Знаменский скит на окраине Дивногорска

    

Глядя на обветшавшее здание на окраине Дивногорска, трудно представить, что когда-то здесь была церковь, прозванная в народе «белой лебедью» из-за окрашенных в светлые тона стен. Перестроенный, лишенный куполов и крестов бывший храм, в котором сегодня находятся мастерские художников, был частью основанного в 1888-м году Знаменского мужского скита. Больше ста лет назад здесь бурлила жизнь – шли службы, молились и трудились иноки, в обитель прибывали паломники со всей России, к скитской пристани причаливали пароходы с грузами и пассажирами. Все это было, кажется, не уж так и давно – в позапрошлом веке… А сегодня неравнодушные жители Красноярского края уверены, что пришло время восстанавливать скит, чтобы в этих святых стенах снова зазвучала молитва и возродилась духовная жизнь.

Из гвардейцев – в иноки

    

– Отцами-основателями мужского Знаменского общежительного скита были Преосвященный Тихон, пятый епископ Енисейский и Красноярский и игумен Филарет, – рассказывает дивногорец Игорь Фёдоров, историк, автор интереснейшей монографию об истории Приенисейских монастырей, многочисленных научных публикаций, книг и учебных пособий. – Отец Филарет был не только основателем, но и строителем и первым настоятелем Знаменского скита. В миру его звали Фёдор Васильевич Васильев, он происходил из крестьян Псковской губернии, был отставным унтер-офицером лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Самый известный однополчанин будущего игумена – великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

Выйдя в отставку, Федор Васильев принял иноческий постриг в строящемся красноярском Успенском монастыре.

«…Желаю до конца моей жизни сознательно и всецело посвятить себя на служение Господу Богу в чине иноческом. К чему я постоянно стремился и о чем очень молил Господа Бога», – слова из его прошения на имя епископа, поданного в 1879-м году.

Духовный путь отца Филарета был прямым. Через два года после пострига он был рукоположен в иеромонахи, затем назначен духовником монастыря, после – казначеем, потом управляющим. В 1887-м утвержден в должности наместника Успенского монастыря. По собственному прошению назначен строителем Знаменского скита, а в 1891 году стал его первым настоятелем. В 1907 году возведен в сан игумена – стал благочинным всех монастырей Енисейской епархии. За усердную службу награжден наперсным крестом от Святейшего Синода и орденом Святой Анны III степени.

– Всю свою жизнь игумен Филарет посвятил трудам на благо обители, – делится Игорь Геннадьевич. – А обустраивать скит, по традиции, помогали меценаты и простые верующие. Почётный гражданин Красноярска Тимофей Матонин вложился в строительство скита деньгами, купец Николай Гадалов выстроил на территории пристань и часовню в честь Святителя Николая Чудотворца. Некоторые зажиточные граждане жертвовали монастырю дома и земельные участки. На благое дело вносили скромную лепту простые верующие и паломники.

    

В обитель – на реабилитацию

К началу ХХ века Знаменский скит стал одним из значимых духовных центров края. При нём была открыта школа для послушников, создан приют для инвалидов войны.

– Из-за твёрдого нрава бывшего унтер-офицера, к игумену Филарету в скит часто отправляли лиц духовного звания со всей Енисейской епархии – на перевоспитание от порока пьянства и лености, – говорит историк. – Среди монахов было много военных. Встречались среди них и очень интересные личности. Такие, как например некий иеромонах Владимир, участвовавший в Русско-японской и Первой мировой войнах в качестве полкового священника, награждённый орденом Анны III степени с мечами.

Земли, заводики, мастерские

    

При деятельном и энергичном игумене Филарете скит с несколькими послушниками быстро развивался и вскоре превратился в значимый духовный центр края, в процветающий монастырь. В 1909 году здесь подвизалось уже 50 монахов. За год обитель принимала по шесть тысяч богомольцев: люди ехали в скит из многих епархий России и даже из-за рубежа.

У монастыря имелись обширные земельные угодья, частично сдаваемые в арену, подсобное хозяйство, кузнечные, сапожные, столярные и портновские мастерские, кирпичный, смолокуренный и свечной заводики, пасека, известняковый карьер, был арендован рыболовный участок. Пассажиры судов, делающих остановку у монастырской пристани, приобретали у послушников мёд, выпечку, ягоды и грибы, что также приносило прибыль.

К слову, кирпичный забор вокруг Покровской церкви Красноярска, сделан из кирпича с заводика Знаменского скита.

«Она выстроит Cвой монастырь»

Главной святыней Знаменского скита была чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Абалакская – самый почитаемый в Сибири Богородичный образ. Путь этой иконы в Сибирь промыслителен и чудесен. В 1886 году казак Кассиан Бабенков отправился в Екатеринбург, чтобы заказать, по просьбе жителей одной из деревень Енисейской епархии, Богородичную икону. Образ (копию с чудотворной иконы, Знаменской Абалакской) для сельских жителей изготовили, определив ему цену – в 150 рублей. Но покупатели вдруг прислали Кассиану письмо, где отказывались брать образ, попеняв на дороговизну. Но в тот же день казак получил ещё одно послание – от неизвестного адресата, где говорилась, что Кассиан должен доставить икону в красноярский Успенский монастырь, где её уже ждут.

    

По пути в родные края, сделав остановку в селе Ишим, казак встретил странницу по имени Марфа. Она трижды подолгу помолилась перед образом Богородицы, а потом спросила Бабенкова, куда он везёт икону. Услышав ответ, промолвила: «Нет, Матерь Божия в Успенском монастыре жить не будет. Она выстроит Свой монастырь».

В Красноярске Кассиан передал образ иеромонаху Филарету, и, не таясь, рассказал обо всех перипетиях. Тот принял его слова очень близко к сердцу. Через некоторое время, при закладке храма в новой иноческой обители под Дивногорском, скит был назвали в честь образа Знамения Абалакской Божией Матери. Затем икона была торжественно перенесена в скитскую церковь и стала великой святыней обители.

Скитская чудотворная

– Икона обладала исцеляющей силой, о чём не раз свидетельствовали местные жители и приезжие богомольцы, – замечает Игорь Фёдоров. – Люди обращались к епархиальному начальству с просьбой проводить крестные ходы с главной иконой монастыря, называя образ «Скитской чудотворной». После крестных ходов случались чудесные исцеления крестьян от тяжёлых физических и духовных недугов. Об этом говорят, например, многочисленные архивные записи жителей Новоселовской волости. Мещанин города Красноярска Мельников излечился от расслабления (паралича).

После подтверждённых чудес, Святейший синод официально признал икону Божией Матери «Знамение» Абалакская, хранящуюся в скиту – чудотворной. К 1914 году, по молитвам пред ней насчитывалось 40 чудес.

Уничтожение, разграбление… Воскрешение?

В 1920 году, после окончания Гражданской войны, Знаменский скит перестал существовать. Примерно 10 лет до этого печального момента не дожил игумен Филарет. Он мирно почил 22 ноября 1910 года и был похоронен при большом стечении народа в ограде Знаменской церкви. Могила его не сохранилась.

После закрытие монастыря его имущество либо уничтожили, либо разграбили. А вот чудотворная Богородичная икона избежала гибели. Она чудом сохранилась в запасниках Красноярского краеведческого музея до наших дней.

– Дивногорский архитектор Анатолий Фёдорович Блохин и Ваш покорный слуга, нашли и идентифицировали икону в фондах музея в начале 1990-х годов, – вспоминает Игорь Фёдоров. – Сейчас, по согласованию с музеем, образ находится в дивногорской Знаменской церкви на временном хранении.

    

На момент закрытия монастыря большинство из 44 монахов покинули скит.

– Кто-то из послушников вернулся домой, несколько человек были обвинены в контрреволюционной деятельности, и в марте 1920 года их забрали в Красноярский губревком, – завершает рассказ историк, – дальнейшая судьба этих людей неизвестна, скорее всего, она трагична.

Долгие годы, до начала Великой Отечественной войны, недалеко от разорённого скита жил старец Серафим. Один из монахов до 1970 года работал продавцом в посёлке Усть-Мана.

Строения монастыря были переданы детскому дому, потом на его территории размещался учебно-опытный лесхоз и подсобное хозяйство техникума, общежитие. Часть зданий разобрали, часть – снесли. Часовня Святителя Николая-Чудотворца сохранялась аж до 1955 года. Потом её переносили, устраивали там пекарню, потом сторожку, а затем и вовсе разрушили.

Неравнодушные дивногорцы уверены – Знаменский скит можно и нужно восстанавливать. Уже создана рабочая группа по возрождению святыни, ведётся сбор архивных документов, в планах – создание попечительского совета и фонда для сбора средств. Активисты обратились к Общественному совету при Красноярской митрополии с призывом поддержать их в благом деле возрождения утраченной святыни.

– Здание бывшей Знаменской церкви сложено из бревен лиственницы, по оценкам специалистов, вполне реально провести его реставрацию и восстановить первозданный облик, – считает Игорь Фёдоров. – Возможно, получится возродить в этих намоленных стенах и монашескую обитель. Верим, что ее святые насельники ходатайствуют об этом перед Господом.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×