«Хотели взять церковь в свои руки»

Памяти 13-ти реполовских новомучеников

Примерно в 1935–1936 годах из Самарово (ныне Ханты-Мансийск) в Реполово (Ханты-Мансийского района) прибыл товарищ Сидоров для проведения собрания «по отделению Церкви от государства». Верующие – супруги Сургутсковы, Чемагина, Худяков, Петров и другие – кричали, что не отдадут церковь. Собрание было сорвано. Докладчика даже пытались поймать и побить сыновья Сургутсковых и Худяковых…

Храм Иоакима и Анны с. Самарово Храм Иоакима и Анны с. Самарово
    

Эти показания даст тот самый докладчик в 1960 году. Когда-то он, еще до революции, в 1916 году, был выслан в Реполово под негласный надзор полиции за действия, связанные с борьбой против Церкви. «Кровавый» царский режим, как убеждали нас десятилетиями, был способен разве что сослать неблагонадежного. Всех участников того собрания – всего 13 человек, уроженцев и жителей Реполово – расстреляют в 1937 году. Только за то, что осмелились выступить в защиту Церкви.

Потом при пересмотре дела, уже после смерти Сталина, юристы напишут: практически все «подельники» – «члены контрреволюционной группы» – были люди неграмотные (нередко вместо подписи ставили плюсики или отпечатки пальцев); кроме того, практически все они на момент ареста были стариками. Что есть такой термин «контрреволюционная деятельность», возможно, и не слышали. Один из допрашиваемых, Кузьма Копылов, на допросе 21 августа 1937 года так и ответил: «Людей мы в свою группу церковников вербовали для того, чтобы скорее открыть церковь, а на счет вооруженной подготовки у нас и разговоров не было». Дмитрий Иванович Петров в своих показаниях тоже говорил о том, что не знает, вела ли вооруженную подготовку их группа и на какое оружие надеялась. И Ирина Иннокентьевна Самарина, и Вера Степановна Куклина даже не знали, в чем виновны. «Признаю себя виновной, что состою членом контрреволюционной группы церковников, один раз присутствовала на собрании», – даст показания Вера Степановна Куклина. На момент ареста ей, кстати, было 75 лет. Признания однотипны. Люди никак не могли понять, что же сделали они плохого. «Хотели взять церковь в свои руки», – звучит по прошествии десятилетий наивно – и явно с подсказки тех, кто «фабриковал» подобные дела.

Все члены «контрреволюционной группы» – представители раскулаченных и середняков. Все они до революции имели крепкое хозяйство, коров, лошадей, нанимали работников. Сургутсковы, к примеру, занимались ямщиной на пяти лошадях. Вспомним, что село Самарово и создавалось как Самаровский ям. Дмитрий Иванович Петров имел до революции ветряную мельницу. Умели работать и прекрасно понимали, что без взаимовыручки в этих суровых краях прожить невозможно. Сибирский характер – он особый. Немногословные, свободолюбивые, твердые в убеждениях. «Руководителем» группы Николая Петровича Шаламова выбрали не случайно. Он еще в 1932 году был привлечен к уголовной ответственности только за то, что хотел скрыть от следствия, что середняк Сила Николаевич Худяков ловил рыбу и продавал. Он самый последний из жителей Реполово пошел в колхоз. Кто-то из односельчан назовет его тихим, и кличка у него в селе была – Тихоня. Но, как видите, за немногословие, за которым скрывался твердый характер и твердые убеждения, за умение прийти на выручку и ценили его сельчане. Примечательно, что именно по письму сына Николая Петровича Шаламова в 1960 году начнется пересмотр этого дела «церковников».

Эти старики никак не могли понять, в чем их обвиняют. Ведь они всего лишь хотели открыть храм

Есть еще один человек, о котором хотелось бы рассказать особо. Анна Евграфьевна Чемагина. Ее сослали в административную ссылку в юрты Реполовские в 1932 году. За то, что «выполняла религиозные обряды», – сказано в материалах следствия. Она ходила в монашеском одеянии (возможно, и была монахиней) и продолжала выполнять те самые религиозные обряды и в Реполово. Служила молебны, панихиды. Потребность у людей в этом была великая. Из членов «контрреволюционной группы» она была, пожалуй, единственная не местная. Кроме того, и по возрасту младше своих «подельников». На момент ареста ей было 55 лет. Угла своего не имела, шила, вязала, молилась. Всё, что зарабатывала, отправляла «ссыльным попам». И деньги, и продукты. «Свидетель» Викул Кириллович Бардин показывает, что Анна Евграфьевна и Ирина Иннокентьевна Самарина при снятии колоколов с церкви в 1934 году ругались публично, заявили, «чтобы советская власть провалилась». Анна Евграфьевна точно знала, на что идет. Уже побывала на допросах и следствиях ОГПУ. От веры не отреклась. На допросах по этому делу «контрреволюционной группы церковников» никого не выдала. Читаем протокол допроса от 16 августа. Подследственная говорит, что ничего не знает и отвечать на вопросы не собирается. Вновь повторяет то же самое 20 августа. «Руководителя в нашей группе не было. И вы меня об этом не спрашивайте. Больше не буду отвечать». Такая духовная крепость звучит в ее словах, что работники ОГПУ отступили. Больше на допрос Чемагину не вызывали.

В 1960-е годы состоится пересмотр дела. Василий Семенович Борьков из п. Луговской Уватского района даст показания, что это были религиозные старики, часто посещающие церковь, и в народе говорили, что погибли они за то, что защищали свой храм.

Покровская церковь села Самарово. Начало XX века. Покровская церковь села Самарово. Начало XX века.

Время покаяния

Страшные времена. В материалах дела «контрреволюционной группы церковников» есть клеветнические признания Прокопия Ивановича Петрова на… своих родных братьев – Дмитрия Ивановича и Николая Ивановича. Брат на брата, сын на отца… Работая в архивах, невольно обращала внимание на то, как меняется тон и характер свидетельских показаний по прошествии времени – через 25–30 лет: «плохо помню», «не помню», «не знаю, как было точно»… Наверное, это хочется забыть, как страшный сон. Но ведь не забывается. Сегодня уже и доступ к архивным материалам ФСБ ограничен. Опять же, по настоятельным требованиям тех самых «свидетелей обвинения»: боятся огласки. Ни в коем случае не хочу никого обвинять. Время было действительно страшное. Но ведь многое изменилось. Настало время покаяния. И самое трудное, пожалуй, сегодня – признаться в своем малодушии и трусости. И самое, пожалуй, важное…

«Тридцатые годы были самыми тяжелыми и безысходными в истории Русской Православной Церкви. Казалось, не будет конца разгулу циничного безбожия, не будет конца гонениям», – таковы были предощущения и переживания простого верующего русского сердца.

Власти, решив, что с Православием в СССР покончено, к 1940-м годам значительно снизили пыл преследований. Впереди была Великая Отечественная война.

Работая в архивах и музеях, знакомясь с дипломным проектом выпускника Тобольской духовной семинарии Игоря Беззубцева, по крупицам собирая свидетельства того времени, незримо прикоснулась к забытой истории. Со страниц архивных дел со мной заговорили живые свидетели. И защитником истинности их слов выступила уже сама история. Я прожила часть той трудной жизни вместе со всей страной. И поняла, что на многие вопросы жизни сегодняшней можно найти ответы в прошлом. И стала от того старше. Потому что с позиции времени на многое смотришь по-другому.

После статей в югорской газете о репрессиях в ее редакцию пришел очень уважаемый в этих краях человек. Того самого большевистского времени. Он обвинял меня в том, что я пытаюсь очернить историю. А я просто попыталась рассказать о ней без прикрас. Потому что история любого поколения – это история предательств и трусости, подвигов и великого самопожертвования. Это история человека. И его личного выбора перед лицом смерти и перед лицом истории – и перед порогом вечности.

Светлана Поливанова

26 октября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Оставшийся верным Церкви»: священник Александр Мальцев «Оставшийся верным Церкви»: священник Александр Мальцев
Анатолий Олисов
«Оставшийся верным Церкви»: священник Александр Мальцев «Оставшийся верным Церкви»: священник Александр Мальцев
Анатолий Олисов
Следователи ОГПУ «уличали» отца Александра и в «срыве мясозаготовок», и в «разговорах против советской власти». Однако подлинная причина преследований священника была совсем иной.
Мои новомученики Мои новомученики
Марина Завгородняя
Мои новомученики Мои новомученики
Рассказы бабушки Наталии Ивановны
Марина Завгородняя
Сотрудники НКВД сидели в засаде всю ночь, а пришли забирать отца Феодорита, когда он Литургию служил. Ворвались в храм во время службы. Федор, староста, не пускал их в алтарь. Они его вывели, поставили к стене церкви и расстреляли.
География антиминса География антиминса
Марина Бирюкова
География антиминса География антиминса
Марина Бирюкова
В первый раз полчаниновского батюшку арестовали в 1919 году: чекисты на полном серьезе утверждали, что он хранил в алтаре под престолом две бомбы.
Комментарии
Евгений26 октября 2017, 11:35
"...в ее редакцию пришел очень уважаемый в этих краях человек. Того самого большевистского времени. Он обвинял меня в том, что я пытаюсь очернить историю." - творите и дальше и не обращайте внимания, на всех этих трусов и подлецов, ваши статьи просто вгоняют в слезы и укрепляют нас в вере - Господи дай нам веру м силу всех замученных и расстрелянных за веры! А тот бы лучше каяться побежал бы в церковь, а не на разборки с журналистами ходить...стыдоба, тоже мне коммунист великий, прости Господи.
Михаил26 октября 2017, 11:21
Спаси Господи, хорошая статья. Мы ведь так хорошо, в сущности, живем, если и бесимся, то с жиру. Большая часть несчастных людей, которых я знаю, они просто очень многого хотят и горя не знают, от того и плачут. Больных, конечно, не считая.
Иоанна, Болгария26 октября 2017, 11:20
"на многие вопросы жизни сегодняшней можно найти ответы в прошлом" - на самые главные сегодняшние вопросы. Спаси Господи за статью!
р.Б. Сергий26 октября 2017, 11:16
Упокой,Господи,души всех, в богоборческие годы, за веру христианскую пострадавших!
Николай Фамилин26 октября 2017, 10:18
Время покаяния
Юра26 октября 2017, 06:35
Спасибо! БОГ ПОРУГАЕМ НЕ БЫВАЕТ... СЛАВА БОГУ ЗА СТАТЬЮ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×