Способ спасения – жизнь

О том, что такое путь спасения, как найти его конкретно для себя и почему самое простое оказывается порой очень непростым.

    

«Как спастись лично мне?»

Бывает, что человек в разговоре со священником задает вопрос о том, каков путь спасения конкретно для него, просит совета. Что на это можно ответить?

Во многих древних патериках есть такие эпизоды: приходит кто-то из братии либо человек из мира к святому старцу и спрашивает: «Что мне делать для того, чтобы спастись?» – и прозорливый святой муж дает то или иное наставление, которое трогает вопросившего до глубины сердца. И современный христианин, особенно новоначальный, пытается спроецировать эту ситуацию на себя.

Но на самом деле, безусловно, не стоит, да и нет необходимости ждать от священника какого-то сугубо «индивидуального» ответа. Нужно понимать, что святым старцам такой вопрос нередко задавали люди, которые очень горячо и всей душой стремились к Богу, духовно трудились, но имели в себе какое-то внутреннее препятствие, по поводу которого опытный подвижник и давал совет, каким путем его можно преодолеть. Но это не значит, что для каждого человека есть своя, отдельная «пошаговая инструкция» к достижению Царства Небесного. На самом деле все советы о спасении, даже если они даны были конкретному человеку, по сути своей универсальны – и, что очень важно, в них нет ничего нового по сравнению с Евангелием. Мы помним, что когда Христа спрашивают, что нужно делать для того, чтобы наследовать Царство Небесное, Он говорит, что нужно исполнить две заповеди – о любви к Богу и ближнему, ибо в них заключаются весь закон и пророки (ср. Мф. 22, 37–39). И если речь идет о человеке, который не желает сделаться для нас гуру, а хочет помочь нам прийти ко Христу, то мы не услышим от него ничего принципиально иного.

Упасть с самодельной лествицы

Наше спасение может совершиться только лишь по милости и благодати Божией

Изобретение «индивидуальных» путей спасения для себя основано на одном распространенном заблуждении: человек полагает, что может какую-то совокупность конкретных действий исполнить, и этого будет для его спасения достаточно. Но наше спасение не «зарабатывается», оно достигается не посредством каких-то наших дел – наше спасение может совершиться только лишь по милости и благодати Божией. А всё, что мы делаем, просто развивает в нас способность эту благодать и эту милость воспринимать и становиться ее причастниками.

Но человек как бы говорит себе: «А я не хочу зависеть от благодати Божией – я хочу быть уверенным в том, что спастись мне обязательно удастся». И тогда приходит в голову такая, может быть, не до конца осознаваемая мысль: я пойду не «обычным» – «негарантированным» – путем спасения, а своим, особым. И это уже ошибка на самом деле страшная, потому что вслед за этим человек начинает сколачивать по своему разумению, своими руками некую альтернативную лествицу, ведущую к Небесам, – и, конечно, он с этой лествицы непременно упадет, и чем дальше он успеет по ней взойти, тем сильнее будет падение.

Человек абсолютизирует что-то в своей жизни, считая, что спасение подается именно за это

Как распознать это ложное восхождение? Очевидно, есть несколько основных критериев. Человек считает, что избранный им путь спасения – самый прямой, что кто-то, может быть, и блуждает на каких-то других путях, а он на своем наверняка не заблудится. Человек абсолютизирует что-то в своей жизни, считая, что спасение подается именно от этого и за это. С такими мыслями люди порой, к сожалению, и монашество принимают, не понимая, что постриг не является для человека однозначно спасением. Точно так же неправильно человек может относиться и к своей волонтерской деятельности, и к благотворительности, и к воспитанию детей, многочадию. Или бывает, что некоторые, например, прочитав, как полезно творить Иисусову молитву, решают, что всё – спасение от нее и через нее. Но можно ли сказать, что каждый человек, который пусть даже всю жизнь или значительную часть своей жизни творит или просто повторяет молитву Иисусову, обязательно будет с Богом в вечности? Нет, и об этом прямо сказано в Евангелии: не каждый, кто говорит «Господи! Господи!», спасется (ср. Мф. 7, 21).

И еще один момент: такие люди всегда почему-то убеждены, что они сами желают себе спасения более, нежели им желает его Господь. И когда человек пытается устроить для себя нечто нарочито спасительное, это всегда попытка «оказаться умнее» Бога, происходящая от недоверия Ему и ни к чему хорошему не ведущая.

Именно он называется «жизнь»

Есть только один-единственный способ, и он называется «жизнь»

Мы можем быть в деле нашего спасения лишь сотрудниками Божиими – мы можем трудиться в этом вместе с Господом, но никак не без Него. А что касается способов спасения – есть только один-единственный способ, и он называется «жизнь». Жизнь во всех ее бесконечных и многообразных проявлениях, к которой мы прикладываем желание быть с Богом и стремление исполнять Евангелие.

Но что мы можем видеть очень часто? То, что человек, считающий себя христианином, участвующий в богослужениях и церковных таинствах, как бы проводит разделительную черту: «вот моя жизнь христианская, а вот вся моя остальная жизнь», то есть «вот это я делаю для своего спасения, а вот тут я просто живу», причем в «просто жизни» есть масса вещей, которые спасению якобы мешают. Если пойти дальше и проанализировать, что воспринимает человек как помехи своему спасению, оказывается, что в категорию помех он относит практически всё – весь свой ежедневный быт. А «спасается» – в лучшем случае пару часов в день: бывая в храме, читая правило и святых отцов, совершая то, что называется делами благочестия. Причем тут тоже есть определенная избирательность: те дела благочестия, которые были самолично запланированы, относятся к категории «спасительного», а непредвиденные, неудобно возникшие, в конкретной ситуации трудные – опять же к разряду «помех». И священнику бывает трудно убедить его в том, что это разделение совершенно ненормально.

Мне кажется, что очень важно понять: школой, в которой мы учимся ступать по спасительному для нас пути, является жизнь со всем тем, из чего она состоит – нет таких повседневных нужд и дел, которые находились бы «за рамками» спасения. Когда Господь говорил Адаму, изгоняемому из Эдема: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19), это было не образное выражение – это обозначение того, что будет в буквальном смысле происходить с ним и его потомками. Но это, вопреки распространенному мнению, не проклятие, не наказание – это указание, которому мы все должны следовать. Так что сама эта необходимость ежедневно трудиться, уставать, отдавать очень значительную часть своего времени и сил, чтобы обеспечить себе пропитание – это послушание Богу и исполнение нами Его слова о нас. Это только один из моментов, и если человек посмотрит так на всю свою жизнь, то он с удивлением заметит, как словно начнет растворяться в ней то, что его тяготило. И вместо досады придет ощущение возможности – способности служить Богу не через великие дела и свершения, а через всё то, что происходит реально, по необходимости, сейчас.

К слову, каким бы элементарным, само собой разумеющимся и «не духовным» некоторые христиане не считали быт, мне как священнику периодически приходится встречать верующих людей, которые не могут каких-то вещей, на которые даже неловко обращать их внимание. Они не могут встать на полтора часа раньше, при том, что им, допустим, необходимо попасть в этот день на раннюю литургию – и они просто не приходят, потому что не смогли себя заставить. Они не могут разгрести дома бардак и приучиться класть вещи на место, чтобы этот беспорядок больше не создавать. Они не могут не опаздывать, не могут сделать хотя бы сегодня то, что надо было сделать позавчера. И всё это мешает человеку стать даже, по большому счету, человеком – он все время до своего человечества как-то не дотягивает. Не то, что стать христианином…

А все эти проблемы – там не сделал, тут забросил, здесь себя не заставил – еще имеют свойство накапливаться и образовывать какие-то сложные цепочки, в которых, пока ты не сделаешь первое дело, не получится выполнить и все остальные. А взяться за это первое оказывается неимоверно трудно, тем более что здесь стоит наготове враг, которому очень важно на этом рубеже нас удержать и оставить под дамокловым мечом всего накопившегося. И разбираться со всем этим, приводить свою жизнь в порядок и означает опять-таки идти путем спасения – самым непосредственным образом.

***

Ни в коем случае не будем пытаться изобретать для себя какие-то особые пути спасения, потому что это пути спасения искусственные, а всё, что искусственно, не может устоять – оно обязательно разрушается. И только лишь тот путь, который устраивает для нас Господь – а еще точнее, тот путь, которым является Он Сам, ибо Он есть путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6), – может привести нас к вечной жизни с Ним.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталья 2 августа 2019, 07:04
Спасибо, отец Нектарий за пользу, легче на душе стало по добрела. .....И ещё раз СпасиБо
Юрий 9 декабря 2017, 16:28
С рассуждением об Иисусовой молитве не могу согласиться.
Сергий 3 декабря 2017, 14:02
Слава Богу! Что Он посылает нам таких пастырей! Многая Вам лета отец Нектарий!
Галина Игл.-я 2 декабря 2017, 18:16
"И только лишь тот путь, который устраивает для нас Господь – а еще точнее, тот путь, которым является Он Сам, ибо Он есть путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6), – может привести нас к вечной жизни с Ним". Замечательно! Спасибо, отец Нектарий! Христианин говорит о Христе, и говорит слова Божии. А само христианство и святая Христова Церковь черпают силы только в образе Распятого Христа."Следуйте за Мной", "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня",пейте из "источника воды живой",- и обрящете спасение и вечную жизнь во Христе Иисусе! Слава Тебе, Господи, слава Тебе!
Надежда 2 декабря 2017, 18:12
Эта статья - как ответ на один из некоторых моих вопросов, вызывающих недоумение,как человек, считающий себя христианином "в категорию помех относит практически всё – весь свой ежедневный быт. А «спасается» – в лучшем случае пару часов в день: бывая в храме, читая... святых отцов, совершая то, что называется делами благочестия."Все это это есть в опыте нашей жизни.Спасибо Вам, отец Нектарий, за проницательность.С интересом и пользой читаю Ваши статьи.Всего доброго!
Галина 2 декабря 2017, 16:15
Дорогой отец Нектарий, большое спасибо! Как это все про меня,и леность, и неряшество, невнимательность к самым простым вещам. Часто прикрываюсь возрастом /мне за 80/, немощами. Негодное оправдание! Мне стыдно...Господи, помилуй!
МАРИНА КУПЦОВА 2 декабря 2017, 09:55
Огромная благодарность отцу Нектарию за вразумительную статью,себя в ней узнала и многое поняла.Многая лета батюшке.
Татьяна 2 декабря 2017, 07:59
Спасибо за статью. Она помогла мне разложить по полочкам мою жизнь. Всегда мучил вопрос о моем месте в жизни. Хотелось чего-то существенного, а оказывается важна каждая мелочь повседневного быта. Спасибо
Сергей 1 декабря 2017, 23:09
Отличная тема! У меня, создаётся ощущение, что только о.Нектарий анализирует свой богатый пастырский опыт. Ведь помыслы о том, чтобы сойти с "креста повседневной жизни", затаились во многих православных душах. Я в их числе. Благодарен автору лично, за уловленный и не исповеданный помысел. Осознать окружающую тебя действительность, как промыслительное стечение обстоятельств, посылаемых к спасению души. Хоть в ежедневное правило добавляй, молитву об этом. И вторая мысль очень актуальна. А всегда ли мы являемся христианами? Когда барышня "тупит" за рулём, заболтавшись по телефону - я забываю о том, что я христианин...
Елена 1 декабря 2017, 22:18
Спаси Вас Господь, отец Нектарий! Как всегда, прекрасная статья, все по делу и так вовремя!
Людмила 1 декабря 2017, 10:36
Спаси Господи,отец Нектарий. Спасение - наша жизнь , многое зависит от того как ты в этой жизни живешь. Относишься ли внимательно к себе, к близким, чуток ли ты , любишь ли своих близких и вообще людей. Каждый день -это новая жизнь! Замечательная статья.Да благословит и да хранит вас Бог.
Людмила, Киев30 ноября 2017, 20:24
Спасибо, отец Нектарий! Я часто ловила себя на мысли: "Вот быстренько управлюсь с рутиной и спасаться начну..."
Елена30 ноября 2017, 19:16
Прекрасно! Храни вас Господь, отец Нектарий!
Павел З.30 ноября 2017, 19:06
Сколько я тут на этом сайте нафилософствовал, а ведь статья-то эта про меня! Во всяком случае, только в этом году что-то отвлекло меня от поиска "великих свершений", и то не во всем, и элементарных вещей сделать часто я тоже не могу... Спаси Господи!
Нина30 ноября 2017, 16:46
Спасибо, отец Нектарий!Как всегда в "яблочко". Слава Богу за всё!
Марина, Киев30 ноября 2017, 16:06
СпасиБо! Очень хорошая статья.
р.Б. Сергий30 ноября 2017, 12:07
Спасибо,о.Нектарий. Очень своевременно и актуально.
Морилова Ирина30 ноября 2017, 11:42
Спасибо, батюшка! Поначалу , читая подумала - это я уже осознала, понимаю, а ближе к окончанию статьи узрела то, над чем надо трудиться сейчас. Все, до последней ниточки, надо делать зная, что Невидимый здесь.
Зинаида30 ноября 2017, 10:35
Замечательная статья. Всегда читаю статьи игумена Нектария. Много полезного для себя черпаю. Многая лета и Божией помощи батюшке.
Сергей30 ноября 2017, 08:34
Спасибо, отец Нектарий. Моя душа камертоном отозвалась на Вашу статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×