Бог. Народ. Писание

    

Еду в метро. Рядом садится парень. В руках у него Библия - затертая, зачитанная, с веером разноцветных закладок. Похоже, Бог послал мне протестанта – православные с такими Библиями не ходят. Решаюсь заговорить с ним. О чем спросить? Вспоминаю, что у меня с собой греческий Новый Завет (еду с лекции). Решаюсь на эксперимент: достаю издание Нестле-Аланда, открываю на первой попавшейся странице. Любопытно – поймет ли попутчик, что мы с ним изучаем одну и ту же книгу? Если образованный, должен определить. А если определит, обязательно спросит что-нибудь, и может получиться беседа.

Он бросает взгляд на греческий текст. Глаза округляются. Значит - понял. С изумлением смотрит то на меня, то на книгу. И наконец-то спрашивает:

- Брат, ты читаешь Библию на греческом языке?

- Да.

- А из какой ты церкви?

- Из Православной.

Тут он изумляется уже гораздо больше, чем от греческих букв. Вместе с удивлением на лице появляется разочарование. Понятно, у него разрыв шаблона. Ведь в протестантском представлении православные - дикие идолопоклонники, которые Библии отродясь не читали. Чтобы заполнить неловкую паузу и продолжить разговор, я спрашиваю:

- А ты из какой общины?

- Из «церкви Изумруд».

Пытаюсь дальше вести беседу, но поговорить не удается – ему нужно было выходить на следующей остановке. Я еду дальше, и думаю о Библии и протестантах. И о нас, православных, тоже.

* * *

Почему, если видишь в метро человека со Священным Писанием – это непременно протестант? Почему только у них есть вот такие засаленные, залистанные карманные Библии? Как получилось, что протестанты тратят каждую свободную минуту на изучение нашей книги – нашей, потому что Библия есть книга Церкви, написанная для Церкви - а мы, церковные люди, в большинстве своем считаем это ненужным?

Кстати, многие наши верующие полагают, что читать Библию в транспорте неблагочестиво. Готов спорить с этим. Что лучше – проехать 30-40 минут в вагоне, бессмысленно глядя по сторонам, или посвятить это время исследованию Писаний, по заповеди Христа (см.Ин.5,39)? Если мы хорошо знаем маршрут, и умеем «отключаться» от шума и быстро сосредотачиваться – почему бы не протиснуться в угол вагона и не заняться разбором слова Божьего?

Между прочим, само Писание дает нам пример изучения Писания в транспорте. Книга Деяний рассказывает, как некий большой чиновник, «муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее» (Деян.8,27), возвращался в Эфиопию из Иерусалима, куда он приезжал для религиозного поклонения. Очевидно, эфиоплянин был «прозелитом врат», т.е. человеком, принявшим иудаизм частично, а не во всей полноте – по причине своего скопчества. И об этом евнухе сказано, что он, «сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию» (Деян.8,28). Исследование Писания в транспорте оказалось спасительным для него. Диакон Филипп, услышав чтение (а читали в то время преимущественно вслух), завел с вельможей беседу, в результате которой тот принял христианство.

Мы не заметим у дееписателя какого-либо осуждения евнуха за труд изучения Исаии в транспорте. Златоуст, толкуя это место, всячески хвалит эфиоплянина – в том числе и за его прилежность в познании Писаний даже на колеснице. «Великое усердие его (видно) и из того, что, сидя на колеснице, он читал» - говорит вселенский учитель.

Странное что-то получается. Сектанты из «церкви Изумруд» и прочих общин штудируют и дома, и в метро Библию – нашу Библию, книгу Церкви, написанную Церковью и для Церкви. А мы, церковные люди, в большинстве своем не читаем Библии ни дома, ни в метро, и придумали множество обоснований прямого нарушения заповеди Спасителя об исследовании Писаний. Как то: «нет времени», «это не главное», «без смирения нельзя», «можно впасть в прелесть», «вначале нужно жития святых прочитать», «в простоте надо спасаться», «то для священников», «преподобный Сергий не библеистикой занимался, а молился и поклоны бил», «я лучше у батюшки спрошу» – и прочее.

Увы, за почти три десятилетия церковного возрождения православный народ так и не начал изучать слово Божие. Все призывы современных проповедников полюбить Писание большей частью проходят мимо ушей. Как говорится: «Васька слушает, да ест».

* * *

Как правило, в нашем бытовом благочестии отсутствует обязательная графа о ежедневном чтении Ветхого и Нового Завета. Утренние и вечерние молитвы, к примеру, в нашем распорядке имеются. Еженедельное посещение храма, допустим, есть. Более-менее регулярное участие в Таинствах Исповеди и Причащения тоже есть. И это очень хорошо! Но постоянного изучения Писания – как не было, так и нет. И это очень плохо.

Приезжая в Россию, часто слышу на проповедях, что Россию спасет покаяние и молитва. Живя на Украине, также слышу, что Украину спасет покаяние и молитва. Конечно же, это правильно, тут не с чем спорить. Но нельзя ли прибавить еще один пункт? Какой? Да все тот же – Писание. Бог никогда не оставит нас, если мы будем настоящими христианами. А без изучения библейских книг это невозможно. Как жить правильно, если не знаешь, как следует жить? А как узнаешь, если не читаешь слово Божие?

Недавно пришлось говорить с группой церковных людей о пользе усвоения Библии. Через некоторое время один из участников беседы прислал письмо с благодарностью за то, что после беседы он «наконец-то решился прочитать Евангелие от Матфея». Книжка ему понравилась, намерен осваивать дальше Новый Завет. Правда, у него появились вопросы: «Кто же такой Христос? Бог, или человек?»

Ну и что, скажет кто-нибудь. Все ведь когда-то начинают «с нуля». Да, правда. Только проблема в том, что речь не идет об оглашенном, или только-только преступившем порог храма человеке. Он в Церкви уже несколько лет, регулярно исповедуется и причащается. Горожанин с высшим образованием годами ходил в храм, не читая Евангелия, и даже не интересуясь, Кто такой Христос! И ни от кого не услышал, что необходимо менять ситуацию. И при этом он и молился, и каялся в чем-то – все как положено… И я вот думаю про себя: нет, не только молитва и покаяние нам нужны. Ой, не только...

Кстати, кто у нас называется православным человеком? Тот, кто ходит в храм, исповедуется и причащается. Это главные, общепринятые признаки православного исповедания. Но, господа: а как же мировоззрение? Ведь оно может быть совершенно языческим. Во что верит человек, в чем он полагает смысл жизни, по каким принципам живет – почему-то эти факторы остаются за скобками. И если не уделять время Библии, откуда взяться мировоззрению христианскому?

* * *

Мысль возвращается к протестантам. Они вменяют себе в правило ежедневное чтение Священных Книг, и опущение данного правила считают личным грехом, в котором приносят покаяние перед Богом. Библию они действительно изучают везде – на своих собраниях, дома, на улице, в транспорте. Во многих общинах действует система домашних библейских групп – для обычных прихожан раз в неделю, для служителей два раза. Это помимо разбора слова Божьего на служениях и ежедневной индивидуальной работы над Писанием дома. А ведь у них те же семьи, что и у нас, та же работа, та же бытовая суета. Но они почему-то находят время, а мы нет.

Я не хвалю протестантов в общем, и не ругаю нас в общем. Я хвалю их за то, за что они достойны уважения, и критикую нас лишь за то, в чем мы заслужили критику. Прискорбно, но факт: по нашему нерадению случилось так, что Господь попустил протестантам забрать у нас важнейшую сторону христианской жизни - любовь к Священному Писанию. И увы, они часто оказываются во многом более библейскими людьми, чем мы. Хотя бы в отношении знания Библии, и искренних попыток жить строго по написанному.

Да, они читают, часто не понимая читаемого. Они сыплют цитатами невпопад, не разумеют контекста, не подозревают о существовании двухтысячелетней экзегетической науки. Их толкования примитивны, плоски. Но, друзья – протестанты по крайней мере знают текст. С человеком, который хорошо ориентируется в библейских книгах, можно найти точки соприкосновения, и куда-то двигаться. Он будет понимать с полуслова, угадывать цитату, продолжать начатое предложение и т.д. Он, как говорится, в теме. А у рядового православного, за редкими исключениями, знания текста нет. И, когда речь заходит о Писании, с ним говорить не о чем.

Один батюшка знакомый рассказывал. Приходят, говорит, люди на исповедь, приносят разные проблемы. Искренне желаешь помочь человеку. Откуда брать примеры для совета православному христианину? Из Священной Истории, конечно. Скажем, у кого-нибудь проблемы с завистью и подозрительностью. Начинаешь говорить ему:

- Давай, брат, вспомним историю Саула.

- Саула? Я не знаю никакого Саула.

- А… Ну хорошо. Давай тогда поговорим про Иосифа и его братьев.

- Это, наверно, из Библии? Простите, но я плохо знаком с ней.

- Ну хоть про Иуду ты знаешь?

- Да, я смотрел когда-то мультик. Он убил этого… как его… Авеля, кажется.

И что я могу ему сказать, если он ничего не читал и ничего не знает? – жаловался батюшка. – Ведь у него в мыслях нет ничего, за что я мог бы зацепиться!

* * *

В книге Неемии есть одно яркое место, вообще-то радостное, но я всегда его перечитываю с грустью. Описывая историю возвращения евреев из вавилонского плена, Неемия рисует очень трогательную картину. Осенью, в сезон дождей, евреи собрались в Иерусалиме, который тогда еще стоял в развалинах. Первосвященник принес книгу закона. Когда он взошел на деревянное возвышение и открыл книгу, весь народ встал. Первосвященник благословил Бога – народ ответил единогласным «Аминь» и повергся на землю. Затем священники и левиты начали читать Писание, присоединяя толкование. Евреи безропотно стояли под осенним ливнем, слушали закон – и плакали. Священники утешали их: «день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте» (Неем.8,9). Восемь дней люди внимали объяснению Священных Книг из уст священника и рыдали, а по вечерам праздновали «с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им» (Неем.8,12). Так начиналось возрождение религиозного самосознания еврейского народа.

Я перелистываю страницы книги Неемии, и плакать хочется мне. О, если бы так случилось и у нас! Если бы после семидесятилетнего пленения безбожием весь русский народ пришел, как один человек, на главные площади наших городов, слушал Писание с толкованием от священников, и плакал! Если бы люди собрались на майдан в Киеве не для «революции», а для слушания слова Божьего! Вышел бы Блаженнейший, и произносил бы в микрофон Евангелие, и миллионы собравшихся плакали и каялись в своих беззакониях. Если бы Красную Площадь в Москве заполонили толпы верующих, и пришел бы Патриарх, и читал то же Евангелие, и россияне преклонялись бы на землю и отвечали: «Аминь!» О, если бы! Тогда бы мы жили совсем по-другому, и сам собой решился бы вопрос национальной идеи, народного единства, исторического пути и проч. Но, увы – так уже не будет никогда.

Положим, именно так не будет. Однако все лица этого сюжета остаются: Бог, народ, Писание. Есть большое количество православного народа, и Писание открыто для всех, и «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.3,18). И по-прежнему «все возможно Богу» (Мк.10,27). Так может, пора начинать изучать Книгу Книг, и сделать чтение Библии ежедневным обязательным занятием? Пусть не на площадях, а хоть просто дома, или хотя бы и в метро, если дома некогда?

Тогда можно будет говорить о духовном возрождении в совсем ином качестве, и очень многое у нас поменяется – я в этом абсолютно уверен. Как именно поменяется, увидим. Обязательно увидим, если только начнем исследовать Писания, как повелевает нам Христос.

Сергей Комаров

Источник: Радонеж

30 октября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
олег мараков17 ноября 2017, 14:13
В большинстве своем православные в раннем христианстве возможно были неграмотные, но Господь дал грамотным в руки повседневный инструмент и не пользоваться им думаю неприемлемо для православных.
Владимир Иванов13 ноября 2017, 13:48
Библию обязан читать каждый православный человек в обязательной форме.Иные же могли бы поинтересоваться и тоже прочесть книгу.Когда человек читает то все равно что то откладывается в сером веществе.А даст Бог и на душу.Это уже будет результатом.Только на понятном для него тексте.Будут вопросы-к батюшке.Так и придет человек к Богу.Вот только в наше время суетное и скоростное у многих складывается так будто времени нет.Отговорки...
Ася Бондаренко 8 ноября 2017, 05:37
Я тоже думаю что нужно читать Библию каждый день. Когда начинала читать было тяжело, теперь же не могу без этой Книги, потому что в Ней Истина, Добро, Справедливость, как бы банально не звучало, это как бы заряд положительными чувствами на целый день, тяжело было бы не потерять ориентиры в повседневной суете, если не читать ежедневно Писание.
Светлана Svetlana 7 ноября 2017, 00:20
Все желающие могут успеть присоединиться к проекту "Библия за год" (Миссионерский отдел московской епархии) http://missia.me/bible/
Евгений Лебедев 6 ноября 2017, 18:48
Дело в том, что православный не читающий Библию (только слушаюший чтение в храме) спастись может, а протестант читающий ее каждый день-не спасается. Церковь важнее Библии. Библия может быть даже опасна для человека не сверяющего свое понимание Писания с пониманием святых. И это ярко иллюстрирует пример протестантизма, где непрерывно множатся толькования Писания и разделения среди протестантов.
Алеусандр 5 ноября 2017, 23:49
Чтобы любить и жаждать читать Библию, надо любить Того, кто её написал и знать Того кто нас спас. А административным: "надо читать", ничего не получится.
Георгий 5 ноября 2017, 19:13
Как сказал один батюшка: человек, который регулярно не читает Новый Завет (хотя бы 3-4 раза в неделю), он еще не православный. Не могу не согласиться. Читать Библию надо обязательно, хотя бы на русском, если плохо знаешь церковно-славянский. Не обязательно стоя или коленях, главное читай и сверяй свои мысли с мыслями Св. Отцов
Владислав 3 ноября 2017, 20:31
Р.Б.Нина.- Доброго здоровья ,братья и сестры.... И самое важное :читать по- церковнославянски!!! Это тот целительный язык, на котором Господь говорит с нами!Изучение церковнославянского -лечебный для страждущих душ процесс!!!Вы сможете увидеть всю неполноту текстов на русском и удивительную глубину на славянском. Нина, а как же быть с теми фактами, что Библия была написана сначала на арамейском, потом переведена на греческий и латынь, а с греческого - на славянский? Если Слово Божие не исказилось при переводе с достаточно сложных и не похожих языков (не раз) на славянский (на котором говорила Русь в то время), то почему Оно должно так сильно исказиться при переводе на современный русский?
Ольга 3 ноября 2017, 14:24
В пору своей юности жила и без Бога, и без головы...чувствовала, что всё в моей жизни пусто, холодно, бессмысленно, и это при видимой стороне жизни - как у всех...после смерти мужа Господь привел меня в храм, Евангелие купила случайно)сама, где-то через месяц регулярного посещения богослужений, на которых ничего не понимала, было просто хорошо в храме...открыв эту Книгу, я поняла, что ждала всю свою жизнь этой простоты,этих Слов о том, как жить... я как напилась из чистого родника...мы обращаемся к Богу в молитве, Он говорит с нами через Священное писание...как не читать этих Слов Жизни, Истины, Любви...Помоги, Господи, всем нам почувствовать необходимость в чтении Твоих Слов,слушании Тебя..
Лена 2 ноября 2017, 21:40
Статья очень нужная! Да при нашей суетливой жизни редко у кого бывают условия для благоговейного чтения в тишине. Я сама была в секте, но теперь читаю писание ничтожно мало, хотя считаю это и полезным и необходимым. Да, сложности и ограничения иногда напоминают "бремена неудобоносимые" за которыми мы теряем возможность. Но порой может мы и сами виноваты, ведь на комп и телик время находим, увы!
Ольга 2 ноября 2017, 20:15
Полностью согласна!
Natali Ohrimenko 2 ноября 2017, 14:27
ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСНА С ТЕКСТОМ, НО В ЦЕРКВИ И В КОММЕНТАРИЯХ СВЯЩЕННИКОВ ПИШЕТСЯ, ЧТО К Библии надо подходить благоговейно, читать только в соответствующих условиях (тишина, правильное направление и пр)
Алла 1 ноября 2017, 14:20
Нина, зачем читать на церконославянском, если есть на русском? Это вы уже сами придумываете правила, даже в храмах Библия именно на русском продается. Абсолютно ничего сакрального нет в церковнославянском языке. Библия вообще была написана на иврите и греческом.
Александра Рожненко 1 ноября 2017, 09:38
Слава Богу За все! за то, что мы осознаем себя как православные и хотя бы ходим в храм( Стыдно, когда вдруг общаешься с сектантами или инославными, они знают Писание! Давайте же и мы проснемся и начнем читать, начали уже. Спаси Господи вас за холодный душ! Освежает и закаляет )))
Андрей Воробьев 1 ноября 2017, 09:28
При поездке можно молиться. Я чаще всего так делаю. Хотя если поездка продолжительная читаю Новый Завет с толкованиями в смартфоне. Считаю главное это стремление к Богу. Ведь и чтение Библии и молитва всего лишь средства, но никак не цель.
р.б.Нина 1 ноября 2017, 01:43
Доброго здоровья ,братья и сестры. Перед началом чтения не забыть бы прочитать специальную перед чтением молитву. И самое важное :читать по- церковнославянски!!! Это тот целительный язык, на котором Господь говорит с нами!Изучение церковнославянского -лечебный для страждущих душ процесс!!!Вы сможете увидеть всю неполноту текстов на русском и удивительную глубину на славянском.
Сергей 1 ноября 2017, 00:34
Евангелие дня стараюсь каждый день слушать на телеканале «Союз» или читаю в Православном календаре. Хочу высказать одну мысль, которая меня давно беспокоит: до революции на каждой литургии за здравие Царя молились. Сейчас осталось только – Сугубая ектения : «Еще молимся о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея…Профессор Осипов говорил: во властях и воинстве кого только нет, и мусульмане и атеисты - мы молимся о их душевном здоровье. Ещё второй год читают молитву за «Украину», добавили, потому в православной,братской стране война, кровь. Если бы мы ещё совместно молились за нашего президента Владимира Путина, он же крещёный. православный. От его решений очень многое зависит.
Alexey31 октября 2017, 20:17
Согласен с автором. И с прискорбием отмечаю, что часто на православных форумах верующие в качестве авторитетного мнения верующие ссылаются на слова того или иного святого, не замечая, что все их поучения основаны на библейском тексте, только в иной интерпретации. Так что нужно изучать первоисточник, тогда не нужно будет ссылаться на мнение людей, а во главе всего будет стоять Бог.
Марина Анатольевна31 октября 2017, 14:14
В упомянутом автором "сюжете": Бог,Писание,народ - автор не упомянул главное действующее лицо - священник. А как правильно сам народ выразился: "Каков поп - таков и приход!". Я читала священное писание и до "воцерковления", чтобы знать и понимать кто такой Бог и православие, и что я должна делать, чтобы не по названию быть христианкой. Но сейчас проповеди священников, построенные на подробном разборе текста Св. Писания, я слушаю только на интернет-сайтах о.Дмитрия Смирнова и о. Андрея Ткачева, в церквях моего города на проповедях только и "разговор", что о пьяницах и телевизорах. Слава Богу, подарившему нам интернет!
Fotiniya31 октября 2017, 08:47
Очень удобно слушать в аудиокниги. Я например, слушаю в машине. Так прослушала весь Ветхий завет. И стало горько от того, что если бы я была знакома с ним в мои раннние годы, то и жизнь моя была бы другой.
Ольга Горшенина31 октября 2017, 07:39
Большое спасибо, очень полезная статья! Давно хочу, начать читать, Библию.и обязательно начну!
ВЕРОНИКА31 октября 2017, 02:25
Я православная христианка. Но Библию читаю, считаю, что знать Библию необходимо и нам, хотя бы для того, чтобы иметь представление откуда берет начало наша вера во Христа. И вообще, интересно для своего развития. Так же читаю в метро, по блогословолению батюшки. И Евангелие и молитвы. В транспорте провожу 4 часа- метро, автобусы.Я думаю, что я не одна такая. Но с автором соглашусь, мало читают православные христианскую литературу, и Священные писания. А это просто необходимо. Священникам в храмах надо больше делать акцент на Священном писании и советовать читать пастве! Все почему то думают, что только стоя можно читать и у икон. Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×