«Первый раз я искренне помолился, когда был серьезно ранен»

Беседа с военкором Александром Коцом

Можно связывать эти истории с Богом, можно кривиться в ухмылке, но факт – как пуля: если не сразило, то хотя бы задело. Известный военный корреспондент Александр Коц не раз прощался с жизнью, но везде его спасали крест и молитва. Он истекал кровью во время войн, попадал в плен в арабских республиках, оказывался в эпицентре теракта в Грозном, выносил раненых детей из школы в Беслане под автоматным огнем бандитов – да где он только не был в сошедшем с ума XXI веке! Все горячие точки мира зафиксировались в его фотоаппарате и блокноте, слившись в одну черную предапокалиптическую картину («картинку», как говорят репортеры). В перерыве между командировками Александр рассказал мне о своем крещении, чудесных спасениях и о работе военного корреспондента на линии огня.

Александр Коц Александр Коц

– Саша, ты мне однажды говорил, что был крещен в Морском соборе Петербурга, когда тебе было 10 лет, получается – в 1988 году. Это было как-то связано с тем огромным религиозным подъемом, который тогда наблюдался в советском обществе?

– Скажу честно, на тот момент для меня это была скорее дань моде. Меня больше волновали внешние атрибуты – крестик, цепочка, – чем внутреннее наполнение. Семья моя тогда была не слишком религиозна. Просто так совпало. Мы приехали из Владивостока в Ленинград к родственникам на каникулы. Я даже не помню, как принималось это решение. Верующим я себя осознал значительно позже.

Неважно, как человек приходит к Богу. Главное, что приходит

– К твоему осознанию мы вернемся чуть позже. А пока, чтобы не уходить от темы, спрошу: как тебе, журналисту с огромным стажем, кажется – почему сегодня нет в обществе такого восторга перед церковью, как в 1980-е или 1990-е? Храмы в Москве и в больших городах переполнены, да, но с другой стороны – огромное количество тех, кто очень враждебно относится к РПЦ. Что сломалось в русском обществе в нулевые?

– Ну, опять же, в начале 1990-х, мне кажется, был некий элемент кампанейщины. Долгие десятилетия церковь находилась в положении если не угнетенного, то точно не полноправного общественного института. Часто порицалась, подвергалась насмешкам и унижениям. При этом в душе-то своей русский человек всегда осознавал, что это нечто сакральное. Генную память никуда не денешь, культурный код не вытравишь. Поэтому, когда запреты рухнули, народ и повалил в храмы. Кто-то по зову души, кто-то – из чувства солидарности. На самом деле, неважно, как человек приходит к Богу. Главное, что приходит.

Я не думаю, что сегодня стало больше людей, которые враждебно относятся к РПЦ, чем в те же советские годы. Просто они стали громче, у них появились новые возможности самовыражения – Интернет, телевидение и тд. Мне не кажется, что это какой-то критический процент наших сограждан. Поэтому трагедии из этого делать бы не стал. Во все времена существовали блаженные, бесноватые и просто глупые люди. Можно, конечно, винить резкий переход от патриархального общества к обществу потребления, но это сильно упрощенное объяснение. Давайте скажем честно: сейчас и голос РПЦ не всегда слышен. Особенно когда мнение Церкви, ее пастырей должно прозвучать уверенно, громко и примирительно.

– В одном из интервью я прочитал, что впервые по-настоящему к Богу ты обратился в Грузии, ты тогда был в очередной командировке в очередную горячую точку…

– Не бывает атеистов в окопах под огнем. Каким бы убежденным агностиком или атеистом ты ни был, в минуты смертельной опасности все равно задумываешься о том, что дальше, рассчитываешь на какое-то чудесное спасение. И в этом, как не странно, и есть доказательство существования высших сил. Потому что этот страх перед неизвестным и надежда на чудо тоже прописаны в генах. В августе 2008-го я оказался в ситуации, в которой выжить было почти невозможно. Вокруг меня, прямо на моих глазах, погибали люди, я получил серьезное ранение. И тогда, наверно, я в первый раз молился искренне. Чего уж там, порядочным верующим меня вряд ли можно назвать. Чувство страха было, но чувство обиды, что все закончится здесь и сейчас, было куда сильнее. И эту обиду я высказывал Богу, торгуясь с Создателем. И Он снизошел. И даже о предмете торга позже забыл.

В этом же бою (об этом я узнал уже через год) погибал механик-водитель Олег Ридель. Вообще-то, когда его обнаружили на следующий день, думали, что погиб. Но когда попытались взять его автомат, Олег крепко сжал цевье. Он говорит, что уже в полузабытьи к нему явились какие-то старцы с белыми бородами и в танкистской робе. И говорили с ним, чтобы он не отключался. Вот что это было?

Бог, безусловно, помогает, но слепо надеяться только на Него – неразумно

– Я знаю, что в твоей журналистской работе были еще примеры чудес, моментов, когда ты понимал, что Бог есть и что без Него никак. Например, в Маалюле…

– В Маалюле, христианском городе-святыне, где до сих пор есть люди, говорящие на языке Христа – арамейском, – в первый раз я оказался в 2013 году. Мы попали в очень сложную ситуацию, оставшись между отступившей армией и захватившей город Нусрой. И выбрались оттуда каким-то чудом под сильнейшим обстрелом. Может быть, это опыт, а может, помогли древние храмы, позже поруганные и оскверненные террористами. Но спустя два года я приехал в уже освобожденную Маалюлю с восстановленными крестами, почти реставрированным монастырем Святой Феклы...

Конечно, все не так просто – помолился и спасся. Разные бывали ситуации и в Ливии, где нас действительно взяли в плен. И в Донбассе, когда мы в ночи пытались добраться из Новоазовска в Донецк, но в какой-то момент передумали, словно кто-то направил нас обратно. Бог, безусловно, помогает, но слепо надеяться только на Него – неразумно. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай.

– Есть ли у тебя икона, крестик или любой другой религиозный символ с историей?

– В 2004 году я потерял свой серебряный крестик, обычный, простой. А надо было ехать в командировку в Чечню. И тогда мой товарищ Дмитрий Стешин без разговоров снял с себя плетеный крестик из красного шнурка, сделанный в одном из сербских монастырей в Косово.

9 мая я стоял у ВИП-трибуны стадиона «Динамо» в Грозном, наблюдая за праздничным парадом. Внезапно что-то грохнуло так, словно с небоскреба свалился огромный трактор. В воздух поднялись кирпичи, доски, дым, пыль... Меня опрокинуло на трибуны, рядом лежал фотограф Рейтер Адлан Хасанов, ему снесло полголовы, а у меня не было ни царапины, только сильная контузия. В этом теракте погиб президент Чечни Ахмат Кадыров...

А крестик я товарищу решил не возвращать. Он и не был против.

Мир – не черно-белый, в нем полно ярких и красочных оттенков

– Сейчас буду жути нагонять! Когда смотришь сегодня новости, то возникает ощущение, что близок конец света, что Бог за что-то проклял землю, что мы, как говорится, на пороге Апокалипсиса. А каковы твои мысли и ощущения на этот счет, как человека, который находится непосредственно в гуще всех этих событий?

– Я бы не был столь пессимистичен. По телевизору все выглядит несколько страшнее, чем есть на самом деле. С одной стороны, картинкой практически невозможно передать атмосферу, эмоции, ощущения, которые ты испытываешь на войне. Это на словах не объяснить, я пробовал, люди не понимают. Но при этом, когда происходят ужасные события, они и иллюстрируются соответствующими кадрами. Хотя вокруг этого кипит жизнь, в Дамаске пробки, в Донецке все кафе забиты молодежью, в Кабуле молодая группа «Кабул Дримз» дает мощный рок-концерт. Мир – не черно-белый, в нем полно ярких и красочных оттенков.

– Ты в Сирии частый гость. Как ты можешь описать современную картинку с места событий, связанную с жизнью христиан, с христианскими святынями? И сразу еще вопрос: на твой взгляд, действительно ли ИГИЛ – это один из проектов Запада, и уничтожение христианского мира – одна из целей?

– Я конспирологию вокруг проектов Запада разводить не буду, для этого есть люди другой профессии и другого склада. Сирия до войны была страной, в которой совершенно спокойно сосуществовали и мусульмане, и христиане. Идеология Исламского государства не подразумевает равноправного совместного проживания людей различных верований. И, кстати, христиане в этом плане не в самом худшем положении. По крайней мере они «люди книги». А вот те же езиды считаются сектантами и однозначно подлежат уничтожению. Как и алавиты.

Христиане же живут на территориях, подконтрольных ИГИЛ, на правах нелюдей. Есть, к примеру, такой многострадальный город Карьятейн. Его освободили в прошлом году, а буквально на днях он был снова захвачен террористами. Это преимущественно христианский город. И во время власти Исламского государства всех христиан там метили – брили налысо, чтобы можно было отличить от правоверных. Ничего не напоминает? Так в еврейских гетто когда-то заставляли носить на одежде звезду Давида. Им запрещали отправлять религиозные обряды, запрещали работать, запрещали сидеть рядом с мусульманами, обязывали платить налог-джизью. Обращались, как со скотом. А для того, чтобы шариатский суд мог казнить христианина, достаточно было словесных показаний двух свидетелей.

Мы разговаривали со священником в Хомсе, который, рискуя собственной жизнью, несколько месяцев вытаскивал из Карьятейна различными ухищрениями своих прихожан, переодевая их, подделывая документы... Это была очень рискованная работа, но он ее делал. Такой православный спецназ.

– А по твоим наблюдениям, Сирия – это христианская страна? Это я к тому спрашиваю, что одна из причин, почему Россия ввязалась в войну, – это спасение христианского мира (так, по крайней мере, утверждали некоторые СМИ), но, может быть, из носителей веры там только древние храмы, а современные сирийские христиане о Боге не думают?

– Нет, ну Сирия и до войны, и сегодня – это, безусловно, мусульманская страна. Христиан там по переписи 2010 года было всего 5-6 процентов. Кстати, в 2012 году была принята новая конституция, по которой в Сирии нет официальной религии. Этим Асад после начала волнений хотел подчеркнуть курс на либерализацию, но было уже поздно.

Но современное государство Сирии построено, в том числе, и на христианских ценностях, на христианской истории. В центральной мечети Дамаска – мечети Омейядов – стоит ковчег с частицей мощей Иоанна Крестителя. И по главной улице старого города виа Ректа он когда-то ходил, по преданиям. И в храмах мы видели и свадьбы, и крестины, и на Пасху приезжали в Сайднайский монастырь. Людей – море. И, что самое приятное, – очень много молодежи.

– И последний вопрос. Вчера общался с деканом журфака одного из университетов страны. Он рассказал, что в последние годы, как никогда, много желающих поступать на журналистику. Причем очень много мальчиков, чего никогда не бывало. Я уверен почему-то, что они грезят о работе военными корреспондентами. Как считаешь, чем вызван такой интерес к профессии? Тебе часто пишут подростки, которые мечтают стать военными корреспондентами? Что ты им обычно говоришь?

– Когда ты смотришь по телевизору на мужественное лицо моего друга, крестного отца моей дочери Евгения Поддубного, в бронежилете, на фоне стреляющего танка, трудно удержаться от соблазна ему подражать. Если серьезно, то начавшаяся в 2014 году война в Донбассе показала серьезный кадровый голод в российском журналистском корпусе. Подготовленных военкоров можно было пересчитать по пальцам. Но за первые два года этого конфликта выросло новое поколение фронтовых репортеров, способных качественно выполнять свою работу.

Ну, а Сирия для них стала очередным экзаменом, который они с честью сдали и продолжают сдавать. Появились новые лица, новые имена. И это заметно. В конце концов, в калейдоскопе орущих ток-шоу и бессмысленных сериалов – это единственный островок серьезности, мужественности, отрешенности, если хотите. Поэтому желание молодежи мне понятно. И ко мне действительно часто обращаются студенты, я выступаю перед ними на разных площадках. И обычно я заканчиваю разговор советом: не идите в военкоры. Ну зачем нам, старым дядям, молодые конкуренты? (смеется).

С Александром Коцем
беседовал Максим Васюнов

11 октября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Какого мы духа? Какого мы духа?
Прот. Олег Стеняев
Какого мы духа? Какого мы духа?
Протоиерей Олег Стеняев
О том, может ли христианин быть милитаристом, чем обусловлена «жажда войны» и действительно ли закон силы – самый правильный закон.
Довоенная Сирия: мирная жизнь и святыни (ФОТОГАЛЕРЕЯ) Довоенная Сирия: мирная жизнь и святыни (ФОТОГАЛЕРЕЯ)
Василий Нестеренко
Довоенная Сирия: мирная жизнь и святыни (ФОТОГАЛЕРЕЯ) Довоенная Сирия: мирная жизнь и святыни
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Василий Нестеренко
Фотограф Василий Нестеренко побывал в Сирии накануне разорения этой страны с 2000-летней христианской историей.
«Бог любит Сирию, Бог любит Россию» «Бог любит Сирию, Бог любит Россию»
Почему Латакия приветствует российских солдат
«Бог любит Сирию, Бог любит Россию» «Бог любит Сирию, Бог любит Россию»
Почему Латакия приветствует российских солдат
Фарес Нофал
«Русские вернули нам давно забытое чувство безопасности»; «Когда в небо взлетают российские самолеты, мы можем спокойно заниматься своими делами», – так говорят сирийцы о русской военной помощи их стране.
Комментарии
светлана11 октября 2017, 22:07
Сохрани их,Господи!
Иван Николаевич11 октября 2017, 21:59
Огромное спасибо за такую замечательную статью. Как хорошо, что есть ещё настоящие люди в мире, и пока они есть, этот мир будет всегда!!! Пусть Господь Бог, всегда хранит вас, и таких людей!!!
11 октября 2017, 15:50
Хочется крепко пожать руку этому замечательному человеку, профессионалу и патриоту! Спасибо автору за интервью. Спаси нас, Господи!
евгений11 октября 2017, 15:08
Господи,ИИсусе Христе,Сыне Божий,храни раба Твоего Александра++++++++++++
тамара11 октября 2017, 12:50
Спаси Бог вас за такое интервью.Божией помощи и дальше и Александру,и Вам,Максим.Очень интересно было читать...
АлександрГ. 11 октября 2017, 12:45
Храни и помогай вам Господь, Александр!!!
Елена Беляева11 октября 2017, 11:54
Благодарю Вас Александр за все, чему Вы служите. Ваш талант, отвага, смелость в профессиональной деятельности, окрашены достойными суждениями о людях, Вас окружающих. Вы не осуждаете людей, Вы открываете им глаза и через сострадание очищаете их души. Храни Вас Господь! Елена.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×