Главные миссионеры Церкви Христовой

Нашу Церковь часто попрекают тем, что в православных храмах стоят в основном люди старшего возраста. Многим это кажется свидетельством отсталости Православия от реальной жизни, признаком несовременности. Как сказала одна моя светская знакомая: «Мне неинтересна религия старух».

Мне всегда было странно слышать такое мнение. Присутствие пожилых людей в Церкви как раз является важнейшим критерием истинности Православия. Если человек прожил жизнь и пришел в конце концов в храм – значит, это место, где нужно оказаться как можно раньше, для своего же блага. Выбор зрелого человека – это выбор совсем другого качества, нежели, скажем, мнение студента. К этому выбору полезно присмотреться.

Вспоминаю свое воцерковление. Меня привел в Церковь старший товарищ, пенсионер. Вначале я брал у него православную литературу, потом пришел с ним на богослужение. В храме мне объясняли, что делать и как себя вести, престарелые женщины. Именно от наших бабушек я узнавал, для чего нужны свечи, иконы, просфоры, святая вода и все остальное. На клирос меня впервые завела пенсионерка почтенных лет. Она научила уставу, основам церковного пения. Она же договорилась со священником о том, чтобы я пономарил. По сути, эта бабушка ввела меня в алтарь. Потом она исчезла из моей жизни, и я теперь даже не знаю, жива ли она.

Причащался я впервые не в зрелом возрасте, а в детстве, но только один раз. Мне тогда было 4 года. На Причастие водила родная бабушка. В следующий раз я участвовал в Таинстве уже в 23 года, и при подготовке мне помогал все тот же старший товарищ.

В общем, все так сложилось, что до определенного момента по путям церковного бытия меня вели пенсионеры, которые вдруг появлялись в жизни, чему-то учили – и снова где-то терялись. И так ведь было не только со мной, но и со многими другими верующими людьми. Именно они, эти обычные, неинтересные на вид бабушки и дедушки, взяли за руки всех нас, молодых, и привели в храм. Просто они сделали это как-то очень смиренно, незаметно – так, что мы о них тут же и забыли.

Пожилые люди Церкви – это хранители веры и наши главные миссионеры. И их верность храму есть лучшая похвала храму, а вовсе не наоборот.

***

Мы сегодня живем в мире, который болеет пренебрежением к старости

Престарелые люди в храме могут кого-то отталкивать также и потому, что мы сегодня живем в мире, который болеет пренебрежением к старости. У нас старость считается неким предсмертным состоянием, в котором человек перестает быть полноценным членом общества. Старость неавторитетна, она уже часто не вызывает естественного уважения. Например, такое понятие, как красота старости, в современном лексиконе почти отсутствует. Так же, как и отсутствует желание поучиться у пожилых мудрости, перенять опыт и узнать то главное, что поняли они. В этом отношении мусульманские страны, где молодежь встает с лавки, когда мимо проходит старик; где внук или сын могут с благоговением поцеловать при всех руку деда или отца; где нет домов престарелых; где старшего слушают с почтением, а младший говорит только когда разрешит старший, – выглядят сегодня гораздо нравственнее нас.

В нашей жизни господствует культ молодости вместе с рабским поклонением безрассудству юных лет, их бешеной энергии. О том, что молодежь – самая неграмотная и безответственная часть общества, как-то не принято говорить. Даже и сами старики иногда смотрят на молодежь с завистью и восхищением, предпринимая смешные и безуспешные попытки догнать безвозвратно уходящее время. Порой это напоминает символический бег стареющего Янковского за играющими детьми в фильме «Полеты во сне и наяву».

Печально бывает видеть, как иногда старики боятся своего возраста как чего-то мучительного и позорного. Мужчины бегут от преклонных лет в тренажерные залы, женщины в спортзалы и фитнес клубы. Кто-то пытается замазать годы косметикой или скрыть в кабинете пластического хирурга… Между понятным желанием подольше оставаться в силах и нелепыми попытками вернуть улетевшую молодость есть какая-то грань. Кто преступает ее, выглядит трагикомично, – и прежде всего в глазах той самой молодежи, которой он пытается подражать. Если сами пожилые не уважают своего возраста, как будут почитать старость молодые?

Неуважение к старости зачастую провоцируют сами старики также тем, что порой они не способны научить мудрости, ибо не имеют ее. Когда-то я квартировал у пенсионера, который прожил трудную и интересную жизнь. Во время войны немцы угнали его на работы в Германию, потом он вернулся в Союз, выучился, пошел работать, создал семью... Конечно, я спрашивал его, что больше всего запомнилось в немецком лагере, какие случаи были, как он смотрит на саму войну и прочее. В ответ на мои вопросы он всегда рассказывал порнографическую историю своих взаимоотношений с какой-то немкой. Ну и о том, какую вкусную тушенку привезли союзники-американцы, которые и освободили узников лагеря. Вот и все, что он мог поведать с высоты прожитых лет.

***

Ровоам с друзьями Ровоам с друзьями

Лишь Церковь по-прежнему смотрит на старость как на возраст мудрости, духовной зрелости, учительства

Возможно, институту старости в его старом, традиционном понимании суждено выжить только в Церкви. Лишь Церковь по-прежнему смотрит на старость как на возраст мудрости, духовной зрелости, учительства. В Церкви всегда будет существовать старчество, духовное наставничество, уважение к отцовству как таковому.

Священное Писание пропитано глубоким почтением к старости. Ветхозаветные книги часто напоминают о том, что молодость сама по себе неблагонадежна, ибо нуждается в научении и опыте. Пред лицем седого вставай и почитай лице старца (Лев 19,32). Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор 32,7). Третья книга Царств рассказывает печальную историю Ровоама, сына Соломона, который послушался совета молодых друзей и не внял увещаниям опытных наставников, за что жестоко поплатился – произошел раскол Израильского государства (см. 3Цар 12). Для всех времен звучит грозное предупреждение пророка Исаии о том, что может забрать Господь у того народа, который не исполняет волю Божию. Господь отнимет храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца (Ис 3,2), и даст отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними (Ис 3,4), и юноша будет нагло превозноситься над старцем (Ис 3,5). Притеснители народа Моего - дети, и женщины господствуют над ним (Ис 3,12), – озвучивает Господь причину Своего гнева на Израиль. Не станет учения у священника и совета у старцев (Иез 7,26), – предупреждает Творец через пророка Иезекииля о будущих бедах Израиля.

Своего смысла и исполнения старость достигает лишь в духовной зрелости, которая невозможна без опыта встречи с Богом

Библия не только чтит старость, но и показывает, какой она должна быть по замыслу Господа. Не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь - возраст старости (Прем 4,8-9). Венец славы — седина, которая находится на пути правды (Прит 16,31). То есть прожитые годы сами по себе ничего не значат, если не украшаются верою, мудростью, благочестием, праведностью. Да, преклонный век сам по себе требует почтения, ибо всякие седины – отблеск славы Божией. Но своего смысла и исполнения старость достигает лишь в духовной зрелости, которая невозможна без опыта встречи с Богом. И как трагично видеть порой, что за огромным числом прожитых лет не скрывается духовная зрелость, и там совсем нет Бога. И горько думать, что Господь дал кому-то столько времени, а оно было потрачено впустую.

Но нет ничего радостнее общения с ангелами-хранителями наших храмов, благочестивыми бабушками и дедушками! Они являют нам замысел Божий о старости. Вот где видно, что такое смирение, о котором говорил Христос; что такое любовь к храму и благоговение перед святыней; что такое настоящая, выстраданная, неизменная вера. Вот где видна красота христианства! Она светится в них, наших церковных стариках – насыщенных годами, видевших все и на склоне жизни понявших главное. В этих лицах действительно можно увидеть Христа.

***

Любимый мною отец Олег Стеняев как-то говорил своим прихожанам старшего возраста: «Пожилые люди – хранители веры. Если бы вдруг на моих беседах стало больше молодежи, я заподозрил бы себя в каких-то ересях. Потому что молодые просто как мухи слетаются на всякие ереси, это совершенно очевидно. Вы, люди пожилого поколения, вы теперь хранители веры в России… Вы несете знание веры как священную хоругвь. Ваша старость, ваши седины – вот истинное украшение Церкви»[1].

Я совершенно согласен с известным проповедником. Только решусь прибавить еще: пожилые церковные люди не только хранители веры. Они главные миссионеры Церкви Христовой. И за свой путь к Богу я лично им всем благодарен.

Сергей Комаров

31 октября 2017 г.

[1] Олег Стеняев, протоиерей. Беседы на Апокалипсис. Глава 18.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Александр С. 4 ноября 2017, 14:17
Из общения со своими знакомыми знаю, что многих из них от посещения храмов "отшили" такие вот бабушки. Почему бы после службы в проповеди батюшкам не уделять несколько минут тому, как нужно вести себя в храме. Почему этого не делается? С праздником!
3 ноября 2017, 20:22
Откуда взялись эти старики, уж всяко не из дореволюционной России, те уже почили в Бозе давно. Большинство из них действительно, состарившиеся комсомольцы и коммунисты,или просто советские люди и дух нетерпимости в них то же самый, плюс совершенная безграмотность, так что ждать от них знания богословия опрометчиво, зато действительно, суеверий в их среде много и храм мри их преобладании может стать просто клубом, но это, в принципе, не их вина. Ведь часто только в храме они могут себя почувствовать все еще нужными. А тем, кто хочет больше узнать об основах веры, богослужении и прочем советую все таки напрячь мозг и взять в руки книгу.
Ирина 3 ноября 2017, 15:07
И чего тут на стариков многие нападают.Матронушка говорила,что если вам старый человек что-то скажет не так,потерпи.Сами все будем старыми с кучей немощей,никуда от них не денешься,и будет очень обидно слушать от молодых нотации и пренебрежение.
Иван Игнатьев 2 ноября 2017, 19:09
Старух разобрали по косточкам, что им делать в церкви кажется тоже, я не против всего этого, но мне кажется,что лучше бы,если меня в церкви, ввели бы в курс церковных тонкостей, специально обученные люди, назовите их, как хотите и этого требует время и от этого, наши бабушки;- ну ни - как бы не стали хуже. На счет того, что каждый должен сам, своим умом доходить до тонкостей?..., ну не все же такие умники, да и по опыту знаю, читать- это одно, а действии- это другое.
Татьяна Органова 1 ноября 2017, 20:16
Если человек считает, что его молитве в храме мешают окружающие, он никогда не научится молиться. Вспомним Господа нашего, Который, вися на кресте, молился за тех, кто проклинал и смеялся над Ним.
Наталия 1 ноября 2017, 11:36
Спасибо за статью.Низкий поклон нашим бабушкам,выстояли все невзгоды и трудности,сохранили веру и храмы отстояли.У меня всегда друзьями были люди преклонного возраста,хранители веры и нравственноссти.К сожалению в нашем храме молодежь и поздороваться забывает со старшим поколением.Как печально,что уходят наши бабулечки безвозвратно.
Сергей 1 ноября 2017, 08:15
О бабушках...Был я прихожанином старинного храма, с низкими сводами и полной властью бабушек в храме. Как бы не было душно, окна открывать нельзя - свечи задует. Стояли насмерть. Воевал, но терял молитвенный настрой. Весной, ещё отопление не отключили, была парная. Одна из прихожанок скончалась в храме. Священник бегом бежал к ней с Дарами. Вроде успел. Они священникам указывали, куда аналой ставить для исповеди, чтобы их "молитвенные уголки" не трогать. Во время службы, Евангелия - трёп не переставая. Один священник с этим боролся, остальным (включая настоятеля) было всё равно. Зашёл через несколько лет - всё осталось по прежнему и даже хуже. Теперь многие в полный голос стали говорить.
31 октября 2017, 21:35
в храме все зависит от настоятеля а не от бабушек ....
АВ31 октября 2017, 21:27
Дорогие братья и сестры во Христе,не нужно забывать,что "старушками"и"стариками"станут ВСЕ,ну за исключением тех,кто не доживет до пенсионного возраст(простите за банальность), поэтому,посмотрите лучше за тем,чтобы стать примерными(как вы считаете должны быть)старичками и старушками.Проще замечать чужие грехи,чем в себе покопаться,А если заглянуть в себя,то столько грязи можно увидеть,что чужие погрешности покажутся идеально чистыми .Спасибо автору за теплые слова о наших стариках!
Евгения31 октября 2017, 19:31
Автору: Сергей, к сожалению или к счастью, люди, прошедшие войну, плен или лагерь, в большинстве своём не рассказывают о прожитом, не делятся своей мудростью, потому что больно и не нужно об этом говорить. Или отговариваются такими вот непонятными историями об отношениях с немками или воспоминаниями об американской тушенке. С уважением, Евгения
Анна31 октября 2017, 19:06
Меня всегда удивляют претензии к бабушкам - свечницам. Дескать, они ДОЛЖНЫ мне ВСЕ доходчиво объяснить, разжевать и УВЛЕЧЬ! Я понимаю такое негодование лет 25 назад, но теперь, когда полно книг, православных интернет-ресурсов, подобные претензии смешны! Почему-то мы готовы разбираться в моделях телефонов, в особенностях пакетов и тарифов на мобильную связь и во многих других вещах и гаджетах, а отличить Проскомидию от молебна не хотим. Нам это как младенцам в рот должны положить бабушки-свечницы. Может они и сплясать для нас должны?
Прихожанка31 октября 2017, 16:09
Согласна с тем.что бабули не всегда доброжелательны(свечницы)и к тому же мало ,что могут подсказать.В Зачатьевском монастыре в Москве,я была свидетелем,когда бабуля кричала(в прямом смысле этого слова)на женщину прихожанку,за то,что та мало денег положила (как ей показалось)за свечи,которые лежат на пожервование
Наталия Ростова Еще продолжение31 октября 2017, 16:03
Хотелось бы вкратце поделиться личным опытом моей работы в свечном ларьке. Месяц я там работала. Настоятель сказал:" Наталья, ты на передовой.Будет много искушений.Молись.Держись".Я в ужасе!!! Приходят православные и с порога по-хамски себя ведут.Много таких.Они считают,если в храм зашли,значит им немедленно должны постелить красные ковровые дорожки.Спрашивают что-нибудь. Начинаешь спокойно объяснять, тут же перебивают -" что вы мне тут рассказываете! Мне вот соседка сказала...и т.д." А про цены в лавке и прейскурант на требы, вообще за всё виноваты свечницы!!! Ну это другая история. Теперь я очень хорошо понимаю тех,кто работает в храме.Нелегко работать. Но мне понравилось!!! Благодать!
Иоанна_31 октября 2017, 15:51
Сегодняшние "бабушки" в большинстве своём имеют за плечами пионерское, комсомольское, а кто и партийное прошлое, в церковной жизни мало что понимают, но любят поучать, пользуясь своим особым статусом "церковных бабушек". Сейчас у них новая забота: мужчины на Причастие и елеепомазание должны идти вперёд женщин (теперь вот и до Сретенского добрались). Откуда это?! В Москве такого никогда не было!!! Если бы это шло от священства - другое дело, но это идёт от таких вот бабушек и тётушек, которые буквально становятся перед Чашей и "сортируют". Особый случай - украинки, которые уверены, что мы здесь, в России, ничего не знаем и не понимаем, и, если они нас не просветят - так и останемся неучами...
Наталия Ростова Продолжение31 октября 2017, 15:50
И потом, ещё одно моё наблюдение... Была одна знакомая свечница...Я, глядя на неё, поначалу думала - вот,бука, какая, ещё и при храме работает. Молчаливая, без улыбки и каких-то эмоций. Складывалось ощущение, что человек, ко всему равнодушный. А за этой маской, как мне казалось высокомерия, скрывался настоящий молитвенник. Я случайно стала свидетелем очень глубокой, трогательной молитвы со слезами за совершенно чужих людей, которые зашли в лавку к этой свечнице. Она меня не увидела, я стояла молча возле стенда с книгами. Я была потрясена. Поэтому,давайте не судить людей. Господь вразумит неразумных, научит незнающих, поможет ищущим правду.
Наталия Ростова31 октября 2017, 15:41
Прихожанке. Лучше смотреть на цветы,стоящие на столе в вазе, чем на пыль на этом столе...Это так к слову. Несколько лет назад так и было, по поводу свечниц. Сейчас ситуация в корне изменилась. Не знаю, как в деревнях и маленьких городах. Скажу за город-миллионник, в котором живу. Когда меня попросили временно поработать в свечной лавке ( пока одна свечница на операции ), я не думала, что придется доставать с полки свой диплом об окончании курсов "Богословие для мирян". На минуточку,учились мы 2 года и сдавали очень серьёзно экзамены.И только после беседы с настоятелем и внимательном рассмотрении моих оценок по дисциплинам,батюшка разрешил у них поработать.
Прихожанка31 октября 2017, 13:09
Дополнение.Театр начинается с вешалки, а храм для многих начинается со свечниц. Либо малообразованные женщины или девочки без возраста. Никто грамотно не объяснит и не расскажет, не могут человека увлечь, рассказать интересно. Только СпасиГосподи и Богнакажет.Людям страшно в храмы ходить,они думают что мы бьемся головой об стенку целыми днями и Бог нас наказывает и все. Эта вся информация.Дорогие наши батюшки!Посмотрите на все глазами людей, которые просто ходят свечи ставить, не потакая им, но их глазами. Простите за эмоции.
Прихожанка31 октября 2017, 13:01
Иногда старость приходит одна, без мудрости, о которой тут так восторженно написано.Наоборот, бабули в основном малообразованные и добра тоже в них мало.Вечно спорят и слышали бы вы их советы людям.Было бы хорошо если бы в храмах были люди ( возраст не так важен) и объясняли бы что и как далеким от церкви. Сейчас время неверующих христиан.Просто бабушки в храме как в клубе. В основном у них нет знаний о вере, а одни суеверия!Простите, но это так! Я просто однажды не выдержала и вмешалась, когда свечница не могла объяснить женщине какой нужен молитвосло, что все есть и не надо покупать молитвослов матери или воина)))Просто тем , кто давно в церкви, кажется , что все все знают и все хорошо.
31 октября 2017, 12:53
К большому сожалению, таких бабушек, хранительниц Православия, в действительности не более 10 %, а в основном это люди с трудом представляющие что же происходит в Храме во время службы, не говоря о знаниях догматов и чтении Святых отцов. Слишком поздно приходить в Церковь, тоже плохо. Слишком сердце дебело, да и ум не тот. Может быть это только у нас так, может быть, может быть....
Елена31 октября 2017, 12:00
Какая глубокая, мудрая, полезная и добрая статья! Огромная благодарность автору!!!
t.31 октября 2017, 11:14
Какая прекрасная статья. Спасибо.
Наталия Ростова Продолжение31 октября 2017, 09:36
2-е ОН: " Когда мне будет 85, по дому буду твои тапочки искать, ворчать на то, что трудно мне сгибаться. Носить какие-то нелепые шарфы из тех, что для меня связала ты. А утром, просыпаясь до рассвета, прислушаюсь к дыханью твоему. Вдруг, улыбнусь, и тихо обниму... Когда мне будет 85, с тебя пылинки буду я сдувать, твои седые букли поправлять, и, взявшись за руки, по скверику гулять. И нам не страшно будет умирать, когда нам будет 85...." Очень умилительно видеть стариков, нежно поддерживающих друг друга. И особенно отрадно видеть в Храме такие пары. Очень хорошая статья! Спасибо автору.
Наталия Ростова31 октября 2017, 09:23
Есть замечательное стихотворение про старость. Попробую его разместить в два сообщения. 1-е ОНА: " Когда мне будет 85, когда начну я тапочки терять, в бульоне размягчать кусочки хлеба, вязать излишне длинные шарфы...И долго-долго вглядываться в Небо. Когда всё женское, что мне сейчас дано, истратится, и станет всё равно - уснуть, проснуться или не проснуться...Из виданного на своём веку, я бережно твой образ извлеку, и чуть заметно губы улыбнутся..."
Сергей31 октября 2017, 07:38
Всё сказанное верно, но...если бы только такие плоды, приносила старость! Вместе с плодом мудрости, есть листья - занудство, упрямство и "детско - старческий" патологический эгоизм. Не уврачёванные, но сдерживаемые в "сознательном" возрасте страсти, начинают своё буйное цветение в старости. Самоконтроль личности падает (иногда до нуля) и тогда вылезают страшные "подснежники". Из за этого так страшна старость. Она приходит постепенно и незаметно, а окружающие говорят за твоей спиной:"С ним бесполезно разговаривать". Уже невозможно достучаться. К сожалению, очень часто, единственным благим плодом старости для окружающих, становится стяжание терпения, смирения и несения тягот совместной жизни.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×