Вокруг жизни и смерти последнего царя идут какие-то грязные манипуляции

Святой Император Николай II Святой Император Николай II

Имя последнего, трагически погибшего российского царя снова фигурирует в медийном скандале. Предыдущий «хайп» разгорелся вокруг обстоятельств его личной жизни; нынешний – вокруг обстоятельств смерти.

Видный деятель РПЦ епископ Тихон (Шевкунов) сообщил на конференции «Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия», что в ходе нового расследования, начатого СК в 2015 году, будет проверена в том числе версия ритуального убийства Николая Романова, его семьи и приближенных и что в РПЦ эта версия встречает «самое серьезное отношение».

В ответ председатель Федерации еврейских общин России Александр Борода разразился гневной отповедью, обвинив РПЦ и Следственный комитет в намерении… оклеветать евреев.

«Обвинение евреев в ритуальном убийстве – один из самых древних антисемитских наветов. Он многократно служил причиной преследований, жертвами которых становились сотни и тысячи человек. Но каждый раз, когда эти обвинения рассматривали люди, не зараженные антисемитскими предубеждениями, выяснялось, что этот навет лжив… Вызывает сожаление, что его поднимают вновь, представляя клеветнический навет как достойную проверки версию», – заявил Борода.

Реакция, прямо скажем, асимметричная. О евреях епископ Тихон не сказал ни слова (а затем и специально пояснил, что о каких-либо иудейских ритуалах речь не шла).

Ритуалов – религиозных, оккультных или гражданских – на свете неисчислимое множество, как и верований и убеждений, за этими ритуалами стоящих. Мгновенно принимать слова о ритуальном убийстве на свой счет и реагировать так, словно в ритуальных убийствах никого, кроме евреев, обвинять невозможно – контрпродуктивная реакция.

Однако дальше, что называется, понеслось. «Дикость», «мракобесие», «днище», «как можно в XXI веке всерьез говорить о ритуальных убийствах?!» – это самые мягкие выражения, которые слышат сейчас в свой адрес РПЦ и Следственный комитет.

Честно говоря, такое бурное возмущение вызывает скорее обратную реакцию.

Когда мы слышим, что о чем-то, не противоречащем законам физики и биологии, «просто нельзя говорить», потому что это «дико» и «неприлично», это настораживает. И автоматически вызывает мысль: а не хотят ли от нас что-то скрыть?

В ритуальном убийстве – т.е. убийстве по религиозным или оккультным мотивам – ничего невозможного нет.

Даже самый воинствующий атеист не станет отрицать существование верующих и того, что ради своей веры верующие порой готовы на многое, даже убивать и умирать. Точно так же можно (и даже, наверное, нужно) не верить в различные мистические и оккультные концепции, но очевидно, что на свете немало людей, которые в них верят. И эта вера может побуждать их к действиям, в том числе и очень серьезным.

К началу Гражданской войны в России существовала достаточно давняя и сильная традиция внецерковной мистики.

На протяжении всего XIX века внецерковные (и отчасти антицерковные) мистические учения и практики – от хлыстовства до спиритизма – были широко распространены и популярны в стране, как среди низшего, так и среди высшего класса. А в начале ХХ века это увлечение приняло в среде интеллигенции повальный характер.

Читая литературу Серебряного века, мы видим, что мистикой и оккультизмом – иногда весьма «темным», вплоть до прямого дьяволопоклонничества – увлечен даже не каждый второй автор, а девять из десяти.

И это не специфическая особенность русского Серебряного века: такое же «религиозное возрождение» с сильным привкусом оккультизма, часто связанное с протестом против христианства (или, по крайней мере, церковного истеблишмента), происходило в те же годы в Европе и США.

Это общее поветрие не миновало и большевиков – по крайней мере, некоторых.

Можно вспомнить и Луначарского, и Богданова с его полунаучными, полуоккультными разработками, и контакты большевистской верхушки с Рерихом. В выборе пентаграммы в качестве символа, в постройке Мавзолея и создании культа «вечно живого» Ленина чувствуется некий очень специфический душок.

Да, большевики позиционировали себя как атеисты и материалисты – но оккультизм (в отличие от институциональной религии) атеизму не противоречит, а если в нем используются квази-естественнонаучные объяснения, не противоречит и материализму. Что же до христианства вообще и Православной церкви в частности – резко негативное отношение большевиков к ним хорошо известно и в доказательствах не нуждается.

А российский император, помимо всего прочего, являлся важной религиозной фигурой. Он – «помазанник Божий», он – глава Православной церкви.

Сакральное значение фигуры царя, короля или императора – общее место и для религиоведения, и для разного рода мистических и оккультных концепций.

Люди, чья картина мира включала в себя решительное противостояние и Православной церкви, и «старому порядку» в целом, вполне могли рассматривать царя в том числе как сакрального врага. Это не доказано, но вполне возможно, и «дикого» или «неприличного» в такой гипотезе не больше, чем в признании, что теракты ИГИЛ* совершаются из религиозных побуждений.

Стоит отметить, что проверка убийства Николая Второго и его близких на «ритуальность» уже проводилась в 1998 году, во время предыдущего расследования – и тогда этот мотив убийства был отвергнут. Однако сама такая проверка не вызвала никакого общественного возмущения.

Почему это важно для РПЦ? Помимо того, что религиозные вопросы вообще имеют для церкви первостепенную важность – здесь у нее есть конкретный и практический мотив.

Подвал дома Ипатьева в Екатеринбурге, где была расстреляна царская семья. ГА РФ Подвал дома Ипатьева в Екатеринбурге, где была расстреляна царская семья. ГА РФ

Сейчас Николай Второй признан церковью святым в чине страстотерпца. Так называют святых, претерпевших страдания и смерть не за христианскую веру, а по чисто «мирским» причинам – в результате заговора или политического убийства.

Но если Николай был убит как религиозная фигура, как представитель церкви, по религиозным или мистическим мотивам – посмертный «статус» его меняется. Он оказывается мучеником – «звание» более популярное и почетное, позволяющее развернуть более широкое почитание последнего царя, с различными благоприятными последствиями, вплоть до материальной выгоды.

Почему это привлекло внимание председателя ФЕОР и побудило его немедленно «перевести стрелки» на евреев?

Чаще всего этому дается такое объяснение: «Ну все же понимают, о чем речь – ведь это евреев постоянно обвиняют в ритуальных убийствах, вспомните хоть дело Бейлиса!»

Но «все же понимают» – вообще аргумент скользкий, как и любые попытки чтения мыслей. Когда в ходе общественной дискуссии мы вдруг слышим: «ну все же понимают!..» – самое время остановиться и спросить: что именно понимают? Пожалуйста, вслух, можно даже по слогам.

Евреи как-то более склонны к оккультизму, чем все прочие граждане? Вроде нет.

Существует легенда о ритуальных убийствах в иудаизме, т.н. «кровавый навет» – но убийство Николая Второго просто не соответствует ей по фабуле: Николай не был маленьким мальчиком, убили его не на Пасху и совсем не тем способом, который описан в легенде. Если в Ипатьевском доме и совершался какой-то ритуал, то явно не этот.

Или же речь о другом – о том, что, согласно распространенному в консервативных и «антисоветских» кругах убеждению, революцию совершили (или, по крайней мере, приняли в ней активное организационное участие) российские евреи, и именно по мотивам специфической религиозной/национальной неприязни к национальному большинству и его религии?

Это куда более обширная и серьезная претензия.

Непропорциональная роль евреев среди революционных деятелей была заметна всем сторонам во время самой революции и Гражданской войны. Она бросалась в глаза, отражалась практически во всех художественных произведениях, написанных о том времени «по горячим следам». Она активно обсуждалась – в том числе обсуждали ее и пытались осмыслить этот феномен и сами евреи, как сторонники революции (Троцкий), так и противники (Гершензон).

Понятно, что вопрос этот болезнен, и само прикосновение к нему вызывает реакцию отторжения: какому народу приятно быть замешанным в кровавых зверствах?

И, возможно, один из способов увести общественное внимание от этой болезненной темы, неизбежно всплывающей в связи с годовщиной революции, – маргинализировать ее, заранее сведя разговор к скандальной и легко опровергаемой здесь фабуле «кровавого навета», сообщив, что говорить и даже думать о таких вещах могут только дикие маргиналы и мракобесы.

Тема антисемитизма вообще беспроигрышна в смысле переключения внимания.

В любой непонятной ситуации достаточно воскликнуть: «Как? Вы обвиняете евреев… (в том, что они пьют кровь христианских младенцев, поклоняются Сатане, происходят от рептилоидов etc.)?» И дело сделано.

Одни испуганно умолкают и стараются даже думать о чем-нибудь другом, чтобы их не записали в антисемиты. Другие, напротив, оживляются, начинают говорить много, красочно и с большим жаром – но о рептилоидах. И тезис: «Только сумасшедшие мракобесы могут вообще такое обсуждать!» – подтверждается блистательно.

Стоит сказать, что «вбросы» относительно Николая Второго и его судьбы, идущие друг за другом в последние два года, вообще выглядят странновато.

Началось, помнится, со всемосковского голосования о названии станции метро «Войковская».

Сама по себе инициатива выглядела очень положительно: не так уж часто власти спрашивают мнение простых людей о том, среди каких топонимов, в окружении каких символов люди хотят жить, не так часто побуждают активно формировать и высказывать свое мнение о важных и неоднозначных событиях национальной истории. Строго говоря, этого не происходит вообще никогда – с «Войковской» был первый подобный случай.

И публика благодарно откликнулась. Несколько месяцев политически активные граждане погружались в историю вопроса, читали источники, формировали свое мнение, высказывались, спорили, голосовали.

Выяснилось, что отношение делится приблизительно пополам.

Одни считают убийство царской семьи преступлением, которое нельзя забывать или с ним примиряться; у других отношение колеблется от «все правильно с Николашкой сделали» до «да, как-то нехорошо вышло, но в истории и не такое случается, чего уж теперь».

Общественного консенсуса нет.

Возможно, кому-то «наверху» могло показаться удачной идеей и дальше «качать тему»… и следующим актом стал многомесячный фарс вокруг фильма «Матильда».

Кампания против фильма, возглавленная известной и раскрученной женщиной-депутатом, подробно освещаемая в СМИ – где-то в положительном ключе, где-то в отрицательном, но освещаемая ежедневно и очень подробно (скандальные заявления, угрозы, невнятные обещания сжигать кинотеатры, даже аресты «экстремистов») – все это надолго приковало внимание общества к фигуре Николая Второго. Но в каком-то уж очень специфическом ключе.

Забыв и о его деяниях на престоле, и о падении, и о гибели, страна начала дружно обсуждать необыкновенно важный вопрос: спал ли он до свадьбы с балериной или не спал? Трагически погибший правитель России был опущен на уровень плейбоя из светской хроники.

Почти год длился «матильдагейт», год публика с мощной подачи СМИ обсасывала постельные дела последнего императора. Наконец пресловутый фильм все-таки вышел на экраны – и все, как отрезало.

Где митинги и крестные ходы? Где свирепые православные фанатики, обещавшие жечь кинотеатры? Нету. Тема закончена. Повернули рубильник – и лампочка погасла.

Теперь новый вброс – и от беспроигрышной темы «клубнички» мы переходим к следующей столь же беспроигрышной теме: еврейскому вопросу.

Общая картина складывается такая.

Что делал Николай Второй при жизни? Да вот, то ли спал с Матильдой, то ли не спал. В общем, ерундой какой-то занимался. А как он умер? Да вон, говорят, его евреи в жертву принесли… хотя нет, ну это же чушь какая-то, что тут вообще обсуждать! Словом, «и жил грешно, и помер смешно», и только дураки или дикие мракобесы могут всерьез интересоваться обстоятельствами его жизни или смерти.

Быть может, я склонна к конспирологии. Быть может, на меня накладывает отпечаток собственный опыт практической работы в политических организациях – и, в частности, то, что приходилось наблюдать спецслужб по частным вопросам, на очень локальном уровне.

«Клубничка» и «евреи» – вот две темы, которые действуют безотказно, как по учебнику. Либо для того, чтобы скомпрометировать – тогда в половом разврате и в еврейском происхождении обвиняют саму «мишень»; либо для того, чтобы увести организацию подальше от продуктивной деятельности и борьбы с реальными проблемами – тогда ей настойчиво предлагают бороться с «развратом» или «мировым сионизмом».

От чего уводят нас в связи с фигурой Николая Второго? От вопроса о причинах революции? О том, что за люди и почему стали ее организаторами и агентами? О том, легитимно ли было отречение Николая и можно ли считать советскую власть и ее наследницу – власть нынешнюю – законными хозяевами страны? О том, кому должно принадлежать «царское золото»?

Не знаю. Но то, что вокруг жизни и смерти последнего царя идут какие-то грязные манипуляции, видно невооруженным глазом.

* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Ритуальная гражданственность Ритуальная гражданственность
Максим Соколов
Ритуальная гражданственность Ритуальная гражданственность
Максим Соколов
Даже когда представители епископата Русской Церкви и раввината сумели найти общую позицию, что кровавый навет на иудеев здесь совершенно не при чем, неудовлетворенным остался криптораввин Л. Я. Гозман.
Домыслы и факты Домыслы и факты
Историк Евгений Пчелов
Домыслы и факты Домыслы и факты
Историк Евгений Пчелов — о псевдосенсации в деле об убийстве царской семьи
Нынешнее следствие было начато заново, что называется, с чистого листа, и, как любое следствие такого уровня, оно должно дать четкие ответы на максимальное количество вопросов и рассмотреть все возможные, включая и крайне сомнительные, версии произошедших событий. Так и только так в конечном итоге может быть установлена истина.
Расстрел гражданина Романова или все же ритуальное цареубийство? Расстрел гражданина Романова или все же ритуальное цареубийство?
Егор Холмогоров
Расстрел гражданина Романова или все же ритуальное цареубийство? Расстрел гражданина Романова или все же ритуальное цареубийство?
Егор Холмогоров
Почему нам надо расследовать, была ли казнь последнего русского императора и его семьи сакральным действием
Епископ Тихон пояснил, что значит версия ритуального убийства Царской Семьи Епископ Тихон пояснил, что значит версия ритуального убийства Царской Семьи Епископ Тихон пояснил, что значит версия ритуального убийства Царской Семьи Епископ Тихон пояснил, что значит версия ритуального убийства Царской Семьи
Возражение «какие могут быть ритуальные смыслы у большевиков?» епископ парировал встречным вопросом: «А разве мавзолей Ленина — это не сакральное, не символическое, не ритуальное явление?»
Комментарии
Валентин 7 декабря 2017, 18:26
Поддерживаю, все действия Натальи Владимировны Поклонской, направленные против клеветы на святых Царственных страстотерпцев.
Люди, которым дорога память Царя Николая II, без всякого призыва направляли свои письма в Государственную Думу в поддержку светлой памяти умученных Царственных страстотерпцев и тех, кто был с ними до самой последней минуты жизни.
Может быть, когда придет время, мы узнаем точное число тех, кто присоединил свой глас в минуту исповедания веры за нашего Царя.
Мной был задан вопрос одной группе православно верующих сограждан, направлявших такие письма "что Вы испытываете?". На что последовал ответ "Мы не хотим повторения 1917 года".
Наталья Богоявленская 7 декабря 2017, 00:08
Хотелось бы защитить Наталью Поклонскую. Свою любовь к Государю-мученику она проявляла ещё в бытность свою прокурором в Крыму, и ничего скандального в её поведении я, например, не вижу. Акции протестов против "Матильды" инициировала не она. Одна из первых петиций на эту тему появилась в августе 2016 года, её автор -- Анна Кобзенко. Интересно, а что вы хотели -- чтобы клевета на Святого Государя шла широким экраном, а мы, верующие, молчали? Нет, мы показали своё отношение к этой мерзости -- не одна только Поклонская, а все православные. Ещё в статье резанула слух фраза о том, что Николай II являлся главой Церкви. Глава Церкви -- Христос, и это непреложно. В остальном статья правильная.
Марина 2 декабря 2017, 00:33
А может вся эта нездоровая шумиха вокруг последнего царя объясняется проще. Ответ в словах Святейшего Патриарха Кирилла: " Мы ищем ответы на судьбоносные вопросы." Почему никого не волновало следственное дело о последнем царе в 90-е годы? Потому что в нем не участвовала Церковь. А сейчас Церковь- активный участник следствия. И кому-то очень не хочется, чтобы правда стала официальным выводом государственной комиссии.Потому что она может перевернуть умы многих в понимании величия и уникальности России и людей, которые творили ее историю. И тем самым закрыть рты всем этим либералам-коллабоционистам, которые видят все величие России под пяткой Запада.
Миля 2 декабря 2017, 00:20
Доброй ночи,не поняла дату публикации:5 декабря?
Не стоит много рассуждать о семье царя -мученика.Нужно просто представить,что это все произошло с вашей семьёй.На ваших глазах убивали детей и жену.Что бы вы чувствовали?
Все они мученики.
Ира 1 декабря 2017, 12:08
На воре и шапка горит - по поводу реакции Бороды/
Ирина Ш 30 ноября 2017, 14:10
Статья толковая, вопрос о чине прославления по-моему важен. Неясно только какие материальные выгоды имеет ввиду госпожа Автор. Для Небесной Церкви это неважно потому что у Бога неясностей нет, а для Земной Церкви это важно! Правильное прославление и почитание необходимы, это вопрос нашей веры и благочестия. И еще, действительно какой-то провокационно-неблагоговейный шум вокруг Святого Царя поднят.
наталья30 ноября 2017, 12:38
Госпожа автор, вы неправы в этом. ваша цитата...

"А российский император, помимо всего прочего, являлся важной религиозной фигурой. Он – «помазанник Божий», он – глава Православной церкви".

Главой православной церкви является Господь наш Иисус Христос.
Olga30 ноября 2017, 10:39
Непонятно, кто кричит громче всех: "Держи вора!"...
Кстати, депутат Н.Поклонская действовала по запросу многих тысяч людей, защищая память о Царе. И благодаря Н.Поклонской вскрылась лживая сущность упомянутого фильма. А в чём смысл статьи "женщины-журналиста", кроме того, что "это жжжж неспроста"?
Сергей Рязанцев30 ноября 2017, 10:20
Толковая статья, хоть и не без спорных моментов:

"Но если Николай был убит как религиозная фигура, как представитель церкви, по религиозным или мистическим мотивам – посмертный «статус» его меняется. Он оказывается мучеником – «звание» более популярное и почетное, позволяющее развернуть более широкое почитание последнего царя, с различными благоприятными последствиями, вплоть до материальной выгоды" (с)

Лики святости не делятся на более или менее "популярные". Например, преподобные (т.е. просто монахи) Сергий Радонежский или Cерафим Саровский у нас и "популярны" и "почётны" точно не менее, чем апостолы, равноапостольные и т.п. А уж что за"материальная выгода" - вообще загадка.
NIKOLAY30 ноября 2017, 08:41
Если общество больно, если общество деградировало за последние 16 лет,
то абсолютно бессмысленно искать консенсус и взывать к общественному
мнению, проводя опросы. Прочитайте, но только внимательно, Петра Валентиновича
Мультатули. Тяжелое чтиво ... очень тяжелое и даже мрачное. Но в том что касается
зверского убийства Царской Семьи есть только один светлый момент, - это то, как достойно
они приняли мученическую смерть.
Евгений30 ноября 2017, 00:08
"Быть может, я склонна к конспирологии." - очень точное замечание.
Илья29 ноября 2017, 23:42
Как раз полезно, чтобы ложная версия была бы рассмотрена и опровергнута авторитетным следствием - а не табуирована, вызывая все новые подозрения.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×