Новый закон любви

Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

    


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 9:40 мин. Размер 9.3 Mb)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Словами Нагорной проповеди, которую мы слышали сегодня, Сам Господь обратился к нам, говоря о том, какими мы должны быть, и о том, как нам устраивать свои отношения с людьми.

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6: 31).

Конечно, мы знаем, что эта мысль не нова. Слова эти – точно так же или близко по смыслу – были произнесены в древности любителями мудрости, то есть философами; их любили повторять морализаторы эпохи Просвещения. Об этом говорится и в Писании Ветхого Завета – завета с Богом, заключенного народом Божиим до прихода Христа Спасителя на землю.

Но для нас, христиан, сила этих слов в Божественной личности Того, Кто их произнес. И власть этих слов в авторитете Того, Кто Сам их исполнил всей Своей жизнью.

Поэтому они не просто выражение отвлеченного общефилософского или морального закона – одного из тех, которые часто остаются в книгах и почти ничего не меняют в самой природе человеческой души.

И слова эти не тягостное обязательство, которое мы должны возложить на себя. Это просьба к нам Самого Сына Божиего, Того, с Которым мы уже много раз в жизни поступали немилосердно и жестоко своими грехами, но Он, простив нам наше зло, просит, чтобы мы не искали своей правды, а призывает быть милостивыми к ближним, как к самим себе.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6: 35).

Это очень тяжелые, несправедливые и непонятные слова для сердца, живущего законами этого мира. А значит, они могут быть тяжелы и для меня, и для каждого из нас, если мы в своем сердце, в своем уме не поместили на первое место заповеди евангельской жизни.

Часто нам посылаются от Господа люди для испытания нашей христианской любви. И мы, по своему эгоизму, по страху потерять мир душевный и житейский комфорт, начинаем считать их своими обременительными спутниками, врагами нашего внутреннего благополучия.

Но как ближним, по слову притчи о милосердном самарянине, становится каждый, кому было сделано добро, так и врагом становится для нас тот, кому мы добра не желаем и даже не можем выделить им и слова молитвы в своем сердце. Так мы защищаем свое мнимое благополучие, и врагом нам может стать и друг, и родитель, и дитя родное, а постепенно и весь мир.

Однажды к отцу архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерском монастыре подошла женщина и отчаянно произнесла:

– Батюшка, не могу больше жить: кругом одни враги.

– Да какие же это враги? – спросил отец Иоанн.

– Видимые и невидимые.

«Где ты видишь врагов? Посмотри: кругом одни ангелы», – и отец Иоанна указал на стоящих вокруг людей

– Ну, невидимые – допустим, так. А какие это видимые? Где ты их находишь? Посмотри: кругом одни ангелы стоят.

И широким жестом с улыбкой батюшка указал на стоящих вокруг людей.

Но надо понимать, что эта добрая улыбка старца – не просто красивый жест, это его жизнь. Ведь вскоре после войны отец Иоанн, тогда молодой священник, был своими же собратьями сослужителями оклеветан и по их доносу осужден. А на очной ставке он с радостью обнял того, кто на него же и писал неправды. Такова была его готовность любить и прощать.

Нам сложно понять, а как нам поступать, когда под врагами подразумеваются враги самой жизни нашей, враги Церкви и веры нашей. Как нам примириться с ними? Мы можем не понимать этого, не знать готового ответа, который надо выстрадать своей жизнью.

Эти ситуации как меч, отсекающий нас от прежней жизни, когда мы должны в новых и страшных для нас обстоятельствах не растеряться и найти в себе силы остаться христианами. Это может быть время суда, страшного суда для нас, когда мы должны определить свою веру. Поэтому и сказал святитель Иоанн Златоуст, что любить врагов – это высочайший верх добродетелей.

Тогда за нас никто не решит этот вопрос, и надо молиться, чтобы Сам Господь укрепил нас в час этой встречи. Но мы не найдем помощи в себе, если наша прежня жизнь проходила без Христа, если у нас не будет личного опыта общения с Богом, памяти о радости этого общения, памяти о любви Божией к нам, если не будет веры Богу, что всё от Него посылаемое есть благо.

Надо молиться, и молиться, может быть, всю жизнь, чтобы нас укрепили слова молитвы, которой Сам Господь молился об убивавших Его: «Прости им, ибо не ведают, что творят» – «Прости им, Господи, они еще не понимают духовного порядка вещей, не возросли до их понимания. Они такие же люди, как и мы, но еще не знают любви Твоей к ним, как и мы ее когда-то не знали, а может быть, и теперь ее не знаем, потому что пребываем во мраке и власти греха».

И сам этот храм в память святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской не свидетельство ли исполнения этой заповеди любви к врагам, когда многие новомученики в свой последний час молились о тех и благословляли тех, кто их убивал?!

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6: 36).

Милосердие наше не может быть основано на нашей личной предрасположенности сделать добро тому, кто нам нравится, иначе мы впадем в самомнение и осуждение других за их жестокость.

Твердое основание нашего милосердия должно лежать на сознании того, что мы, имея за плечами своей жизни большой груз злых дел и к ближним, и к Богу, еще пользуемся милостью Божией и добротой людской. Нам кажется, что мы терпим ближних и оказываем им великую честь, а в действительности это наши ближние терпят нас, в действительности Сам Господь еще терпит и милует нас.

Святые отцы говорили: «Если увидишь грешного, прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай»

И святые отцы милостиво обращались с грешниками, говоря: «Если увидишь грешного, прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай».

Будем помнить слова: «Милости хочу, а не жертвы». И тогда, надеясь на милосердие Божие, будем со страхом, любовью, смирением и терпением молиться о ближних и о себе, благодаря Бога и Спасителя нашего, давшего нам такой закон любви, который нам дает силы для жизни по Его заповедям.

Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Любите врагов ваших» «Любите врагов ваших»
Священник Димитрий Выдумкин
«Любите врагов ваших» «Любите врагов ваших»
О том, как дать «место гневу Божию»
Священник Димитрий Выдумкин
Чувство справедливости, укорененное в природе человека, должно прийти в непоколебимое согласие с тем утверждением, что любовь к врагам вполне соответствует справедливости высшей, Божественной.
Кто наш враг? Кто наш враг?
Свящ. Валерий Духанин
Кто наш враг? Кто наш враг?
Священник Валерий Духанин
К супруге убитого священника пришла жена убийцы с маленьким сыном. Матушка рассказывала: «Наши дети пошли вместе играть. И кем мы должны были быть друг другу? Неужели врагами?»
Любите врагов ваших. Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице Любите врагов ваших. Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Архим. Клеопа (Илие)
Любите врагов ваших. Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице Любите врагов ваших
Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Архимандрит Клеопа (Илие)
В сегодняшнем Евангелии вкратце заключается всё спасение человека, ведь оно учит нас о любви к врагам. Ни один из бывших прежде законоучителей не принес в мир учения, столь совершенного для спасения людей.
Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице. О любви к врагам Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице. О любви к врагам
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Непостижим и удивителен для человека путь, которым нас Господь из жизни, которая полна страданий, недоумений, горестей, и, наконец, заканчивается смертью, возводит к жизни совершенно иной, жизни вечной.
Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 20-я по Пятидесятнице Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 20-я по Пятидесятнице
Протоиерей Александр Шаргунов
Сегодня Христос говорит нам в Евангелии о любви к врагам — о том, что это является главным и единственным признаком, что мы Христовы. Мы понимаем, как велика эта заповедь, как опасно ее исказить.
Что это значит - "любить врагов своих"? Что это значит - "любить врагов своих"?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Скажите, какие конкретные отношения, действия и т.п. подразумеваются под "любить врагов своих". Что это значит? И кого мне считать за врагов?
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×