах такое словосочетание также употреблялось, но никому в голову не приходило на этом основании сомневаться в чистоте веры Архиерейских Соборов. Так же как, например, обвинять святого Иоанна Кронштадтского, который писал: «Православная Церковь учит, что единственным побуждением к сотворению мира следует признавать безконечную Благость Творца… Православная Церковь верует также и исповедует, что Евхаристия есть вместе истинная, действительная Жертва».

Есть в замечаниях отца Георгия некоторые богословские аспекты, над которыми следует задуматься. Да, можно откорректировать определение Священного Предания, хотя и в существующем варианте нет никаких скрытых еретических подтекстов. Безусловно, необходимо отказаться от упоминания о «тайне» посмертной участи нехристиан, что входит в противоречие с иными разделами самого же проекта Катехизиса, в которых недвусмысленно указывается, что спасение обретается только в Церкви, что его необходимым условием является вера в Воскресение Христово. Также ошибками текста следует признать упоминание о «преодолении» диавольских искушений Спасителем (действительно, необходимо говорить не о «преодолении», а об «отвержении»), о том, что Боговоплощение стало возможно «благодаря» согласию Пресвятой Девы. Крайне неудачным, допускающим вольные перетолкования является введение в Катехизис различения между «не теряющим значения» и «устаревшим» в творениях святых отцов. Спорной, а потому все же не заслуживающей отражения в таком общецерковном вероучительном документе, как Катехизис, является упомянутая отцом Георгием концепция о частных мнениях отцов Церкви.

Однако, повторюсь, главной проблемой священника Г. Максимова является то, что даже справедливые замечания к тексту проекта Катехизиса он облекает в издевательско-саркастическую форму и сопровождает необоснованными обвинениями Синодальной библейско-богословской комиссии в желании навязать ересь, обновленчество и модернизм – делая это с нескрываемой целью полностью уничтожить саму возможность появления современного Катехизиса Русской Церкви. Не знаю, понимает ли это отец Георгий, но его выходящий за все мыслимые рамки «отзыв» без всякой необходимости вносит смуту в церковную жизнь, уже сеет (судя по комментариям в блогосфере) недоверие к священноначалию. Надеюсь, уважаемому отцу Георгию хватит мужества признать пагубность подобных действий и свернуть с опасной дороги «обличительства», погубившей в истории Церкви немало талантливых богословов.

Протоиерей Андрей Новиков,
настоятель храма Живоначальной Троицы
на Воробьевых горах г. Москвы,
член Синодальной библейско-богословской комиссии

25 сентября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса для общецерковного обсуждения Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса для общецерковного обсуждения Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса для общецерковного обсуждения Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса для общецерковного обсуждения
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальная библейском-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса Русской Православной Церкви для общецерковного обсуждения.
Синодальная библейско-богословская комиссия утвердила проект Катехизиса Русской Православной Церкви Синодальная библейско-богословская комиссия утвердила проект Катехизиса Русской Православной Церкви Синодальная библейско-богословская комиссия утвердила проект Катехизиса Русской Православной Церкви Синодальная библейско-богословская комиссия утвердила проект Катехизиса Русской Православной Церкви
29 января 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия под председательством митрополита Волоколамского Илариона состоялось пленарное заседание Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Основным вопросом повестки дня стало принятие в первом чтении подготовленного Комиссией текста Катехизиса Русской Православной Церкви.
Новый катехизис будет составлен через два года Новый катехизис будет составлен через два года
Работа над современным катехизисом Русской Православной Церкви будет завершена в очень сжатые сроки – через два года, для этого рабочая группа, которой поручено это важное послушание, должна будет потрудиться очень интенсивно. Об этом заявил председатель Отдела внешних церковных связей, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион в среду на пресс-конференции по итогам Архиерейского Собора.
Комментарии
диакон Дионисий Анаприенко 1 октября 2017, 20:34
Прот. А. Новиков считает сомнительным тезис Послания Восточных Патриархов «не всем мирянам можно читать Священное Писание». Обращение к тексту Послания помогает понять мысль патриархов: "читать его не все способны, но только те, которые знают, каким образом надлежит испытывать Писание, изучать и правильно разуметь оное. Таким образом, всякому благочестивому дозволяется слушать Писание <…> но не всякому позволяется без руководства читать некоторые части Писания, особенно ветхозаветного. Без разбору позволять неискусным чтение Священного Писания то же значит, что младенцам предложить употребление крепкой пищи". Чтение Писания неискусными без руководства повредит им.Пример: протестантизм.
Сергей Крюков 1 октября 2017, 16:57
Изучал проект Катехизиса. Читал отзыв отца Георгия Максимова, смотрел его видео на эту тему и видел его комментарии вКонтакте. ПОЛНОСТЬЮ с ним согласен. Отец Андрей, как священник священнику: поспрашивайте своих прихожан (подчеркну ПРИхожан, а не ЗАхожан) об элементарных догматах Православной Церкви... В кого они верят, что они знают о Боге, о Христе, о том почему мы называем Христа Спасителем, когда родился Сын Божий (а не воплотился), От чего Он нас спас, Кто умер на Кресте и т.п. Вы будете удивлены отсутствием знаний и "плаванием" в "элементарных" вещах, преподанных для детей в "Законе Божием"!.. И этот новый Катехизис (в его сегодняшним виде) способен лишь усугубить ситуацию!
Татьяна А. В.30 сентября 2017, 23:56
Отзыв иерея Г. Максимова в "сухом остатке" (если отбросить предвзятую демагогию) практически не содержит важных замечаний. Форма катехизиса никем не канонизирована и может быть любой. Не недостатками, а удачами являются: 1)Предисловие с перечнем прежних катехизисов. 2)Состав, полностью охватывающий все аспекты православного вероучения и церковного устроения. По заголовкам частей, глав и разделов легко найти тему, интересующую читателя. 3)Обилие постраничных ссылок, позволяющих желающим углубить свои знания чтением источников по конкретным темам. 4)Правдивый подход: в тех случаях, когда по отдельным вопросам нет полного согласия отцов, это не замалчивается, а приводятся разные точки зрения.
Илья Мелихов29 сентября 2017, 20:31
Полностью поддерживаю отца Георгия. То, что предлагается принять как катехизис, ни на что не годно.
р.Б. Татиана29 сентября 2017, 16:53
Уже и обозвали несогласных "максимовцами"... Это как раз признак беспомощности и отсутствия аргументации, впрочем так же, как и в предлагаемой статье. Ну, не дотягивают наши богословы до уровня святых отцов. Такое ответственное дело, как правильное изложение православной веры в собственной редакции, под силу только святым. Таковы ли представители Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ?
Андрей29 сентября 2017, 08:45
Люди, люди. Толпа. Лишь бы брызгать злобой. Лишь бы осудить и опорочить. Крикнул Максимов- они отступники! И толпа рявкнула- они отступники! Какое скудоумие и слепота! Эх вы, стыдно за вас. Взрослые люди, а рассуждаете, как обиженные дети.
Андрей29 сентября 2017, 08:37
Как много максимовцев! Максимов абсолютно неконструктивен в обличении нового катехизиса. Это сплошной набор желчи. Облил грязью и ничего не предложил взамен. Сейчас нужен именно такой катехизис! Мощный! Люди давно задают вопросы уровня, который не подвластен катехизису Филарета, который давно должен быть книгой детей, но не взрослого человека. Думаю, что максимовцы никогда не читали катехизис Филарета. А если и читали, то плохо и невнимательно. Потому что ратовать за слабость Церкви-это предательство. Сейчас просто необходим катехизис, который доказывает и показывает православную точку зрения.
Андрей29 сентября 2017, 08:25
Молодец, отец, хорошая статья! Все верно написал. А Максимов явно придирается, завидует, наверное...
Николай Пронин29 сентября 2017, 05:48
Этот текст нельзя называть Православной Энциклопедией, из-за неправославного содержания! Вообще, уже появились отзывы не только о. Георгия.
Екатерина Д.28 сентября 2017, 17:45
Я тоже согласна с о.Георгием. Лучше ничего не менять, в такое тревожное время. Чем выдать документ, который будет поводом к раздорам. Лучше говорить прямо о Правде, чем бояться быть неугодным администрации, которая поручила эту работу. Всё это ведет к возмущению в обществе, что и нужно врагам. Назовите это документ Православной Энциклопедией, если нужно. Но Катехизисом это не может быть.
Ольга Валенкова28 сентября 2017, 15:59
Полностью поддерживаю отца Георгия! Думаю, что он выразил мнение всех правослвных христиан, которым небезразличны экуменические преобразования в нашей Церкви. Не нужен нам такой "катехизис"!
Сергей28 сентября 2017, 12:28
Господи, помоги отцу Георгию!
Андрей Горбачев28 сентября 2017, 11:31
Честно говоря, я с трудом представляю, как комиссия с таким пестрым составом (в смысле разнообразия богословских предпочтений) может выдать единый складный текст. Все таки, составление Катехизиса это дело в значительной степени индивидуальное, авторское. В противном случае мы в опасности получить на выходе набор несогласованных и даже противоречивых статей. Попытка представить такой Катехизис как канонический, общеобязательный текст приведет к новому расколу. И эта тенденция просматривается, поскольку такие не бесспорные и уязвимые в богословском отношении документы как "Основы соц. конц. РПЦ" и "Осн. принципы отн. РПЦ к инославию" обявлены не подлежащими обсуждению.
Дмитрий27 сентября 2017, 23:30
"Огласительные" свт. Кирилла или преп. Иоанна "Точное изложение" и по объему больше, и по изложению пространней, и во многом труднее тексты, но читается куда легче, чем "новый"катехизис.
Виталий Ю.27 сентября 2017, 22:47
Отзыв свящ. Георгия Максимова, на мой взгляд, по существу на порядок более убедителен и глубже критической заметки прот. Андрея Новикова. Действительно, выбранная о. Георгием форма отзыва местами достаточно резка, но, все же, это вполне оправдано.
Пётр27 сентября 2017, 15:03
Прочёл статью о. Андрея. Проект Катехизиса обрёл лицо, утерял анонимность, на которую пенял о. Георгий. Теперь к о.Андрею критики проекта смогут адресовать претензии. Сразу видно противоречие. О. Георгий пишет, что авторы тексте - не члены СББК, о.Андрей пишет обратное. Думаю, и тон, о. Георгия, разительно поменяется. Ранее он писал об анониме, теперь же будет как минимум диалог. До того он не знал, насколько уважаемые люди создавали проект. Теперь же один из них известен - о. Андрей. Сочувствую о. Андрею, поскольку он рискует получить все "шишки" критики, адресуемые творчеству целого коллектива. С уважением, Пётр Гоголин
Николай27 сентября 2017, 12:52
Претензии автора к Посланию восточных патриархов несостоятельны. Св. Писание нужны понимать только в толковании святых отцов, а не абы как. О чем и говорит это Послание. Что не помешало бы и авторам этого катехизиса.
Анастасия27 сентября 2017, 12:20
Не согласна, что форма замечаний отца Георгия "издевательско-саркастическая". Он прямо, честно, без обиняков излагает свой взгляд и это как раз является не "проблемой", а самым ценным в его отзыве.
Виталий27 сентября 2017, 09:34
Продолжение. "преодоление" искушений Спасителем и т.д. В этом списке о.Андрей не упомянул и еще кое что - как например ответ Катехизиса на вопрос "сколько длился день творения?". Хочется спросить у о.Андрея и других авторов Катехизиса - когда сотворен мир - 7500 (+/-) или 13.500.000.000 (+/-) лет назад? И последнее: - вот опечатка: на 39 странице говорится о цитате Моисея из Псалтыри. - вот ошибка: на 43 странице говорится о том, что "Еще до сотворения видимого мира один из ангелов, пожелавший стать таким же, как Сам Бог, восстал против Бога" (с). Но у Иезекииля ясно говорится (28:13-16), о том, что отпадение сатаны произошло после создания материального мира. Впрочем, это уже мелочи.
Виталий27 сентября 2017, 09:25
На мой взгляд принципиальная ошибка протоиерея Андрея Новикова в данном вопросе состоит в том, что он по говоря "Многие православные христиане как раз заинтересованы в фундаментальном вероучительном документе" (с), путает цели Катехизиса и Закона Божьего, который (в редакциях Слободского, Иова, Сысоева и др.) как раз и является таким документом. Это по сути. Теперь по форме. Уделив 90% места своей статьи разбору стилистических приемов изложения материала о.Георгия и возражениям на тему по нескольким второстепенном вопросам, в конце статьи о.Андрей в одном абзаце через запятую перечисляет "богословские аспекты над которыми следует задуматься"(с) - "тайне посмертной участи христиан",
михалычъ27 сентября 2017, 03:38
Катехизис написан совершенно ненаучным языком. Это, может быть, неплохой набор статей, учебник для семинарии, но отнюдь не Катехизис. И это вселяет тревогу - снижение планки к стилю такого документа, как катехизис, вкупе с постоянно циркулирующими проектами "открытых" и "миссионерских" литургий, не имеющих НИКАКОГО отношения к миссии (ибо никакого абсолютно миссионерского эффекта перестановка ектеней не имеет), проекты "молодежных фестивалей" и т. п. Мы абсолютно не озабочены реальной миссией. Мы не обращаем никакого значения на проблему миссионерского значения нашего ТРАДИЦИОННОГО богослужения, его канонов, стихир, тропарей. КТо кроме клирошан у нас знает их содержание?
Виталий26 сентября 2017, 23:48
Даниил, так уж ни на один? 1)Катехизисов по сути предполагалось аж два: краткий и пространный (никому это ничего не напоминает из школьной программы по лит-ре?). На обсуждение предложили лишь пространный, хотя надо было бы оба варианта2)Если цель краткого варианта обозначена, то с пространным - непонятно. Получается, что он НЕ для решения миссионерских и катехизаторских задач, и НЕ для чтения людьми, недавно принявшими Таинство Крещения3)Претензии к старому катехизису мало тянут на переписывание с нуля: можно было бы его дополнить или воспользоваться современным опытом других Поместных Церквей4)Митрополит Иларион осилил весь текст, и по многу раз. Тут я рад за него, но печален о себе лентяе.
Ольга26 сентября 2017, 22:48
О.Георгий разобрал все по косточкам, доказав, почему православным не нужны новые катехизисы. Но вот о.Андрей почему-то говорил о том, как плохо все о.Георгий написал, но не объяснил почему это плохо. Я полагаю, что сказать просто нечего. А эмоции... бездоказательные - это как-то странно и совсем не хорошо.Детям своим о.Андрей наверное не будет объяснять важные вещи в стиле "в огороде бущина, а в Киеве...".
Андрей26 сентября 2017, 21:23
Совершенно согласен с о. Георгием. Его позиция аргументированна и взвешена, хотя и эмоциональна, что можно объяснить неравнодушием к проповеди Слова Божия и миссии, которым он отдает столько сил! Богословие как дисциплина сейчас находится в глубоком упадке, о чем можно судить хотя бы и по предложенному проекту катехизиса. Всем очевидно отсутствие среди членов СББК подвижников и интеллектуалов уровня свт. Филарета. До сих пор не дождались от них определенного ответа на документы Критского собора, где уж там говорить о составлении катехизиса!
Елена26 сентября 2017, 19:19
Для не богословов как например я считаю, что если документ опубликован для дискуссии и предложений, то зачем тогда критиковать о.Георгия, высказался как считает нужным, а по большому счету действительно для чего сочинять то, что уже давно написано
Алексей26 сентября 2017, 18:47
Одно очевидно — ни о каком единстве в катехизаторских вопросах речи нет не только в священстве, но и в мире... Может, надо ставить менее сложные и обьемные задачи, более соответствующие текущему моменту..? То, что требуется людям, а не то, что духовные лидеры счтают, что нам требуется... Да и постепенность не помешала бы - вот по главам и обсуждали бы; а то сразу весь могучий обьем - в этом-то какая необходимость была? Да и от Афона отзыв неплохо было бы представить... Нам ведь пора согласовывать православные понятия со всеми Церквами, и их отзывы привести - а то будет "как всегда"... * А может и вместе поработать..? Без спешки... Нет?
Даниил26 сентября 2017, 17:45
Виталий, неужели Вы не понимаете что Ваши ссылки не отвечают ни на один вопрос, поставленный отцом Георгием, как не ответил отец Андрей (а с основными доводами, которые упонмянул, даже и согласился)? Зачем же спамить обсуждение длинными цитатами, которые не отвечают на обоснованные претензии отца Георгия? Даниил
Георгий26 сентября 2017, 16:14
Замечательный отзыв о. Георгия!
Юсси26 сентября 2017, 16:04
Не являюсь всецелым почитателем о. Георгия, хотя с интересом слежу за его публикациями. В данном вопросе с чем-то согласен, с чем-то нет. Возможно отец резко высказался о Новом Катехизисе (есть у него такая черта как резкость), но в целом я с ним солидарен. Человеку, который только входит в Церковь надо четко и кратко сформулировать основные пункты. Тем более, что сейчас вообще распространено клиповое мышление, современный человек с трудом осваивает большие книги. Это по мере воцерковления перед ним будут возникать сложные вопросы и он начнет искать ответы в Евангелии и у Святых Отцов. А касательно дискуссии двух иереев я считаю, что у о. Георгия позиция сильнее, чем у о. Андрея.
Анна26 сентября 2017, 15:59
ЗАЧЕМ НОВЫЙ КАТЕХИЗИС?Старого что -ли не хватает?
Виталий26 сентября 2017, 15:14
Для меня весьма показательна ситуация вокруг недавно прошедшего критского собора. Теперь вот новый катехизис. И снова яблоком раздора послужило православное отношение к инославным и вопрос их спасения. Показательно и учение о творении мира. Воистину в Церкви отчётливо наблюдается заигрывание некоторых с мiром. Соглашусь с о. Георгием: нет или очень мало в нас - особенно во мне - ЛЮБВИ, оттого и пожинаем суды Божии: фильм "Матильда"; неоднозначное отношение к Николаю II и в целом событий тех лет; ситуация с непоминающими патриарха; раскол на Украине... Тем, как мы преодолеваем эти вызовы, и определяется КАКИЕ МЫ ХРИСТИАНЕ (особо подчеркну - именно ПРАВОСЛАВНЫЕ христиане).
Виталий26 сентября 2017, 14:19
Продолжение. По поводу того, есть ли такие, кто прочёл текст проекта целиком. Источник:http://www.pravoslavie.ru/90156.html Цитата: "Я лично неоднократно читал и редактировал ВЕСЬ текст, в том числе реагируя на те вопросы, которые ставились в отзывах членов Богословской комиссии. Некоторые трудные и спорные места мы обсуждали на пленарных заседаниях СББК. Всего за последние два с лишним года состоялось три пленарных заседания, посвященных обсуждению текста Катехизиса (24 декабря 2013, 20 января и 22 декабря 2015)."
Виталий26 сентября 2017, 14:17
Продолжение. Относительно претензий к старому катехизису (источник там же, выделение моё): "«Не будем забывать, что этот катехизис был написан почти 200 лет назад, он устарел по ФОРМЕ и СТИЛЮ, устарела в немалой степени его ТЕМАТИКА, а также и применяемый в нем МЕТОД ИЗЛОЖЕНИЯ. Ни редактирование, ни адаптация к современным условиям не сможет сделать его актуальным и доступным для современного человека. Например, один из разделов катехизиса митрополита Филарета посвящен недопустимости дуэлей. С другой стороны, множество вопросов, которые ставит перед христианином современная действительность, в этом катехизисе не отражено», — отмечал глава Библейско-богословской комиссии."
Виталий26 сентября 2017, 14:15
Продолжение. 3) "Объем катехизиса должен быть весьма значительным. На основе полного Катехизиса можно будет создать и более краткий вариант — для решения миссионерских и катехизаторских задач, для чтения людьми, недавно принявшими Таинство Крещения."
Виталий26 сентября 2017, 14:14
По поводу объёма или "кирпичности" проекта нового катехизиса. Источник:http://www.pravoslavie.ru/59307.html Цитаты в сокращении: 1)"Современный катехизис, по мнению рабочей группы при ББК, которая занимается его созданием, должен быть подробным, фундаментальным трудом. Он должен не только охватывать вероучительные вопросы, но и содержать сведения о сфере нравственности, об устройстве Церкви, о богослужении и Таинствах, а также о тех вопросах, которые ставит перед христианином современность." 2)"Катехизис должен быть подобен по методу и стилю иным современным церковным документам, принятым в последние десятилетия, например, Основам социальной концепции РПЦ."
Павел26 сентября 2017, 14:08
Прочитал отзыв о. Георгия на проект катехизиса. И прочитал этот отзыв на отзыв. О. Георгий прав. Менеджеры от церкви со своим официозным "миссионэрсвом" - обновленцы, Церковь погубляющие. Вместо научиться решили сразу научить.
Галина26 сентября 2017, 13:45
Я читала замечания отца Георгия и должна сказать, ничего такого, о чем возмущается (весьма эмоционально) отец Андрей, и в помине нет. Странно, что человек обвиняет другого в эмоциональности, а сам половину статьи исходит эмоциями, совсем не свойственными для священнического сана. Хотелось бы поконкретнее. Но, видимо, с конкретикой сложно. Зачем вообще надо было писать новый катехизис? У нас что, вера поменялась?
протоиерей Михаил Морочев26 сентября 2017, 13:43
Согласен с отцом Георгием. Проект дрянь. Что касается ригористического заявления, что создание Катехизиса благословил сам Патриарх и Архиерейский Собор, то можно также ответить ригористически: - тем более!!! надо выполнить это благословение как можно лучше и в духе учения Православной Церкви. А пока текст (содержание, объём, композиция) данного произведения может только вызвать реакцию протеста, несогласия и возмущения. А это в свою очередь не поддержит, а, мне думается, уронит авторитет и Патриарха и нашей Поместной Русской Православной Церкви. Надо набраться мужества и отказаться от данного проекта, как уже сказал отец Георгий.
Елена Т.26 сентября 2017, 12:57
С огромным уважением отношусь к о.Георгию за его бескомпромиссную позицию в защите чистоты нашей веры. Я полагаю, что многие священники поддерживают его, но не каждый может позволить себе в наше время прямо заявить о своей позиции. Многая и благая лета о.Георгию!
Михаил26 сентября 2017, 11:30
Правильно не доверяют модернистам и экуменистам. Они в прелести, и многие из священноначалия страха ради иудейска молчат или принимают дух мира сего, дух гордости, и начинают учить ложно. Это все видят, и куда им катехизис писать? Пусть бы просто дожили до конца своих дней в мире, не губя Христово Стадо. И то Слава Богу. Наломают дров...У нас вон священник взял и на старинных иконах перерисовал титла по русски. Были иконы 17-го века, а теперь просто ни о чем, какой-то новодел, никакой сакральности. Даже прикладываться неохота. Он модернист и таких среди ученных мужей в РПЦ много. И им не доверяют, само собой, но не будешь же "отца учить".
Виталий26 сентября 2017, 10:54
На радио "Радонеж" была беседа иерея Георгия Максимова на тему "Почему нельзя принимать новый катехизис?", которую желающие могут найти также на youtube. P.S.: поддерживаю отца Георгия, а не отца Андрея. P.P.S.: (1 Петра 4:17) "Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?"
Николай26 сентября 2017, 10:28
Этот модернистский проект выдавит из РПЦ традиционалистов и никаких современных граждан не привлечет ( в виду своей невнятности и неопределенности).
Павел26 сентября 2017, 10:21
Все же отец Георгий прав, просто не понравилась подача! Святейший правильно выставил на обозрение общественности! Последний Катехизис не Филоретовский, под его редакцией он выпущен. Это не авторский труд, а труд Церкви.
Ирина26 сентября 2017, 09:29
Читала отзыв отца Георгия Максимова. Во многом с ним согласна. В сети Интернет много отрицательных отзывов на проект катехизиса.
Виктория26 сентября 2017, 09:19
Жаль о.Георгия, на встречи по Консенсусу Отцов он к сожалению не проявил каких-то богословских достижений, но проявил достаточно авторитетную позицию, на ней наверное далеко не уедешь в масштабах церкви. Много агрессии и мнимой борьбы вот, что я вижу. Мотивы манипуляций не всегда прозрачны для самих манипуляторов и могут идти из потери душевного равновесия, очень жаль действительно хорошего и умного отца. Мудрости всем нам.
Николай26 сентября 2017, 09:13
Ув. Ольга, они переработают чеканный шедевр свт. Филарет так, что получится другая вера в принципе. Нужно и авторов менять обязательно.
Денис26 сентября 2017, 08:50
Служить я рад, выслужтваться тошно, как у русского класска . Отец Георгий знает о чем говорит . Надо служить , а не выслуживаться...
Юрий26 сентября 2017, 08:45
Полностью поддерживаю о.Георгия,и считаю что такие новоделы сейчас для Церкви не нужны,есть катехизис МВт,Филарета Дроздова в котором все написано!
Елена26 сентября 2017, 08:16
Здравствуйте! Никакой "издевательско-саркастической формы" в замечаниях отца Георгия Максимова не увидела. Только боль и искреннее переживание по поводу недостатков проекта Катехизиса.А недостатки, похоже, весомые и значимые. Жаль, что очень конструктивные и правильные замечания были восприняты о.Андреем Новиковым так болезненно и нетерпимо.
Георгiй Свитцовъ26 сентября 2017, 08:03
Отцу Андрею следовало бы отвечать именно на критику ( вполне обоснованную), а не вести себя как жена справедливо раскритикованная мужем, но вместо "я исправлюсь" она начинает придираться к его тону и обиженно надувать губки восклицая " ой фсё"!
Николай26 сентября 2017, 07:42
Полностью поддерживаю мнение о. Георгия Максимова. Этот проект характеризует плачевное состояние нашего богословия. Значительно упала планка, заданная свт. Филаретом (Дроздовым), свт. Феофаном Затворником, мит. Макарием (Булгаковым). Непонятно, зачем столь раздутый и невнятный текст принимать вместо чеканного Пространного Катехизиса. А отзыв ув. о. Андрея есть лишь вопль оскорбленного самолюбия.
Киприан26 сентября 2017, 07:30
Добавлю, что к вероучительным определениям (то есть имеющим догматическое значение) первый из двух пунктов Послания, вызвавших сомнения прот. Андрея Новикова, отнести вообще нельзя.
Киприан26 сентября 2017, 05:33
"1) о том, что не всем мирянам можно читать Священное Писание и 2) о том, что еретики «получили крещение совершенное». Так что ограничение авторитета вероучительных сочинений XVII–XIX веков их соответствием учению святых отцов имеет под собой отнюдь не либеральное или модернистское основание". Автор отзыва никак не обосновывает свое утверждение. Ограничение авторитета Послания в этих вопросах далеко не очевидно. Если оно очевидно автору, то ему надо бы сослаться на учение свв. отцов, а не свое мнение. "одним из первых защитников такого отхода был Аркадий Маркович Малер" А здесь вместо себя автор выставляет на место отцов Малера :)
Николай26 сентября 2017, 05:05
Отец Георгий всё по делу написал. Грустно читать такие отзывы, которые почти не апеллируют к аргументам, а придираются к манере изложения, видят какие-то эмоции. На вкус и цвет товарищей нет! Критика должна затрагивать существо вопроса
Евгений26 сентября 2017, 04:56
У о. Георгия всё расписано конкретно, с приведением цитат и подробным комментарием, а здесь какой-то сумбур, приправленный изрядной долей возмущения. Саркастический стиль о.Георгия выгодно отличает все его тексты от мрачных "простыней" иных авторов. По крайней мере, читать его всегда интересно. Кстати, немалая часть претензий о.Георгия направлена на форму и стиль нового Катехизиса, на что о.Андреем вовсе не было обращено никакого внимания. В то время как, если говорить о восприятии текста рядовым читателем, "как написано" - является едва ли не главным элементом успешного усвоения любого текста. Никто не будет читать книгу огромного объёма, с большим обилием цитат, написанную на неясном языке
Михаил26 сентября 2017, 03:37
Может Вы в начале пообщаетесь с ним напрямую, прежде чем свои обиды изливать.... Он Вам многое и прояснит. А по отзывам авторитетных мне людей - дрянной получился Катихизис.
Иван26 сентября 2017, 03:08
"Надеюсь, уважаемому отцу Георгию хватит мужества признать пагубность подобных действий и свернуть с опасной дороги «обличительства», погубившей в истории Церкви немало талантливых богословов." Господь прославит отца Георгия за его веру,любовь и дерзновение в борьбе за чистоту православного вероучения. Я с о. Георгием, я с ним согласен абсолютно и выразился он вполне мягко, даже очень. А вот то что вы написали-это ни о чем. А новый "катехизис" это действительно позорище. А о. Георгию за правду теперь не сладко будет,вспомнился мне свт. Игнатий (Бр-я) сосланный на Кавказ. Найдет ли Христос веру...как мало истинных христиан, и тех гонят...причем родная Церковь (земная) , и не будет иначе...
Иван Виталич26 сентября 2017, 02:10
Такое ощущение что автор не читал текст о. Георгия и предпочел выдать его позицию за неконструктив, попутно ошельмовав его в дерзкой форме.
Сергей26 сентября 2017, 01:43
Много всего сказано, а пожалуй о. Георгий Максимов верно оценивает плод многолетних трудов членов СББК...
Татьяна26 сентября 2017, 01:14
Зачем же такое публичное выяснение отношений. Отца Георгия поддерживаю. Тон соответствует самой затее с новым "катехизисом", который действительно далек от того, что принято называть катехизисом, а необсуждаемая вторая часть - это просто насмешка какая-то над паствой. Напрасные труды. Простите.
священник Ефрем 26 сентября 2017, 00:27
Полностью поддерживаю отзыв о. Георгия Максимова.Такой катехизис только в печку О. Андрей по-видимому не понимает разницы между катехизисом и фундаментальным трудом "Догматическое Богословие"Митрополита Макария и пытается слепить что-то среднее. На лицо также экклесиологический кризис о. Андрея, который пишет: "Церковь посчитала необходимым поставить задачу создания вероучительного документа в данное время. И эта Церковь – та же самая Церковь Христова, Церковь великих отцов". Оказывается собрание нескольких епископов одной из поместных Церквей это теперь голос всей Церкви. Ни о какой рецепции и речи не идет. РАз собрались епископы русской Церкви - это уже голос Церкви созданной Христом.
Владимир Степанов25 сентября 2017, 23:18
Зря накинулись на о.Георгия. Его изложение достаточно выверенно, не переходит на личности (коллектив авторов катехизиса анонимен, огорчать некого). Его незлое ёрничание вполне допустимо (для целей внимания членов Церкви) и вполне можно вытерпеть. На то православным авторам катехизиса смирение дано. Рецензент ссылается на конкретику, удивляется тому, что какие-то части не подлежат обсуждению (крючкотворство по-католический), возмущается объемом текста. Лучше помогите брату во Христе о.Георгию, организуйте ему встречу с авторами, да и сами подискутируйте.
Алексей25 сентября 2017, 22:58
Не вижу в отзыве о.Георгия никакой "эмоциональности", а лишь болезнь сердца за Церковь и паству. Отзыв корректен, логичен, содержателен, чего нельзя, по-моему, сказать об "отзыве на отзыв". Какие-то увещевания, поиски причин, по которым рецензент не благоволит к проекту документа, несколько контрдоводов и ничего более. Не в обиду будь сказано о. Андрию, его текст производит впечатление сановитой попытки свысока урезонить зарвавшегося школяра, который, возможно по недомыслию, пишет "нечто". Вообще следует заметить печальную закономерность: практически каждый проект документов, выходящих из-под пера наших "официальных" кругов, вызывает бурю критики своей некомпетентностью. Очень печально.
Ольга Землянухина25 сентября 2017, 21:49
Здравствуйте!Второй момент к предыдущему комментарию-это цена издания.Люди не хотят покупать нынешний "Филаретовский" Катихизис(например в деревнях и селах это очень острый вопрос),а тут такое раздутое издание.Мне кажется,что такого рода книги не должны учитывать только спрос интеллигенции в развитых и состоятельных мегаполисах,но и в периферии они должны быть востребованы,как по цене, так и по содержанию. Компромисным вариантом на наш взгляд было бы переработанный вариант(с краткими,ёмкими выражениями и содержанием)на современный русский язык прошлого "Катихизиса".
Ян25 сентября 2017, 21:42
Должно отметить, что обсуждать серьезно документ, в котором допускаются такие вот богословские ошибки как возможность спасения нехристиан и прочее перечисленное автором данной статьи и отцом Георгием просто невозможно. Как члены СББК могли подобное пропустить за годы работы не понимаю. Конечно, новый катехизис, может быть, и нужен, но делать его нужно, на мой взгляд, а) заново, б) предоставить делать его совсем другим людям, в) уйти от авторской анонимности Учитывая ТАКИЕ "ошибки" я бы ни с одним из священников авторов проекта советоваться не стал бы по нравственным вопросам и исповедоваться при нем Богу тоже.
Ольга Землянухина25 сентября 2017, 21:39
Здравствуйте!Уважаемые авторы сего творения под названием "Катихизис" в новой редакции.Я понимаю желание Патриарха объять как можно больше народа просвещением через книгу,но извините-книга ТАКИХ размеров в голове многих просто не уложится!Например,зачем в "Катихизисе", книге по определению для НОВОНАЧАЛЬНЫХ христиан,а то и вовсе только готовящимся ими стать,нужны целые почти "главы" из Основ социальной концепции и прочих документов РПЦ?Если будет нужно,со временем воцерковления человек и так все это найдет и прочитает.Но когда из узкоспециализированной книги делается сборная солянка-мозг неофита это просто не переварит,особенно если готовить по этой книге ко Крещению!
Мария25 сентября 2017, 21:20
Две мысли о статье. Первая - а где было ваше возмущение, когда в совершенно неподобающем тоне о.Георгий "мочил" А.И.Осипова? Может, надо было еще тогда указать на неподобающее поведение? Или тогда "моя хата с краю" была? А вторая - отсылка к авторитетам тоже не аргумент. Если какое-то решение было принято на самом "верху", то не факт, что реализация этого решения будет безукоризненной. Ну и провокационно выглядит переход на личности - мол, не согласен с богословами, и проч. и проч. - оскорбил их. Да, не согласен! И имеет право не соглашаться! Ну а про тон несогласия см. выше.
Александр Шамои25 сентября 2017, 21:11
Отзыв отца Георгия Максимова вполне конструктивен, и критикует он, как мне кажется, по делу. Дело в том, что отец Георгий давно занимается катехизаторской и миссионерской деятельностью, а потому по опыту может судить, соответствует ли рассматриваемый документ своему целевому назначению или нет. Ирония в его отзыве хотя и присутствует, но ,по-моему, не выходит за разумные границы.
Наталья Богоявленская25 сентября 2017, 20:38
А я не поддерживаю. Текст катехизиса ещё не утверждён, находится в стадии обсуждения, и критиковать его надо по-деловому, а не на основе эмоций.
Евгений25 сентября 2017, 20:35
Понимаю и поддерживаю отца Георгия. Действительно, семь лет "изобретать велосипед" и выдать такое: сначала в тайне, теперь всё-таки обсудим, но не весь текст, а только часть. Теперь оказывается, по словам о. Андрея Новикова, хотели полный вероучительный документ, но назвали почему-то Катехизисом. И это при наличии «Точного изложения православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина и Катехизиса митр. Филарета (Дроздова), людей, прославленных той же (по манере о. Андрея) Церковью в лике святых. Вы потягались? - а мы прослезились. Поэтому очень понимаю резкость критики о. Георгия и понимаю растерянность и обиду о. Андрея: поотвыкли наши батюшки от конструктивной, но НЕЛИЦЕПРИЯТНОЙ критики.
Даниил25 сентября 2017, 20:21
Уважаемый отец Андрей, Самое интересное, что Вы по сути признали самые серьезные замечания отца Георгия. После стольких лет работы и столетий православной мысли, современным богословам надо только "задуматься" о посмертной участи нехристиан, искушениях Спасителя, и Боговоплощении, а также о том как понимать согласие святых отцов? Странно также, что те серьезные замечания, которые Вы не признали правомерными, Вы просто не упомянули, как будто их и не было. Не правильно ли было, вместо обиды на тон, ответить на каждое замечание отца Георгия, ведь они достаточно детальны? Даниил
Иван25 сентября 2017, 20:05
Проект Катехизиса - не православный. Он извращает учение о Церкви, учение о спасении и в вопросе Творения мира излагает не святоотеческую точку зрения. СББК состоит из уважаемых людей, но почему они не видят подобных искажений вызывает недоумение. Людей утянут в расколы из-за этого "катехизиса" очень легко, т.к. это уже в отличии от всяких конференций вероучительный документ. И каждая погибшая душа будет на совести членов СББК и тех кто одобрит этот катехизис
Иван25 сентября 2017, 19:27
А я вот прочитал целиком отзыв отца Георгия Максимова (а не только понадерганные из него цитаты). И абсолютно с ним согласен.
Елена25 сентября 2017, 18:57
Полностью поддерживаю отца Георгия. Побольше бы таких отцов!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×