«Не плачь»

Возможно ли пережить смерть своего ребенка

«Полезен плач, растворенный упованием на Бога:
утешает душу, смягчает сердце,
отверзает его ко всем святым,
духовным впечатлениям»
свт. Игнатий (Брянчанинов).

    

«Поплачь»

Перед священником лежала девушка. Очень симпатичная девушка, вернее сказать, даже девочка лет четырнадцати. Она лежала в гробу в церкви, и священник готовился ее отпевать. Рядом стояли ее родители и рассказывали. Несчастный случай. Говорили, что Оля вместе с мамой и сестрой-близняшкой переходили железнодорожные пути, и она чуть отстала. Ее наушники почему-то в это время были у нее в ушах, а машинист не успел вовремя затормозить… Священник слушал слова матери, и ее боль передавалась ему. Как будто ком стал в его горле, а ему ведь еще надо было сказать слово утешения родителям и всем присутствующим и самому спеть отпевание за неимением хора. Священник выдержал паузу и начал говорить…

Нам надо произнести: «Поплачь», обнять человека и поплакать вместе с ним

Нет глубже раны и сильнее боли, чем рана и боль потерявшего своего ребенка. Еще вчера он, полный жизни и энергии, стоял перед тобой. Он был во многом отражением тебя самого, а его жизнь вплетена в твою, как ленты вплетают в косы. Поэтому его радости и скорби были твоими радостями и скорбями. И вот теперь он лежит перед тобой, безжизненный и холодный, унося за собой в могилу, кажется, и твою жизнь. Перед человеком, которого настигла такая беда, встает непростая задача ‒ все это пережить, не потеряв смысл жизни, не потеряв душевное и физическое здоровье, не отчаявшись. А перед людьми окружающими стоит очень важная христианская задача ‒ утешить и поддержать раздавленного горем человека. Ой, какая это непростая задача! Поначалу вообще «удобее молчание»: слова необдуманные, поверхностные рискуют не только быть брошенными на ветер, они рискуют даже ранить человека. Припоминается случай, рассказанный митрополитом Антонием Сурожским, о том, как молодой священник отпевал отрока. Перед отпеванием, обращаясь к матери мальчика, он совершил, наверное, оплошность, сказав: «Как я вас понимаю!» На что мать ребенка резко ответила: «Не лгите! Вы не можете понять мать, опускающую в могилу своего ребенка! Вы никогда не переживали ничего подобного, и желаю вам, чтобы никогда и не пережили». Как верно подмечено! Действительно, человек, не имеющий подобного опыта, просто не может погрузиться в глубину горя, потрясшего родителей, и из этой глубины сказать слово назидания, которое могло бы тронуть. Мы, подобно Христу, не можем сказать матери: «Не плачь», ибо Слово Божие тотчас по произнесении этих слов иссушило источник беды, воскресив ее сына. Слова «не плачь», обращенные Христом к наинской вдове, означали: «Не плачь, ибо причину твоей скорби я сейчас упраздню». Нам же, грешным и не обладающим никакими духовными дарами, напротив, надо бы произнести: «Поплачь», ибо плач способен немного и ненадолго, но все же успокоить боль; надо бы обнять человека, посидеть и поплакать вместе с ним. Вот что надо поначалу. А вот потом, уже чуть позже, когда рана хотя бы перестанет кровоточить и глаза пообсохнут, можно вместе попытаться осмыслить эту смерть, осмыслить по-христиански, ибо в христианстве есть попытки такого осмысления.

Почему?

Бог, определяя момент смерти человека, заботится о том, чтобы человек достиг вечной жизни

Когда по долгу службы мне приходится посещать кладбище, а это происходит, разумеется, регулярно, меня всякий раз посещает ощущение того, что в последние пару десятилетий изменилось отношение смерти к молодости. Смерть с каким-то азартом полюбила молодую жизнь и вовсе уже не считается с годами. Или считается, но по-своему: ей как будто неинтересны те, кто приходит к ней по естеству, но зато она с упоением стремится к тем, кто едва-едва начал жить. На современном кладбище молодых и маленьких землян едва ли не больше, чем возрастных, не так ли? И для этого, безусловно, есть объективные и субъективные причины. Помолодели болезни: экология окружающего нас мира подарила болезням эту молодость. Деградирует отношение к жизни и здоровью, особенно среди молодежи: это безумное поветрие – безответственность по отношению к своей и чужой жизни – плодит в нашем обществе всех этих рисковых селфистов, руферов, зацеперов и прочих экстремалов, которым жизнь как будто и не нужна. Вообще, в силу подобной безответственности чрезвычайно усиливается фактор внезапности смерти: гибнут под колесами, гибнут от «колес», гибнут, попавшись на крючок «социальных» сетей. Да, еще патологическая жестокость современного человека вносит свой «вклад» в депопуляцию нации: убить могут просто за сделанное замечание, за неудачную стрижку, за телефон, которые лежит у тебя в кармане. Однако все эти причины ранней смертности носят все-таки внешний характер, и помимо них есть еще причины глубоко духовные, относящиеся к участию Промысла Божия, соблюдающего всякого человека. Бог, определяя момент смерти человека, заботится прежде всего о том, чтобы человек достиг вечной блаженной жизни. Помочь человеку пережить смерть ребенка, смириться с ней может лишь осмысление возможных причин смерти в контексте вечной жизни. «Мой ребенок не умер, он жив! ‒ вот первая радостная мысль, которую доносит до родителя христианская вера. ‒ Оказывается, я не потерял его, но временно с ним расстался. Это, конечно, горькая разлука, но тем радостнее будет потом встреча. И она обязательно состоится!» Вот та предпосылка, от которой могут отталкиваться наши дальнейшие размышления о ранней смерти. Почему ранняя смерть как явление встречается в нашей жизни, и встречается, как нам кажется, слишком часто? Почему Бог забирает еще только расцветшую, а иногда и вовсе еще не успевшую расцвести жизнь? Не срывают же с цветка бутон, не успевший толком расцвести и порадовать всех своим благоуханием?

Каждого человека Бог забирает из этого мира в наиболее подходящий именно для него момент

Ответы на подобные «почему» мы, христиане, можем найти лишь тогда, когда признаем, что далеко не все доступно нашему рассудку, и обратимся к разуму Церкви. А Церковь в таких случаях указывает нам, как на свет в конце тоннеля, на Божественное Всеведение. Указывает на Бога, Который знает, когда лучше забрать человека, с точки зрения его вечной жизни. В рассуждениях отцов и учителей Церкви общим местом является утверждение о том, что каждого человека Бог забирает из этого мира в наиболее подходящий именно для него момент. Вот как на вопрос «почему Бог попускает, чтобы умирало так много молодых?» отвечает преподобный Паисий Святогорец: «Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом – так, чтобы спасти его душу»[1]. Здесь сделаем оговорку. Конечно, преподобный Паисий таким образом не говорит о спасении всех людей, он говорит о том, что Бог саму смерть использует во благо человеку, для которого спасение еще возможно. Происходит это многоразличным образом: «Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы спасти. А других – тех, что ведут греховную жизнь, но имеют расположение сделать добро, Он забирает к Себе до того, как они успевают это добро сделать. Бог поступает так потому, что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им представилась для этого благоприятная возможность. Т.е. Бог все равно что говорит им: «Не трудитесь: хватит и того доброго расположения, которое у вас есть». А кого-то еще – очень хорошего Бог забирает к Себе, потому что в Раю нужны и цветочные бутоны»[2].

В вопросе смерти младенцев, детей и вообще нравственно чистых еще юношей или девушек мнение отцов также сводится к мысли о том, что Бог забирает их, зная, что в будущем они могут вести греховный образ жизни, потерять чистоту и лишиться вечной жизни. Вот как утешает святитель Феофан Затворник мать, скорбящую из-за смерти своей добронравной дочери: «Дочь умерла – хорошая, добронравная. Надо говорить: слава Тебе, Господи, что убрал ее поскорей, не дав ей впутаться в соблазны и обольстительные утехи мира. А вы скорбеть – зачем Бог избавил ее от этих увлечений и взял ее в Царство Свое святое чистой и непорочной. Выходит, лучше было бы, если бы она выросла, пустилась во все тяжкие, что ныне очень недивно, особенно для таких симпатичных, какою, как говорите, была почившая. Вот мудреная мать, жалеющая, что дочь спасена, а не погублена»[3].

Бывает, что Бог посылает ребенку смерть, желая избавить его самого и его близких от более тяжкого креста. Многим известен хрестоматийный пример из жизни декабриста Рылеева, рассказанный когда-то прп. Варсонофием Оптинским. Пример этот замечателен своего рода откровением Божиим о возможной причине младенческой смерти. Мать декабриста рассказывала прп. Варсонофию о том, что ее сын тяжело заболел в возрасте трех лет. Все говорило о его скорой кончине, и она, не желая с этим мириться, упала на колени перед ликами Спасителя и Божией Матери и жарко, горячо, со слезами молилась. В ответ она услышала: «Опомнись, не проси Господа о выздоровлении ребенка… Он, Всеведущий, хочет, чтобы ты и сын твой избежали будущих страданий. Что, если нужна теперь его смерть? Из благости и милосердия Своего Я покажу тебе его будущее – неужели и тогда будешь молить о его выздоровлении?» И ей был показан весь его жизненный путь. Проведенная видением по разным комнатам, которыми обозначались жизненные этапы его сына, она, остановившись перед последней комнатой, услышала грозный оклик: «Одумайся, безумная! Когда ты увидишь то, что скрывается за этим занавесом, будет уже поздно! Лучше покорись, не выпрашивай жизнь ребенку, теперь еще такому ангелу, не знающему зла». Но она лишь прокричала в ответ: «Нет, нет, я хочу, чтобы он жил». Задыхаясь, она поспешила за занавес. Он медленно стал открываться, и она увидела виселицу, на которой суждено было быть повешенным ее сыну. После видения ребенок быстро стал поправляться, и мать вскоре забыла об открытом ей в видении…

Все, что Бог ни делает по отношению к нам, делает для нашей пользы

Все, что Бог ни делает по отношению к нам, делает для нашей пользы. И нашу смерть Владыка жизни и смерти также использует нам во благо. Направление воли человека, его душевное состояние – область, достаточно закрытая не только для близких человеку людей. Она недостаточно ясна и самому человеку. Лишь Бог вполне зрит и оценивает наше состояние и делает верные выводы. Щадя человека, Бог может забрать его в период расцвета сил, дабы непреодолимый груз грехов будущего не отнял у него и последнюю надежду войти в жизнь вечную. Об этом говорит преподобный Паисий Святогорец: «Когда мне говорят о том, что какой-то юноша умер, я скорблю, но скорблю по-человечески. Ведь, исследовав вещи глубже, мы увидим, что, чем взрослее становится человек, тем больше ему надо бороться и тем больше у него накапливается грехов. Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше – своими попечениями, несправедливостями и тому подобным – они ухудшают свое состояние, вместо того чтобы его улучшить. Поэтому человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или юности, больше приобретает, чем теряет»[4].

Понять и открыть причину ранней смерти каждого отдельного человека невозможно. Это тайна, сокрытая в глубине Божественного Всеведения и недоступная для нашего рассудка, по крайней мере в земной жизни. Не нужно пытаться проникнуть в эту тайну: подобные попытки, оставаясь бесплодными, могут довести человека, потерявшего своего близкого, до сильнейшей печали и даже до отчаяния. Лучше в свете веры в Бога постараться осмыслить эту потерю, ибо только сердце верующего человека однажды, в тихую минуту грусти, сможет услышать утешительную весточку: «Не плачь, твой любимый со Мною».

[1] Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Т. 4, М., 2005 г., с. 292.

[2] Там же, с. 292.

[3] Алфавит духовный. Избранные советы и наставления свт. Феофана Затворника. М., 2009 г., с. 269

[4] Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Т. 4, М., 2005 г., с. 291‒292.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Не скорбите, якоже и прочии не имущие упования» (1 Фес. 4: 13) «Не скорбите, якоже и прочии не имущие упования» (1 Фес. 4: 13)
Митр. Лимасольский Афанасий
«Не скорбите, якоже и прочии не имущие упования» (1 Фес. 4: 13) «Не скорбите, якоже и прочии не имущие упования» (1 Фес. 4: 13)
Митрополит Лимасольский Афанасий
Почему Бог-Любовь попускает смерть? Почему и зачем страдают праведники и святые? Связана ли ранняя или мучительная кончина с грехами почившего? Каков смысл скорбей в этой жизни? И как мы можем избавиться от смерти?
«Какая такая смерть?» «Какая такая смерть?»
Мария Панишева
«Какая такая смерть?» «Какая такая смерть?»
Рассказ
Мария Панишева
Если Господь забирает ребенка к Себе, что делать нам? Смиряться? Молиться? Отвоевывать его у Господа?
Шесть историй о таинстве смерти Шесть историй о таинстве смерти
Нина Павлова
Шесть историй о таинстве смерти «Трижды бывает дивен человек»
Шесть историй о таинстве смерти
Нина Павлова
Умерла Степанида в 106 лет – во сне с улыбкой на устах. Я рассказала батюшке о ее блаженной кончине, а он велел записывать истории о смерти разных людей. Вот и записываю.
Комментарии
р.б.Нина15 ноября 2017, 19:25
Неимоверное, неописуемое горе,неподвластное никакому увещеванию!Утрата ребенка... В старинных биографиях множество примеров,которые просто не укладываются в современной суетной голове.Вот бабушка М.Горького родила 18 детей ,а похоронила 15.И как то по-другому относились тогда к смертям:"Бог дал,Бог взял" Не только в России детская смертность была высока.В семье композитора Шуберта было 14 ,выжило 5 детей. Но реакция какая ? Молились ... У Достоевского умерли дочь и сын. Он поехал после смерти сыночка в Оптину пустынь осмыслить духовно и встретился там с о. Амвросием... Царствие Небесное всем почившим деткам !Ангелочки все , все молитвенники за маму и папу на небесах!+
лина15 ноября 2017, 07:25
Отец Дмитрий, прочитала Вашу статью. слёзы душат. Десять лет назад на пасхальной неделе не стало нашей доченьки. Было ей всего 22 года. В этом году умер муж. Он перенёс очень тяжёлую операцию, прошел 7 курсов химиотерапии, быстрыми темпами шёл на поправку, анализы и вес стали как у совершенно здорового человека, стал возвращаться к активной жизни, а после 8 химии резко стало плохо, отвезли в реанимацию и через считанные дни спустя ровно десять лет день в день с дочерью в этом году в предпасхальную неделю в состоянии комы он ушёл... Можно ли как-то объяснить такое совпадение ?
Елена Кудина10 ноября 2017, 20:38
ГОсподи! Спаси и сохрани!
Наталья Зырянова 8 ноября 2017, 08:55
Спаси Господи!
Юра30 октября 2017, 13:20
Ивану "Все беды от того, что мы не вопрошаем старших, которые поставлены нами руководить, а пастыри не вопрошают Господа, как надо поступить. Если бы Адам спросил Господа, когда Ева дала ему вкусить плод, то Господь просветил бы его, и Адам не согрешил бы" (прп. Силуан Афонский)
Татьяна30 октября 2017, 00:38
Здравствуйте! Давно пытаюсь найти для себя какое-то оправдание не "преждевремееной' смерти, но деменции, Альцгеймеру, старческому маразму, сумасшествию, когда человек совершенно не адекватен, ум его поврежден. Человек уже не в состоянии осмысливать свои действия, отличать добро от зла. Остается, что жизнь его только искушение для окружающих. А каким же он переходит черту?
Люда Прокопенко30 октября 2017, 00:18
Спасибо,Вам.Никогда еще так просто и понятно не было рассказано о смерти.Это только с Божьей помощью Вам удаётся.Нет слов от эмоций,храни Вас господь.Помолитесь о моём покойном муже Александре,он крёщённый.
Иван29 октября 2017, 04:37
"Александру Пивняк 27 октября 2017, 05:47" Уважаемый Александр, Ваш ответ всё прояснил. Ответ был просто гениален, но был дан не на вопрос Натальи, а на чей-то другой вопрос. Не могу не спросить, Александр, а Вы не знаете, зачем был создан "запретный плод"? И почему первые люди были допущены к нему?
Александр27 октября 2017, 18:20
"Ивану 27 октября 2017, 07:52" Все наши и ваши вопросы по одной причине. И эта причина в отсутствии веры. И даже не только просто веры, которую даже бесы имеют, а в отсутствии самого главного- доверия Богу. Доверия тому , кто создал этот мир и нас с вами. Доверия тому чей умственный потенциал и возможности больше наших не в миллионы или миллиарды раз , а в то количество раз , в ту цифру которую мы не знаем.
Иван27 октября 2017, 07:52
Хотелось бы получить ответ на вопрос, который задала Наталия (23 октября 2017, 14:33).
Александр Пивняк27 октября 2017, 05:47
Наталия23 октября 2017,14:33 "Каждого человека Бог забирает из этого мира в наиболее подходящий именно для него момент".Для чего было дано "разгуляться" Нерону,Гитлеру,Пол Поту,серийным маньякам и им подобным?Почему их не забрали "вовремя",а было попущено и море зла совершить,и свои же души загубить этими злодеяниями?Если следовать указанной фразе,то лучшим моментом ухода таких людей из мира был момент до начала совершения ими всех злодеяний.Но этого же не было сделано.Как это правильно понять? Ответ на этот вопрос такой же как и на вопрос почему первые люди не были уничтожены Богом сразу после вкушения запретного плода?Наверное потому,что иначе не родились бы такие хорошие люди как Наталия
Юра26 октября 2017, 11:26
Анна24 октября 2017, 15:10 Анна, врач и мать - это совсем не одно и тоже. Простите. P/S: в Грозном в 95 на "нейтралке", простреливаемой снайперами и пулеметами, остался раненный мальчик-спецназовец. Наши ребята не могли ничем ему помочь. Другой мальчик-срочник, возлюбив своего брата и возненавидев смерть с той стороны, бросился под пули и вынес раненного. Бог не попустил им пострадать; оба вернулись домой целыми. Разве это не святость? (я не был на войне, но знаю тех, о ком пишу) Простите, пожалуйста :)
Татьяна Ковтунова25 октября 2017, 16:23
Тяжелая тема. Даже Иисус горько оплакивал потерю близких. Плачьте с плачущими, радуйтесь с радующимися. Горечь потери близких нужно разделять. Мой брат ушел из жизни этой весной. Моя мама очень тяжело пережила потерю. Да и я тоже. Не могу передать, что я пережила. И думаю еще долго буду ощущать боль потери. Что говорить о маме? Пусть Господь хранит всех вас и ваших детей
Мария25 октября 2017, 00:48
а мне после трагической гибели моего сына все слова про милосердие и "дает по силам" кажутся просто словами ни о чем. у меня НЕТ сил жить с этим и чему-либо радоваться. а ведь от меня требуется в этой ситуации еще и славить Бога, благодарить его...в храм я больше не хожу, а если б ходила - должна была бы каяться в унынии. то есть снова априори подразумевается, что я унывать не имею права, я должна быть благодарна за тот ад, в который превратилась моя жизнь. и, знаете, пока это не случилось со мной, мне тоже казалось, что это нормально, что дети тоже умирают - забрал Господь, значит так надо. в теории это довольно легко.
Анна24 октября 2017, 15:10
Юрию. Я врач, раньше работала в реанимации, моя мать, педиатр, долго работала в детской реанимации, рассказывала много о своей работе. И матери по разному себя ведут в тяжком горе, кто-то всех проклинает, желает смерти другим детям, разве такие матери любят своих детей больше, чем другие? И кто говорит их устами в таких случаях? Вы приводите в пример любовь Святых ко Господу, а это врядли можно сравнивать.
Любовь Гильманова23 октября 2017, 20:53
Спаси, Господи!
Юра23 октября 2017, 18:02
Анна23октября2017,14. Иногда человек находится в таком состоянии, что не может поступиться и малым требованием совести и ВЫПОЛНЯЕТ ВСЕ, не взирая на лица и опасности. Примеров много и в Библии и в истории Церкви: Св. Иоанн Креститель так сильно любил Господа, что не усомнился сказать ненавидящим Господа церковным деятелям: "порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?"(Мф.3,7); Свт. Николай Чудотворец так сильно любил Господа, что не усомнился ударить еретика Ария по лицу... И эта настоящая мать так сильно любила своего сына, что не усомнилась обличить пустоту и лицемерие священника. И, верю, в этот момент ее устами говорил Сам Господь
Наталия23 октября 2017, 14:33
"Каждого человека Бог забирает из этого мира в наиболее подходящий именно для него момент". Для чего было дано "разгуляться" Нерону, Гитлеру, Пол Поту, серийным маньякам и им подобным? Почему их не забрали "вовремя", а было попущено и море зла совершить, и свои же души загубить этими злодеяниями? Если следовать указанной фразе, то лучшим моментом ухода таких людей из мира был момент до начала совершения ими всех злодеяний. Но этого же не было сделано. Как это правильно понять?
Анна23 октября 2017, 14:18
Отец Дмитрий, спасибо большое за такую глубокую и утешительную статью! Только один момент поразил в рассказе о женщине, которая резко ответила священнику, когда он пытался ее утешить, пусть и не умело, ответив: "Не лгите...". А ведь бывают и гораздо страшнее беды, когда от несчастного случая погибают все дети и муж, и другие близкие,и нет никого рядом, кто хотя бы просто посочувствовал, сказал хоть какое-то доброе слово, предела человеческому горю нет, и так резко отвечать на любое утешение наверное нельзя.
Людмила23 октября 2017, 13:57
Слава Богу за все! Спаси Господи о.Димитрия.
natalja23 октября 2017, 13:26
Очень тяжело терять близких людей, и только Господь подает утешения по молитвам нашим, а без БОГА я впала бы в тяжелейшее отчаяние. За все благодарю ГОСПОДА!!!!!!!
Людмила Кожина23 октября 2017, 13:04
Говорят "время лечит", а у меня наоборот. Может так у всех, кто теряет ЕДИНСТВЕННОЕ ДИТЯ? Спасибо большое за прекрасную статью!
Ульяна23 октября 2017, 11:17
Как ни тяжело, все же можно принять то, что Бог забирает детей и молодых людей для их же спасения. Но совсем мне мучительно непонятно, почему ещё они иногда подвергаются тяжелым страданиям: издевательствам, насилию и т.п. Как это можно объяснить с точки зрения спасения?
Евгения22 октября 2017, 22:01
Пожалуйста, помолитесь о здравии бол.мл.Георгия. Болезнь не отступает месяц. Господи, даруй нам терпения и сил пережить это испытание.
Наталья Богоявленская22 октября 2017, 21:27
А я пытаюсь разгадать другую загадку: почему Господь сохранил мне жизнь (земную), в то время как по всем статьям я должна была погибнуть? Тридцать лет назад на Нижней Волге я находилась в лодке, через которую на бешеной скорости промчалась моторка с пьяными мужиками, причём проломила именно то сиденье, на котором сидела я. А в результате я осталась не только жива, но и абсолютно невредима. Значит, был у Бога какой-то промысл обо мне. Но выполнила ли я его? Да, я пришла к вере, а в ту пору была атеисткой. Да, уже тогда всем свидетелям было понятно, что произошло чудо. Но насколько близко подошла я к замыслу Божию обо мне? Этот вопрос мучает меня в последнее время, и чем дальше, тем больше.
Marta247922 октября 2017, 17:47
Люблю читать статьи в pravoslavie.ru. Всегда чему-небудь да научусь, или придет ответ на заданный мысленно вопрос. И на душе спокойно становится. Благодарю, Господи!
Игорь22 октября 2017, 17:43
Буквально несколько дней назад смотрел ко телеканалу "Спас" передачу "Вопросы священнику" (как-то так называется). К сожалению не запомнил имени батюшки в студии, но врезался в слух его ответ одной верующей. Когда та произнесла фразу "...когда я буду лежать в могиле...", батюшка ее поправил - "в могиле будет лежать ваше тело, а не вы. Почувствуйте эту разницу". Не в глаз, а в бровь. Что повсеместно наблюдается при "пробе" человека на смерть, что усопшего, что хоронящих его - в Бога верят все, но Ему никто.
22 октября 2017, 15:02
Надо чаще бывать на кладбище и глядя на памятники и кресты,думать-ведь они все живы! Спаси Господи,р.б.Марина
Марина22 октября 2017, 12:25
СПАСИ ГОСПОДИ о ДИМИТРИЙ за НАСТАВЛЕНИЕ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ДЕЛАХ И ВАШИМ БЛИЗКИМ!!!ПРОСТИ нас ГОСПОДИ и ПОМИЛУЙ!!!
р.Б. Сергий22 октября 2017, 11:33
Интуитивно приходил к такому пониманию.Но, только интуитивно. Спасибо,отцу Димитрию Выдумкину, за этот материал,упорядочивший мысли об уходе из этого мира в жизнь вечную !
Юра22 октября 2017, 10:34
Спасибо! Человечно и милосердно... Слава Богу за статью!
тамара22 октября 2017, 00:11
Очень тяжело понять разумом смерть близкого человека,просто невозможно,но надо.Ведь душа его жива,и встреча эта ещё состоится с ним в жизни будущей..Храни всех ,Господи.Только Господь один на свете жизнь даёт,и жизнь забирает!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×