Опьянение миром

Фото: mitropolia-lip.ru Фото: mitropolia-lip.ru
    

Злой раб пьет, гуляет и веселится с пьяницами (см. Мф. 24, 49), но одной участи подвергается не с ними, а с лицемерами. Почему?

«Пьяницы», вместе с которым злой раб проводит жизнь, — это не только те, кто имеет пристрастие к алкоголю. Пьяницами в притче названы люди мира сего, которые все силы употребляют на облегчение своего земного существования, на поиск комфорта. Каждый понимает его по-своему, порой диаметрально противоположно, но в любом случае эти люди стремятся получить от жизни удовольствие, наслаждение, как пьяница наслаждается вином.

Первым человеком, который бросил все свои силы и способности исключительно на земное, плотское обустройство, был нераскаянный братоубийца и завистник — старший сын Адама Каин. Он видел смерть брата Авеля, но не задумался о том, что и ему предстоит пройти через нее. Каин еще был в состоянии слышать голос Божий, но пренебрег Его вразумлениями, поскольку Бог не вписывался в его иерархию ценностей. Потомками Каина Бог был вообще забыт «за ненадобностью». Их интересовали исключительно земные достижения. Именно в роду каинитов началось развитие цивилизации и ремесел, совершенствование орудий труда и смертоносного оружия, зародилось изобразительное искусство, музыка, поэзия — все для услаждения глаз и слуха как замена молитвы, духовной радости единства с Богом.

Господь говорит о таких людях, что они полностью состоят из плоти и Дух Божий в них не может найти себе места (см. Быт. 6, 3). Святитель Кирилл Александрийский называет их «плотолюбцами». Современный плотолюбец может много знать и уметь, быть целеустремленным, пунктуальным, ценящим свое время. Он эрудирован, разбирается в марках, сортах и брендах, владеет несколькими языками, всегда в курсе книжных новинок, театральных постановок и кинопремьер. Это успешный, «упакованный» человек. Почему же Господь называет таковых «пьяницами»?

Как пьяница опьяняет себя алкоголем, приходя в невменяемое состояние, так и люди мира сего опьяняются текущей жизнью с ее обманами и кумирами, с ее погоней за успехом, счастьем, удачей, здоровьем, долголетием. Добыв одно, плотолюбец тут же бросается за следующим и не насыщается. Подобно пьянице, который не может раз и навсегда насытиться вином, а постоянно желает новых и новых возлияний, ему надо иметь все больше и больше — у человека мира сего нет конца желаниям.

Требования религии, этические нормы для него несущественны и необязательны. Он может им следовать до тех пор, пока не задеты его интересы или амбиции. Тогда таящаяся страсть тут же заявит о себе, и вежливого, доброжелательного, обходительного человека через минуту будет не узнать. Человек, который казался таким интересным и просвещенным, окажется, по меткому замечанию писателя Петра Калиновского, «человеком массы».

Неслучайно «неотрезвимыми пьяницами» называл преподобный Иустин (Попович) человеческие страсти, ибо они «всегда буянят» — требуют удовлетворения «и никогда не насыщаются и не напиваются досыта».

Можно бороться со своей страстью, оставаясь при этом «горьким пьяницей». Например, кто-то объявляет войну собственной лени. Благое ли это дело? Зависит от цели. Если целью является продвижение по служебной лестнице, чтобы иметь больше денег, связей и возможностей для удовлетворения своих возрастающих желаний, то ничего доброго в этом нет. Человек продолжает вертеться среди плотских попечений, как белка в колесе. А со стороны кажется, что он совершенствуется, продвигается вперед, достигает успехов.

Верный раб Христов работает над собой, ведет борьбу со страстями ради очищения своей души от греховной грязи. Господь сказал, что только чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5, 8), и христианин старается очиститься, чтобы лучше распорядиться полученными от Господа дарами, получить от них максимальную духовную прибыль и через это стать ближе к Богу, не лишиться общения с Ним.

А злой раб двуличен. Внешне он подобен рабу Христову, но живет, как пьяница. Он прельщается людьми мира сего, завидует их лоску и блеску, стремится иметь то, чем владеют они. Он забывает, что придет час, когда надо будет все полученные залоги, дары и таланты возвратить с прибылью их Подателю.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Валерий14 ноября 2017, 20:53
Круто! И неожиданно, лично для меня, совсем недавно повернувшемуся лицом к Богу! Поставил 10 баллов, но всё это ещё нужно переварить для себя, требует серьезных перемен в жизни! Благодарю Вас Владыко!
Сергей Рымарев13 ноября 2017, 13:42
Многая лета владыке Клименту! Статья прекрасная и духовнопоучительна!
7 ноября 2017, 22:16
Спасибо. Зависти во мне никогда не было ни к кому и ни к чему. Но конечно всегда думалось об уюте дома, чтобы все были сыты,довольны,здоровы и жили комфортно. Но так всё сложно в борьбе. Ненавижу зло и понимаю, что ненависть вредит мне. Ненависть разрушает человека и приводит к унынию. Особенно когда ты можешь узреть и предвидеть обратную сторону греха и последствия. Спаси нас всех Господь пожалуйста.
Ирина 6 ноября 2017, 10:40
Низкий поклон, Владыка! Для меня статья - ответ на многие вопросы...
Дмитрий Попель 5 ноября 2017, 22:38
Спаси Господи Владыка Климент!!!
Алевтина Викторовна 5 ноября 2017, 22:15
Да, как оглянусь на свою жизнь, вся молодость прошла в угаре от погони за благами цивилизации. Как жаль это время, скольких ошибок можно было бы избежать, если бы была зависимой от этой погони. Господь милостив, дал прозрение. Как легко и спокойно с Богом. Владыка, спасибо Вам за статью. Храни Вас Господь.
Ольга 5 ноября 2017, 21:02
Владыко, хочется чаще читать Ваши проповеди. В эпоху потребления теряются ориентиры, т.к. примеров нет или они не на виду. В основном люди увлечены приобретением материальных благ, даже духовные люди. Какое-то уныние от этого. Образование и культура нужны, но если они одухотворены евангельскими истинами, но сейчас найти такие , например, спектакли сложно, в основном какой-то личный бред экстравагантного режиссёра, про телевидение промолчу. Почему-то мне кажется, может я ошибаюсь, сейчас пытаются обойти , сгладить этот момент, что нельзя служить двум господам. Спасибо за Вашу недвусмысленную проповедь, о том, каким должен быть раб Христов. Помоги Господи!
Иван Игнатьев 5 ноября 2017, 20:33
Был у меня друг, так вот он всегда говорил одну важную соглашательскую мысль, если чувствовал, что разговор натолкнется, именно на ту;- или, иную мысль; "а я же, хотел сказать, а я же чувствовал", так и мое внутреннее состояние всегда противится, чему-то лишнему, лишнему лоску, лишнему удобству и т. д., но ни когда не задумывался, что это можно сравнить с пьянством.... Вот и еще одно упущение в духовном росте человека. СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКА КЛИМЕНТ за эту статью!!!
р Б Марина 5 ноября 2017, 13:39
СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКА КЛИМЕНТ за разъяснение!!!ПОМОЩИ ВАМ БОЖИЕЙ В СЛУЖЕНИИ И В ДЕЛАХ!!!ПРОСТИ нас ГОСПОДИ и ПОМИЛУЙ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×