Восстановление монархии начинается в семье

Материнские заметки к столетию революции

Византийский император Мануил II Палеолог с женой и детьми Византийский император Мануил II Палеолог с женой и детьми
Сто лет назад в России совершилась революция. Монархия была повергнута. Кто-то решительно и осознанно отверг монархическую идею. Кто-то смирился. Кто-то борется.

Политика — вещь непростая, часто неприятная. Подальше бы от нее держаться, правда? И часто мы, церковные православные люди, ради сохранения мира душевного, ради стремления к тихой жизни «во всяком благочестии и чистоте» стараемся уйти от всех этих выяснений. Где там монархия, где демократия, кто за что борется и кто на кого какими аргументами сыплет. Цареубийцы и царебожники, либералы и консерваторы — какие ярлыки только не навешивают и куда только копья не мечут! Кто с хоругвями и крестами «за царя-батюшку», кто призывает каждому последить за собой и заняться своим делом, а не пытаться рулить государством и миром…

Но забудем о том, что монархия — это тема политической пропаганды и бесконечные дебаты в сети. Монархия — не только политика и не столько политика. Монархия — не история или теория. Монархия — жизнь каждого из нас. Жизнь семьи. Жизнь Церкви.

***

Святитель Иоанн Златоуст Святитель Иоанн Златоуст
​Нужна ли нам монархия? В спорах о государственном устройстве у каждой партии на этот счет свои мнения.

Но для отцов Православной Церкви монархия — порядок, принцип устроения жизни людей, политевмы:

«Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет управление, или все будут повелевать, — необходимо, чтобы было одно начальство»[1], — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Бог учредил не народное правление, но царское. Так утверждает святитель Иоанн Златоуст:

«Бог от начала принимал множество мер, чтобы насадить ее <любовь> в нас. Он даровал всем нам одну главу — Адама... Далее, устрояя, чтобы один повиновался, а другой повелевал, — так как равенство чести часто производит вражду, Он учредил не народное правление, но царское...

Муж занимает место царя (βασιλέως), жена — место правителя (ὑπάρχου) и военачальника (στρατηγοῦ), дети получили власть третьей степени...

Везде Бог устроил степени и разнообразие власти, чтобы все пребывало в единодушии и великом согласии»[2].

Эти слова не столько о политике и о государственном строе, сколько об устроении нашей жизни, наших мыслей и отношений друг с другом. И прежде всего — об устроении наших отношений в семье.

Любовь, единодушие и согласие — основание и цель монархии. Ради достижения этой цели отношения между людьми устроены Богом иерархически. И в первую очередь это касается отношений в семье:

«Дом каждого есть как бы город, и каждый хозяин есть начальник над собственным домом», — говорит и в другом месте все тот же святитель Иоанн Златоуст. Этот хозяин «есть как бы некий царь, у которого находится в подчинении столько начальников... А жена все-таки останется другим царем в этом доме, хотя без диадемы»[3].

Царская тема вообще важна в учении Златоуста. Она является ключевой в его учении о семье и воспитании детей[4].

По Златоусту, отец — царь в своей семье, в своем городе-полисе, в своем маленьком царстве. У этого царя есть соправитель, военачальник или второй царь («без диадемы» — такие бывали во времена Златоуста в Римской Империи). И есть народ — дети. Забота об этом «народе» — тоже «царская»:

«Считай себя царем, имеющим подчиненный тебе город — душу ребенка»[5].

Быть царем — не значит быть «командиром», как нам сразу представляется. Это значит быть не наемником, а хозяином, «попечителем» — т.е. тем, кто заботится со «тщанием», любовью и при этом со властью.

Муж как царь

Итак, оказывается, что монархия есть образ жизни семьи. Монархия описывает характер отношений в семье. И прежде всего — в семье православной.

Монархия начинается с мужа. С царя.

Кто такой царь? Это самый важный вопрос. У нас, к сожалению, сразу вырисовывается образ эдакого чудика с короной набекрень, который сидит на троне, бездельничает, ногами болтает: «Что хочу — то ворочу!» При этом все за него всё делают: «Поди сюда, делай, как я приказал».

Но это не царь, а властолюбивый самодур.

Должность (от слова «долг») царская — форма служения Богу. По Златоусту, царь-отец получает заповедь «преимущественного попечения о доме». Он обязан заботиться о благоустроении жизни своей семьи, о вверенных ему домочадцах[6]. Главенство и власть в творениях Златоуста неразрывно связаны с ответственностью власть имущего: чем больше ответственности — тем больше власти для того, чтобы выполнить порученное дело. Царствование — высшая мера ответственности. Царь-отец отвечает перед Богом за то, как он «образовал и упорядочил» детей и жену[7].

Одна из основных задач царя-отца — быть учителем в своем доме, воспитывать детей. За то, как царь-отец воспитает порученных ему Богом детей, он ответит перед истинным Царем, Богом, на Страшном Суде:

«Не поселил ли Я, скажет Бог, сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем (διδάσκαλον), руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в твои руки власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и настраивать повелел Я»[8].

Учить и воспитывать детей должен именно отец, если он христианин и царь в своей семье. Отец заботится о детях с помощью жены-соправительницы. И это зона его личной ответственности. Где-то он учит сам, где-то — управляет процессом, держит руку на пульсе, соединяет разрозненные фрагменты воспитания и обучения каждого из своих детей. Чтобы вырастить человека, «борца для Христа». Эта целостная забота, любящее руководство называется у Златоуста «промышлением». Промысл — это Божественная и царская забота о подчиненных, которая охватывает все сферы жизни ребенка или народа. Забота теплая и попечительная, не наемническая.

Быть царем в семье — значит жить ради семьи, считать заботу о жене и детях главным делом своей жизни:

«Все у нас должно быть второстепенным по сравнению с промышлением (τῆς προνοίας) о детях в образовании и учении Господнем»[9].

Заботиться в первую очередь о семье, а не о Фейсбуке, футболе, машине и всем том, что у нас вылезает на первое место.

Монархия — напомним, во имя и ради любви, единодушия и согласия. Быть мужем-царем — значит любить свою жену. И как любить? Все тот же Златоуст говорит мужу:

«Хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим о ней попечением, любовью и дружбой (τῇ προνοίᾳ, τῇ ἀγάπῃ, τῇ φιλίᾳ)»[10].

Вот как царь-муж должен относиться к своей жене и каким образом он должен «добиваться власти» в своей семье.

Любовь царя-мужа соотносится с любовью Христа — Царя Царей и Жениха Церкви. Именно образ Христа и есть ориентир для царствования мужа в семье. Царь — тот, кто любит, кто верен до смерти, смерти же крестной. Вот мера царской любви.

А у нас зачастую, увы, корона набекрень… И это не царствование, а что-то ему противоположное. Но, к сожалению, именно это коронованное самодурство и воспринимается нами как образ монарха. Причем не только противниками монархии, но и ее сторонниками: «Я тут главный! Приду после встречи с друзьями (после митинга в защиту монархии), завалюсь на диван (зайду в соцсеть написать пост против гомиков). Где мой ужин, елки-палки? И пусть дети твои сопливые не орут — я занят!»

Жена как соправитель

Царь — особое, страшное по степени ответственности, служение Богу. Но служение мужа в семье неразрывно связано с отношением жены к мужу как к царю.

Единодушие и единомыслие в семье достигается, в частности, именно иерархическими отношениями между мужем и женой. Но сами монархически-иерархические отношение между супругами строятся на любви:

«Если супруги не связаны силою любви, то единомыслие между ними — дело неудобное и трудное»[11].

Вообще в семье, как и в христианстве в целом, все строится на любви. Однако со стороны жены должно присутствовать еще и то самое, многих пугающее послушание. Без послушания и подчинения жены в семье «бывает распря», говорит Златоуст:

«Для того он <апостол> и подчиняет ее <жену>, а мужа возносит над нею, чтобы был мир. Где равенство, там не может быть мира»[12].

Повиновение жены приводит к единомыслию и единодушию. Ведь если муж для жены — авторитет, если она не противится ему, не противоречит, не спорит (подробности оставим за скобками; обратим внимание на само стремление повиноваться, на убежденность именно в таком, иерархичном раскладе), то разногласия и раздоры сами собой рассасываются. Ведь для раздоров не оказывается почвы.

Быть второй, служить Богу послушанием мужу-царю, относиться к мужу как к царю — с уважением к его сану, с благоговением перед той великой ответственностью, которую он несет за меня и наших детей. С готовностью отступить, уступить, убрать себя на второе место. Показать детям и самому мужу: наш папа — царь.

При этом «повиновение жены мужу разумею не (рабское, как) к господам и не то, которое зависит от природы, но которое бывает для Бога»[13], — говорит Златоуст. Идейное послушание, убежденное, сакральное, и к тому же — в любви, единодушии и великом согласии. Вообще, если жена любит, стремится к единодушию с мужем и согласию с ним — она как раз согласится. Послушание в этом случае совершенно естественно.

А что, если муж недостоин такого послушания? И такое бывает: царь — отнюдь не обязательно святой. Но монархия — на то и монархия. Это законный порядок:

«Когда будете оказывать должную любовь и послушание к недостойным, получите большее воздаяние»[14], — утверждает великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст.

Вообще у Златоуста везде так: если жена дурная, непослушная — ты, муж, все равно будь царем, люби ее и заботься о ней даже до смерти. Если муж самодур — ты, жена, все равно относись к нему как к царю, поставь себя на второе место[15]. Порядок есть порядок, а иначе — анархия и гражданская война.

Что значит восстановить монархию

Итак, нужно ли и если да, то насколько своевременно восстанавливать монархию?

По сути, это вопрос о том, нужно ли восстанавливать и сохранять православную семью, нужно ли созидать и беречь любовь и единодушие в семье, нужно ли вообще заботиться об отношениях в семье. Нужно ли мужу заботиться о жене, а родителям — о своих детях, как и ради чего, вернее — ради Кого и во Имя Кого заботиться.

Если во имя свое, то будем жить, как наша левая нога пожелает, как вычитаем в модной книжке или как скажут нам неизвестные люди под неизвестными никами в Интернет-пространстве.

А если во Имя Христово — то построим свою семью так, как нам апостол заповедал, как рассказал и пояснил великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст. И не народное тогда у нас будет правление, но царское.

В общем, что значит «восстановить монархию в России»: пойти на митинг, писать воззвания, громить оппонентов в соцсетях?

Восстановить монархию — изменить свой образ мыслей.

Восстановить монархию — привести свой дом в иерархический порядок, где муж — глава и царь, верный и любящий попечитель. Где жена — послушный мужу соправитель. Где родители посвящают себя заботе о детях. Где смотрят за тем, как самим исполнить свой долг, а не за тем, как этот долг исполняют другие. Где все на своем месте, по мере сил и возможностей, служат друг другу и Богу.

Восстановить монархию — поставить во главу угла любовь, единодушие и великое согласие.

Как восстановить монархию? Начать служить Богу в своей семье, служить так, как заповедал нам Бог, достигая единомыслия и единодушия…

Революция: 100 лет спустя

Царская Семья Царская Семья

Сто лет назад в России произошла революция. Символом этого беззакония, отвержения законопорядка, устроения жизни было уничтожение Царской семьи. Ведь убили не одного царя-правителя, а «седмерицу», всю «едину Христову домашнюю Церковь». Уничтожали самый корень, самую суть монархии — семью.

И прологом к революции была клевета на Царскую семью, ставящая под сомнение ее любовь и верность. Разве это случайно? Неслучайно и новая атака на Царскую семью начинается с того же. В 1916-м году в великосветских салонах клеветники шептались о неверности царицы, а теперь снимают фильмы о неверности царя. И то и другое имеет простую цель — подорвать саму идею монархии, как идею отношений в любви и согласии. Идею царствования как ответственности и верности.

Сто лет прошло, но революция здравствует и процветает — в наших склоках и раздорах друг с другом, в нашем нежелании служить, в желании, чтобы служили нам, в нежелании посвятить себя заботе о собственных детях, в хамстве и неуважении друг к другу, в неверности...

Революция здравствует даже тогда, когда мы размахиваем монархическими флагами и лозунгами.

Профессор-протоирей Глеб Каледа писал:

«В наше время исторической задачей является созидание домашних церквей. Для Русской Поместной Церкви в этом все ее будущее: научатся ее члены создавать домашние церкви — будет существовать Русская Церковь, не сумеют — Русская Церковь иссякнет»[16].

Вот так: без домашних церквей Русская Церковь иссякнет. Но будет ли существовать сама Россия без Церкви? Будет ли существовать Россия без семьи? Без великого согласия — монархии — будет?..

Анна Сапрыкина

8 ноября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Hola12 ноября 2017, 19:23
Статья хорошая, но... *Учить и воспитывать детей должен именно отец, если он христианин и царь в своей семье* этого нет, и не будет, к сожалению. Сейчас мужчина - это просто для производства детей и принесения куска хлеба в дом. Мужики своих детей не воспитывают
Сергий12 ноября 2017, 18:55
Уважаемый Александр В.Важный момент-личность царя,его добродетели.Если этого не будет,то что изменится?И при Николае 2 было правительство и министры.Но было и предательство и прочее.Если правитель-президент и горит желанием сделать жизнь людей лучше,а не набить свои карманы,то чем он хуже царя,который будет играть на публику и разваливать страну?Смотрел на Ютубе передачи Катасонова,он экономист и христианин.Очень интересно рассуждает и онынешней ситуации и о царском времени
Александр С.12 ноября 2017, 14:49
Нет, не "эффективный менеджер" нужен, а именно монарх. Дело в том, что идея разделения властей русскому народу глубоко чужда и так уж сложилось исторически. Один человек должен издавать законы, обеспечивать их выполнение и судить. Иначе - бардак, который мы с вами наблюдаем и будем наблюдать вечно. Интересно, что среди моего ближайшего окружения абсолютное большинство за монархию.
Анна12 ноября 2017, 10:04
Спаси Господи! Есть о чём подумать...
Сергий11 ноября 2017, 10:02
До монархии (что в стране,что в семье) нужно дорасти.Для начала нужно пропагандиворвать базовые нравственные ценности,основанные на Заповедях Божиих.Не делай ближнему то,что себе не желаешь.Уважай,заботься,не убивай(даже безразличием),не кради(в т.ч.с помощью лукавых схем), не обманывай.Признавай свои ошибки,не перекладывай вину на других,если сам виноват и пр.Если это будет в сознании людей как норма,то не так важно какое будет название.Думаю,что и члены(мной не уважаемой) КПСС,поступая по совести приносили благо людям.А царь Ирод ,например,повелел убить младенцев.Вспомним стишок "Что такое хорошо и что такое плохо.
Дмитрий10 ноября 2017, 18:26
Статья очень интересная,прочитал с удовольствием,особенно что касается семьи,правда составлена на мой взгляд несколько однобоко.Полагаю,что монархия-это не то что нам нужно.Главное,чтобы была сильная власть,учитывающая мнение населения и не пресмыкающаяся перед давление из за рубежа.Думаю также,что неправильно рекламировать какую то форму правления как Божий дар.Также затронута тема известного всем фильма,не думаю что стоит из за этого особенно переживать.Николай II был не только царём,но и романтиком.И если ему нравилась эта женщина-не повод воспринимать это как неверность или нечто предосудительное,ведь нам неизвестны случаи измены государя.Человеку могут нравиться многие,но любовь-одна!
Александра10 ноября 2017, 12:01
Спасибо Анне, интересная статья! Сохранила текст, чтобы перечитывать время от времени. Только воплотить бы все это в жизни. Понятно, что муж глава. Но ведь руководить в принципе может быть и "комиссар", и "эффективный менеджер" или кто там ещё. Бывает и муж "временщик", который немного порулил и за кордон свалил. А ведь православный муж - именно царь, хоть быть им очень непростая задача. Жене (за себя говорю) сложно не играть в демократию, "несистемную оппозицию", не требовать каких-то призрачных прав и свобод).
Павел10 ноября 2017, 10:49
И еще, мы не сможем воссоздать ту модель семьи, которая была 150 лет назад, нас окружает другой мир, но семью, в основе которой лежат любовь, единодушие, согласие, ответственность, во главе угла которой Христос, мы можем созидать в любое время и в любом окружении.
Павел10 ноября 2017, 10:48
В любом случае, в государстве есть иерархия, и нет в государственном строе «равенство чести». Да, есть задекларированная выборность, но кто может с уверенностью сказать, что будущий царь в семье царей будет лучше, чем будущий президент из простой благочестивой семьи? Все зависит от самого человека, а человек немощен и грешен, а потому гарантии нет. Более того, один человек, даже на вершине государственной власти, не сможет сделать ничего без поддержки, скажем так, единомышленников, обладающих теми же качествами (в идеале), тем более, что-то в сторону положительных изменений. Что же касается восприятия народом царя, его почитание, то время вспять не вернуть, и это почитание не спасло Россию
Павел10 ноября 2017, 10:48
На мой взгляд, хорошая статья, что касается семьи, пусть и идеалистичная. Что же касается устройства государства, то меня смущает вот что: когда говориться о семье, то допускаются аналогии муж-царь, семья – малая церковь и т.д., говориться о любви, об ответственности, о правильной иерархии, когда говориться о государстве, то слово царь понимается в лоб, царь – это монархия. На мой взгляд, все те качества, которыми должен (в идеале) обладать царь, вся та мера ответственности, которая должна быть ему присуща, вся та вера и любовь, которой он должен быть наделен, чтобы быть царем, вполне могут быть отнесены и на президента, да и на любого человека, наделенного государственной властью.(далее)
илия10 ноября 2017, 09:38
С чего начинается Родина? С мама + папа, которые истинный Бог, которые тебя любят,всё поймут,поддержат тебя и защитят! С друзей - товарищей, что тоже хотят стать такими взрослыми и сильными, как их папа! С учителей, что учат тебя, что ты не дурак, а, вырастешь и тоже сможешь! С праздников, на которых славят и чествуют твоих знакомых за их большие-маленькие достижения в этой жизни! И, вообще, Родина начинается в детстве, где начало всему мама + папа.
Людмила 9 ноября 2017, 23:43
БРАКИ СОВЕРШАЮТСЯ НА НЕБЕСАХ! Не мы выбираем единственного или единственную на всю жизнь. По промыслу Божию рождается семья. В это надо просто поверить и всю жизнь учиться любви и верности, взаимному прощению, женскому смирению...
Анатолий 9 ноября 2017, 21:37
Степану - прошу прощения, я выразился слишком резко и категорично, но суть от этого не поменяется. В статье слишком идеалистично представлен образ монарха. Каждый из русских царей (не только последние 6) как государственные деятели сочетали в себе положительные и отрицательные черты. Александр 1 - "дней Александровых прекрасное начало" с одной стороны и Аракчеевщина и несбывшиеся надежды с другой. Николай 1 (прозвище "Палкин" дали совоеменники) - строительство ЖД и отставание в экономике, нерешение зем.вопроса, Крымская война. Александр 2 - Освободитель. Александр 3 - миротворец с одной стороны, контрреформы, закон о кухаркиных детях" с другой. Николай 2 - пусть каждый сам для себя решит.
Степан 9 ноября 2017, 18:33
Анатолию - кого из последних 6 русских царей Вы называете "бездарными прожигателями жизни"?
Анатолий 9 ноября 2017, 09:53
Статья написана с душой и искренним радением за семью, в первую очередь. Но всё же не стоит, простите, так однозначно и утопично смешивать очень разные по уровню и сложности вещи - устройство семьи и государства. Автор забыл одну вещь: супруга выбирают, царя - нет! Кто из нас хотел бы просто получать по наследству супруга, который не лежит ни уму, не сердцу? Чем царь лучше в этом отношении? И главное, каким бы православным царь не был, он может оказаться слабым или зависимым, либо тираном и самодуром. На 1 действительно отца нации 5 бездарных прожигателей жизни, от которых страдал сам народ!
Юра 9 ноября 2017, 07:24
Божией помощи Вам, Анна, и Вашей семье! Храни Вас Господь! Искренно. От души. Подкупает :) P/S: ТЕРПЕНИЕМ И ДОВЕРИЕМ БОГУ настраивается ВСЯКАЯ семья. ТЕРПЕНИЕМ И ДОВЕРИЕМ... Счастье - это не то, чего хочется, чего я желаю, в чем убежден, что не могу без этого жить. Счастье-это принять обстоятельства жизни и благодарить за них Бога
Людмила 8 ноября 2017, 23:59
Браво, Анна! Такую тему подняли! Посеяли зернышки "царской семьи" будущим мамам и папам. А для многих нынешних семей - дали пищу для размышлений.
Дмитрий Скрылев 8 ноября 2017, 23:17
Слава Богу! Спаси Господи! Восстановление монархии в России должно начаться с восстановления малых Церквей Христовых! Верно.
Болгары 8 ноября 2017, 19:35
На третьей картине изображен Симео́н I Вели́кий (болг. Симеон Велики, 864—927) — князь Болгарии c 893 года, с 918 года — царь.
тамара 8 ноября 2017, 18:40
Помоги всем,Господи,понять всё это..Что главное-это домашняя церковь,а потом и всё остальное...И СИЛЫ АДА НЕ ОДОЛЕЮТ ЦЕРКОВЬ ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА...
а. с. 8 ноября 2017, 18:30
читая творения святителя Иоанна Златоуста, можно убедиться в силе образов, связанных с царским домом. например: "перед царем ты никогда не будешь себя вести так, как смеешь вести себя в храме". или еще: "если тебя позовут к царю, ты будешь сиять от счастья! почему же ты не сияешь от счастья, когда тебя зовут в храм Божий?" Всё - на этом язык монархизма в современной церкви исчерпал себя, в культуре то же. Какое отношение этот понятийно-образный ряд имеет к современной семье? Никакого! Статья утопична. Семьи разные; при глубокой сращенности, часто не едино-церковные. Говорить о возрождении монархии сейчас - возлагать страшный груз на тех, кого мы любим, на все общество.
Татьяна 8 ноября 2017, 17:25
Спасибо за глубокую информацию к размышлению. Всё верно, но как далеко мы ушли от истинного понимания значения СЕМЬИ- МОНАРХИИ- ВЕЛИКОГО СОГЛАСИЯ...С благодарным поклоном автору-Татьяна
Елена Л. 8 ноября 2017, 16:34
Очень правильная статья. Да поможет нам Господь!
Анна 8 ноября 2017, 15:36
Сильно. Общий посыл абсолютно правильный. Что же происходит на практике... ужас.
Алексей Фроловский 8 ноября 2017, 11:45
Спаси Господи, как муж и отец - глубоко задумался..
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×