Церквей ваших не оставляйте

Как ревновать о вере, не уклоняясь в раскол

Знакомый мне священник перестал поминать Патриарха. Неизвестно, как далеко зашёл он в противлении, однако, боюсь, обычный «ревнительский» путь к расколу повторится. Почти в каждом подобном случае это выглядит сходно. Сначала человек не видит оснований своих поступков и мыслей. Он допускает своеволие и осуждение, будучи занят подробным критическим разбором слов и поступков вышестоящих лиц. Интересная мысль посещает его: сделать конфликт идейным. Право же, лучше представить это борьбой принципов, стоянием за правду, против экуменизма и унии, а вовсе не банальным брюзжанием в адрес начальства. Его, отца N, украсит роль защитника самого важного и дорогого, тогда как иерархи ‒ объекты его критики ‒ окажутся не просто людьми с несовершенствами, допускающими ошибки, но лицемерами и изменниками, посягнувшими на святое. По сему поводу примеряется тога ревнителя чистоты Православия, а пафосная театральность входит в привычку.

Печальная реальность разрыва канонической и литургической связи с иерархией терзает Поместные Церкви

Литургическое поминовение Патриарха и епархиального епископа – залог канонической общности, как бы маячок, подтверждающий своевременный выход на связь, распознавание «своего» от «чужого». Однако упоминание за богослужением «Великого отца и господина нашего Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и Всея Руси и господина, преосвященного епископа С-ского…» болезненно отзывается в самолюбии, заставляя переживать униженность перед теми, чьи самые низкие, злодейские скрытые мотивы он раз за разом поставлял перед мысленным взором.

Увы, печальная реальность разрыва канонической и литургической связи с иерархией терзает Поместные Церкви. Не только Русскую, но и Элладскую, Сербскую, Румынскую, Болгарскую. Ежегодно значительное число клириков в разных местах «хлопают дверью», извещая о своем намерении отложиться. Видимая простота действия подталкивает новые души к совершению этого духовного самозаклания.

«Непоминающий»: этапы разрыва

В его устах обличение, в руках его знамя истины, он «истинный христианин», учитель веры

Отложиться от «зараженного ересью архиерея» – только начало. О, если бы «непоминающим» двигали соображения осторожности, благоговения, осознания хрупкости веры и опасения нечаянно пасть! Тогда бы он постарался выйти из отношений, смущающих совесть, прилепившись к архиерею, чье правоверие к него не вызывает сомнений. Зилота интересует другое. Не существует внутренних целей воздержания и самодисциплины. В его устах обличение, в руках его знамя истины, он «истинный христианин», учитель веры, подобен Максиму Исповеднику и Фотию, и долг его – одолеть изменников и врагов веры. Каждый шаг обставляется и провозглашается им наиболее громким образом.

Первый тупик: как быть с поминающими Патриарха? Множество друзей и братьев по вере оказываются на другом берегу стремнины. «Необходимо как-нибудь срочно заставить остальных думать, как я, присоединиться ко мне, а всего лучше ‒ поступить в послушание мне, иначе дело моё будет казаться слишком малозначительным, чтобы не сказать ‒ идиотской глупостью», ‒ рассуждает он. В попытках продавить идею отступничества иерархии ревнитель домышляет, расцвечивает в тона судьбоносного выбора цитаты из выступлений иерархов, отдельные эпизоды церковной дипломатии. Тут-то и происходят подлинное каноническое отступление и раскол, который, по словам Златоуста, не лучше ереси, и степень вины за который столь велика, что не смывается даже мученической кровью. Каноны разрешают блюсти совесть и не иметь общения с ложноучащими. Но прежде соборного определения не дозволяется выносить собственный суд и тем более обвинять в еретичестве кого-либо во всеуслышание.

Совестные дилеммы и полутона мало интересуют «истинного христианина». Он сыплет готовыми обвинительными вердиктами вроде: «лжепатриарх», «лжеепископы», «разбойничья иерархия», «христопродавцы», «иуды» и прочие. По одному собственному решению ему не составляет труда низвергнуть иерархию, перестать признавать духовные звания, считать своих оппонентов лишенными сана и благодати совершения таинств, называть по фамилиям… Постыдная самодеятельность!

Примитивная апология раскольников

Свое положение раскольник расценивает как определенное и прочное. Достаточно один раз сказать волшебную формулу: «Прещения в мой адрес еретичествующих епископов вменяю ни во что», ‒ и: «чик-чирик, я в домике», ‒ наступает состояние полной безмятежности. «Непоминающий» становится неуязвим и самодостаточен, не нуждается ни в засвидетельствовании своего канонического статуса, ни в субординации. Воистину памятник человеческой самоуверенности и утраты здравого смысла!

Раньше или позже «непоминающий» встанет перед фактом своего разрыва не с одной иерархией Церкви, но и с ее полнотой, продолжающей сохранять верность каноническому порядку. Выбор небогат: признать отступниками всех принадлежащих к мировым Поместным Церквям либо согласиться, что цели спасения души достигаются без диссидентских истерик с заламыванием рук и метанием громов и молний.

Раскольники с жаром предаются тому, что умеют и знают лучше всего, – продолжать раскалываться!

На данном моменте «истинное христианство» впадает в умоисступление. Анафемы и ругательства оказываются едва ли не единственным его вдохновением. Меж полюсов своего девиза ‒ «Ортодоксия или смерть» ‒ оно избирает второй, то есть смерть: неуклонное духовное разложение под отравляющим действием яда злословия.

Ряды зилотов разделяются. Некоторая часть всерьез считает себя последними и единственными на всем земном шаре хранителями истинного Православия; «умеренные» вступают в спор с этим самодовольным вздором. «Непримиримые» не сдаются, они упрямо стоят на своем. Их опасения несложно понять: а что, если в качестве не «единственно и исключительно истинной» их юрисдикция окажется никому не нужна?

На почве обсуждения отношения к мировым Поместным Церквям происходят многочисленные разделения. Раскольники с жаром предаются тому, что умеют и знают лучше всего, – продолжать раскалываться! Недавние соратники по борьбе, они хронически не переносят друг друга, огревают прещениями, извергают из сана, отлучают и признают благодать не действующей… Право, комично, если б не так грустно.

Болезненный, искривленный мир раскола

Ригоризм – сущностная основа движения «непоминающих». Ригорист не желает видеть сути дела, за которое взялся, а выбирает внешнюю видимость и служит ей. На увещания совести такой человек отвечает не делами совести, а удвоенным, утроенным упорством. Неважно, зло ли выходит из поступка или добро. С дотошностью он следует выбранной программе и игнорирует любые обстоятельства или отрицательные последствия своих действий.

То, что психология «непоминающих» представляет духовное повреждение и срыв, доказывает одновременно несколько признаков. Дробление – характернейший из них. Так же, как раскольники-старообрядцы некогда разделились на десятки толков и согласий, не имеющих общения друг с другом, современный мир «истинно православных церквей» составлен десятками юрисдикций, являющимися, как правило, не более чем сектами или самосвятами. В Греции насчитывается около 20 враждующих друг с другом раскольничьих групп; в России их около десяти.

В то же время внутреннее брожение охватывает большинство раскольничьих групп. Любой из «непоминающих» являет отдельную единицу, печётся о своей собственной неприкосновенности. Вот вам тайный, не афишируемый источник вдохновения: в вопросах вероучения быть самому себе головой, толковать каноны по собственному усмотрению. Лидеры раскольников признают: «Я боюсь положить запрет в служении на своего клирика даже на десять дней, поскольку он уйдет к другим». Некоторые и впрямь успели покочевать уже между нескольких юрисдикций. Чуть что-то не нравится – возникает желание нового, более «истинно православного» сообщества. Нередки самочинные хиротонии с нарушениями. Больно видеть, как, начав однажды с пристрастного исследования чужих прегрешений, «непоминающие» приходят к ужасающему расстройству канонической дисциплины.

Трудно понять, чего больше во всём этом: консерватизма и заботы о строгом следовании Преданию или же современного диссидентства и свободы слова? Зилотство оказывается знаком уныния и неспособности наладить собранную, аскетическую молитвенную жизнь. «Расцерковление» ‒ не в одном обмирщении; им сопровождается любая остановка в духовном развитии. Переход на позиции политизированного «протестного движения», пропагандистская война с иерархией вполне отвечают образу внутреннего застоя и охлаждения в вере.

Совет недоумевающим от Златоуста

«Церкви грозят две опасности, ‒ пишет известный греческий автор, архимандрит Епифаний (Феодоропулос), ‒ с одной стороны, приводимый в движение диаволом экуменизм, а с другой – душепагубный фанатизм, который в конце концов ведет к ужасным богохульствам и ересям и затемняет истину. Да убоимся этих зол, и да минуют они нас. Не будем уклоняться ни направо, ни налево, но шествовать – царским путем».

Немногочисленные примеры, в которых архиереи и клир прекращали поминовение священноначалия, всегда были вызваны чрезвычайной крайностью обстоятельств. Например, в обстановке жестоких советских гонений 1920–1930-х и неопределённости с наследованием поста Патриаршего Местоблюстителя некоторая часть Русской Церкви под началом митрополита Кирилла (Смирнова) отказалась подчиняться митрополиту Сергию (Страгородскому). Монастыри Афона после самовольного «снятия» Патриархом Афинагором анафем с католиков в 1965 г. прекращали на некоторый срок возношение его имени за литургией. Тем не менее Афон сегодня продолжает признавать каноническую юрисдикцию над собой Патриарха Варфоломея (Архонтониса), ведущего подчас рискованную экуменическую политику. Риторике ультиматумов большинство святогорского братства предпочитает тон братского вразумления своего Первоиерарха.

Не секрет, что для Русской Православной Церкви экуменизм, соглашательство также представляют проблему. Приходят на память размытые формулировки по церковно-дипломатическим и церковно-политическим вопросам, высказывания либерально настроенных священников и отдельных официальных лиц. Естественно не соглашаться с подобными заявлениями и оппонировать им. Однако не меньшее беспокойство вызывают назойливая раскольничья агитация и демарши «непоминающих». Необычайно легкомысленно и опасно отважиться на разрыв с Церковью в условиях, когда допускающие модернистские, расходящиеся с духом Предания сентенции находятся в меньшинстве, а соборный голос Поместной Церкви выражает здравое учение.

Пример разрешения дилеммы сложного морального выбора в церковной истории дает святитель Иоанн Златоуст. «Церквей ваших не оставляйте, общение (со священноначалием) имейте, дабы не произвести раскол в Церкви, а подписей своих (под сомнительными, противоречащими учению и канонам документами – А. Р.) не ставьте», ‒ говорил он своим ученикам накануне беззаконного изгнания из Константинополя. Вот общее правило для православных христиан, как ревновать о вере, не удаляясь в раскол. Благой выбор для христианина заключается в том, чтобы ограждать себя одновременно и от лжеучения, и от соблазнов личного произвола.

Андрей Рогозянский

19 октября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Правда без любви Правда без любви
Епископ Душанбинский Питирим
Правда без любви Правда без любви
Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим
О стоянии в «правде законной» религиозных диссидентов, мудрости святителя Василия Великого и о том, чем опасна «борьба за чистоту» веры.
«Образ кротости» и пощечина Арию «Образ кротости» и пощечина Арию
Свящ. А.Хвыля-Олинтер, Дм.Шишкин, С.Бегиян, В.Духанин, Н.Булгаков
«Образ кротости» и пощечина Арию «Образ кротости» и пощечина Арию
Пастыри о ревности по Богу
Как относиться к «нетолерантному» поступку святителя Николая рассуждают священники Андрей Хвыля-Олинтер, Димитрий Шишкин, Сергий Бегиян, Валерий Духанин и Николай Булгаков.
Широкое сердце Православия Широкое сердце Православия
Митрополит Лимассольский Афанасий
Широкое сердце Православия Широкое сердце Православия
Митрополит Лимассольский Афанасий
Как можно любить других людей, ценить их, принимать их, уважать, но не принимать того, во что они верят? Где это золотое сечение – с одной стороны не отрицать Христовую веру, веру Церкви, с другой – не отвергать другого человека? Думаю, что для этого нужно быть людьми, которые очень хорошо познали Христа. Человек, который понял Христа и который усвоил дух Христов, евангельский дух, утешает других людей, помогает им, хотя иногда вынужден вообще не соглашаться с ним.
Комментарии
Ирина29 октября 2017, 00:17
Сергею. Вы нас (Вадим К, Агния) не слышите. Раскол не нужен никому!!! Хорошо помню, как благодаря ярким выступлениям Святейшего на канале Россия, большинство проголосовало за св. Александра Невского, который, не смотря на свой юный возраст, предвидел значение Православной Веры для Отечества. В 90-е, когда стали открывать храмы, появилась православная литература, народ получил возможность узнать, что такое -наша Вера. Стали понимать, что только благодаря Вере Православной крепнет и выстаивает наше государство! Встреча Патриарха Кирилла с Папой была неожиданной, ввела в смущение многих. Когда не услышали ничего вразумительного, появились непоминающие (чему рад наш враг). Слава Богу за всё!
Вадим К.26 октября 2017, 20:24
Сергею. Я против того, чтобы Патриарха перестали поминать, поскольку это действительно серьезное нарушение канонов, если нет на то обоснованных причин. Их сейчас и я не вижу и потому тоже покину храм, где Святейшего не поминают (кстати, на Украине не поминать разрешено). Но с тем документом соглашаться тоже не буду. Как я написал, он-таки затрагивает нашу веру и достаточно серьезно, что Вы пропустили как будто мимо себя. Еще далеко до того, чтобы католиков считать своими верными и сердечными братьями, а документ переполнен таких признаний, которых даже больше чем в отношениях со своими православными братьями.
Сергей26 октября 2017, 12:11
Вадим К,Агния и Ирина,и все кто думает подобно вам.Допустим завтра вся РПЦ согласиться с вами,и без решения соответствующего собора,перестанет поминать Патриарха,как того требует каноническое правило.Что произойдёт?-Произойдёт полный распад Русской Церкви.канонически РПЦ перестанет быть.Такую цену вы предлагаете заплатить за документ, который по вашим словам, Вадим,:" Тот документ назван всего лишь декларацией и статус у него с жанром соответствующие. Потому серьезного рассмотрения вероисповедных вопросов в нем быть и не может."не касается вероисповедания!По этому лично я выйду из храма,где не поминается Патриарх, и отрясу прах от ног своих."если кто растлит храм Божий, того растлит Бог,".
Павел24 октября 2017, 12:18
Замечательная статья! Спаси Господи.
Вадим К.23 октября 2017, 15:40
Сергею. Тот документ назван всего лишь декларацией и статус у него с жанром соответствующие. Потому серьезного рассмотрения вероисповедных вопросов в нем быть и не может. Однако они несомненно там задеты настолько, насколько и позволяет статус документа. Как Вы этого не видите? Паства там названа почему-то одна, тогда как мы не являемся ни в малой степени паствой и папы. У нас с ними там заявлено одно упование, а это не так, ведь они не признают нетварность благодати и обожения человека. У нас не одно с ними и Предание, которое только для светских историков может иметь историческое измерение, а у верующих оно одно, от апостолов доныне неизменное без добавлений и изъятий.
Татьяна23 октября 2017, 14:46
Автор пишет: "...прежде соборного определения не дозволяется выносить собственный суд и тем более обвинять в еретичестве кого-либо во всеуслышание". Так когда же будет соответствующий Собор, на котором обсудят проблемы, разрывающие Тело Христово, и вынесут соборные определения?
Татьяна23 октября 2017, 14:45
Приведена хорошая цитата: «Церквей ваших не оставляйте, общение (со священноначалием) имейте, дабы не произвести раскол в Церкви, а подписей своих не ставьте». А разве теперь подписи какое-то значение имеют? Про встречу с папой римским никого не спросили. С одной стороны, это неплохо, потому что вся ответственность лежит на организаторах, им перед Богом отвечать. А нам остается совесть свою слушать и не творить себе кумиров, как бы красиво не говорили и высоко не летали.
сергей23 октября 2017, 08:50
Главным образом пишу для:Ирины21 октября 2017, 16:28 и для тех кто так думает.Какие нужны оправдания или пояснения? Прочтите 30 пунктов декларации.Где там предательство православия? Где там вообще подняты вероучительные вопросы?Если притягивать за уши,и вставлять свой смысл!?Но тогда простите...В любом случае не поминать Патриарха,без принятия на то общецерковного решения,есть акт дерзости ,а не дерзновения,предвзятости, а не любви.И даже посмотреть на события минувшего раскола,время показало с кем Бог,через сонм святых последующих лет,с одной стороны,и бесконечное дробление на различные толки с другой стороны.Братья и сёстры,враг у ворот!Эти либеральные игры плохо кончаются.Будем едины.
Денис23 октября 2017, 00:19
С Афоном в последнее время вообще беда. Не было там ереси и расколов? У нас если афонец, то хоть живьем в святцы заноси. Забыли, что не место красит человека, а человек место. Вот и наш батюшка приехал оттуда смущенный, пообщавшись с одним местным "старцем", который начал на нашего Патриарха грязь лить. Эх, себе бы нам внимать, а не в других сучок разглядывать! Господи, спаси нас!
р.Б. Татиана22 октября 2017, 20:12
Хочется верить, что появление этой статьи не является предвестником новых потрясений в Церкви, а то скоро грядет Архиерейский собор с важной повесткой. Будем надеяться на мудрость архиереев.
Сергей с Винницы22 октября 2017, 14:10
Поддерживаю автора. В кафедральному соборе г.Винницы, Патриарха поминают, но при этом сокращенно, не называя Патриархом Московским и всея Руси, а произносят - " Святейшего Патриарха Кирилла" и все. Хотя по другим храмам епархии поминается как принято - «Великого отца и господина нашего Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и Всея Руси" и это радует.
Ирина21 октября 2017, 16:28
Агния 19 октября 2017, 14:23 Я с Вами полностью согласна. Очень печально, что замалчивается то, что тревожит многих. Можно и зилотами обозвать, если от этого кому-то легче. Но среди обеспокоенных сложившейся ситуацией адекватных, не фанатичных людей гораздо больше. Пытаться их не замечать не дальновидно. Очень символична фигура боярыни Морозовой, она - жертва того страшного Раскола.
сергей20 октября 2017, 10:30
Я с большим уважением отношусь к владыке Лонгину(Жар),и поминаю его, но его протест против 5-го п.декл."... Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин. 17:21)." говорит о его недоразумении,которое в свою очередь может привести к утрате единства в очередной раз.Для меня очевидно, что это не литургическая встреча разных конфессий,а встреча двух влиятельных авторитетов,имеющая политическое воздействие на ситуацию в мире где льётся кровь.
Василий Кондалов20 октября 2017, 10:15
Отлично! Огромное спасибо автору за своевременное, а, главное, умное слово! Правда, больно бывает слышать или читать каки-то бредни относительно патриарха или священнослужителей рангом пониже. Многие, вроде бы и неглупые, вроде бы и знающие Писание, "личности" позволяют себе, причём, с гордостью, этот грех. Как не вспомнить, здесь, одного "славного" протодьякона, который, уже давно, возомнил себя, почему-то, совестью русского православия, взяв себе в правило обличать "с пристрастием" всех и вся. Не понимаю, что он до сих пор делает в Церкви? Последние его материалы в блоге говорят, что он, давно, превратился из протодьякона в блогера, выйдя из РПЦ и вступив в КВН (клуб весёлых и находчивых).
Даниил20 октября 2017, 05:50
Уважаемый Андрей почему то решил и словом не обмолвиться о тех многочисленных соблазнах, которые и подвигают людей на такой ошибочный порыв. Множество видео в интернете с экуменическим сослужением, после которых никаких мер не принимается, и многое другое. Хотя вообще мне очень нравятся статьи Андрея, эта неполноценна, по сути также осуждает отколовшихся, ставит им одни диагнозы, как и они сами делают. А Апостол Павел говорил об опасности соблазна - если еда соблазняет брата, не буду есть мяса вовек. А тут, какое уж мясо, тут вещи посерьезнее, снятые на камеру и засвидетельствованные. Лгать ради Бога не нужно Богу, это еще в Ветхом Завете написано было.
д. Михаил 19 октября 2017, 20:19
От избытка сердца глаголют уста. Слушая проповеди нашего Патриарха убеждаешься в его искренности и глубокой вере! Многая лета его святейшеству патриарху всея Руси Кириллу!
Татиана19 октября 2017, 19:33
Я не понимаю,почему поиск единомыслия и взаимодействия в отдельных вопросах,касающихся поддержания мира и защиты прав христианского меньшинства в странах,где проповедуются другие религии,нашим патриархом некоторыми воспринимается,как шаги к каноническому общению и Причащению из общей Чаши.Сейчас нас (католиков, протестантов и православных) разделяет больше,чем когда бы то ни было.Но обычное человеческое общение кто запретил?Ведь мы живем вместе на планете Земля, и Заповедь о любви к ближнему своему, подтвержденную Христом притчей о милосердном самарянине, никто не отменял.Не вижу ничего, противоречащего Канонам, в деятельности Патриарха.А если у кого есть сомнения,их можно прояснить соборно.
Адриан19 октября 2017, 17:31
Каким образом этот знакомый священник ещё священник и как он служит, если не поминает Патриарха? Ведь действительно Литургическое поминовение Патриарха и епархиального епископа – залог канонической общности. А народ Божий слышит что не поминают, и как реагируют - или ему все равно? Или священник служит в приходе из себя одного?
Елена19 октября 2017, 17:00
Спасибо за статью. Дай Бог вразумления. Если зайти на YouTube, то видео о Патриархе с негативным сюжетом преобладают. Если видео положительное, то в комментарии лучше не заглядывать. Ощущение, что пираньи ведут себя как ангелы в сравнении с теми, кто пишет. Если видео патриотического содержания (хоть о Патриархе, хоть о православной церкви вообще), то оно не предлагается к просмотру при входе на главную страничку ютюба. Но все, кто хулит церковь, Святейшего или веру там в первых рядах. Заглянула в википедию. Чей ресурс ютюб? США: Сан-Бруно, Калифорния. Я сейчас Америки не открыла. Но вывод-то сделать можно тем, кто так "ревнив"! Или не понимают, что их используют? Не дети же!
Сергей Ч19 октября 2017, 16:55
На мой взгляд статья не полезная, т.к. возбуждает ненужные волнения и страсти. "А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных".От Матфея. Гл.5. Патриарх наш, хоть и не святой, но как говорится родителей не выбирают. Свт. Игнатий (Брянчанинов) призывает ежедневно читать Евангелие, там найдем ответы на все вопросы.
Илья19 октября 2017, 15:16
Вообще, удивительное, конечно, невежество - когда священники забывают, что совершать Литургию они могут только потому, что это им поручает епископ. И какая извращенная идея - когда люди полагают (понятно, по чьему наущению), что это не Церковь их спасает - а они, сохраняя какие-то принципы, облагораживают "плохую" Церковь своим присутствием!
Илья19 октября 2017, 15:12
Вспомним Евангелие: в те времена тоже были "ревнители"-фарисеи, и "либералы" - саддукеи, стремившиеся к интеграции в Европу и отрицавшие воскресение мертвых. От последних в памяти остались лишь дурацкие вопросы, которыми они пытались подловить Спасителя. А фарисеи предали Его на смерть, заслужив перед этим множество грозных обличений, и именно их традиции легли в основу дальнейшего развития иудаизма. Но, с другой стороны, мы знаем, что из фарисеев вышли и апостол Павел, и Никодим и т.п. Фарисеи действительно имели горячую веру, но будучи направленной не в ту сторону, она ведет к погибели.
Сергей19 октября 2017, 14:59
На мой взгляд "непоминовение" это латентное(скрытое) признание давлеющего над личностью "суперавторитета". Это подсознательное суперпоклонение. Экуменизм, конечно штука плохая, но милостью Божией, серьёзные границы не нарушены. Есть масса канонических нарушений, но они были всегда. Вот если Собор отменит каноны - стоит задуматься. И Патриарх и архиереи это люди, а не ангелы. Они такие же наши братья во Христе, со своими немощами и слабостями. Если тебе "открылись" их грехи, то разве это не повод усиленно молиться о них? С Патриархом Варфоломеем и Афоном всё несколько сложнее, чем пишет автор. Старообрядчество было во многом право, но увы, раскол привёл к дроблению - это поразительно.
Агния19 октября 2017, 14:23
Даже Апостол Павел снисходил к своим Церквям, отправляя массу посланий во все концы "вселенной" с разъяснениями и увещеваниями. В то время дело это было долгое и хлопотное. Тем не менее любовь и забота о братьях во Христе не позволяли оставлять их в недоумении или спорах. Сегодня письма отправляются в один клик мыши. Однако чада Божии остаются в растерянности и тщетных попытках достучаться до Патриарха. Взять всеми любимого владыку Лонгина (Жар), с какими слезами он увещевал ответить ему на те вопросы, которые на сегодняшний день терзают тайно сердце каждого христианина. Дождался он??? Кроме окрика сверху:"молчать"! Печально очень. В раскол конечно не пойдем...Но и молчанием предается Бог.
евгений19 октября 2017, 13:38
Спасибо,что затронули эту проблему. Судя по всему,она становится все более опасной. У меня самого товарищ после посещения Афона и общения с некоторыми старцами(?)стал избегать Храмов,где батюшки поминают Патриарха. В результате причащаться стал крайне редко,даже Пасху пропустил. Аргументов никаких не воспринимает,точно зомби. Избави,Господи,Церковь Русскую от этой напасти+++++++++++++++++++++++++++++++
Анна С.В.19 октября 2017, 13:38
У нас Слава Богу,нет на приходе непоминающих,но я читала про это явление.Люблю всем сердцем Святейшего Патриарха Кирилла,многая и благая ему лета также как люблю Святейшего Патриарха Алексия второго,Царствие ему небесное.Хотелось бы сказать непоминающих и отвергающим священноначалие,не отвергать надо а молиться за них.Патриарху тяжелее в миллион раз достаётся от дьявола ,чем священникам и тем более мирянам,надо понимать что Патриаршество это очень тяжёлый крест,не пинать надо Патриарха или Епископа,если он вдруг падает или совершает грехи,как любой смертный человек,а молится чтоб Бог помог ему преодолеть грех, и дальше трудиться на благо Церкви.
Алексей19 октября 2017, 12:48
Церковный раскол на Руси стал следствием реформ Патриарха Никона. "Написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада" (Мф. 26:29). Нам доподлинно неизвестны мотивы, которыми руководствовался Патриарх - выдвигается очень много версий, но последствия налицо. Рана, нанесённая Церкви до сих пор не залечена. Есть ли надежда на восстановление полноты Русской Православной Церкви, к которой призывал Иоанн Златоуст?
тамара19 октября 2017, 12:17
Самое страшное,когда расколы идут по вине самих священников,которые,наоборот,должны сплачивать воедино.Как же тогда Символ Веры????И всем епископам надо быть более бдительными,смотреть ,чем дышат батюшки на приходах,ересь истреблять на корню...Простите меня грешную за такие слова...Храни всех,Господи,и церковь нашу единую и Апостольскую, и наших иерархов, и всех православных христиан.
Николай19 октября 2017, 10:08
В Одессе существует Русская Зарубежная ЦерковЬ не присоединившаяся к РПЦ МП. Близко знаком с людьми с которыми не один год ходил в РПЦ МП. Хочу добавить что после их ухода к зарубежникам они ведут себя, как зомбированные. А при общении с их пастырями складывается впечатление,что у них явно выраженная профессиональная деформация. И если им приводишь в пример выдержки из писания Римлянам 16:17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;реагируют болезненно.Вывод один шествовать – царским путем и как говорят в Одессе (У каждого Додика своя методика) Многомилостивый и Всемилостивый спаси и сохрани всех нас.
Наталия Ростова19 октября 2017, 10:04
Слава Богу! Наконец-то поставили эту тему. Уму непостижимо, но в нашем главном Кафедральном Соборе города, есть группа "благочестивых" христиан, которые призывают всех не молиться за нашего Патриарха! Самое главное,что свои высказывания и лживые домыслы, они разносят по другим храмам, и на это ведутся многие люди, и особенно новоначальные. Не помогают никакие увещевания, разговоры, убеждения, ссылки на учения Святых Отцов..Ничего не помогает, они упёртые в своём мнении!Своего Патриарха я очень люблю и уважаю.Достаточно посмотреть док.фильм о нем "Патриарх", снятый к его 70-ти летнему юбилею. И если человек неглупый посмотрит этот фильм,то многое поймёт.Божьего благословения нашему Патриарху!
Vika19 октября 2017, 09:45
Как точно : "«Церкви грозят две опасности, ‒ пишет известный греческий автор, архимандрит Епифаний (Феодоропулос), ‒ с одной стороны, приводимый в движение диаволом экуменизм, а с другой – душепагубный фанатизм, который в конце концов ведет к ужасным богохульствам и ересям и затемняет истину. Да убоимся этих зол, и да минуют они нас. Не будем уклоняться ни направо, ни налево, но шествовать – царским путем».
mila toll19 октября 2017, 06:49
Господи помилуй нас от греха сего , лучше проще и простее простеца быть- читать и читать то что нам положего по прaвилу .... я так же продолжаю креститься с поклоном при поминании о здравии всех наших выше стоящих Отцев церкви , хотя у нас почему то когда батюшка или дьякон зачитывает а народ стоит и не крестится
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×