«Я вспомнил угрюмую птицу…»

Эта птица из стихотворения Николая Рубцова имела полное право быть угрюмой. Как-никак ей предстояло свою жертву стеречь. Может, час, а может, и больше. Да и всё кругом было угрюмым, особенно лица и речь. Такие лица я вижу каждый день. Впрочем, как и вы.

Угрюмые думы никак не забываются. Ведь жизнь течет, а земные проблемы остаются прежними. Ну ладно, одни проблемы, положим, решаются, но им на смену тут же приходят другие. Конца и края им, конечно же, нет. Неверующих обладателей всего угрюмого я понимаю. Даже не стану говорить почему. А вот угрюмых православных – нет. Несмотря на то, что давно привык к ним.

Казалось бы, какая печаль способна обаять тех, кто точно знает, что Христос воскрес? Смерть побеждена, ад утратил свое жало, и мы будем воскрешены, чтобы никогда больше не умирать. Для нас будут сотворены новая земля и новое небо. Кто тяготился несовершенством плоти, которая требует то еды, то воды, то еще чего-нибудь эдакого, знает, что скоро всё это будет позади. Уйдут в небытие нескончаемые заботы о том, во что одеться да какое будущее устроить для детей и внуков. Никто больше не потребует годовой отчет, не придется со страхом ожидать письмо из налоговой инспекции. Кандидаты в президенты? Законопроекты? Новые коммунальные тарифы? Всё обратится в прах. Как и грамоты, ордена, научные степени.

А что впереди? А впереди – ни болезней, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная. Радуйся, христианин! Живи по направлению к Богу, вложи таланты, вверенные Им тебе, в выгодное духовное предприятие и приобрети столько же. Ешь от Хлеба Жизни и пей от Чаши, учись прощать обиды и любить таких же нерадивых, как и ты. Тебя ждет великое наследство от Отца Небесного. Вся Вселенная завещана тебе.

Но почему же вокруг столько угрюмых лиц?

Ах, да. Вечные муки. Они даже не ожидают. Они уже начались для того, кто не умеет любить. Нет, не мороженое. Не кино, не пятничное веселье, переходящее в субботнее похмелье. Речь о любви к Богу и ближнему, само собой. Ох, как это трудно! Как правило, мы любим других за то, что они дают нам. А когда не дают – беда. Потому что любовь тает и обращается в ничто. И наступает вселенская угрюмость. Вселенские муки.

И вот я слышу:

– Не могут муки быть вечными!

Как это?

– Не могут! – упрямо повторяют тысячи голосов. – Ведь Господь милосерден.

Далее идут рассуждения о том, что мы… стоп, кто – мы? Ну, мы, то есть православные христиане, которые не хотят, не хотим менять себя ради Царства Правды и решили оставить себе определенный набор любимых грехов. Итак, мы, добровольно обрекая себя на загробные муки, не будем мучиться вечно. Почему? Да потому, что Бог милосерден. Помучаемся какое-то время, а потом нас всех простят и разрешат войти на брачный пир, устроенный Отцом в честь Сына. Как будто мы не были приглашены. Как будто нас не собрали по дорогам и канавам. Как будто нам не предлагали переодеться в приличную для торжества одежду. Но ведь это же добровольное дело – пойти на пир или остаться с более важными земными делами. Никто нас не неволит.

«Покаемся там, на Суде, – думают одни, – умрем, тогда и крикнем изо всех сил: Господи, прости нас!»

Постойте, а как же притча о богаче и Лазаре? Что говорит богач, обнаруживший себя на месте мучений? Кричит ли он Лазарю: «Прости, что я поленился приказать вынести тебе объедков со своего стола»? Просит ли он Авраама, чтобы тот ходатайствовал перед Самим Богом за своего потомка? В конце концов, где его «Господи, помилуй меня»? А ничего этого нет. Богач несет какую-то ерунду, в которой нет ни грамма покаяния. Эта притча неслучайна. Такой же бред будем нести и мы, если не изменим себя ради Христа и Его Царства. Тут и сейчас.

«В чем Я найду вас, в том и буду судить», – так передает слова Христа мученик Иустин Философ. Неужели Господь ожидает, когда мы споткнемся, чтобы в тот же миг сказать победное: «Ага! Вот Я и поймал вас!»? Глупо же так полагать. В чем нас застигнет смерть, в какое состояние мы придем к концу жизни, в таком мы и останемся, ведь за порогом земной жизни время останавливается. Конец динамике, как мы ясно видим из притчи.

Есть такой грех – чрезмерная надежда на милосердие Божие: мол, буду грешить всласть, а потом Господь простит

Есть такой грех – чрезмерная надежда на милосердие Божие. Мол, буду грешить всласть, а там Господь простит. Если муки не вечны, то Христос взошел на крест зря. Пожил бы еще, уклонился бы от архиерейских слуг в Гефсимании, как Он раньше уклонялся от желавших сбросить Его с крыши Храма, состарился бы в окружении учеников, а потом, минуя смерть, вознесся к Отцу. Незачем было терпеть муки. Жить можно как угодно, а затем – прямиком в рай. Муки вообще никакие не нужны. Ведь Господь милосерден.

Забываю я, христианин, что запрет совать пальцы в розетку связан с поражающей силой электричества, а не с чьим-то желанием нам досадить. Есть ли мука, когда через тело проходят 220 вольт? Несомненно. Не сам ли я себе эту муку создал? А муки совести? А муки одиночества, когда своим поведением я отогнал от себя всех друзей? Кто наказал меня этим? Может, друзья? Подождут за углом, посмеются, насладятся моими муками, а потом скажут: «Ну, хватит с него, возвращаемся назад»? А посеянный вместо пшеницы чертополох? Обратится вдруг в хлеб, когда я буду близок к смерти и вдоволь хлебну голодных страданий?

Вот откуда угрюмые лица в храмах, на которых вместо света, что должен светить с вершины горы, ясно читается печать унылого согласия на ад вперемешку с необоснованной надеждой на временные мучения, которым рано или поздно придет конец. И, глядя на эту печать (антихристову, что ли?), я всякий раз вспоминаю угрюмые рубцовские строки. И ведь так получается, что ежедневно в моем мозгу крутится: «Я вспомнил угрюмую птицу…»

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Здесь жизнь теряется или сберегается» (+ВИДЕО) «Здесь жизнь теряется или сберегается» (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
«Здесь жизнь теряется или сберегается» (+ВИДЕО) «Здесь жизнь теряется или сберегается» (+ВИДЕО)
Цикл «Путь всей земли». Беседа 1-я
Протоиерей Олег Стеняев
О том, почему так ценно для нас время земной жизни, что испытывает душа, расставаясь с телом, о мытарствах и о том, что собственно такое жизнь и что такое смерть в православном понимании.
Священники о борьбе с унынием Священники о борьбе с унынием Священники о борьбе с унынием Осеннее обострение
Священники о борьбе с унынием
Ноябрь – месяц уныния, депрессии, порой доводящей до сведения счетов с жизнью. Как бороться с подобными настроениями?
Об унынии, тоске и лености Об унынии, тоске и лености
Из наследия Оптинских старцев
Об унынии, тоске и лености Об унынии, тоске и лености
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Отчего христианин томится тоской? Можно ли бороться с унынием или только терпеть его как крест духовный? Каковы те средства, к которым надобно прибегать при тоске, унынии и лености?
Комментарии
Наталия С.17 ноября 2017, 17:39
/ в Америке … повальное увлечение антидепрессантами … Не от этого ли их улыбчивость?/ С удивлением узнала, что эта улыбчивость родилась в Штатах в годы Великой депрессии (30-е прошл. века), во время тяжелого кризиса, когда многие теряли работу, разорялись, был разгул преступности. Это был такой защитный ответ - улыбаться и говорить, что все хорошо, что бы не пасть духом, хотя все знали, что у всех все известно как. Потом кризис прошел, а традиция уже сложилась. А у нас по другому: «и стало угрюмо-угрюмо и как то спокойно в душе» (заключение в стих. Н. Рубцова). Тот же защитный ответ, хотя и другой. То же традиция. Но в статье мысли правильные.
Света16 ноября 2017, 17:16
Зря вы так нападаете, и оправдываетесь тоже зря. На самом деле православные гораздо спокойнее остальных. Это очень глубинное спокойствие, оно не на поверхности. А в Америке и Европе повальное увлечение антидепрессантами, даже зависимость от них. Не от этого ли их улыбчивость?
Дмитрий16 ноября 2017, 11:54
На мой взгляд, унывать склонны люди, ищущие источник своих бед во вне. Те, кто ищут, и главное борют, зло внутри себя, наоборот склонны воспринимать всё внешнее, если не как лучшее, то, хотя бы, как терпимое, по сравнению с тем адом, что они открывают внутри себя. Искренняя радость охватывает, когда понимаешь, что многие люди, даже не верующие, не имеют тех страстей и грехов, которые одолевают тебя. Также согревает светлая надежда на то, что Господь, возможно, снизойдёт и до прощения такого грешника, как я, если я приложу достаточно усилий.
Екатерина16 ноября 2017, 00:20
Давайте вспомним первых христиан. Как они жили и выглядили? Жили они, как одна духовная семья и объединяла их светлая радость. Не хохот до упаду, а именно радость, бодрость духа. Неужели вы думаете, что если бы христиане представляли собой собрание унылых и мрачных людей, такое огромное количество язычников обратилось? Нет конечно. Этого добра-мрачности и скорби с лихвой хватало в языческом мире, но вот пришли христиане, и язычники не понимали, как так-ты можешь быть самым простым и бедным человеком, можешь быть рабом-но при этом радоваться? Они что, сумасшедшие? Как раз таки христианство и принесло в полный скорби и мрака языческий мир радость! Научи нас, Господи, истинно радоваться!
Василий15 ноября 2017, 23:49
Р.К.14 ноября 2017, 19:40 "Наталья14 ноября 2017, 10:00 "угрюмые православные напоминают мне Хорхе из "Имени розы"." А может просто поменьше читать бульварного ширпотреба, даже если он с претензией на "элитарность"? " Вот полностью согласен! Люди у нас начитались примитивной зарубежной литературы, которую им активно втюхивают, и думают что приобщились "мировой культуры". Смешно. К подлинной культуре эта попса (вроде упомянутого Умберто Эко) не имеет никакого отношения. Отсюда, кстати, и все эти модные теперь призывы "улыбайтесь"! Начитались американских брошюрок по позитивной психологии, и с энтузиазмом неофита ринулись в бой.
Наталья15 ноября 2017, 21:52
Андрей 15 ноября 2017, 17:04, согласна с вами про "казаться". На мой взгляд, постоянно ходить с постной миной - совсем не по-православному. Когда бываю в церкви, меня печалит, что мы в массе такие неприветливые, и выглядим так, как будто готовы осудить человека, который пришёл в первый раз или который отличается от нас. Неужели нельзя менее явно печалиться о своих грехах? Зачем демонстрировать свой внутренний мир окружающим? Намного приятнее смотреть на доброжелательных людей, к которым не страшно подойти с вопросом.
15 ноября 2017, 18:47
Поясните, пожалуйста, слова в тексте статьи: "... уклонился бы от архиерейских слуг в Гефсимании, как Он раньше уклонялся от желавших сбросить Его с крыши Храма ...". Ведь вроде только дьявол (один) предлагал Ему броситься с крыши храма. А уклонился Он от тех (многих), которые хотели сбросить Его с горы. Заранее спасибо за ответ.
Александр15 ноября 2017, 17:51
Да ведь эти лица угрюмые - ваши прихожане. А помочь им? Свеча зажигается от огня
Андрей15 ноября 2017, 17:04
Друзья, много комментариев о поддержке угрюмого вида. Для подтверждения, приводятся слова Иисуса Христа, Господа нашего: "Горе вам, смеющиеся ныне". Говорил ли Господь, что мы должны принять мрачные лица и казаться (!) людям ...? Может Господь говорил о безудержном веселии - когда человек теряет над собой контроль и не отдает себе отчета? Не слишком ли мы буквально понимаем слова Св.Евангелия? Если нет, то объясните слова Апостола Павла (1-е послание Фессалоникийцам, гл.5, 16-18): 16Всегда радуйтесь. 17Непрестанно молитесь. 18За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Может следует радоваться о Господе, вере, милости Его, и надежде исправиться с Его помощью?
ЖЖ15 ноября 2017, 16:14
Большое спасибо автору, батюшке Сергию. Всё верно написано. Как еще кто-то умный сказал: «Пессимизм — это настроение, а оптимизм — это воля!». И чего уж скрывать: любим мы русские поныть и пожаловаться. Еще Чехов писал: "...у всех его новых знакомых, несмотря на разницу лет и характеров, было одно общее, делавшее их похожими друг на друга: все они были люди с прекрасным прошлым и с очень нехорошим настоящим... Русский человек любит вспоминать, но не любит жить; Егорушка еще не знал этого, и, прежде чем каша была съедена, он уж глубоко верил, что вокруг котла сидят люди, оскорбленные и обиженные судьбой". И у евреев на эту тему пословица: Плачь перед Богом, смейся перед людьми.
Наталья15 ноября 2017, 13:12
Р.К.14 ноября 2017, 19:40 Ваш менторский тон неуместен. Как минимум потому, что вы не очень хорошо разбираетесь в литературе, но почему-то решили поучать других, что им читать, а чего не читать. А ведь почерпнуть ценную мысль можно из разных источников - знаете об этом? И автор статьи не имел в виду, что православные должны хохотать во всё горло, забывая о своих грехах. Как правильно заметила Екатерина (14 ноября 2017, 19:59), у нас многовато угрюмых. И это грустно. Всегда можно быть спокойно-приветливым, не бояться мягко улыбнуться. А состроить недовольное лицо любой может.
Анна15 ноября 2017, 12:42
"Всегда радуйтесь "(1-е Фесс.)
Сергей15 ноября 2017, 08:06
По преданию, праведный Лазарь Четверодневный, побывав "там" перестал улыбаться и смеяться. Улыбнулся он один раз, увидев как человек ворует глиняный горшок. Он сказал:"Глина глину украла" и улыбнулся. Есть ещё такой дар, как слезное покаяние. Это редкий дар, в наше время. Вы не пробовали плакать и улыбаться одновременно? И ещё... Меня всегда внутренне коробит, когда кто нибудь бодро и однозначно, вещает о вечных муках. Есть что то безжалостное в безапелляционности такого определения. Всё таки, Святые отцы разделились в этом вопросе. Я сторонник деликатного умолчания, в этом неоднозначном вопросе. Вечность определения - это невообразимо страшно, если пропустить это через своё сердце.
Елена15 ноября 2017, 00:05
Согласна с Раисой...
тамара14 ноября 2017, 23:10
Батюшка,как верно Вы подметили---угрюмые!!! Всё верно!!! Но кто в этом,кроме нас самих виноват????
Валерий14 ноября 2017, 21:45
А что, интересно, "начинающие" святые были приветливы со всеми, разговаривали, шутили? Вряд ли. В житиях описано, что они приходили первыми в церковь и стояли на одном месте, наверное не поднимая глаз от пола. Потом пройдя чрез все искушения могли уже разговаривать с людьми ласково и без вреда для себя. А мы только рот разинем- осуждение, сплетни, пустословие, а в итоге что были в церкви, что нет. После причастия когда разговаривают бабки меж собой, вообще не могу смотреть, как из бани чрез открытую дверь весь жар и вышел.
natalja14 ноября 2017, 20:08
Происходит все это от маловерия !!!! Надо читать Евангелие( с толкованием), жития Святых , слушать лекции , которые идут по каналу " СОЮЗ" Читают их прекрасно образованные священники и преподователи Духовной Академии . Было бы желание только, а источников много разных. Умный человек докопается до Истины. Царство Небесное трудом дается, а ленивый всегда находит оправдание и еще других введет в заблуждение. Надо каждому человеку уяснить , а для чего нужна церковь человеку, что она дает человеку? Узнаеш и появится тихая радость на Душе, что у нас Христиан есть надежда и перспектива на жизнь после смерти, а в нашей временной земной жизни будет легче переносить все невзгоды и печали!
Екатерина14 ноября 2017, 19:59
Угрюмость - хорошее слово выбрал автор. Почему набросились на него? Угрюмость, а не печаль о грехах, не грусть. А угрюмость, которая выражается в неприветливости к ближним, когда к человеку и за помощью обращаться не хочется. УГРЮМОСТЬ! Долой ее! Автор прав.
Р.К.14 ноября 2017, 19:40
Наталья14 ноября 2017, 10:00 "угрюмые православные напоминают мне Хорхе из "Имени розы"." А может просто поменьше читать бульварного ширпотреба, даже если он с претензией на "элитарность"? А побольше настоящей литературы? Тогда, возможно, и ассоциации другими будут. А по сабжу согласен с прозвучавшим комментарием: в погоне за новомодным "позитивчиком", автор как то забыл прямы слова Спасителя "Горе вам, смеющиеся ныне!"
Лариса Ивлева14 ноября 2017, 19:01
А я не вижу в Храме угрюмых лиц. Спокойные в основном.Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что земля это место изгнания и нам приличен только плач о своих грехах. Угрюмости, конечно, не должно быть, ведь есть надежда,но и веселиться в месте изгнания особо незачем.
Всеволод Токарев14 ноября 2017, 18:33
Ну я угрюмый христианин, и причина тому физиологическая, гипотироидизм, слава Богу за всё. Кстати, от уныния проф. Осипов рекоммендует славить Бога, даже через силу, умный ведь человек, и с опытом духовной жизни. По поводу вечности адских мук - одно дело по отношению к себе, у нас ещё есть все возможности их избежать и рай стяжать, а вот у меня был папа, самый лучший папа в мире, но атеист, и он 15 лет назад умер, и я, пока сам могу дышать, буду за него молиться, чтобы он всё таки вечного мучения избежал, что бы мне кто ни говорил про вечность адских мук.
Александр Б.14 ноября 2017, 17:44
...читал что Силуан Афонский тоже был как бы в печали, за потерянное состояние прежде ему дарованное Богом. и получил откровение в утешение себе, "держи ум свой во аде и не отчаивайся..."
Татьяна14 ноября 2017, 17:30
А может быть, они просто Устали? От проблем, от обид. От несправедливости. От всего. Возможно, скажи им, этим угрюмым, слово ласковое, они и повеселеют?
Артём Шидловский14 ноября 2017, 17:13
Где то слышал, что в последние времена христиане "скорбями спасаться будут"... Количество христиан в мире уменьшается, гонения возрастают, богослужения сокращаются, вера в церкви слабеет, духа любви в людях становится меньше и, также, нам известно из писаний что это ожидаемо и будет увеличиваться в будущем. Впрочем, если всего вышеперечисленного не замечать, найти повод для радости и путь к спасению, то, наверно можно быть более весёлым и радостным. Но не всем это дано.
Генрих14 ноября 2017, 16:31
Комментарии к статье - некий срез православного общества. Для многих уму не постижимо, как можно жить на этой земле, пребывая в страстях и скорбях и радоваться жизни! Если мне станут говорить,что тот же Лазарь, который сидел под забором богача, не радовался жизни, никогда не поверю! Радовался! Не в привычном понимании, а сердцем, душой. Разве наследуют вечную жизнь те, кто ропщут, осуждают, проклинают - всего этого был лишен Лазарь. А по слову Господа нельзя быть теплохладным. Если он не проклинал эту жизнь, то, несомненно, радовался ей, потому, что был с Богом уже здесь на земле в своих страданиях.
Ирина14 ноября 2017, 15:22
Спасибо, замечательно!
раиса14 ноября 2017, 12:12
Как я могу радоваться, понимая,что своими грехами я постоянно распинала Господа. Это не уныние, а скорбь, покаянное состояние, которое не вызывает радости, потому что нет уверенности до конца, что Господь простит мои согрешения, потому что они очень тяжкие. Радуюсь, что Господь дает мне время для покаяния, для их искупления. Это скорбь не постоянна. Радуюсь тихой радостью после Причастия и в Пасху. Как можно радоваться и быть уверенным, что рай -это для тебя, когда столько нагрешила. Есть надежда, мне думается, что каждый православный надеется на милость Божию, при этом радоваться - это преждевременно. Храм - это больница, где больные страдают и надеются на выздоровление, а радость потом.
Владимир14 ноября 2017, 11:47
"Есть такой грех – чрезмерная надежда на милосердие Божие". А на что еще уповать "рабу неключимому"? Спасены будем ТОЛЬКО милосердием Божьим. "Мол, буду грешить всласть, а там Господь простит"- кто так говорит и думает - с печальным лицом не ходит. Вообщем тема актуальная,, но как- то "мудрённо" изложена.
Olga14 ноября 2017, 10:26
Ничего не поняла. Очень много слов.
Анастасия 14 ноября 2017, 10:10
Огромное спасибо за статью Батюшка! Это про меня написано и для меня. Благодарю Бога за то, что он наставляет нас! Вадим я понимаю о чем Вы, но есть грань между покаянным и сокрушенным состоянием (о своих грехах) и унынием, что является грехом. Здесь Батюшка описывает не просто уныние а именно тягчайшее греховное состояние (когда человек смирился аду НЕ ЖЕЛАЯ ИСПРАВЛЯТЬСЯ)! Нормально это когда христианин сокрушается (или как вы говорите печалится о своих грехах или родных) но при этом прилагает усилия и борется с грехами ради Царствия Божия и живет надеждой (и это должно оставлять на его лице светлость, любовь к ближним а не угрюмость).Спаси всех Господи!
Наталья14 ноября 2017, 10:00
угрюмые православные напоминают мне Хорхе из "Имени розы". Он так яростно боролся со смехом, что это выглядело просто жутко. Братья и сестры, давайте будем чуть более улыбчивыми и менее напряжёнными.
Евгения14 ноября 2017, 09:57
Всё про меня (( Получается, я просто сдалась и перестала бороться, заранее согласилась на ад, и это грех. Бороться нужно до конца, коленки разбивать, вставать и идти дальше. Спасибо за статью.
Сергей14 ноября 2017, 09:14
Неудачная реплика. Всё примитивизировано и упрощено. Ходят в храм унылые дебилы, которым предлагают любовь и жизнь вечную, а они выбирают уныние и ад. Тяжелейший подвиг борьбы со страстями, когда ум и душа жаждут любви и добра, а делается зло - вообще опущен. А этой "проблемой" был озабочен апостол, вкусивший благодати в преизобилии. Создается ощущение, что человек имеет абсолютную власть над собой. А это не так! За эту власть над собой, надо проливать пот и кровь. И у многих опускаются руки. Невозможность полюбить, это тоже мука, вызывающая уныние.
Вадим14 ноября 2017, 08:40
Модно стало в последнее время возмущаться печальными православными, мол, нам ли быть в печали, и всё такое. Да, всё верно - Царство нам обещано, но здесь-то мы во грехах! Не Сам ли Господь сказал: "горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете"? Не плакали ли о своих грехах святые, и лишь получившие от Господа уверение о спасении уже здесь радовались? И даже если мы в своём спасении уверены (что дерзость та ещё), то не печалиться ли нам о наших неверующих близких, таких родных и любимых?! В общем, в Царстве (если Господь сподобит) мы безусловно будем радоваться и прославлять Его, а здесь помимо радости есть место и печалям, как ни крути...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×