Почему нельзя?

Амнон прогоняет Фамарь Амнон прогоняет Фамарь

Есть во Второй книге Царств рассказ о детях царя Давида, Амноне и Фамари. История очень трагичная: жизнь молодых людей изувечил блуд. И, пожалуй, мы не найдем в Библии второго такого повествования, которое так определенно показывало бы страсть блуда в ее созревании и действии и так ярко свидетельствовало бы о самой сути этой страсти.

Фамарь была очень красива, и Амнон влюбился в нее. По совету друга он притворился больным и, когда сестра пришла его навестить, набросился на нее и изнасиловал. Через несколько минут после преступления Амнон почувствовал вместо былой «любви» острую ненависть к Фамари. Он вызвал слугу и приказал прогнать обесчещенную сестру. Повеление было исполнено. И вывел ее слуга вон и запер за нею дверь. И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила (2 Цар. 13: 18–19) – повествует Библия.

Случай этот вполне можно назвать архетипичным. Во всех деталях данного библейского рассказа просвечивается глубокая психологическая правда. Все точно так, как бывает и в нашей жизни. Например, ошибочное принятие за любовь позывов своей похоти. Полюбил ее Амнон (2 Цар. 13: 1) – говорится вначале, но потом читателю открывается истинное содержание такой «любви». Как только похоть находит удовлетворение, она обнаруживает свою подлинную природу – ненависть к человеку. Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней (2 Цар. 13: 15).

Блудник видит перед собой не личность, а автоматический удовлетворитель. Это бесовский взгляд на творение Божие

Используя ближнего как средство удовлетворения страсти, блудник ненавидит в нем его душу, отказываясь признать живого человека со своей судьбой, переживаниями, мечтами, надеждами, стремлением к счастью. Он видит перед собой не личность, а автоматический удовлетворитель. Это бесовский взгляд на творение Божие, взгляд из преисподней. Здесь нет любви, но есть стремление использовать и выбросить, как ненужную вещь.

Вообще всякая страсть от диавола, а он сам – человеконенавистник и губитель. Поэтому основа любой страсти – ненависть, а цель ее – уничтожение человека, как его тела, так и души. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить (Ин. 10: 10) – говорил Спаситель о диаволе и его слугах. Оказывается, можно погубить и после убийства. Есть смерть вторая, о которой сообщает книга Апокалипсис (см.: Откр. 21: 8). Именно к этой, духовной смерти и ведут нас страсти, среди которых блуд занимает главные позиции.

Недаром гениальный Толстой заметил, что, когда Анна Каренина и Вронский впервые совершили грех прелюбодеяния, Вронский, смотря на Анну, «чувствовал то, что должен чувствовать убийца, когда видит тело, лишенное им жизни». Вронский и был духовным убийцей. Он забрал у Анны душу. Тело, уже никому не нужное, по инерции прожило еще несколько лет и тоже погибло. Таково действие страсти: вначале душа, потом и тело. Это чудовище, которое пожирает всего человека без остатка.

***

Суть блудной страсти – в отделении телесной близости от духовной. В семейной жизни две стороны соединяются, образуя уникальное чудо брачного единства двух. Блуд же не ищет духовно-телесной общности, но учит воспринимать желанного человека как кусок мяса, который можно отбросить после насыщения. В большинстве случаев добрачные половые отношения этим и заканчиваются. Любовь без ответственности – ложь. И Амнон не любил Фамарь – он просто пожелал ее цветущее молодое тело. А, насытившись, отвернулся, как собака отворачивается от обглоданной кости.

Иногда слышу вопрос на встречах и беседах: ну почему нельзя? По какой причине точно те же действия, которые Церковь благословляет в браке, становятся плохими вне его? Удивительно, но больше спрашивают девчонки. Те самые девчонки, которых со временем обглодают похотливые кобели – и равнодушно отвернутся от них. Тогда, возможно, придет понимание – да только что толку от твоего запоздалого прозрения? Да, Господь не оставит, если будет покаяние. Но своего женского счастья ты уже вряд ли дождешься, глупышка.

Стоит внимания реакция Фамари на лишение своей девической чести. Для нее потеря девственности – крах жизни. И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила (2 Цар. 13: 19). В древнем мире утрата невинности до брака действительно была катастрофой. Обесчещенную девушку уже никто не возьмет, она никому не нужна, ибо ее честь и счастье украли. Древние ясно осознавали невозможность брачного союза и нормальной супружеской жизни с такой женщиной. Фамарь понимает, что она остается навеки без мужа и детей и устраивает, по сути, погребальный плач по своему женскому счастью.

Увы, сегодня для многих дам состояние Фамари является вполне терпимым и даже порой желанным. «Свободная жизнь» без супруга и потомства, без какой бы то ни было ответственности – да это же идеал эмансипированного сознания! Многие сегодня просто не поняли бы плача опороченной дочери Давида. «Ну, подумаешь… А для кого беречь? А почему не получить удовольствие, если обе стороны не против?» Кстати, еще полвека назад образ мышления Фамари был естественным для жителей наших сел и деревень. Теперь далеко не так.

***

Давид прощает Авессалома Давид прощает Авессалома
Обратим внимание на цепную реакцию греха, начавшуюся после преступления Амнона. Насильник остался безнаказанным, так как был любимым сыном царя, первенцем. Но его брат Авессалом затаил на него злобу из-за поруганной чести сестры и через два года убил Амнона в своем доме. Сам Авессалом убежал от гнева отца, но вскоре был прощен и вернулся. Однако взаимоотношения с царем нарушились. Авессалом, возмущенный пристрастным отношением Давида к сыновьям, затевает мятеж против отца. Развязывается гражданская война, в ходе которой Авессалома убивают.

Страсть, как яд, отравляющий воздух, распространяет свое воздействие очень далеко, на всех тех людей, которые связаны с носителем страсти кровными или дружественными связями. Страсть вредит не только преступнику и его прямой жертве, но разрушает взаимоотношения тех, кто рядом с ним. Потакающий своим страстям человек не только убивает себя, но и обязательно портит жизнь окружающим.

Страсть вредит не только преступнику и его прямой жертве, но разрушает взаимоотношения и тех, кто рядом с ним

Все тонкие ниточки этого сложного рисунка распутает впоследствии Господь на Страшном Суде. Кто с кем и когда, на кого и как это повлияло, каковы ближайшие последствия и дальние – Он всё разберет. А нам, ныне плетущим кружева своих жизненных поступков, стоит помнить: наш грех – это не только наш грех, и наша победа над страстью принадлежит не только нам. Мы все связаны невидимой паутиной взаимовлияния и ответственности друг за друга.

***

В истории Амнона важную роль сыграл его друг, Ионадав. Преступление царского сына было спроектировано именно этим человеком. Ох уж эти друзья и приятели, чьи советы порой наносят больший вред, чем козни врагов! Плохую службу сослужили друзья не только для сына, но и для внука Давида, царя Ровоама. По совету молодых друзей он отказался идти навстречу просьбам народа уменьшить дань и спровоцировал одну из главных трагедий древнего Израиля – разделение на Северное и Южное царства.

Сколько же ссор и скандалов, блуда, измен, разорванных отношений лежат на совести горе-друзей, давших «нужный и полезный» совет! Как осторожно надо относиться к словам даже самого искреннего друга, особенно если они касаются дел сердечных. Увы, Амнон послушал не того, кого стоило слушать, и жестоко поплатился.

***

Повествование о грехе Амнона очень ярко показывает то ослепление, в которое погружает человека страсть. Когда Фамарь понимает, чего от нее желает брат, она пытается образумить его. Сначала бедная девушка обращается к нравственным правилам жизни Израиля, затем взывает к обычному для всякого человека чувству жалости, а после напоминает о несомненном наказании для самого преступника: Нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле; не делай этого безумия. И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле (2 Цар. 13: 12–13). Но брат, воспаленный похотью, не слышит ее. Фамарь пытается воспользоваться последней возможностью избежать бесчестия, предлагая себя в законные жены Амнону: Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе (2 Цар. 13: 13). Но увы – всё бесполезно. Ситуацией владеет уже не Амнон, но блуд, завладевший Амноном.

Насколько та или иная страсть способна управлять человеком, очень хорошо бывает видно в тюрьме, куда мы со священником ездим для бесед с заключенными. Большая часть осужденных – совершенно нормальные, адекватные люди. Но у каждого есть господствующая страсть, которая и привела его в колонию. Например, вспоминается один троекратный убийца. Верующий, православный, исповедается и причащается. Но – страшно поражен страстью гнева! Чуть только что не по нему – глаза чернеют, лицо перекашивается, огромные кулаки нервно сжимаются… В гневном порыве и были совершены три убийства, с тремя последующими отсидками. Сможет ли он удержаться при очередном искушении, не знаю. В таком состоянии человек вообще ничего не контролирует. Он становится полностью послушным страсти.

Блуд же имеет не меньшую силу, чем гнев. Он хитрый, как змей, и способен прятаться и гримироваться. Поэтому апостол Павел советует убегать от блуда (см.: 1 Кор. 6: 18). Не бороться даже, слышите, – а убегать! Бежать от искушения, от источника соблазна, от грязных мыслей и даже потенциальной возможности соблазниться. Потому что слишком опасен враг, силен и хитер.

***

Не перевелись и в наше время Амноны – насильники и совратители. Так или иначе, всякий человек, ослепленный своими страстями и движимый ими на грех, есть в некотором роде Амнон. И Фамари всегда были и будут, поскольку существуют Амноны. Впрочем, наши души, которые мы растлеваем страстями, и есть в некотором роде Фамари – изначально прекрасные, но впоследствии растленные и несчастные.

О трагедии Амнона и Фамари хорошо бы читать всем студентам начальных курсов, а также старшеклассникам выпускных классов. Читать, добавляя аскетические комментарии. Возможно, благодаря такой беседе какой-нибудь потенциальный Амнон не совершит преступления, а та, кто могла бы стать Фамарью, сохранит девство до брака и найдет свое женское счастье. Ведь враг, о котором предупредили, уже наполовину обезврежен. Предупрежден – значит, вооружен. И в подобном предупреждении нуждается молодежь возраста Амнона и Фамари, да и вообще всякий взрослый человек, ибо блуд подбирается ко всем без исключения. Вспомнив несчастных детей Давида, предупредим сами себя и мы.

Сергей Комаров

2 октября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Мытарство 17-е: «Не прелюбодействуй» Мытарство 17-е: «Не прелюбодействуй»
Протоиерей Олег Стеняев
Мытарство 17-е: «Не прелюбодействуй» Воздушные мытарства. Мытарство семнадцатое: «Не прелюбодействуй»
Цикл «Путь всей земли». Беседа 19-я
Протоиерей Олег Стеняев
Взаимоотношения между Христом и Церковью и есть икона взаимоотношений между мужем и женой.
Бегайте блуда! Бегайте блуда!
Прот. Андрей Овчинников
Бегайте блуда! Бегайте блуда!
Протоиерей Андрей Овчинников
Отступить и прекратить грех на деле – это трудно, но все-таки возможно. Главные сражения будут впереди, когда человека начнут мучить потоки навязчивых мыслей и воспоминаний.
Назидание из глубины Назидание из глубины
Прот. Андрей Ткачев
Назидание из глубины Назидание из глубины
Протоиерей Андрей Ткачев
Узнаем себя, вглядываемся в написанное. Есть желание, похоть, которая, зачавшись, рождает грех. И жизнь не мила, и деться некуда, ибо огонь – внутри. И болеет человек, страдает. Оттого и состояние называется «страстью».
Комментарии
Дмитрий31 октября 2017, 16:15
Очень странная, на мой взгляд, трактовка, какая-то фрейдистская. Из истории никак не следует, что именно ненависть двигала Амноном, когда в нем появилась похоть. А после удовлетворения похоти вдруг открылись скрытые мотивы. Больше похоже на то, что после содеянного он видел в сестре отражение своего греха и поэтому злился.
Александр 9 октября 2017, 10:44
Приобретая вечность своей праведностью со Христом человек становится на путь спасения,но сколько нас таких спасающихся? Тем боле с юности? Поэтому каяться и каяться и молить Христа о прощении без устали за себя, близких, друзей. прости нас ГОСПОДИ прости
Дмитрий 8 октября 2017, 16:23
А мне вот эти слова апостола Павла вспомнились: "Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть...всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела". Сегодняшнее российское общество во многом уже схоже с Содомом. А еще страшнее, что даже здесь в комментариях видны попытки себя оправдать. Дух времени, мол. Не оправдываться нужно, а каяться нам грешным! Бог не пощадил природных ветвей, а мы верой держимся - пощадит ли и нас? Ведь в любой момент можем сгореть в ядерном пожаре. Но все гордимся чего-то, превозносимся. Блудники и прелюбодеи Царствия Божия не наследуют.
Андрей 7 октября 2017, 14:40
Если кто из комментаторов читал житие прп. Василия нового, то знает, что воздушные духи блудного мытарства похваляются половиною погибающих человеков. Чего же ещё требуется для понимания?
Наталия 5 октября 2017, 19:13
ЖЖ, вы правы.
жж 5 октября 2017, 08:07
Никто не назовёт главную причину распространённости добрачных отношений - дух времени. А он (дух времени) не на пустом месте вырос, а из реалий нашего времени и истории. Каковы эти реалии? 1) мужчин намного меньше, чем женщин (в нашей стране особенно), 2) среди имеющихся мужчин очень мало нормальных, т.е. ответственных настоящих мужиков, желающих создать семью, 3) девочки выросли и вырастают без отцов; 4) и история простая - войны, революции, репрессии, пьянство... Поэтому идёт и будет идти дальше охота на мужчин. Кто урвёт себе - та молодец, а кто урвёт не абы кого, а даже хорошего - "героиня советского союза". А честные и скромные девушки, если они не суперкрасавицы, остаются одинокими.
Наталия 4 октября 2017, 19:32
/Помним, что первой Господь открылся самарянке, женщине с добрым открытым сердцем, у которой было пять немужей и жила она с шестым немужем/. Да, но встретив Господа, женщина-самарянка отказалась от блуда.
Евгения 4 октября 2017, 01:43
«А что ты вообще понимаешь?! Каяться. Тебе хорошо. У тебя ни кожи ни рожи. И смолоду страшная была. А меня парни чуть не с пеленок зазывали. На тебя бы столько внимания, так еще бы поглядели, какая ты святоша".(А. Богатырев. Грешницы. http://www.pravoslavie.ru/60687.html). Михаил, когда здесь пишут про «блудниц», создавших семьи, то это, конечно, не про тех, кто «по рукам ходил». Если было один раз три года назад, а потом с другим согласилась на добрачную связь и за него же вышла замуж... Красивая с добрым нравом всем нужна. Главное - доброта. Помним, что первой Господь открылся самарянке, женщине с добрым открытым сердцем, у которой было пять немужей и жила она с шестым немужем.
Валерия 3 октября 2017, 23:38
А я не смогла создать семью без блуда. Держалась до 25 лет, никто не хотел со мной встречаться, как узнавал, что я против секса до брака. Ну точнее они поначалу думали, что я просто "ломаюсь", набиваю себе цену. В итоге мне это надоело. И тут я влюбилась, и отдалась парню. Через год поженились. С тех пор уже пять лет женаты, есть сын. Я счастлива. Но муж не воцерковлен, правда не против, чтобы я ребенка к вере привела. Я не знаю, как бы я могла получить семью без блуда. Знаю девушек у нас в храме, которым 30 и больше, и они так никому и не нужны, хоть и вполне даже хороши внешне и на характер неплохие. Просто церковных парней намного меньше, чем девушек.
Иулиания 3 октября 2017, 21:40
"Потакающий своим страстям человек не только убивает себя, но и обязательно портит жизнь окружающим." Сильное напоминание! Спасибо. Эти слова можно, наверное, применить в любой страсти. Да к тому же курению. Когда на улице, особенно после причастия, ты вынужден вдыхать за кем-нибудь этот бесовский смрад. Про мат, который бы не слышал... Господи, Ты такой долготерпеливый!
Ирина 3 октября 2017, 16:21
К сожалению,сейчас этой историей почти никого не остановишь,а жаль.Даже у церковных людей часто какое-то двойственное восприятие действительности.Вот есть заповеди Божии,есть христианская мораль,а есть реальная жизнь за оградой церкви,и там можно делать какие-то послабления свойственные современному миру,и я этих людей не осуждаю,потому что понимаю их мотивы,они не верные и они это сами знают.
Иоанна_ 3 октября 2017, 15:47
Господь никогда и ни на ком не ставит крест, а вы, похоже, это делаете (автор и некоторые комментаторы). Это не Православие, может, ветхозаветность или мусульманство, не знаю, но не православие. Быть жено- или ещё кого-то ненавистником легко, потому что тогда во всех твоих проблемах виноваты другие, а ты сам чист и прозрачен, как кристалл. На этот счёт есть другое мнение: Раскаявшийся грешник может достичь чистоты большей, чем он имел до падения (преп. Паисий Святогорец). А не раскаявшийся - может покаяться и оказаться впереди иного праведника.
Наталия Стоян 3 октября 2017, 14:26
Статья прекрасная, спаси Бог автора. Не знаю, есть в случившемся вина Фамари или нет, но то, как Амнон поступил с ней, должно послужить вразумлением "искательницам счастья и мужей" через блудный грех. Если мужчина и не бросает женщину, если он и убеждает себя в том, что он ее уважает и т.п. - это все равно самообман. На грехе счастья не построишь. Семейное счастье - это не абсолютная ценность, вопреки распространенному мнению. И после прихода в мир Спасителя, покаянием можно исправить свою жизнь и Господь исцелит и душу, и тело. Братия и сестры, которые "не могут построить семью" - может, это просто не ваш путь? Ведь "женатый заботится о мирском". Не спешите оковывать себя узами брака:)
Михаил 3 октября 2017, 12:48
Потому что после похоти ненависть. Может у американцев или негров с республики Чад это не так выражено, потому что и так во тьме, а упавшему в воду дождь не страшен. Но если человек хоть немного имеет совесть в себе, ему будет тяжело. Именно поэтому блудниц везде и всегда презирали. Потому что они профанируют любовь в общем-то. По поводу того, что блудники и особенно блудницы создают семьи, то это не семьи, а мука мучительная. Лучше бы жили одиноко, я точно знаю что говорю. Такая женщина, которая уже ходила по рукам, не сможет сделать счастливым мужа, и дети у неё будут скверными. Почему разводы-то? От блуда. Берет парень блудницу и становиться разведенным женоненавистником через три года.
Елена 3 октября 2017, 10:10
Благодарна автору за возможность использовать статью для своих детей, жаль, что комментирующие не увидели главного, на мой взгляд, это связи с окружающими и последствия для этих несчастных. Юноши и девушки раскройте шире взгляд, любая страсть - камень от которого на воде идут волны! Любите друг друга и всех, только с высоты Божией любви видно все, как с борта самолета реки и землю!
Феврония Муромская 3 октября 2017, 05:57
Спаси, Господи. Очень интересная статья, читается на одном дыхании.
Арина 3 октября 2017, 02:38
Наталия 2 октября 2017, 20:58, в ВЗ расписано все на все случаи жизни: обрученная/не обрученная, добровольно/не добровольно, могла позвать на помощь/не могла и т.д. Были предписания, когда побить камнями мужчину вместе с девушкой, только мужчину, когда заставить жениться без права развода. Во Второзаконии можно найти перечень всех преступлений и наказаний. Наверное тогда же и появилось "строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения".
Сергий 3 октября 2017, 00:41
Замечательное слово о блуде! Только этому слову, да в таком же духе прозвучать бы нужно с амвона, из уст священника! Тогда, наделённое Силою Святаго Духа, оно гораздо глубже войдёт в души слушателей. А так у нас с проповедями в храмах две беды: либо их вообще опускают либо читают строго по принципу "только б ни кого не обидеть" !!! А здесь об этом говорить, это больше вызывать "раны" безумным, чем пользы приносить...
Н.С. 2 октября 2017, 22:13
Сергей 2 октября 2017, 19:29 /Вот почему блудники и блудницы создают семьи, а благочестивые люди не могут … - наши добродетели уж очень часто замешаны на гордыне. Блудница, она покается, а высокоумный фарисей так и останется эгоистичным(ой) умником/. Вряд ли все так однозначно: «С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными, но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних» (Иоанн Лествичник, сл.15, п. 20).
Алла 2 октября 2017, 21:55
Плохой же пример. Ну причем тут изнасилование Фамари к современным блудным отношениям? И в наше время брат может сестру изнасиловать. Только это совсем ведь другое действо, чем вступления в отношения по взаимному согласию. Тут другие обстоятельства, другие мотивы. Этот случай не может служить ни примером против блудных отношений, ни против инцеста. Ибо тут совсем другое: преступный умысел, претворенный в жизнь одним человеком против воли другого. В наше время за такое сажают. Такие передергивания только затрудняют проповедь. Возненавидел он сестру потому, что сам знал, что совершил преступление, и ненавидел себя и её за это.
Наталия 2 октября 2017, 20:58
Екатерина, 02.10, 13:41. Если я правильно понимаю, при ВЗ мужчины относились к женщинам требовательнее, чем к себе. Девушек, не сохранивших невинность, забивали камнями до смерти, парней - нет. И если девушку лишали невинности насильно, мужчины все равно считали ее нечистой, даже без ее вины. К себе же они были куда менее строги, что только больше развращало мужской род, во все времена более склонный к блуду. Тоже согласна, что пример с изнасилованием Фамари не очень удачен в плане беседы о блудном сожительстве.
Сергей 2 октября 2017, 19:29
Вот почему блудники и блудницы создают семьи, а благочестивые люди не могут? Так часто бывает, да. Наверно, по той же причине, по которой "мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Небесное", - наши добродетели уж очень часто замешаны на гордыне. Блудница, она покается, а высокоумный фарисей так и останется эгоистичным(ой) умником.
2 октября 2017, 18:21
для Анны 2 октября 2017, 12:06: Память смертная, осознание бессмертия души спасает от отчаяния. не стоит смотреть, как "прекрасно" кто-то живёт, Вы не знаете, как на самом деле эти люди живут, видно только то, что снаружи...муки совести - это не безделушка, у всех по-разному происходит прозрение. ответ каждый даст рано или поздно, дай Бог, чтоб в этой жизни, а не на Страшном Суде! и всё верно написано, что грешник не только губит свою жизнь, но и осложняет жизнь ближним - как я это сейчас понимаю и от боли спасает только молитва и упование на милость Божию!
Иоанна_ 2 октября 2017, 18:19
Совершенно верно, Елена Амосова. Не было согласия на грех, не было греховного намерения - значит, нет и вины. Она считается девицей и может стать женой священника (из лекции священника).
Мария 2 октября 2017, 18:14
Анна 2 октября 2017, 12:06 - а с чего вы взяли, что они живут "прекрасно"? скорее всего, проблем у них хватает... и половина заключенных браков разваливается - надо думать, и повторных тоже
Анастасия 2 октября 2017, 17:56
Целиком и полностью согласна с Анной (02.10.17, 12:06), целиком и полностью. Сейчас это просто сплошь и рядом. Большинство парней женятся на своих беременных подругах и строят с ними семьи,(расписываясь во время беременности или после рождения первенца и венчаясь во время третьей беременности или после третьих родов), а с девушками, которые отказываются от секса до свадьбы просто расстаются без сожаления...
Анна 2 октября 2017, 17:37
На комментарий от Анна 2 октября 2017, 12:06: Сама в 30 лет еще ходила одинокой в Храм. Сейчас Слава Богу! замужем и есть ребенок, с мужем познакомились в Храме, после службы оставалась помочь с уборкой, так он меня и приметил. У вас Анна свой путь. Молитесь и Господь управит! Самое сложное - это запаститесь терпением...
Максим 2 октября 2017, 16:43
Фамарь жалко. Ни в чем не виновата девушка. Да утешит Господь, как знает, подобно пострадавших
Елена Амосова 2 октября 2017, 16:34
На мой взгляд, в корне неверная интерпретация сюжета. Тут не про блуд, а про реальное изнасилование - циничное унижающее действие, игнорирующее волю другого ради удовлетворения злой похоти. Это имеет соответствующую квалификацию в современном уголовном кодексе и сурово наказывается. Не от этого нужно отталкиваться в разговоре о блуде. В контексте современных "свободных" отношений привлечение данного библейского эпизода - грубое передергивание. В основе обычая блудного сожительства лежат другие закономерности - их-то и нужно обсуждать. В основе тут лежит взаимное согласие на временные "приятные" отношения без взятия обязательств пожизненной верности. Многим непонятно почему это плохо
Иоанна_ 2 октября 2017, 15:49
В том, Alexander, что ТАК можно говорить о намеренно и осознанно грешащих, каковыми были персонажи Ветхого Завета или Вронский с Анной, а в наше время люди в большинстве своём не "насильники и совратители", не "растленные и несчастные" и не "глупышки", навечно приговорённые автором, а люди, НЕ ЗНАЮЩИЕ БОГА (не по своей вине!) и поэтому не имеющие чёткого понятия о грехе. Здесь надо найти другие слова (особенно для подростков), а не обличать и запугивать. И давайте уже "похотливых кобелей" (я прошу прощения) и соответствующих им особей женского пола оставим науке зоологии, а для христианской проповеди найдём более подходящие языковые средства.
Анна 2 октября 2017, 15:01
Екатерине (02.10.2017). Спасибо, за такое категоричное напоминание :)))) но я говорила немного о другом))) В любом случае СпасиБо)))
ekaterina 2 октября 2017, 14:53
Жаль, на комменты тут авторы не отвечают. Мне вот что интересно: почему Фамирь посыпала голову пеплом, если это было насилие, то есть не она реализовывала блудное желание, а он. А она жертва. То есть грех блуда не ее, а его. А крест на женском счастье поставила она. А он, судя по всему, не ставил. Это почему так? Нелогично же. Наоборот, пострадавшую сторону Бог должен так или иначе вознаградить.
тамара 2 октября 2017, 14:41
Батюшка учит на примере Библии ,как НЕ НАДО ПОСТУПАТЬ,а не по другому...Воля наша,а суд БОЖИЙ будет..Вот и думайте, все мои братья и сестры во Христе.
Юлия 2 октября 2017, 13:56
Автор так высокомерно называет девушек "глупышками". Но у меня вопрос: а юношам вы тоже это говорите? Ведь это они вводят девушек в этот грех. Для девушек сейчас это ступень к замужества, т.к. давно уже девушки делают предложение парням, а не наоборот. Раньше мужчина ухаживал и девушка соглашалась или нет выйти за него замуж. Теперь все наоборот. Женщина перед замужеством должна пройти кастинг. Формальный вопрос мужчина задает уже когда убедился, что женщина ему подходит во всех отношениях.
Светлана Ф. 2 октября 2017, 13:47
Вины Фамири нет. Это пример и очень жизненный пример. Спасибо за статью. Да, это надо с подросткового возраста всем читать. Евгению: И что хорошего, что эти женщины не сохранили себя в чистоте. Что хорошего в том, что происходит вокруг. (9 супружеских пар из 10 разводятся)?Что хорошего в этих лукавых формулировках "гражданский брак"? Надо быть честными к самим себе, вот и всё. Спасибо за статью, очень понравилась.
Екатерина 2 октября 2017, 13:41
Нужно быть верующей в Бога, по воскресеньям в храм ходить на Литургию и верить в Божью волю и молиться Богу о замужестве каждый день, не лезть в блудливые отношения. А если отчаиваться то ничего не получиться.
Alexander 2 октября 2017, 12:54
ИОАННЕ: А в чем вы видите надменность автора...? Я увидел и любовь и обеспокоенность.
Анна 2 октября 2017, 12:06
"Но своего женского счастья ты уже вряд ли дождешься, глупышка." Видя, как вокруг девушки, которые имели добрачный опыт сожительства прекрасно живут либо с новыми мужьями (официальными), либо с бывшими "гражданскими" (уже в официальном браке) и рожают уже 3-го ребенка, а девушки, которые блюдут себя ДО брака ходят одинокие (в Храмах таких очень много) в свои под 30, как-то невольно сомневаешься в данных словах. Если кто-то пояснит этот "феномен" буду крайне признательна, потому как говорю уже на грани какого-то отчаяния...
Вячеслав 2 октября 2017, 11:58
Фамири безвинна. Грех этот действительно силен. Спаси Господи.
Людмила 2 октября 2017, 11:24
Спаси Господь, батюшка, за такую поучительную статью.
Михаил 2 октября 2017, 10:57
То же самое можно отнести и возрастному цензу,например, при устройстве на работу 35-40 лет,для работодателей и для нынешней власти ты уже не человек,не личность,с тобой не интересно,ты отработанный материал.Вот он бесовский взгляд на Божие творение. Спаи, Господи, и помилуй!
Иоанна_ 2 октября 2017, 10:43
Даже правильные слова, но сказанные таким надменным тоном, без любви, без сочувствия, не будут услышаны, а вызовут только отторжение.
Ольга 2 октября 2017, 10:06
В наше время со средних классов читают секспросвет. Пропаганда раннего секса вообще норма. Мужчин меньше да еще и избаловались в последнее время, не без помощи родных мамочек. Выбирай получше да покрасивее и не бедную чтобы лишний рот не кормить, а женится можно и попозже ты же лучшенький, успеешь. Вот и выходит, что женщины становятся очень сговорчивые и доступные. Самой век вековать реклама не позволяет, вдруг 99й, но хороший попадется. Замкнутый круг какой- то. Хочется, конечно жить правильно, но как побороть грех, если слабые мы все. Спасибо за хорошую статью. Помоги Господи.
Ольга Бондаренко 2 октября 2017, 09:48
А в чём вина Фамари?
Алексей 2 октября 2017, 09:18
В наше время полезно уже читать этот Библейский сюжет с младших классов
44 14 2 октября 2017, 08:32
Спаси Господи за такие поучительные статьи! И помоги Господи побороть нескончаемые страсти...
Наталия 2 октября 2017, 08:26
Для чего Господь попускает изнасилования женщин? Например, таких как несчастная Фамарь?
Евгений 2 октября 2017, 02:54
"Но своего женского счастья ты уже вряд ли дождешься, глупышка." Как-то уж слишком запросто автор вынес приговор подавляющему большинству современных европейских женщин. Наверное, процентов 80-90 из них имели и имеют добрачный сексуальный опыт.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×