«Любите врагов ваших»

О том, как дать «место гневу Божию»

Спасибо всем, кто нам мешает,
Кто нам намеренно вредит,
Кто наши планы разрушает,
И нас обидеть норовит!
О, если б только эти люди
Могли понять, какую роль
Они играют в наших судьбах,
Нам причиняя эту боль!
Душа, не знавшая потери,
Душа, не знавшая обид,
Чем счастье в жизни будет мерить?
Прощенья радость с чем сравнит?
Ну, как мудреть и развиваться
Без этих добрых злых людей?
Из ими созданных препятствий
Возникнут тысячи идей,
Наполненных добром и светом!
И повторю я им сто раз:
Спасибо вам за все за это,
Ну, что б мы делали без вас!

Наталья Дроздова

Это стихотворение, на мой взгляд, замечательно своей христианской интуицией. Лишь с христианских позиций осмысленное зло может стать источником блага для человека. Но это ценное качество – способность усмотреть благо в причиняемых нам кем-то скорбях – увы, чрезвычайно редко встречается в наше время…

«Несправедливая» заповедь

Недавно мне довелось увидеть репортаж одного нашего фронтового корреспондента о тех страданиях, которые сейчас претерпевают жители Донбасса. Жительница Донецкой области, шестнадцатилетний сын которой ушел добровольцем в войска ДНР, рассказывала, какие издевательства и пытки ей пришлось претерпеть от украинских силовиков за то, что родила «сепаратиста» и отказывалась открыть его местонахождение. После ее рассказа показали и сына, который хорошо знал о страданиях матери. В ответ на вопрос, каким может быть его ответ на такую ситуацию, он ответил: «Это моя кровь, и я при первой возможности за нее отомщу. Глупо было бы не отомстить». Мне запомнилось то противоречивое чувство, которое у меня возникло, когда я услышал эти слова. Сердце склонялось к тому, что этот юноша, воюющий за мир на своей Родине, совершенно прав в своем стремлении добиться справедливости и наказать тех, кто жестоко обидел его мать. И я не смог бы осудить подобный поступок, как не осудил бы, например, отца, убивающего в состоянии аффекта насильника, только что надругавшегося над его дочерью. Но это то, что говорило мне мое сердце, а оно (мне это известно точно) испорчено грехом, а значит, в нем преобладают начала, противные Христовой Истине. А что же нам говорит Христова Истина? Вот об этом мне тогда сказал мой разум, который все же немного знаком с христианством. Он мне говорил о том, что Христос учит любить врагов и не мстить за зло, причиняемое нам. И вот это противоречие между сердцем, которое всеми кровеносными сосудиками соглашалось с солдатом, и разумом, который отметал все аргументы «от сердца» и твердил о том, что Христос учит иначе, помню, тогда меня задело больше всего. Значит, не такой все же это ясный вопрос – заповедь Христова о любви к врагам.

Думаю, эта заповедь всегда в христианском обществе была камнем преткновения, об который спотыкались, разбивали коленки и проливали духовную кровь воины Христовы. И это неудивительно, поскольку любовь к врагам, как выражался святитель Димитрий Ростовский, – «добродетель вышеестественная, превосходящая человеческое естество». В этом отношении она подобна девству. Только вот в чем важный нюанс: если к девству призваны далеко не все, то к любви к врагам призван всякий христианин. А для этого во внутреннем мире человека должна решиться архисложная, по сути, задача: чувство справедливости, укорененное в природе человека, должно прийти в непоколебимое согласие с тем утверждением, что любовь к врагам вполне соответствует справедливости высшей, Божественной. И для решения такой задачи христианину хорошо бы понять ответы хотя бы на некоторые вопросы к «несправедливому» требованию любить своих врагов.

Кто такой враг?

Митрополит Филарет (Дроздов) Митрополит Филарет (Дроздов)

Во-первых, попытаемся осмыслить, о каких «врагах» вообще идет речь. О врагах ли Отечества, которых в нашей прошедшей и современной истории всегда достаточно? Нет, ибо врагов Отечества митрополит Филарет (Дроздов) призывал сокрушать. О врагах ли Божиих: еретиках, гонителях, кощунниках и т.д.? Но таковых он велел гнушаться. Так о ком же идет речь? Речь о врагах своих личных: «враги зде разумеются те люди, которые нам словом или делом какие-либо являют озлобления»[1]. Т.е. враги – не те лишь, которых мы признаем за своих врагов и которые нам отвечают тем же, не те лишь, с кем мы пребываем в перманентной ссоре или неприязненных отношениях, а всякий человек, который вольно или невольно причинил нам какую-либо скорбь. Важное уточнение! Встречаются, и нередко, люди, которые утверждают, что заповедь о любви к врагам к ним не относится, ибо у них нет врагов! Эта заповедь выпадает из их духовного кругозора, ибо к ним «не относится», но при этом они умудряются ее постоянно нарушать, например, встречаясь каждодневно с хамством на дорогах, препираясь о первенстве в очереди в больнице или ругаясь на купленный в магазине просроченный товар! Причем здесь враги, спросите вы? А при том, что всякое проявление агрессии, неуважения или несправедливости по отношению к себе мы воспринимаем как враждебное отношение, а, значит, для нас здесь – замечательная возможность исполнить заповедь о любви к врагу. Было бы только усердие.

Ну, и еще немного о врагах. Особенность нашего времени состоит в том, что современный мир научился плодить врагов и вражду без участия сознательной агрессии. Он заменил ее патологической безответственностью, носитель которой ни в грош не ставит ни свою, ни чужую жизнь. Каждый день и на каждом шагу мы встречаем такую безответственность, и она ужасает нас. Вот, к примеру, недавно в Красноярском крае молодой мажор сбил на пешеходном переходе насмерть отца и двух его деток, мгновенно превратившись для оставшихся членов семьи во врага. Подобный же случай произошел в подмосковной Балашихе, где в родном дворе был насмерть задавлен ребенок. Или посмотрите на наркомана, который в погоне за удовольствием превращается во врага для домашних своих. Или взгляните на тех, кто в погоне за наживой занимается изготовлением разнообразных контрафактов в медицине, пищевой промышленности или автопроме. Что это, как не проявление вражды, приводящей часто к ужасным последствиям? Рассмотрев эти случаи, мы увидим, что для умножения вражды в мире нет необходимости в войнах, достаточно убедить человека в том, что свобода – это прежде всего вседозволенность.

Как любить врага

Преподобный Силуан Афонский Преподобный Силуан Афонский
    

Отношение к врагу – важный показатель духовного устроения человека

Итак, вражда и враги в нашем мире поджидают нас фактически на каждом шагу, а, значит, для нас всегда открыто поприще, на котором мы можем поупражняться в духовной жизни. Тем более что отношение к врагу – важный показатель духовного устроения человека. Преподобный Силуан Афонский говорил: кто хочет узнать о себе, какой он христианин, пусть посмотрит на себя со стороны и обратит внимание на то, как он относится к своим врагам. Господь призывает нас их любить, но что это такое – «полюбить врага»? Обязаны ли мы заставить себя подружиться с обидчиком или оправдать его поступок, дать ему, вопреки справедливости, положительную оценку, или сделать еще нечто подобное? Наверное, все же нет. Любовь евангельская вполне отличается от земного эквивалента, и существенное отличие в том, что если любовь земная практически всегда переплетена с дружбой так, что одно без другого не бывает, то любовь, заповедуемая Евангелием, вполне обходится без дружбы (хотя может и сопутствовать ей). Она вся – в исполнении заповедей Христа по отношению к ближнему. Поэтому заповедь о любви ко врагу ничего не говорит о дружбе. Она – о другом. И если мы в свете Евангелия посмотрим на любовь к врагам, то, очевидно, первым шагом для нас должно стать неосуждение врага, отказ от злословия и «зеркального ответа» (мести). В этом деле очень важна внутренняя борьба. При столкновении с несправедливостью и тем более с агрессией в нас часто бурлят негодование и злоба, желание ответить тем же, и это нормально для греховного состояния, в котором мы пребываем. Но с точки зрения духовной жизни подобные внутренние бури весьма греховны, являясь чем-то вроде тлеющего костра, из которого может мгновенно разгореться пламя. И в случае подобных внутренних волнений обязанность христианина – бороться и молиться Повелителю бурь – Христу – об умиротворении душевного волнения. И это будет важным первым шагом на пути к добродетели. Не вступать в конфликт, промолчать, потом успокоиться – вот первые проявления любви по отношению к обидевшему нас. Но борьба на этом не закончится. Далее задача христианина заключается в том, чтобы простить обидчика, что бы он ни сделал. И это следующее проявление любви. Для такого прощения необходимо, во-первых, понимание той духовной истины, что через обидчика действовал Сам Господь. Даже если по отношению к нам или нашим близким совершено тяжкое преступление, не усомнимся в том, что Господь попустил его совершить для определенной пользы нашей. Так говорит об этом святитель Игнатий (Брянчанинов). Обращаясь к одному скорбящему иноку, он увещевает его оставить людей (как главную причину обиды), понять, что попущенная скорбь есть проявление Промысла Божия в отношении него, а люди – лишь Его слепые орудия, через которые Господь дает горькие пилюли. Если для прощения этих соображений окажется недостаточно, христианин должен постараться убедить себя в том, что непрощение человека, неотпускаемое зло – это спазм внутри его собственной души, который причиняет ей тяжкое страдание. Не человек, причинивший мне скорбь, страдает, а я, пострадавший от него, сам себе причиняю еще большее зло, ибо непрощение влечет гибель души. Зачем мне обрекать на гибель еще и свою душу, если мне нанесена временная скорбь в этой жизни? Не стану ли я сам виновником еще большего зла, чем то, что мне причинили? Наконец, не лишним здесь будет вспомнить и о том, что сам я нуждаюсь в прощении бесчисленных своих согрешений, и если не сумею простить, то и прощения не получу…

При столкновении с несправедливостью в нас часто бурлят негодование и злоба

Ну вот, обида, наконец, прощена. Окончание ли это борьбы? Увы, не всегда. Часто воспоминания о происшедшем терзают нас, и вновь появляется в душе озлобление на обидчика, наносящее ей ущерб. Для таких случаев Господь дает нам в руки еще одно оружие: благотворение и молитва. Есть у тебя возможность сделать добро неприятелю? Сделай его, и почувствуешь перемену в своем сердце, ибо наше сердце склоняется к тому, кому делаем добро. Нет такой возможности? Помолись за него Богу. Подобно Самому Богу, проси Создателя простить ему его согрешение и наставить на спасительный путь, и ты почувствуешь, как уляжется злоба, уступив место миру в твоей душе.

Благотворение врагу способно сотворить чудо и переменить отношение его к тебе

Кстати, благотворение врагу способно сотворить чудо и переменить отношение его к тебе. У меня в отрочестве был важный опыт, которым я хотел бы здесь поделиться. Во время обучения в профессиональном учебном заведении я попал в ситуацию со своего рода неуставными отношениями. Не имея склонности самоутверждаться за счет унижения своих одноклассников, я сам «пал жертвой» подобного отношения. Некоторые одноклассники начали меня периодически унижать и оскорблять. От своей верующей бабушки я хорошо знал, как относиться к тем, кто тебя недолюбливает, и решил испытать это на опыте. Я решил для себя, что, несмотря на оскорбления, буду сохранять к ним внутренне расположение, буду приветлив с ними и при необходимости стану помогать, благо с постижением основных наук у меня все было в порядке. И вскоре случилось чудо (я это тогда почувствовал): именно те, кто больше всех меня унижал, за короткое время изменили ко мне свое отношение, стали подчеркнуто уважительны и даже защищали меня перед другими. Тогда это стало для меня первым и очень важным религиозным опытом.

Любить врага? Но зачем?

На Страшном Суде христианин будет спрошен о том, стал ли он похож на Христа, как сын на отца

Вопрос, который непременно возникает, особенно в минуты, когда обида еще на лице и рана кровоточит. Почему я обязан заботиться о любви к тому, кто принес в мою жизнь скорбь, а порой и настоящую беду? Почему я должен этим озаботиться по отношению к тому, кому я безразличен, неприятен или даже ненавистен? Ответы мы можем найти лишь в области понимания нашего призвания, понимания той цели, к которой стремимся. По словам преподобного Симеона Нового Богослова, на Страшном Суде христианин будет спрошен о том, стал ли он похож на Христа, как сын на отца. Цель, которую мы сами для себя избрали, став христианами, весьма высока, а достичь высокой цели можно только немалыми трудами восхождения. Уподобиться Христу – а именно в этом наша цель – можно лишь подражая Его жизни, а Он, как известно, не только не враждовал, а молился за Своих распинателей, особенно в те минуты, когда Ему было тяжелее всего. И к тому, кто назвал себя Его последователем, к тому, кто взял на себя Его крест, Он обращается в первую очередь: любите врагов ваших…и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего (Лк. 6, 35). Обратим внимание на то, что исполнение именно этой заповеди содержит подобное обетование. Кротким обещана земля, плачущим утешение, милостивым – помилование. И лишь миротворцам и возлюбившим своих врагов обещана самая высокая награда, как достигшим самой высокой и сложной высоты. По этой причине святитель Димитрий, назвавший эту добродетель вышеестественной, называет достигших ее чудотворцами: «Если желаете, я покажу вам, что и ныне среди людей находятся чудотворцы, только внимайте тому, что я скажу: всякий, кто любит врага своего – чудотворец»[2].

«Дайте место гневу Божию»

Те, кто вольно или невольно причиняют нам скорби, трудятся, по сути, для нашего спасения

И последнее. Чувство справедливости, насажденное в человека Самим Творцом как отражение Его совершенной Праведности, совершенно естественно требует наказания сотворившему зло. Однако сам человек производить такое наказание Богом не уполномочен, вероятно, в силу ограниченности и греховной испорченности своей природы. Имея в виду это внутреннее противоречие, апостол Павел доносит до нас очень важную истину в послании к Римлянам: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 19‒21). Не следует только превратно понимать его слова в том смысле, что мы должны лицемерно благотворить обидчикам в надежде собрать на их голову «горящие уголья». Мысль апостола здесь та, что нам не следует переживать по поводу безнаказанности согрешившего против нас, суд Божий непременно его настигнет. Мы же своей искренней любовью должны с необратимостью приближать эту победу добра над злом…

А ведь эпиграф прав! Нам действительно надо благодарить Бога за всех этих добрых злых людей! Все те, кто вольно или невольно причиняют нам скорби, неприятности, проблемы, трудятся, по сути, для нашего спасения. Пусть никогда не понимают они этого, пусть сами имеют при этом совсем другие цели. Нам надо успокоиться на мысли, что через них нам посылает весточку Сам Господь, а потому Господь прав, когда говорит нам: любите врагов ваших.

[1] Схиархим. Иоанн (Маслов). Симфония по твор. свт. Тихона Задонского. М., 2003 , С. 500.

[2] Симфония по твор. свт. Димитрия Ростовского. М. 2008, С. 240.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО) «Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО)
Прот. Валериан Кречетов
«Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО) «Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым о прощении
Никита Филатов
Как быть, если обида не забывается? Почему мучит грех, который ты исповедовал? Что делать, если кто-то пытается манипулировать твоим чувством вины? И всегда ли нужно искать прощения? Может быть, и непрощение тоже ко благу?
Кто наш враг? Кто наш враг?
Свящ. Валерий Духанин
Кто наш враг? Кто наш враг?
Священник Валерий Духанин
К супруге убитого священника пришла жена убийцы с маленьким сыном. Матушка рассказывала: «Наши дети пошли вместе играть. И кем мы должны были быть друг другу? Неужели врагами?»
О прощении и примирении О прощении и примирении
Сергей Худиев
О прощении и примирении О прощении и примирении
Сергей Худиев
Я расходую свое время и силы, не могу заниматься ничем полезным, страдаю повышенным давлением и язвой желудка! И все это ради чего?!
Комментарии
Алла Тимошенко 3 ноября 2018, 13:03
СПАСИБО ГОСПОДИ.
Надежда 25 октября 2017, 05:35
Библия - это вечная Книга, слова которой каждый человек понимает по-своему. Я думаю, что основной упор стоит сделать на "зеркальном ответе" за причиненное зло. Ведь мальчик-ополченец не сказал, что будет пытать и калечить родственников солдат ВСУ за причиненный его матери вред. А отомстить на поле боя - святая обязанность настоящего Воина. И приведенные примеры не совсем тактичны. Нельзя за насилие, например изнасилование или убийство, отвечать таким же способом - насилуя и убивая членов семьи преступника. Но наказать зло, заявив в полицию или пресечь самостоятельно, обязанность любого гражданина государства.
Роман Гурулёв24 октября 2017, 13:21
Ух, сколько комментариев! Видно по ним , что тема самая важная- любовь к ближнему, которые не всегда любят нас. Помоги нам Господи и Пресвятая Богородице прощать обиды и унижения! Аминь
р.Б. Татиана19 октября 2017, 21:02
Совершенно согласна про "свою меру". Можно только горевать о том, насколько далеко она отстоит от того, что явил прп. Серафим Саровский и другие святые.
Elena19 октября 2017, 19:49
Молитва Ефрема Сирина о ненавидящих и обидящих нас.

Помилуй, Господи, тех, которые ненавидят меня и завидует мне. И никто из них ни в сем, ни в будущем веке да не потерпит ничего худого ради меня,нечистого, но освяти их милосердием Твоим и покрый их благостью своею, о Всеблагий!
Алла19 октября 2017, 17:27
р.Б. Татиана, и что с того? Каждый христианин обязан так поступать? Нет. Церковь разрешает самооборону. И я бы ей воспользовалась при необходимости.
Вадим К.19 октября 2017, 14:03
Так, преп. Исаак говорил о такой мере, когда сердце жалеет даже и демонов! Довелось читать, как голодные ленинградцы, только-только освобожденные от блокады, кормили последним куском хлеба взятых в плен в ходе деблокады немцев, тех самых, которые еще вчера держали их в страшном кольце. Конечно, как им это далось, но мстить такие герои духа не собирались. Были наверное и другие. Так же точно напоил водой заблудившегося и умиравшего от жажды польского воина один из наших преп. отцов, когда многие из них грабили и убивали и стар и млад и монахов. Да, это далеко от нашей меры, но горе нам будет, если станем оправдывать себя и потому не будем стремиться к их мере. Сама же тема неисчерпаемая.
Вадим К.19 октября 2017, 13:44
Ключевым должно стать понимание слов свт. Димитрия: это заповедь вышеестественная. Думается, труднее и девства. Потому нужно вспомнить, что некогда сказали Христу: человеку это невозможно, и что ответил Господь: да, но не Богу. Не имея в себе живущим Его Духа, заповедь эту в действительности исполнить не можем, в действительности, а не в фантазии, как у Толстого. Преп. Силуан именно это имел ввиду: если хочешь узнать, живет ли в тебе Дух Святой, посмотри, как любишь ты своих врагов. Заповедь эта неограничена, как неограничен положивший и исполнивший ее Бог. Разве Он заповедал нам любить только личных врагов, а других ненавидеть? Нет, это сделала человеческая мера. А она разная.
Надежда Хазова19 октября 2017, 03:16
Оказали большую помощь ! Для большинства Христиан сейчас главное научиться правильно относиться ко злу, иначе не выжить .Благодарю за статью и желаю всех Благ ! Помогайте нам как сможете преодолевать трудности и дальше .
Н.С.18 октября 2017, 23:47
Р.К.17 октября 2017, 23:32 /Это Вам откуда известно?/ … /посмотрите толкования св. отцов на этот сюжет/ Знаете, даже если Вы рассматриваете Св. Писание только в качестве сюжета, отдельного от реальности, (впрочем, это Ваше право) то представить, что торгующие во время изгнания их из храма получили побои, как некоторые здесь пытаются внушать, не получится, поскольку будет противоречить и предыдущим и последующим евангельским событиям, а также толкованиям св. Отцов. Кстати, где именно в моем комментарии Вы увидели «либеральный гуманизм»?
Ольга18 октября 2017, 16:59
(продолжение письма)Тебе это делание не только нейдет, как превышающее меры Твои, но и крайне душевредно, потому что Тебе не выдержать его. На отзыв сделай печатный отзыв без разгорячения; дай отзыву силу фактами; дело же поведи законно и с твердостью, призвав помощь Божию. С сердечными чувствами злобы и мщения поборись. Именно при таких случаях и притупляется памятозлобие борьбою с ним; ничем не затрагиваемое, оно остается жить в сердце непримеченным. Очищение Твоего имени необходимо для Тебя и для твоего сына, по вашему положению благочестивых мирян. И Апостол Павел просил суда и апелляции у Кесаря. Успокойся, Батюшка мой, Господь не оставит Тебя. Благословение Божие да почиет над Тобою".
Ольга18 октября 2017, 16:57
Для тех, кто учит ДРУГИХ вести себя как Серафим Саровский при избиении, письмо святителя Игнатия (Брянчанинова), которое он написал своему брату Петру по поводу клеветы в печатной статье «Одесского Вестника», в которой Петр Брянчанинов был несправедливо обвинен в недобросовестных действиях:"Искушение, постигшее тебя, есть ничто иное, как искушение, которое, по милости Божией, мимо идет. Этим искушением свидетельствуется избранный Тобою путь. В ДЕЛАНИИ ТЕРПЕНИЯ ИМЕЮТСЯ СВОИ МЕРЫ И СТЕПЕНИ. Совершенные сохраняют совершенное молчание при обвинениях, соответствующее степени их самоотвержения и терпят все последствия такого молчания, как, например, св. Андрей и Симеон, Христа ради юродивые.
р.Б. Татиана18 октября 2017, 14:09
Алле (17 октября 2017, 21:37): "...подошли к старцу три неизвестных ему человека, одетые по-крестьянски. Отец Серафим в это время рубил дрова в лесу. Крестьяне, нагло приступив к нему, требовали денег... О. Серафим имел большую физическую силу и, вооружённый топором, мог бы не без надежды обороняться. Эта мысль и мелькнула было мгновенно в его уме. Но он вспомнил при сём слова Спасителя: "Вси бо приемши нож ножем погибнут" (Мф. 26, 52), не захотел сопротивляться, спокойно опустил на землю топор и сказал, кротко сложивши крестообразно руки на груди: "Делайте, что вам надобно". Он решился претерпеть всё безвинно, Господа ради..." (из жития http://www.pravoslavie.ru/put/sv/seraphim_sarov.htm )
Р.К.17 октября 2017, 23:32
Н.С. 16 октября 2017, 22:34 "Христос, даже когда выгонял из храма торгующих, ни разу не ударил ни одного человека". Это Вам откуда известно? Присутствовали? "Он еще в начале книги Бытия полагает суровый запрет на убийство Каина". Да, но отнюдь не из либерального "гуманизма", посмотрите толкования св. отцов на этот сюжет, не поленитесь.
Алла17 октября 2017, 21:37
E //// "Мой духовник говорил: Ты должен терпеть до конца, если касается только тебя. Но если страдает твой ближний - тут надо не бездействовать, а защищать его." С чего это мы должны терпеть до конца? Христианство не запрещает самооборону. Если на меня нападет бандит, я точно не буду безропотно ему подчиняться. С какой стати? Злу надо давать отпор. Можно простить обидки, но нельзя потворствовать преступлениям, в том числе против тебя самого.
Андрей17 октября 2017, 20:51
Иногда вполне себе нормальные люди в мгновенье ока становятся и личными, и теми врагами, коих следует сокрушать и даже гнушаться. Причём такая метаморфоза происходит и из-за банальной безответственности, и из-за роста статуса в какой либо среде. Наверное именно это и называется гордостью.
Арина17 октября 2017, 09:25
Та женщина сказала, что правду говорят, что к физической боли привыкаешь и уже не чувствуешь ее, но к унижению привыкнуть нельзя. О пережитом унижении она вспоминать не может, со слезами и комом в горле отворачивается от камеры. Вот за унижение своей беззащитной матери солдатик и хочет отомстить. Корреспондент не уточнял, что тот подразумевает под местью. В ВОВ наши солдаты "мстили" на полях сражений, победили, а потом проявили милосердие победителя к побежденному. Может парнишка говорил о том же. А месть как "холодное блюдо" совсем другое, она разъедает душу.
Наталья16 октября 2017, 22:41
Очень полезная статья, особенно если отнести все о чем написано к своей внутренней жизни. Чудесное стихотворение взято в качестве эпиграфа. Недавно познакомилась с его автором Натальей Дроздовой.
Наталья16 октября 2017, 22:38
А я не знаю,как можно понять злых и жестоких людей. Я заметила , прощай не прощай ИМ по барабану.Лично я могу простить многих обидчиков.Потому что сама часто обижала. Но я это понимаю. Стараюсь исправить свои ошибки.
Сергий16 октября 2017, 22:38
Наталье Тут.Вы,дорогая сестра,переключите своё внимание с обиды например на страдание Божией матери.Оружие пройдёт сердце твоё.За что ей и самому безвинному Христу?Вот такая человеческая "благодарность".Св.отцы учат посмотреть на себя,может есть за что такой муж?Нет ничего случайного,Промысл Божий посылает нам полезное,но порой горькое лекарство.Лучше в этой краткой жизни расплатиться с долгами и в Вечноспи иметь надежду на милость Божию.По себе скажу,что бывшая жена мне была предназначена от Господа.С другой может жил бы бо-лее-менее счастливо,но не искал бы Бога.Много согрешил памятозло-бием,но простил,т.к.достоин был всех скорбей.Подавал за нее милостыню.Последнее время общались без обид.
Н.С. 16 октября 2017, 22:34
Наблюдатель16 октября 2017, 01:38 Христос, даже когда выгонял из храма торгующих, ни разу не ударил ни одного человека, и кнут он применял только для того, чтобы вышли животные. Господь тоже не желает нам превращаться в каких-то безвольных (а точнее трусливых и циничных) ханжей и лицемеров, однако, тем не менее, Он еще в начале книги Бытия полагает суровый запрет на убийство Каина для всякого, кто мог бы вознамериться это сделать (Бытие, гл. 4, 15.).
Сергий16 октября 2017, 20:46
Слишком часто любовь к врагам - от страха и слабости. Сила и угрозы внушает уважение и "любовь". Вот если человек при этом и друзей любит по-христиански, тогда уже похоже на правду. Потом, есть слова Христа, что поступающего беззаконно брата надо обличить наедине, потом со свидетелями, потом считать за нехристианина - язычника и мытаря. Настоящая любовь и требовательна, и строга, и действенна и доброжелательна и рассудительна - она Богоподобна. Нигде в действиях Бога не видно пассивно- "розовой" любви. Только у модернистов Бог как безликая равнодушная энергия "приходит и уходит", настоящий Христос постоянно ведет нас, и наказывает, и вразумляет, и милует...
виталий кондратов16 октября 2017, 20:01
Ольга, вы передергиваете! Одно дело простить обиду, пусть даже и зло, причиненное человеком , близким, или знакомым, или мошенником.. А другое дело противостоять врагу, фашистам,вторгшимся на нашу землю и уничтожающим города, села и ни в чем не повинных людей! Ведь есть же определение-- Русское Воинство, призванное защищать родную землю и Веру Православную!
E ////16 октября 2017, 18:55
Спаси Господи!
Статья хорошая. Пример с солдатом мне тоже не понравился.
Мой духовник говорил: Ты должен терпеть до конца, если касается только тебя. Но если страдает твой ближний - тут надо не бездействовать, а защищать его.
р.Б. Татиана16 октября 2017, 18:01
Как тут уже заметили, это очень трудная тема. Любовь к врагам - это высший духовный пилотаж, если так можно выразиться. Душевный человек такого во всей полноте не разумеет. Чтобы лучше проникнуться ее смыслом, стоит, наверное, прочитать творения прп. Силуана Афонского. Там все пронизано духовной любовью.
Николай16 октября 2017, 10:21
Хорошая статья о.Дмитрий. В дополнение к статье скажу, есть ёщё последний шаг-самый трудный в прощении врага. Когда человек простил врага и на душе у него нет обиды к врагу , на арену выходит самый главный враг-падший ангел. Человеку приходят помыслы: "Какой ты молодец, простил врага , молишься за него, а какой духовный рост у тебя-спас свою душу" Справиться с таким искушением можно одним способом -самоукорение. И отвечать на такие помыслы следуют так:"Господь дал мне силы простить обидчика и его это слава, а сам я чурбан не отесаны".
Галина16 октября 2017, 07:42
Есть обиды, а есть зло, и злу надо давать решительный отпор, а не потворствовать ему.Если на твоих глазах убивают, или насилуют, многие будут действовать, а не рассуждать о всепрощении. И в Евангелии есть пример, когда Христос разогнал торгующих в храме. И с Иоанной и Ольгой полностью согласна.
Наблюдатель16 октября 2017, 01:38
Н.С.15 октября 2017, 20:56 "Обращение в полицию в случае ограбления это не месть, это действие согласно существующего закона." Ну, и...? А убить тех, кто замучил твоих родителей - это действие по законам войны. А на Донбассе, извините, война. Мне кажется, что тут главное не докатиться до слюнявого маразма, когда в своем "непротивлении злу насилием" мы превращаемся в каких-то безвольных (а точнее трусливых и циничных) ханжей и лицемеров. К этому Христос не призывал. Когда было надо, Он сам брал в руки кнут, чтобы изгнать кое-кого из храма...
Георгий16 октября 2017, 00:57
В статье упоминалось про обидчика наших детей и родителей, но совершенно не раскрыта эта тема. То же самое спрашивал Ильин "Какое право ты имеешь прощать чужие обиды?".
Владимир15 октября 2017, 21:39
Пример очень неудачный, с подменой понятия мести и защиты своих близких, "положи живот свой за други своя". Не надо так цепляться за слова парнишки о мести,если такие подмены делать, то и армия не нужна... Согласен с тем,кто считает,что"призывать к прощению в таких ситуациях имеет право только тот, кто САМ пережил нечто подобное И ПРОСТИЛ"
Наталия Стоян15 октября 2017, 21:38
Спокойно относиться и не мстить человеку, который пытал твою мать или изнасиловал твою дочь, можно только в том случае, когда помнишь, что есть Мститель и Мздовоздаятель всем обидчикам и убийцам - Господь наш Бог. Так что жажда справедливости никак не противоречит любви к врагам, ведь "любовь не безчинствует". Тот, кто мстит за себя или за своих близких - похищает Божие право на месть, совершает грех. Если человек сделал зло, особенно большое, и не покаялся, невозможно "понять и простить", так как простить можно только того, кто покаялся и просит прощения. Можно просто спокойно ждать Суд Божий и Его месть: дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь
Елена15 октября 2017, 21:38
Спасибо, о. Дмитрий за статью. Думаю, об этом надо писать чаще, чем когда бы то ни было... Людские сердца переполняются злобой и обидой. выплескиваются наружу, порождают новые волны ненависти и агрессии. Я живу в украинской части Донецкой области и видела ту передачу, где речь шла о матери воина, покалеченной солдатами украинской армии. Слезы текли, перехватывало дыхание, так как знаю много примеров еще более ужасных, трагических историй. Мы живем в постоянном страхе, смешанном с болью, ужасом и потерей в пространстве. Никакие репортажи и передачи не смогут это передать. Спасает нас только вера. Вера в Промысел Божий. Господи, дай нам терпения и Любви!
Н.С.15 октября 2017, 20:56
Обращение в полицию в случае ограбления это не месть, это действие согласно существующего закона. Примеры в статье тяжелые, однако убедительно призывать к прощению в таких ситуациях должен не только тот, кто сам такое пережил и простил, но и священник, который был свидетелем исповеди тех, кто выбрал месть в подобных ситуациях.
Иван Игнатьев15 октября 2017, 20:52
Для того, чтобы осознать поступок по отношению к нам, нам времени много не надо, мы моментально реагируем и особенно, если нас обидели, медленнее реагируем на добро, забывая иногда благодарить;- и это говорит о качествах человека. Качества воспитываются, не буду перечислять где и как. Так вот один мой знакомый, когда
мы с ним разговорились по этой теме с точки зрения православия, то мы пришли к выводу, что нас, почти 70-ти
летних, государство учило всему, а наши знания, полученные в школах в вузах и плюс семейное воспитание, не были,как бы "прицеплены" к религии, идя по жизни,создавая семьи, мы под час сами не могли воспитать тех детей, ибо сами были неучами. Простит ли Бог нам это уродство
Михаил15 октября 2017, 20:00
Молитва,терпение и труд все перетрут.Наш народ терпелив и к этому давно привык.Нужно стараться не быть равнодушным к происходящим на ваших глазах преступлениям, обличать и присекать явное беззаконие,прощать своих обидчиков за причиненнын ЛИЧНО НАМ НАШЕМУ САМОЛЮБИЮ обиды.Христьянин обязан защитить слабых и сильных,свою семью от взбесившихся "зверей маньяков" или садистов бандеровцев даже ценой собственной жизни,поэтому никакого противоречия здесь нет.Нет выше любви чем умереть за други своя.Однако, на это есть силовые структуры,армия и власть иначе будет возвращение 90-х с анархией и разгул либеральной демократии во всей своей "красе" со всеми вытекающими на 3,5 года.
Господи,спаси и сохрани!
Ольга15 октября 2017, 19:51
Ольге (15 октября 2017, 10:10). Христос говорил о прощении личных обид и любви к личным врагам. А в приведенном Вами примере – совершенно уместное, богоугодное противление злу. Почитайте И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою» - есть в интернете.
Иван Игнатьев15 октября 2017, 18:14
Однажды мой друг задал мне вопрос о том, как бы я поступил, если тебя каждый вечер до отбоя, а дело было в армейской среде,тебя бы заставляли стирать носки старослужащие? Мне кажется,что не каждый нашел бы выход из этой ситуации. Так вот и по этому зло всегда, как снежный ком, мы не подготовлены к жизненным ситуациям,а
обстоятельства требуют сиюминутного решения и увы,-часто зло побеждает. Тогда я не смог ответить другу,а вот
как бы другие ответили, мне самому до сих пор интересно...
Николай15 октября 2017, 17:19
Я однажды обидел своего родного старшего брата.На мою обиду он не среагировал .Целую неделю я сгорал от стыда,действительно был скрежет зубов. Наконец то набрался сил и попросил у него прощения, как смог.Он мне ответил;"Да ладно с кем не бывает" Поверьте мне , я заново родился.
Иоанна_15 октября 2017, 14:37
Вы приводите очень страшные примеры, отец Димитрий. Но по-моему, призывать к прощению в таких ситуациях имеет право только тот, кто САМ пережил нечто подобное И ПРОСТИЛ. Вот тогда это будет выглядеть убедительно.
Владимир Астраков15 октября 2017, 13:24
Тяжело это... Страшно это... - уподобляться Христу во ВСЁМ...
Но... СПАСИБО Вам за эту статью. Такое нелегко написать, даже и священнику.
Михаил15 октября 2017, 11:26
Неплохая статья, но есть один большой минус: начинается с темы насильников и убийц, заканчивается просто «обидчиками», что, грубо говоря, «на ногу наступили». Простите, но одно с другим ни разу не сравнимо. Простить верзилу, который в метро локтем пихнул да сам же потом тебя и обозвал, наверное, легче, сем простить убийцу всех членов твоей семьи. Последние как: враги, нет? Если враги, то как научиться их любить?

И ещё. Допустим, христианина ограбили в подъезде. Он пошёл и заявил в полицию. Это месть, нет? Может, не заявлять о грабежах — пусть преступления совершаются дальше?
Наталья Тут15 октября 2017, 10:50
Очень утешительно. Вот уже семь лет не могу простить теперь уже бывшего мужа. Все мои мысли сливаются с тем что написано в статье. Понимаю что это к лучшему что мы расстались. На все воля Божья. Я согласно с Промыслом Божьим, но обида кипит во мне , иногда в душе такой пожар разгорается. Да он сделал мне больно, и в тоже время его это ни сколько не волнует ,а мучится и страдать продолжаю я. Вы очень все хорошо разложили по полочкам. Распечатала вашу статью. теперь каждый раз когда во мне начнет закипать обида буду перечитывать. Спасибо!
Анна15 октября 2017, 10:49
Очень трудная тема. Понравился комментарий Анны Резе. И еще - все-таки по отношению к себе надо примерять не такие крайности как случай с матерью солдата, а начать с хамства в магазине. Господь ведь нам посылает ситуации по силе.
Ирина15 октября 2017, 10:19
Любить врага,прощать -значит любить Душу этого человека,а не его физическое тело. Т.к. только Господь знает, по каким причинам Душа, этого человека, сподвигла на те или иные поступки.И Душа несёт ответственность, только пред Господом!
А вот человек,на физическом,земном плане, обязан отвечать за свои поступки.И потерпевший от несправедливости,имеет право наказывать... Иначе безнаказанность приводит к полному беспределу на Земле!Что сейчас и происходит.
Другое дело,как потерпевший наказывает злыдня.Оставляя в Душе гнев,злость,обиду? Но эти же чувства поганят Душу и при внешнем прощении...Поэтому и цены были Воины,люди,убивавшие злыдней,но не державшие злость в Душе!
Наталия Ростова15 октября 2017, 10:19
Есть такое светское понятие, как "Хельсинский синдром" или "Стокгольмский". Это когда заложники начинают через какое-то время более или менее симпатизировать своему захватчику, и даже его в чём-то оправдывают. Поразительный факт в том, что эта симпатия только до первой крови. А потом к мучителю появляется чувство ненависти. Можно оправдывать обидчика,жалеть его, и даже полюбить его. Но как только он причинит физические страдания тебе или твоему близкому, любить его может после этого только святой. А таковыми мы не являемся. Поэтому я считаю абсолютным лицемерием,когда рассуждают о любви,грубо скажем, к Чикатило. И этого парня-солдатика я очень хорошо понимаю.Я б тоже ответила,как и он.
Ольга15 октября 2017, 10:10
Во время войны с фашистами в дом прабабушки моего мужа зашел немец. Ему хотелось поглумиться над ней, тогда молодой женщиной, и ее грудным ребенком. В это время в дом зашел прадед и завалил немца. Или прадеду надо было сесть смиренно в уголок и не мешать?
Александр Б15 октября 2017, 09:37
...ну да, так и есть. Дай силы Господи, стоять в правде Твоей.
Ольга15 октября 2017, 09:14
Еще понравилось - митрополит Антоний Сурожский рассказывал, как в юности молился - "...И остави нам долги наши, как я ХОЧУ простить должникам.." пока не смог искренне простить обидчика.
Анна Резе15 октября 2017, 03:53
Спасибо, отче Димитрий. Я составила конспект, чтоб легче было объяснить другим и чтоб почаще самой заглядывать,помнить о возможной гибели своей души. Какая же огромная сила нужна,чтоб не ответить, не реагировать на насилие,грубость,боль,несправедливость. Самое тяжелое-промолчать. А потом легче. Даже находишь причины для оправдания обидчика (у него плохой день,не выспался,нет работы, дома у него горе,жена(муж) бросила, ребенок тяжелобольной, я-свекровь). Только один момент меня смущает, это попытка оправдать насильников матери солдата.Но душа напоминает-и я обижала маму,и я доводила её до слёз.Помяни Господи во Царствие Твоем рБ Наталию,маму мою. Мир всем.
Наблюдатель15 октября 2017, 03:02
Пример с парнем, который хочет отомстить за свою поруганную мать совсем не удачный. Это святое и праведное чувство. "Чти отца своего и мать свою". Не надо было об этом...
Ольга15 октября 2017, 01:39
Но не факт,что обидчик настроен на одну волну со «спешащим делать добро» и готов принимать его.Бывает,что любовь к врагу лишь усиливает его ненависть(вспоминая "Три разговора" Вл.Соловьева).Настоящее прощение и воцарение любви в душе обиженного возможно лишь в случае,если др.сторона тоже этого хочет,или, по крайней мере,не противится примирению.
Ольга15 октября 2017, 01:37
Мне статья понравилась.Но я считаю,что «неосуждение врага,отказ от злословия и «зеркального ответа»(мести)»-это все же не любовь.В лучшем случае, это очень отдаленное подобие её.Все перечисленное подразумевает игнорирование врага,вычеркивание его из своей жизни,удаление из своей головы.Любовь должна быть деятельной(в понимании Достоевского, не Л.Толстого).Только доброделание должно быть естественной,внутренней потребностью души,а не мотивировано мыслью о себе любимом:«Хочу спастись»,хотя капля и точит камень.
Алексей15 октября 2017, 00:26
Отец Димитрий, спасибо. Легче стало.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×